К СТОЛЕТИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
УДК 37 (09)
Лынша Ольга Борисовна
Кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой отечественной истории Уссурийского государственного педагогического института, [email protected], Уссурийск
Коршунова Наталья Леонидовна
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики Уссурийского государственного педагогического института, [email protected], Уссурийск
ОТ УЧИТЕЛЬСКОЙ СЕМИНАРИИ ДО ИНСТИТУТА
Lynsha Olga Borisovna
Candidate of history, senior lecturer, head of the chair of domestic history at the Ussuriysk state pedagogical institute, [email protected], Ussuriisk
Korshunova Natalia Leonidovna
Candidate of pedagogy, senior lecturer, head of the chair of pedagogics at the Ussuriysk state pedagogical institute, [email protected], Ussuriysk
FROM TEACHER’S SEMINARY TO INSTITUTE
В октябре 2009 г. Уссурийский государственный педагогический институт отпразднует 55-летие своего основания. Юбилей кузницы педагогических кадров Приморского края приходится на другую «круглую» дату - 100-летие педагогического образования на Дальнем Востоке. Эти факты - неслучайное совпадение, их связывает общая история, так, что одно знаменательное событие логично вписывается в канву другого, являясь его продолжением и развитием.
Уссурийский педагогический - единственный в своем роде вуз Приморского края, который, несмотря на болезненные эксперименты последнего периода в сфере образования, сохранил свою отраслевую, педагогическую (в нашем случае) специфику, не поддавшись модному поветрию на получение статуса университета. Ведь, как показал опыт многих педвузов страны, именно этот казавшийся инновационным, прогрессивным шаг повлек за собой неизбежное сокращение педагогических специальностей и утрату педагогического профиля, что выразилось в дальнейшей трансформации бывших педагогических институтов, в одночасье ставших педагогическими университетами, в университеты гуманитарно-педагогические и гуманитарные. В УГПИ в этом отношении все в порядке. Здесь в первую очередь по-прежнему готовят учителей. Сегодня на девяти факультетах института учатся около 5000 студентов и аспирантов дневного и заочного отделений
по 25 педагогическим и 6 университетским специальностям. Почти 80% всех учителей с высшим образованием в Приморье - выпускники УГПИ. Находясь на окраинных рубежах России, Уссурийский педагогический институт занимает отнюдь не последнее место в рейтинге вузов страны, проводимом Министерством образования и науки, неизменно оказываясь в середине списка.
Однако мы хотим рассказать в большей степени не о дне сегодняшнем (хотя и о нем еще скажем особо), а о том времени, когда все только начиналось, вспомнить добрым словом имена и славные дела тех достойных памя ти народа людей, благодаря кому вершилась история, давшая начало педагогическому образованию Приморья, а по большому счету - и всего Дальнего Востока.
История педагогического образования во все времена и всюду неотделима от истории образования в целом. Вместе с тем устойчивое развитие последнего становится возможным только при условии институализации учительского труда и массовости педагогической профессии.
В начале XX века на Дальнем Востоке начинается быстрый рост начальных школ. Одной из причин этого явления стала помощь государства в организации школьного дела: стали выделяться деньги на строительство школьных зданий и выплату жалованья учителям. Сдерживающим фактором для динамичного развития системы школьного образования в крае стала нехватка педагогических кадров.
Вопрос о необходимости открытия в Приамурье (сто лет назад оно охватывало современный Хабаровский и Приморский край) учительской семинарии постоянно поднимался местной администрацией. Приамурский генерал-губернатор Н. И. Гродеков в своём ходатайстве в министерство народного просвещения от 9 сентября 1903 г. пишет о необходимости открытия в крае педагогического учебного заведения - учительской семинарии. Эта просьба подкреплялась солидной аргументацией: в 1901 г. был получен из министерства специальный кредит в 4000 руб. на «выписку» 10 учителей (по 400 руб. каждому на путевые расходы). Еще 2000 руб. предназначалось на открытие педагогического класса при Хабаровском городском училище. Эти педагогические классы выпустили в 1902-1903 учебном году 6 учителей. Из 10 прибывших в край учителей два оказались «нетрезвого поведения», один умер, два - по окончании обязательного срока службы просились перейти на другие должности. Для казны, констатировал губернатор, выгоднее было бы готовить учителей на месте. Ежегодное увеличение числа новых поселений требовало открытие новых школ. В 1901 г. было основано 30 деревень, открыто 20 школ. Отсутствие учителей стало тормозом для дальнейшего развития сети начальных школ. Генерал-губернатор Гродеков предлагал открыть учительскую семинарию в Никольске-Уссурийском (ныне - г. Уссурийск), поскольку этот город являлся центром крестьянского населения Приморской области и мог дать достаточный контингент учащихся в семинарии. Важно было и то, что уровень жизни, или как говорил Гродеков, «жизненные
условия» б Никольске-Уссурийском, были более дешевыми, чем в других городах края [1, л. 35].
