ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION.
SOCIAL SCIENCES.
2018. No. 4
УДК 328.18
DOI 10.23683/0321-3056-2018-4-35-40
ТУРЕЦКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИМ ПРОЦЕСС В 1960-Х - НАЧАЛЕ 1970-Х ГГ.: ПОПЫТКИ РЕИНТЕГРАЦИИ ИСЛАМА В КЕМАЛИСТСКУЮ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВА
© 2018 г. А.В. Бедрик а, Е.Е. Волошина b, И.В. Губарев а
а Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, b Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),
Ростов-на-Дону, Россия
TURKISH POLITICAL PROCESS IN THE 1960S - EARLY 1970S: ATTEMPTS TO REINTEGRATE ISLAM INTO THE KEMALIST STATE MODEL
A. V. Bedrik а, E.E. Voloshina b, I. V. Gubarev а
а Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, b Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russia
Бедрик Андрей Владимирович -кандидат социологических наук, доцент, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, ул. Пушкинская, 160, г. Ростов-на-Дону, 344006, Россия. E-mail: abedrik@bk.ru
Волошина Екатерина Евгеньевна -кандидат исторических наук, доцент, Институт магистратуры, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), ул. Большая Садовая, 69, г. Ростов-на-Дону, 344002, Россия.
E-mail: katerina_voloshina@bk. ru
Губарев Иван Викторович -аспирант,
Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, ул. Пушкинская, 160, г. Ростов-на-Дону, 344006, Россия. E-mail: ivan8.93@mail.ru
Andrei V. Bedrik -
Candidate of Sociology, Associate Professor, Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Pushkinskaya St., 160, Rostov-on-Don, 344006, Russia. E-mail: abedrik@bk.ru
Ekaterina E. Voloshina -
Candidate of History, Associate Professor,
Institute of Magistracy,
Rostov State University
of Economics,
Bolshaya Sadovaya St., 69, Rostov-on-Don, 344002, Russia.
E-mail: katerina_voloshina@bk.ru
Ivan V. Gubarev -Postgraduate,
Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Pushkinskaya St., 160, Rostov-on-Don, 344006, Russia. E-mail: ivan8.93@mail.ru
Анализируется турецкий политический процесс в 1960-х - начале 1970-х гг., когда впервые со времен Турецкой Революции была предпринята успешная попытка адаптации идей исламизма к условиям светского государства, установленного Ататюрком. Заложенные в этот период принципы интеграции исламизма в демократические институты турецкой политической системы были в дальнейшем успешно реализованы уже в конце ХХ в. в рамках неоисламистского проекта Р.Т. Эрдогана. Этот политический проект уравновесил турецкую политическую систему и обеспечил рост геополитического влияния Турции на современном этапе.
Ключевые слова: Турция, политическая система, политический процесс, кемализм, лаицизм, исламизм, неоисламизм.
The article analyzes Turkish political process in the 1960s - early 1970s, when for the first time since the times of the Turkish Revolution a successful attempt to adapt the ideas of Islamism to the conditions of a secular state established by Ataturk was made. The principles of the integration of Islamism into the democratic institutions of the Turkish political system, were laid down in this period, later were successfully implemented in the late twentieth century in the framework
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 4
of the neo-Islamist project ofR.T. Erdogan. This political project balanced the Turkish political system and ensured the growth of the geopolitical influence of Turkey at the present stage.
Keywords: Turkey, political system, political process, Kemalism, Laicism, Islamism, neo-Islamism.
Турецкая Республика в текущем десятилетии произвела поистине революционный поворот в своей внутриполитической системе и геополитических амбициях. Турецкий внутриполитический процесс с середины ХХ в., когда из активной политической жизни ушли непосредственные соратники Ататюрка, характеризовался амбивалентностью движения между двумя основными полюсами: светским кемализмом и политическим исламизмом. Это движение неоднократно приводило к кризису, в результате которого устанавливался военно-авторитарный режим кемалистской направленности. Следовавший за этим виток демократизации вновь реанимировал политический потенциал исламизма, что в итоге и привело уже в начале 2000-х гг. к власти нынешний режим Р.Т. Эрдогана. Это ознаменовало укрепление исламизма как основной политической силы Турецкой Республики, нейтрализовало любые попытки военных или гражданских сил к денонсации нового (теперь уже исламистского) авторитаризма, приостановило полувековое вращение внутриполитического маятника в полюса исламизации, затрагивающей все стороны турецкого общества. Это получило название неоисламистского ренессанса в Турции, который успешно компилирует ислам и сложившиеся в период кемализма демократические институции [1, с. 46]. Одновременно Турция укрепляет свою геополитическую самостоятельность как по отношению своих союзников по НАТО, так и в отношении стран исламского Востока. Изменившийся вектор внутриполитического процесса и укрепляющаяся самостоятельность Турции в вопросах международных отношений актуализируют исследование исторической ретроспективы имевших место в ХХ в. попыток реинтеграции ислама в кемалистскую модель государственного управления.
