Научная статья на тему 'РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В РАЗВИТИИ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В РАЗВИТИИ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

48
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рефлексия / компетенция / самореализация / потребность в самообучении / мотивация / инновационная методика / потенциал / reflection / competence / self-realization / the need for self-study / motivation / innovative technique / potential.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фарида Зикириллаевна Умарова

В статье рассматриваются вопросы актуальности и роли рефлексии в развитии лингвокультурной компетенции будущих специалистов, влияния национального характера и менталитета на процесс овладения иноязычной речью, в частности РКИ, приводится методический пример применения упражнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article indicates the currency of formation of linguo-stylistic trainee’s competence, the influence of national character and mentality upon language learning process in particular Russian as a Foreign Language, gives methodological sample of exercise application.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В РАЗВИТИИ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24411/2181-1385-2021-01075

РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В РАЗВИТИИ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Фарида Зикириллаевна Умарова

Кандидат педагогических наук, доцент Ташкентский фармацевтический институт faraz0605@gmail.com

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы актуальности и роли рефлексии в развитии лингвокультурной компетенции будущих специалистов, влияния национального характера и менталитета на процесс овладения иноязычной речью, в частности РКИ, приводится методический пример применения упражнения.

Ключевые слова: рефлексия; компетенция; самореализация; потребность в самообучении, мотивация, инновационная методика, потенциал.

ABSTRACT

This article indicates the currency of formation of linguo-stylistic trainee's competence, the influence of national character and mentality upon language learning process in particular Russian as a Foreign Language, gives methodological sample of exercise application.

Keywords: reflection, competence, self-realization, the need for self-study, motivation, innovative technique, potential.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время скоростного развития, в век информатики и технологий, когда скорость устаревания знаний намного опережает скорость овладения ими обучающимися, перед системой образования ставится задача пересмотра имеющихся подходов к обучению. Личностно-ориентированное образование в качестве цели выводит на первый план развитие способностей обучающихся к самоопределению в деятельности и общении, самоизменению, раскрытию и реализации природного дара, что приводит к самореализации и самоактуализации.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24411/2181-1385-2021-01075

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

Людям, по-видимому, генетически присуща потребность в самореализации как личности, «потребность стать значительным» (Д. Карнеги), стремление достичь своего «акме» (высшей цели). Особую роль в самопознании и осознании своей сущности играет язык. Рассуждая о проблемах обучения иностранным языкам, в частности русскому языку как иностранному, необходимо заметить, что знания и умения по предмету необходимы, о пренебрежении предметными знаниями не может быть и речи, но они необходимы не только и не столько как цели, не как самоценность, а как важнейшее средство, инструмент саморазвития, самодвижения, самоопределения обучающегося, средство самореализации личности.

Одним из наиболее важных инструментов в развитии лингвокультурной компетенции студентов-будущих специалистов является рефлексия. Рефлексия (от латинского reflexio - обращение назад), т. е. анализ, осознание осуществленной деятельности, мышления, общения и своего психологического состояния в этой деятельности - это естественная человеческая способность к размышлению о себе и окружающем мире. «Рефлексия - процесс самопознания и саморегуляции человеком своих желаний, целей, умственных действий, Я-образа, переживаний и смыслов» [2]. Но осуществляемая без знания специальных приемов, рефлексия малоэффективна.

Сегодня роль преподавателя высшей школы изменилась. Нет необходимости читать монотонные лекции о высоких материях или неактуальных для общества проблемах. Вся необходимая информация доступна в интернете, чем современные студенты успешно пользуются. Задача преподавателя - помочь обучающимся понять и осознать область незнания, т.е. организовать рефлексивный образовательный процесс и дать «знания о незнании». Знание собственного незнания - источник интереса, творчества, двигатель процесса познания. Результат обучения должен быть осмыслен лишь совместно с процессом его получения. Именно процесс, а не только результат учебного познания, важен для личностно-ориентированного обучения.

