Научная статья на тему 'От ярких эмоций при наблюдении гигантских природных объектов - к поощрению гигантских артефактов путем самовознаграждения мозга'

От ярких эмоций при наблюдении гигантских природных объектов - к поощрению гигантских артефактов путем самовознаграждения мозга Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
105
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Ключевые слова
ГИГАНТЫ В ПРИРОДЕ / ГИГАНТОМАНИЯ В ТЕХНИКЕ / ЭЙФОРИЯ ПРИ НАБЛЮДЕНИИ ГИГАНТОВ / ПОЗИТИВНАЯ ЭЙФОРИЯ / САМОВОЗНАГРАЖДЕНИЕ МОЗГА / GIANTS IN NATURE / GIGANTOMANIA IN TECHNOLOGY / EUPHORIA AT OBSERVATION OF GIANTS / POSITIVE EUPHORIA / SELF-REWARDING BRAIN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тетиор А.Н.

Человек склонен к гигантомании при создании объектов материальной и духовной культуры. Стремление к ней заложено в работе мозга: некоторые гигантские природные предметы и явления при воздействии на органы чувств человека вызывают яркие положительные эмоции, даже чувство красоты, Объекты и явления, вызывающие яркие положительные эмоции, должны обладать безусловными признаками красоты, гармонии, величия, и не нести опасности для жизни человека. Состояние человека при этом близко к эйфории (в статье рассматривается только "позитивная" эйфория, вызванная естественными причинами). Так мозг закрепляет виды деятельности, полезные для адаптации. "Позитивная" эйфория положительно окрашенный аффект (сильное эмоциональное переживание) или эмоция; ощущается как внезапное, всеохватывающее чувство восторга, счастья, и потому поощряется мозгом и воспроизводится. Состояние эйфории поддерживается самим мозгом путем выработки гормонов удовольствия опиоидных пептидов эндорфинов и пр. Таким образом, мозг осуществляет самовознаграждение, поддерживая положительные эмоции человека. Эйфория кратковременное эмоциональное состояние. В результате мозг поощряет стремление к созданию гигантских предметов и явлений. Гигантомания бывает негативна для природы и человека, п механизм стремления к ней должен быть управляемым, с целью ограничения, миниатюризации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM BRIGHT EMOTIONS AT OBSERVATION OF GIANT NATURAL OBJECTS - TO ENCOURAGEMENT OF GIANT ARTIFACTS BY WAY OF SELF-REWARD OF BRAIN

Man is prone to gigantomania at creation of the objects of material and spiritual culture. The desire to it lies in the work of the brain. Some natural giant objects and phenomena when exposed to human senses cause bright positive emotions, even a sense of beauty, Objects and phenomena that cause bright positive emotions should have unconditional signs of beauty, harmony, greatness, and do not carry danger to human life The human condition at the same time close to euphoria (the article addresses only the "positive" euphoria caused by natural causes). So the brain fixes activities that are useful for adaptation. "Positive" euphoria is a positively colored affect (strong emotional experience) or emotion; feels like a sudden, all-encompassing feeling of happiness, delight, and is there-fore encouraged by brain and reproduced. The state of euphoria is supported by the brain itself by producing hormones of happiness, pleasure opioid peptides endorphins, etc. Thus, the brain carries out self-reward, supporting positive human emotions. Euphoria is a short-term emotional state, As a result, the desire for gigantic objects and phenomena is encouraged. But gigantomania can be negative for nature and man, so the mechanism of striving for it must be managed in order to limit, transition to miniaturization.

Текст научной работы на тему «От ярких эмоций при наблюдении гигантских природных объектов - к поощрению гигантских артефактов путем самовознаграждения мозга»

ОТ ЯРКИХ ЭМОЦИЙ ПРИ НАБЛЮДЕНИИ ГИГАНТСКИХ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ - К ПООЩРЕНИЮ ГИГАНТСКИХ АРТЕФАКТОВ ПУТЕМ САМОВОЗНАГРАЖДЕНИЯ МОЗГА

Тетиор А.Н.

