Научная статья на тему 'От стагнации к развитию отечественной промышленности: пути совершенствования методов управления и регулирования'

От стагнации к развитию отечественной промышленности: пути совершенствования методов управления и регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ / ЭКСПОРТ / IMPORT SUBSTITUTION / INDUSTRY / COMPETITIVENESS / PROJECT MANAGEMENT / SUPPORT PROGRAMS / EXPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитин Г.С.

Статья посвящена исследованию путей достижения стратегических целей России в области развития промышленности в условиях, когда одним из основных трендов государственной политики в последние годы стало импортозамещение. Показано, что промышленная политика должна основываться на проектном управлении, позволяющем обеспечить устойчивое развитие ключевой отрасли национальной экономики. Систематизированы приоритетные методы долгосрочной поддержки промышленных предприятий в целях повышения конкурентоспособности отечественной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никитин Г.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Article is dedicated to research of the ways to achieve Russia’s strategic goals in the sphere of industrial development under the conditions when import substitution has become one of the main governmental policy trends over the recent years. It is shown that the industrial policy should be underpinned by the project management in order to ensure sustainable development of the key sector of the national economy. Systematized are priority methods of long-term support of industrial enterprises aimed at enhancing the competitiveness of domestic products.

Текст научной работы на тему «От стагнации к развитию отечественной промышленности: пути совершенствования методов управления и регулирования»

С УДК 338.24.021.8

атья посвящена исследованию путей достижения стратегических целей России в области развития промышленности в условиях, когда одним из основных трендов государственной политики в последние годы стало импортозамещение. Показано, что промышленная политика должна основываться на проектном управлении, позволяющем обеспечить устойчивое развитие ключевой отрасли национальной экономики. Систематизированы приоритетные методы долгосрочной поддержки промышленных предприятий в целях повышения конкурентоспособности отечественной продукции.

импортозамещение, промышленность, конкурентоспособность, проектное управление, программы поддержки, экспорт

Область научных интересов: управление эффективностью организаций, управление народным хозяйством

E-mail:

NikitinGS@minprom.gov.ru м м м м а ^т а ^т

стагнации

к развитию

отечественной

промышленности:

пути совершенствования методов управления и регулирования

Наш

*ГМ

Г. С. НИКИТИН Кандидат экон. наук, первый заместитель министра Министерства промышленности и торговли Российской

На современном этапе развития российской экономики одной из важнейших задач является обеспечение импортозамещения, обусловленное не столько введением экономических санкций относительно России, сколько продолжительным пребыванием российской промышленности в зоне неконкурентоспособности, что способствовало росту потребности в импорте [Березинская О. Б., Ведев А. Л., 2015, с. 106]. Этот процесс следует

рассматривать в непосредственной связи с тенденцией к локализации и трансфером технологий.

В рамках политики импортозамещения проводится выравнивание факторов конкурентоспособности российской продукции (повышение конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем рынке, рост емкости рынка, более легкий доступ отечественных предприятий на рынок и рост их конкурентных позиций), которая

2017 ■ №1(100)

должна стать более привлекательной для конечных потребителей. В первую очередь это касается промышленных предприятий, которые покупают комплектующие, одним из основных факторов их конкурентоспособности является цена. В этом направлении предприятия какое-то время пожинали плоды девальвации и увеличения ценовой конкурентоспособности [Фальцман В. К., 2015, а 120]. Однако в настоящее время наблюдается снижение влияния этого фактора в связи со стабилизацией курса рубля, постепенно происходит инфляция издержек (рост цен за счет роста издержек производства), предприятия приспосабливаются к определенному уровню затрат. В перспективе нельзя исключать ревальвацию, что, безусловно, станет сдерживающим фактором, и, вполне возможно, будет недостаточно тех усилий, которые были предприняты для управления конкурентоспособностью.

В рамках организации производственного процесса, сбыта готовой продукции каждый производитель постоянно анализирует стоимость комплектующих и готовых изделий, сопоставляет цену единицы отечественного продукта с импортным. Если же стоимость российской продукции увеличивается по целому ряду позиций, предпочтение отдается импортному аналогу. В таких условиях основой экономического роста становятся приоритетные проекты, в рамках которых осуществляется комплексная реорганизация производства. Обеспечение конкурентоспособности отечественной промышленности требует реформирования экономики, что невозможно сделать без изменения системы управления и регулирования. В среднесрочной перспективе стоит задача не только окончательно внедрить принципы проектного управления на всех уровнях государственного регулирования, но и значительно расширить границы взаимодействия бизнеса, государства и других заинтересованных игроков в сфере промышленности.

