Научная статья на тему 'От сырьевой к инновационной экономике России'

От сырьевой к инновационной экономике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1944
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидоров Михаил Николаевич, Шапкин Игорь Николаевич

Создание инновационной экономики, основанной на новых знаниях, новых технологиях, новых формах управления, является основой социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. Как подчеркнул В. В. Путин на заседании Государственного совета 8 февраля текущего года: «Дальнейшее развитие России по сырьевому сценарию может поставить под угрозу само существование России. Следуя этому сценарию, мы не сможем обеспечить ни безопасности страны, ни ее нормального развития».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От сырьевой к инновационной экономике России»

Тема

Михаил СИДОРОВ, Игорь ШАПКИН

ОТ сырьевой к инновационном ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Создание инновационной экономики, основанной на новых знаниях, новых технологиях, новых формах управления, является основой социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. Как подчеркнул В. В. Путин на заседании Государственного совета 8 февраля текущего года: «Дальнейшее развитие России по сырьевому сценарию может поставить под угрозу само существование России. Следуя этому сценарию, мы не сможем обеспечить ни безопасности страны, ни ее нормального развития».

Основа эффективной экономики

В этой связи поставлена конкретная задача четырехкратного увеличения производительности труда в течение ближайших двенадцати лет. Это означает, что при той же численности занятых в экономике валовой внутренний продукт должен также увеличиться в четыре раза. Ежегодный прирост валового продукта при этом может превышать 10%. Скептиков, как всегда, немало. Но их было еще больше в 2002 году, когда предложили увеличить вдвое валовой продукт в течение десяти лет. К 2012 году эта задача реализуется.

Быстрый рост производительности труда также вполне возможен, если успешно соединить природно-ресурсный потенциал России с развитием человеческого капитала и применением новых, прогрессивных форм ведения бизнеса.

Для этого нужно более четко представить, что такое инновационная экономика и каковы основные пути ее создания и развития. Основная роль здесь принадлежит, на наш взгляд, эффективному государственному регулированию в сочетании с ответственностью и инициативой бизнеса.

Производство и применение новых знаний становится основным источником роста экономики и главным конкурентным преимуществом стран в международной конкуренции.

В конечном итоге лучшей в мире будет экономика той страны, где люди могут непрерывно развивать свой потенциал, государство и частные фирмы способствуют реализации творческих возможностей каждого человека, уважая традиции и историю.

В настоящее время Россия в больших объемах закупает импортные машины и оборудование. Стало уже расхожим требование об отмене ввозных пошлин на то оборудование, которое не изготавливается в России. Но тем самым страна обрекает себя на постоянное технологическое отставание, становится вечно «догоняющей». Никто не делится последними разработками, новейшими технологиями. Экономически гораздо выгоднее развивать и поддержи-СИДОРОВ вать свою, в том числе отраслевую прикладную науку, чем сесть на

Михаил технологическую иглу.

Николаевич - Простой пример. Импортные закупки медикаментов в 2007 г.

д. э. н, профессор превысят 4 млрд. долл. В 2005 г. эти закупки выросли в 1,6 раза, в

2006 г. — почти в 1,5 раза. Если из этих 4 млрд. долл. хотя бы 20% ШАПКИН направлять ежегодно на развитие своей фармацевтической науки,

Игорь то через 5—6 лет можно было бы закупать не 75% лекарств, как сей-

Николаевич - час, а гораздо меньше, а остальные производить у себя. И так по

д. э. н, профессор многим конкретным позициям.

Поэтому развитие человеческого потенциала, квалифицированное институциональное регулирование экономики становятся не только факторами успешного экономического роста страны, но и ее сохранения как единого государства.