Доктор техн. наук, профессор РГАУМСХА им. К.А. Тимирязева, г.Москва

FROM BRIGHT EMOTIONS AT OBSERVATION OF GIANT NATURAL OBJECTS - TO ENCOURAGEMENT OF GIANT ARTIFACTS BY WAY OF SELF-REWARD OF BRAIN

Tetior A.

Dr. Sc., Professor Russia, Moscow Agricultural Academy

АННОТАЦИЯ

Человек склонен к гигантомании при создании объектов материальной и духовной культуры. Стремление к ней заложено в работе мозга: некоторые гигантские природные предметы и явления при воздействии на органы чувств человека вызывают яркие положительные эмоции, даже чувство красоты, Объекты и явления, вызывающие яркие положительные эмоции, должны обладать безусловными признаками красоты, гармонии, величия, и не нести опасности для жизни человека. Состояние человека при этом близко к эйфории (в статье рассматривается только "позитивная" эйфория, вызванная естественными причинами). Так мозг закрепляет виды деятельности, полезные для адаптации. "Позитивная" эйфория - положительно окрашенный аффект (сильное эмоциональное переживание) или эмоция; ощущается как внезапное, всеохватывающее чувство восторга, счастья, и потому поощряется мозгом и воспроизводится. Состояние эйфории поддерживается самим мозгом путем выработки гормонов удовольствия - опиоидных пептидов -эндорфинов и пр. Таким образом, мозг осуществляет самовознаграждение, поддерживая положительные эмоции человека. Эйфория - кратковременное эмоциональное состояние. В результате мозг поощряет стремление к созданию гигантских предметов и явлений. Гигантомания бывает негативна для природы и человека, п механизм стремления к ней должен быть управляемым, с целью ограничения, миниатюризации.

ABSTRACT

Man is prone to gigantomania at creation of the objects of material and spiritual culture. The desire to it lies in the work of the brain. Some natural giant objects and phenomena when exposed to human senses cause bright positive emotions, even a sense of beauty, Objects and phenomena that cause bright positive emotions should have unconditional signs of beauty, harmony, greatness, and do not carry danger to human life The human condition at the same time close to euphoria (the article addresses only the "positive" euphoria caused by natural causes). So the brain fixes activities that are useful for adaptation. "Positive" euphoria is a positively colored affect (strong emotional experience) or emotion; feels like a sudden, all-encompassing feeling of happiness, delight, and is therefore encouraged by brain and reproduced. The state of euphoria is supported by the brain itself by producing hormones of happiness, pleasure - opioid peptides - endorphins, etc. Thus, the brain carries out self-reward, supporting positive human emotions. Euphoria is a short-term emotional state, As a result, the desire for gigantic objects and phenomena is encouraged. But gigantomania can be negative for nature and man, so the mechanism of striving for it must be managed in order to limit, transition to miniaturization.

Ключевые слова: гиганты в природе; гигантомания в технике; эйфория при наблюдении гигантов; позитивная эйфория; самовознаграждение мозга.

Keywords: giants in nature; gigantomania in technology; euphoria at observation of giants; positive euphoria; self-rewarding brain.

Движущая сила эволюции - стремление человека к удовлетворению потребностей, сопровождающемуся положительными эмоциями. Эволюция эмоций шла от простейших форм реагирования, связанных с адаптацией к окружающей среде, к развитию эмоциональной сферы человека за счет таких эмоций, как чувства (высшая форма эмоций), страсти (сильное, стойкое чувство, с сильным влечением к объекту страсти), настроения и т.п. Эмоция (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - процесс переживания, отражающий субъективную оценку значимости для человека предметов и явлений. Эмоции позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире. Число эмоций растет, их уже более 150, но всегда соотношение положительных

и отрицательных эмоций ~1:2 [3]. Групповое семантическое пространство эмоций включает в себя гораздо больше негативных (ужас, тоска, страх, отчаяние, горе, печаль, тревога, растерянность, гнев, отвращение) и значительно меньше позитивных эмоций (радость, восторг, уверенность, спокойствие). Ряд специалистов упрощенно полагает, что «эмоции играют роль «пеленгов» поведения: стремясь к приятному, организм овладевает полезным, а, избегая неприятного, предотвращает встречу с вредным, опасным, разрушительным». Это объяснение односторонне, реальная действительность не вписывается в эту схему: организм может с удовольствием овладевать и вредным для себя (куре-

ние, наркотики, пьянство, и пр.), а приятные эмоции могут достигаться искусственным путем, вредным, и даже смертельным.