Педагогу важно осознать, для чего необходима развитая рефлексия человеку? Сжатый ответ на этот вопрос содержится в формулировке «Опыт + рефлексия = развитие». Подлинное изменение человека субъективно и есть, по существу, самоизменение, изменение изнутри. Рефлексия развивает умение использовать свой внутренний потенциал, самосознание, ставит обучащегося в

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24411/2181-1385-2021-01075

позицию активного субъекта собственной деятельности, помогает учиться на собственном опыте, развивает у него способности к самоуправлению.

Саморазвитие основывается на самомотивации, что доказано и психологами, и лингвистами, и методистами. Даже обладающий развитым мышлением человек может быть неразвитой личностью, если его развитие определяется извне. Более того, по А. Маслоу, если мы слепы и глухи внутри себя, то мы слепы и глухи к этому во внешнем мире [3; 159]. Нам очень импонирует выражение, в котором обучающиеся сравниваются с лошадьми. «Их можно привести к воде, но нельзя заставить пить. Как заметил американский ученый Крис Аргирис: «Невозможно усовершенствовать человека без его участия. Дверь к усовершенствованию заперта изнутри» [5].

Понимание себя помогает понять свои базовые потребности, а если люди обладают одними и теми же базовыми потребностями, то понимание себя ведет к пониманию человеческого рода. Рефлексия делает знание глубоко личностным, знание через рефлексию получает эмоциональную окраску, благодаря чему безличностные значения переходят в смыслы, рациональное содержание обретает личностный, духовный смысл.

Опираясь на работы психолога О. С. Анисимова [1], механизм саморазвития человека можно представить так: Д -» З -» Р -» УД -» Д1

Д - исходная деятельность;

3 - затруднения в деятельности;

Р - рефлексия: построение представления о ситуации деятельности и о себе «действующем»; поиск причин затруднения и осознание недостаточности своих способностей; построение представления о себе желаемом и о процессе приобретения необходимых способностей с помощью пространства культуры;

УД - учебная деятельность и приобретение необходимых способностей;

Д1 - деятельность в новом состоянии.

Рефлексивное мышление является одним из составляющих в алгоритме овладения иностранным языком. Русский язык является одним из иностранных языков в нашей стране, вместе с тем, он используется как язык межнационального общения. В последние 2-3 десятелетия уровень владению русским языком намного снизился. С данным явлением мы сталкиваемся и в вузе, и при приеме на работу. Не будем говорить об отсутствии языковой среды, о том, что часто обучащиеся (иногда и учителя общеобразовательных школ) при письме и чтении смешивают латинские буквы и кириллицу, что, говоря о Пушкине или Лермонтове, Бунине или Паустовском, не имеют

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24411/2181-1385-2021-01075

возможности насладиться чтением произведений, а ограничиваются знакомством с текстами «О ...»

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Уместно будет сказать лишь несколько слов об опыте изучения русского языка в нашем вузе. Учебная программа составлена так, что основной целью является развитие лингвокультурной компетенции студентов. Каждая изучаемая тема подразумевает закрепление определенной грамматической единицы, однако упор делается на лексические темы. Студенты рассуждают о Книге рекордов Гиннеса, Семи чудесах света, Нобелевской премии, выдающихся деятелях науки, ведущих вузах мира, известных библиотеках мира и мн.др. Им предоставляется право выбора не только формы, но и содержания выполнения заданий. Так, студенты могут разработать проект, подготовить презентацию, устный доклад, выступление. Нередко проводятся диспуты, конкурсы, сравниваются язык, культура, литература, обычаи разныз народов. Упор делается на наличие схожести с родным языком и культурой.

В частности, в преддверии общенародного праздника Навруз ежегодно проводится мероприятие под девизом «Пусть каждый день будет священным как Навруз». Студенты говорят о встрече Навруза восточными и тюркскими народами, о Масленице в России, Фальясе в Испании, встрече весны в Японии как день равноденствия, цветения Сакуры и многом другом. К этому дню они готовят стенгазеты, креативные выступления, проводятся конкурсы. Этот красочный веселый праздник запоминается надолго.

На занятиях мы пишем эссе о своих впечатлениях, о том, как каждый относится к народным традициям и культуре. Так восполняется нехватка урочных часов на изучение русского языка и отсутствие языковой среды, в живом личностном общении усваиваются языковые и культурные нормы разных народов через русский язык.

