ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2016. № 3
ТРИБУНА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
О. Н. Антипина1,
МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия) А. А. Никифоров2,
МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия) Н. А. Миклашевская3,
МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия)
ОТ УЧЕБНОГО ЗАДАНИЯ -К НАУЧНОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ (методика организации проектной работы студентов магистратуры)
Статья посвящена методике организации и проведения проектной работы студентов магистратуры в рамках курсов «Микроэкономика-3» и «Макро-экономика-3» на экономическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова. Цель этой работы заключается в углублении теоретических знаний студентов по актуальным темам современной микро- и макроэкономики на основе знакомства с первоисточниками на языке оригинала. Авторами представлен порядок организации и проведения проектной работы, а также показана ее роль в подготовке студентов магистратуры и приобщении их к научному поиску.
Ключевые слова: микроэкономика, макроэкономика, проектная работа, изучение первоисточников, кейс-метод.
FROM LEARNING TASK TO SCIENTIFIC RESEARCH (the technique of teamwork projects for graduate students)
The paper deals with the method of teamwork projects in the courses of Microeconomics-3 and Macroeconomics-3 for graduate students at the Economic
1 Антипина Ольга Николаевна, д.э.н., профессор экономического факультета; e-mail: [email protected]
2 Никифоров Александр Алексеевич, д.э.н., профессор экономического факультета; e-mail: [email protected]
3 Миклашевская Нина Анатольевна, к.э.н., доцент экономического факультета; e-mail: [email protected]
Faculty of Lomonosov Moscow State University. The purpose of this kind of work is to deepen the theoretical knowledge of students on relevant topics of modern micro- and macroeconomics based on acquaintance with the publications in their original language. The authors consider the organization, the procedure and the role of teamwork projects in training of graduate students and their familiarization with scientific research.
Key words: microeconomics, macroeconomics, teamwork projects, study of publications, case study.
Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова имеет большой «накопленный опыт организации научно-образовательного процесса в магистратуре, связанный с самой длительной в России историей реализации концепции двухуровневой системы образования» [Программа..., 2013, с. 6]. Этот опыт признан «Программой развития экономического факультета на 2014—2018 годы» одной из сильных сторон факультета, которые формируют предпосылки для его дальнейшего развития и взаимодействия в рамках профессионального сообщества вузов экономической направленности. В этой связи обмен опытом в области организации курсов в магистратуре и методики их преподавания представляется необходимым как для совершенствования образовательного процесса на факультете, так и для выстраивания партнерских отношений с другими научно-образовательными организациями.
Среди многочисленных преимуществ обучения в магистратуре экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, по мнению самих студентов [Обучение., 2016], особо выделяется, во-первых, то, что на факультете учатся очень умные и разносторонние ребята, общение с которыми постоянно заставляет самосовершенствоваться, во-вторых, на факультете преподают современные курсы, соответствующие мировому уровню подготовки экономистов, и, в-третьих, в стенах факультета царит творческая атмосфера научного поиска, в которую вовлечены как преподаватели и научные сотрудники, так и студенты всех уровней обучения.
Проектная работа студентов магистратуры, которую наряду с традиционными видами аудиторной и самостоятельной работы авторы статьи практикуют на протяжении многих лет в рамках курсов «Ми-кроэкономика-3» и «Макроэкономика-3», направлена на реализацию именно этих преимуществ. Успешно зарекомендовавшей себя методике ее организации и проведения посвящена данная статья.
Курсы «Микроэкономика-3» и «Макроэкономика-3» читаются студентам магистратуры всех программ направления «Экономика»
экономического факультета МГУ. Они, во-первых, соответствуют продвинутому уровню этих дисциплин, а во-вторых, через подбор отдельных тем и заданий адаптированы к профилю направлений подготовки магистров: «Экономическая теория», «Мировая экономика», «Экономика предпринимательства», «Когнитивная экономика» и др.
Цель проектной работы по этим курсам состоит в углублении теоретических знаний студентов по актуальным темам современной микро- и макроэкономики на основе знакомства с первоисточниками на языке оригинала.
Работа с первоисточниками — важная составляющая подготовки квалифицированного специалиста в любой области знаний, в том числе и в экономике. Поэтому, как правило, учебный план предполагает изучение студентами таких курсов, где работа с первоисточниками является основным компонентом программы. Например, в курсах по истории экономической мысли для обязательного изучения отбираются самые известные работы выдающихся ученых. Обычно задачи таких курсов сводятся к стремлению дать целостную картину развития экономической мысли, показать место наследия ученого в эволюции экономической мысли, проникнуть в его «творческую лабораторию», познакомиться с конкретными научными категориями и выводами, полученными в том или ином произведении.
Однако работа с первоисточниками на языке оригинала — это особый компонент экономического образования в отличие от изучения базовых произведений, с которыми обязан быть знаком каждый выпускник. Помимо фундаментальных трудов выдающихся экономистов студентам полезно изучать узкоспециализированные работы в рамках тематики их конкретных специализаций, а также статьи современных экономистов, расширяющие и углубляющие знания по отдельным курсам программы [Антипина, Читаем..., 2007]. Реализации этой важной составляющей подготовки квалифицированного специалиста и служит проектная работа.
