КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
И. В. Лихолетова,
главный хранитель фондов музея
ЗОЛОТЫЕ ИМЕНА ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
В издательстве РГПУ им. А. И. Герцена, в серии «Герценовский университет. Золотые имена», начиная с 2002 г., по инициативе и под общей редакцией Г. А. Бордовско-го и В. А. Козырева выходят книги, раскрывающие бесценный научно-педагогический опыт наших выдающихся ученых. К настоящему времени в серии вышло 15 книг. Предлагаем вниманию читателей краткий обзор их содержания.
Петербургская повесть: Главы жизни ректора А. Д. Боборыкина: Воспоминания. Размышления / Автор-составитель
А. В. Крейцер. Под общ. ред. : Г. А. Бор-довского, В. А. Козырева; РГПУ. — СПб.: Изд-во РГПУ, 2002. —251 с., ил. (Герценовский университет. Золотые имена).
Эта книга о жизни и творчестве Александра Дмитриевича Боборыкина (1916 — 1988) — ректора Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена в 1964—1986 гг.
В памяти герценовцев он навсегда останется как крупный деятель отечественного образования, внесший большой вклад в становление педагогического университета как признанного центра науки, образования, культуры. Член-корреспондент АПН СССР А. Д. Боборыкин в 1980 г. был удостоен Государственной премии СССР, как соавтор первого учебника по курсу «Обществоведение», выдержавшего 16 изданий.
Первые три главы содержат воспоминания о ректоре близко знавших его людей. Остальные главы книги, написанные на основе воспоминаний и документов, являют собой попытку философского осмысления судьбы А. Д. Боборыкина на фоне истории, культуры Санкт-Петербурга. Автор-составитель стремится проследить «линию жизни», разглядеть за социальной функцией
должностного лица контуры духовного склада яркого, неординарного человека, о котором люди, знавшие его лично, до сих пор вспоминают с большой теплотой.
Человек в потоке времени: Профес-
сор Я. С. Билинкис / Автор-составитель Н. Г. Михновец. Под общ. ред. : Г. А. Бордов-ского, В. А. Козырева; РГПУ. — СПб. : Изд-во РГПУ, 2003. — 213 с., ил. (Герценовский университет. Золотые имена).
Эта книга о жизни и творчестве Якова Семеновича Билинкиса (1926—2001) — профессора кафедры русской литературы ЛГПИ — РГПУ им. А. И. Герцена в 1962—1998 гг.
В воспоминаниях коллег, родных, учеников Я. С. Билинкис предстает яркой, творческой личностью, превосходным лектором, талантливым исследователем-литературоведом. По общему мнению, Я. С. Билинкис в течение нескольких десятилетий был одной из центральных фигур факультета русского языка и литературы, определявших особую атмосферу научной увлеченности и служения русской литературе. Я. С. Билинкис имел исключительно обширный и разнообразный круг общения, и на призыв поделиться своими воспоминаниями о нем откликнулось большое количество замечательных людей.
Первая глава книги посвящена страницам его жизни. Вторая представляет собой попытку осмысления судьбы филолога в культурном пространстве 1950—1990-х гг. Третью и четвертую главы составляют материалы воспоминаний близко знавших Я. С. Билинкиса людей. В приложения вошли обзор диссертационных исследований, выполненных под руководством Я. С. Би-линкиса, список его научных трудов и сведения об авторах воспоминаний.
Герценовская школа русской диалектологии: Н. П. Гринкова и В. И. Чагише-ва / Авторы-составители С. Г. Ильенко,
В. А. Козырев, В. Д. Черняк; Под общ. ред. : Г. А. Бордовского, В. А. Козырева; РГПУ. — СПб. : Изд-во РГПУ, 2004. —
341 с., ил. (Герценовский университет. Золотые имена).
Книга посвящена двум выдающимся диалектологам — профессорам Надежде Павловне Гринковой (1895—1961) и Вере Ивановне Чагишевой (1909—1981), чья научно-педагогическая деятельность неразрывно связана с Герценовским институтом — университетом, где ими создана старейшая в России научно-педагогическая школа русской диалектологии.
