О САМОДОСТАТОЧНОСТИ ЖЕНСКОЙ КРАСОТЫ
Тетиор А.Н.
Доктор техн. наук, профессор. Россия, РГАУМСХА им. К.А. Тимирязева, г. Москва
ABOUT SELF-SUFFICIENCY OF FEMININE BEAUTY
Tetior A.
Dr. Sc., Professor, Russia, Moscow Agricultural Academy
АННОТАЦИЯ
Самодостаточность красоты - это способность женщины решать многие жизненные проблемы исключительно силой своей красоты. Основа самодостаточности красоты - унаследованное от предков влечение к красивой самке как следствие стремления к продолжению рода с рождением здорового потомства. Испокон веков известно восхищение изолированной от других качеств женской красотой («Гений чистой красоты...» и пр.). Такая красота самодостаточна для выживания и успеха в жизни, она позволяет считать женщину образцом красоты, которому должны следовать все женщины. Физическая красота - внешнее отражение хорошего физического состояния женщины, ее здоровья и идеального функционирования внутренних органов; поэтому красивая женщина - желаемая спутница мужчины для создания семьи и выращивания здорового потомства. Согласно закону бинарной множественности, красота - лишь одно из объединенного в человеке бинарного множества взаимно уравновешиваемых позитивных и негативных качеств. Поэтому красота не всегда является определяющим положительным качеством реальной женщины, другие качества красавицы могут быть негативны и весомы. Важнейшим современным фактором является самореализация (реализация своих потенциальных возможностей), которая получает мощную поддержку от красоты.
ABSTRACT
Self-sufficiency of women beauty is ability to solve many problems of life solely by force of beauty. For centuries known admiration of isolated from the other qualities of feminine beauty ("Genius of pure beauty ..."). Such beauty is self-sufficient to survive and succeed in life; it allows considering a woman a "model" of beauty, to be followed by all women. Attracted men to beautiful woman are one of the basics of reproduction and life: physical beauty is external reflection of good physical condition of the person, her health and perfect functioning of internal organs. So beautiful woman is desired companion of men to create a family and raising offspring. But the beauty is just one of the qualities; in person combined many binary qualities are balanced by the positive to the negative. According to the law of binary plurality, self-sufficient beauty must be balanced by the opposite qualities. Beauty is not always the determining factor in a real-life woman; other quality beauties can be negative and significant. The most important factor is the self-realization (the realization of woman potential), which receives strong support from the beauty.
Ключевые слова: красота женщины; самодостаточная красота; уравновешивание красоты; красота -одно из качеств; влечение к красивой женщине; красота - отражение здоровья; духовная красота; самореализация
Keywords: beauty of woman; self-sufficient beauty; balancing beauty; beauty as one of qualities; attraction to beautiful woman; beauty as reflection of health; spiritual beauty; self-realization
«.... что есть красота И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?»
(Н. Заболоцкий). «... красота - .страшная сила» (Ф. Достоевский, С. Надсон).
1. Истоки красоты. Биологические истоки красоты подчеркиваются тем, что красота - это, прежде всего, положительная эмоция, своеобразное чувство удовольствия, в том числе эстетического наслаждения. Это удовольствие специфично, оно отличается от других разновидностей удовольствий, доставляемых многими полезными и жизненно необходимыми объектами, лишенными признаков красоты. В процессе эволюции живой природы преобладают принципы самосохранения и
саморазвития; они привели к появлению двух разновидностей эмоций - отрицательных (человек стремится их минимизировать) и положительных (субъект максимизирует, усиливает, продлевает эти эмоции). Положительные эмоции, возникающие при восприятии прекрасного, или при его создании, всячески максимизируются, и в итоге красота влияет на процесс эволюции живой природы. Исторически постоянно подтверждающиеся преимущества определенных действий человека или создания им определенных (красивых) вещей, заключающиеся в получаемой гармонии, и пр., закреплялись в сознании. Считается, что таким образом мозг закреплял полезные нормы; причем эти нормы - не всегда нормы красоты, так как красота - это чаще «отклонение от нормы», радостная неожиданность, возникающая тогда, когда полученное ощущение превышает неосознанно прогнозируемую норму.
Однако вряд ли можно полагать, что красота - это всегда отклонение от нормы. Иногда красота - это совпадение с неосознанно ожидаемой нормой, неосознанно прогнозируемым представлением о красивом объекте или явлении. Совпадение с действительностью сложившегося в мозгу человека представления о прекрасном и создает ощущение красоты. «Радостная неожиданность» может быть следствием первой в жизни человека встречи с прекрасным, которое при следующем созерцании может стать еще более прекрасным. «Прекрасное родится при переживании открытой красоты и при создании пережитой красоты. В словах «прекрасное родится само, в соответствующий момент» поистине важнее всего понять, что значит «в соответствующий момент» и как уловить этот момент, или лучше сказать, послание неба. Если удалось уловить момент, значит, на тебя сошел дар божества красоты» [3].
Красота животных играет исключительно важную биологическую роль: Ч. Дарвин отмечал, что «способность различным образом прельщать самку имеет в известных случаях большее значение, нежели способность побеждать других самцов в открытом бою». Это важное утверждение объясняет отбор наиболее красивых особей и самых привлекательных признаков. Своеобразное объяснение Вл. Соловьева о внешней красоте, прикрывающей внутреннее безобразие, не соответствует представлению о неразрывной связи красоты и целесообразности: «Космический художник знает, что основа животного тела безобразна, и старается всячески прикрыть и прикрасить ее. Его цель не в том, чтобы уничтожить или устранить безобразие, а в том, чтобы оно само сначала облеклось красотою, а потом и превратилось в красоту» [2].
Стремление «прельщать» самку обнаруживается у самых разных животных У бабочек самцы имеют обычно гораздо более яркую, блестящую и разнообразную окраску верхней части крыльев, самки окрашены более бесцветно и монотонно. Следовательно, яркая окраска крыльев самцов не является полученным в результате отбора защитным свойством, так как самцам защита нужна не в меньшей степени, чем скромно окрашенным самкам. В то же время нижняя поверхность крыльев самцов окрашена защитной краской (когда они сидят, сложив крылья, то становятся незаметны для хищников, а в полете демонстрируют самкам красоту своих крыльев).
У рыб во время спаривания самцы развивают особую красоту формы и цвета. Соревнование в привлечении внимания самки доходит до того, что некоторые рыбы в этот период начинают петь.