Современная экономическая теория развивается в значительной мере на иной, гораздо более сложной и продвинутой методологической базе по сравнению с теоретическими основами учебников вводного и промежуточного уровня [Смирнов, 2000, с. 11]. Творческое освоение первоисточников помогает проследить истоки, логику и основные направления развития самых современных экономических теорий, полемику различных научных исследовательских программ и экономических школ в широком социально-экономическом контексте.
Студенты магистратуры, непосредственно знакомясь с новейшими публикациями в ведущих зарубежных профессиональных журналах и изданиях в выбранной области, становятся способны критически осмысливать подходы различных научных школ и традиций и адаптировать их к современному состоянию и актуальным задачам развития экономики России. В ходе работы над своими проектами они самостоятельно анализируют инструментарий, ход и итоги самых современных исследований и разработок зарубежных ученых в области экономической теории, а также прикладных аспектов микро- и макроэкономического анализа, что позволяет им осуществлять профессиональное общение с иностранными коллегами по вопросам экономической теории и хозяйственной практики. Кроме того, это позволяет им критически оценивать результаты исследований в рамках различных парадигм экономической теории, выявлять перспективные направления, научно обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость выбранной тематики, а также методологическую базу собственных научных исследований с использованием современного научно-исследовательского инструментария, в том числе эконометрического.
Цель проектной работы достигается путем решения ряда задач. Прежде всего студенты должны:
• усовершенствовать навыки научного перевода текста;
• совершить продвижение в освоении математического аппарата, с использованием которого написаны изучаемые источники;
• развить аналитические способности путем разработки кейса, отражающего связь теории и экономической практики;
• приобрести опыт выступления с презентацией научного доклада;
• улучшить умение согласованно работать в команде.
Для успешной реализации поставленных задач проектная работа должна быть методически грамотно и последовательно организована.
Зачастую представители бизнес-сообщества высказывают довольно обидную претензию к выпускникам экономического факультета МГУ: имея очень хорошую индивидуальную подготовку, они неохотно и неумело работают в команде. В этой связи стоит подчеркнуть, что при работе над проектами студенты магистратуры учатся творческому сотрудничеству в одной команде, т.е. умению проявлять терпимость к точкам зрения других, идти на компромисс и вносить свой вклад в командные результаты, даже если при этом
не полностью учитываются их личные интересы и реализуются их амбиции. Они просто вынуждены активно поддерживать конструктивные идеи других участников проекта, даже если они не в полной мере совпадают с их предложениями и наработками. Каждому из них приходится вносить свой вклад в обсуждение проблем и выработку группового решения, для чего учитывать мнение коллег и запрашивать информацию, необходимую для решения совместных задач, с одной стороны, и своевременно и полно предоставлять свою информацию коллегам — с другой. При решении совместных задач работа над проектом мотивирует согласовывать и координировать свою работу с коллегами по команде, а в случае необходимости и помогать им с выполнением поставленных перед ними задач.
Поэтому первым шагом должно стать разделение группы студентов на проектные команды, в среднем состоящие из пяти человек. Формирование проектных команд помогает осуществлять староста группы. Принцип формирования проектных команд заключается в том, чтобы в каждой команде были объединены как студенты с хорошей языковой подготовкой, так и студенты, глубоко разбирающиеся в математике и эконометрике (поскольку в большинстве современных исследований используются эконометрические модели), и студенты, имеющие склонности к аналитической работе и желающие проявить оформительские, лекторские и организаторские способности. Такое разделение труда в проектных командах, как показывает опыт, повышает эффективность их работы.
Далее преподаватель, стремящий максимально задействовать возможности в изучении предмета, которые открывает проектная работа с первоисточниками на языке оригинала, должен выбрать общую тему проектов и подобрать тексты, с которыми будут работать студенты.
Тематика проектов в каждой группе должна быть единой. Она определяется, во-первых, тем, что программа курса для магистров, особенно курса, учитывающего специфику направления подготовки, зачастую не может быть охвачена имеющимися учебниками, что попросту вызывает необходимость обращения к первоисточникам. Во-вторых, она может зависеть от интереса, проявленного студентами к тому или иному теоретическому течению, которое набирает актуальность и/или привлекает внимание Нобелевского комитета, удостаивающего его представителей самой престижной научной премии. В-третьих, тема должна иметь прикладное значение.
Каждый год для каждой группы выбирается своя тема, которая год от года не повторяется.
Например, в 2009-2015 гг. по курсам Микроэкономика-3 и Ма-кроэкономика-3 студентам были предложены следующие темы: «Теория экономических механизмов», «Верна ли формула: Деньги—Счастье—Деньги'?», «Микроэкономика инноваций», «Моделирование ограниченной рациональности», «Ценовая дискриминация на современных рынках», «Интернет-рынки: инновации, цены и конкуренция», «Экономическая теория счастья», «Фирмы на рынках с сетевыми внешними эффектами», «Поведенческая экономика», «Экономический рост», «Современные циклы деловой активности», «Макроэкономическая политика», «Долговая экономика».