России пора перестать быть страной социально-экономических экспериментов и перейти к спокойному, эволюционному развитию всего общества и каждого человека, реализуя свои конкурентные преимущества как самого богатого государства не только по природным ресурсам, но главным образом по человеческому потенциалу, талантам, способностям россиян. Природная смекалка, умение приспосабливаться к быстро меняющимся условиям жизни, стремление к новым знаниям, способность мобилизоваться для решения крупных, общенациональных задач — эти характерные черты российского народа создали могучее, но пока еще непроцветающее государство.

Формирование эффективной, динамичной экономики невозможно без образованных, здоровых, целеустремленных и энергичных людей. Часто, когда оперируем показателями инвестиций, валового продукта, инфляции, мы забываем о том, что это есть результат человеческой деятельности, мотивации отдельных людей, экономических структур, сообществ. Экономическая политика превращается в непрерывную игру с цифрами, показателями. Хотя сердцевина экономической политики — это целенаправленное формирование мотивации экономического поведения отдельных людей, частных и государственных структур. Как повлияют изменения в финансовой, бюджетной, налоговой политике на экономическое поведение, эффективность экономики — вот на такие вопросы нужно научиться отвечать при составлении программ социально-экономического развития страны.

Важно учитывать конкретные исторические условия и уровень развития страны. То, что полезно для цивилизованных экономик, может не дать эффекта в развивающейся стране. Советы прогрессивных стран развивающимся исходят из собственных интересов, экономических и военно-политических. Крупным транснациональным компаниям также нет дела, например, до создания эффективной экономики в России, они преследуют

интересы расширения своего присутствия в любой стране со своей продукцией, а занятость местного населения — это не их проблема.

Экономические циклы и пропорции в распределении валового продукта

Окупаемость затрат — основное требование эффективного бизнеса как для отдельной компании, так и государства в целом. Разница — во времени. Самая быстрая окупаемость — в торговле, на валютном рынке, рынке краткосрочных финансовых инструментов, при выдаче коротких кредитов. Более длительные сроки окупаемости связаны с производством и реализацией товаров, предоставлением услуг. Далее следует производство машин, оборудования, которые являются материальным активом, капиталом, приносящим доход. Затем — производственная и социальная инфраструктура. Самый длительный «срок окупаемости» связан с человеком, его образованием, становлением как специалиста, развитием фундаментальной науки. И наконец затраты на оборону, правоохранительную систему, органы государственной власти также имеют свою эффективность и сроки окупаемости. Если в течение длительного времени экономить на оборонных расходах, то страна может перестать существовать как самостоятельное государство. Известно, что самая демократическая страна в мире — США расходуют на военные нужды половину от всех мировых оборонных затрат.

По числу государственных служащих на тысячу человек населения экономически развитые страны, как правило, превосходят российские показатели. Современная социально-экономическая система страны требует достаточно большое число квалифицированных управленцев.

Итак, можно выделить три различных временных цикла окупаемости затрат. Первый связан с обращением товаров, услуг, денег, краткосрочных финансовых инструментов. Это самая привлекательная сфера для бизнеса. Второй временной цикл связан с производством машин, оборудования, новых технологий, которые становятся материальным активом и приносят доход. Это также привлека-

тельно для бизнеса, но уже более крупного. Третий цикл — это окупаемость затрат на воспроизводство, обучение, образование самих людей, на общегосударственные нужды. Для отдельных бизнесменов

— это «неокупаемые» затраты, поэтому их в основном осуществляет государство, собирая средства с помощью налоговой системы, неналоговых доходов.

Между этими тремя видами затрат с разными сроками окупаемости должна существовать определенная пропорциональность, иначе краткосрочные успехи могут смениться долговременными потерями. В развитых странах есть определенные стандарты этих пропорций. Например, затраты на оборону должны составлять 3—4% валового внутреннего продукта, иначе страна теряет обороноспособность. Расходы на науку — это 2— 3% от ВВП, иначе страна отстанет в технологическом отношении, конкурентоспособность ее будет утрачена. Расходы на образование — 4—5% от ВВП, если меньше, то уровень подготовки и число специалистов не будут соответствовать современным требованиям. Затраты на здравоохранение — это 6—8% от ВВП, когда меньше, то сегодня можно не заметить, а через несколько лет это «вернется» ростом смертности, ухудшением здоровья нации, а для чистой экономики — снижением производительности труда.

