Научная статья на тему 'От учителя биологии до президента Академии педагогических наук'

От учителя биологии до президента Академии педагогических наук Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОГРАФИЯ Д. И. ЗВЕРЕВА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И. Д. ЗВЕРЕВА / ЗВЕРЕВ И. Д
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От учителя биологии до президента Академии педагогических наук»

В. П. Соломин,

проректор по учебной работе И. Н. Пономарева,

профессор кафедры методики обучения биологии и экологии

Н. В. Андреева,

главный хранитель фондов музея истории университета

ОТ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ ДО ПРЕЗИДЕНТА АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

К 90-летию со дня рождения Ивана Дмитриевича Зверева (1918-2001)

В январе исполнилось 90 лет со дня рождения яркого педагога, ме-тодиста-биолога Ивана Дмитриевича Зверева (18.01.1918-13.07.2001), имя которого известно не только в России, но и за рубежом.

И. Д. Зверев является крупным специалистом в области методики преподавания естествознания, одним из основателей методики обучения биологии. Он создал теорию методики преподавания курса «Человек и его здоровье», сформулировал концепцию воспитания учащихся в процессе обучения, принял активнейшее участие в разработке теории экологического образования как особого направления педагогической науки. Доктор педагогических наук (1965), проректор по науке ЛГПИ им. А. И. Герцена (1966-1968), действительный член АПН СССР (1968-2001), академик-секретарь Отделения дидактики и частных методик АПН СССР (1968-1980), вице-президент АПН СССР (1981-1989), президент АПН СССР (1989-1992).

Иван Дмитриевич родился 18 (05) января 1918 г. в селе Новоспас-

ское Тульской области. После смерти отца отправился в Алтайский край, где в 1932 г. поступил в учительский институт г. Барнаула на факультет химии и биологии. В 1935 г. окончив институт, некоторое время работал учителем биологии и химии в школе № 10 г. Старо-

Кузнецк Новосибирской области. В 1938 г. поступил на факультет естествознания Томского педагогического института. В 1940 г. окончил его экстерном с красным дипломом и продолжил работу учителем в школе.

В 1941 г. добровольцем пошел в армию. Его, как специалиста в области химии, зачислили начальником отряда в войска химзащиты. После непродолжительной специальной подготовки был отправлен в войска Южного фронта. Прошел Румынию, Болгарию, Венгрию и Австрию. Великую Отечественную войну Зверев закончил в Австрии и в 1946 г. демобилизовался офицером запаса. В 1947 г. поселился в Ленинграде. В 1948 г. начал работу в 213-й школе Ленинграда в должности завуча и учителя биологии. Там же он познакомился с учительницей английского языка Ириной Ксенофонтовной. В 1949 г. они поженились. Учителем биологии в этой школе он работал до 1956 г.

Свою научную деятельность И. Д. Зверев начал в 1949 г., поступив в аспирантуру

к проф. П. И. Боровицкому на кафедру методики преподавания естествознания ЛГПИ

им. А. И. Герцена, успешно защитил кандидатскую диссертацию в 1954 г. на тему «Изучение поведения животных в курсе зоологии». В том же 1954 г. Иван Дмитриевич начинает работу научным сотрудником НИИ вечерних и сменных школ АПН СССР, но после реорганизации этого НИИ перешел работать в Герценовский университет, тогда ЛГПИ им.

А. И. Герцена, на кафедру методики преподавания естествознания. Вначале он работал старшим преподавателем (с апреля 1960), затем доцентом (1961), а после защиты докторской диссертации (1965) — профессором.

В Герценовском институте Иван Дмитриевич Зверев читал полный курс лекций по методике обучения биологии на всех потоках факультета географии. Свой курс он читал очень интересно, с воодушевлением, изящно и четко, привлекая большое количество примеров из практики обучения биологии в средней школе и новинок методической литературы. На биофаке он вел практические занятия со студентами 111-У курсов, руководил педагогической практикой студентов, был ответственным за проведение полевой практики (летний семестр на факультете) в Вырице.

