Научная статья на тему 'Противоречивая эволюция материальной культуры'

Противоречивая эволюция материальной культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
519
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / БИНАРНО МНОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ПРОТИВОРЕЧИВАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЭНТРОПИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НЕГЭНТРОПИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Тетиор А. Н.

Материальная культура включает в себя совокупность и процесс создания, распределения и потребления предметов и явлений, удовлетворяющих материальные потребности человека. Противоречивость этой культуры заключается в том, что с одной стороны, она служит для удовлетворения насущных (древних) и новых потребностей человека, закрепляемых в древнем отделе мозга как насущные потребности; с другой стороны, использование энтропийных технологий и неограниченный рост удовлетворяемых потребностей привели к глобальному экологическому кризису и недостаточности ресурсного потенциала планеты для удовлетворения потребностей. Основой этой культуры служит природа (природные материалы, энергия, ландшафты и все их компоненты). Бинарная множественность и степень сложности удовлетворяемых потребностей, закрепляемых в древнем центре как насущные, растет лавинообразно (это тупик развития). В массе предметы и явления материальной культуры негэнтропийны, они вносят дезорганизацию в природу. Нужна экологизация мышления человека, и экологическая реконструкция материальной культуры с переходом на негэнтропийные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRADICTORY EVOLUTION OF MATERIAL CULTURE

Material culture includes aggregate and process of creation, distribution and consumption of objects and phenomena, satisfying the material needs of man. Contradictory in this culture is that on the one hand, it serves to meet the urgent (ancient) and new human needs, as enshrined in the ancient division of the brain as pressing needs. On the other hand, the use of entropy technology and unlimited growth of needs have led to the global environmental crisis and insufficient resources to meet the needs of the planet. The basis of this culture serves as a nature (natural materials, energy, landscapes and all their components). Binary the plurality and complexity of met needs, fastened in ancient center as vital, growing avalanche (this is a dead-end development). In the mass of objects and phenomena of material culture uses the negentropy, they make a disruption in nature. It is necessary to use the ecologization of human thinking and ecological reconstruction of material culture with the transition to negentropy technology.

Текст научной работы на тему «Противоречивая эволюция материальной культуры»

ции коммуникативное пространство выглядит скорее как интерсубъективное, и контакты художника и зрителя также представляются интерсубъективными в свете понятия «множественности», характерного для постмодернизма. Это не означает, что из художественной коммуникации полностью исчезают обозначенные выше психологические компоненты - фантазия, воображение, ассоциации, художественное мышление, и т. д. Это значит, что её психологические механизмы рассматриваются теперь с учётом понятия децентрации художественного пространства, введенного французскими постструктуралистами, вследствие чего психологическая основа взаимоотношений художника и зрителя предстаёт как явление неизмеримо более сложное. В безграничном интерсубъективном мире, где участвует неисчислимое множество субъектов, где происходит бесконечное взаимопревращение кон-нотатов и денотатов, и любой коннотат в «галактике означающих» становится денотатом, где всё существует в качестве интерпретации тысяч и тысяч накладывающихся друг на друга сознаний, отпечаток этой множественности не может не присутствовать в психологических механизмах художественной коммуникации. Они неизбежно интегративны и бесконечно изменчивы. Но искусство - это познание жизненного мира. А познать его, по убеждению философов коммуникации Л. Витгенштейна, К.-О. Апеля можно только из «перспективы участия в коммуникации».

Литература

1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М. М. Собр. соч. в 7 т. - М.: Русские словари: Языки славянской культуры, т. 6, 2002. -505 с.

2. Волкова Е. В. Произведение искусства в мире художественной культуры. - М.: Искусство, 1988. - 239 с.

3. Выготский Л. С. Психология искусства. -М.: Искусство, 1968. - 576 с.

4. Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.: Политиздат, 1988. -319 с.

5. Лейбин В. М. Психоанализ и философия неофрейдизма. - М.: Политиздат, 1977 - 246 с.

6. Леонтьев А. А. Психология общения. -Изд-во Тарт. Ун-та, 1974. - 219 с.

7. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 1971.-351 с.

8. Раппопорт С. Х. Искусство и эмоции. - М.: Музыка,1972. - 168 с.

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х т. - М.: Педагогика, 1989. - т. 1 - 488 с., т. 2 - 3218 с.

10. Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. - М.: Наука, 1970. - 141 с.

11.Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Теплов Б. М. Избранные труды. В 2-х т., т. 1. - М.: Педагогика, 1985. - 328 с.

12. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. - Известия АПН РСФСР, Вып. 11, М.: 1947, с. 7-26.

13. Шукуров Э. Д. Принцип дополнительности и некоторые аспекты общения // Философские проблемы психологии общения. - Фрунзе: Илим, 1976. - с. 30-39.

14. Шибутани Т. Социальная психология/ пер. с англ. В. Б. Ольшанского - Ростов н / Д.: «Феникс», 1999. - 544 с.

15. Ярошевский М. Г. Психология в ХХ столетии. М.: Политиздат, 1974. - 368 с.

ПРОТИВОРЕЧИВАЯ ЭВОЛЮЦИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Тетиор А.Н.

Доктор техн. наук, профессор Россия, РГАУМСХА им. К.А. Тимирязева, г. Москва

CONTRADICTORY EVOLUTION OF MATERIAL CULTURE

Tetior A.

Dr. Sc., Professor Russia, Moscow Agricultural Academy

АННОТАЦИЯ

Материальная культура включает в себя совокупность и процесс создания, распределения и потребления предметов и явлений, удовлетворяющих материальные потребности человека. Противоречивость этой культуры заключается в том, что с одной стороны, она служит для удовлетворения насущных (древних) и новых потребностей человека, закрепляемых в древнем отделе мозга как насущные потребности; с другой стороны, использование энтропийных технологий и неограниченный рост удовлетворяемых потребностей привели к глобальному экологическому кризису и недостаточности ресурсного потенциала планеты для удовлетворения потребностей. Основой этой культуры служит природа (природные материалы, энергия, ландшафты и все их компоненты). Бинарная множественность и степень сложности удовлетворяемых потребностей, закрепляемых в древнем центре как насущные, растет лавинообразно (это - тупик развития). В массе предметы и явления материальной культуры негэнтропийны, они вносят дезорганизацию в природу. Нужна экологизация мышления человека, и экологическая реконструкция материальной культуры с переходом на негэнтропийные технологии.

ABSTRACT

Material culture includes aggregate and process of creation, distribution and consumption of objects and phenomena, satisfying the material needs of man. Contradictory in this culture is that on the one hand, it serves to meet the urgent (ancient) and new human needs, as enshrined in the ancient division of the brain as pressing needs. On the other hand, the use of entropy technology and unlimited growth of needs have led to the global environmental crisis and insufficient resources to meet the needs of the planet. The basis of this culture serves as a nature (natural materials, energy, landscapes and all their components). Binary the plurality and complexity of met needs, fastened in ancient center as vital, growing avalanche (this is a dead-end development). In the mass of objects and phenomena of material culture uses the negentropy, they make a disruption in nature. It is necessary to use the ecologization of human thinking and ecological reconstruction of material culture with the transition to negentropy technology.

