Научная статья на тему 'ОТ ТРЕНАЖЁРА К ЛОКАЛЬНОЙ СЕТИ ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ВОЖДЕНИЕ БОЕВЫХ МАШИН»'

ОТ ТРЕНАЖЁРА К ЛОКАЛЬНОЙ СЕТИ ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ВОЖДЕНИЕ БОЕВЫХ МАШИН» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИКА / ВОЖДЕНИЕ / ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ / ТРЕНАЖЁР / ЛОКАЛЬНАЯ СЕТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пархоменко Александр Викторович, Пестов Олег Витальевич, Гумелёв Василий Юрьевич

Рассмотрены особенности инновационной методики проведения группового занятия по учебной дисциплине «Вождение боевых машин», в ходе которой используются штатные тренажёры вождения, а также специально разработанная и созданная для проведения данного занятия локальная сеть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пархоменко Александр Викторович, Пестов Олег Витальевич, Гумелёв Василий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE SIMULATOR TO THE LOCAL NETWORK AN INNOVATIVE METHOD OF CONDUCTING A GROUP LESSON ON THE ACADEMIC DISCIPLINE «DRIVING COMBAT VEHICLES»

The features of the innovative methodology of conducting a group lesson on the educational discipline «Driving combat vehicles», during which standard driving simulators were used, as well as a specially designed and created local network for this lesson, are considered.

Текст научной работы на тему «ОТ ТРЕНАЖЁРА К ЛОКАЛЬНОЙ СЕТИ ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ВОЖДЕНИЕ БОЕВЫХ МАШИН»»

A.V. PARKHOMENKO, O.V. PESTOV, V.YU. GUMELEV

ОТ ТРЕНАЖЁРА К ЛОКАЛЬНОЙ СЕТИ

FROM THE SIMULATOR TO THE LOCAL NETWORK

ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ВОЖДЕНИЕ БОЕВЫХ МАШИН»

AN INNOVATIVE METHOD OF CONDUCTING A GROUP LESSON ON THE ACADEMIC DISCIPLINE «DRIVING COMBAT VEHICLES»

Сведения об авторах: Пархоменко Александр Викторович - начальник кафедры бронетанкового вооружения и техники Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного ордена Суворова дважды Краснознамённого командного училища им. генерала армии В. Ф. Маргелова, гвардии полковник, доцент (г. Рязань);

Пестов Олег Витальевич - доцент кафедры бронетанкового вооружения и техники Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного ордена Суворова дважды Краснознамённого командного училища им. генерала армии В. Ф. Маргелова, полковник запаса, кандидат технических наук, доцент (г. Рязань);

Гумелёв Василий Юрьевич - старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного ордена Суворова дважды Краснознамённого командного училища им. генерала армии В.Ф. Маргелова, кандидат технических наук (г. Рязань).

Аннотация. Рассмотрены особенности инновационной методики проведения группового занятия по учебной дисциплине «Вождение боевых машин», в ходе которой используются штатные тренажёры вождения, а также специально разработанная и созданная для проведения данного занятия локальная сеть.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, методика, вождение, групповое занятие, тренажёр, локальная сеть.

Information about the authors: Alexander Parkhomenko - head of the Department of Armored Weapons and Equipment of the Ryazan Guards Higher Airborne Order of Suvorov twice Red Banner Command School named after General of the Army V. F. Margelov, Guards Colonel, Associate Professor (Ryazan);

Oleg Pestov - associate Professor of the Department of Armored Weapons and Equipment of the Ryazan Guards Higher Airborne Order of Suvorov twice Red Banner Command School named after Army General V. F. Margelov, Reserve Colonel, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor (Ryazan);

Vasily Gumelev - senior Researcher of the Research Department of the Ryazan Guards Higher Airborne Order of Suvorov twice Red Banner Command School named after General of the Army V. F. Margelov, Candidate of Technical Sciences (Ryazan).