Мозг человека обладает свойством самовознаграждения, поощрения за позитивные действия, полезные для адаптации [1]. Природные объекты и явления, вызывающие позитивную эйфорию, должны обладать безусловными признаками, способствующими адаптации человека, подкрепляющими полезные формы поведения - красотой, гармонией, величием, и не нести опасности для жизни человека. При восприятии некоторых гигантских природных предметов и явлений человек может испытывать яркие позитивные чувства, что в итоге может закрепить в мозгу положительную оценку роста размеров искусственных предметов и явлений, и ввиду этого - поощрение стремления к гигантомании всех произведений человека. Но далеко не все гигантские природные предметы и явления вызывают яркие позитивные эмоции, и гигантские искусственные объекты и явления в ряде случаев просто опасны для природы и человечества.

Эмоциональное воздействие на органы чувств человека гигантских природных предметов и явлений очень велико. Обычно человек находится в поле множества гигантских природных предметов и явлений, оказывающих на него сильное влияние, вызывающих множество эмоций, чувств - от восхищения и радости до страха, ужаса. Эмоции могут быть вызваны естественными причинами и искусственными, быть следствием патологий. В настоящей статье рассматриваются только позитивные естественные эмоции, вызванные наблюдением предметов и явлений внешнего мира. Положительные для организма естественные эмоции были выделены мозгом и поощрены как полезные для адаптации человека, путем реализации чувства эйфории. Эйфория (др.греч. euфopía буквально «хорошо несущая») - положительно окрашенный аффект (сильное эмоциональное переживание) или эмоция; ощущается как внезапное, всеохватывающее чувство счастья, восторга. Позитивные эмоции - следствие визуального восприятия гигантских предметов и явлений мира, обладающих красотой и величием, и воспринимаемых позитивно (высоких гор, водопадов, высочайших деревьев, северных сияний, радуг, морей, рек, приливов и отливов, и пр.); негативные эмоции воспринимаются как опасные для человека, они как правило, не обладают красотой и величием, не вызывают, чувства эйфории (восприятие ураганов, землетрясений, извержений вулканов, смерчей, волн - цунами, молний, песчаных бурь, нашествий саранчи, пожаров, падений метеоритов, наводнений, и пр.), хотя могут быть и исключения из этого правила, явления на грани позитивного и негативного восприятия. Человек проявляет позитивные эмоции - радость, восторг, восхищение, и др., или негативные - страх, тревогу, ужас, опасение и др. Проявление таких эмоций - это нормальная деятельность органов чувств человека. Но при закреплении в мозгу человека гигантомании, стремления к гигантским размерам создаваемых им артефактов, необходима корректировка

этого закрепления, чтобы стремление к гигантским размерам артефактов не было всеобщим. Таковым можно считать закрепление в мозгу поощрения стремления к безграничному росту создаваемых человеком объектов техники, строительства, транспорта, освоения планеты, освоения Космоса, вооружений, и пр. Это стремление может быть поддержано большими размерами окружающих человека красивых и величественных природных объектов, и закреплено в мозгу человека как полезное для адаптации. Оно может быть названо гигантоманией или гигантизмом. Термин "гигантизм" издавна употребляется в медицине как название болезни, характеризующейся увеличением размеров частей тела. Хотя в более широком смысле этот термин вполне может быть применен для характеристики тенденции к росту размеров артефактов.

