Научная статья на тему 'От вестернизации к исламизму: маятник внутриполитических процессов Турции во второй половине XX века'

От вестернизации к исламизму: маятник внутриполитических процессов Турции во второй половине XX века Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
884
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМИЗМ / СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ / КРИЗИС ОДНОПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ / КЕМАЛИЗМ / TURKEY / POLITICAL ISLAMISM / SECULAR STATE / WESTERNIZATION / CRISIS OF ONE-PARTY SYSTEM / KEMALISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бедрик Андрей Владимирович, Волошина Екатерина Евгеньевна, Губарев Иван Викторович

В статье рассматривается политическое противостояние Национально-республиканской и Демократической партий Турции. Рост социального расслоения на фоне оформления сельской и крупной промышленной буржуазии обнажил дифференциацию в социальной и экономической сферах страны, которая подталкивала к уходу от однопартийной системы и дальнейшей «вестернизации». Демократическая партия, выбрав в качестве вектора преобразований отход от кемалистского направления во внутренней политике государства, стремительно возвращала и укрепляла позиции исламистских основ турецкого общества. Внедрение религиозного компонента происходило во все сферы общества, в том числе и в образование. Лидеры ДП быстро увели страну в сторону мажоритарной системы и авторитаризма, что вызвало институциональный кризис, разрешением которого стала революция 1960 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бедрик Андрей Владимирович, Волошина Екатерина Евгеньевна, Губарев Иван Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Poles of Westernization and Islamization in the Inner-Political Process of the Turkish Republic (the Second Half of the XX Century)

The article discusses the political opposition of the National Republican and Democratic parties of Turkey. The growth of social stratification against the background of the design of the rural and large industrial bourgeoisie exposed the differentiation in the social and economic spheres of the country, which pushed for a departure from the one-party system and further "Westernization". The Democratic Party, having chosen a departure from the Kemalist direction in the domestic policy of the state as a vector of reforms, promptly restored and strengthened the positions of the Islamist foundations of Turkish society. The introduction of the religious component took place in all spheres of society, including education. The DP leaders quickly took the country to the side of the majority system and authoritarianism, which caused an institutional crisis, resolved by the 1960 revolution.

Текст научной работы на тему «От вестернизации к исламизму: маятник внутриполитических процессов Турции во второй половине XX века»

8. Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. М: РОСС-ПЭН, 2007. 439 с. С. 8.

9. Микешина Л.А. Философия познания. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 624 с. С. 50.

10. Касавин И.Т. Мир науки и жизненный мир человека // Эпистемология & философия науки. 2005. № 3. С. 5-11.

11. Касавин И.Т. Релятивизм: абстрактная теория или методологическая практика // Эпистемология & философия науки. 2004. № 1. С. 67-69.

12. Микешина Л.А. Релятивизм как эпистемологическая программа // Эпистемология & философия науки. 2004. № 1. С. 53-63.

13. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М.: МГУ, 2011. 381 с. С. 9.

14. Микешина Л.А. Эмпирический субъект // Эпистемология & философия науки. 2009. № 1. С. 5-15.

REFERENCES

1. Kempbell D. Modeli eksperimentov v sotsial'nykh naukakh i psikhologii [models of experiments in social Sciences and psychology]. St.-Petersburg, Nau-ka, 1996, 396 s.

2. Antipova I.G. Naucnaa mysl'Kavkaza, 2016, no. 3, pp. 35-39.

3. Stolyarova O.E Epistemologiya & filosofiya nauki, 2017, no. 1, pp. 47-51.

4. Kun T. Struktura nauchnykh revolyutsiy [The Structure of scientific revolutions]. Moscow, Progress, 1975, 288 p.

5. Stepin V.S. Teoreticheskoe znanie [Theoretical knowledge]. Moscow, Progress-Tradiciya, 2000, 743 p., pp. 565-578.

6. Feyerabend P. Izbrannye trudy po metodologii nauki [Selected works on the methodology of science]. Moscow, Progress, 1986, 544 p.