Summary. The features of the innovative methodology of conducting a group lesson on the educational discipline «Driving combat vehicles», during which standard driving simulators were used, as well as a specially designed and created local network for this lesson, are considered.

Keywords: vocational training, methodology, driving, group lesson, simulator, local network.

A.В. ПАРХОМЕНКО, О.В. ПЕСТОВ,

B.Ю. ГУМЕЛЁВ

Современная российская система

военного образования является важной частью общероссийской системы образования. Именно выпускники высших военно-учебных заведений (ввузов) обеспечивают безопасность страны, исполняя свои профессионально-должностные обязанности в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС РФ).

Важное место в системе подготовки будущих офицеров ВДВ принадлежит учебной дисциплине «Вождение боевых машин», в ходе которой курсанты РВВДКУ изучают основы движения и правила вождения боевых машин. Являясь одним из главных компонентов военно-профессиональной подготовки, вождение направлено на достижение высокого мастерства у обучающихся в реализации боевых и технических возможностей машин, на выработку у них воли, решительности, смелости и инициативы, чувства ответственности за сохранность и постоянную боевую готовность ВВСТ. Дальнейшее повышение уровня подготовки курсантов РВВДКУ по вождению боевых машин продолжает оставаться актуальной задачей. Её выполнение невозможно без дальнейшего совершенствования методики преподавания учебной дисциплины, которое достигается улучшением содержания и методики проведения каждого конкретного занятия, внедрением новых, более совершенных форм и методов обучения, совершенствованием профессионального и методического мастерства преподавательского состава, обобщением и распространением передового опыта обучения. Следует отметить, что занятия с курсантами в РВВДКУ проводят опытные преподаватели, подлинные профессионалы своего дела, многие из которых имеют богатый боевой опыт.

Целью данной публикации является рассмотрение инновационной методики проведения занятий по учебной дисциплине «Вождение боевых машин» для то-

го, чтобы изыскать дополнительные возможности повышения качества проведения занятий в училище. Опыт проведения занятий преподавателями РВВДКУ, внедрения новых инновационных методик их проведения может быть применён и в других ввузах.

На высоком научно-методическом уровне проводится, например, групповое занятие по учебной дисциплине «Вождение боевых машин» с курсантами батальона высшего образования ВДВ на кафедре бронетанкового вооружения и техники РВВДКУ. Разработчиком занятия стал начальник кафедры бронетанкового вооружения и техники (БТВТ), доцент, гвардии полковник Пархоменко Александр Викторович, возглавивший рабочую группу, состоявшую из высококвалифицированных преподавателей кафедры. Следует отметить, что на кафедре БТВТ постоянно уделяется пристальное внимание совершенствованию занятий по вождению с использованием тренажёрной учебно-материальной базы.

При проведении группового занятия по теме «Правила и приёмы выполнения подготовительного упражнения № 1. Тренировка на тренажёрах» курсанты изучают основы вождения боевых машин и выполняют подготовительное упражнение № 1. На данном занятии упражнение отрабатывается на тренажёрах вождения боевой машины десантной БМД-2. Занятие проводится одновременно в двух аудиториях - в классе тренажёров вождения боевых машин (см. рис. 1) и в классе основ движения и правил вождения боевых машин (см. рис. 2).

На проведение занятия отводится четыре учебных часа (180 мин).

При проведении занятия используется учебно-материальная база.

В классе тренажёров вождения боевых машин: компьютеризированные тренажёры вождения ТТВ-915 в количестве пяти ком-

плектов; коммутационное оборудование и две видеокамеры в комплекте (на одном из тренажёров в перспективе - установка на всех тренажёрах вождения класса).

В классе основ движения и правил вождения боевых машин: компьютер, связанный с мульти-медиапроектором; экран настенный; компьютер, подключенный к телевизору; плакаты класса по основам вождения боевых машин; электрифицированная схема-макет танкодрома училища; стенд на подставке «Центральный щиток механика-водителя БМД-2»; электронная презентация сопровождения учебного занятия по вышеназванной теме.