Сегодня Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпром-торг России) уже имеет успешный опыт применения принципов проектного управления и механизмов поддержки промышленности, прежде всего, это касается вопросов финансирования проектов. С этой целью по инициативе ведомства в 2014 году был создан Фонд развития промышленности (ФРП) как институт развития и поддержки производств, которым с 2014 года было одобрено 193 проекта на общую сумму 49,8 млрд руб. [Минпромторг, 2017]. В 2017 году механизм функционирования

ФРП был изменен: предусмотрено сокращение объемов бюджетных средств за счет возврата процентов. Со временем средства (более 40 млрд руб.), направленные на проекты, вернутся, и их можно будет вкладывать в новые проекты на тех же основаниях. Предполагается, что для выдачи льготных займов в 2017 году будет достаточно ежегодно докапитализировать ФРП на 20 млрд руб.

В рамках проектного управления действует специальный инвестиционный контракт (СПИК), позволивший ускорить привлечение инвестиций в российское промышленное производство. Данный механизм не только снижает налоговую нагрузку предприятий, но и позволяет сократить длительность инвестиционной фазы проекта. При его создании был использован опыт других стран, в том числе Индии и Южной Кореи. Подобная практика оказалась успешной и в странах ЕС (например, в Венгрии аналогом СПИК является соглашение о стратегическом партнерстве), и в Китае (аналогичный механизм в рамках развития института свободных экономических зон). На сегодня заключено семь таких контрактов. Заявлено, что в рамках их реализации суммарный объем инвестиций в промышленность составит свыше 150 млрд руб., причем это исключительно высокотехнологичные проекты с новыми видами продукции. Объем произведенной продукции составит порядка 560 млрд руб. [там же].

Расширяется взаимодействие Минпромтор-га с другими структурами. Например, Внешэкономбанк принимает активное участие в разработке стратегии с целью реализации нишевых проектов. В настоящее время для совместной работы отобрано 27 целевых ниш в таких отраслях, как химическая, электронная, лесная промышленность, тяжелое, энергетическое, нефтегазовое, дорожное машиностроение, металлургия и т. д. Госкорпорация готова разделить риски, связанные с реализацией соответствующих проектов. Минпромторг будет не только поддерживать эти проекты, но и окажет содействие интеграции соответствующих мер поддержки. Это касается субсидирования процентной ставки и тех проектов, которые одновременно рассматриваются в ВЭБе и на комиссии Минпромторга. Целесообразно также совмещать финансирование из Фонда развития промышленности и из Внешэкономбанка, хотя должны быть определены роль и доля участия каждого института: например, ВЭБ ориентирован на более крупные проекты, чем ФРП.

Сегодня в рамках внедрения принципов проектного управления прорабатывается меха-

эффективное Антикризисное " травление

Наука

низм объединения субсидий, ориентированных на поддержку субъектов промышленной политики. Их консолидация позволит сделать более прозрачным процесс предоставления льгот, значительно упростит процедуру поддержки промышленных предприятий. В частности, предлагается создать ряд универсальных мер, в том числе собрать воедино субсидии, связанные с субсидированием процентной ставки по инвестиционным проектам и техническому перевооружению производства, выделить в качестве стержневого механизма субсидию для компенсации части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Однако проектная деятельность используется не только для дальнейшего преобразования хорошо зарекомендовавших себя мер поддержки промышленности, проектный подход будет внедряться и в самом Минпромторге. Активная роль здесь отведена Центру управления проектами в промышленности, созданному в 2016 году, он призван участвовать в реализации госпрограмм, осуществляя комплексное сопровождение НИОКР. Он станет «мозговым центром» при внедрении принципов проектной деятельности в министерстве.