7. Nevvazhay I.D. Epistemologiya & filosofiya nauki, 2015, no. 1, pp. 83-97.

8. Mikeshina L.A. Epistemologiya tsennostey [Episte-mology of values]. Moscow, ROSS- PEHN, 2007, 439 p., p. 8.

9. Mikeshina L.A. Filosofiya poznaniya [The Philosophy of knowledge]. Moscow, Progress-Tradiciya, 624 p., p. 50.

10. Kasavin I.T. Epistemologiya & filosofiya nauki, 2005, no. 3. pp. 5-11.

11. Kasavin I.T. Epistemologiya & filosofiya nauki, 2004, no. 1, pp. 67-69.

12. Mikeshina L.A. Epistemologiya & filosofiya nauki, 2004, no. 1, pp. 53-63.

13. Kornilova T.V. Eksperimental'naya psikhologiya [Experimental psychology]. Moscow, Moscow State Univ. Press, 2011, 381 p., p. 9.

14. Mikeshina L.A. Epistemologiya & filosofiya nauki, 2009, no. 1, pp. 5-15.

6 ноября 2018 г.

УДК 323.2

ОТ ВЕСТЕРНИЗАЦИИ К ИСЛАМИЗМУ: МАЯТНИК ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ТУРЦИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

А.В. Бедрик, Е.Е. Волошина, И.В. Губарев

DOI 10.18522/2072-0181-2018-96-4-47-53

Современная Турецкая Республика является одной из наиболее динамично развивающихся стран Евразийского

макрорегиона. Историческая роль Турции в ис-

Бедрик Андрей Владимирович - кандидат социологических наук, доцент Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, e-mail: [email protected];

Волошина Екатерина Евгеньевна - кандидат исторических наук, доцент Ростовского государственного экономического университета «РИНХ», 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69, e-mail: katerina_ [email protected];

Губарев Иван Викторович - аспирант Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, e-mail: [email protected].

ламском мире, ее современные претензии на статус регионального лидера на Ближнем Востоке, интегрированность в наиболее влиятельные международные военно-политические и экономи-

Andrey Bedrik - Institute of Sociology and Regional Studies at the Southern Federal University, 160 Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: [email protected];

Ekaterina Voloshina - Rostov State Economic University "RINH", 69 Bolshaya Sadovaya Street, Rostov-on-Don, 344002, e-mail: [email protected];

Ivan Gubarev - Institute of Sociology and Regional Studies at the Southern Federal University, 160 Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: [email protected].

ческие группировки (НАТО, G20), устойчивые темпы экономического роста, внутриполитическая мобилизация элиты и наличие амбициозного и харизматического лидера в лице президента Р.Т. Эрдогана делают Турцию одним из ключевых геополитических игроков, способным в настоящий момент на самостоятельную стратегическую линию развития. Однако реализация данной стратегии определяется внутриполитической концепцией развития турецкого общества, которая существенно трансформировалась в начале XXI в. Проекция внутриполитических изменений на международный статус Турции и ее конкурентоспособность в актуальных условиях постбиполярного мира обуславливает обоснованность обращения к теме эволюции политической системы Турции в предшествующий период новейшей истории. Данный период связан с определенной дихотомией, которая проявляется в непрекращающемся выборе двух альтернатив турецкой политической трансформации: кема-лизма и исламизма.