Своё ходатайство в министерство просвещения Гродеков включил в ежегодный доклад царю. 18 июля 1903 г. Николай II на всеподданнейшем отчете собственноручно написал: «Не мужскую учительскую семинарию, а женскую». И далее добавил: «Полезно было бы и в европейской России часть мужских учительских семинарий преобразовать в женские. Принять это указание к исполнению» [1, л. 27],
Открытие Никольск-Уссурийской учительской семинарии неожиданно вызвало дискуссию о типе будущего учебного заведения - мужском или женском. В центре обсуждения впервые оказался вопрос о том, кто лучше для сельской школы - учитель или учительница? До начала XX века вопрос о педагогических кадрах для школ Дальнего Востока ставился безотносительно гендерных предпочтений. Нужен был учитель как таковой, человек, способный толково обучать детей. Окружной инспектор школ Приамурского края В. П. Маргаритов подготовил для нового приамурского генерал-губернатора Н. П. Линевича служебную записку, в которой обосновал необходимость открытия в Никольске-Уссурийском мужской семинарии.
Доклад Маргаритова интересен тем, что впервые сравнивается положение учителей и учительниц Приамурского края. Окружной инспектор был вполне согласен с тем, что женская учительская семинария как новый тип профессионального учебного заведения весьма желателен. В деле образования и особенно детского воспитания труд учительницы в силу самой природы женщины имеет много преимуществ перед трудом учителя. Но... краю нужна мужская семинария. Аргументы Маргаритова сводились к тому, что спрос на образованных женщин на Дальнем Востоке был настолько велик, а условия городской жизни настолько лучше, что они всегда могли найти себе занятие в городе, и жизнь городскую предпочитали деревенской. Кроме того, крестьяне всегда просили дать им учителя, как менее взыскательного к житейским требованиям. В сельских школах МНП в Приморской и Амурской областях в 1899 г. имелось 15 учительниц, в 1903 г. - осталось только
3. Все они ежегодно осаждали учебное начальство просьбами перевести их в город. Всего во всех школах, всех типов, расположенных на территории Приамурского края, насчитывалось более 100 учительниц. Большая часть из них проживала в селах не ради школы, а по другим причинам: у одних отцы служили в селах, у других мужья. Из приамурских женских гимназий ежегодно выпускалось до 30 воспитанниц с правами домашних и сельских учительниц. Из них только 5 работали в сельских школах, остальные занимались перепиской бумаг по разным канцеляриям или числились кандидатками на учительские должности в городах, дожидаясь места по 2-3 года. И, наконец, в Южно-Уссурийском крае не было двухклассных женских начальных училищ, выпускницы которых смогли бы составить контингент будущей женской семинарии [1, лл. 38-40].
После этой записки Н. П. Линевич оказался в сложном положении, «Сверху» было прямо указано открыть женскую учительскую семинарию, но объективные условия дальневосточной жизни, по мнению руководителя школьного дела В. П. Маргаритова, требовали учителя-мужчину. Н. П. Линевич нашел выход - открыть смешанную семинарию, где могли бы учиться и юноши, и девушки. Но министерство было непреклонно - открыть женскую семинарию согласно монаршей воле. К тому же, смешанный тип учебных заведений в Российской империи еще не был официально узаконен. События русско-японской войны, а также «затруднительное положение государственного казначейства» на несколько лет задержали открытие семинарии. За это время в Южно-Уссурийском крае открылись двухклассные начальные школы, и появилось первое поколение сельских девочек, имеющих право поступления в среднее учебное заведение.
В отчете за 1906-1907 годы Приамурский генерал-губернатор П. Ф. Унтер-бергер, как и его предшественники, писал: «Большим недостатком в деле развития учебного дела является отсутствие в крае учебных заведений, подготавливающих учительский персонал» [2, л. 8]. Наконец, 9 мая 1908 г. вышел приказ министерства народного просвещения, в котором говорилось
об учреждении женской учительской семинарии в Никольске-Уссурийском [1, л. 50 об.]. Директор учительской семинарии избирался на этот пост попечителем учебного округа (в данном случае Приамурским генерал-губернатором П. Ф. Унтербергером) и утверждался в должности министром народного просвещения. Таким образом в марте 1909 г. на должность директора Никольск-Уссурийской учительской семинарии был назначен директор Нерчинского реального училища Петр Николаевич Рябинин, выпускник Казанского университета, имевший звание кандидата математических наук.
К тому времени П. Н. Рябинин уже имел большой опыт педагогической и организационной работы. Он, например, организовал в 1900 г. первое реальное училище в Приамурье (в Хабаровске). На открытии училища П. Н. Рябинин выступил с речью, обращаясь к первым реалистам восточной окраины России: «Среди вас, дети, не должно быть ни бедных, ни богатых -вы все одинаковы в наших глазах, вы все должны хорошо вести себя, упорно работать, помогать друг другу» [3]. Это была не казенная речь чиновника, а искреннее, идущее от сердца, обращение педагога к детям и их родителям. «Вы, помещая ваших детей в реальное училище, вправе желать, чтобы дети ваши не только твердо усвоили проходимое в школе, но, чтобы духовно развились, приобрели любовь к знанию, труду, чтобы школа позаботилась о выработке энергии, твердого и прямого характера ваших детей, сострадания к слабым, нуждающимся и стремления помогать им, словом, чтобы школа помогла родителям выработать из детей граждан, в хорошем смысле этого слова» [3]. В этой речи прозвучало педагогическое кредо Рябинина - школа равно открыта для всех, она даёт не только знания, но и воспитывает рука об руку с родителями достойных членов общества. Слова Рябинина, сказанные сто лет назад, не потеряли своей актуальности и в наши дни.