Темы проектов по микро- и макроэкономике в отдельной группе могут координироваться. К примеру, в 2015 г. по теме «Поведенческая экономика» студенты программы «Экономическая теория» выполнили проектную работу и по «Микроэкономике-3», и по «Макро экономике-3».
После определения темы проектной работы преподаватель осуществляет подбор научных статей из числа опубликованных за последние три-пять лет, как правило, в ведущих англоязычных экономических журналах: American Economie Journal: Microeconomics, Economie Theory, Econometrica, Economica, Journal of Political Economy, American Economic Review, Journal of Economic Perspectives, Journal of Monetary Economics, Journal of Money, Credit, and Banking, European Economic Review, Journal of the European Economic Association и др. Количество отобранных статей должно быть равно числу проектных команд. В отдельных случаях в подборку самых свежих современных статей включаются одна-две более ранние статьи, ставшие фундаментальными для понимания основных идей представителей научного направления. Также может быть выбрана одна книга, состоящая из ряда глав, которые распределяются между студенческими проектными командами. При этом четко соблюдаются два условия: 1) ни один из источников не должен быть опубликован в переводе на русский язык; 2) объем работы, которую выполняют проектные команды, должен быть приблизительно равноценен.
Предложенные для проектов материалы с указанным порядком выступлений преподаватель размещает в разделе курса на портале «Онлайн-курсы экономического факультета МГУ»1 и предлагает командам в течение недели распределить их между собой. По истечении установленного срока староста группы фиксирует выбор команд (табл. 1).
1 http://on.econ.msu.ru/login/index.php
Таблица 1
Групповые проекты: распределение по проектным командам и порядок выступлений
Тема проекта на русском и английском языке Номер учебной группы // учебный год
Распределение по проектным командам и порядок выступлений (дата)
Переводчик: Математик: Художник: Аналитик: Докладчик: Команда №_ Время выступления: Автор(ы), название статьи, выходные данные статьи (фамилия, имя) (фамилия, имя) (фамилия, имя) (фамилия, имя) (фамилия, имя)
Лидер команды. (фамилия, имя)
(Далее — аналогично для каждой команды)
Источник: составлено авторами.
На определение состава проектных команд, выбор и распределение материалов для работы отводится один месяц — довольно продолжительный срок, в течение которого происходит знакомство студентов друг с другом и выявляется интерес группы к выбираемой теме. Следующий этап проектной работы — вплоть до ее завершения — рассчитан на два месяца.
Содержание каждого проекта включает следующие компоненты:
1) научный перевод полного текста статьи;
2) аннотация (1 страница);
3) презентация доклада;
4) кейс по теме статьи (с вопросом для обсуждения и авторской версией ответа на него);
5) устный доклад (в виде лекции) проектной группы с изложением основных положений статьи.
Работа проектной команды организуется по ролевому принципу. Каждый участник изначально определяет свою роль и соответствующий участок работы, за который он отвечает:
• «переводчик» — за организацию работы над переводом и научное редактирование текста;
• «математик» — за ясность экономического смысла формул и моделей;
• «художник» — за качество презентации (отбор материала для изложения на слайдах, оформление слайдов);
• «аналитик» — за разработку кейса и проведение дискуссии по нему;
• «докладчик» — за подготовку краткой аннотации статьи и организацию выступления проектной группы.
Один из членов проектной команды берет на себя дополнительную функцию лидера, заключающуюся в ответственности за организацию работы команды в целом.
Наиболее трудоемкий компонент работы — научный перевод текста. Как правило, в нем участвуют все или несколько членов проектной команды. Задача «переводчика», который может взять на себя большую часть перевода, состоит также в том, чтобы добиться единого стиля и научной точности в переводе терминов.
В тесном контакте с «переводчиком» работает «математик», который контролирует перевод математических терминов и добивается ясности в изложении представленной в статье модели.
Когда работа «переводчика» и «математика» подходит к концу, наступает черед «художника», «аналитика» и «докладчика».
Опыт показывает, что оформление презентации, за которое отвечает «художник», и логика доклада, которую выстраивает «докладчик», в общей подготовке проекта играют не менее важную роль, чем качество перевода и понимание математических моделей.
Особо следует выделить подготовку кейса по теме статьи. Впервые использованный в начале ХХ в. в преподавании коммерческого права в Гарвардской школе бизнеса, кейс-метод уже давно зарекомендовал себя как успешная методика обучения в бизнес-образовании. Однако и в теоретических курсах он незаменим тогда, когда учебная задача предполагает необходимость показать связь теории и практики [Антипина, Использование..., 2007]. Кейс-метод эффективен также тогда, когда «целью обучения является развитие определенных качеств мышления (таких, как любознательность, рассудительность, мудрость), личных качеств (твердость, чуткость, ответственность) и способности использовать общие понятия и знания для решения конкретных проблем» [Бранс, Кристенсен, Хансен, 2000, с. 25]. Безусловно, эти цели и задачи актуальны для подготовки выпускников магистратуры.