Цель данной статьи - рассмотреть траекторию развития турецкого внутриполитического маятника во второй половине ХХ в., что позволит объяснить его нынешнюю стабилизацию и формирование современной неоисламистской политической системы Турецкого государства во главе с президентом Р.Т. Эрдоганом. С данной точки зрения наибольшую ценность для проведения исследования политической трансформации Турции в ХХ в. представляют работы современного нидерландского тюрколога Эрика-Яна Цюрхера, в частности его фундаментальная работа «Turkey: a Modern History [1]. Среди российских исследователей особого внимания заслуживает работа Н.Г. Киреева «История Турции. [2], в которой автор подчеркивает альтернативность вектора турецкой политической трансформации в течение всего новейшего периода истории. Попытка теоретического обоснования маятниковой траектории политической трансформации постататюркской Турции предпринята в работе В.И. Бузова, А.В. Бедрика [3]. В ней, как и в последующих публикациях авторов, подчеркивается, что современный политический режим Турции стал своеобразным и весьма успешным синтезом двух альтернатив развития турецкого общества: вестернизированного авторитаризма и демократического исламизма.

Следует подчеркнуть, что утвержденные в ходе турецкой революции Кемаля Ататюрка 1919-1923 гг. светские принципы турецкой государственности не раз подвергались ревизии

преемниками первого президента. Так, уже в период правления И. Инёню с целью создания новых благоприятных условий для ускорения процесса «вестернизации» в Турции правительство способствовало отходу от ататюркского наследия, привлечению на руководящие посты государства оппозиционеров первого президента Турецкой Республики, а также пересмотру основных принципов кемализма. Первым шагом существенных изменений в политической сфере общества стала отмена закона военного времени «О национальной защите», восстановление демократических прав и свобод, создание возможностей формирования многопартийной системы. Данный закон был принят в январе 1940 г. а его сутью стало введение трудовой повинности и прикрепление рабочих к предприятиям, похожее на «принцип "фюрерства"» на немецких предприятиях. На основе этого законодательства в военные годы проходила повсеместная этати-зация мелких и средних предприятий [3]. Кроме того, «Закон о национальной защите» вручал правительству чрезвычайные полномочия под предлогом регулирования хозяйственной жизни, тем самым усиливая тоталитарную систему управления. Однако такое направление в политике стало возможным только на основе развития ататюркского принципа этатизма и вмешательства государства в дела частного сектора экономики. Однопартийная система Турции во главе с ке-малистской Народно-республиканской партией (НРП), а также ее политические лидеры явились основными тормозами в процессе дальнейших реформ. Новые социальные слои, укрепившиеся в послевоенной Турции, стали тяготиться однопартийной системой и авторитарным режимом. Сложившаяся ситуация подталкивала общество к дальнейшим процессам вестернизации.

Осознавая необходимость в капиталистической и демократической трансформации, часть политической элиты была готова отойти от всей государственной ататюркистской политической системы. Выступление И. Инёню в парламенте в ноябре 1945 г. стало отправной точкой для отхода от однопартийной государственной системы [4]. В связи с этим в Народно-республиканской партии (НРП) сразу же обозначился кризис по вопросу выбора варианта трансформации турецкой государственности. Оппозиционно настроенные члены партии НРП потребовали проведение выборов, изменения устава и программы партии. Диссидентская парламентская группа в обращении к меджлису указывала на необходимость принятия поправок в конституции,

установления реального контроля парламента над правительством и обеспечения признанных конституцией прав и свобод граждан. Эти события вызвали раскол как в самой кемалист-ской партии, так и в парламенте. После того как Генеральный совет партии отверг предложения оппозиционеров и исключил их из членов НРП, в январе 1946 г. выбывшие члены организации во главе с Д. Баяром и А. Мендересом основали Демократическую партию (ДП). Новая партия, выделившаяся из состава правящей НРП, приняла программу, заявившую о том, что в Турции появилась политически организованная оппозиция, положившая начало формированию многопартийной системы [5]. Важно подчеркнуть, что сам И. Инёню принимал активное участие в её разработке, т. е. процесс послевоенной «вестер-низации» способствовал появлению тенденции демократизации всей государственной системы Турции.