Данные пропорции, безусловно, зависят от уровня развития страны. Но и возрастание этого уровня определяется соблюдением пропорций между государственными и частными инвестициями, расходами на быстро окупаемые проекты и долговременными вложениями с длительными сроками окупаемости, необходимыми для устойчивого и эффективного развития всей страны.

При разработке программ социально-экономического развития страны, ее регионов необходимо четко понимать и учитывать то, что в условиях информационного общества человеческий капитал является важнейшим фактором воспроизводства национального богатства и его необходимым элементом. Нобелевский лауреат Т. Шульц на примере экономики США доказал, что доход от инвестиций в человеческий капитал больше, чем от инвестиций в физический капитал. Отсюда следует вывод, что странам с низким уровнем реализации человеческих

возможностей и низкими доходами особенно важно осуществлять инвестиции в образование и науку, поскольку экономия на этих инвестициях как раз и ведет к бедности и слабости государства.

Развитие науки и новых технологий

Экономический рост развитых стран на 70% определяется развитием человеческого потенциала и на 30% — производственным капиталом и природными ресурсами. Еще пятьдесят лет назад соотношение было обратным.

Инновации стали главной действующей идеей и материальной силой, объединяющей мировую экономику. Приоритеты в экономике все больше смещаются к созданию механизмов, обеспечивающих максимально быстрое превращение результатов фундаментальных научных исследований и прикладных разработок в продукцию промышленных предприятий. Прогнозируется, что доля высокотехнологичной продукции в ВВП экономически развитых стран в первой четверти нынешнего столетия превысит 40%. В России ситуация пока иная. Земля, ресурсы, капиталы составляют далекий от интенсивного кругооборот отечественной экономики. Нам принадлежат почти 10% всех научных кадров планеты (правда, со средним возрастом более 50 лет), но только 1% мирового рынка наукоемкой продукции. Не потому, что плохо работают российские ученые, а поскольку до сих пор не преодолена пропасть между научными разработками и их практическим использованием. Сырьевой бизнес слабо заинтересован в развитии науки.

Приобретение существующих технологий и оборудования, на которые часто возлагаются большие надежды, не создает стратегических преимуществ предприятию, так как покупаемые технологии принципиально доступны конкурентам. Необходима организация собственных технологических разработок.

Во всем мире непрерывно растут науко-емкость выпускаемой продукции, затратность ее разработки, все дороже стоит запаздывание с ней на рынке.

Анализ развития мировой экономики показывает, что наиболее прибыльными в настоящее время стали предприятия и

отрасли, которые ориентированы на производство компьютеров и полупроводников, лекарственных средств и медицинского оборудования, средств связи и систем коммуникаций. Этот коммерческий успех основан больше на знании, новых технических и организационных решениях, чем на производственных возможностях.

Все большая часть компаний перестраивает свои системы управления с традиционной производственной и рыночной на технологическую ориентацию. Передовая технология является сегодня ключом к успеху на любом рынке.

Кроме того, стратегия любой транснациональной компании заключается в поиске самых талантливых специалистов по всему миру. Они всегда пытаются привлечь в компанию лучших людей, создать им условия, чтобы они остались. Люди

— это сегодня основное конкурентное преимущество.

На протяжении многих лет таким конкурентным преимуществом было обладание технологиями. Это верно и сейчас. Но технологии в наш век могут очень быстро копироваться конкурентами. Поэтому чтобы быть всегда впереди конкурентов, надо предлагать что-то новое. Сохранять подобный темп развития можно только за счет интеллектуального капитала. Так обстоит дело в транснациональных компаниях.