Ключевые слова: материальная культура; бинарно множественная культура; противоречивая материальная культура; энтропийные технологии; негэнтропийные технологии

Keywords: material culture; binary multiple culture; contradictory material culture; entropy technology; negentropy technology

«Нельзя не прийти к выводу, что в течение нашей жизни планета увидит торможение или даже прекращение многих экологических и эволюционных процессов, которые не прерывались с начала палеонтологической летописи... В течение грядущих веков наши потомки будут либо проклинать, либо восхвалять нас в зависимости от того, . насколько хорошо сумеем сохранить ту биосферу, которую они унаследуют» (М. Сулей, «Пороги для выживания: поддержание приспособленности и эволюционного потенциала». - М.: Мир, 1983).

Материальная культура включает в себя совокупность и процесс создания, распределения и потребления предметов и явлений, удовлетворяющих материальные потребности человека. Ее основой служит природа (природные материалы, энергия, ландшафты и все их компоненты). Материальная культура человечества быстро эволюционирует: лавинообразно растет бинарная множественность предметов и явлений, их сложность, количество и сложность удовлетворяемых потребностей. Но она растет за счет дезорганизации, деволюции природной среды. В большей части предметы и явления материальной культуры негэнтропийны, они вносят дезорганизацию в природу.

Эволюция материальной культуры человечества такова: человек, как и любое животное, естественным образом использовал доступные природные материалы и самые привлекательные и подходящие ландшафты, вначале - для выживания и удовлетворения первичных биологических потребностей, затем - для создания первых объектов материальной культуры и для удовлетворения растущих потребностей. Каждое животное потребляет ресурсы природы и выделяет в нее загрязнения, но при этом обычным для взаимодействия является поддержание равновесия, гомеостазиса, когда потребление ресурсов соответствует потенциалу природной среды. Если равновесие нарушается (это наблюдается, например, при чрезмерном росте численности какого-то вида и отсутствии ресурсов в природе для поддержания этого состояния), - происходит элиминация, сокращение численности. Взаимодействие человека с природой постепенно стало неравновесным, природа превратилась в

«страдающую» сторону взаимодействия, как объект потребления и вместе с тем территория выбросов загрязнений. Техногенные воздействия человека на природу и на себя как часть природы в течение очень короткого отрезка времени настолько резко возросли, что стали существенно изменять ход естественной эволюции. Поэтому весьма короткий период в развитии материальной культуры (последние 1 - 2 века) можно назвать техногенной революцией (рис. 1). Эта быстрая революция носит разветвляющийся характер, рост множественности технологических прорывов сопровождается разветвляющимися негативными последствиями. Ее отличают от медленной естественной эволюции такие изменения:

1. Быстрое изменение характера живого вещества, свойств биосферы.

2. Локальные и глобальные преобразования естественных ландшафтов.

3. Быстрое использование невозобновимых природных ресурсов.

4. Изменение материального состава среды, ускорение потоков веществ.

5. Нарушения и помехи в круговороте веществ.

6. Введение в среду жизни несвойственных ей продуктов - ксенобиотиков. Добавление тяжелых элементов, не свойственных среде.

7. Замена естественной среды и факторов жизни на искусственные. Вытеснение и гибель живой природы.

8. Быстрое сокращение природных территорий (лес, почвы и пр.), и замена их преобразованными антропогенными территориями.

9. Глобальные климатические изменения.

10. Сокращение биоразнообразия, безвозвратное уничтожение видов.

11. Нарушения в экологических факторах (факторах среды). Добавление неизвестных ранее воздействий.

12. Антропогенные помехи в каналах информации и обратной связи.

13. Новые технологии манипуляции жизнью. Воздействия на генетическом уровне. Воздействия на космическом уровне.

Темпы протекания естественной эволюции и техногенной революции несопоставимы [1]. Природная эволюция протекает очень медленно по человеческим понятиям (в сопоставлении с продолжительностью жизни человека). Ввиду стремления к удовлетворению потребностей и к получению положительных эмоций человека не удовлетворяли эти медленные изменения, и он постоянно стремился их ускорить, чтобы быстро получить результаты, чтобы они произошли на глазах одного поколения, чтобы человек смог увидеть дело своих рук. Поэтому человек никогда не считался с темпами природной эволюции, всячески ускоряя изменения: сжигал леса, распахивал земли, создавал гигантские искусственные водохранилища, срезал горы, менял течение рек, уничтожал одних животных и разводил других, разрабатывал наиболее богатые и невозобновимые месторождения полезных ископа-

емых, и т.д. Одновременно, решая практические задачи, удовлетворяя естественное любопытство и познавая неведомое, человек стремился распространять свои исследования в ранее неизученные области. Человечество смело шло в неведомые области, заглядывало за грань. Эта смелость была основана на упрощенном мышлении, не позволяющем предвидеть отдаленные последствия, и на стремлении к однополярным представлениям с обрезанием всего негативного, которое как бы не существовало. При этом каждое новое достижение ставило перед человечеством все новые проблемы, и чем более принципиальным оно было, тем большие тревоги затем вызывало. Развитие большей части человечества определялось и продолжает определяться постоянным расширением и практической безграничностью потребностей, закрепляемых и воспринимаемых как первоочередные, насущные (предположение автора).

Рис. 1. Древо бинарно множественной материальной культуры

Достижение положительных эмоций, сопровождающее удовлетворение потребностей, - это одно из основных условий развития человечества. Такое развитие является следствием управления со стороны более древних структур мозга, ответственных за эмоциональную сферу. Таковы же истоки

отсутствия склонности к предвидению результатов своей деятельности, - они носят явный этологиче-ский характер, так как животным и приматам не требовалось дальнее предвидение, и соответствующий механизм не был создан в мозгу. Например, в

соответствии с ростом удовлетворяемых потребностей революция индустрии, энергетики и транспорта - важнейших составляющих современной материальной культуры человечества - развивалась в направлении создания технически целесообразных объектов, полностью подчиняющих себе природу и решающих одну из полезных для человека задач. Технические, жесткие (с точки зрения природы) решения порождали новые проблемы, накопление которых привело к глобальному экологическому кризису.

«Машина радикально меняет отношения между человеком и природой... Она не только покоряет природные стихии, но она покоряет и самого человека; она не только в чем-то освобождает, но и по-новому порабощает его» (Н. Бердяев). «Мы перестаем быть хозяевами техники и, напротив, становимся ее рабами, а техника - некогда жизненно важный элемент созидания - поворачивается к нам другим своим ликом - ликом богини разрушения...» (Э. Фромм). Как ответ на эти проблемы и

негативное разветвление развития, появились предложения и разработки по «мягким» технологиям, более подходящим для природной среды.