Несомненно, появившиеся политические оппозиционеры не могли сразу отвергнуть или исключить из своего курса основные принципы и лозунги трансформации великого «отца турок». Созданная Демократическая партия отличалась от Народно-республиканской партии толкованием применения основных шести принципов, изложенных Мустафой Кемалем: республиканство, национализм, народность, этатизм, лаицизм, революционность [6]. В первую очередь, иным образом интерпретировался принцип этатизма, который трактовался Демократической партией как политика всемерного развития и поддержки государством частного предпринимательства, частного капитала, включая иностранный. В экономической политике стало четко обозначаться антикемалистское направление. ДП, в отличие от правящей партии, активно выступила за приватизацию и выкуп государственных предприятий, либерализацию экономики [7]. Согласно ее программе, государство должно было обеспечить условия для формирования основных принципов рыночной экономики. Программа наилучшим образом отражала стремление выросшей промышленной и торговой буржуазии к либерализации всего хозяйства страны и трансформирования его в рыночную экономику.

Обе партии, находящиеся на радикально противоположных полюсах в выборе путей трансформации страны, вели между собой ожесточенную и на первых порах бескомпромиссную политическую борьбу за власть. Успешный исход в данной политической борьбе между партиями-соперниками во многом зависел от по-

зиции правоверного исламского общества Турции. Новая Демократическая партия пыталась использовать верующих в целях вовлечения в демократическое движение мусульман. И чем дальше росло влияние новых турецких демократов, тем сильнее обострялись отношения между правящей и оппозиционной партиями. Народно-республиканская партия, используя возможности административного ресурса, вначале имела значительное превосходство над новой политической организацией демократов. Сложившиеся обстоятельства вынудили правительство И. Иненю выступить с заявлением о необходимости принятия закона, который устанавливал определенные правила политической борьбы и обеспечивал равные условия деятельности политических партий. Начало конструирования в Турции политической системы западноевропейского формата было положено 12 июля 1947 г., с принятием данного закона [8].

Установление принципа политического плюрализма в Турецкой Республике способствовало появлению других политических организаций - в 1946 г. в Турции насчитывалось 15 политических партий. Возродились социал-демократические партии и организации интеллигенции, профсоюзное движение, возглавившее рабочих с требованиями как экономического, так и политического характера. Получили возможность развития левое и леворадикальное движения Турции, которые оказывали существенное влияние на процессы политической борьбы, особенно в периоды острых кризисных ситуаций. Политическую обстановку дополняли разного рода националистические организации, партии и группы, к которым подключались религиозные политические деятели [3]. Поэтому без учета позиций левых и радикальных партий, как и основной массы мусульман, религиозных лидеров, невозможно объективно оценить происходившие события в истории Турции послевоенного времени.

Каждая из возникших в это время политических партий пыталась использовать влияние духовенства, которое росло соответственно росту нестабильности в стране. Правительство также попыталось найти опору в исламской среде и всемерно стало поощрять религиозные традиции в обществе. В данной ситуации исламское духовенство добилось немалых уступок. Именно поэтому в 1947 г. впервые открылись медресе и тюрбе; мусульманам было разрешено паломничество в Мекку. В университете Анкары открылся факультет богословия. У мусуль-

манской интеллигенции появилась возможность получать образование в университетах Египта и Саудовской Аравии. Несмотря на прозападный вектор политической трансформации, в Турции происходило усиление влияния исламистских и националистических организаций, уже тогда появлялись попытки обоснования исламской модели государства [8].

Одновременно с ускорением процесса политической интеграции с европейскими странами, Турецкая правящая элита объективно способствовала ускорению конструирования исламистского течения в стране. На основе действующего «Плана Маршала» и согласно американо-турецкому соглашению об экономическом сотрудничестве от 4 июля 1948 г., страна стала открытой и предоставляла значительные льготы для американских капиталовложений и торговли [9]. При этом экономическая поддержка Турции строилась с учетом необходимых уступок Западу в определении политической и экономической ориентации. Иностранцы для инвестирования турецкой экономики получали значительные льготы. Усиление западного влияния, как и весь процесс «вестернизированной» трансформации страны, не было однозначным. Для консервативной, мусульманской, части населения и националистов в Турции проникновение западных норм и правил общественно-политической жизни способствовало постепенному накоплению противодействия.