Профессор Н. П. Гринкова была ученым с разносторонними интересами, однако «главной наукой» для нее стала русская диалектология, расцвет которой в 1920— 1940-е гг. во многом был достигнут благодаря ее трудам. Работая в Герценовском институте, она воспитала не одно поколение русистов, многие из которых стали известными учеными в различных областях лингвистической науки. Продолжателем диалектологической линии научного творчества Н. П. Гринковой стала ее ученица В. И. Чагишева.
Диалектолог и историк русского языка профессор В. И. Чагишева оставила большое научное наследие, в котором особое, непреходящее значение имеют комплексное исследование уникальной в лингвистическом и этнографическом отношении территории Брянщины как русско-украинско-белорусского пограничья, а также создание миллионной лексической картотеки и работа над полным диалектным словарем обширного региона, где своеобразно переплелись исторические судьбы трех восточнославянских языков и народов: русского, украинского и белорусского.
Становление, развитие и традиции диалектической школы Гринковой—Чагишевой представлены в книге воспоминаниями уче-
ников и коллег этих замечательных людей, подлинных русских интеллигентов, глубоких ученых и блистательных педагогов.
Верность традициям. Художник-педагог М. А. Канев I Авторы-составители В. А. Кузмичев, А. А. Латышев; Под общ. ред. : Г. А. Бордовского, В. А. Козырева; РГПУ. — СПб. : Изд-во РГПУ, 2005. — 199 c., ил. (Герценовский университет. Золотые имена).
Книга повествует о жизни и творчестве художника-педагога Михаила Александровича Канеева (1923—1983), заслуженного деятеля искусств РСФСР, заведующего кафедрой рисунка художественно-графического факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена.
Художник М. А. Канеев писал городские, архитектурные и ландшафтные пейзажи, жанровые картины, портреты, этюды с натуры. Работал в технике масляной живописи, рисунка и акварели. К середине 1960-х М. А. Канеев твердо определился с главной темой своего творчества, приобретя широкую известность как мастер ленинградского пейзажа-картины. Сложился и узнаваемый индивидуальный почерк художника.
В книгу включены воспоминания близких друзей, коллег, учеников М. А. Канеева. Приводится перечень его основных произведений и выставок, представлены ранее не публиковавшиеся фронтовые зарисовки художника.
Петербургская повесть: Главы жизни
проректора Ю. В. Кожухова. Воспоминания. Размышления I Авторы-составители
В. А. Бордовский, С. А. Гончаров,
А. В. Крейцер; Под общ. ред. : Г. А. Бордовского, В. А. Козырева; РГПУ. — СПб.: Изд-во РГПУ, 2006. — 467 c., ил. (Герценовский университет. Золотые имена).
Книга рассказывает о жизни и деятельности Юрия Вячеславовича Кожухова (1921—1982) — проректора ЛГПИ им. А. И. Герцена в 1968—1976 гг.
Ю. В. Кожухов окончил в ЛГПИ им. А. И. Герцена исторический факультет в 1949 г., аспирантуру в 1952 г. Работал в родном вузе старшим преподавателем, доцентом, деканом исторического
факультета, заведующим кафедрой истории СССР, проректором по научной работе. Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент АПН Ю. В. Кожухов обладал пытливым умом исследователя, талантом организатора. Преданность делу, интеллигентность, личное обаяние неизменно вызывали уважение и любовь к нему со стороны коллег и студентов. Ю. В. Кожухов стоял у истоков издательского дела института, был организатором и участником студенческих экспедиций, научных конференций, всемерно поддерживал и поощрял талантливую молодежь вуза.
В книгу вошли воспоминания друзей, коллег, учеников Ю. В. Кожухова, с почтением называющих его своим учителем.
По велению сердца: Министр просвещения E. И. Афанасенко I Авторы-составители В. А. Бордовский, Е. М. Колосова, И. Г. Никифорова, В. П. Соломин; Под общ. ред. : Г. А. Бордовского,
В. А. Козырева; РГПУ. — СПб. : Изд-во РГПУ, 2006. — 245 c., ил. (Герценовский университет. Золотые имена)
Эта книга — о поколении герценовцев 1930-х гг., на чью долю выпала нелегкая задача созидания школы, создающей человека «светлого будущего». По велению сердца они работали там, куда направляло их государство. Несмотря на условия жесточайшего тоталитарного режима, на голод, войну, тяжкие перипетии истории, они учили детей мечтать и верить в себя, они воспитывали их высоконравственными людьми.