Исследование эволюции потребностей человека в сопоставлении с потребностями животных, выявление истоков неудержимого стремления к росту числа и качества новых потребностей, представляет исключительный практический интерес, так как удовлетворение потребностей является реальной движущей силой эволюции человечества, и одновременно с этим оно способно погубить природную среду и человечество. Для мира живой природы характерно стремление к удовлетворению настоятельных (насущных) потребностей, среди которых первыми являются биологические, или естественные, потребности. Они обеспечивают существование, жизнь животного, и поэтому потребность в их удовлетворении прочно закреплена в организме, и связывается с разными формами присвоения объекта потребности (табл. 1).

Таблица 1

Потребности и формы присвоения объектов потребности

Потребность Форма присвоения

Пища, вода, воздух Прямое присвоение путем введения внутрь организма

Экологическая ниша (территория), помеченная разными способами Присвоение территории или животного на период жизни

Качество окружающей среды (климат, ландшафт и его компоненты) Использование путем косвенного присвоения как качества «ниши»

Продолжение рода, размножение Временное «присвоение» партнера для продолжения рода

Пространственный комфорт, защищенность от переуплотнения или сверхразреженности Присвоение части территории на период жизни животного или группы, поощрение поддержания нормальной плотности

Возможность сна и отдыха Личные участки для сна и отдыха

Выращивание и воспитание потомства Личные норы, гнезда, территории

Создание группы или вхождение в этологиче-скую группу Поддержание иерархии (подчинение особей в группе или роль подчиненной особи)

Поддержание гомеостаза Присвоение до достижения лимитов, вводимых природой

Удовлетворение растущих потребностей тесно связано с развитием большей части человечества. С одной стороны, удовлетворение потребностей - это основная движущая сила поведения для большинства людей. С другой стороны, мозг человека отражает потребности и возможности их удовлетворения в виде эмоций. Человек стремится к получению положительных эмоций, как естественных, органично вписанных в цепи «воздействие - реагирование», так и полностью искусственных, заменяющих и разрывающих естественные цепи. Положительные эмоции могут быть получены естественным путем, как хороший результат напряженного физического или умственного труда, создания какого-либо произведения человека, творческого или физического достижения, рекорда. Они же могут быть достигнуты гораздо более простым искусственным

путем, например, введением в организм определенных веществ, создающих в мозгу искусственные состояния. Сложный мозг человека с его склонностью к самовознаграждению, в том числе и ложному, оказывает влияние на протекание процесса удовлетворения потребностей и эволюции. При этом негативными тенденциями эволюции можно считать стремление к удовлетворению иррациональных, неэкологичных, вредных потребностей. Как позитивные, так и негативные потребности составляют бинарные подмножества потребностей. Являются ли негативные потребности органической частью, естественным полюсом двойственных потребностей, или они могут быть вытеснены, замещены позитивными потребностями? Безусловно, стремление к удовлетворению и позитивных, и негативных потребностей поддерживается мозгом (табл. 2).

Таблица 2

Позитивные и негативные тенденции эволюции

Участие множества мозговых структур в генезисе эмоциональных состояний и поведения _Удовлетворение растущего множества позитивных и негативных потребностей_

Добродетельные потребности

Греховные потребности

Стремление к получению позитивных и рациональных эмоций

Стремление к получению негативных и иррациональных эмоций

Реальные пути эволюции потребностей

Постоянный поиск новых путей и способов роста и развития удовлетворения рациональных и иррациональных, полезных и вредных потребностей_

Добровольное или вынужденное ограничение греховных, вредных потребностей как следствие образования, воспитания, действия законов

Новая этика как способ достижения рациональной замены греховных и иррациональных потребностей на добродетельные и рациональные (?)_

Культурная и технологическая революция, резкое расширение круга позитивных и негативных потребностей, совершенствование способов их удовлетворения_

Рост искусственности жизни и среды, появление новых и вредных потребностей

Поиск путей замещения вредных и греховных потребностей новыми, полезными

В истории человечества техника и технологии развивались по пути от биологических прототипов - «катализаторов» (природных объектов или явлений, обусловивших появление технического решения) к усложненным решениям, зачастую не имеющим видимого общего с первоисточниками. По мере развития человечества эволюционировали и все объекты современной технической мощи - индустрия, энергетика, транспорт. Для хода техногенной революции материальной культуры характерны некоторые общие особенности: от первоначального «мягкого», небольшого по объему и в целом незаметного для природы использования возобновимых источников энергии и ресурсов (материалов и пр.) - к резко расширяющемуся потреблению невозобновимых ресурсов (в том числе источников энергии), к локальному и к глобальному загрязнению среды. В то же время внутри этого гигантского и негативного для природы техногенного комплекса медленно зреют принципиально новые, «мягкие», экологичные решения энергетики, транспорта, индустрии.

Интересны идеи о создании полностью приро-доподобных живых объектов материальной культуры, техники и технологий: «Между собой и природой, как между элементом и системой, образующими целостность высокого негэнтропийного характера, человек помещал бы не какую-то неорганическую прослойку с совершенно другими, сугубо энтропийными качествами, каковой является техника, а столь же высоко организованную подсистему, составленную из живых существ, которая бы не нарушала, а, наоборот, укрепляла, гармонизировала баланс между человеком и природой, способствуя слиянию его с последнею» [3]. Однако, эта

живая техника пока неосуществима. Развитие биопозитивных промышленных технологий в будущем, может быть, позволит более экологично переориентировать направление техногенной революции, несколько экологизировать ряд современных технологий. В то же время уже сейчас в недрах старых загрязняющих среду технологий созревают новые природосберегающие и природовоспроизводя-щие решения. Замкнутые технологии, глубокая очистка и утилизация отходов, снижение энергопотребления и материалоемкости, сокращение потребления природных ресурсов постепенно должны стать обычными для всех технологий. Далее могут последовать природоподобные и «умные» технологии, которые рассчитаны на потребление только возобновимых ресурсов и одновременно позволяют накапливать новые антропогенные месторождения и запасать энергию. Негэнтропийные объекты уже существовали и существуют в истории (табл. 3). Вместе с тем нельзя согласиться с утверждением о полной неэкологич-ности (энтропийности) техники, созданной человеком [3]. Для того чтобы быть негэнтропийными, технические объекты должны быть глубинно подобны объектам природы по взаимоотношениям с остальной природой, то есть подчиняться принципам гомеостаза. Они должны включаться в гомео-статические отношения, не добавлять в природу физические, химические, механические, эстетические и другие загрязнения, отличающиеся по объему и качеству от природных, не вытеснять природу и не занимать чужие экологические ниши, включаться в естественные цепи, предоставлять ниши флоре и фауне, и пр.