В проектной работе форма кейса может быть различной. Во-первых, кейс может представлять собой краткое описание конкретной проблемной ситуации, сложившейся в современной экономике России или другой страны, для понимания которой необходимо ис-
пользовать идеи, модель и основные положения рассматриваемой статьи. Тогда вопрос, который выносится на обсуждение, должен быть нацелен на решение проблемы. Во-вторых, в кейсе могут быть описаны два события, произошедшие в прошлом в экономике России или другой страны, и даны теоретические объяснения этих событий. В этом случае студентам дается задание сделать критический разбор предложенных теоретических объяснений с позиции теории, которая представлена в статье. В-третьих, кейс может иметь вид задачи, построенной на базе модели, изложенной в статье. В этом случае ответ на поставленный вопрос предполагает расчеты и анализ полученных результатов.
Ко дню презентации проекта у каждой команды должны быть готовы следующие материалы: перевод, презентация, аннотация (объемом 1 страница), кейс (объемом 1—2 страницы). Все материалы должны быть представлены в электронном и печатном виде. Файлы должны быть размещены в разделе курса на портале «Онлайн-курсы экономического факультета МГУ» лидером команды до начала выступлений. Папка с распечатанными материалами должна быть сдана комиссии в день презентации группового проекта до начала выступлений команд.
Презентация групповых проектов происходит в установленный календарно-тематическим планом срок перед комиссией, которую формирует преподаватель, ведущий курс. В комиссию входят преподаватели, читающие курсы микро- и макроэкономики, математические дисциплины, а также руководители магистерских программ. Во время выступления каждой команды другие студенты группы обязаны выслушать доклад коллег и принять участие в обсуждении кейса.
Аннотация и кейс должны быть распечатаны для каждого участника дискуссии, т.е. в количестве, равном суммарному числу студентов в других группах, а также для членов комиссии. Аннотация и кейс раздаются перед началом выступления группы.
На презентацию одного проекта отводится не более 45 минут, из них: не более 20 минут — доклад в виде лекции, не более 10 минут — ответы на вопросы, не более 15 минут — дискуссия по кейсу. В заключительном слове (1—2 минуты) лидер команды кратко подводит итоги презентации проекта, прежде всего обобщая основные идеи доклада в сочетании с реакцией на них в виде вопросов и дискуссии по кейсу. Время, отведенное на доклад и дискуссию по кейсу, контролируется комиссией с помощью таймера. Превышение отведенного времени снижает баллы докладчика и аналитика.
От участия в докладе может быть освобожден аналитик, поскольку его основная работа связана с проведением дискуссии по кейсу. Все остальные члены команды должны участвовать в докладе. Как правило, математик комментирует модель или ее наиболее сложные моменты.
На вопрос кейса должны прозвучать ответы от каждой команды. Их анализирует «аналитик» и оценивает, определяя место команды в соревновании за лучшее решение кейса. В ходе дискуссии по кейсу проверяется усвоение материала статьи теми студентами, которые слушали выступления коллег.
Как и любой другой вид учебной работы, групповой проект предполагает выставление оценок. Каждый член комиссии выставляет баллы по каждому виду работы: перевод, математика, презентация, кейс, доклад (с учетом аннотации), ответы на вопросы.
Основные критерии оценки каждого вида работы:
• перевод — научная точность, стилистика, грамотность;
• математика — ясность логики и экономического смысла;
• презентация — композиция, четкость и емкость формулировок, доступность изложения, оформление, наглядность;
• кейс — соответствие теме статьи, современная актуальность, четкость поставленного вопроса (проблемы), проявленный интерес к обсуждению, ведение дискуссии, соблюдение регламента дискуссии;
• доклад и аннотация — логика построения, речь, владение вниманием аудитории, вовлеченность участников группы, соблюдение регламента, краткость и емкость формулировки главных положений статьи в аннотации;
• ответы на вопросы по презентации доклада — качество ответов на поставленные вопросы, степень доступности разъяснения проблемы или положения, затрагиваемого в вопросе.
Особое внимание комиссия обращает на вопросы, которые по итогам презентации доклада задают студенты, поскольку по их количеству и содержанию можно составить представление об интересе к представленному проекту. Комиссия, определяя рейтинг проектных команд по этому показателю, премирует их дополнительными баллами пропорционально месту в рейтинге.
Баллы заносятся в ведомость оценки проекта, форма которой приведена в табл. 2. В ней каждый член комиссии отмечает студентов, которые активно задавали вопросы, а также отвечали на вопросы по докладу и участвовали в дискуссиях по кейсам других команд.