«Иногда под вечер из глубины доносятся какие-то необыкновенные звуки, напоминающие колокольный звон. Это поют... какие-то усатые рыбы, похожие на наших сомов. Пение рыб так своеобразно и гармонично, притом само это явление такое ошеломляющее, что спустя некоторое время меня невольно охватывает волнение, какое я иногда ощущаю в концертном зале. Я забываю о комарах, о зное. Я вслушиваюсь, зачарованный, и снова поражаюсь тому, сколько чудес таит этот неповторимый девственный лес. Как и пение рыб, вся природа здесь эксцентрична и необычайна». «Всякий, кому случалось наблюдать за любовными ухаживаниями улиток, не усомнится в обольстительности, проявляющейся в движениях и повадках, которыми подготовляется и завершается спаривание этих гермафродитов» (Ж.Л. Агассис). У птиц в качестве средств обольщения применяются красивые наряды и пение, а иногда и танцы, целые обряды ухаживания. И здесь красота иногда дороже жизни: отбор в угоду красоте жертвует целесообразностью спасения от хищника. У самцов некоторых птиц чрезмерно развиваются размеры крыльев, их яркая окраска. Самка южноафриканского вида Chera Progne бросает самца, если тот случайно теряет украшавшие его в период спаривания длинные хвостовые перья. Таким образом, красота форм, окраски и звуков, безусловно, нравится самим животным, и совершенно не предназначена для того, чтобы нравиться человеку. Красота для животных имеет исключительное значение, если ее поддержание и совершенствование становятся основой существования вида. Красоту бабочек, птиц, рыб, оленей ценят бабочки, птицы, рыбы, олени. И только затем она выступает как красота в оценке человека. Таковы биологические истоки красоты.
2. Эволюция красоты. Интересны исследования физического и эстетического развития человека и его красоты на протяжении его истории [1, 3]. В эпоху палеолита человек воспринимал только утилитарные признаки предметов и явлений. Поэтому и эстетическое восприятие женщины сводилось к акценту на ее детородную функцию: вся характеристика женского тела в скульптуре перенесена к чрезмерно увеличенной тазовой области, животу и груди (рис. 1). При первобытно - общинном строе, даже при низкой степени прогресса, существенно ограниченной и примитивной гармоничности, свободные и равные мужчины и женщины были совершенны и физически, и духовно. Отсутствие классов, частной собственности и государства положительно влияло на гармоничность развития людей. В античной Греции воспевалась гармония тела и духа.
m
™ **
Рис. 1. Древняя Венера
В дальнейшей истории человеческого общества все больше растет негармоничность развития. Сначала - тяжелый труд ради пропитания полностью исключает духовное развитие и физически губит тело человека. Затем - искусственная среда заменяет естественные природные воздействия на человека, увлечение бытовой техникой ведет к гиподинамии, искусство становится занятием абсолютного меньшинства и уходит из жизни людей, физическое совершенствование тела отделяется от духовного и становится уделом небольшого числа спортсменов - профессионалов, причем это занятие из удовольствия превращается в работу, иногда опасную.
3. Понятие красоты женщины. Красивым человеком восхищались почти во все времена, красивое тело человека почти всегда вызывало самые восторженные отзывы. «Какое множество прекрасных лиц! Как род людской красив!» (В. Шекспир); «Обнаженное тело кажется мне прекрасным. Для меня оно - чудо, сама жизнь, где не может быть ничего безобразного» (О. Роден); «Красивейшие человеческие тела во всех положениях, смелых до невероятности - да это целый мир, перед откровением которого невольный холод восторга и страстного благоговения пробегает по всем жилам» (И.С. Тургенев) [3]. Это восхищение физической красотой, благоговение перед ней неизбежно приводило к мысли об экстраполяции ее на общую эстетическую красоту и к обязательности духовной красоты в красивом человеке. Попытки же найти человека, соединяющего в себе физическую и духовную красоту, как правило, были неудачны. Приходилось создавать идеал, к которому необходимо было стремиться [3]. И хотя «в человеке все должно быть прекрасно», хотя философы создают идеал «прекрасного человека», «эстетического человека» [1] и полагают, что он должен существовать, в действительности дело обстоит значительно сложнее. Как соотносятся физическая и духовная красоты человека? Физическая красота, как считается, относительно самостоятельна, автономна, и поэтому ее отношения к духовной красоте бесконечно разнообразны. Известна старая мудрость: «Тело и душа - вода и масло, сколько ни взбалтывай их -они остаются существовать отдельно». Подобную
мысль высказывал И. Гёте в «Фаусте»: «Но склоняется самый упрямый гордец // Перед могуществом красоты. // .Стара и все же не стареет истина, // Что красота несовместима с совестью, // И что у них дороги в жизни разные». Опыт человечества, запечатленный в эпосе, в литературе, полон подтверждений этой, казалось бы, не очень привлекательной мысли. Зло обычно творят внешне красивые злодейки и злодеи, праведные же дела совершают люди, не выделяющиеся особой («броской») красотой, как своего тела, так и одежды, иногда даже просто некрасивые (при этом обязательно прекрасны их глаза, зеркало прекрасной души). В связи с этим интересен факт, постоянно повторяющийся в истории человечества: шпионки (зачастую люди не очень высоких моральных качеств) обычно подбираются из числа красивых женщин. Таковы же требования к «женщинам легкого поведения». Проницательны слова, приписываемые Гомеру: «Боги не даровали всего каждому, но одному - ум, другому - красу, многим - силу, немногим -добродетели же - редким людям» [1]. Возможно, это обстоятельство - еще один из признаков разнообразия. Великие мыслители, философы, ученые не были физическими красавцами.
4. Требования к красоте, хорошее функционирование органов красавицы. «Женщина - источник жизни, весь смысл ее» (Микеланджело). «Жен-щина.она всегда перед нами. Первый осмысленный взгляд младенца ловит склоненное над колыбелью лицо женщины (отметим, насколько важна уже здесь красота лица женщины - ведь это первая красота, которую видит младенец). Ей - первая наша улыбка, ей - первое наше слово. Женщина - мать. Потом - до самой могилы женщина наполняет нашу жизнь. Ради нее - борьба за почести, за славу... Женщина - любовь. В ней и только в ней -все обаяние жизни. Женщина - жизнь. Нет создания совершеннее ее (женщины)» - говорит Конфуций. «Внешность ее воплотила улыбки зари и дыхание цветов, светлейшие яшмы и блеск драгоценнейших камней. Улыбка ее - колодезь счастья; свет глаз - мерцанье тайны жизни, а речь - пение колокольчика в тишине весенней ночи. В ней символ вечного бытия, в не блаженство и бездна отчаяния» [2, 3].
Красота женского тела всегда была высочайшей эстетической ценностью, но не всегда поощрялась в народе: «не родись красивой, а родись счастливой» (слова из песни). К сожалению, у красавиц, как, впрочем, и у многих выдающихся произведений природы и искусства (самых красивых алмазов, скульптур, и пр.) - зачастую трагические судьбы. Поэтому отношение к женской красоте было весьма настороженным: «Человече, отврати лице свое от жены чужая прекрасная, не зри прилежно на лице ея: красоты ради женская мнози погибоша. Красота жены веселит сердце человека и ведет человека в жалось... отрезвися умом и отскочи жен. Что есть жена? Сеть сотворена, прельщающи человека светлым лицом, высокою выею, очами назира-ющи, ланитами склабящиеся, языком поющим, гласом оскверняющим, словесы чарующи, ризы повла-чающи, ногами играющи...» (из старого житейского поучения) [3].