Для организации учительской семинарии П. Н. Рябинин прибыл в Никольск-Уссурийский в начале августа 1909 г. Хотя об учреждении семинарии было давно известно, городские власти ничего не предприняли для открытия нового учебного заведения. Рябинииу пришлось срочно подыскивать помещение, подбирать педагогический персонал, заводить школьный инвентарь, организовывать вступительные экзамены. Еще находясь в Нерчинске, П. Н. Рябинин вместе со своими коллегами Т. П. Гордеевым, В. А. Грачевым и С. И. Горяйновым обдумал план организации семинарии и спланировал программу на первый учебный год. Были составлены списки пособий, учебников и учебных принадлежностей, книг для библиотеки семинарии.
К экзаменам были допущены девушки, окончившие 2-х-классные сельские школы. В 1 класс поступило 30 учениц, во 2 - 9. Семинария открылась
7 (20) сентября 1909 г. [4, с, 5].
В дальнейшем учебный год в семинарии начинался 15 (28) августа и заканчивался в конце мая. Рождественские каникулы начинались 20 декабря (2 января) и продолжались до 6 (19) января, пасхальные каникулы продолжались две недели. Приёмные испытания проводились с 7 по 15 августа. Занятия начинались в 8 ч. утра и продолжались до 13.30. Урок состоял из 45 минут. Курс обучения в семинарии был четырёхлетним.
По положению об учительских семинариях в них преподавались следующие предметы: Закон Божий, главные основания педагогики, русский язык и словесность, церковно-славянский язык, математика (арифметика, алгебра, геометрия), русская история, при преподавании которой сообщались некоторые сведения об истории всеобщей; краткая всеобщая и более подробно русская география; главные сведения, необходимые для понимания явлений природы (естествоведение), пение, чистописание, рисование и черчение, рукоделие.
Штат семинарии, согласно министерской инструкции, состоял из директора, законоучителя, пяти преподавателей наук, учителя рисования, пения, рукоделия, двух учительниц начальной школы при семинарии, врача и письмоводителя (всего из 14 человек). В первый учебный год педагогический персонал семинарии был представлен директором П. Н. Рябининым, законоучителем отцом Софонием Глущенко, преподавателями Т. П. Гордеевым, В. А. Грачевым, С. И. Горяйновым, учителем рисования П. В. Николиным, пения - Н. Г. Ефановым, рукоделия - Ю. И. Болотниковой и письмоводителем Я. В. Макаровым [4, с. 25]. Организаторами семинарии стали яркие личности, талантливые люди, замечательные педагоги, которые вложили в создание нового учебного заведения душу и сердце.
Священник, принятый на должность законоучителя, не мог иметь своего прихода, поэтому законоучитель Софоний Глущенко уволился из ГрадоНиколаевского собора. Учить семинаристок Закону Божьему мог по положению только выпускник духовной академии, за отсутствием такового -выпускник духовной семинарии. С. Глущенко был выпускником Волчанской учительской семинарии, таким образом, даже священник семинарии имел
профессиональное педагогическое образование и прежде работал учителем в начальных школах края [5, л. 1].
Педагоги семинарии имели звание наставников, и, по положению, должны были иметь высшее образование. В 1913 г. семинарию проинспектировал по поручению министерства просвещения П. Е. Соколовский. Он писал в отчете: «Из преподавательского состава высшее образование имеют только директор семинарии П. Н. Рябинин, окончивший Императорский Казанский университет, и преподавательница русского языка Е. П. Пожарская, получившая свою подготовку на Петербургских женских курсах; другие наставники вышли из учительских институтов, кроме Т. П. Гордеева, который кончил курс наук в Ново-Александрийском институте сельского хозяйства. Программы по всем предметам выполнялись правильно под руководством опытного директора» [6, с. 139],
При семинариях обязательно открывались начальные школы, где будущие учительницы могли бы приобретать профессиональные навыки. Начальная школа при семинарии открылась 15 августа 1910 г. В неё было принято 20 неграмотных девочек в возрасте 8-9 лет (в 1 отделение). Первой учительницей этой школы стала Мария Константиновна Ильинская, окончившая Читинскую женскую гимназию с серебряной медалью в 1896 г, [4, с. 5]. В 1911 г. открылось второе отделение, а в 1 отделение было вновь принято 10 детей. Таким образом, одна учительница стала заниматься с 2 отделениями. К 1913 г. в одноклассной образцовой школе работало три отделения, в которых обучалось 30 учениц. Эта школа была вполне достаточной для практических занятий будущих учительниц [6, с. 138].
В учительской семинарии были прекрасные учебные кабинеты. Достаточно сказать, например, что в кабинете истории, кроме обычных карт, атласов и тому подобному учебному материалу, имелась голова мумии, привезённая преподавателем истории В. А. Грачевым из Египта. Особой гордостью кабинета были археологические коллекции, собранные семинаристками в окрестностях Никольска-Уссурийского под руководством А. 3. Фёдорова. Физический кабинет в 1913 г. состоял из 519 приборов и оценивался в значительную по тем временам сумму в 6040 рублей [6, с. 138].
Большое внимание уделялось эстетическому воспитанию девушек. Живописи их обучали выпускники Академии художеств Г1. В. Ииколин,
В. Г. Шешунов и Н. М. Кабанов. Это были первые профессиональные художники в Никольске-Уссурийском. Особенно заметный след в семинарии оставил Василий Григорьевич Шешунов, у которого был превосходный дар педагога. По воспоминаниям его коллег и воспитанниц, для него было характерно «постоянное искание новых путей в преподавании рисования, уменье зажечь интерес к искусству в душах учащихся и необычайно сердечное отношение к ним».