Таблица 2
Ведомость оценки проекта
Команда №_
Состав команды:_______________
Тема:__________________
Перевод Математика Презентация Кейс Доклад и аннотация Ответ на вопрос кейса: верно (+), неверно (-) Ответы на вопросы по презентации доклада
Группы:
1 2 3
На вопросы по презентации доклада отвечали:
На вопросы кейсов отвечали:____
Вопросы задавали:______
Источник: составлено авторами.
Еще одним компонентом оценки группового проекта может стать мнение самих студентов. По усмотрению преподавателя группы и комиссии, студентам может быть предложена анкета, в которой им предстоит оценить качество презентации и аннотации, доходчивость изложения материала в докладе, полноту и убедительность ответов на вопросы, проработанность кейса. В этом случае итоговая оценка групповых проектов может определяться, к примеру, на 70% на основе баллов, выставленных комиссией, и на 30% — на основе баллов, выставленных самими студентами. В качестве стимула к объективной оценке коллег-студентов и внимательному отношению к изучаемому и обсуждаемому материалу может выступать последующее включение вопросов по нескольким лучшим, по мнению студентов, проектам в экзаменационную работу.
На основании общей суммы баллов определяется команда-победитель. В результате вычисления среднего балла за отдельный вид работы каждый участник проектной команды получает свою оценку за индивидуальный вклад в групповой проект, которая не превышает 25% от общей суммы баллов за курс.
Нередко во время презентации проектов возникают не только творческие, но и дисциплинарные проблемы, связанные со сле-
дующими запрещенными вариантами поведения студентов: «уйду после выступления моей группы», «приду к началу выступления моей группы», «придем всей группой к концу пары, чтобы отметиться», «не хватило времени доделать проект, поэтому будем доделывать его во время выступления других групп и выступим последними», «ждем нашего математика, который опаздывает, поэтому выступим после следующей группы», «не успели распечатать перевод (кейс, аннотацию), поэтому опоздаем» и т.п. Если простой запрет не исключает фактов проявления подобного поведения, то они могут «вознаграждаться» баллами со знаком «минус».
При появлении подозрений в оппортунистическом поведении (отлынивании) отдельных членов проектных команд комиссия может запросить у лидера команды справку о коэффициентах трудового участия членов команды в выполнении проекта и скорректировать результат.
Однако результативность проектной работы студентов магистратуры по «Микроэкономике-3» и «Макроэкономике-3» не сводится только лишь к баллам и достижению непосредственной цели этой работы. Она гораздо шире.
Эта работа знакомит студентов с методологией научного исследования, причем на мировом уровне; формирует представления о структуре научной работы, постановке проблемы, разработке научной гипотезы; учит правильно формулировать цели и задачи исследования, определять методы их достижения; раскрывает алгоритм построения научного исследования, включая структуру и план, сбор первичной и вторичной информации, интерпретацию и критику результатов; наконец, обучает грамотному оформлению научной работы от титульного листа до составления библиографии, т.е. всему тому, что определяет научный аппарат их проектной работы.
Проектная работа углубляет интерес к новейшим исследованиям и разработкам в экономической теории и формирует вкус к применению теоретических моделей к анализу реальных ситуаций в экономике России и других стран, что продемонстрировали, к примеру, студенты программы «Экономическая теория», которые в 2015 г. выполнили проекты на темы «Поведенческие аспекты теории потребления» и «Поведенческая экономика и новая кейнсианская модель» [Поведенческая., 2015].
Работа над проектами и их оценкой помогает вырабатывать собственную позицию по проблемам экономической теории и ее практических приложений, четко формулировать и убедительно обо-
сновывать аргументы в ее защиту. При этом развивается умение, с одной стороны, отстаивать свое мнение по принципиальным вопросам наряду с адекватным восприятием критических замечаний коллег и, с другой стороны, способность учитывать эти замечания в случае их обоснованности, соответствующим образом модифицируя свою позицию.
Тема проектной работы в каждом учебном году, как правило, соответствует одной из самых актуальных и интересных проблем сегодняшнего состояния экономической теории. Так, известно, что глобальный кризис 2008—2009 гг. вызвал со стороны экспертного сообщества жесточайшую критику всей новой макроэкономики. Однако прозвучавший в ее рамках призыв П. Кругмана «признать — и это будет очень сложно тем, кто хихикал над теориями Кейнса, — что кейнсианство остается лучшей из имеющихся теорий о природе рецессий и депрессий» произвел шокирующее впечатление. Обсуждение проектов, выполненных магистрантами по поведенческой экономике в 2015 г., показало, что из поля зрения критиков П. Кругмана ускользал тот факт, что его вывод не был простым призывом вернуться назад, а стал предложением обосновать традиционные кейнсианские постулаты с позиций поведенческой экономики. Кроме того, при этом предполагалось более активное включение в макроэкономическую картину финансового сектора [Кг^шап Р., 2009, р. 3-8]. Студентами магистратуры было достаточно убедительно показано, что некоторые современные исследования, которые пока весьма далеки от того, чтобы влиться в мейнстрим, все же недвусмысленно говорят о том, что дальнейшее развитие экономической теории вполне может происходить «по Кругману». И хотя время для широких обобщений в этой области еще не наступило, разговор о возможностях и последствиях использования синтеза оптимизационных моделей с идеями поведенческой экономики уже может быть начат.