В древней эстетике красоте женщин было уделено достаточно много внимания (например, [3]). Сравнивая идеи многовековой давности и современные требования к женской красоте, легко убедиться, что многие старые мысли актуальны и сейчас. «Три вещи белых: кожа, зубы и руки. // Три вещи черных: глаза, брови и ресницы. // Три розовых: уста, щеки и ногти. // Три длинных: талия, волосы и руки. // Три коротких: зубы, уши и ступни. // Три широких: груди, лоб и переносица. // Три узких: губы (одни и другие), талия и щиколотки. // Три полных: плечи, икры и бедра. // Три тонких: пальцы, волосы и губы. // Три маленьких: соски, нос и голова. // Всего тридцать»[3] (руки, зубы, губы и волосы повторяются.). Пожалуй, за несколько веков изменился взгляд только на длинные вещи (к ним стали относить в первую очередь ноги, хотя этому очень важному женскому органу были посвящены в древности целые трактаты и основные параметры красивых ног остались без изменений: узкие щиколотки, полные бедра, стройность). Как цветисто выражались писатели тех веков, «.в здании, где красивы колонны (то есть женские ноги), не менее хороши должны быть фризы и архитравы, а роскошные капители изящно вылеплены и любовно отполированы до блеска». А.С. Пушкин, таким образом, был далеко не первым, кто красоту женских ног ставил на одно из первых мест: «.Но, каюсь, ножка Терпсихоры прелестней чем-то для меня // Она, пророчествуя взгляду // Неоцененную награду, // Влечет условною красой // Желаний своевольный рой». Современные красивые губы женщин также стали полнее, их уже нельзя отнести к «узким вещам». Все остальное осталось неизменным: «.глаза, в которых помещается самое совершеннейшее из наших чувств... Щеки возвышаются со свойственной им нежной окружностью. Рот окаймлен природой двумя губами, словно из отборнейшего коралла, наподобие приступки вокруг прекраснейшего источника. Зубы прибавляют лицу столько красоты, изящества, обаяния. руки со сгибом локтей и с удивительным и необходимым орудием кистей, могущественных служителей осязания, в которых трудно определить, чего больше -
пользы или красоты. Грудь - два полушария, два холма, полные снега и роз, с двумя коронками из отборных маленьких рубинов на их вершинах.. .распространяют сияние»[3].
Были периоды в жизни человечества, когда, например, красота и здоровое тело смущали христиан - представителей молодой религии. Считалось, что тот истинный христианин, который хочет попасть на небо, должен всячески сопротивляться всем соблазнам, обольщениям зрения, вкуса, запаха, не слушать гармоничную красивую музыку. Все прекрасное (скульптуры, картины, здания и пр.), будучи делом рук человеческих, достойны порицания как грех гордыни и чувственности. Ранее христианство на первое место ставило духовность, при этом красота и связанная с ней чувственность порицались. «Да будут уста твои бледны, а не красны; да не будет лицо твое розово, но бледно. Тело твое сохраняй худощавым, а не полным» [1]. Римляне, эстетические идеалы которых были противоположны (у них, прежде всего, высоко оценивались физические достоинства), негативно относились к этим идеям христианства: так, даже божественное происхождение Христа они подвергали сомнению на основе того, что он был якобы мал ростом и некрасив [1].
В настоящее время в мире есть государства, которые в соответствии с ортодоксальными положениями соответствующих религий не позволяют женщинам открывать не только лицо, но и вообще любую часть тела, то есть, действуют вопреки экологическим законам, в частности, естественному отбору. «Благодаря» полностью закрытой женской одежде и запрещению общения с женщинами на улице поставлена преграда всем сенсорным контактам, поэтому мужчины лишены возможности участвовать в естественном половом отборе. Это -результат неэкологичных запретов, «табу», которых пока еще достаточно в разных религиях и верованиях.
Красота множественна, но женская красота -это сила, перед которой отступают все другие силы: «Природа каждому дала: // Орлу - горбатый клюв и мощные крыла, // Быку - его рога, коню - его копыта, // У зайца - быстрый бег, гадюка ядовита, // Отравлен зуб ее. У рыбы - плавники, // И, наконец, у льва есть когти и клыки. // В мужчину мудрый ум она вселить умела, // Для женщин мудрости природы не имела // И, исчерпав на нас могущество свое, // Дала им красоту - не меч и не копье. // Пред женской красотой мы все бессильны стали, // Она сильней богов, людей, огня и стали». (Ронсар [1]).
Инттересно преклонение перед женской красотой: «Девица сущи, отроковица чудного домышле-ния, зельною красотою лепа, бела и лицом румяна, очи имея черны велики, светлостью блистаяся. бровми союзна, млечною белостю облиянна, возрастом ни высока, ни низка, власы имея черны велики, аки трубы по плечам лежаху». Информативны высказывания А.П. Чехова о женской красоте в рассказе «Красавицы». «Передо мною стояла красавица, и я понял это с первого взгляда, как понимаю молнию. Красоту армяночки художник
назвал бы классической и строгой. Это была именно та красота, созерцание которой, бог весть откуда, вселяет в вас уверенность, что вы видите черты правильные, что волосы, глаза, нос, рот, шея, грудь и все движения молодого тела слились вместе в один цельный, гармонический аккорд, в котором природа не ошиблась ни на одну малейшую черту; вам кажется почему-то, что у идеально красивой женщины должен быть именно такой нос, как у Маши, прямой и с небольшой горбинкой, такие большие темные глаза, такие же длинные ресницы, такой же томный взгляд, что ее черные кудрявые волосы и брови так же идут к нежному, белому цвету лба и щек, как зеленый камыш к тихой речке; белая шея Маши и молодая грудь слабо развиты, но чтобы суметь изваять их, вам кажется, нужно обладать громадным творческим талантом... Ощущал я красоту как-то странно. Не желания, не восторг и не наслаждение возбуждала во мне Маша, а тяжелую, хотя и приятную грусть. Эта грусть была неопределенная, смутная, как сон. .И чем чаще она со своей красотой мелькала у меня перед глазами, тем сильнее становилась моя грусть. Была ли это зависть к ее красоте, или я жалел, что эта девочка не моя и никогда не будет моею и что я для нее чужой, или смутно чувствовал я, что ее редкая красота случайна, не нужна и, как все на земле, не долговечна, или, быть может, моя грусть была тем особенным чувством, которое возбуждается в человеке созерцанием настоящей красоты.».
Красота человеческого тела - это эстетическое богатство, величайшая и бесконечно разнообразная эстетическая ценность. Телесная красота разнообразна во множестве расовых, этнических типов и индивидуальностей, и, тем не менее, имеются и общие критерии красоты, одинаковые для всех рас и народностей. Хотя иногда физически совершенных людей сравнивают с животными или растениями (мощный как лев, крепкий как дуб, стройная как газель, или как березка, гибкая как пантера, и т.д.), тем не менее, красота человека существенно отличается от красоты животных. Отличие это связано в первую очередь с прямохождением (Аристотель, Гален, Бюффон отмечали, что человек, прежде всего, отличается от животных устройством таза).