Для проведения занятия в помощь преподавателю (руководителю занятия) привлекаются начальник и инструкторы лаборатории тренажёров. На каждом рабочем месте в классе тренажёров вождения боевых машин работой обучающихся руководит закреплённый за данным тренажёром инструктор.

Организация рассматриваемого занятия имеет следующие особенности. Занятие организуется одновременно на двух учебных местах.

На учебном месте № 1 в классе тренажёров вождения боевых машин, под руководством начальника и инструкторов лаборатории тренажёров обучающиеся отрабатывают выполнение подготовительного упражнения № 1 на тренажёрах по следующим элементам:

- подготовка двигателя БМД-2 к пуску, пуск и прогрев двигателя;

- подготовка БМД-2 к движению;

- трогание БМД-2 с места, переключение передач, торможение, повороты и остановка машины.

После выполнения упражнения инструкторы лаборатории тренажёров проводят разбор ошибок обучающихся при выполнении подготовительного упражнения № 1.

На учебном месте № 2 в классе основ движения и правил вождения боевых машин обучающиеся,

Класс тренажёров вождения боевых машин

используя базовые знания, полученные ими ранее на занятиях по изучению конструкции БМД-2, под руководством преподавателя изучают:

- требования безопасности при проведении занятия по вождению боевых машин;

- размещение органов управления машиной и контрольно-измерительных приборов, а также правила пользования ими;

- порядок подготовки двигателя к пуску, пуска и прогрева двигателя;

- порядок подготовки боевой машины к движению, трогания с места, переключения передач, поворота, торможения и остановки боевой машины;

- порядок остановки двигателя;

- оценочные показатели за выполнение упражнения по технике вождения (временные нормативы и характерные ошибки при выполнении упражнения);

- правила ведения радиопереговоров с инструктором тренажёра;

- алгоритм действий обучающихся при выполнении упражнения на тренажёре.

При проведении данного занятия используются традиционные технологии обучения, такие, как:

- устный (письменный) опрос обучающихся по материалу, изученному на предыдущем занятии (по вопросам или по тестам);

- применение электронной презентации сопровождения занятия, плакатов класса, электрифицированной схемы-макета танкодрома училища с обозначением маршрутов движения и выполняемых упражнений;

- использование стенда «Центральный щиток механика-водителя БМД-2»;

- практическое выполнение подготовительного упражнения № 1 на тренажёрах ТТВ-915;

- выдача раздаточного материала по теме учебного вопроса с целью экономии времени обучающихся и получения ими на занятии максимального объёма учебного матери-

ала (в бумажном или электронном виде).

Кроме традиционных технологий обучения в ходе проведения рассматриваемого занятия используется инновационная технология обучения для проведения группового занятия, которая заключается в следующем.

Впервые на кафедре БТВТ училища была установлена локальная сеть (с привлечением специалистов по инфокоммуникационным сетям сторонней специализированной организации), которая связала класс (учебную аудиторию) тренажёров вождения боевых машин с классом (учебной аудиторией) основ движения и правил вождения боевых машин.

В состав данной локальной сети входят:

- компьютер в комплекте -в классе основ движения и правил вождения боевых машин;

- телевизионная установка с возможностью подключения 4-х видеоканалов изображения - в классе основ движения и правил вождения боевых машин;

- аудиоколонки в классе основ движения и правил вождения боевых машин - 1 комплект;

- компьютер в комплекте тренажёра вождения ТТВ-915 - в классе тренажёров вождения боевых машин;

- видеокамеры - в отделении управления тренажёра вождения (2 штуки);

- соединительная и коммутационная аппаратура.