Поощрение гигантомании (гигантизма) вызвано особенностями работы мозга, и восприятия объектов. Мозг человека закрепляет как полезную для адаптации позитивную эйфорию при восприятии больших природных и искусственных объектов. Вот, например, описание поощряющего гигантизм восприятия гигантских зданий - небоскребов в Нью-Йорке: "Он смотрел на вершину "Импайр Стейт Билдинг", здания в сто два этажа. В свете луны стальная вершина "Импайра" казалась покрытой снегом. Душа холодела при виде благородного, чистого здания, сверкающего, как брус искусственного льда... Нью-Йоркские небоскребы вызывают чувство гордости за людей науки и труда, построивших эти великолепные здания" (И. Ильф и Е. Петров). Вот как воспринимаются гигантские деревья - секвойи: "Мы ехали по древнему сумрачному лесу, фантастическому лесу, где слово... "человек" перестает звучать гордо, и гордо звучит лишь одно слово "природа", Глядя на дерево, на весь этот прозрачный и темный лес, ...хотелось мечтательно произносить слова Пастернака "В лесу клубился кафедральный мрак..." (И. Ильф и Е. Петров). Интересно восприятие гигантского водопада "Виктория" в Африке: "Мы подошли к краю утеса и заглянули в самую глубину. Зрелище потрясающее! Огромная масса падающей воды...обращалась в бушующий хаос. Над всеми этими стонущими, гремящими и воющими каскадами вспыхивают, тухнут и снова загораются прекрасные двойные ра-дуги.Зрелище волшебной красоты!" (О. Штернберг). Еще интереснее описано восприятие гигантского горного массива "Рувензори" в Африке (его одновременно наблюдали люди разного цвета кожи и абсолютно разного уровня цивилизованности): "И вся волнистая громада сияла в полном своем ве-ликолепии...Эти короткие ...минуты наполняют зрителя таким чувством, как будто он сподобился заглянуть в отверстые небеса. Покуда длилось это зрелище, не было лица..., которое не было бы поднято ему навстречу; все глаза с благоговейным и с радостным изумлением устремлялись кверху, где сияла эта холодная красота, наполненная та-кой...чистоты и недосягаемого блеска, что нет слов для их выражения" (Г. Стэнли). Бесспорно, многие гигантские природные и искусственные предметы

и явления при воздействии на органы чувств человека вызывают яркие положительные эмоции, эйфорию, инициируя даже чувство красоты (рис. 1)

Рис. 1. Гигантские объекты природы: Ниагарский водопад, Эверест

Состояние человека при этом близко к естественной, позитивной эйфории. Состояние эйфории поддерживается самим мозгом путем выработки гормонов счастья, удовольствия - опиоидных пептидов, эндорфинов и пр. Таким образом, мозг осуществляет самовознаграждение, поддерживая яркие эмоции, позитивные для человека как способствующие адаптации [1]. Эйфория - кратковременная эмоция (рис. 2). Известна длительная патологическая эйфория, которая создается искусственными воздействиями; она в статье не рассматривается, так как является патологическим состоянием. Не рассматривается также и длительное позитивное состояние гипертимии, также относимое к болезням и связанное с патологической эйфорией.

Интересно, что чувство позитивной эйфории вызывают не любые гигантские предметы и явления природы; эйфория носит избирательный характер. Объекты и явления, вызывающие позитивную

эйфорию, должны обладать некоторыми безусловными признаками: они удовлетворяют потребности человека, подкрепляют позитивное поведение и способствуют адаптации; тогда мозг вознаграждает себя за эту деятельность. Эти признаки - красота, величие, и отсутствие опасности для жизни человека.

На безусловном первом месте стоит красота: в процессе восприятии красоты у человека сложились предпочтения, которые сформировались в понятия полезности: «лепый» - приличный, пристойный, подходящий; «пригожий» (красивый) - годный, гожий. Красота обозначала конкретные позитивные, предпочтительные, свойства предметов и явлений, которые вначале практически использовались человеком при удовлетворении потребностей с целью получения максимального удовольствия, а затем стали важной эстетической оценкой. На втором месте стоит величие гигантских объектов и явлений природы, их величественная красота, как среда выживания человека.