Современное положение и пути создания инновационной экономики

В нашей стране, следует отдавать себе в этом отчет, существует угроза потери технологической основы обновления производственного аппарата всех отраслей экономики. Действующий парк тракторов, комбайнов, энергетических установок, турбин, самого машиностроения во многом устарел и крайне медленно обновляется.

Несмотря на наличие конкурентоспособных образцов отечественной техники, производители нередко не могут получить заказы на изготовление, в то время как иностранным конкурентам отдаются предпочтения в тендерах и создаются благоприятные условия по вытеснению с внутреннего рынка российских пред-

приятий. Это касается и современных линий, и средств связи, и авиационного транспорта, и электротехнического оборудования для модернизации объектов энергетической инфраструктуры.

Особенно тревожная ситуация сложилась в авиа- и судостроении, сельскохозяйственном машиностроении, электротехнической и электронной промышленности, где передовые отечественные разработки не реализуются из-за отсутствия государственной поддержки, а выбывающие основные фонды замещаются импортной техникой. Возникла угроза утраты национального контроля за основными транспортными и информационными каналами, составляющими важные элементы экономического суверенитета страны.

Плохое положение сложилось в отрасли науки и научного обслуживания. Политика бюджетных ограничений и остаточного финансирования науки в России привела к тому, что по уровню ассигнований на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) страна вошла в разряд развивающихся государств.

Крайне низка фондооснащенность одного занятого в сфере НИОКР, составляющая около 2 тыс. долларов. Для сравнения отметим, что средняя фондовооруженность одного занятого в сфере НИОКР США превышает 60 тыс. долларов. Даже в Москве лаборатории РАН в среднем оснащены техническими средствами для современного научного поиска в 10 и более раз беднее, чем лаборатории США.

Что будет с обороноспособностью страны через 10—15 лет? Без науки нет экономики, нет обороны.

Важнейшей задачей должны стать формирование стратегии научно-технического прогресса, эффективное использование научно-технического потенциала в интересах российского государства и его граждан. Нужно сделать упор на использование и скорейшее распространение внутри страны новых технологий, расширение экспорта наукоемкой продукции и продукции высоких степеней переработки, укрепление материальнотехнической и финансовой базы российской науки, привлечение в ту область талантливой молодежи. Наука должна стать самой престижной сферой в экономике.

Эти задачи могут быть успешно решены только в условиях расширения государственно-частного партнерства и регулирования воспроизводственных процессов на всех стадиях научно-технического цикла: наука — новые технологии — производство.

Развитие государственно-частного партнерства и государственное присутствие на всех стадиях инновационного цикла подразумевают реализацию следующих направлений:

— расширение государственного финансирования науки из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

— разработка и реализация государственных долгосрочных и среднесрочных программ по определяющим направлениям научно-технического прогресса, с полным или частичным финансированием их мероприятий из средств бюджета, а также на базе государственно-частного партнерства;

— осуществление льготного долгосрочного кредитования перспективных проектов;

— совершенствование государственной контрактной системы и расширение государственных закупок научно-технической продукции и продукции наукоемких отраслей экономики: нужно переходить от годовых к среднесрочным контрактам;

— введение протекционистских таможенных тарифов и количественных ограничений во внешней торговле наукоемкой продукцией в целях поддержки отечественных производителей;

— создание благоприятной информационной среды, инфраструктуры передачи технологий, сети консультативных фирм. Предприятия нередко просто не знают о новых разработках;

— разработки новой долгосрочной программы подготовки и переподготовки кадров совместно с бизнес-структурами.

Важнейшим элементом инновационной политики являются подготовка и переподготовка научно-технических и инженерных кадров, создание непрерывной системы обучения, начиная со школьной и вузовской скамьи и заканчивая промышленными предприятиями в высокотехнологичных отраслях. Именно в этом большинство развитых стран видит залог обеспечения будущих конкурентных преимуществ, экономической

безопасности и роста. Мониторинг, если угодно, способных и талантливых людей

— от школы до формирования полноценного специалиста.