Стройное тело, завершающееся прямо посаженной округлой головой - вместилищем мозга, на которой расположены основные органы чувств -выразительные глаза, нос с красиво вырезанными ноздрями, рот с чувствительными губами розового цвета и скрывающимися за ними белоснежными рядами зубов («.и зубами дразня, хохотала.» (А. Блок), высокий лоб и красивые волосы над ним, уши красивого рисунка; стройный и прочный скелет, покрытый «корсетом» из мышц; стройные, крепкие и подвижные в сочленениях руки и ноги, длинные и чувствительные пальцы на руках - таков человек. В то же время можно сказать, что таков идеал человека: в действительности природа не терпит однообразия, в том числе и однообразной красоты. Чрезвычайное разнообразие форм тела, его частей, лица, глаз, носа, рта, ушей, волос и пр. свойственны людям. Но что интересно: если путем
совмещения фотографий разнообразных лиц исключить сугубо индивидуальные черты и сохранить характерные, общие для всех лиц черты - получается «типовое» достаточно «красивое» лицо. Это свидетельствует о возможном наличии внутренних эталонов, с которыми сопоставляется все воспринимаемое человеком [3].
Каждый человек (впрочем, как и каждое высшее животное, - например, обезьяна, слон и т.д.) имеет своеобразный центр информации и коммуникации: это - его лицо. Лицо человека в отличие от его тела, красота которого воспринимается скорее как физическая, объединяет в себе духовное и физическое начала. Соотношения между духовной и телесной красотами лица бесконечны. Лицо человека обладает способностью выражать при помощи мимики (богатой или ограниченной в зависимости от уровня интеллектуального развития) самые разнообразные психофизиологические состояния.
Лицо как носитель богатейшей информации является инструментом общения, при котором обычно человек обращен к собеседнику именно открытым лицом (любая степень закрытости лица -черные очки, маска и пр. воспринимается негативно). Хотя в целом при общении воспринимается все лицо собеседника, однако, и лицо имеет сложную микроструктуру и на нем выделяются глаза как структурный информационный центр [3]. Г. Гегель недаром назвал глаза «зеркалом души». Лицо может выражать радость, печаль, сомнение, задумчивость, но именно глаза являются носителями объективной эмоциональной информации. Поэтому при обсуждении проблем обычно хотя бы с некоторыми промежутками времени смотрят в глаза. Цвет глаз, их разрез, здоровый блеск, наличие длинных ресниц, красивых бровей, даже размер зрачка и белизна глазного яблока играют существенную роль в восприятии лица как красивого. Существенную роль в общем восприятии лица играет его форма: круглое (что чаще свойственно женскому лицу), продолговатое (мужской тип). Круглое мужское и вытянутое женское лица воспринимаются как отклонения от нормы (хотя есть многочисленные нации именно с такими типами лиц).
Следующим по значимости после глаз на лице выделяется рот, носящий более чувственный характер. Большую роль в восприятии лица играет лоб, форма которого весьма разнообразна - высокий или низкий, скошенный назад, прямой или нет, гладкий или покрытый морщинами. Завершают картину лица нос (прямой или вогнутый, горбатый, широкий или нормальный, приплюснутый или сильно выступающий), скулы (выпуклые, нормальные, широкие, узкие), щеки (полные, впалые, нормальные), подбородок («упрямый», крупный, скошенный назад, маленький), уши (прилегающие, оттопыренные, маленькие, крупные), бровные дуги (незаметные, нависающие и пр.). Существенную роль в эстетическом восприятии лица играют волосы, форма черепа. Надо сказать, что издавна форма частей лица увязывалась в сознании народа с эстетическими характеристиками человека. Речь идет не
только о френологии, которая связывала форму черепа с наклонностями его обладателя, но и о запечатленных в народном эпосе случаях, когда горбатый нос был у злого и властолюбивого человека, круглое личико и полные щечки - у красавицы, тонкие губы - у злой мачехи (а толстые - у простодушного и даже глуповатого человека), низко расположенные нависшие брови - у злого и угрюмого, острый подбородок - у лукавого и хитрого человека, и т.д. Не миновали этого и писатели: есть произведения, в которых предложена четкая взаимосвязь между отвратительным характером и некрасивой, уродливой формой частей лица (например, известный рассказ Бунина «Петлистые уши»).
В то же время еще И. Кант отмечал, что «у человека с совершенно правильными чертами лица. лицо обычно невыразительно, так как в нем нет ничего характерного, следовательно, оно скорее выражает идею рода, чем специфические черты личности. Характерное в этом виде, доведенное до преувеличения, то есть то, что уже наносит ущерб идее нормы, .называется карикатурой». В целом эстетическое восприятие лица и его эмоциональность зависят не только от богатства мимики, уровня воспитания, но и от конкретных обстоятельств: повышенная эмоциональность может наблюдаться на работе, при развлечениях; пониженная - на отдыхе, в незнакомой обстановке. В последние десятилетия наблюдается чрезмерное увлечение искусственными улучшениями лица с целью достижения его красоты: от разнообразной косметики и до специальных операций по подтяжке кожи, изменению формы лица, носа, губ. Эти меры можно рассматривать как обман в процессе сексуального отбора.
Телесная (физическая) красота человека полностью воспринимается только тогда, когда она открыта взору: на пляже, при спортивных занятиях, в бане, или в интимных условиях. В остальных случаях соответствующая одежда ограничивает восприятие телесной красоты. Отметим, что, помимо защитных функций, современная одежда несет большую эстетическую информацию. В зависимости от желания человека одежда может полностью исключить восприятие физической красоты, может усилить эстетическую привлекательность тела, или создать более строгий и деловой его облик, но может и повысить чувственную привлекательность. Чрезмерное увлечение «улучшающими» функциями одежды может привести к замене естественной красоты здорового тела красотой модной одежды на далеком от идеала теле.
Тела и лица основной массы женщин далеки от идеала. К тому же в старости появляются или становятся видны многочисленные недостатки организма: искривление позвоночника, выпадение волос и зубов, морщины, нездоровый цвет кожи, опускание черт лица, неуверенная походка и пр. И в молодости, и в более зрелом возрасте наблюдаются отклонения от идеала: повышенная упитанность или худоба, облысение головы, волосатость тела, кривизна ног, непропорциональность сложения и др.; особенно заметно отклонение от идеала
черт лица. Но если человечество так далеко от физического совершенства, можно ли говорить о выходе человека из поля естественного отбора?
До сих пор говорилось о внешней, физической красоте, но она, безусловно, является внешним отражением более глубинного внутреннего состояния тела человека - его здоровья и идеального функционирования всех внутренних органов, хорошей и рационально подобранной пищи, своевременного и правильного санирования тела, здоровой окружающей среды, в общем, хорошего психофизиологического состояния человека. И даже от состояния любви - в этом состоянии благоприятно изменяются некоторые внешние признаки красоты: блестят глаза, розовеет кожа лица, разглаживаются морщины и пр.
Глядя на гибкое и здоровое женское тело со здоровой кожей, густыми и блестящими волосами, обнимая женщину и осязая пальцами хороший тур-гор, ощущая приятный запах здоровой кожи и свежее дыхание, мужчина, таким образом, получает достаточно полную информацию о функционировании внутренних органов, подтверждающую или опровергающую его выбор (может быть, страсть к объятиям, обнюхиванию, поцелуям, «ощупыванию» девушек и женщин связана хотя бы частично с получением такой информации? «Я немало девушек щупал, много женщин в углах прижимал» (С.А. Есенин). Даже небольшие неблагоприятные изменения функций или состояния внутренних органов негативно отражаются на физической красоте. Особенно информативны состояние и цвет кожи, глаз, волос, состояние зубов, запах тела и дыхания, стройность фигуры, легкость походки и дыхания (вспомним яркий рассказ И.А. Бунина «Легкое дыхание»). По радужной оболочке глаз в настоящее время прогнозируют многие болезни.