Парламентские выборы 1950 г. принесли ожидаемую победу Демократической партии. Практически закончился тридцатилетний период правления Народно-республиканской партии. Демократическая партия (ДП) получила право сформировать правительство, заняв большинство мест в меджлисе. Новое правительство избрало президентом республики Джеляля Бая-ра, а меджлис возглавил Али Аднан Мендерес. С этого момента НРП оказалась в оппозиции и активно развернула энергичную борьбу против власти ДП, призвав свои имеющиеся кадры к максимальному использованию всех возможностей для возвращения своих позиций в государственных структурах [7].

Новое руководство Турецкой Республики провозгласило отказ от кемалистских принципов в экономической сфере. Перестройка экономической политики заключалась в ограничении роли государства в экономике и переориентировании на развитие частного предпринимательства [10]. Несмотря на то, что правительство не решилось на денационализацию предприятий, в

50-е годы в виде акционерных компании были созданы новые государственные экономические организации (ГЭО). Лидеры Демократической партии поддерживали деятельность смешанных государственно-частных объединений и фирм, а успех экономических преобразований они напрямую связывали с интеграцией с западными странами. Уже в 1952 г. Турция становится членом НАТО, а через 11 лет (1963) - ассоциированным государством Европейского экономического общества.

Важно подчеркнуть тот факт, что реформы турецких демократов все же носили двойственный характер. Пытаясь найти дополнительную социальную опору в мусульманской среде, программа Демократической партии в отношении духовенства и религии сводилась к новому толкованию кемалистского принципа лаицизма [3]. Главный упор был сделан на признание свободы религии, являющейся священным правом граждан. Чтобы получить поддержку различных слоев турецкого мусульманского населения, правительство сделало ставку на поддержку религиозных традиций, которые в свое время осуждал Ататюрк. Великим национальным собранием был восстановлен азан, и по всей стране восстанавливались религиозные празднества и обряды. Правительство Аднана Мендереса разрешило чтение Корана на арабском языке и ввело исламское образование. Преподавание ислама в школах стало обязательным, в стране открылись исламские вузы. Государство строило мечети и ремонтировало старые. Принцип лаицизма утратил свое первоначальное содержание [11].

Политическая борьба имела ярко выраженный характер столкновения двух направлений: светского и религиозного. Кроме того, обе соперничающие политические партии придерживались диктаторских и авторитарных методов управления, что придавало политической борьбе между партиями за власть особую остроту, жесткость и бескомпромиссность. Получив власть, демократы считали возможным действовать методами кемалистов: испольовать силовые методы с целью установления однопартийной системы управления государством. А. Мендерес взял под жесткий контроль печать и деятельность политических партий. Газеты подвергались цензуре или закрывались, их редакторы помещались в тюрьму. Пытаясь лишить своего главного конкурента основы борьбы за власть, правительство А. Мендереса провело закон о закрытии «народных домов» - главной опоры кемалистской Народно-республиканской партии - и передаче

их имущества государству. Эта мера лишала политический курс НРП своих опорных пунктов. Борьба за власть между двумя партиями обострялась и достигла кульминации к концу 50-х.

Выборы 1957 г. показали, что влияние двух противостоящих политических партий было почти равнозначным. Демократы набрали 47,7% голосов, республиканцы - 41 % [3]. Однако лидеры Демократической партии перешли в открытое наступление, решив запретить деятельность оппозиционеров. В апреле 1960 г. правительство внесло в меджлис законопроект о создании чрезвычайной комиссии по расследованию «тайной подрывной деятельности Народно-республиканской партии». Чрезвычайная комиссия конфисковала печатные органы оппозиции и запретила всем газетам и журналам публиковать критические статьи в адрес властей. Обсуждение законопроекта и деятельность чрезвычайной комиссии по привлечению к судебной ответственности членов НРП - служащих, профессоров, журналистов - накалило страсти. Борьбу за власть демократы вели прежними ата-тюркистскими методами [3].