Весомым аргументом в пользу начала этого разговора служит основательная микроэкономическая база, исследование которой также входило в проектную работу. В частности, в центр внимания была помещена идея о том, что неоклассический взгляд на потребителей как на эгоистичных индивидов, максимизирующих получаемую полезность, оспаривается результатами исследований в области когнитивной психологии, антропологии, эволюционной биологии и неврологии. Так, к примеру, неоклассическая экономическая теория исходит из того, что только совокупные уровни дохода и потребления оказывают влияние на полезность, получаемую эконо-
мическими субъектами. Однако существуют основания полагать, что люди склонны сравнивать свое потребление с потреблением окружающих. Если это действительно так, тогда важный смысл приобретает вопрос: приводят ли переживания людей относительно «несоответствия» своего потребления и потребления окружающих к диспропорциям в экономике? Этот вопрос был поставлен К. Эр-роу и П. Дасгупта [Arrow, Dasgupta, 2009], и дискуссия вокруг него вызвала большой интерес у студентов. В качестве наиболее обоснованного ответа на поставленный вопрос была признана идея о том, что подобные переживания у людей возникают только в отношении показных благ, и в равновесии предельная норма замещения показного блага непоказным будет всегда отличаться от общественно оптимальной. Следовательно, устанавливающееся равновесие не становится Парето-эффективным, поскольку домохозяйства потребляют больше показных благ и меньше непоказных по сравнению с оптимальным состоянием, что в результате приводит к экономическим диспропорциям. Причем этот вывод справедлив как для развитых стран, так и для стран с развивающимся рынком [Quintana-Domeque, Turino, 2013].
В ходе обсуждения магистерских проектов было отмечено, что модели поведенческой экономики, учитывающие множество отклонений поведения рыночных агентов от требований рациональности, в совокупности все-таки не стали альтернативной исследовательской программой, сравнимой по объему и значимости, например, с новой классической теорией или теорией новых кейнсианцев, и вряд ли смогут стать таковой. Однако поведенческая экономика, которая долгое время оставалась в микроэкономических рамках, поставила под сомнение святая святых экономической теории — принцип рациональности и тем самым бросила серьезный вызов новой макроэкономике. Это дает основания предполагать, что разрабатываемые частные модели нерационального поведения могут быть интегрированы в экономическую теорию в рамках нового синтеза. При этом для перехода к более реалистичной ступени эволюции экономической теории на основе включения в нее идей из поведенческой экономики и психологии при сохранении строгости доказательств и точности формулировок могут быть успешно использованы неоклассические оптимизационные модели, что весьма напоминает неоклассический синтез П. Самуэльсона.
Выпускники магистерских программ должны быть готовы работать не только в качестве исследователей, аналитиков, экспертов, но и преподавателей в высших учебных заведениях и сети бизнес-
образования. В этой связи одним из удачных проектов стала работа над переводом второго издания знаменитого учебника Д. Ро-мера [Иошег, 2001] по макроэкономике продвинутого уровня, которая была выполнена нашими студентами задолго до публикации его русскоязычного издания под названием «Высшая макроэкономика» силами коллег из НИУ ВШЭ. В рамках проектной работы студенты не только освоили теоретическое содержание этого учебника, но и обсудили его методические достоинства — доступность изложения материала, структуру, уровень математической сложности и др.
Выступления с презентациями, которые, по сути, являются мини-лекциями, а их обсуждения - семинарами, круглыми столами или даже мастер-классами, в которых принимают участие магистранты, позволяют им заочно обсудить со специалистами мирового уровня актуальные проблемы экономической теории и хозяйственной практики, проблемы бизнеса и управления, а также познакомиться с решениями проблем в разных областях экономики. Разработка презентаций позволяет нашим студентам как будущим преподавателям нарабатывать навыки чтения лекций и проведения семинарских занятий по базовым дисциплинам (микроэкономика, макроэкономика, институциональная экономика, история экономических учений), владеть современными методами и методиками преподавания в вузах, в системе бизнес-образования, профессиональной подготовки и повышения квалификации.
Удовлетворить интерес наших магистрантов к практическим приложениям экономической теории был призван проект 2014 г., который предполагал научный перевод и обсуждение монографии «Чему мы научились? Макроэкономическая политика после кризиса» под редакцией Дж. Акерлофа, О. Бланшара, Д. Ромера и Дж. Сти-глица [^а1..., 2014]. В презентациях наших студентов анализировались основные итоги дискуссий авторов этой книги вокруг уроков Великой рецессии и ее последствий, а также вопросов посткризисной монетарной политики, фискального стимулирования, макро-пруденциальных мер. Это было очень интересно и полезно, поскольку, знакомясь с зарубежным опытом, выпускники магистратуры будут способны вырабатывать концептуальные и практические рекомендации по совершенствованию систем регулирования экономики на основе сочетания универсальных экономических закономерностей со спецификой национальной экономики, разрабатывать рекомендации для осуществления институциональных изменений на микро- и макроуровне. Это важно, так как в будущем некоторые из них сами будут принимать решения в области государственного
регулирования на микро- и макроуровне, формулировать концепцию, экономическое содержание нормативно-правовых актов органов государственной власти различных уровней.