Все сказанное выше подтверждает мысль о неразрывности внешнего и внутреннего строения тела, об органической связи физической красоты и внутренней целесообразности строения и функционирования органов человеческого тела. И лишний раз подтверждает неэкологичность искусственного изменения большинства параметров тела, вводящего партнера в заблуждение и таким образом противоречащего естественному отбору.
5. Духовная красота. Красота души. Вероятно, «красота души» женщины - это высший дар. Душа - это внутренний психический мир человека, его сознание, которое руководит его деятельностью. Поэтому «красота души» - это высоко этичное, гуманное, гармоничное мышление, и его проявления, то есть действия, направляемые этим мышлением. Внутренний психический мир человека, проявляющийся через движения души, непосредственно связан с эмоциями. Человек с гармоничной душой не должен быть уникальной «белой вороной» среди грешных людей, он - не монах, удалившийся от мира, а нормальный человек со всеми страстями; прекраснодушный человек, как всякий душевно здоровый человек, подвержен страстям, эмоционален.
Человек с красивой душой, с гармоничным внутренним миром, отличается особым отношением к жизни- гуманным, глубинно этичным. Возможно, его мышление и действия близки к идеям глубинной экологии, этики эмпатии. Его прекрасный внутренний мир, высоко этичное, гуманное, гармоничное мышление проявляются в действиях, в фундаментальных и обычных жизненных ситуациях, в отношении к важнейшим проблемам бытия. Видимо, одной из важнейших характеристик такого человека является его отношение к смыслу жизни как к реализации способностей человека. Он должен поддерживать наиболее полную реализацию смысла жизни как раскрытие его способностей, в условиях естественного окружения. Ценность жизни - не только в самой жизни, но и в возможности гармоничного развертывания способностей, в самореализации, в любви, в создании семьи, рождении и развитии детей. Великие личности подчеркивали смысл жизни как развитие способностей: «Целью человеческой жизни следует считать развертывание сил человека согласно законам его природы» (Спиноза).
6. Синдром присвоения женской красоты. Как ничейную, так и уже принадлежащую собственнику (мужу, возлюбленному, хозяину, и пр.) красоту окружающие лица мужского пола стремятся присвоить для использования. Это - отмеченный нами «синдром присвоения» [3]. Для присвоения женской красоты нет количественных ограничений (известны гигантские гаремы).
7. Негативные стороны женской красоты. Уравновешивающих негативных сторон красоты много: здесь и зависть окружающих, и физические посягательства на красоту (вплоть до обливания кислотой, а в прежние века - до заточения в тюрьму или сожжения), и стремление завладеть красотой, и желание стареющих владык купить и подчинить себе красоту, и неизбежные признаки старения красавиц, и кражи красивых женщин с выдачей замуж за случайного человека, и многочисленне сложности в личной жизни, связанные, как правило, с повышенными требованиями красавиц к супругу, и пр.
8. Самореализация красавиц. Мысль о самодостаточности женской красоты незримо присутствует в искусстве - в литературе, живописи, скульптуре, Но в соответствии с философией множественности «гений чистой красоты» далеко не обязательно станет (а, скорее, обязательно не станет) всесторонне развитой и духовно совершенной личностью. Визуальное восприятие красоты женщин, которой восхищались люди (в том числе художники, поэты, писатели, и др.) в течение веков, -это начало получения мужчиной нужной информации. Интересен вопрос о самодостаточности красоты: необходимо ли приложение к красоте успешной деятельности, материнства, таланта, и пр., или достаточна физическая красота? Судя по конкурсам красоты, в обществе поддерживается мысль о самодостаточности красоты: победители конкурсов красоты становятся послами ООН, «лицами» фирм, и пр., причем их духовное совершенство далеко не
всегда соответствует физическому. Тем не менее проблема самодостаточности красоты исключительно сложна, она требует углубленного анализа; при этом надо помнить об уравновешивании позитивных и негативных качеств. В соответствии с этим «красавица, комсомолка, спортсменка, отличница .» - это недостижимый идеал.
Яркие красавицы (к ним можно отнести ряд артисток, «моделей») практически никогда не были известны как люди высокого ума. Диалектически противоречивое единство физического и духовного в человеке - это основа человека как эстетического объекта. Физическую и духовную красоты человека и его целесообразность рассматривают всегда отдельно друг от друга, совершая некую хирургическую операцию. Человек един, он органично соединяет в себе физическую и духовную красоту и целесообразность, и раздельное рассмотрение этих частей целого приводит к необходимости искусственного расчленения, чреватого неточностью исследования.
9. Красота и любовь. Красота и любовь, - казалось бы, неразделимые понятия: однако, половая любовь играет роль в индивидуальной жизни и, по-видимому, не играет никакой роли в истории [2]. Как отмечает Вл. Соловьев, сильная любовь или сильная страсть:
1. Обычно оказывается неразделенной, то есть не сопровождается произведением потомства;
2. При взаимности приводит обычно к трагическому конфликту, не доходя до произведения потомства;
3. В счастливых случаях также остается обыкновенно бесплодной.
В тех же редких случаях, когда необычайно сильная любовь все же производит потомство, оно оказывается самым заурядным. Философ продолжает: «По теории Ромео и Джульетта должны были бы соответственно своей великой взаимной страсти породить какого - нибудь очень великого человека, по крайней мере Шекспира, но на самом деле, как известно, наоборот: не они создали Шекспира, . а он их, и притом без всякой страсти - путем бесполого творчества. Ромео и Джульетта, как и большинство страстных любовников, умерли, не породив никого, а породивший их Шекспир, как и прочие великие люди, родился не от безумно влюбленной пары, а от заурядного житейского брака. Управляющая жизнью человека сила, которую одни называют мировой волей, другие - бессознательным духом и которая на самом деле есть Промысел Божий, несомненно, распоряжается своевременным порождением необходимых для ее целей провиденциальных людей, устраивая в длинных рядах поколений должные сочетания производителей ввиду будущих, не только ближайших, но и отдаленнейших произведений. Для этого провиденциального подбора производителей употребляются самые разнообразные средства, но любовь в собственном смысле, то есть исключительно инди-видуализованное и экзальтированное половое влечение, не принадлежит к числу этих средств». Вл. Соловьев опирается на библейскую историю как на
глубоко реальное произведение: он пишет, что даже в сложной системе средств, определивших рождение Мессии, для любви в собственном смысле не было места. И продолжает, что Соломон, например, родился от случайной греховной прихоти стареющего владыки.
Люди разделены на мужчин и женщин (рис. 2), влечение которых друг к другу является основой продолжения рода: «Я люблю сладкое дыхание твоего рта, // Я каждый день восхищаюсь твоей красотой. // Мое желание - слышать твой прекрасный голос, // Звучащий словно шелест северного ветра. //
Молодость возвращается ко мне от любви к тебе, //Дай мне твои руки, что держат твой дух, // Чтобы я смог принять его и жить им. // Называй меня моим именем вечно, а мне // Без тебя всегда (чего-нибудь) не будет хватать» (Послание фараона Эхнатона его жене Нефертити на гробнице).