Книга раскрывает читателю судьбу и трудовой путь выпускника ЛГПИ им. А. И. Герцена, учителя, впоследствии, в 1956 — 1966 гг., министра просвещения РСФСР Евгения Ивановича Афанасенко. Его жизнь и деятельность на ответственном посту раскрываются на фоне истории университета.
Петербургский учитель: Жизнь и творчество В. Н. Сороки-Росинского I Авторы-составители Е. М. Колосова, И. В. Ли-холетова, С. В. Христофоров; Под общ. ред. : Г. А. Бордовского, В. А. Козырева; РГПУ. — СПб. : Изд-во РГПУ, 2007. —
220 c., ил. (Герценовский университет. Золотые имена).
Книга рассказывает о непростой судьбе и творческом пути выдающегося отечественного педагога Виктора Николаевича Сороки-Росинского, директора школы-коммуны, одного из главных персонажей книги Г. Белых и Л. Пантелеева и одноименного кинофильма «Республика ШКИД». Книга написана сотрудниками музея и кафедры педагогики Герценовского университета.
Личность и судьба реального человека тесно переплелась в сознании современников с образом его литературного двойника, что существенным образом повлияло на всю жизнь и работу В. Н. Сороки-Росинского. В книге предпринята попытка с помощью личных архивных материалов педагога, воспоминаний его родных, учеников представить читателям подлинного В. Н. Сороку-Росинского — замечательного педагога, методиста, учителя, деятеля науки, чьи педагогические принципы не теряют своей актуальности и сегодня.
Волков В. С. Первый ректор Третьего педагогического института в Петрограде: страницы жизни А. П. Пинкевича I Под общ. ред. : Г. А. Бордовского, В. А. Козырева; РГПУ. — СПб. : Изд-во РГПУ,
2007. — 583 c., ил. (Герценовский университет. Золотые имена).
Эта книга о жизни выдающегося деятеля отечественного просвещения первой половины XX в. Альберта Петровича Пинкеви-ча (1883—1937). Наиболее подробно в ней описан один из самых ярких периодов его жизни — годы работы ректором Третьего педагогического института в Петрограде, который органически вошел в знаменитый научно-учебный комплекс — Герценовский институт — университет.
Среди теоретиков советской школы 1920-х — первой половины 1930-х гг. А. П. Пинкевич занимал самое видное место.
Издание адресовано всем, кто интересуется политической историей нашей страны, историей культуры и интеллигенции, историей отечественной педагогики.
Груздева Е. Н. Петербургский историк Сергей Васильевич Рождественский I Под общ. ред. : Г. А. Бордовского, В. А. Козырева; РГПУ. — СПб. : Изд-во РГПУ, 2008. — 199 c., ил. (Герценовский университет. Золотые имена).
Книга рассказывает о жизни петербургского историка первой половины XX в., члена-корреспондента РАН Сергея Васильевича Рождественского (1868—1934). Более четверти века он отдал преподавательской работе в Женском педагогическом институте — предтече Герценовского университета. В один из самых сложных периодов нашей истории, с 1916 по 1920 гг., С. В. Рождественский возглавлял этот институт как ректор. Им был разработан оригинальный учебный курс по истории педагогики в России. Его научные труды посвящены различным вопросам русской истории.
Я беспредельно верю в человека: Страницы жизни и творчества Г. И. Щукиной I Редакторы-составители М. А. Верб,
И. Г. Шапошникова, ответственный редактор А. П. Тряпицына; Под общ. ред.: Г. А. Бордовского, В. А. Козырева; РГПУ. — СПб. : Изд-во РГПУ, 2008. — 334 c., ил. (Герценовский университет. Золотые имена).
Книга о выдающемся ученом-педагоге нашего времени Галине Ивановне Щукиной содержит биографические сведения, основанные на документальном материале, тематическую подборку фрагментов из ее педагогического наследия, анализ основных трудов ученого, воспоминания родных, учеников, коллег.
В течение длительного времени педагоги (ученые и практики) искали ответ на вопрос, как сделать учебный труд привлекательным, радостным, как добиться «учения с увлечением». Во второй половине ХХ в. была разработана целостная теория познавательного интереса. Огромный вклад в ее создание внесла Г. И. Щукина.