Принципы проектной деятельности успешно применяются и на более высоком уровне - в правительстве. В проектном офисе правительства - Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам разработан приоритетный проект «Международная кооперация и экспорт в промышленности» - один из четырех проектов по направлению «Международная кооперация и экспорт». В роли его функционального заказчика выступает Минпромторг. Для начала предлагается сфокусировать усилия на поддержке экспорта в нескольких отраслях: автомобилестроении, сельхозмашиностроении, железнодорожном машиностроении и авиастроении. Срок реализации - 2017-2020 годы. В связи с этим предстоит сформировать комплексный инструментарий финансовой и нефинансовой поддержки экспорта продукции указанных отраслей. В комплекс мер финансовой поддержки войдут новейшие механизмы: субсидирование процентных ставок по экспортным кредитам (через ВЭБ и Росэксимбанк), обеспечение гарантии остаточной стоимости продукции самолетостроения, механизм гарантий обратного выкупа самоходной сельскохозяйственной техники. Экспортеры смогут также получить компенсацию затрат на продвижение продукции на иностранных рынках, транспортировку,

сертификацию, защиту прав интеллектуальной собственности, экспортные НИОКР, предполагающие выполнение НИОКР по экспортным контрактам с последующей передачей их результата в виде технологического образца нового изделия заказчику другой государственной (национальной) принадлежности. К 2017 году заработает система послепродажного обслуживания продукции авиастроения, в 2018 году -соответствующая система для автомобилестроения, сельхоз- и железнодорожного машиностроения. К концу 2019 года предполагается подписать пять меморандумов о сотрудничестве с дистрибьюторами продукции отечественного вертолетостроения в Индии, Иране, Бразилии, ОАЭ, ЮАР [Утвержден паспорт, 2016].

Кроме того, Минпромторг подготовил целый ряд адресных программ поддержки спроса («Первый автомобиль», «Автомобиль для села»), реализация которых начнется в первой половине 2017 года. Речь идет о скидках, которые будут предоставляться при покупке автомобиля в зависимости от сегмента, в котором представлен продукт.

В настоящее время создается новая национальная система сертификации товаров и услуг. Она должна удовлетворять потребности российского потребителя в качественных товарах и услугах. Это принципиально новый проект в области оценки соответствия, гарантирующий соответствие продукции и услуг национальным стандартам. Новая система будет самоокупаемой и не потребует привлечения дополнительных средств из бюджета страны. Ожидается, что пилотный проект будет запущен в 2017 году, на первых этапах его реализации специалисты Росстандарта будут проводить сертификацию на добровольных началах, т.е. по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) для подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий и других документов, определяемых заявителем. Официальный старт программы намечен на 2018 год.

Наряду с перспективным внедрением проектного управления, сертификацией и развитием экспорта важно обеспечить баланс интересов в промышленном развитии отраслей и природоохранной деятельности. До принятия Федерального закона о технологическом нормировании окружающей среды решение этой задачи было невозможно: работа с промышленными предприятиями в интересах соблюдения экологического законодательства осуществлялась на площадке Минприроды [Федеральный закон, 2014]. В процессе подготовки закона Минпромторг

2017 ■ №1(100)

стал играть более значительную роль. В настоящее время Минпромторг и Минприроды совместно решают соответствующие вопросы. В чем заключается баланс? Цель промышленной политики - технологическая модернизация. Цель экологической политики - снижение выбросов и уменьшение негативного воздействия на окружающую среду. И между ними нет противоречия: модернизация должна приводить к снижению негативного воздействия на окружающую среду. В ходе подготовки Федерального закона нам удалось убедить компании в том, что реформирование обеспечит баланс интересов промышленного развития отраслей и природоохранной деятельности, а не просто к ужесточению экологического регулирования. Вместе с улучшением экологической обстановки мы получим снижение бюрократической транзак-ционной нагрузки на промышленные предприятия.

Снижению негативного воздействия на окружающую среду будут в значительной степени способствовать технологическая модернизация и одновременное введение новых производственных мощностей. Накопленный эффект удельной технологической модернизации увеличит темпы роста промышленного производства и экологическую безопасность производства. Этот сценарий реализуется даже при оптимистичных подходах к промышленному росту и наращиванию инвестиций в основной капитал. Экологическое нормирование приведет к увеличению спроса на продукцию российской промышленности, машиностроения и создаст условия для ее роста в целом. Таким образом, будут сняты противоречия между экологической политикой и промышленной политикой. Кроме того, устанавливая соответствующие требования с учетом уровня технологического развития, мы не возлагаем на отрасли непосильное бремя, которое затруднило бы процесс модернизации.

В настоящее время составляются справочники наилучших доступных технологий (НДТ). В Европе такие технологии известны как BAT (best available technology), в конце 2000-х годов парламент ЕС и Европейский совет одобрили ряд директив, базирующихся на тех же принципах. В Германии эффективно действует аналогичный механизм - «уровень современной технологии» (Stand der Technik), то же самое можно сказать о США. Наибольшее распространение наилучшие доступные технологии получили в экономиках стран - членов ЕС.