Отправной точкой движения турецкого маятника могут служить события 1960 г., в ходе которых произошел военный переворот, свернувший процессы турецкой демократизации и положивший начало Второй турецкой республики. Новая конституция 1961 г. внесла существенные изменения в турецкое законодательство и провозглашала Турцию «национальным, демократическим, светским, социально-
правовым государством» [2, с. 312]. Она вобрала в себя важнейшие принципы западной демократии и одновременно декларировала непогрешимость светских и националистических принципов Ататюрка. В сфере экономической политики основной закон сохранял политику кемалистского этатизма, и была отмечена роль служащих государственных экономических организаций, которые составляли основу государственного сектора страны [3, с. 17].
Помимо урегулирования экономической сферы, Конституция 1961 г. защищала принципы лаицизма, который стал основой государственного устройства Турции. Отныне вводился запрет на образование в государстве структур, основывающихся на религиозных началах, а мусульманские общества и организации, деятельность которых противоречила конституции, были объявлены вне закона. Лаицизм стал основой государственного устройства Турции, не допуская образования в стране структур на религиозных началах. Исламские организации и общества, деятельность которых противоречила основному закону, были объявлены незаконными. Кроме того, 19-й статьёй Конституции было запрещено использование религиозных чувств верующих партиями в политических целях [4]. Однако основной закон выделял права мусульман на исполнение молитвы, право на свободу оглашения своей религиозной принадлежности. Законодательно ограничив деятельность исламских лидеров, новая Конституция описала основные принципы развития светской республики и определила пути трансформации страны по западному образцу. Главной особенностью новой Конституции стало утверждение многопартийной системы, провозглашение права на формирование политических партий, независимых органов печати. Благодаря созданию плюралистической структуры, расширению прав и свобод граждан Турции, возросла активность общественно-политической жизни.
Со стороны казалось, что внутриполитическая ситуация после переворота складывалась вполне стабильно. Запрет деятельности исламистской Демократической партии привел к созданию в 1961 г. исповедующей те же политико-религиозные принципы Партии справедливости. Именно она становится основным по-
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 4
литическим конкурентом и оппонентом кема-листской Народно-республиканской партии, беспрекословно следующей ататюркской политике секуляризма и государственного контроля над экономикой. Таким образом, с 1961 г. и до конца ХХ в. на политической сцене Турции продолжали доминировать две равные по влиянию партии: Народно-республиканская и Партия справедливости [5]. Причем последняя на первых этапах демонстрировала свою лояльность общегосударственному вектору на ве-стернизацию турецкого общества. В 1965 г. по итогам выборов окрепшей Партии справедливости удалось сформировать однопартийное правительство во главе с премьер-министром С. Демирелем, который подтвердил укрепление западных демократических принципов как приоритет для развития Турции [5]. Это объясняло причину, по которой реабилитация политического исламизма в стране протекала без использования силовых методов со стороны военных, стоявших на страже светского кемализма.
Однако раскол, произошедший в начале 1970-х гг. в правящей Партии справедливости, осложнил политическую ситуацию в Республике. Переориентация партии на ататюркские принципы и отход от исламского традиционализма вызвали недовольства части партийных лидеров, склонявшихся к отказу от политики этатизма и лаицизма. В результате из правого крыла партии выделилась самостоятельная Демократическая партия, верная первоначальным принципам религиозного фундаментализма [6, с. 74]. Появление и активизация исламистского политического движения стали основным фактором, приведшим к изменению политической ситуации в стране. Появился целый ряд маргинальных политических партий, комбинирующих националистические идеи с различными исламистскими и пантюркистскими концепциями (например, Партия националистического движения) [7, с. 102]. Их боевые организации («серые волки») активизировали террористическую деятельность как в самой Турции, так и за её пределами. Усугубляла ситуацию активность леворадикальных партий, в которой отражалась острая политическая борьба между двумя общественно-политическими системами на международной арене, возглавлявшихся СССР и США [8, с. 40]. Совокупно деятельность левых и правоэкстремистских политических сил спровоцировала острую общественную нестабильность в Турции и привела к системному политическо-
му кризису, ознаменовавшему формирование организованного исламистского движения. Идейным вдохновителем нового религиозно-политического течения в Турции являлся профессор Н. Эрбакан. В 1969 г. им был опубликован происламский манифест «Национальный взгляд» («МИН Gбra§»), в котором исламистские лозунги приспосабливались к политической ситуации в Турции, вуалируя идеи традиционали-зации общества под концепт демократического развития [9].