Книга адресована преподавателям и студентам педагогических вузов, колледжей, учителям школ, а также широкому кругу читателей, причастных к проблемам обучения и воспитания.
Профессор А. Л. Григорьев: Воспоминания. Размышления I Составители Ал. А. Григорьев, Г. В. Стадников; Под общ. ред. : Г. А. Бордовского, В. А. Козырева; РГПУ. — СПб. : Изд-во РГПУ,
2008. — 180 c., ил. (Герценовский университет. Золотые имена).
Книга посвящена жизни, научной и педагогической деятельности доктора филологических наук, известного специалиста в области зарубежной литературы, профессора Алексея Львовича Григорьева (1904 — 1990), который много лет возглавлял кафедру зарубежной литературы Герценовского института. Его научные труды посвящены исследованию роли и места русской литературы в международном литературном процессе.
На страницах книги представлены воспоминания родных, коллег и аспирантов А. Л. Григорьева, а также некоторые работы ученого — как классический образец сравнительного литературоведения.
Игорь Петрович Иванов: Наука и жизнь I Автор-составитель И. Д. Аванесян; Под общ. ред. : Г. А. Бордовского, В. А. Козырева; РГПУ. СПб. : Изд-во РГПУ, 2009. 364 c., ил. (Герценовский университет. Золотые имена).
Эта книга о жизни и творчестве Игоря Петровича Иванова (1923—1992), педагога, ученого, преподавателя ЛГПИ им. А. И. Герцена. Его имя известно многим учителям нашей страны как имя педагога-новатора.
И. П. Иванов — доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, лауреат премии имени Антона Макаренко. Педагоги считают академика И. П. Иванова изобретателем методики КТД (организации коллективных творческих дел), создателем педагогики, о которой говорят как о «педагогике сотрудничества»,
называют ее «коллективное творческое воспитание», «орлятская педагогика», «новое воспитание», «воспитание по Иванову», «педагогика социального творчества». Под названием «коммунарская методика» новаторство И. П. Иванова представлено в «Российской педагогической энциклопедии».
И. П. Иванова по праву считают инициатором и создателем социальнопедагогического движения. В 1956 г. в Ленинграде он создал творческую группу педагогов — Союз энтузиастов (СЭН), в 1959 г. — Коммуну юных фрунзенцев (КЮФ) — школу районного актива старшеклассников, в 1963 г. — Коммуну им. А.
С. Макаренко (КИМ) — содружество студентов, увлеченных идеями великого педагога. По примеру ленинградцев коммунар-ские отряды, подростковые, студенческие и педагогические клубы стали возникать по всей стране.
Е. М. Максимов: учитель, географ-
исследователь / Под общ. ред. : Г. А. Бор-довского, В. А. Козырева; Составители Н. В. Ловелиус, Н. Н. Максимова, Г. Н. Па-ранина. — СПб. : Изд-во РГПУ, 2009. — 282 с., ил. (Герценовский университет. Золотые имена).
Книга раскрывает жизненный и творческий путь ученого и преподавателя географического факультета РГПУ им. А. И. Герцена Евгения Владиславовича Максимова. В ней рассказывается о талантливом преподавателе, который строил многие из своих курсов, как правило, на материалах собственных исследований. Его завораживающие рассказы настолько увлекали сведениями о его прошлых и предстоящих маршрутах в горные системы нашей страны, что создавали среди студентов «конкурс» для участия в экспедициях в неизведанные районы России и страны ближнего зарубежья.
Шкорина Н. Л., Кириллова Г. Д. Педагогическое наследие Шолома Израилевича Ганелина и его дидактическая система / Под общ. ред.: Г. А. Бордовского, В. А. Козырева; РгПу. — СПб. : Изд-во РГПУ,
2009. — 210 с., ил. (Герценовский университет. Золотые имена).
На рубеже 1950—60-х гг. в советской педагогике среди самых известных ученых-дидактов особое, почетное место занимал Шолом Израилевич Ганелин (1894—1974). Его монография «Дидактический принцип сознательности», вышедшая в 1961 г., значительно продвинула решение дидактических проблем воспитывающего обучения, изучение возрастных психологических особенностей школьников, их мыслительной деятельности, преемственности обучения от класса к классу.