В семинарии имелось всё необходимое для музыкальных занятий. Ежегодно проводилось 10—12 вечеров самодеятельности учащихся под руководством учителя пения Николая Глебовича Ефанова. Помощь в проведении
вечеров оказывала учительница рукоделия Юлия Игнатьевна Болотникова. Она окончила Варшавскую консерваторию и курсы рукоделия в Вене. Ю. И. Болотникова была и костюмершей, и пианисткой, и учительницей танцев. По воскресным дням в семинарии устраивались литературные вечера, на которых читали произведения классиков, сопровождавшиеся картинами волшебного фонаря.
Занятия спортом в то время еще только входили в практику учебных заведений. Директор семинарии П. Н. Рябинин и здесь выступил новатором. Кроме обычных занятий физкультурой, девушки играли в волейбол, крокет, большой теннис, аристократическую по тем временам игру, вызывавшую удивление у горожан. Зимой в семинарии устраивался каток,
В учительских семинариях вместо ремесел преподавался ручной труд. Организатором класса ручного труда в 1911/12 учебном году стал преподаватель семинарии Александр Зиновьевич Фёдоров, выпускник Петербургского учительского института. Воспитанницы семинарии обучались картонажному и переплётному мастерству, а также столярному делу. Некоторые девушки работали на токарном станке. В семинарии были введены практические работы по всем предметам, поэтому в класс ручного труда обращались все преподаватели, когда учащиеся но их предмету должны были исполнять практические работы.
Например, Т. П. Гордеев обращался, когда учащиеся должны были сделать коробки для коллекций насекомых, папки и сетки для гербариев,
С. И. Горяйнов - макеты по географии (остров, полуостров, ледник и проч.), В. А. Грачев - макеты по истории (жилища первобытных людей, архитектурные постройки Греции и Рима, средневековья) и т. д. [4, с. 7]. Таким образом, окончившая курс семинарии учительница была в состоянии сама с участием детей снабдить свою школу всеми необходимыми для наглядного преподавания предметами и переплести книги школьной библиотеки. Это направление деятельности П. Е. Соколовский назвал «заслуживающим подражания» для других семинарий [б, с. 138].
Для библиотеки семинарии выписывались самые лучшие для того времени педагогические и детские книги. В 1913 г., несмотря на небольшой срок существования, в библиотеке для преподавателей семинарии имелось 4950 томов с 3122 названиями. Преобладали книги по истории, естествоведению и сельскому хозяйству. В семинарий имелась также ученическая библиотека, состоящая из 3171 тома с 2269 названиями [6, с. 138]. Много труда в организацию библиотеки было вложено В. А. Грачёвым. С 1910 по
1922 гг., с небольшим перерывом, он выполнял обязанности библиотекаря. Особенно хороший подбор книг, благодаря деятельности Грачева, имелся по педагогике, педологии и истории - дисциплинам, которые преподавал Василий Алексеевич. В. А. Грачев также организовал в семинарии кабинет по педагогике и педологии [4, с. 6]. Через 15 лет после образования семинарии её библиотека стала лучшей в городе как по количеству (18000 томов), так и по качеству литературы [4, с. 6].
Весной 1912 г. состоялся первый выпуск 9 воспитанниц, поступивших в 1909 г. во второе отделение семинарии. Почти все они получили места младших учительниц при двухклассных училищах края. Одна выпускница Никольской семинарии стала работать в Рыковском двухклассном училище на острове Сахалин [6, с. 138],
С 1910 г. ежегодно устраивались выставки практических работ учащихся. Благодаря этим выставкам, горожане могли увидеть чему и как учили в семинарии. Деятельность педагогов и воспитанниц получила самую высокую оценку у современников: «Семинария существует три года, - слишком малый срок для того, чтобы дать что-нибудь законченное, солидное. Эти три года - годы организационной работы, искания и созидания тех педагогических устоев и принципов, которые должны стать фундаментом, основою дальнейшего развития. Тем поразительнее и неожиданнее результаты, которые уже сумела достигнуть семинария. Основной принцип педагогического персонала семинарии - как можно меньше сухой теории, как можно больше дела - получил яркое выражение на выставке. В первой от входа комнате расположен исторический отдел, наиболее яркий показатель живого духа, царящего в семинарии. Кто в детские годы не приходил в ужас и отчаяние от этого «сухого» предмета, обильно сдобренного мертвыми цифрами хронологии и массой собственных имен, ничего не говорящих ни уму, ни сердцу. В постановке преподавания, усвоенной женской семинарией, история -живой, увлекательный предмет, ярко иллюстрированный, дающий здоровую пищу не только памяти, но и уму» [7, с. 3]. На стендах выставки стояли великолепно исполненные модели древних замков, храмов, домов, пирамид «с кропотливо и точно соблюденными деталями». В отделах геометрии и географии находилась «масса чертежей, рисунков и моделей, исполненных из бумаги, картона и мастики, разрисованных тушью и красками». Все эти модели, диаграммы, рисунки придавали обучению яркий, наглядный характер, запечатлевались в памяти «с такой прочностью, которой не в состоянии достигнуть никакой зубрежкой». В отделе естествознания имелись «превосходно исполненные схемы и рисунки живых растений, гербарии, отчеты по ботаническим и геологическим экскурсиям». Эти работы развивали «стремление применять на практике всякое знание», а также усидчивость, аккуратность, внимательность к труду. В области рукоделия успехи учениц семинарии были также высоки. Выполненное ими шитьё, вышивки, вязание было «очень изящно, прочно, практично, но скромно» [7, с. 3].