В 1970 г. Н. Эрбаканом вместе с близкими друзьями была создана партия «Национальный порядок», сразу ставшая на путь противостояния «вестернизации» и за сохранение национальных традиций и сближение с мусульманскими странами. Партия пыталась запугивать турецкое население такими последствиями интеграции с западным миром, как «идеологическое рабство» и экономическая и политическая зависимость от западных держав. В дальнейшем Н. Эрбаканом было создано еще несколько партий, в основе которых использовалась исламская идеология [6, с. 77]. Большая часть из них была запрещена, но и в современной Турции исламистское политическое движение распространилось под названием «Национальный взгляд».
Исламизм оформляется в качестве открытой оппозиционной силы в стране, а Н. Эрбакан становится одной из ключевых фигур в исламистской политической истории второй половины XX в., державшей в напряжении сторонников светской власти. Радикализм и насилие первоначально не являлись основой политической партии, созданной Н. Эрбаканом. Не являлась она и открытым исламским движением, так как, используя демократические принципы мирного пути политической борьбы, Н. Эрбакан пытался реализовать «исламский взгляд» в рамках национального парламента и Конституции, старался воплотить в жизнь исламские позиции, сочетающие историческую, социальную и культурную специфику Турции [10, с. 230].
Фактически именно Н. Эрбакан способствовал формированию новой модели развития турецкого государства, основанного на национализме и исламском традиционализме. Его манифест обращал внимание на три стадии возможного исторического пути и трансформации Турции. Сутью первой стадии является конструирование такого порядка, при котором свободное развитие имели бы все религии, социо-
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 4
культурные ценности, а также традиции Турции [3, с. 17]. В данном случае кемалистский лаи-цизм рассматривался как полная свобода вероисповедания. Основная цель второй стадии развития состояла в устремлении влияния Турции в исламских странах Ближнего и Среднего Востока и установлении «справедливого устройства» не только в указанном регионе, но и на Балканах, Кавказе и во всем исламском мире. Задача третьей стадии - в полном изменении всей мировой системы и создании нового мирового порядка. В связи с этим он считал, что международные организации (ООН, НАТО, МВФ, Всемирный банк и др.) не могли решать стоящие перед ними задачи, поэтому вместо них необходимо создание новых структур, сориентированных на исламские ценности. Фактически идеи Н. Эрбакана отражали начало формирования идей исламского халифата в мусульманском мире и возрождения Османской империи.
Именно поэтому взгляды и действия Н. Эрбакана воспринимались в глазах многих политических деятелей не только как утопические, но и таящие опасность. Все же стоит отметить, что идеи и политика Н. Эрбакана были новаторскими по своей сути и значительно отличались от существовавших в Турции общих концепций исторического развития. Не случайно исламские взгляды трансформирования страны в русле своеобразного исламского традиционализма не находили поддержки у большинства избирателей, поэтому партия за весь период своего существования никогда не набирала достаточно голосов, чтобы создать политические коалиции в парламенте. Гораздо более успешными оказались те, которые смогли к исламскому традиционализму в политической борьбе приспособить идеи демократизма и светскости [11, с. 137].
На 1970-е гг. в Турции пришелся период политического кризиса, усугублявшегося ростом исламского радикального фундаментализма, который привел к всплеску с новой силой политического экстремизма и терроризма в конце этого десятилетия. Социальное напряжение достигло своего апогея. Экстремисты организовывали антиконституционные выступления, направленные на совершение государственного переворота. Этот период характеризуется ростом «коммунистической угрозы и фашистской опасности» [12, с. 55]. Волна студенческих и рабочих забастовок захлестнула страну, что привело к закрытию университетов и упадку
экономики. Правительство С. Демиреля оказалось в сложном положении: терроризм использовали как левые, так и правые группировки, участились грабежи банков, похищения расквартированных в Турции американских военных. На фоне сложившейся ситуации исламские политические лидеры требовали отказаться от светских принципов устройства государства. Уже к началу 1971 г. Турция оказалась в состоянии хаоса.