Новая научно-техническая стратегия в России должна предусматривать эффективное взаимодействие правительства, промышленных, академических кругов, ведущих вузов страны для выработки стратегии в вопросах конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке.

Взаимодействие — это не новые советы и комиссии, совещание и протоколы, а прежде всего создание четких подробных законов прямого действия, направленных на рост конкурентоспособности страны, реализацию долгосрочных научно-технических программ. Такие законы действуют и в США, и в других развитых странах.

Анализ конъюнктуры на мировом рынке высоких технологий показывает, что Россия, имея высокий инновационный технологический потенциал, способна достаточно успешно конкурировать по 20 направлениям производства наукоемкой продукции. Поскольку поддержку десятков крупных научно-технических программ по всем направлениям развития высоких технологий не может себе позволить сейчас ни одна страна, правильный выбор приоритетов позволяет России уже в обозримой перспективе претендовать на 3—4% мирового рынка наукоемкой продукции. В стране имеются возможности для создания конкурентоспособной экспортной продукции в таких наукоемких и высокотехнологичных отраслях, как космическая, оптоэлектроника, телекоммуникационное оборудование, в частности оптоволокно, новые материалы, ядерные технологии, оптические приборы и геодезическое оборудование для поиска нефти и газа, программное обеспечение и ряд других.

Высокий научный потенциал по-прежнему сохраняется в таких областях, как предоставление услуг спутниковой связи, спутниковой навигации и позиционирования, продукции обработки информации дистанционного зондирования Земли.

Но в стране пока еще не создана эффективная система управления развитием научно-технического потенциала. Реализуются отдельные направле-

ния, но масштабности, системности нет. Финансовые ресурсы нередко распыляются для решения локальных задач без увязки с развитием смежных секторов экономики. До сих пор преобладает сметное, а не проблемно ориентированное финансирование научных проектов. Создание венчурных фондов — важный стимул в развитии науки, но опять по отдельным несостыкованным направлениям. Реализация уже имеющихся научно-технических программ упирается в недостаточное финансирование и ежегодную «перетряску» и программ, и объемов финансирования.

Речь поэтому сейчас должна идти о разработке ограниченного числа (до десяти) крупных научно-технических программ на период до 2020 года. Десять-двенад-цать лет — это как раз такой срок, когда в основном обновляются основные фонды, материальные активы во всех секторах экономики. И вопрос перед нами стоит очень простой — обновление производственного аппарата в машиностроении, химической промышленности, лесообрабатывающем комплексе, промышленности строительных материалов, в растениеводстве и животноводстве, во всех основных секторах российской экономики будет идти или на основе собственных научных разработок, развития производства у нас в стране, или путем все более масштабных закупок машин, оборудования, готовой продукции из других стран. Безусловно, нужно и то, и другое. Вопрос в приоритете и масштабах процессов.

Рождаемость можно увеличить, но где тогда работать экономически активному населению, если в стране будет ограничено или замещено импортными поставками производство самолетов, автомобилей, тракторов, холодильников, строительных материалов, лекарств, мяса. Поэтому необходимо расширение собственного и совместного, но на территории России, производства как новых высокотехнологичных продуктов, так и традиционных товаров на новой технологической базе.

Надо придерживаться четкой политики

— технология может быть куплена за границей только один раз, далее — развитие этой технологии на собственной научной и опытно-экспериментальной базе. Так, например, Южная Корея создала за десять лет собственное конкурентоспособное автомобилестроение.

Государственное финансирование должно идти таким образом: до 30% — на импорт технологии, не менее 70% — собственные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки для развития технологии и создания на этой основе конкурентоспособной продукции.

Такая идеология должна быть заложена в долгосрочные научно-технические программы, тогда возникнут естественные рыночные стимулы развития человеческого потенциала, фундаментальная и прикладная науки станут самыми эффективными сферами приложения капитала, а возрастающее население будет иметь возможность работать на технологически современных предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.