Никольск-Уссурийская учительская семинария быстро завоевала авторитет у выпускниц начальных школ. В 1912 г. вступительные экзамены держало уже 70 человек, из которых было принято только 26 [5, л. 15]. Одной из важных причин этого успеха была возможность получения бесплатного среднего образования сельскими девушками. Семинаристки не только бесплатно учились, но и получали стипендии. Стипендия накладывала на выпускниц обязанность проработать в течение четырех лет в должности учителя начальной школы. При этом оговаривалось, что, проработав 2 года,
можно было поступать в учительский институт, отработав оставшиеся два года после его окончания.
На 1 января 1913 г. в семинарии обучалось 82 ученицы. По социальному составу они делились следующим образом: 58 были крестьянками (70,7%), 15 - мещанками (18,4%), 5 - казачками (6,1%) и к остальным сословиям относились 4 девушки (4,8%). 35 учениц постоянно проживало в Никольске-Уссурийском (42,7%) [8, л. 348]. Большинство оканчивающих семинарию девушек отправлялись учительницами в сельские школы. Исходя из этого, директор семинарии П. Н. Рябннин считал, что «школа помимо сообщения формальных и теоретических знаний, должна подготавливать своих питомцев к практической жизни» [8, л. 348]. Преподаватели семинарии активно выступали за включение в программу начальной школы сельскохозяйственных знаний.
При семинарии был организован сад и огород. В школьном саду растения высаживались в определённой ботанической системе. Школьный огород был разбит на две части - в одной работали учащиеся семинарии, в другой - ученики начальной школы. Воспитанники должны были научиться ухаживать за растениями, получить представление об удобрениях.
В 1913 г. в 5 км от города семинарии был выделен земельный участок в 10 десятин. В молодом дубовом лесу, с сыроватыми оврагами, под руководством Т. П. Гордеева семинаристки про; гожи л и дорожки и мостики через балки, вырыли небольшой водоём, сделали искусственный каменистый южный склон и небольшую скалу. Так в семинарии возник Защитный участок. Во время многочисленных экскурсий по Приморью, Гордеев собирал растения, которые затем пересаживались па защитном участке. Таким образом, здесь были представлены почти все виды флоры Южно-Уссурийского края. Защитный участок был любимым детищем и гордостью Тараса Петровича Гордеева. В августе 1917 г. в Москве на Первом съезде ассоциации русских естествоиспытателей он сделал доклад «Возможная роль школы в деле охраны природы (на основании опыта организации защитного участка южно-уссурийской флоры при Никольск-Уссурийской учительской семинарии)» [9, с. 11].
Сохранились воспоминания бывших воспитанниц семинарии о своих учителях. Евдокия Халина писала: «Преподавателем ботаники в семинарии был Гордеев Тарас Петрович. Его метод преподавания можно назвать лабораторным, экскурсионным, исследовательским. В общем, это был метод, при помощи которого нам давали не только знания, но и навыки, развивали у нас самостоятельность» [4, с. 16].
Представление о краеведении как о принципе преподавания впервые широко использовалось в работе Никольск-Уссурийской женской учительской семинарии. П. Е. Соколовский отметил, что в семинарии «обращено внимание на историю и географию Сибири, чего, к сожалению, нельзя сказать о сибирских учебных заведениях вообще» [6, с. 139]. Это первое на Дальнем Востоке педагогическое учебное заведение с самого начала своей
деятельности серьёзное внимание уделяло экскурсионному методу работы. Во время экскурсий происходило знакомство воспитанниц семинарии с самыми различными аспектами жизни родного края. Директор семинарии П. Н. Рябинин писал: «Экскурсии проводились не только по окрестностям г. Никольска-Уссурийского, но и захватывали Посьет, Владивосток, Славянку и другие районы края. Так, несколько раз экскурсировали во Владивосток для ознакомления с жизнью портового города, его историческими памятниками, морской флорой и фауной. Семинаристки под руководством педагогов и работников Владивостокского музея проводили там работы по ботанике, зоологии и истории г. Владивостока. В Славянке знакомились с жизнью корейцев и школой, в Посьете — с жизнью моря и занятиями прибрежных жителей. Были и городские экскурсии: на почту, электрическую станцию, типографию местной газеты, железнодорожные мастерские, Китайский базар, Китайский театр. Было положено начало экскурсиям и в сельские школы для ознакомления будущих учительниц с постановкой работы школ» [4, с. 6].
В 1916 г. преподаватель математики А. 3. Фёдоров, увлечённый изучением древностей Южно-Уссурийского края, стал инициатором открытия в городе отделения Русского Географического Общества. Преподаватели семинарии активно включились в его работу, а А. 3. Фёдоров избирается учёным секретарём общества.
Никольск-Уссурийская учительская семинария поддерживала связи с известными учеными и исследователями Дальнего Востока. С лекциями перед будущими учителями выступали путешественник и исследователь края В. К. Арсеньев, известный ученый, ботаник, будущий президент Академии Наук СССР В. Л. Комаров, преподаватель Владивостокского коммерческого училища, автор одного из первых учебников по географии Дальнего Востока В. Е. Глуздовский и другие. Особенно запомнились семинаристкам встречи с В. К. Арсеньевым, его интересные рассказы об уссурийской тайге и её обитателях. Известный путешественник давал воспитанницам и практические советы по походной экипировке, маршрутам экскурсий.