Разразившийся кризис требовал от правительства незамедлительного принятия необходимых решений для нормализации ситуации в экономике, а также решительных мер по сдерживанию политического экстремизма. Однако правительство С. Демиреля уже не контролировало положение в стране, поэтому было не в состоянии приступить к активной стабилизации положения. Полиция была не в силах бороться с проявлениями экстремизма, многочисленными стачками и забастовками. Росли радикальное исламское политическое движение и организации, многие из которых соединялись с фашиствующими элементами. Турция находилась на грани гражданской войны [9]. В очередной раз спасло положение страны лишь вмешательство армии.
В меморандуме Высшего военного совета, обнародованного в марте 1971 г., обращенного к парламенту и президенту, было объявлено о том, что страну накрыла анархия, а перед вооруженными силами стоит миссия защиты светской республики. Правительство было арестовано и после отправлено в отставку. С начала апреля в стране вводилось чрезвычайное положение, начались массовые аресты, стали работать военные трибуналы. Были закрыты все левые СМИ, запрещены экстремистские организации и группы [2, с. 311]. Политическая ситуация в Турции 1970-х гг. была схожа с кризисом 1960-х: военные снова совершили переворот в целях наведения порядка и ограждения исламистов от власти, однако были значительные черты, отличавшие историческую ситуацию 70-х от предыдущей. Основной отличительной особенностью стала неспособность правительства довести до конца разработанную глубокую программу стабилизации экономики, её либерализации и интеграции в мировое экономическое хозяйство. Процессы экономической интеграции и открытости экономики ставили необходимость в переходе к рыночной системе, ликвидации государственных монополий и государ-
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 4
ственного диктата. Однако принятые военными меры по предотвращению гражданской войны в Турции не смогли крепко стабилизировать положение в 70-е гг. О шаткости внутриполитического положения в стране свидетельствовали постоянные расколы и слияния в ведущих политических партиях страны и частая смена правительств.
Таким образом, в Турции в начале 1970-х гг. четко обозначились четыре политических направления: ататюркское (светский национализм с авторитарным уклоном), демократическое светское, радикально-националистическое и исламистское. Исламистское движение во главе с Н. Эрбаканом впервые попыталось адаптировать исламские политические идеи к складывающимся демократическим институтам. Этот поворот, в рамках которого провозглашалась ценность демократии, а исламский вектор развития общества объявлялся как результат демократического волеизъявления турецкого народа, обусловил весь последующий ход политического развития Турецкой Республики. Данный принцип был использован уже в конце 1990-х -начале 2000-х гг. Партией справедливости и развития во главе с Р.Т. Эрдоганом и воплощен в его идеологический концепт неоисламизма. Популярность его движения среди турецкого общества нейтрализовала неоднократные попытки военных и прозападно настроенных политических сил реставрировать в Турции первоначальные идеи кемализма и лаицизма. Устойчивость политики неоисламизма позволила совершить самый существенный поворот Турции во внутриполитической жизни со времени второй Конституции: изменить парламентский строй на модель президентской республики по итогам референдума 2017 г. Снова политический исламизм обеспечил реализацию своих целей через демократический механизм плебисцита, что нейтрализовало его критику как со стороны внутритурецкой оппозиции, так и со стороны политических кругов США и Европы. Реинтеграция ислама в кемалистский политический строй, первые попытки которой были осуществлены именно в 1960-е гг., укрепила самостоятельный вектор турецкой политической трансформации, а саму Турецкую Республику сделала весьма мощным и сложным геополитическим игроком, от позиции которого во многом зависит состояние международного политического процесса на Ближнем Востоке и в исламском мире в целом.
Литература
1. Бедрик А.В., Бузов В.И. Генезис политического неоисламизма в Турции в начале XXI века // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2015. № 4. С. 44-48.
2. Киреев Н.Г. История Турции. XX век. М. : ИВ РАН; Крафт+, 2007. С. 308-324.
3. Данилов В.И. Основные особенности новой конституции Турецкой Республики (в сравнении с конституцией 1961 г.) // Турция: история и современность : сб. ст. М. : Наука, 1988. С. 11-25.
4. Osmanhvetürkanayasalan, 1961, Anayasasi. Istanbul, 1980. URL: http:// www.anayasa.gen.tr/ 1961anayasasi.htm (дата обращения: 26.08.2018).