Таким образом, работа над проектами, на наш взгляд, способствует умению наших магистрантов самостоятельно разбираться в самых сложных проблемах экономической теории и хозяйственной практики, представленных в научных публикациях.
Как следствие этого, проектная работа может стать началом научного исследования и дать студенту основу для написания самостоятельной научной работы (статьи и/или магистерской диссертации), развивающей взгляды автора первоисточника, для подготовки научного доклада и выступления с ним на конференции. Так, студентами магистерской программы «Экономическая теория», выступившими с докладами по итогам проектной работы на круглом столе «Междисциплинарный взгляд на экономическую политику» в рамках Седьмой международной научной конференции «Инновационное развитие экономики России: междисциплинарное взаимодействие» 17 апреля 2014 г., были опубликованы статьи [Лепехова, Румянцев, 2014; Симочкин, Титов, 2014].
Содержанию и методике проектной работы студентов магистратуры был посвящен прошедший 19 ноября 2014 г. круглый стол «Резервы национальной экономики. Проекты студентов магистратуры» на Международной научной конференции «Экономическая система современной России: пути и цели развития», на котором студентами магистерской программы «Экономическая теория» были сделаны доклады: «Поведенческая макрофинансовая модель с эндогенными деловыми циклами» (Лепехова Ю. С., Субхангулов Р.А.), «За пределами счастья и удовлетворения: на пути к индексам благополучия» (Симочкин Д. И., Титов Е.Е.) [Программа., 2014].
Таким образом, организация и проведение проектной работы студентов магистратуры, на наш взгляд, имеют своим неоспоримым результатом формирование у выпускников магистратуры совокупности компетентностей и навыков, позволяющих им выполнять самые разнообразные виды деятельности, и прежде всего осуществлять аналитическую деятельность в области экономической теории.
Изложенную в данной статье методику проектной работы студентов следует рассматривать в развитии. Цели и формы этой работы могут быть шире и разнообразнее в зависимости от предмета, уровня его изучения, подготовки студентов и многих других факторов. Однако, пожалуй, не существует такого курса, где бы не было
возможностей для плодотворного внедрения этой формы работы. Ее эффективность зависит во многом от творческого подхода к преподаванию и заинтересованности студенческой аудитории, поскольку, как известно, задача образования — не только в том, чтобы давать студентам полезные им знания, но и вырабатывать у них стремление к их непрерывному обновлению и научному поиску.
Список литературы
1. Антипина О. Н. Использование метода конкретных ситуаций в преподавании микроэкономики в условиях повышения роли самостоятельной работы студентов // Материалы Ломоносовских чтений экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова за 2005-2006 гг.: Методология экономической науки и методика преподавания экономической теории. Часть 2. — М.: ТЕИС, 2007. — С. 132-137.
2. Антипина О. Н. Читаем и творим! (о работе с первоисточниками в курсе «Микроэкономика-3») // Инновации в методике преподавания экономической теории. — М.: ТЕИС, 2007. — С. 134-143.
3. Барнс Л. Б., Кристенсен К. Р., Хансен Э. Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций (конкретные ситуации и дополнительная литература). — М.: Гардарики, 2000.
4. Лепехова Ю. С., Румянцев Н. А. Поведенческая экономика и государственная политика // Инновационное развитие экономики России: междисциплинарное взаимодействие. Седьмая международная научная конференция. Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова, экономический факультет, 16-18 апреля 2014 г. Сборник статей. — М.: Проспект, 2014. — С. 183-188.
5. Обучение на экономическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова меняет мировоззрение: онлайн-интервью со студентом Виктором Брызгалиным. URL: http://www.consultant.ru/edu/news/interview/view/ bryzgalin/ (дата обращения: 14.02.2016).
6. Поведенческая экономика: альтернатива или приглашение к новому синтезу? URL: 2015 // http://www.econ.msu.ru/departments/politec/ learning/m_et/Article.20151212174920_1509/ (дата обращения: 06.01.2016).
7. Программа Международной научной конференции «Экономическая система современной России: пути и цели развития». Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова, Экономический факультет, 19 ноября 2014 г. URL: http://www.econ.msu.ru/departments/politec/conf201411/prog/ (дата обращения: 06.01.2016).
8. Программа развития экономического факультета Московского университета на 2014-2018 годы. URL: http://www.econ.msu.ru/ext/lib/Category/ x15/xf0/5616/file/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B 0%D0%BC%D0%BC%D0%B0_final-1.pdf (дата обращения: 15.02.2016).