Имя Ш. И. Ганелина приобретает известность в 1929 г., когда выходит написанная им в соавторстве книга «Основные вопросы советской дидактики», долгое время служившая основным пособием по педагогике. В ней была предложена оригинальная классификация методов обучения. В 1930-е гг., наряду с изучением проблем дидактики, Ш. И. Ганелин переключается на историкопедагогические проблемы. Ему удается показать органическую связь истории с современностью (см. его фундаментальные «Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в.», где впервые была показана картина борьбы методических течений). Итогом современного осмысления истории педагогики стал вышедший под редакцией Ш. И. Ганелина труд «История педагогики и современность», новаторский не только для своего времени, но и для наших дней.
Роботова А. С., Романенчук К. В. Педагогика как судьба. Очерки жизни и деятельности Раисы Григорьевны Лемберг: Документы, воспоминания. Публицистика и педагогические произведения I Под общ. ред.: Г. А. Бордовского, В. А. Козырева. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена,
2010. — 291 c., ил. (Герценовский университет. Золотые имена).
Книга посвящена личности и педагогическому наследию известного ученого-дидакта профессора Раисы Григорьевны Лемберг (1883—1975), которая заведовала кафедрами начального обучения и школьной педагогики в ЛГПИ им. А. И. Герцена в 1924—1937 гг.
Круг ее научных интересов был достаточно широк: проблемы дидактики начального профессионального, технического образования, проблемы урока, межличностных связей и т. д.
Р. Г. Лемберг внесла весомый вклад в развитие педагогической науки. Это и анализ психологических аспектов учебного процесса, поиск путей и средств его активизации, и применение творческих методов обучения, и постановка вопроса о необходимости срочного преодоления психологопедагогического и методического застоя, поиск новых эффективных технологий обучения, и многое другое.
Книга необычна по структуре и содержанию. Авторские очерки чередуются в ней с
документами и воспоминаниями, а также с произведениями Р. Г. Лемберг, многие из которых являются библиографической редкостью.
Книга адресована педагогам-ученым, учителям школ и средних учебных заведений, магистрантам, аспирантам, студентам.
Надеемся, что в будущем еще немало славных имен будет представлено на страницах новых книг из серии «Герценовский университет. Золотые имена», ведь главное достояние, поистине «золотой фонд» нашего университета — это замечательные люди, отдающие свои силы, знания, опыт на благо развития отечественной науки и образования.
Т. Г. Фруменкова,
доцент кафедры русской истории
ЗНАМЕНИТЫЙ ВЫПУСКНИК ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Фруменкова Т. Г., Коваль С. А. Георгий Георгиевич Фруменков: историк, ректор, гражданин: Монография. — Архангельск: Поморский университет, 2010. — 631 с. : ил.
После смерти в 1989 г. моего отца Г. Г. Фруменкова его друг, знаменитый московский историк академик С. О. Шмидт, в то время главный редактор «Археографического ежегодника», предложил мне написать статью, посвященную обзору его архивного наследия. Подготовка статьи позволила мне осознать ценность материалов семейного архива и стала толчком для появления этой книги.
Известив родных и близких отца о его кончине, я попросила их поделиться своими воспоминаниями о нем. Многие из них откликнулись на мою просьбу. Так начал складываться комплекс воспоминаний о Г. Г. Фруменкове. Его формирование продолжалось много лет. Своими воспоминаниями поделились друзья, коллеги и ученики. Работа основана также на документах архивов РГПУ им. А. И. Герцена, Поморского государственного университета и Го-
сударственного архива Архангельской области, собранных мною и моим соавтором кандидатом педагогических наук, доцентом Поморского университета С. А. Коваль. Книга включает в себя и историографический очерк, так что важным ее источником являются сочинения Г. Г. Фруменкова. Изучены и проанализированы посвященные ему журнальные и газетные публикации. Таким образом, представленную работу, думается, можно назвать монографий.
При этом книга имеет сложный состав, потому что нам показалось важным опубликовать ряд уникальных документов из семейного архива и воспоминаний, освещающих, в том числе, историю Герценовского института в 1930—1950-е гг., некоторые малоизвестные сочинения Г. Г. Фруменко-ва, а также справочные материалы.
Итак, наша книга рассказывает о Георгии Георгиевиче Фруменкове (1919—1989) —