Научная статья на тему 'Учебно-тренировочные средства в обучении военнослужащих'

Учебно-тренировочные средства в обучении военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1239
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ТРЕНАЖЕР / БОЕВЫЕ МАШИНЫ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврушин А. В., Филиппов М. А.

Вопросы подготовки военнослужащих с использованием информационных технологий являются актуальными и малоизученными. В последнее время всё большее значение при обучении военнослужащих уделяется использованию средств информационных технологий, позволяющих в определённой степени имитировать реальные образцы военной техники, действия на ней. С использованием информационных технологий разрабатываются большинство тренажёров, используемых в обучении военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврушин А. В., Филиппов М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебно-тренировочные средства в обучении военнослужащих»

3. Кочетов О.С., Стареева М.О. Звукопоглощающая конструкция производственного помещения // Патент РФ на изобретение № 2463412. Опубликовано 10.10.2012. Бюллетень изобретений № 28.

4. Кочетов О.С., Стареева М.О. Звукопоглощающая конструкция цеха // Патент РФ на изобретение № 2455432. Опубликовано 10.07.2012. Бюллетень изобретений № 19.

5. Кочетов О.С., Стареева М.О. Штучный звукопоглотитель// Патент РФ на изобретение № 2451781. Опубликовано 27.05.2012. Бюллетень изобретений № 15.

6. Кочетов О.С. и др. Анализ прироста производительности труда при снижении шума в цехах прядильного производства // Вестник Московской государственной текстильной академии им. А.Н. Косыгина. - 1998. - С. 43-47.

7. Кочетов О.С. и др. Экономическая эффективность мероприятий по обеспечению безопасной жизнедеятельности человека на производстве. Методическая разработка для дипломного и курсового проектирования (для студентов всех специальностей текстильного профиля). - Московская государственная текстильная академии им. А.Н.Косыгина, 1995. - 32 с.

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ СРЕДСТВА В ОБУЧЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

© Лаврушин А.В.*, Филиппов М.А.*

Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) им. генерала В.Ф. Маргелова

Министерства обороны Российской Федерации, г. Рязань

Вопросы подготовки военнослужащих с использованием информационных технологий являются актуальными и малоизученными. В последнее время всё большее значение при обучении военнослужащих уделяется использованию средств информационных технологий, позволяющих в определённой степени имитировать реальные образцы военной техники, действия на ней. С использованием информационных технологий разрабатываются большинство тренажёров, используемых в обучении военнослужащих.

Ключевые слова: огневая подготовка, тренажер, боевые машины, технические средства обучения.

Огневая подготовка является важнейшей составной частью профессиональной подготовки военнослужащих. Вместе с тем, в последнее время резко изменились условия, в которых военнослужащим приходится применять оружие и, соответственно, изменяются требования к содержанию, формам и

* Преподаватель кафедры Вооружения и стрельбы.

* Преподаватель кафедры Вооружения и стрельбы.

методам обучения военнослужащих владению стрелковым оружием, вооружением боевых машин и применения его в боевых ситуациях [1].

Боевые действия в локальных войнах, убедительно показывают необходимость совершенствования методики огневой подготовки военнослужащих.

Проведенный анализ руководящих документов, учебной литературы и практический опыт проведения занятий по огневой подготовке позволяют выделить ряд противоречий, решение которых будет способствовать совершенствованию процесса обучения личного состава:

а) противоречия между необходимостью обучения военнослужащих применению вооружения боевых машин в различных условиях и содержанием обучения в настоящее время;

б) противоречия между военно-профессиональной подготовленностью преподавательского состава и его неготовностью обучать личный состав в новых условиях;

в) противоречия между возможностями объектов учебной материально-технической базы, современных технических средств обучения и возможностью обеспечить потребности обучения военнослужащих применению вооружения боевых машин в различных условиях;

г) противоречия между методикой огневой подготовки из вооружения боевых машин и отсутствием обоснованной современной методики для решения проблемы обучения военнослужащих применению вооружения боевых машин в различных условиях.