Таблица 3

Негэнтропийные природные и искусственные объекты_

Гомеостатическая негэнтропийная живая природа (флора, фауна) Негэнтропийные искусственные объекты

Поддержание гомеостаза Первые искусственные объекты (жилища из веток, лодки из коры или дерева, лошади как средство транспорта, пчелы как «фабрика» меда, коровы как источники молока и мяса, лук и стрелы как оружие, и пр.) - полностью негэнтропийны

Природные материалы

Потребление только возобновимых ресурсов

Потребление с учетом ресурсного потенциала территории

Существование в пределах «ниши»

Элементный состав («легкие» элементы»)

Невмешательство, не вытеснение природы

Предоставление «ниш» для флоры и фауны

Участие в различных формах симбиоза и антибиоза

Внесение только усваиваемых средой отходов

Сенсорная экологичность

Между тем пока развитие той части материальной культуры, которая в наибольшей степени влияет на состояние окружающей среды, - урбанизации, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, энергетики, - протекает в направлении небольших улучшений и крупных научно-технических прорывов, принципиально не отличающихся от избранных ранее направлений, вызвавших кризисное состояние природы. Каждый раз, когда решалась какая-то большая проблема, человечество в соответствии со своей склонностью к дуальному и даже однополярному мышлению весьма воодушевлялось, полагая, что на этот раз оно получит только положительные результаты. И каждый раз оказывалось, что не были учтены отдаленные негативные последствия. Каждый прорыв в технологиях, каждое появление новейших технологий вначале приближали человека к манящей роли «создателя», но затем вызывали новую головную боль. Сложность новых проблем как результата крупных технологических прорывов резко возрастала. Например, создание двигателя внутреннего сгорания и появление автомобиля в итоге привело к глобальной проблеме загрязнения воздуха. Открытие ядерной энергии вызвало появление мощного оружия и загрязнение среды отходами ядерных электростанций. Создание виртуального компьютерного мира, заменяющего реальный мир, еще не оценено по возможным и, видимо, реальным негативным последствиям. То же самое можно сказать и о новых технологиях, позволяющих манипулировать с жизнью, в том числе и на чрезвычайно тонком генетическом уровне. В этом же ряду и расширяющаяся урбанизация, приведшая к неизвестным и невиданным ранее размерам урбоареалов, высоте и длине гигантских зданий и сооружений. Одним из реальных правил исторического развития человечества является его неспособность предвидеть будущее как результат своих действий. Отметим важное обстоятельство исторического развития: наряду с изменениями во всех областях жизни и деятельности человека, постоянно охраняются и поддерживаются древние и старые способы взаимодействия, в том числе негативные способы и идеологии, унаследованные человеком [6, 7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С одной стороны, человечество постепенно привыкает к мысли о неизбежности определения самим человеком судьбы всего мира, об отсутствии другого выхода, кроме взятия судьбы мира в свои руки и принятия на себя роли Создателя, Бога. С другой стороны, человечество испытывает страх перед возможными новыми опасностями, перед выходом технологий из-под контроля (хотя и бессмысленно говорить обо всем человечестве, действительная оценка человечеством своих действий бинарно множественна). Эволюция человека протекает в поле ограничений и условий, накладываемых историей развития и естественными законами. Продолжаются с нарастающей интенсивностью два важнейших исторических процесса: рост негативных воздействий человека на природную среду, приведший к глобальным экологическим проблемам и к глобальному антропогенному экологическому кризису, первому в истории Земли, и уход человека из поля естественного отбора, сопровождающийся ускоренным возрастанием искусственности жизни человека.

Этот процесс необычен для человека, так как он наблюдается впервые в истории и его последствия пока не ясны. Сложность эволюционного процесса подчеркивается его дуализмом, двойственностью [6, 7]. С одной стороны, человек стремится к устойчивому существованию и развитию. С другой стороны, именно неустойчивость - условие динамичного развития [4]. Результаты развития человечества также двойственны (точнее - множественны). Некоторые небольшие прогрессивно развивающиеся страны достигли достаточно хороших результатов в разумном управлении своей территорией и воспитали законопослушных граждан. Но научно-техническая революция совпала с наиболее значительными войнами в истории человечества; на Земле сохраняется неустойчивость развития, не прекращаются вооруженные конфликты, растут бедность и неравенство, голод и безработица, возникли признаки глобального экологического кризиса. Известно, что все кризисы - это, прежде всего, кризисы мышления. Видимо, причинами кризисного развития человечества и такого же взаимодействия с природой Земли являются особенности его мышления, сложный «триединый» мозг (наличие

наряду с неокортексом также и древних систем, в том числе лимбической системы высших млекопитающих и, возможно, всех его предков - рептилий и др.), его двойственность как человека биологического и социального. Определяет ли действия человека абстрактное мышление, если оно окрашивается яркими эмоциями, если «животное» в человеке не отпускает «социальное» от себя? Анализ предыдущего опыта показывает, что есть определенные правила в истории материальной культуры, в разработке и применении новых технологий:

1. Каждое научно-техническое достижение (научно-технический прорыв - НТП) человечества сопровождается комплексом негативных последствий.

2. Негативные последствия могут развиваться с запаздыванием.

3. Задачи ликвидации негативных последствий в итоге приходится решать.

4. Иногда затраты на ликвидацию негативных последствий выше эффекта от научно-технического достижения.

5. Как правило, не удается полностью решить все проблемы предыдущих НТП, поэтому негативные последствия накапливаются.

Развитие идет с разветвлениями (бифуркациями), каждый технологический или другой прорыв, порождают через небольшой промежуток времени уравновешивающее (позитивное или негативное) ответвление (рис. 2).

Рис. 2. Развитие с последующими разветвлениями

Чем значительнее уровень научно-технического достижения, - тем выше уровень негативных последствий. Но многослойный и эмоциональный мозг человека, в котором существенную роль играют древние структуры, поощряющие быстрое принятие простых решений и удовлетворение эмоций, не дает ему возможности предвидеть последствия своих шагов, совершать согласованные и дальновидные действия по управлению собой и природой. Следствием этого стала новая техногенная и зачастую негативная эволюция взаимодействия человека и природы [5-7]:

1. Растущая замена естественной окружающей среды на искусственную в современных жилищах и городах, разрыв естественных связей между воздействиями на человека природных факторов и реагированием на них.

2. Резкое облегчение добывания необходимой пищи, одежды, тепла и удовлетворения растущих потребностей.

3. Растущее отдаление человека в городе от окружавшей его ранее естественной природной среды со всеми ее компонентами - растениями, животными, звуками, запахами, продуктами питания, и пр.

4. Замена естественных чувств на искусственные; вместо всеобщих занятий видами искусства -

выделение людей, занимающихся искусством; индивидуальное и искусственное «улучшение» лица и тела.

5. Резкое снижение двигательной активности человека и передача многих функций различным механизмам.