Рис. 2. Эволюция эйфории - от наблюдения гигантских природных объектов, к поощрению создания гигантских артефактов

Множество опасных гигантских предметов и явлений природы, вероятно, не вызывает состояния эйфории, например, смерчи, бури, наводнения, волны-цунами, оползни, землетрясения, ураганы, извержения вулканов, лесные пожары, молнии, падения больших метеоров, и пр. Это происходит

ввиду наличия признака явной опасности для человека, и иногда - отсутствия признаков красоты и величия этих предметов и явлений. В этот список должны входить все разрушительные гигантские предметы и явления. Но, возможно, граница между

гигантскими предметами и явлениями, вызывающими эйфорию, и не вызывающими ее, достаточно хрупка: ведь речь идет о сложных, многообразных чувствах множества людей. Многообразие устройства сложного, многослойного, унаследованного от животных мозга, мышления, психофизиологических особенностей людей, может быть причиной различной оценки качеств гигантских предметов и явлений [2]. Эту особенность отметил А.С. Пушкин: "Все, все, что гибелью грозит, // Для сердца смертного таит // Неизъяснимы наслажденья — // Бессмертья, может быть, залог! // И счастлив тот, кто средь волненья // Их обретать и ведать мог". Но это - описание особого состояния общества, эпидемии чумы.

Перечень гигантских природных предметов и явлений, воспринимаемых человеком как прекрасные, велик. Это - водные объекты (моря, озера, реки, водопады), горы и ледники, каньоны, леса и деревья-гиганты, ночное звездное небо в тропиках, небесные явления (оригинальные облака, северные

сияния, метеорные дожди, падения небесных тел, ночная Луна, радуги, и пр.), окрашенные пустыни, крупные стада оригинально окрашенных тропических животных и птиц, подводные рифы (Большой Барьерный Риф и др.) с их богатой флорой и фауной, ночной хор большой массы птиц (фламинго), и пр, При наблюдении гигантских, но опасных для человека, предметов и явлений, мозг, вероятно, не вводит процедуру самовознаграждения и не выделяет эти объекты и явления как позитивные, вызывающие эмоции позитивной эйфории (рис. 3). После оценки мозгом степени опасности искусственных или естественных гигантских предметов и явлений, мозг может применить процедуру самовознаграждения, если эмоции позитивные и естественные, и в дальнейшем мозг будет поощрять действия человека, вызывающие такие позитивные для него эмоции. Эта процедура и будет поощрять гигантоманию создаваемых человеком позитивных предметов и явлений - городов, инженерных соору-

Рис. 3. Негативные для человека гигантские искусственные и естественные предметы и явления (взрыв водородной бомбы, извержение вулкана), не вызывающие "позитивную" эйфорию

при их восприятии

При негативном или нейтральном отклике на восприятие предметов и явлений мозг, видимо, не будет включать самовознаграждение (рис. 4).

Рис. 4. Процедура оценки мозгом гигантизма и отклика на наблюдение Самовознаграждение можно представить в виде схемы (рис. 5).

Рис. 5. Схема самовознаграждения мозга

Результатом поощрения мозгом позитивной эйфории является проявляемое человеком стремление к росту размеров создаваемого им искусственного мира, не сопоставимых с размерами человека (рис. 6).

Эйфория может быть результатом не только гигантского визуального, но и слухового воздействия. Вот, например, описание крика гигантской стаи птиц ночью на озере: «Концерт начался тихим попискиванием песочников и жалобными криками ржанок и зуйков. ... Мало-помалу к ним присоединились другие птицы. Шум усиливался с минуты на минуту, и через некоторое время озеро превратилось в форменный бедлам... Сумасшедший гвалт

нарастал до тех пор, пока не вступили фламинго. С этого момента озера не стало - был один только сплошной рев, темное пустое пространство, вскипающее волнами оглушительного шума. ... Голоса птиц звучали на такой печальный, минорный лад, что у меня мурашки бегали по коже. Нечто подобное я испытывал, слушая некоторые пассажи Сибе-лиуса или пробирающий до мозга костей каденции из «Гибели богов» (Клинджел Д., "Остров в океане"). Безусловно, это чувство, вызванное оглушительными криками огромной стаи птиц, подобно эйфории.