9. Симочкин Д. И., Титов Е. Е. За пределами счастья и удовлетворения: на пути к индексам благополучия // Инновационное развитие эконо-
мики России: междисциплинарное взаимодействие. Седьмая международная научная конференция. Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова, экономический факультет, 16—18 апреля 2014 г. Сборник статей. — М.: Проспект, 2014. — С. 70-75.
10. Смирнов А. Д. Лекции по макроэкономическому моделированию: Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000. — 351 с.
11. Arrow K., Dasgupta P. Conspicuous Consumption, Inconspicuous Leisure // University of Manchester, Economics Discussion Paper Series, EDP-0903, February 2009. — 30 p.
12. Krugman P. How Did Economists Get It So Wrong? // The New York Times. — 02.09.2009. — P. 3-8.
13. Quintana-Domeque C., Turino F. Relative Concerns on Visible Consumption: A Source of Economic Distort ions // University of Oxford, Department of Economics Discussion Paper Series, No 676, October 2013. — 21 p.
14. Romer D. Advanced Macroeconomics. — Boston: McGraw Hill, 2001. — 651 p.
15. What Have We Learned? Macroeconomic Policy after the Crisis. Ed by G. Akerlof, O. Blanchard, D. Romer, J. Stiglitz. — Cambridge, Mass.: The MIT Press, 2014. - 359 р.
The List of References in Cyrillic Transliterated into Latin Alphabet
1. Antipina O. N. Ispol'zovanie metoda konkretnyh situacij v prepodavanii mikrojekonomiki v uslovijah povyshenija roli samostojatel'noj raboty studen-tov // Materialy Lomonosovskih chtenij jekonomicheskogo fakul'teta MGU imeni M. V. Lomonosova za 2005-2006 gg.: Metodologij a jekonomicheskoj nauki i metodika prepodavanija jekonomicheskoj teorii. Chast' 2. — M.: TEIS, 2007. — S. 132-137.
2. Antipina O. N. Chitaem i tvorim! (o rabote s pervoistochnikami v kurse «Mikrojekonomika 3») // Innovacii v metodike prepodavanij a jekonomicheskoj teorii. — M.: TEIS, 2007. — S. 134-143.
3. Barnes L. B., Christensen C. R., Hansen A. J. Teaching and the Case Method. Text, Cases, and Readings. Third Ed. — Boston, Mass.: Harvard Business School Press, 1994.
4. Lepehova Ju.S., Rumjancev N. A. Povedencheskaja jekonomika i gosudarst-vennaja politika // Innovacionnoe razvitie jekonomiki Rossii: Mezhdisci-plinarnoe vzaimodejstvie. Sed'maja mezhdunarodnaja nauchnaja konferenci-ja. Moskva, MGU imeni M. V. Lomonosova, Jekonomicheskij fakul'tet, 1618 aprelja 2014 g. Sbornik statej. — M.: Prospekt, 2014. — S. 183-188.
5. Obuchenie na jekonomicheskom fakul'tete MGU im. M. V. Lomonosova menjaet mirovozzrenie: onlajn-interv'ju so studentom Viktorom Bryzgalinym. URL: http://www.consultant.ru/edu/news/interview/view/bryzgalin/ (data obrashhenija: 14.02.2016).
6. Povedencheskaja jekonomika: alternativa ili priglashenie k novomu sintezu? 2015. URL: http://www.econ.msu.ru/departments/politec/learning/m_et/ Article.20151212174920_1509/ (data obrashhenjja: 06.01.2016).
7. Programma Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Jekonomicheskaja sistema sovremennoj Rossii: puti i celi razvitija». Moskva, MGU imeni M. V. Lo-monosova, Jekonomicheskj fakul'tet, 19 nojabrja 2014 g. URL: http://www. econ.msu.ru/departments/politec/conf201411/prog/ (data obrashhenjja: 06.01.2016).
8. Programma razvitija jekonomicheskogo fakul'teta Moskovskogo universi-teta na 2014-2018 gody. URL: http://www.econ.msu.ru/ext/lib/Category/ x15/xí0/5616/file/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B 0%D0%BC%D0%BC%D0%B0_final-1.pdf (data obrashhenja: 15.02.2016).
9. Simochkin D. I., Titov E. E. Za predelami schast'ja i udovletvorenij a: na puti k indeksam blagopoluchij a // Innovacionnoe razvitie jekonomiki Rossii: Mezhdisciplinarnoe vzaimodejstvie. Sed'maja mezhdunarodnaja nauchna-ja konferencij a. Moskva, MGU imeni M. V. Lomonosova, Jekonomicheskij fakul'tet, 16-18 aprelja 2014 g. Sbornik statej. — M.: Prospekt, 2014. — S. 70 -75.
10. SmirnovA. D. Lekcii po makrojekonomicheskomu modelirovanju: Uchebnoe po-sobie dlja vuzov. — M.: Izd-vo GU VShJe, 2000. — 351 s.