6. Очень отдаленное, практически безграничное (без учета больших расстояний) скрещивание.

7. Растущая агрессивность для человека полей и воздействий загрязненной окружающей среды городов. Создание только энтропийной техники и технологий и жизнь в окружении этой абсолютно противоположной природным негэнтропийным объектам техники.

8. Постепенный выход человека из поля естественного отбора. Перенос сексуального отбора из области физического соревнования самцов в новую область - интеллектуального, экономического и иерархического соревнования.

9. Прекращение роста массы головного мозга и передача все возрастающего числа функций искусственному интеллекту. Внесоматическое накопление подавляющего объема информации человека.

10. Искусственная поддержка жизни людей с различными наследственными болезнями и возможность появления у них потомства.

11. Возникновение новых болезней, опасных и иногда неизлечимых.

12. Широкое распространение опасных пороков - наркомании, алкоголизма и пр. и возможность появления неполноценного потомства при этом.

13. Продолжающиеся войны, рост неравенства и несправедливости, нужда и голод, ведущие к вымиранию отдельных народностей, неполноценному питанию и появлению физически и умственно несовершенного потомства.

14. Не контролируемое вмешательство в жизнь на генетическом уровне. Отсутствие прогноза этого вмешательства, эйфория от первых успехов.

15. Плохо прогнозируемое применение новых лекарств, пищи и пищевых добавок, не встречавшихся ранее в жизни человека.

16. Сужение области действия альтруизма и растущая замена этого фактора на другие, негативные для развития человечества: зло, агрессия, индивидуализм, эгоизм, богатство, и пр.

17. Глобальное изменение биосферы и ее компонентов постоянно растущим человечеством на базе идей антропоцентризма. Возникновение глобальных экологических проблем, глобальный экологический кризис. Техногенная эволюция человечества в новой, непривычной среде.

Ярким примером развития с разветвлениями являются периоды мира и войны в истории человечества (рис. 3).

Рис. 3. Бифуркации развития

Вряд ли можно со всей определенностью сказать о точном соотношении и чередовании этих периодов, так как наряду с крупными и длительными войнами («сорокалетняя война», и пр.) постоянно происходили и продолжаются мелкие, локальные военные конфликты, течение и продолжительность которых не замеряются. При этом даже в периоды мировых войн не все государства принимали непосредственное участие в этих конфликтах, всегда сохранялась часть государств и народов, которая не воевала, на территории которых не происходило сражений. После войн всегда следовали мирные периоды, когда страны залечивали нанесенные разрушения, восстанавливали свой потенциал и, как правило, готовились к новым войнам. Чувство агрессии, контролируемое древнейшими структурами мозга, как это очевидно, успешно эксплуатируется во всем мире, хотя страны несут совершенно недопустимые затраты, и мир не может себе позволить

тратить существенную долю валового продукта на эту непродуктивную отрасль. Внешне странно, хотя и внутренне обусловлено, что создание такой мощной системы, как ООН, не привело к существенному ограничению вооружений и войн. Будучи погашен в одном месте Земли, военный конфликт неожиданно вспыхивает в другом.

История Земли - это история войн, военных конфликтов, особенно в XXI веке, принесшем миру наибольшие научно-технические достижения. Эволюция в методах ведения войн и в вооружениях множественна, но постоянно нарастает степень ее опасности. Если показать на графике периоды войн, в которых участвовала Россия, то заметно разветвляющееся развитие, переход от военных к мирным периодам, и затем - снова к военным (включая и внутренние, феодальные войны, восстания внутри страны, рис. 4).

Рис. 4. Чередование мирных и военных периодов

Даже в сравнительно недавней истории были яркие примеры агрессивного поведения некоторых наций, считавшихся относительно цивилизованными. Испанские конквистадоры уничтожили древнейшие цивилизации майя и инков, американцы вытесняли и убивали коренное население

Америки, многие нации агрессивно подчинили себе африканские народы и территории, и т.д. Немного на Земле государств, которые не наносили бы агрессивных воздействий своим соседям. Но, как известно, история ничему не учит (налицо одна из особенностей упрощенного мышления). Несмотря

на гибель огромного числа людей во второй мировой войне, на огромные людские и материальные потери многих стран, мир после этого уже приближался к третьей мировой войне. Эволюция агрессии, войн, вооружений - это постепенный, а затем -резкий рост агрессивности, мощности вооружений и разрушительности войн (рис. 5). Как и все остальное в эволюции человечества, эта эволюция двойственна. С одной стороны, война - это исключительно негуманное состояние человечества. С другой стороны, агрессия и войны сопровождали человечество в течение всей его истории, многие «лучшие умы» человечества разрабатывали новые вооружения. С одной стороны, подготовка к войне

и война требуют вложения колоссальных средств и жизней; с другой стороны, многие новые технологии и материалы были созданы первоначально именно для войны, и только затем стали использоваться в обычной жизни. Наиболее известные завоеватели, агрессоры вошли в историю человечества, многим из них поставлены памятники, их именами названы города и территории, им посвящены тысячи книг и фильмов, за счет их жизнеописаний живут тысячи людей. Самые выдающиеся агрессоры и создатели мощных вооружений заслуживают поклонения масс. Такова во многом нелепая техногенная эволюция войн и вооружений.

Рис.5. Множественная эволюция войн и вооружений

Эволюция агрессии и войн, вооружений и средств уничтожения - это один из наиболее негативных аспектов эволюции материальной культуры человечества. Развиваясь быстро и оказывая самое непосредственное влияние на человечество, эта эволюция особенно наглядна, так как именно в последние десятилетия, в XX веке, были применены или испытаны самые мощные вооружения, произошли самые разрушительные мировые войны. Как обычно, отношение к агрессии и войнам, к создателям вооружений и к завоевателям двойственно: с одной стороны, народный эпос часто воспевает завоевателей, придает им яркие черты талантов. С другой стороны, страдания народов неимоверны. С одной стороны, новые и новейшие вооружения исключительно негативны, неприемлемы с точки зрения возможности быстрого и массового уничтожения людей. С другой стороны, в обществе поддерживаются легенды о гениальности ученых и конструкторов - создателей оружия. Их награждают высшими наградами государств, им ставят памятники. Сейчас продолжается разветвляющаяся эволюция войн и агрессии как части материальной культуры, так как:

1. Технологические прорывы позволяют создавать все более эффективные вооружения, вызывающие эйфорию вседозволенности.

2. Правители частично или полностью «опирались на штыки», зависели от уровня военного превосходства над соседями.

3. Начиная со времен формирования орд и племен, военное превосходство над противником позволяло выживать и расширять жизненное пространство, поэтому человек поощрял воинов и превозносил оружие и его создателей.

4. Агрессивность поощряется масс - культурой, вследствие чего человек постепенно становится мало чувствителен к проявлениям агрессии, преподносимой ему ежедневно и в яркой упаковке.