Ожесточенная борьба за власть правящей и оппозиционной партий весной 1960 г. переросла в острый политический кризис. В движение было вовлечено офицерство, недовольное действиями правительства. Участие армии в антиправительственном движении испугало лидеров ДП, и именно поэтому правительство приняло решение о чистке в армии. Реакция военных была достаточно резкой. Утром 27 мая 1960 г. группа армейских офицеров совершила военный переворот [6]. Командующий сухопутными силами генерал Д. Гюрсель от имени тайной организации предъявил правительству ультиматум, а затем военные части анкарского и стамбульского гарнизонов заняли правительственные здания и арестовали членов правительства и влиятельных депутатов парламента. Власть перешла в руки Комитета национального единства (КНЕ) возглавляемого генералом Д. Гюрселем. Руководители военного переворота 1960 г., являясь сторонниками светского государства, ставили своей целью восстановить принципы политики Кемаля Ататюрка [5]. Демократическая партия потерпела поражение, противостоять армии она не смогла.

По решению КНЕ законодательные функции были переданы Учредительному собранию, которое в мае 1961 г. приняло новую конституцию страны. Генерал Гюрсель стал президентом Второй Турецкой Республики, пост премьер-ми-

нистра занял лидер НРП Исмет Иненю. Комитет народного единства оставил в силе решение верховного суда о смертном приговоре премьер-министру Турции А. Мендересу и двум членам правительства, которые были повешены на острове Имралы. Баяр был приговорен к пожизненному заключению, другие члены правительства осуждены на различные сроки тюремного заключения. Следующим шагом стало проведение многочисленных арестов среди лиц, подозреваемых в терроризме, среди левых профсоюзных деятелей, политиков, членов экстремистских группировок [6]. Все происшедшее говорило о том, что кемализм, утвердившись в турецком обществе, еще имел возможность в лице ататюркистской армии оказывать сопротивление утверждающимся светским демократическим основам и исламизму.

Таким образом, принципы светского государства, заложенные первым президентом Турецкой Республики Кемалем Ататюрком во второй четверти XX в., привели к новым социальным противоречиям и ожесточенной борьбе за власть двух радикально противоположных политических групп. Первым таким направлением был авторитарный светский кемализм, отстаивающий проевропейский вектор развития Турции и охраняемый преимущественно военной элитой страны. Вторым направлением выступил демократический исламизм, опирающийся на многовековые исламские традиции турецкого общества и адаптирующий их к условиям поствоенного мира. Лидерами данного политического течения выступила интеллектуальная элита Турции. Фактически в этот период оформились два полюса турецкого политической системы, а политический процесс на протяжении всего послевоенного период и вплоть до начала XXI в. развивался как маятник, вращающийся между двумя этими полюсами: от светского авторитаризма к демократическому исламизму, и наоборот.

Таким образом, борьба двух полюсов неизбежно приводила к нарушению принципов демократизма и в стане противников кемалистско-го авторитаризма, что обеспечило остроту всего турецкого политического процесса в рассматриваемый период.

Одной из причин, приводящей внутренний политический маятник Турции в движение на протяжении второй половины XX в., стал глубокий исламизм, берущий свое начало в средневековой Османской империи. Турция на протяжении всей своей истории является исламской страной. Ислам был не только религией, но и