Развитие лингвокультурной компетенции подразумевает овладение вербальной и невербальной коммуникацией, осуществление речевой деятельности на основе грамматических и стилистических требований русского языка с учетом ситуации и контекста общения, соотнесение национальной и изучаемой культурных традиций. Специалисты утверждают, что с помощью слов передается 7 % информации; звуковых средств (тон голоса, интонация и т.п.) - 38 %; невербальных средств - 55 % [4, С.8]. В качестве невербальных средств общения можно выделить жесты - регуляторы, иллюстраторы,

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24411/2181-1385-2021-01075

символы; расстояние - близкое (интимное, личное), далекое (социальное, официальное); «язык» жестов; поза и т.п.

В целях развития невербальных коммуникативных навыков, лингвокультурной компетенции обучающихся, а также для создания мотивирующей успех эмоциональной учебной среды можно использовать энерджайзер «День рождения» (энерджайзер - от английского слова energy -сила, придающий силы; двигательное упражнение-«разгрузка»). Преподаватель (ведущий) просит учащихся (участников) построиться в «линейку» по дням и месяцам рождения, не разговаривая; можно пользоваться жестами, мимикой, движением рук, туловища. Время - 5 минут. Затем педагог просит студентов озвучить даты их рождения. Нередко находятся «заблудившиеся», которые быстро занимают «свои» места. Упражнение сопровождается воодушевлением, радостью, живостью. Что это даёт: закрепление согласования порядковых числительных и имен существительных, названий месяцев, развитие внимательности, невербальной коммуникации, «чувства локтя». Вдвойне приятно и неожиданно для студентов совпадение проведения данного упражнения с днем рождения какого-либо студента. Все «вдруг» узнают, что сегодня среди них есть именинник, все с восторгом поздравляют его, говорят пожелания. Подобные упражнения интересны не только дошкольникам или учащимся начальной школы, как может показаться извне. Наш многолетний опыт показывает, что как раз-таки такие методы часто разжигают огонь и мотивируют к изучению предмета, развитию и саморазвитию.

Бесспорно, что даже при любой совершенной педагогической технологии многое зависит от сноровки и креативности преподавателя. Умелый педагог может из «обычного» энерджайзера «сделать» интересное, эффективное занятие. Задание можно усложнить: студентам раздать карточки с именами поэтов, писателей, ученых, политических или общественных деятелей, в зависимости от специфики вуза или изучаемого предмета, студент называет не только дату рождения поэта или писателя, но и вспоминает детали его биографии, названия его произведений, читает наизусть отрывки. Другие студенты могут выдать дополнительную информацию. Подобные занятия целесообразно проводить с целью закрепления, обобщения, контроля знаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хотелось бы сказать о влиянии национального характера, традиций, ментальности на лингвокультурную компетенцию обучающихся. Обучащийся-

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24411/2181-1385-2021-01075

узбек редко обратится к старшим на «ты», хотя он хорошо знает, что в русском языке к родственникам и близким позволительно такое обращение; он всегда поздоровается первым, хотя речевой этикет многих народов содержит это правило; в русской речи будет применять слова «ака» (брат), «опа» (сестра). Все это придает русской речи национальный (узбекский) колорит, обогащает ее и обеспечивает жизнестойкость.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что Независимому Узбекистану нужны высококвалифицированные специалисты, умеющие рефлексировать, обучаться и непрерывно повышать свою квалификацию. С этой точки зрения актуальна задача развития лингвокультурной компетенции обучающихся вузов, подготовки их к будущей профессиональной деятельности.

REFERENCES

1. Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. / ИНОАН СССР. Всесоюзный методологический центр. - М.: Экономика, 1991.- 416 с.

2. Исаев А.П. Инструменты профессионального саморазвития /Элитариум: Центр дистанционного образования. www. elitarium. ru. 12.03.2008.

3. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. - М.: Смысл, 1999. - 425 с.

4. Пиз А. Язык телодвижений. - М.: Эксмо, 2002. - 224 с.

5. Lucas, W. Преодоление барьеров в обучении. Элитариум - Центр дистанционного образования. www.elitarium.ru. 28 сентября 2005 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.