До сих пор у преподавателей кафедры остались яркие воспоминания о полевых практиках на агробиостанции в Вырице тех времен: дружная и творческая работа всего коллектива кафедры и факультета, интересная исследовательская работа студентов по методике биологии, направляемая зав. кафедрой П. И. Боровицким и руководителем полевой практики И. Д. Зверевым. Сам Иван Дмитриевич вместе со студентами обрабатывал почву и высаживал растения на учебно-опытном участке. Его любимым отделом этого участка была коллекция лекарственных трав. Он был инициатором экскурсий в природу, в том числе на лодках по р. Оредеж. Даже будучи профессором и проректором по науке, он проводил занятия по полевой практике в Вырице. Причем поселялся он на период практики в холодном чердачном помещении преподавательского корпуса. Но именно там, в конце рабочего дня собирались «на травяной чай» все преподаватели кафедры методики, занятые на полевой практики, для обсуждения итогов учебной работы, задач на новый учебный день и просто для бесед.

В апреле 1965 г. в жизни И. Д. Зверева произошло большое событие. От Минобразования СССР его направили в качестве эксперта ЮНЕСКО в Париж, где он принял участие в создании программы педагогической экспертизы естественнонаучного образования в школах разных стран. Звереву было поручено возглавить группу экспертов для проверки по этой программе школ Индии.

В период с марта по ноябрь 1966 г., находясь в Индии (в г. Дели), Иван Дмитриевич регулярно проводил консультации для учителей и преподавателей университетов, готовящих педагогов. Как эксперт он посетил более 30 городских и сельских школ разных регионов Индии, а в десяти делийских школах по проекту ЮНЕСКО руководил педагогическим экспериментом по усовершенствованию естественнонаучного образования.

Будучи экспертом ЮНЕСКО, И. Д. Зверев проделал большую работу по распространению передовых идей отечественной педагогической науки. Индийская интеллигенция проявила большой интерес к советской школе. Поездка в Индию произвела неизгладимое впечатление на Ивана Дмитриевича, о чем он часто вспоминал и, как истинный педагог, искренне лю-

бящий детей, отмечал: «Самое яркое и незабываемое впечатление — сами индийские школьники».

По возвращении из заграничной командировки, в декабре 1966 г., И. Д. Зверев был назначен проректором по науке ЛГПИ им. А. И. Герцена. Однако в этой должности он пребывал недолго — до декабря 1968 г., так как в 1968 г. был избран действительным членом АПН СССР и назначен на должность академика-секретаря АПН СССР и руководителя отдела дидактики и частных методик. На кафедре Герценовского института он продолжал свою работу до марта 1969 г., вплоть до переезда в Москву.

В период деятельности в Академии педагогических наук И. Д. Зверев активно разрабатывает теорию воспитания в процессе предметного образования, обосновывая необходимость усиления теоретического содержания в предметных методиках и обращая внимание педагогов и методистов на роль школьного учебника в учебно-воспитательном процессе, активно участвуя в создании теории междисциплинарного экологического образования как особого направления в педагогической науке .

В 197 2 г. Иван Дмитриевич организует лабораторию экологического образования при НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, где разрабатываются идеи междисциплинарного экологического образования, идеи непрерывного экологического образования. На базе этой лаборатории регулярно проводятся всесоюзные, республиканские конференции по проблемам организации экологического образования в школах страны, нередко по 3-4 конференции в год. На конференциях обсуждаются актуальные проблемы экологического образования: цели, содержание, значение, методика экологического просвещения (в системе непрерывного образования от дошкольных до вузовских учреждений, в системе дополнительного образования, в системе социокультурных учреждений), подготовка педагогических кадров по экологическому образованию, методика экологического образования как учебная дисциплина в педвузах.

В лаборатории экологического образования под руководством И. Д. Зверева сформировалась научная школа его последователей, талантливых ученых, развивающих теорию экологического образования. Среди них член-корр. РАО, доктор пед. наук, профессор А. Н. Захлебный (Москва), доктор пед. наук И. Т. Суравегина (Москва), доктор пед. наук, профессор М. А. Якунчев (Саранск), доктор пед. наук, профессор А. Е. Тихонова (Хабаровск), доктор пед. наук, профессор Э. Турдикулов (Ташкент), доктор пед. наук, профессор С. Н. Глазычев (Москва), кандидаты пед. наук А. А. Плешаков, Л. П. Салеева-Симонова и другие. У большинства из них Зверев был руководителем кандидатских диссертаций и консультантом докторских диссертаций.