Мужское и женское тела существенно отличаются друг от друга (еще Цицерон писал: «.Так как есть два рода красоты, из которых в одном - прелесть (venustas), в другом - достоинство (dignitas), прелесть должны мы считать принадлежностью женской красоты, а достоинство - мужской»).
Рис. 2. Женщина и мужчина
В оценке красоты, эстетическом восприятии человека может присутствовать чувственно - утилитарный аспект. Определение границ красоты, то есть установление отличия человека как носителя духовной красоты от человека - объекта утилитарно - чувственного отношения и от индивида -носителя физической красоты, дано в работе Н.И. Крюковского с характерным названием «Человек прекрасный» [1]. Н.И. Крюковский отмечает, что самым важным является диалектически противоречивое единство физического и духовного начал. Выделяя для удобства анализа половой отбор из естественного отбора, Н.И. Крюковский отмечает существенное различие признаков, закрепляемых этими отборами: если естественный отбор закрепляет те признаки, которые помогают организму взаимодействовать с внешней средой и другими организмами своего вида (например, ноги, зубы, шерсть или волосы, гениталии и пр.), то половой отбор закрепляет «информационные» признаки - своеобразные «визитные карточки» своего вида [1]. Так как развитие любого организма идет по направлению от простого к сложному, то и закрепляемые половым отбором признаки (называемые Н.И. Крюковским вторичными) образуются на базе первичных, закрепляемых естественным отбором. Однако вторичные признаки со временем могут стать относительно самостоятельными и противопоставляться первичным. Тело человека становится носителем богатейшей информации, которая иногда противоречит адаптационной целесообразности. Например, утрата волос на теле, голая гладкая кожа (которая приятна для мужчины), волосы на голове,
оволосение подмышечных и лобковых областей (играющее у человека сугубо сигнальную роль), полушаровидная форма женской груди, адресованная как призывный сексуальный сигнал мужчине и относительно неудобная для питания ребенка, возникновение розовой каймы на губах (не встречающееся у остальных приматов), и др. Отметим условность и недоказанность многих утверждений (форма груди - это обычная форма в животном мире; гладкая кожа обычна у животных, и пр.).
И все же не до конца понятна роль естественного и в первую очередь полового отбора в закреплении таких казалось бы важных признаков мужчины, привлекательных для женщин, как высокое стройное, сильное и гибкое тело, густые волосы на голове, длительная и устойчивая половая потенция, и др. Напротив, по мере эволюции и совершенствования человека растет число облысевших мужчин (это - плата за высокий интеллектуальный потенциал; оставшимся на низком уровне развития племенам не известны лысые). Отсутствие физических нагрузок и передача «силовых» функций машинам также ведут к физической деградации, дряблости мышц и отсутствию крепкого мышечного корсета. Точно так же почему-то не закрепляются очень важные признаки для женщин: физическая красота тела и лица, густота волос на голове, стройность и гибкость, и пр. Что это за отбор, если он так плохо проявляется? Почему половой отбор закрепляет явно негативный признак - облысение? Может быть, причина в том, что партнеры, участники отбора ведут себя не так, как предусмотрено «правилами игры»? Или же отбор бинарно множествен [3].
Женское тело по сравнению с мужским более информативно: женщина в процессе партнерства и отбора была «привлекающей», «зовущей» стороной. Н.И. Крюковский подчеркивает, что это обстоятельство было предопределено особенностями эволюции: развитие мозга человека потребовало от женщины приспособления к рождению ребенка с достаточно большой головой, вследствие чего понадобилось расширение таза; но при этом ребенок рождался совершенно не готовым к самостоятельной жизни, долго развивающимся вне утробы. И здесь рядом с женщиной постоянно нужен был охранник, помощник и добытчик - мужчина, которого необходимо было прочно привязать к себе.
Н.И. Крюковский полагает (правда, без глубокого обоснования), что женщина «пошла» на многое: более решительно сбросила шерстяной покров (как?), выработала у себя каким-то образом всесе-зонную сексуальность (что с биологической точки зрения может быть даже опасно, и абсолютно отсутствует даже у высокоорганизованных животных), привлекательно для мужчины видоизменила форму груди (как?), и т.д. В результате была начата подготовка к новой социальной форме жизни - семье, к постепенному превращению полового чувства в любовь. И, что является естественной причиной и следствием любви, началась подготовка к восприятию тела человека как прекрасного (рис. 3).
В 1848 г. смертельно больной Г. Гейне, будучи в Париже, с трудом добрался до Лувра и остановился перед мраморной статуей Венеры Милосской - расставаясь с жизнью, он расставался с красотой. Красота женщин часто становилась причиной многих неожиданных поступков влюбленных мужчин: ради любви красавицы мужчина мог пойти на отказ от устойчивого положения в обществе (вплоть до отказа от царствования), и на предательство, и на мошенничество, что заканчивалось полным моральным падением, и даже на суицид. Однако, сильная страсть - это, скорее, отклонение от нормы, причем наказуемое отклонение. Несколько неожиданна роль красоты в таком сильнейшем чувстве, как половая любовь. Естественно, что красота
вызывает сильное чувство любви. Форель писал: «Я бы так определил идеал половой любви: мужчина и женщина, в силу полового влечения и гармонии характеров, вступают в союз, в котором взаимно пробуждают друг друга к социальной работе для человечества, и именно таким способом, что воспитание ближайших им существ, то есть детей, делают исходным пунктом всего остального.. Один пол так же необходим, как другой, не только для воспроизведения вида, но и для всякой другой производительной деятельности; оба эквивалентны и относятся друг к другу, как две половины одного целого, из которых каждое оказалось бы, в конце концов, неспособной к существованию, не будь другой».
Оценки любви и красоты множественны - от любви к «красоте без извилин» до любви к выысо-кодуховной красоте. «Любить иных - тяжелый крест, // А ты прекрасна без извилин, // И прелести твоей секрет // Разгадке жизни равносилен». (Б.Л. Пастернак). Поэт говорит о самодостаточной красоте, прелести без добавки ума (без извилин). Он воспевает удовлетворение любовной (безусловно, половой) потребности красавицей с поверхностным умом (в лучшем случае): Такое удовлетворение известно с древнейших времен. Сейчас есть много форм такой «любви» - вплоть до эскортного сопровождения богатых «заказчиков» во время их поездок. Соотношения красоты и любви множественны. И, тем не менее, часто красота женщины и любовь связаны тесными узами. М. Горький считал, что прекрасное родилось от любви. Хотя у него есть довольно грустные строки: «Любовь всегда немного ложь, // И правда вечно в ссоре с ней. // Любви достойных долго ждешь, // А их все нет - и создаешь // Из мяса в тряпках нежных фей». Стендаль полагал, что красота - это обещание счастья (народная мудрость поправляла классика: «с лица не воду пить»). Физули писал: «.любовь и красота - суть близнецы..Нет красоты - любовь немного стоит, лишь в красоте она себя раскроет».