Созданная локальная сеть обладает следующими возможностями:

- передача видео- и аудиоинформации из класса тренажёров вождения в класс основ движения и правил вождения боевых машин с 2-х камер (установленных справа и слева от сиденья механика-водителя на верхней панели) и 2-х мониторов тренажёра вождения № 2 (один монитор - обзора механика-водителя, второй - инструктора тренажёра вождения);

- передача аудиопереговоров инструктора вождения и обучающегося в роли механика-водителя БМД-2 в прямом эфире.

Эти функции рассматриваемой локальной сети обеспечивают её применение при проведении групповых занятий на тренажёрах вождения по всем изучаемым упражнениям в соответствии с учебной программой.

При проведении занятия в классе основ движения и правил вождения боевых машин преподаватель получает возможность:

- осуществлять контроль за работой обучающихся с органами управления и контрольно-измерительными приборами в движении;

- осуществлять контроль за ориентированием машины при движении по маршруту выполнения любого упражнения на тренажёре, а также правильностью преодоления различных препятствий;

- фиксировать в ходе выполнения упражнения основные ошибки, допускаемые обучающимися, с целью их своевременного анализа, доведения до обучающихся и устранения недостатков в оперативном режиме;

- заострить внимание обучающихся на фиксировании ими недостатков и ошибок при выполнении упражнения их сослуживцем;

- осуществлять контроль за работой инструктора обучения вождению;

- контролировать переговоры инструктора с обучающимся в эфире;

- контролировать проведение занятия одновременно в двух учебных классах;

- повысить объективность общей оценки подготовки обучающихся, а также выставления оценки за выполнение упражнения.

При проведении занятия в классе основ движения и правил вождения боевых машин обучающиеся в ходе прямой трансляции видео-и аудиоинформации из класса

тренажёров вождения получают возможность:

- практически наблюдать за выполнением упражнения их сослуживцами и фиксировать основные ошибки при выполнении ими упражнения;

- практически видеть и запоминать алгоритм работы на тренажёре;

- получать знания по правилам ведения радиопереговоров между инструктором и обучаемым в ходе проведения занятия в соответствии с требованиями Курса вождения боевых и специальных машин ВДВ;

- получать начальные умения по контролю за показаниями контрольно-измерительных приборов и по действиям с органами управления машиной;

- получать умения по ориентированию машины при движении по маршруту движения и правильности преодоления различных препятствий.

Структурная схема проведения занятия и порядок замены обучае-

мых на учебных местах представлены в таблице.

При проведении занятия с использованием данной технологии обучения преподаватель должен обратить особое внимание:

- на действия обучающегося в роли механика-водителя в соответствии с разработанным алгоритмом выполнения упражнения на тренажёре;

- на взаимодействие обучающегося и инструктора по средствам связи в прямом эфире; выполнение условий выполнения упражнения;

- на правильность ориентации машины на маршруте движения;

- на соблюдение и правильный выбор эксплуатационных режимов движения машины;

- на соблюдение требований безопасности при выполнении упражнения;

- на допущенные в ходе выполнения упражнения ошибки;

- на порядок выставления оценки за практическое выполнение упражнения.

Таблица

Структура проведения занятия и замена обучающихся на учебных местах

Элементы занятия и учебные вопросы Время проведения Место проведения Порядок замены обучающихся

Вводная часть 20 мин Контрольный опрос - 100% обучающихся

Основная часть 155 мин Порядок замены учебных мест 1 ^^ 2

1. Изучение размещения органов управления, контрольно-измерительных приборов и правила пользования ими 15 мин Класс основ движения и правил вождения боевых машин (учебное место № 2) По завершении отработки учебных вопросов №№ 1-3 обучающиеся распределяются на смены (по количеству тренажёров вождения) . Обучающиеся, выполнившие упражнение