образом жизни для большей части населения. Поэтому «вестернизации» турецкого государства было суждено стать длительным процессом. Начавшись во времена Ататюрка, она была продолжена и в послевоенное время. Этот процесс стал причиной новых социальных противоречий и острых политических столкновений в борьбе за возможные варианты трансформации турецкого общества и государства. Целью политического курса Мустафы Кемаля Ататюрка было преобразование Турции в цивилизованное светское государство с мощной экономической системой, а также государственной и политической культурой европейского типа. Однако господство исламского уклада жизни населения, традиционных форм ведения сельского хозяйства одновременно с успехами в государственном развитии капитализма, ростом частного предпринимательства и национальной экономики существенно затрудняли достижение целей кема-листской политики. Смерть Ататюрка, имевшего огромный авторитет в армии, повлекла за собой рост оппозиционных настроений [12]. Открыто выражалось разочарование прежней экономической политикой и сложившейся однопартийной политической системой, стали появляться новые тенденции в социально-политической трансформации Турции. Несмотря на попытки демократических сил установить в Турецкой Республике либеральные права и свободы, огромное влияние на политический процесс оказывало в этот период полное отсутствие демократического опыта в стране. Попытки интеграции в западное социально-экономическое пространство встречали на своем пути преграды в виде исламизма. Кроме того, антиконституционные методы, которые решила использовать политическая элита ДП в борьбе со своим политическим противником -НРП, вызвали рост недовольства не только про-кемалистского населения, но и патриотически настроенного офицерства и армии. Идеологический спектр противостояния кемализма и исламизма расширился до противостояния Востока и Запада [13].

Данный «цивилизационный» пафос общественного развития сохраняется в Турции и сегодня. Однако успешная адаптация идеологии исламизма к демократическим принципам политического и экономического устройства Турции, совершенная Р.Т. Эрдоганом в начале XXI в., позволила нейтрализовать полувековой тренд вращения турецкого политического маятника между двумя полюсами политической системы. Несмотря на сохраняющееся внутриполи-

тическое напряжение в Турции, политика действующего президента не только обеспечила укрепление его статуса «нового лидера турецкой нации» [14], но позволила демократическим путем изменить форму государственного правления от парламентской республики к президентской, демонстративно отказаться от исключительно про-европейского вектора внешнеполитического развития, укрепила позиции традиционного ислама в повседневной жизни турецкого общества и его элиты, дала толчок для укрепления геополитической самостоятельности страны. Тем не менее, как свидетельствует опыт предыдущих 60 лет истории, дестабилизация обстановки в одной из сфер общественной жизни в состоянии вновь активизировать движение турецкого «политического маятника».

ЛИТЕРАТУРА

1. Zürcher Eric J. Turkey: a Modern History, London: I.B. Tauris, 1993. 424 p.

2. Киреев Н.Г. История Турции. М.: Институт востоковедения РАН, 2007. 608 с.

3. Бузов В.И., Бедрик А.В. История политической трансформации стран современного Востока: В 2 ч. Ч. 2. Турция, Иран, Афганистан. Ростов-н/Д: Изд-во ИПО ПИ ЮФУ, 2013. 176 с.

4. Шлыков В.И. Борьба за власть и кризис кема-листского режима в Турции после второй мировой войны // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2017. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/borba-za-vlast-i-krizis-kemalistskogo-rezhima-v-turtsii-posle-vtoroy-mirovoy-voyny (дата обращения: 19.08.2018).

5. Бузов В.И. Новейшая история стран Азии и Африки (1945-2004). Ростов-н/Д: Феникс, 2005. 574 с. С. 215-221.

6. Васильев А.Д. Армия в Турции // История и современность. 2013. № 2. С. 52-74.

7. Васильева С.А. Партийная преемственность в Турции // Вестник ЧелГУ 2009. № 40. С. 73-79.

8. Данилов В.И. Турция: борьба за создание вес-тернизированного демократического общества // Эволюция политических систем на Востоке. М.: Институт востоковедения РАН,1999. С. 153226.

9. Абрегова А.А. Американо-турецкие отношения (1945-1952 гг.) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведе-ние: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. № 4. С. 97-102.

10. Киреев Н.Г. История Турции XX век. М.: Институт востоковедения РАН: Крафт+, 2007. С 288302.