Преподаватели Никольск-Уссурийской учительской семинарии внесли вклад в создание первых учебников по краеведческой тематике. В. А. Грачев, учитель истории, написал исторический очерк «Присоединение Приамурского края к России (1850-1860 гг.)», изданный в серии «Уссурийская библиотека» в Никольске-Уссурийском в 1920 г.
Одной из самых больших проблем, с которой пришлось столкнуться семинарии, было отсутствие собственного здания. На содержание семинарии государство ежегодно отпускало 43570 рублей. Значительную часть этой суммы, 9650 руб., расходовалась на аренду и содержание помещения. На стипендии и содержание воспитанниц шло 10800 руб., на содержание личного состава - 20200 руб., на учебные пособия - 1200 руб. и прочие расходы - 1900 руб. [6, с. 137].
С первых лет существования семинарии П. Н. Рябинин прилагал немало усилий, чтобы построить собственное помещение. В Уссурийском городском архиве сохранились проекты зданий для семинарии и сметы к ним. Представленные проекты имеют оригинальный архитектурный облик, они выполнены известными дальневосточными архитекторами [10, лл. 33-48]. Любое из этих зданий могло бы украсить город, но пока шло их утверждение, началась Первая мировая война. Бюджет министерства народного просвещения был урезан, строительство семинарии было отложено до лучших времен. Директор надеялся, что, когда закончится война, семинария, наконец, обретёт собственный дом. Но началась эпоха революций, гражданской войны. Здание для учительской семинарии так и не было выстроено. Она продолжала размещаться в стесненных условиях в арендуемом помещении.
Период 1918-1922 годов П, Н. Рябииин назвал тяжелыми годами безвременья. Материальное положение учителей было очень трудным, жалованье им в 1921-1922 гг. не выдавалось. И все-таки семинария выстояла, хоть и понесла невосполнимые потери: скончались преподаватель рисования В. Г. Шешунов, врач Н. Н. Ракович, законоучитель С. Глущенко.
Трудно переоценить вклад, который внесла Никольск-Уссурийская учительская семинария в становление педагогического образования на Дальнем Востоке, Сейчас, спустя почти сто лет, мы восхищаемся той работой, которую проделали преподаватели семинарии во главе со своим директором П. Н. Рябининым. Они не только организовали профессиональное учебное заведение, но и сумели придать ему неповторимые черты, такие, например, как включение всестороннего изучения родного края в учебную работу. Неслучайно, что в стенах семинарии зарождается первое в городе научное общество — отделение Русского Географического общества. Но не только научная и учебная работа семинарии достойна нашего уважения. Особо следует отметить атмосферу взаимного уважения и доброжелательности, царившую между педагогами и воспитанницами.
В октябре 1922 г, в Приморье установилась советская власть. В августе
1923 г. семинария была преобразована в педагогический техникум, туда стали приниматься юноши и девушки. Техникум переехал в просторное двухэтажное здание бывшей женской гимназии. Проблема собственного дома, наконец, была решена.
Петр Николаевич Рябинин оставался в должности директора на протяжении 15 лет, до 18 августа 1924 г., и до 1930 г. продолжалась его педагогическая деятельность в стенах педтехиикума в качестве преподавателя математики. Это был человек яркой гражданской позиции, настоящий просветитель. Свои знания, умения, навыки он самоотверженно и бескорыстно передавал ученикам. Чувство ответственности за своих учеников, за их будущее у него было колоссальным. Трудовой путь П. Н. Рябинина в дореволюционный период был отмечен многочисленными наградами: орденами Станислава третьей степени, Анны второй степени, Владимира третьей
степени, светло-бронзовой медалью в память 300-летия царствования дома Романовых. В 1926 г. он получил награду советского Наркомпроса - «Библиотеку учителя».
Никольск-Уссурийский педтехникум готовил учителей для Владивостокского округа, в котором проживало 2/3 населения Дальневосточного края, а также для Сахалинской и Камчатской областей. Традиции старой семинарии не исчезли вместе с переменой названия. Педагогический техникум продолжал вести нумерацию выпусков с 1912 г., с первого выпуска учительской семинарии. Таким образом, первый выпуск советских учителей в 1927 г. был пятнадцатым по счету для этого учебного заведения. В 1929г. по инициативе директора техникума П. М. Чередникова была проведена конференция учителей, посвященная двадцатилетию со дня основания учительской семинарии. Техникуму было, чем гордиться: по числу выпускников он был первым среди остальных дальневосточных средних педагогических учебных заведений (Хабаровского, Благовещенского, Сретенского). Всего в школы края (вместе с выпуском 1929 г.) было направлено 309 учителей, 108 из них - с советской квалификацией [11, с. 41].
К сожалению, в этой истории есть не только светлые страницы. Но и о них нужно знать. Знать не только из уважения к ушедшим, но ради настоящего и будущего, чтобы не повторялось то низкое и страшное, что тоже является неотъемлемой частью нашего прошлого. 30-е годы составили самый тяжелый период в жизни педтехникума. Был отвергнут главный принцип устройства школы, которым руководствовался П. Н. Рябинин, - принцип равенства образования для всех. В приеме на обучение стали отказывать тем, кого причисляли к категории, говоря языком тех лет, к кулакам, лишенцам (людям, лишенным избирательных прав), словом, к тем, кто был, с точки зрения власти, достаточно зажиточным. Так, 23 января 1931 г. педсовет рассмотрел сообщение Гродековского исполкома о том, что обучающаяся на первом курсе Антонина Плотникова находится на иждивении раскулаченного и лишенного избирательных прав Якимчука. Члены педсовета, принимая во внимание, что по положению о техникуме «дети и состоящие на иждивении лишенцев не могут обучаться в техникуме», постановили: А. Плотникову из техникума исключить. В марте 1933 г. были исключены из техникума студент III курса Степан Богданов и студент II курса Черненко как сыновья кулаков...