Рис. 3. Спящая Венера
Есть ли общечеловеческая «норма» красоты, понимаемая как «совокупность наиболее общих существенных признаков, присущих каждому индивиду»? [1]. Н.И. Крюковский считает, что если «все статистические закономерности основаны на том, что всякое нормальное явление - наиболее часто встречающееся, то с красотой - наоборот, красивые индивиды редки». Он полагает, что причина неопределенности, размытости общечеловеческой нормы (красоты) в том, что в настоящее время жизнь человека определяется скорее социальными, а не биологическими законами. Здесь, видимо, сказалась направленность ученого на изучение (и выделение) прекрасного в человеке. В действительности, конечно же, прекрасный человек - это не наиболее часто встречающееся явление (как, впрочем, и безобразный индивид). Если говорить о статистической закономерности, то ей, безусловно, в полной мере подчиняется эстетическая оценка человека: здесь наиболее часто встречающееся («нормальное») явление, то есть человек в целом или его лицо, - «обычное», нормальное, ни красивое, ни безобразное, среднее. Прекрасное же, как и безобразное - это «хвосты» распределения, уходящие в бесконечность и отражающие все меньшую вероятность существования исключительно прекрасных, «прекраснейших», и, для равновесия, «безобразнейших» людей и лиц.
Однако, природа (естественный отбор) постоянно играет шутки с красотой и безобразностью человека: последствием свободного скрещивания и достигаемого этим разнообразия является то, что отдельные красивые части тела соседствуют с остальными эстетически невыразительными или даже безобразными. Исключительно редки (а может быть - и пока недостижимы) случаи совершенной красоты и гармоничности тела, когда все его элементы не просто прекрасны, а еще и гармонично сочетаются друг с другом. Гораздо чаще встречаются отдельные красивые черты, части тела, например, прекрасные волосы у некрасивой женщины, (что подчеркивали известные писатели, например, А.П. Чехов), красивые глаза на некрасивом лице (Л.Н. Толстой), прекрасное лицо и некрасивые ноги женщины, иногда даже - отвратительный голос у красавицы, и пр. История человечества полна такими примерами; известна прекрасная царица, скрывавшая свои некрасивые ноги. Вот этих возможных сочетаний красивых и некрасивых черт и частей - невероятное множество. Даже великий Рафаэль, создавая свои шедевры, жаловался на недостаток красавиц в Италии, что вынуждало его собирать красивые черты у многих женщин и пользоваться, по его словам, «некоторой идеей».
Может быть, именно это обстоятельство подчеркивает непрекращающееся движение тела человека к совершенству и красоте, непрекращающийся половой отбор, находящийся пока еще очень далеко от завершения, от создания более совершенного прекрасного человека. С другой стороны, это может быть следствием ухода человека из поля естественного отбора.
10. Целесообразность красоты. Целесообразность человека можно рассматривать, во - первых, как целесообразность строения его тела; во - вторых, как целесообразность его деятельности; в -третьих, как целесообразность человека как вида. Целесообразность строения тела человека достаточно велика, хотя человек находится, по-видимому, в состоянии продолжения естественного отбора. В общем, тело человека целесообразно практически настолько же, насколько целесообразны высшие животные (разумеется, к этому надо добавить целесообразность мозга и прямохождения). Человек устроен в полном соответствии с целесообразностью как приспособленностью организмов к условиям существования и к выполнению определенных функций их органами: конечностей - к движению, органов чувств - к восприятию среды, и пр. Удивительная гармония и согласованность строения и функций органов тела человека - это обусловленное естественным отбором соответствие строения и функций организмов условиям их существования. «.довольно искусству воспевать лишь зримые очевидности человечьей сущности - лицо и тело; не менее прекрасна и совершенна в человеке, венце творения, его требуха: мощный желудок, способный переварить любую растительную и животную пищу, великолепные легкие, насыщающие кровь кислородом. несравненное по выносливости человеческое сердце, позволяющее слабому, голому, незащищенному существу выдержать то, что не под силу могучему зверю, и божественные гениталии, освобождающие человека от сезонной зависимости в продолжении рода» (Ю. Нагибин).
Целесообразность строения и функционирования тела человека подчеркивается наличием основных жизненно необходимых систем, обеспечивающих надежное функционирование (исключительно надежный и невероятно резервированный мозг, защищенный прочной и трещиностойкой оболочкой, нервная система, гибкий и прочный скелет, гибкие конечности, пищеварительная, кровеносная, мышечная и др. системы). Исключительны достижения человека в интеллектуальном развитии, в разнообразных физических движениях: высокая скорость бега, прыгучесть, выносливость и др. Резервированность, «самодостаточность» человеческого тела вызывают восхищение: здоровый организм человека успешно сопротивляется болезням, на чистой и здоровой коже погибают многие микробы, путем постоянной тренировки существенно повышаются характеристики силы и выносливости, человек успешно обучается, и даже к концу жизни у занимающегося умственным трудом человека оказывается занята информацией очень небольшая часть клеток мозга.
Целесообразность человеческого организма далеко не беспредельна. В процессе эволюции человек пожертвовал рядом особенностей ради достижения высшей цели. Лишенный защитного покрытия организм чрезвычайно зависим от колебаний температур. Человек уже не может выжить в большинстве районов своего распространения без
жилища и одежды, без энергии и тепла; сроки выживания без воды и пищи очень незначительны. Человек чрезвычайно зависим от техники, от наличия и использования невозобновимых ресурсов. Человек подвержен некоторым опасным и даже неизлечимым болезням, причем по мере загрязнения окружающей среды и вытеснения естественной природы возможно возникновение новых опасных для человека микроорганизмов.
Красота и целесообразность имеют биологические истоки. Красота и целесообразность - порождения изменчивости и отбора. Как правило, разделяя эти эстетические категории, исследователи вводят различные границы между прекрасным и безобразным в животном мире: так, Аристотель полагал всех животных прекрасными: «.надо и к исследованиям животных подходить без всякого отвращения, так как во всех них содержится нечто природное и прекрасное. Ибо не случайность, но целесообразность присутствует во всех произведениях природы и притом в наивысшей степени, а ради какой цели они существуют или возникли, -относится к области прекрасного» [2].
11. Законы красоты. Человечество, весьма неравнодушное к красоте, постоянно искало «каноны» красоты, «математику» прекрасного. Еще в древнем Египте предлагался канон, в котором за единицу измерения гармоничного тела брали длину стопы; в другом каноне модулем была длина среднего пальца руки; эти модули в гармоничном теле должны были укладываться определенное количество раз в размере частей тела. К примеру, каноном Поликлета высота головы должна была укладываться в высоту тела ровно восемь раз. Д. Хей построил свой канон на основе музыкального аккорда, при этом гармоничное тело мужчины соответствовало мажорному аккорду, а женское -минорному. Попытки втиснуть законы прекрасного в жесткие формулы, границы не прекращаются до сих пор; они не закончились никакими результатами, что вполне закономерно. Понятие прекрасного неотделимо от всех других эстетических характеристик, оно не может быть идеализировано (см. суждение И. Канта о совершенно правильных чертах лица), оно носит к тому же во многом индивидуальный характер. По мере роста контактов между разными расами общечеловеческая норма красоты расширяется. Вырабатываются и более общие понятия «стандартной» красоты, чему способствует пропаганда производителей товаров и услуг. Обычно эта пропаганда носит характер искусственного улучшения восприятия лица и тела, что нельзя признать целесообразным.