11. Сергеев В.М., Саруханян С.Н. Модернизация и политический ислам в Турции // Полития. 2012. № 4 (67). С.134-151.

12. Измаилов Р.И. Кемализм и модернизационные процессы в Турции в 20-30-е годы ХХ века // Издательский дом МЕДИНА. [Электронный ресурс]. URL: http://www.idmedina.ru/books/ materials/turkology/1/turk_izmailov.htm (дата обращения: 19.08.2018).

13. Еремеев Д.Е. История турецкой общественной мысли XI-XXI вв. М.: Квадрига, 2016. С. 271272.

14. Махровский В.С. Турция на пути к президентской республике? // Азия и Африка сегодня. 2017. № 1. С. 62-64.

REFERENCES

1. Zurcher Eric J. Turkey: a Modern History, London, I.B. Tauris, 1993, 424 p.

2. Kireev N.G. Istoriya Turtsii [History of Turkey]. Moscow, Institute of Oriental studies, RAS, 2007, 608 p.

3. Buzov V.I., Bedrik A.V Istoriyapoliticheskoy trans-formatsii stran sovremennogo Vostoka [History of political transformation in contemporary East]: In 2 ch. Ch. 2. Turkey, Iran, Afghanistan. Rostov-on-Don, IPO PI SFU, 2013, 176 p.

4. Shlykov V.I. Bor'ba za vlast' i krizis kemalistskogo rezhima v Turtsii posle vtoroy mirovoy voyny [Power Struggle and crisis of Kemalist regime in Turkey after World War II]. In: Lokus: lyudi, obshchestvo, kul'tury, smysly [Locus: people, society, cultures, meanings], 2017, no. 1, available at: http://cyberlen-inka.ru/article/n/borba-za-vlast-i-krizis-kemalistsk-ogo-rezhima-v-turtsii-posle-vtoroy-mirovoy-voyny (accessed August 19, 2018).

5. Buzov V.I. Noveyshaya istoriya stran Azii i Afriki (1945-2004) [Recent history of Asia and Africa

(1945-2004)]. Rostov-on-Don, Feniks, 2005, 574 p., pp. 215-221.

6. Vasil'ev A.D. Armiya v Turtsii // Istoriya i sovremennost', 2013, no. 2, pp. 52-74.

7. Vasil'eva S.A. Vestnik ChelGU, 2009, no. 40, pp. 73-79.

8. Danilov VI. Turtsiya: bor'ba za sozdanie vestern-izirovannogo demokraticheskogo obshchestva [Turkey: the struggle to create westernized democratic society]. In: Evolyutsiya politicheskikh sistem na Vostoke [The Evolution of political systems in the East]. Moscow, Institute of Oriental Studies, RAS, 1999, pp. 153-226.

9. Abregova A.A. Vestnik Adygeyskogo gosudarstven-nogo universiteta. Seriya 1: Regionovedenie: filosofi-ya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politolo-giya, kul'turologiya, 2010, no. 4, pp. 97-102.

10. Kireev N.G. Istoriya Turtsii XX vek [The history of Turkey of the twentieth century]. Moscow, Institute of Oriental studies, RAS, Kraft+, 2007, pp. 288-302.

11. Sergeev VM., Sarukhanyan S.N. Politiya, 2012, no. 4 (67), pp.134-151.

12. Izmailov R.I. Kemalizm i modernizatsionnye protsessy v Turtsii v 20-30-e gody 20 veka [Kemalism and modernization processes in Turkey in the 20-30s of the 20th century], available at: http://www.idmedina. ru/books/materials/turkology/1/turk_izmailov.htm (accessed August 19, 2018).

13. Eremeev D.E. History of Turkish social thought XI-XXI centuries [Istoriya turetskoy obshchestven-noy mysli 11th-21st vv]. Moscow, Kvadriga, 2016, pp. 271-272.

14. Makhrovskiy V.S. Aziya i Afrika segodnya, 2017, no. 1, pp. 62-64.

8 ноября 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.