5. Упрощенное мышление и стремление к быстрому удовлетворению растущих потребностей, отсутствие предвидения последствий, поощряют захватнические войны - средство присвоения.

Техногенная эволюция транспорта, направляемая человеком и его потребностями, во многом не соответствовала природным принципам, техногенный этап эволюции привел к появлению разнообразных экологически негативных средств транспорта (рис. 6). Негативная техногенная эволюция транспорта может быть переориентирована с учетом природных технологий и принципов. Новые решения должны быть негэнтропийными.

Рис. 6. Множественная эволюция транспорта

Техногенная эволюция индустрии протекает в направлении роста техноразнообразия, энтропий-ности, негативного влияния на природу и человека (рис. 7).

В соответствии с концепцией разветвляющегося развития, в недрах старых загрязняющих среду технологий созревают новые природосберегающие и природовоспроизводящие решения.

Рис. 7. Эволюция индустрии

Замкнутые технологии, глубокая очистка и утилизация отходов, снижение энергопотребления и материалоемкости, сокращение потребления природных ресурсов постепенно должны стать обычными для всех технологий. Далее должны последовать природоподобные и «умные» технологии, которые потребляют только возобновимые ресурсы и одновременно позволяют накапливать новые антропогенные месторождения и запасать энергию. Разветвляющееся развитие материальной культуры особенно ярко проявляется при крупных технологических прорывах в индустрии, транспорте, энергетике, сельском хозяйстве и других аспектах материальной культуры человечества. Например, изобретение двигателя внутреннего сгорания и

автомобилей, автомобилизация мира привели не только к существенным достижениям в ускорении передвижения, но и к загрязнению среды, и, что не менее существенно, - к массовой гибели людей в авариях. Это - не единственный пример противоречивого разветвляющегося уравновешивающего развития материальной культуры (гибель людей, по численности сопоставимая с численностью убитых во многих локальных войнах). Таково же количество ежегодно гибнущих людей в результате технологических аварий и нарушения правил работы.

Так же множественно протекает эволюция энергетики (рис. 8).

Рис. 8. Эволюция энергетики

От полностью экологичных методов в начале развития человечества к чрезвычайно «грязным» технологиям и затем - к началу использования экологичных методов - таков разветвляющийся путь развития энергетики. Развитие энергетики протекает во множестве направлений. Ее. проблемы состоят не только в исчерпаемости большинства современных ресурсов, но и в ограниченности получаемой энергии по тепловому лимиту биосферы.

Этот лимит близок к 140-150 х 1012 Вт, причем нужно учитывать также разницу между охлаждающим и отепляющим антропогенными воздействиями, составляющую около 40...50 х 1012 Вт. Поэтому будущая энергетика должна быть недобавля-ющей (то есть не добавлять тепла в атмосферу сверх установленного предела), а также - биопозитивной (использовать для производства энергии только возобновимые ресурсы, применять для про-

изводства энергии близкие к природным технологии, выбрасывать в окружающую среду перерабатываемые ею загрязнения в объеме, близком к природному, и др.). В то же время и при использовании возобновимых источников энергии нужно учитывать, что нет абсолютно безопасных и экологически чистых источников.

Во множестве направлений протекает эволюция сельского хозяйства, в том числе агросферы, этой исключительно важной для человека отрасли его деятельности. С одной стороны, сельское хозяйство и рост его производительности оказались мощными факторами постоянного обеспечения человека продуктами питания и создания возможности для его более устойчивого развития (рис. 9). С другой стороны, комплекс техногенных воздействий сельского хозяйства на природу Земли оказался исключительно опасным для нее.

Рис. 9. Множественная эволюция сельского хозяйства

Наиболее негативны расширение сельскохозяйственных площадей за счет вытеснения естественной природы, потери свойств почв и загрязнений. При таком быстром росте вскоре может быть преобразована в техногенный ландшафт вся территория суши. И жизнь в этом техногенном, искусственном ландшафте также становится все более искусственной. Расширение вмешательства человека в природную среду, особенно интенсивно происходящее в последние десятилетия, начало существенно изменять сложившиеся тысячелетиями

условия естественного отбора и эволюции в целом. Данные о росте воздействий человека на природу и о скорости формирования антропогенно измененных ландшафтов свидетельствуют о том, что при сохранении этих тенденций на Земле в XXI веке суша будет преобразована, не останется территорий «дикой природы». При этом изменятся условия отбора для живых организмов, и для человека.

Развитие материальной культуры множественно - сохраняются самые простые жилища, са-

мые упрощенные способы производства (например, «домашней» металлургии), наряду с ростом «высоких» технологий. Развитие материальной культуры ведет к изменению природной и социальной сред, что вызывает целый ряд негативных последствий: приближение человека к пределам социальной адаптации, изменение «химизма» внутренней среды организма и рост неврозов, неразрывно связанный с биохимическими процессами в организме [2]. Человек в большом городе устает от скученности, загрязнений, стресса, спешки, что ведет к росту агрессивности, неврозов, заболеваний, потребления лекарств, алкоголя, психотропных веществ, наркотиков. Одновременно человек активно воздействует и на процесс собственной эволюции, собственного естественного отбора. Этот процесс воздействий чрезвычайно многообразен и сложен. Его последствия трудно оценить в связи с тем, что они проявляются очень медленно, веками. Вторгаясь в естественную среду и искусственно изменяя ее, человек быстро (непривычно для обычной скорости эволюции и естественного отбора) меняет условия жизни и взаимодействия живых организмов с окружающей средой; в итоге он существенно меняет протекание эволюции и деятельность естественного отбора, частично принимая его функции на себя и частично вводя его в заблуждение вследствие большой скорости изменений.

«Диалектическое снятие» биологического и усиление «социального» в человеке проявляется в том, что в человеческом обществе прекратилось решающее действие эволюции и естественного отбора в том виде, в каком они действуют в животном мире. Физическая приспособленность уже не играет важной роли, человеческий разум должен компенсировать физическую слабость и неприспособленность. Это - в определенной степени движение к меньшей устойчивости человеческого организма,

к его зависимости от средств цивилизации. Можно попытаться кратко проанализировать роль научно -технического прогресса, сопоставить развитие материальной и духовной культуры в наиболее развитых странах с ее состоянием в странах с низким уровнем научно-технологического прогресса или вообще в племенах, оставшихся пока почти без влияния этого прогресса, старающихся противопоставить навязываемому извне образу жизни свой традиционный уклад, свои древние представления (табл. 2). Сопоставление показывает, что научно -технологический прогресс не приводит автоматически к полностью прогрессивному развитию; главное здесь то, что «примитивные» племена при их низком уровне жизни не создавали и никогда не создадут опасности для жизни всей природы, они никогда не уничтожат природу и не приведут к вероятности исчезновения невозобновимых ресурсов. Вместе с тем качество их жизни низкое. Налицо некоторое уравновешивание качества жизни и ее последствий для природы, благоприятное для сохранения природы.