2 . Подготовка двигателя к пуску, пуск и прогрев двигателя 15 мин

3. Подготовка машины к движению, трогание с места, переключение передач, торможение, повороты машины, остановка машины 15 мин на тренажёре и ожидающие вождения, по видео- и аудиосвязи анализируют выполнение упражнений их сослуживцами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Выполнение подготовительного упражнения № 1 на тренажёрах 110 мин Класс тренажёров вождения (учебное место № 1) После отработки практического вопроса замена обучающихся организуется по команде инструктора тренажёра

Заключительная часть 5 мин Класс основ движения и правил вождения боевых машин 100% обучающихся находятся на подведении итогов занятия и постановке задачи на самостоятельную подготовку

Руководителем первого показного занятия стал его разработчи -начальник кафедры БТВТ гвардии полковник А.В. Пархоменко. В настоящее время групповое занятие «Правила и приёмы выполнения подготовительного упражнения № 1. Тренировка на тренажёрах» проводится по предложенной методике. Предложенная методика проведения данного занятия постоянно совершенствуется, и опыт её применения позволяет сделать следующие выво-ды:

- новая методика и технология проведения группового занятия позволяют, используя видео- и аудиоинформацию, существенно расширить возможности преподавателя по контролю за выполнением упражнений вождения на тренажёрах, объективно оценивать уровень подготовки обучающихся и своевременно устранять недостатки в их подготовке;

- информационное поле занятия (объём полученной информации) для обучающихся значительно расширяется. Непосредственно в ходе проведения занятия, на примере своих сослуживцев обучаемые могут фиксировать их ошибки в ходе отработки упражнения и не допу-

скать их при самостоятельной работе на тренажёре;

- расширяются возможности по привлечению обучающихся после изучения ими методики проведения занятий по вождению боевых машин к исполнению обязанностей помощника руководителя занятия, который, контролируя работу своих товарищей, будет самостоятельно оценивать их работу на тренажёре.

В ходе проведения занятий действия обучающихся на тренажёрах записываются на электронный носитель. В часы самостоятельной подготовки курсантов, накануне проведения группового занятия, преподаватель прибывает в учебную аудиторию и, применяя сделанные ранее видео- и аудиозаписи, наглядно и доходчиво разбирает характерные повторяющиеся ошибки, допущенные обучаемыми других учебных групп на аналогичных занятиях.

В целом представленная инновационная методика проведения группового занятия по вождению боевых машин с применением тренажёров вождения значительно расширяет информационное поле как преподавателя, так и обучающихся, способствует повышению качества практических навыков

вождения у курсантов. В перспективе методика имеет существенные резервы для дальнейшего совершенствования.

Одним из ближайших направлений развития инновационной методики и технологии обучения по дисциплине «Вождение боевых машин» считаем установку видеокамер (автомобильных видеорегистраторов) на учебные машины во время проведения практических занятий по вождению на танкодроме училища. В перспективе необходимо расширять использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) с установленными на них видеокамерами для контроля выполнения учебных упражнений на маршрутах танкодрома. При этом сигналы с видеокамер на машинах и на БПЛА следует вывести на мониторы, установленные на пункте управления танкодрома. Это позволит руководителю занятия проводить углубленный анализ действий обучающихся в ходе выполнения учебных упражнений по вождению, своевременно устранять ошибки при их выполнении, что позволит повысить уровень качества практических навыков, приобретаемых курсантами на занятиях по вождению боевых машин.""

ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПОДПИСКА НА 2-Е ПОЛУГОДИЕ 2021 ГОДА

Подписку на журнал «Вестник военного образования» можно

оформить:

1. В любом почтовом отделении по Объединенному каталогу «Пресса России» по индексу Э39892. Подписка проводится Агентством «АРЗИ».

2. Онлайн-подписка по интернет-каталогам: www.akc.ru, www.pressa-rf ги.

3. Также подписку можно оформить по телефону: 8 (495) 941-39-52 (отдел распространения периодических изданий АО «Красная Звезда») или написав письмо по e-mail: kr_zvezda@ mail.ru с личным получением в АО «Красная Звезда» г. Москва или с доставкой бандеролью по РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.