Сложившиеся стереотипы преподавания огневой подготовки преодолеваются с трудом. Новые информационные технологии, компьютерная техника, электронные стрелковые тренажеры в образовательный процесс внедряются медленно. Вследствие этого, процесс совершенствования огневой подготовки для ввузов занимающихся подготовкой специалистов родов войск и служб, как никогда приобретает актуальное значение. Современные технические средства обучения огневой подготовке возникли с одной стороны -как запрос времени к уровню и качеству огневой подготовленности военнослужащих, с другой - в связи с быстрым развитием электронной компьютерной техники.

Разработанные в последние несколько лет, быстро внедряемые в образовательный процесс многих учебных заведений, эти средства требуют соответствующей учебно-методической направленности, информационной и практической подготовленности преподавателей.

Современный тренажер это сложное многофункциональное электронное устройство, используемое совместно с компьютером, позволяющее с достаточной точностью имитировать весь процесс выстрела из вооружения боевых машин. Основной задачей считается достижение как можно более высокой степени приближения условий тренировки к реальным условиям применения вооружения боевой машины.

Исследования по вопросам решения проблем создания перспективных тренажеров, тренажерных комплексов показали, что создание новых средств обучения должно подчиняться следующим педагогическим требованиям:

- умения и навыки, формируемые на тренажерах, должны быть обоснованы и по своей структуре и соответствовать заданным умениям и навыкам реальной боевой работы на образцах ВВТ;

- информационная модель формируемых умений и навыков, создаваемая для перспективных автоматизированных УТК, должна быть адекватной, достаточно пластичной и обеспечивать достаточное количество логических задач;

- перспективное УТК должно быть методически целенаправленно, т.е. должно быть ясно, какие методические цели преследует обучение на этом УТК;

- автоматизированные УТК должны обеспечивать активное использование сведений об уровне знаний, способностей обучаемых к восприятию и усвоению информации, мыслительных способностях, при этом стратегия обучения должна напрямую определяться результатами психологического тестирования;

- контроль обучения в автоматизированных УТК должен обеспечивать статистический анализ показателей усвоения содержания учебных задач каждым обучаемым с точки зрения их безошибочности и своевременности выполнения, при этом такие показатели должны отражать результативные и процессуальные характеристики осуществляемой обучаемыми деятельности;

- пользовательский интерфейс автоматизированными УТК должен предоставлять возможность выбора способов представления информации, и обеспечивать пользователю выбор адекватных решаемой задаче способов предоставления данных;

- при разработке автоматизированных УТК должны учитываться не только основные принципы классической дидактики, но и специфические дидактические приемы: интерактивность, нелинейность информационных структур и потоков, потенциальная избыточность информации [2].

Такого рода оборудование, которое достаточно широко распространено в зарубежной практике, постепенно появляется и в наших ввузах. Однако внедрение новейших технических средств требуют соответствующей методической разработки процесса огневой подготовки будущих офицеров с применением такой техники. Действующая программа обучения курсантов по дисциплине «Огневая подготовка» перестала отвечать специфическим требованиям, предъявляемым к курсантам на современном этапе, традиционные средства огневой подготовки не могут в полной мере решить задачи по овладению теми знаниями, умениями и навыками, которые могут понадобиться военнослужащему в конкретных ситуациях.

Сложившуюся ситуацию необходимо срочно решать, и пути её решения определены руководством Вооружённых сил.

Разработана и уже начала действовать программа оснащения Вооружённых сил современными образцами вооружений.

В качестве примера можно привести программу оснащения ВДВ боевыми машинами десанта БМД-2КУ и новым поколением боевых машин десанта БМД-4М.

Вместе с боевой техникой поставляются и тренажёрные средства позволяющие подготовить экипажи к действиям на реальных машинах и соответственно снизить затраты на их освоение, эксплуатацию, обучение личного состава. Ведь для всех кто служил и продолжает служить в армии не является секретом тот факт, что до 50 % поломок и отказов всей техники, в том числе и вооружения, происходит по вине так называемого «человеческого фактора» - слабо подготовленного личного состава.