Уже находясь в Москве, Иван Дмитриевич не прерывал связей с Гер-ценовским университетом и кафедрой методики обучения биологии и экологии, участвовал в подготовке научных кадров. Под его руководством успешно защитили кандидатские диссертации

В. Н. Максимова, Н. Д. Гвоздырева, Н. В. Добрецова. Был научным консультантом

В. Н. Максимовой по докторской диссертации.

Характеризуя научные исследования И. Д. Зверева, следует отметить, что большинство из них посвящены изучению и обоснованию целостной системы обучения и воспитания с точки зрения философии, физиологии, психологии и педагогики. Он по-новому раскрыл понятие «система обучения», трактовал его как целостную взаимосвязь многообразных сторон преподавания и учения. Однако основные его труды посвящены

теории экологического образования как особого педагогического направления, актуального для всех типов школ.

Иван Дмитриевич — автор более 3GG научных трудов по педагогике, дидактике, общей и частным методикам биологии и экологии, книг для учителей и подростков, среди которых брошюры и книги: «Систематизация знаний учащихся по курсу анатомии и

физиологии человека» (1959) , «Развитие знаний учащихся об эволюции

органического мира» (1962), «Основы системы обучения анатомии, физиологии и гигиене в средней школе» (1971). «Взаимная связь учебных

предметов» (1977), «Книга для чтения по анатомии, физиологи и гигиене человека» (19B3; 2GGG), «Экология в школьном обучении.

Новый аспект образования» (19BG), «Экологическое образование школьников» (19B3), «Отношение школьников к природе» (19BB), «Экологиче-

ское образование и воспитание: узловые вопросы» (1996), «О приоритетах экологического образования» (1997) и другие.

Свои идеи экологического образования он излагал на симпозиумах и конференциях во многих странах — Германии, Финляндии, Швеции, Японии, Китае, Венгрии, Болгарии, США, Франции.

Несмотря на большую и напряженную научную и организационную деятельность, занимаемый им высокий пост, его кабинет всегда был открыт для посетителей. И. Д. Зверев внимательно и доброжелательно относился к людям. Всегда был рад встрече с герценовцами. Он искренно интересовался событиями научной и общественной жизни Герценовского института, расспрашивал о знакомых, передавал им приветы.

Как истинный биолог Иван Дмитриевич любил и хорошо знал растения. Беседы на эту тему могли продолжаться долго. В его кабинете по всей стене простирались побеги цветущей пассифлоры, которой он очень гордился, а на подоконнике стояли разнообразные геснериевые: разно-

цветные сенполии и оранжевые эписции. Как-то он рассказал об удивлении, которое испытал, когда впервые увидел раскрывшийся восхитительный по красоте цветок «его пассифлоры». На даче у Зверева всегда можно было увидеть цветущие виды растений, и он гордился подбором таких растений открытого грунта, которые создают непрерывный конвейер цветения растений от ранней весны до поздней осени.

И. Д. Зверев всегда был взыскательным критиком в области методики обучения биологии, экологии, в педагогике, но он умел высоко оценить и поддержать интересные творческие работы. Его считали талантливым, немногословным и очень спокойным человеком. И мало кто знал, что он страдал тяжелой болезнью (раковая опухоль), с которой сражался в течение многих лет. И. Д. Зверев был прекрасным семьянином, заботливым отцом и любящим мужем. В его семье выросли два замечательных сына: Дмитрий и Алексей. Оба они получили высшее техническое образование. В настоящее время работают по специальности в Москве и заботятся о своей маме.

Внесенный И. Д. Зверевым вклад в педагогическую науку востребован и сегодня.

В наши дни методисты возвращаются к его идеям, учитывая их в своей практике и научной деятельности.

Память о И. Д. Звереве хранится в стенах Герценовского университета. В 2GG4 г.

факультет биологии и кафедра методики обучения биологии и экологии провели конференцию, посвященную научному вкладу И. Д. Зверева в методику биологического и экологического образования. На конференцию была приглашена вдова Ивана Дмитриевича,

которая поделилась своими воспоминаниями. От факультета Ирине Ксено-

фонтовне была подарена книга «Профессора РГПУ им. А. И. Герцена», которую она приняла с благодарностью и слезами.

Ученики и друзья И. Д. Зверева всегда вспоминают о нем с особой теплотой и отмечают личное обаяние Ивана Дмитриевича: всегда приветливая улыбка и неповторимая скромность при уникальных знаниях, при непрерывной творческой работе мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.