В 1937 г. техникум был преобразован в училище. Однако отнюдь не этим вполне мирным и, как сказали бы сегодня, инновационным, мероприятием местного значения отмечен в исторической памяти этот год. Как известно, трагическую славу ему принесли совсем другие события. В стране во всю мощь развернулись репрессии, покатилась адская волна массовых увольнений, арестов и физического уничтожения людей. Не миновали они и нашу отдаленную территорию. Имели место факты увольнения сотрудников училища. В 1938 г. арестовали директора Берро, успевшего проработать в училище всего несколько месяцев. Советская власть со свойственной ей непо-
колебимостью в решении человеческих судеб поставила точку в биографии П. Н. Рябинина. Осенью 1937 г. он был арестован «за связь с заграницей» и по постановлению Тройки УНКВД в феврале 1938 г. расстрелян в возрасте 75 лет.
Однако посеянные в лучшие времена добрые семена продолжали давать добрые всходы. В трудные годы Великой Отечественной войны в педагогическом училище вспомнили об очередной юбилейной дате - 35-летии учительской семинарии. По подсчетам руководства училища, с 1923 г. в техникуме, училище, на курсах получили образование 678 педагогов, 305 человек - заочно и экстерном, на краткосрочных курсах - 900 человек, 21 человек был подготовлен для поступления в институты. Учитывая дореволюционные выпуски учительской семинарии, всего для школ Дальневосточного края было подготовлено почти 2000 учителей [11, с. 94]. В 1949 г. правительство принимает решение об организации нескольких учительских институтов, в том числе и на базе Ворошиловского (название Уссурийска в 1934-1957 гг.) педагогического училища. В 1949-1954 гг. в средние школы края были направлены 223 учителя русского языка и литературы и 154 учителя физики и математики, всего 377 педагогов с дипломами Ворошиловского учительского института [11, с, 147]. Пятилетняя деятельность учительского института стала качественной предпосылкой для организации на его базе педагогического института в 1954 г. Уссурийский государственный педагогический институт стал достойным наследником педагогических традиций, заложенных в нашем городе на заре XX века Никольск-Уссурийской учительской семинарией.
Прежде всего за 55-летний срок наш институт неизмеримо вырос. В год своего открытия (1954 г.) в его состав входили всего два факультета - физико-математический и филологический. В настоящее время насчитывается 10 факультетов, включая факультет довузовской подготовки, 32 кафедры. За годы своего существования Уссурийский педагогический институт выпустил из своих стен более 25000 специалистов, которые работают в разных уголках нашей страны, а некоторые - продолжают учиться и трудятся, причем довольно успешно, за рубежом.
В предшествующие десятилетия проблема кадрового обеспечения института в значительной степени решалась за счет приглашения на работу выпускников иногородних педвузов и университетов, многие из которых смогли оставить заметный след в истории УГГ1И. Здесь, в далекие 60-е - 80-е гг., начинали свой трудовой путь в профессию молодые тогда специалисты, снискавшие впоследствии широкую известность в сфере науки и образования: доктор педагогических наук, профессор Н. Е. Щуркова (г. Москва), доктор филологических наук, профессор И. А. Малышева (г. Санкт-Петербург), доктор филологических наук, профессор П. Н. Толстогузов (г. Биро-биждан), ученый с мировым имен - доктор исторических наук, профессор
А. М. Кузнецов (г. Владивосток), авторитетный в России психолог и психотерапевт - кандидат психологических наук, профессор В. Э. Пахальян
(г. Москва). Приобретенные нашими уважаемыми коллегами в годы их работы в УГПИ в качестве начинающих преподавателей профессиональные знания, умения и мастерство под руководством и при помощи более опытных наставников позволили им в дальнейшем добиться высоких результатов в научной и педагогической деятельности, занять достойное место в иных, образовательных и научных, структурах.
В настоящее время учебный процесс по более сорока образовательным программам обеспечивают 368 преподавателей, 51% из которых имеют учёные степени и звания; при этом неуклонно растет число докторов наук. А обновление преподавательского корпуса института происходит в основном из когорты его пи томцев.
Мы по праву можем гордиться своими выпускниками, среди которых -заслуженные учителя РФ В. Е. Децик, Н. П. Турчина, Т. Г. Ядрищенская,
Н. В. Алексеева, 3. В. Пирожкова, Н. Е. Игнатенко, Л. Д. Борбот; члены творческих Союзов РФ, видные общественные и государственные деятели; известные учёные: доктор философских наук И. 3. Налётов, доктор философских наук С. В. Пишун (избранный чуть более года назад на пост ректора нашего ииститута), доктора филологических наук В. М, Савицкий, Т. А. Гавриленко, доктора исторических наук Д. В. Лихарев, К. Т. Тихий, доктор педагогических наук А. М. Антипова, многие из которых стали лидерами собственных научных школ, сформировавшихся и развивающихся в УГПИ.