Вся живая природа находится в гомеостатиче-ском равновесии с окружающей средой, все живые организмы и экосистемы как высокоорганизованные системы обладают значительной негэнтро-пией. Самоорганизация и саморегуляция природных систем направлены на достижение равенства нулю их энтропии, человеческая же техника полностью энтропийна. Создание совместимой с природой негэнтропийной техники - это, возможно, задача отдаленного будущего (можно ли полагать, что эту задачу удастся решить в «розовом» будущем, не является ли надежда на это будущее обычным уходом от реальной множественности? Разумеется, лучше не надеяться на будущие решения, а стараться сейчас вводить «мягкие» технологии взаимодействия с природой).

Таблица 2

Показатель Цивилизованные страны «Примитивные» племена

Гомеостаз Исключается Поддерживается

Качество жизни в поселениях Высокое в развитых странах Низкое, но традиционное

Взаимоотношения с природой Загрязнение и вытеснение Уважение остальной природы

Самореализация, смысл жизни и его реализация Достигаются не часто, на них влияет искусственность жизни Понятие смысла жизни зачастую отсутствует

Счастье жизни Достигается не часто, заменяется выполнением привычных обязанностей Понятие счастья заменяется выполнением обязанностей

Справедливость, равноправие Стремление к ним и реальная несправедливость То же

Человеческое общение Замена естественного общения техническим Естественное общение

Войны, конфликты Постоянны Почти постоянны

Религия, философия, этика Бинарное множество Одно учение

Болезни и уровень лечения Множество болезней и высокий уровень лечения Преобладание естественного лечения

Продолжительность жизни В массе высокая В массе низкая

Глобальное разрушительное влияние на жизнь и природу Возможно при атомной войне или научно-техническом прорыве Невозможно

Культура Разнообразная, сложная, удаленная от масс Простая, но массовая

Обучение и воспитание Сложное, требующее больших затрат времени Простое, в процессе обычной жизни

Техника, орудия труда Энтропийная и расточительная техника Простая, негэнтропийная техника

Пища Разнообразная, и чрезмерная Недостаточно разнообразная

Одежда Разнообразная, с расточительной модой Не разнообразная, не расточительная

Красота тела, лица, санация Искусственная красота, подверженность моде; санация Украшение лиц и тел. Низкий уровень санации

Преступность, пороки Широко представлены в современных обществах Низкий уровень преступности и пороков

Если противоречивое разветвляющееся развитие материальной культуры реально, то становится чрезвычайно важным определение возможных негативных последствий разнообразных новых технологических достижений, особенно тех, которые имеют глобальный характер. Однако для этого необходимо корректировать систему мышления человека, стремление к удовлетворению потребностей, что очень сложно и практически мало реально.

В то же время следует учитывать незыблемые условия выживания человечества - сохранение большей части природы Земли, ресурсов, естественной эволюции. Если развитие человечества протекает с разветвлениями, то необходимо «мягкое» управление природой, способствующее ее собственным органичным тенденциям развития. «Сложноорганизованным социоприродным системам нельзя навязывать пути их развития. Скорее, необходимо понять, как способствовать их собственным тенденциям развития, как выводить системы на эти пути» (И. Р. Пригожин, [4]).

Прекрасно и целесообразно устроенные природные объекты издавна копируются человеком при создании различной техники. Как бы ни развивались взаимоотношения технической и природной сред, как бы ни были губительны для природной среды многочисленные «жесткие» технологии и виды технических устройств - в итоге, как следует из истории, стратегическое направление развития техники - в создании «мягких», биопозитивных природоподобных технологий и видов техники. Биопозитивная техника в идеале должна соответствовать всем принципам биопозитивности, так как именно техника создала многие противоречия между человеком и природой. Биопозитивными должны быть материалы, технологии, объекты техники, способы их утилизации (рециклирования). Только в этом случае, учитывая невероятное множество материалов, технологий, объектов техники, можно рассчитывать на постепенное восстановление природной среды. В связи с этим интересен анализ техники и технологий в природе, не наносящих ей вреда. Человечество постоянно обращало взгляд на устройство объектов в природе, но вначале следование принципам природы было весьма упрощенным (машущие крылья, одетые на руки человека, и пр.).

Биоморфизм техники базировался на представлении о высокой степени целесообразности структуры и функций живых организмов как следствия длительного процесса эволюции и отбора наиболее жизнеспособных форм, наиболее приспособленных к условиям существования. Техника и технологии развивались по пути от биологических прототипов (или «катализаторов» - природных объектов или явлений, обусловивших появление технического решения) к усложненным решениям, зачастую не имеющим видимого общего с первоисточниками. Развитие биопозитивных промышленных технологий в будущем, видимо, позволит несколько экологизировать ряд современных технологий, и в то же время уже сейчас в недрах старых загрязняющих среду технологий созревают новые природосберегающие и природовоспроизводящие решения. Замкнутые технологии, глубокая очистка и утилизация отходов, снижение энергопотребления и материалоемкости, сокращение потребления природных ресурсов постепенно станут обычными для всех технологий. Далее последуют природопо-добные и «умные» технологии, которые потребляют возобновимые ресурсы и одновременно позволяют накапливать новые антропогенные месторождения и запасать энергию.

Большие надежды в конструировании биопозитивной техники возлагаются в настоящее время на «умную» (интеллектуальную) технику, или, точнее, «мягкую» и целесообразную технику. В настоящее время «умные» объекты техники и технологии достаточно широко разрабатываются и частично применяются в различных отраслях: на одном из первых мест идет военная промышленность. В состав всех «умных» объектов техники входят датчики, микропроцессор с экспертными системами в его памяти и исполнительные механизмы - эффекторы. Существеннейшими частями «умной» техники являются датчики-рецепторы и экспертные системы. По мере разработки принципиально новых типов датчиков - рецепторов появляются новые, все более широкие и необычные возможности создания «умной» техники.

В экологических объектах «умной» техники, целью создания которых должна быть экологизация техносферы и повышение надежности техники, снижение вероятности отказов и аварий, рецепторы должны давать соответствующую экологическую информацию о состоянии окружающей среды, ее

загрязнениях. Поэтому все без исключения типы датчиков и контрольно-измерительных систем могут быть использованы при создании «умной» техники: системы и приборы контроля загрязнения воздуха, воды, почв, животных и растительных организмов; контроля выбросов и отходов, шумовых и электромагнитных загрязнений и др.