5. Turkiye Cumhuriyeti Anayasasi. Istanbul, 1982. URL: https://www.tbmm.gov.tr/anayasa/anayasa_2011. pdf (дата обращения: 26.08.2018).
6. Васильева С.А. Партийная преемственность в Турции // Вестн. ЧелГУ. 2009. № 40. С. 73-79.
7. Данилов В.И. Эволюция политической структуры и особенности политической борьбы в Турции // Турция: история и современность : сб. ст. М. : Наука, 1988. С. 100-110.
8. Кайгусуз Дж., Рыжов И.В. Доктрина Трумэна, план Маршалла и их влияние на советско-турецкие отношения // Вестн. КемГУ. 2017. № 1 (69). С. 37-42.
9. Закиров А.А. Трансформация политического ислама в современной Турции: исторический дискурс // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 1 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-politicheskogo-islama-v-sovremennoy-turtsii-istoricheskiy-diskurs (дата обращения: 26.08.2018).
10. Бузов В.И. Новейшая история стран Азии и Африки (1945-2004). Ростов н/Д. : Феникс, 2005. С. 221-234.
11. Сергеев В.М., Саруханян С.Н. Модернизация и политический ислам в Турции // Полития. 2012. № 4 (67). С. 134-151.
12. Васильев А.Д. Армия в Турции // История и современность. 2013. № 2 (18). С. 52-74.
References
1. Bedrik A.V., Buzov V.I. Genezis politicheskogo neoislamizma v Turtsii v nachale XXI veka [The Genesis of Political Neo-Islamism in Turkey at the Beginning of the 21st Century]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Ob-shchestv. nauki. 2015, No. 4, pp. 44-48.
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 4
2. Kireev N.G. Istoriya Turtsii. XX vek [History of Turkey. XXth century]. Moscow: IV RAN; Kraft+, 2007, pp. 308-324.
3. Danilov V.I. [The Main Features of the New Constitution of the Turkish Republic (compared to the constitution of 1961)]. Turtsiya: istoriya i sovremennost' [Turkey: History and Modernity]. Col. Art. Moscow: Nauka, 1988, pp. 11-25.
4. Osmanhveturkanayasalan, 1961, Anayasasi. Istanbul, 1980. Available at: http:// www.anayasa.gen.tr/ 1961anayasasi.htm (accessed 26.08.2018).
5. Turkiye Cumhuriyeti Anayasasi. Istanbul, 1982. Available at: https:// www.tbmm.gov.tr/anayasa/ anayasa_2011.pdf (accessed 26.08.2018).
6. Vasil'eva S.A. Partiinaya preemstvennost' v Turtsii [Party Succession in Turkey]. Vestn. ChelGU. 2009, No. 40, pp. 73-79.
7. Danilov V.I. [The Evolution of the Political Structure and Features of the Political Struggle in Turkey]. Turtsiya: istoriya i sovremennost' [Turkey: History and Modernity]. Col. Art. Moscow: Nauka, 1988, pp. 100-110.
8. Kaigusuz Dzh., Ryzhov I.V. Doktrina Trumena, plan Marshalla i ikh vliyanie na sovetsko-turetskie otnosheniya [Truman's Doctrine, Marshall Plan and Their Influence on Soviet-Turkish Relations]. Vestn. KemGU. 2017, No. 1 (69), pp. 37-42.
9. Zakirov A.A. Transformatsiya politicheskogo is-lama v sovremennoi Turtsii: istoricheskii diskurs [Transformation of Political Islam in Modern Turkey: Historical Discourse]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2016, No. 1 (63). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-politiche skogo-islama-v-sovremennoy-turtsii-istoricheskiy-diskurs (accessed 26.08.2018).
10. Buzov V.I. Noveishaya istoriya stran Azii i Afriki (1945-2004) [Contemporary History of Asia and Africa (1945-2004)]. Rostov-on-Don: Femks, 2005, pp. 221-234.
11. Sergeev V.M., Sarukhanyan S.N. Modernizatsiya i politicheskii islam v Turtsii [Modernization and Political Islam in Turkey]. Politiya. 2012, No. 4 (67), pp. 134-151.
12. Vasil'ev A.D. Armiya v Turtsii [Army in Turkey]. Istoriya i sovremennost'. 2013, No. 2 (18), pp. 52-74.
Поступила в редакцию / Received 17 октября 2018 г. / October 17, 2018