Успешно работает аспирантура по 16 специальностям. Наш вуз является соучредителем пяти региональных советов по защите докторских диссертаций. Открыта магистратура по двум направлениям - «Социально-экономическое образование» и «Филологическое образование».
Не осталась в стороне от этих дел и одна из старейших кафедр института, ведущая - по профилю вуза, кафедра педагогики, 55 лет которой исполняется в следующем году. Педагогическое образование немыслимо без теоретически обеспечивающей его науки - педагогики, В 1996 г. при кафедре открыта аспирантура, в становлении которой большую роль сыграли приглашенные доктора педагогических наук, профессора В. В. Краевский (г. Москва), В. В. Горшкова (г. Санкт-Петербург), 3. А. Галагузова (г. Екатеринбург), недавно ушедшая от нас Л. Н, Куликова (г. Хабаровск),
Особенно следует отметить вклад действительного члена РАО, заслуженного деятеля науки РФ, доктора педагогических наук, профессора В, В. Кра-евского. В течение 12 лет он оказывает неоценимую помощь кафедре и институту в подготовке дипломированных специалистов в области педагогики. Под его руководством защитили кандидатские диссертации 5 человек. Постепенно сложилась научная школа методологии педагогики проф. В. В. Краев-ского. В 2005 г. при кафедре была создана единственная на Дальнем Востоке лаборатория методологии педагогики, объединившая молодых исследователей, занятых разработкой методолого-педагогической проблематики. А в 2007 г. получил старт другой уникальный для нашей территории проект -
начал свою работу дальневосточный методологический семинар, инициаторами которого выступили Уссурийский государственный педагогический институт и Дальневосточный государственный гуманитарный университет. Почетным председателем семинара педагогическая общественность нашего региона единодушно и по праву избрала В. В. Краевского.
Кто-то сказал однажды, что методологией занимаются только сильные духом люди. На заре века в поисках места, где бы жилось духовно свободнее, отправился на Дальний Восток П. Н. Рябинин. Вероятно, эта земля и в самом деле обладает благодатными свойствами для такого пристанища.
Имя и заслуги П. Н. Рябинина не забыты. В 1989 г. он был реабилитирован. Десять лет назад, к 90-летию педагогического образования в Приморье увидели свет воспоминания его основателя о своей работе в г. Никольск-Уссурийском, написанные им в 1936 г., незадолго до своего трагического конца. В то время они не были опубликованы. Однако рукопись воспоминаний сохранилась и стараниями известного в крае педагога, основателя музея образования Приморья, Нины Ивановны Березкиной дожила до наших дней. Издание воспоминаний П. Н. Рябинина «Краткий исторический очерк бывшей Иикольск-Уссурийской учительской женской семинарии» стало возможным благодаря проф. В. И. Тарасову, который в течение 25 лет вплоть до середины 2008 г. возглавлял Уссурийский педагогический институт.
В 2000 г. по инициативе кафедры педагогики и при поддержке ректора
В. И. Тарасова в УГПИ учреждена стипендия имени П. Н. Рябинина, которая ежегодно присуждается студентам за успехи в освоении дисциплин психо-лого-педагогического цикла.
За последние 50 лет в Уссурийском педагогическом институте построено три новых многоэтажных учебных корпуса. Но для нас особенно дорог старинный дом в центре Уссурийска, где в двадцатых годах прошлого века разместился педагогический техникум. Сейчас здесь располагается один из старейших факультетов института - физико-математический. Как и много лет назад, молодые люди постигают здесь ремесло учителя, одно из самых нужных и важных для людей. Эта живая связь времён - наглядное подтверждение того, что добрые традиции, заложенные сто лет назад педагогами учительской семинарии, не утрачены, и вселяет уверенность, что и в будущем они будут иметь достойное продолжение в развивающейся истории педагогического образования Приморского края и его главного правопреемственного учебного заведения - Уссурийского педагогического института,
Библиографический список
1. Российский государственный архив Дальнего Востока (далее - РГИА ДВ). Ф. 1. Оп. 2. Д. 1677.
2. РГИА ДВ Ф. 702. Оп. 1. Д. 383.
3. Приамурские ведомости. Хабаровск. 1900, - 17 сентября.
4. Рябинин, П. Н. Краткий исторический очерк бывшей Никольск-Уссурийс-кой учительской семинарии [Текст] / П. Н. Рябинин. - Уссурийск: Издательство УГПИ, 1999.-27 с.
5. Уссурийский городской архив (далее - У ГА) Ф. 126. Оп. 1. Д. 2.
6. Соколовский, П. Русская школа в восточной Сибири и Приамурском крае / П. Соколовский. — Харьков, 1914, - 245 с,
7. Уссурийская окраина. Ншсольск-Уссурийский. - 1912. - 1 мая.
8. РГИА ДВ Ф, 11. Оп. 1 Д. 222.
9. Жернаков, В. Н. Тарас Петрович Гордеев. Краткий биографический очерк [Текст] / В. Н. Жернаков. - Окленд, Калифорния, 1974. - 46 с.
10. У ГА Ф. 126, Оп. 1.Д. 2.
11. Лихарев, Д. В. Учителя учителей. История Уссурийского государственного педагогического института. 1909-2004 гг. [Текст] / Д. В. Лихарев, О. Б. Лынша. -Уссурийск: Издательство УГПИ. 2004. - 320 с.