Можно подвести итог сопоставления целесообразности объектов живой природы и техники: пока техника никак не может конкурировать по степени целесообразности с природой. В большинстве случаев природные объекты устроены значительно более целесообразно, чем технические. Самое главное их отличие в том, что они повышают степень организованности среды, органично вписаны в природную среду, являются органичной частью природных экосистем и не вносят опасных загрязнений. Внешняя красота технических объектов иногда вполне сопоставима с красотой животных или других объектов природы, но это бывает только тогда, когда технический объект в той или иной степени природоподобен, причем это природоподобие носит глубокий характер (не просто подражание форме, а изучение и использование зависимости

формы от функции природного объекта) (рис. 10). У человечества впереди этап огромной сложности: создание глубинно природоподобных технических объектов, которые не нарушают природную среду. Техногенная эволюция материальной культуры привела планету к экологическому кризису, опасность которого велика, несмотря на то, что состояние неустойчивости может быть условием развития. Человек не относится с уважением («мягко») к природе, находящейся в состоянии неустойчивости, хотя ее поведение непредсказуемо.

«Возникновение разума породило для человека дихотомию, принуждающую его вечно стремиться к новым решениям... Каждая достигнутая им стадия оставляет его неудовлетворенным и озадаченным, и сама эта озадаченность вынуждает его к новым решениям» (Э. Фромм). В соответствии с концепцией разветвления уже наступило время перехода к «мягким» новым решениям - условию исключения кризиса и сохранения природы Земли, жизни на ней. Техногенная революция материальной культуры поставила важнейшие вопросы жизни и деятельности человека, на которые пока нет точного ответа.

Рис. 10. Экологические природоподобные объекты - парусные суда

Развитие материальной культуры множественно, оно протекает с разветвлениями, в ходе которых происходит уравновешивание ветвей. Должно быть вызвано к жизни разветвление материальной культуры в направлении ее экологизации. Для этого необходима экологизация мышления, что наиболее сложно для человека, так как мозг - самый консервативный орган, а развитие человека определяется в первую очередь стремлением к удовлетворению потребностей. Деволюцией материальной культуры можно считать, энтропийность всей современной техники и технологий, существующих за счет дезорганизации природной среды. Эволюция материальной культуры протекает параллельно с ее постоянной деволюцией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение. Противоречивость материальной культуры состоит в том, что, с одной стороны, она служит для удовлетворения потребностей чело-

века; с другой стороны, использование энтропийных технологий и неограниченный рост удовлетворяемых потребностей привели к глобальному экологическому кризису и недостаточности ресурсного потенциала планеты для удовлетворения потребностей. Лавинообразно растет количество и степень сложности удовлетворяемых потребностей (не ограничиваемый рост - это тупик развития). Для мира живой природы характерно стремление к удовлетворению настоятельных (насущных) потребностей, среди которых первыми являются биологические, или естественные, потребности. Они обеспечивают существование, жизнь животного, и поэтому потребность в их удовлетворении прочно закреплена в организме. Новые потребности человека закрепляются в древних центрах как насущные (предположение автора). Но в массе предметы и явления материальной культуры (исключая небольшое число сельскохозяйственных и некоторых дру-

гих технологий) негэнтропийны, они вносят дезорганизацию в природу. Нужна глубокая экологизация мышления, потребностей, и экологическая реконструкция материальной культуры с переходом на негэнтропийные технологии.

Литература

1. Данилов-Данильян В.И. Возможна ли коэволюция природы и общества? - М.: Экопресс. 1998. - 31 с.

2. Дювиньо П., Танг М. Биосфера и место в ней человека. - М.: 1973. - 256 с.

3. Крюковский Н.И. Homo pulcher. Человек прекрасный. - Минск: БГУ, 1983. - 303 с.

4. Prigogine I. The philosophy of instability. -"Futures", 1989, р. 396-400.

5. Тетиор А.Н. Рост грехов человечества. - М.: Palmarium, 2012. - 341 с.

6. Тетиор А.Н. Философия множественного мира. Сетевое издание. - М.: Академия Естествознания, 2016. - 789 с.

7. Тетиор А.Н. Искусственная (антропогенная) эволюция. - ФРГ: Palmarium, 2013. - 386 с.

ПРОТИВОРЕЧИВАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Тетиор А.Н.

Доктор техн. наук, профессор Россия, РГАУМСХА им. К.А. Тимирязева, г. Москва

CONTRADICTORY SPIRITUAL CULTURE OF HUMANITY

Tetior A.

Dr. Sc., Professor Russia, Moscow Agricultural Academy

АННОТАЦИЯ

Противоречивая духовная культура человечества, охватывающая широкую сферу сознания - познание, философию, науку, искусство, религию, нравственность, этику, воспитание и просвещение, и пр., бинарно множественна; множественности, возможно, равновесны. Она развивается с уравновешивающими (позитивными и негативными с точки зрения человека) разветвлениями, ее множественность растет. Ее противоречивость подчеркивается бинарной множественностью, и тем, что она во многом искусственна, создана людьми, не естественна для живой природы; она создается отдельными личностями и потребляется остальным множеством человечества. Интенсивное развитие материальной культуры не означает такого же развития духовной культуры; страны с высоким уровнем материальной культуры иногда отличаются упрощенным развитием духовной культуры. Почитаемые людьми проповедники высшей духовной культуры, праведники - это люди, отказавшиеся от обладания материальными ценностями.

ABSTRACT

The contradictory spiritual culture of humanity, covering a broad scope of consciousness - knowledge, philosophy, science, art, religion, morality, ethics, upbringing and education, etc., is binary plural and probably holistic. It develops with the ramifications (positive and negative from the perspective of a person); its plurality grows. Its controversy highlights by the binary plurality, and the fact that it is largely artificial, created by people, not natural for wildlife; it is created by individuals and consumed the rest of the multitude of humanity. Intensive development of material culture does not mean the same development of spiritual culture; countries with a high level of material culture sometimes differ simplified development of spiritual culture. People revered preachers of the highest spiritual culture, the righteous people, which had renounced the possession of wealth.

Ключевые слова: духовная культура; бинарно множественная культура; противоречивая духовная культура; искусственность духовной культуры; рост множественности культуры

Keywords: spiritual culture; binary multiple culture; controversial spiritual culture; artificiality of spiritual culture; growth of plurality of culture

«Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили друг другу» (К. Маркс, Ф. Энгельс)

«Он рвется в бой, и любит брать преграды, // И видит цель, манящую вдали, // И требует у неба звезд в награду // И лучших наслаждений у земли, // И век ему с душой не будет сладу, //К чему бы поиски ни привели» (И. Гете)

Противоречивость духовной культуры подчеркивается не только ее бинарной множественностью (и, следовательно, противоположными бинарными

оппозициями, рис. 1), но и тем, что она во многом искусственна, создана людьми, не естественна для живой природы. Подобные отдельным элементам человеческой культуры ритуалы в живой природе (обучение, танцы, ухаживания и пр.), органически обусловлены выживанием, гомеостазом, и потому присущи всем животным, тогда как в человеческой культуре этого, как правило, нет. Ее важнейшая особенность - создание ценностей духовной культуры отдельными людьми и последующее потребление этих ценностей массами - пока не познана, не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.