Рис. 6. Гигантомания: здания не сопоставимы с размерам тела человека

Итак, объекты и явления, вызывающие позитивную эйфорию, должны обладать безусловными признаками красоты, величия, и не нести опасности для жизни человека. Такие объекты полезны для адаптации, и мозг может сам себя вознаградить за это. Самовознаграждение мозга основано на том, что в мозгу есть участки, реагирующие на опиоид-ные пептиды и на другие «гормоны удовольствия». Сам мозг управляет синтезом и выделением всех этих веществ. Интересно, что эти вещества служат для подкрепления и поощрения тех или иных полезных форм поведения. Самовознаграждение мозга, по-видимому, наступало и при полезном для выживания быстром реагировании. К сожалению, оно же может проявляться при искусственных воздействиях на мозг (типа наркотиков). Это обстоятельство, по нашему мнению, существенно усложняет процесс самовознаграждения. Эволюционно

сложившаяся система самовознаграждения, предполагающая получение тяжкой ценой «божественной искры Радости» (слова из оды Шиллера «К радости»), в результате разветвления получила негативную часть - мгновенное получение радости без каких-либо затрат, искусственное порождение прекрасного (патологическая эйфория).

В процессе реализации позитивной эйфории и самовознаграждения мозга велика роль красоты гигантских объектов и явлений [2]. Красота - это первостепенный признак предметов и явлений, обладающих высшей эстетической ценностью; это - динамичное (исторически меняющееся) качество, вызывающее эстетическое и нравственное наслаждение, основанное на гармонии и многообразии, на превышающем ожидание соответствии наблюдаемого предмета или явления созданному в мышлении совершенному и гармоничному образу. Эво-

люционные истоки красоты лежат в конкретной полезности предметов и явлений для человека. В процессе восприятии красоты у человека сложились предпочтения, которые сформировались в понятия полезности: «лепый» - приличный, пристойный, подходящий; «пригожий» (красивый) - годный, гожий. Красота обозначала конкретные позитивные, предпочтительные, свойства предметов и явлений, которые вначале практически использовались человеком при удовлетворении потребностей с целью получения максимального удовольствия, а затем стали важной эстетической оценкой. На безусловном первом месте в оценке красоты человеком стоит мир природы как источник всего полезного для человека.

Красота - это совпадение с неосознанно ожидаемой нормой, неосознанно прогнозируемым представлением о красивом объекте или явлении. Процесс любования цветущими деревьями, горами, морем, ночным звездным небом и другими красивыми пейзажами не предполагает, что человек не видел это раньше. Напротив, совпадение с действительностью сложившегося в мозгу человека представления об этих прекрасных пейзажах и создает ощущение красоты. «Радостная неожиданность» может быть следствием первой в жизни встречи с прекрасным, которое при следующем созерцании может стать еще прекрасным.

Красота - это древнейшая и исключительная по ценности эстетическая категория. Она, как показали исследования, привлекала внимание к себе, начиная с самой глубокой древности. Это - одно из первых в жизни человека понятий, оформившихся в звуки, в слово, и, бесспорно, оно была связана с полезностью, с предпочтением при удовлетворении потребностей. Предполагается, что этимология образования глубочайше древнего слова «красота» одинакова у разных народов. Вероятно, что это слово происходит от сильно действующих на зрительные и слуховые ощущения свойств предметов, и явлений - гореть, сверкать, пылать, блестеть, цветной, и т.д. При этом качественные оценки прекрасных предметов и явлений мира могут отличаться, образуя невероятное многообразие красот, которое, возможно, неподвластно никакой единой формуле красоты. Возможно, что общеславянское слово «краса» восходит к индоевропейскому корню «ker-» (гореть, пылать), древнегреческое «kalos» -красота восходит к корню «seal-» (гореть, пылать.

блестеть); От латинского «bellus» произошли английское «beauty», итальянское и испанское «bello», французское «beau». Из этих предположений следует, что словом «красота» издревле обозначали внешние свойства предметов и явлений, воспринимаемые основными органами чувств -зрением и слухом. Этимологические исследования показывают, что слова «красота», «прекрасное» генетически связаны с важными, может быть даже основными понятиями, отражающими отношение человека к действительности: с практическим отношением (здоровый, неиспорченный, хороший, добрый, подходящий, избранный и т.д.), либо с эмоциональной оценкой (приятный, радостный и пр.).