Идеальная концепция красоты опирается на вечный идеал абсолютной красоты Платона, к которому человек должен стремиться всю жизнь. Он должен восходить от красоты тела - к красоте души, от нее - к красоте нравов и обычаев, далее -к красоте наук, от нее - к вечной и божественной красоте. Заметна связь идеала Платона с постоянной самореализацией, восхождением. Эта красота придаст человеку божественную силу познания. Именно вечность, неизменность красоты оказывает
большое влияние на человеческую культуру, так как она вселяет уверенность в вечности красоты.
В мире есть страна с особо глубоким отношением к красоте - Япония. Интересны традиционные множественные японские понятия красоты: - саби -это естественная красота любого временно существующего природного объекта со следами возраста - старого дерева, замшелого камня и пр.; -ваби - это утилитарная красота обыденных вещей -домашней утвари (лопаточка для риса, бамбуковая подставка для чайника и пр.); - сибуй - это красота естественности и простоты (например, кинжал, у которого лезвие без каких-либо украшений, а ручка - с украшениями); - юген - красота и прелесть незавершенности, недоговоренности. В соответствии с этим основные категории японской эстетики: ёэн -очаровательный, обворожительный; югэн - сокровенный, таинственный, скрытая суть вещей; ёдзё -недосказанность, то, что подразумевается. Имеется красота непостоянства (мудзе-но би), рождающаяся сама по себе в соответствующий момент, который важно уловить - «фурю» (сочетание ветра «фу» и течения, потока «рю», движения, энергии). В прекрасном («фурю») и при открытии существующей красоты, и при переживании открытой красоты, и при воссоздании прежней красоты, самое важное -уловить то, что «рождается само по себе в соответствующий момент», или, может быть, лучше сказать - на тебя сошел дар божества красоты (би - но ками) [3]. Есть красота «аварэ» - восторг перед тем, что открывается взору. Есть красота невидимого, сокрытого, таинственного («югэн»). Интересна красота покоя «фуга». Через приобщение к красотам, через слияние с красотой достигается высшее состояние духа - просветленности, озарения («са-тори»).
Исторический опыт свидетельствует, что на протяжении многих веков человечество выработало общие эстетические оценки красоты. Имеются объекты, созданные в разное время и в различных странах, и всеми оцениваемые как прекрасные: Тадж-Махал, скульптуры Микеланджело, рисунки Леонардо до Винчи, гравюры Дюрера, трагедии Шекспира, «Фауст» Гете, симфонии Бетховена. Представители различных культур приходят к одинаковым выводам о красоте демонстрируемого им объекта, что свидетельствует о сходстве управляющих и организующих механизмов сознания, о биологических истоках красоты. Ощущение красоты возникает тогда, когда согласованная работа правого и левого полушарий приводит к «оптимальному самовознаграждению». «Такое переживание -это самовознаграждение сознания за постижение и создание порядка; оно поощряет и стимулирует наши творческие усилия, активизируя нашу память, оформляя мечты и открывая простор воображению» [3].
Как полагают английские исследователи, в процессе «статистического научения», с помощью многочисленных мимолетных впечатлений, накопляемых и объединяемых в памяти, могут формироваться «эталонные» образцы красоты человека [3].
Многие оценки красивого человеческого тела обусловлены, возможно, филогенетически. Это относится к мужским, женским и даже детским телам. Так, например, ребенку в сопоставлении с взрослым свойственны более высокий выпуклый лоб, больший размер головы по сравнению с туловищем, слабее выступающие челюсти, пухлые щеки, более тонкие черты лица. Эти признаки заметны у многих животных, в том числе у детенышей человекообразных обезьян, они «запускают» покровительственное родительское поведение. Обнаружена положительная корреляция между привлекательностью женщин и наличием у нее черт педоморфизма (детоподобия), неонатальных (свойственных маленьким детям) особенностей. Эстетическое предпочтение мужчины отдают женщинам, сочетающим половые признаки зрелой самки и детоподоб-ное лицо. Возможно, половой отбор постепенно закрепляет эту особенность [3], хотя выявленным в результате проводимых в последние десятилетия конкурсов красоты «эталоном» красивого женского лица чаще становится удлиненное лицо с несколько «мужского» типа черепом, крупными чертами и большим ртом.
В представлении о физической красоте женского тела соревнуется несколько тенденций: с палеолитических времен стандартом красоты была толстая фигура с массивным задом и большой грудью (Венера Виллендорфская), являющаяся олицетворением здоровья и деторождения (кстати, недавние исследования подтвердили мысль, что для рождения здорового ребенка женщина должна иметь некоторые запасы жира на теле); второй идеал -греческий (богиня Афродита), гораздо более стройная и пропорционально сложенная женщина. До сих пор сохраняются некоторые предпочтения из черт этих двух идеалов: так, у бушменов и готтентотов тип Венеры Виллендорфской - это обычные расовые особенности взрослой женщины. В то же время подчеркивание с помощью соответствующей одежды выпуклости ягодиц и создание более выпуклой искусственной груди - это особенности современной красоты. Первобытный человек видел в женщине прежде всего самку с функцией деторож-
74
дения, что и концентрировало, как считают исследователи, его взгляд (выразившийся в форме скульптуры) на области живота и таза. Это, видимо, сугубо утилитарные биологические истоки красоты. В настоящее время искусственно создаваемые «идеалы» женской красоты часто не имеют никакого отношения к биологии женщин, а связаны с колебаниями моды: в этом сезоне - модны худые блондинки (и наиболее подверженная действию рекламы часть начинает резко худеть и перекрашиваться), и т.д. В соответствии с рекомендациями природы необходим переход на биологические истоки красоты, не связанные с модой (такими ее негативными уклонениями, как бодибилдинг, полностью искусственно увеличенная женская грудь, и пр.).
Заключение. Физическая красота женщины -внешнее отражение здоровья и идеального функционирования внутренних органов; поэтому красивая женщина - желаемая спутница мужчины для создания семьи и выращивания здорового потомства. Но красота - лишь одно из объединенного в человеке бинарного множества взаимно уравновешиваемых позитивных и негативных качеств. Самодостаточная красота не является определяющим положительным качеством красивой женщины. Важнейшим современным фактором является реализация потенциальных возможностей, которая получает мощную поддержку от красоты. Особо интересен идеал абсолютной красоты Платона: он должен восходить от красоты тела - к красоте души, от нее - к красоте нравов и обычаев, далее - к красоте наук, от нее - к вечной и божественной красоте. Заметна связь идеала Платона с постоянной самореализацией красивой женщины.
Литература
1. Крюковский Н.И. Homo pulcher. Человек прекрасный. - Минск: БГУ, 1983. - 303 с.
2. Соловьев Вл. С. Красота в природе. - Сочинения в 2 томах, М.: Мысль, 1988, 892 и 822 с.
3. Тетиор А.Н. Многообразие красоты. -ФРГ, Palmarium, 2012. - 415 с.