Ранее подготовка личного состава проводилась в основном на машинах учебно-боевой группы с использованием штатного вооружения. Соответственно был достаточно большой выход из строя техники, который компенсировался массовыми поставками новых или отремонтированных образцов.

В настоящее время, когда каждый рубль, вложенный в Вооружённые силы и в частности в их боевую подготовку, находится на жёстком контроле, неэффективное использование техники, её преждевременный выход из строя приводит в конечном итоге к снижению боевых возможностей и боеспособности подразделений и частей.

Только правильно применённая методика огневой подготовки, подкреплённая необходимыми тренажёрными средствами с высокими показателями, позволят подготовить личный состав к практическому применению вооружения в различных условиях обстановки.

Данные тренажёрные средства наряду со многими преимуществами обладают некоторыми недостатками, присущими всем лазерным средствам.

Они не учитывают влияние внешних условий, таких как температура воздуха, наличие ветра, движение цели на «полёт пули». И самое главное -они не учитывают траекторию полёта пули в пространстве.

Результаты научно-исследовательской работы, выполненного в РВВДКУ, показали:

1. стоимость различных учебно-тренажерных комплексов составляет в среднем около 2 млн. руб.;

2. продолжительность одного тренинга составляет около 3 минут, одновременно тренинг выполняет 1 курсант, следовательно, за один день учебных занятий возможно осуществить около 9 тренингов;

3. учитывая, что доля времени отводимого для работы на УТК от общего бюджета времени практических занятий формирующих профессиональные навыки составляет 30 %, количество тренингов в сутки составляет 3;

4. за один тренинг курсант выполняет около 3 заездов, учитывая стоимость боеприпасов для выполнения упражнения из вооружения БМД-2 (7854 руб. 42 коп.), получаем экономию в сутки около 24 тыс. руб.;

5. за год эта экономия составит около 7 млн. руб. для вуза, использующего УТК.

6. следовательно, УТК в среднем окупается за полгода.

Эти расчёты только на приобретение боеприпасов, без учёта амортизации вооружения, директрисы, расходов на топливо, транспортировку военнослужащих и боеприпасов к месту проведения стрельб [3].

Все начальные и подготовительные упражнения необходимо выполнять на тренажерах (что сокращает время на проведение занятий, экономит ресурсы и исключает серьезные последствия, к которым приводит нарушение требований безопасности), а затем уже выходить в поле и заниматься на боевой технике, выполняя учебные и контрольные стрельбы. Таким образом, курсант, прежде чем выполнить упражнение стрельб из вооружения боевой машины, обязан отработать свои действия на тренажере до полного автоматизма.

Список литературы:

1. Огневая подготовка. Часть 1. Основы и правила стрельбы. Управление огнем: учебник. - М.: Воениздат, 1978. - 336 с.

2. Исследование эффективности тренажера для подготовки экипажа БМД-2 в войсковых условиях и разработка рекомендаций по совершенствованию его конструкции и повышению дидактических возможностей [Текст]: отчет о НИЭР (заключ.) / РВВДКУ Шифр «Эксперимент» - Рязань, 2013. - 325 с.

3. Совершенствование подготовки военных кадров в образовательных учреждениях Минобороны России на основе прогрессивных технологий обучения [Текст]: отчет о НИР (итоговый) / РВВДКУ Шифр «Контрагент -51 - СВ» - Рязань, 2012 - 420 с.

ВЛИЯНИЕ ОБРАБОТКИ ЗЕЛЕНЫМ ВЫГЛАЖИВАНИЕМ НА УРОВЕНЬ ДЕФЕКТОВ «ТЕЧЬ САЛЬНИКА» ПОЛУОСИ ЗАДНЕГО МОСТА1

© Левицких О.О.*

Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти

В работе представлен опыт технологии обработки поверхностей деталей машин выглаживанием без применения смазочно-охлаждающих

1 Проведение научно-исследовательской работы осуществляется при поддержке гранта Президента Российской Федерации МК-6076.2013.8.

* Ведущий экономист.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.