Старославянское «лепый» - красивый, изящный, связанное с ним украинское слово «липота» (красота) происходят от «льпъти» (приличный, пристойный, подходящий). Слово «пригожий» (красивый) этимологически связано со словами, оценивающими практическое отношение - годный, гожий. Предполагается такая связь и в других языках: так, греческое «kalos» может быть связано с санскритским «kalya-h» (здоровый, неиспорченный), латинское «bellus» (от которого образовались слова, обозначающие красоту, во многих странах), связано с латинским же «bene» (хорошо, счастливо) и «bonus» (добрый, хороший). Слово «красота», возникшее в глубочайшей древности, имело глубинный смысл и обозначало как конкретно - чувственные свойства предметов и явлений, так и практическое и эмоциональное отношение человека к этим предметам и явлениям.

Многие гигантские природные предметы и явления, положительно оцениваемые мозгом, не несут явных признаков полезности, являясь величественными (высокие горы, океан, ночное небо, и пр.). В этом случае важнейшим фактором положительной оценки предметов и явлений, наряду с красотой, является величие гигантских объектов и явлений. Величие - это наличие в природном объекте или явлении выдающихся свойств, качеств, вызывающих у человека преклонение перед выдающимся творением, уважение к объектам, имеющим выдающееся значение; это - мощь объекта или явления природы, вызывающая глубокое уважение, восхищение; это - торжественная красота; величественность объекта или явления природы (рис. 7).

Рис. 7. Величие природных объектов (видны фигуры людей, подчеркивающие их скромные размеры

в сравнении с величием объектов природы)

Почему эти факторы важны для человека и его адаптации, для позитивной оценки его деятельности мозгом человека? Вероятно, они удовлетворяют потребность в позитивном жизненном пространстве, обеспечивая, во-первых, большое позитивное безопасное жизненное пространство, достаточное для выживания человека. Во-вторых, они поощряют позитивное отношение человека (уважение, восхищение "торжественной красотой") к окружающей его среде. В-третьих, они подчеркивают величие природы, и тем самым - необходимость сохранения уникальной природы, требуя глубокого уважения человека к миру природы и к его величию, чтобы природа не была отвергнута разными способами. В-четвертых, величие гигантских предметов и явлений природы указывает человеку его реальное место в природной иерархии: человек - олин из равноправных объектов живой природы, а не главный определитель судеб мира. И, наконец, в-пятых, человек просто мал перед гигантскими и прекрасными объектами, и явлениями природы. Величие гигантских природных предметов и явлений является их очень важной характеристикой, так как акцентирует внимание на важнейшей роли внешней среды, обеспечивающей выживание человека вместе с природой.

Заключение. Стремление к гигантомании артефактов заложено в работе мозга: некоторые гигантские природные предметы и явления при воздействии на органы чувств человека вызывают яркие положительные эмоции, инициируя даже чувство красоты. Состояние человека при этом близко к позитивной эйфории. Объекты и явления, вызывающие позитивную эйфорию, должны обладать безусловными признаками красоты, величия, и

безопасности для жизни человека. "Позитивная" эйфория - положительно окрашенная сильная эмоция; ощущаемая как внезапное чувство восторга, счастья, и потому она поощряемая мозгом. Состояние эйфории поддерживается мозгом путем выработки гормонов удовольствия - опиоидных пептидов - эндорфинов и пр.: мозг осуществляет самовознаграждение, поддерживая положительные эмоции человека. Так мозг закрепляет виды деятельности, полезные для адаптации. В результате мозг поощряет стремление к гигантизму создаваемых человеком предметов и явлений. Однако, гигантские объекты бывают негативны для природы и человека (гигантский экологический след человечества, гигантские города, гигантская автомобилизация, гигантские разработки полезных ископаемых, гигантские отходы и свалки, гигантские войны, гигантские вооружения, гигантское социально-экономическое неравенство, гигантское загрязнение и вытеснение естественной природы и сокращение биоразнобразия, гигантское сокращение почвенно-растительного слоя, и пр.). Поэтому механизм стремления к ним должен быть управляемым, с целью ограничения гигантомании и поощрения миниатюризации.

Литература

1. Ренчлер И., Херцбергер Б., Эпстайн Д. и др. Красота и мозг. Биологические проблемы эстетики. - М.: Мир, 1995. - 335 с.

2. Тетиор А.Н. Множественный мир. - Электронное издание. Российская Академия Естествознания, 2020. - 845 с.

3. Тетиор А.Н. Красота в природе и обществе. М.: НИА-Природа, 2006. - 402 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.