Внедрение НДТ на промышленных производствах является одним из непременных усло-

вии реализации политики импортозамещения и способом стимулировать модернизацию основных фондов, а значит, оно повышает уровень конкурентоспособности отечественных предприятий. Следовательно, продукция, произведенная с использованием НТД, обладает значительным экспортным потенциалом.

С учетом перечня техоборудования, необходимого для перехода на НДТ, российским производителям технологий будет оказана существенная поддержка путем субсидирования процентных ставок по кредитам, субсидий на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в рамках реализации программ промышленной политики. К началу 2018 года все оборудование должно быть оснащено соответствующими датчиками и системами для промышленных источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Бизнес серьезно заинтересован в том, чтобы государственное регулирование предъявляло понятные экологические требования, пусть и более строгие, но предсказуемые и учитывающие возможности модернизации предприятий.

В первую категорию войдут предприятия, оказывающие значительное воздействие на окружающую среду. Минприроды должен обеспечить постановку на учет всех предприятий, формирование списка объектов первой категории (300 предприятий) для реализации пилотных проектов по выдаче комплексного экологического разрешения. Это случится в начале 2019 года. Процесс перехода на НДТ -не разовая акция, а поэтапный процесс, предусматривающий время для модернизации всех предприятий.

Инвестиции на систематическое обновление основных фондов и их модернизацию с использованием в дальнейшем более энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий оценивались в 13,3 трлн руб. на период с мая 2015 до 2025 года [Никитин Г., 2017а, б], после определения порядка применения указанных справочников возможна их корректировка.

Наконец, эффективное управление промышленностью требует контроля над информационными потоками и отсеивания информационных шумов, сбора и распространения сведений о ключевых направлениях промышленной политики и механизмах поддержки. Эти задачи призвана решить Государственная информационная система промышленности (ГИСП). В настоящее время ГИСП предоставляет девять сервисов: «Проммонитор», «Мониторинг проектов импортозамешения», «Промнавигатор», «Поиск партнеров», «Аналитика», «Проектное управ-

Оффективное Антикризисное " травление

Наука

ление», «Каталог продукции», «Объекты инжиниринговой деятельности», «Наука» и «Информационное обеспечение». Согласно концепции, в едином информационном пространстве ГИСП должен быть реализован комплекс информационных сервисов, учитывающий потребности пользователей всех уровней, в том числе региональных.

Таким образом, совершенствование методов управления промышленностью базируется на принципах проектного управления,

внедрении НДТ, увеличении экспортного потенциала отечественной продукции. Их развитие должно коррелировать со стадией модернизации экономики [Полтерович В. М., Попов В. В., 2006, с. 56]. Рассмотренные механизмы не только повышают общий уровень конкурентоспособности российских товаров, в перспективе они послужат последовательному переходу к новому технологическому укладу за счет большей ориентации отечественной экономики на экспорт.

СмСш

1. Березинская О. Б., Ведев А. Л. (2015) Производственная зависимость российской промышленности от импорта и механизм стратегического импортозамещения // Вопросы экономики. № 1. С. 103-115.

2. Никитин Г. (2017а) Внедрение принципов проектного управления в промышленности показало свою эффективность // Министерство промышленности и торговли РФ. URL: http://mmpшmtorg.gov.ra/press-centre/news/#!gleb_mkitm_vnedreшe_ principov_proektnogo_upravleniya_v_promyshlennosti_pokazalo_svoyu_effektivnost.

3. Никитин Г. (2017б) Реформа должна привести к балансу интересов промышленной и природоохранной деятельности // Коммерсант. 16 янв. URL: http://kommersant.ru/doc/3192861.

4. Полтерович В. М., Попов В. В. (2006) Макроэкономическая политика: теория и практика. Эволюционная теория экономической политики // Вопросы экономики. № 7. С. 4-23; № 8. С. 46-64.

5. Утвержден паспорт приоритетного проекта «Международная кооперация и экспорт в промышленности» (2016) // Правительство РФ. ЦКЬ: http://government.ru/news/25592/.

6. Фальцман В. К. (2015) Импортозамещение в ТЭК и ОПК // Вопросы экономики. № 1. С. 116-124.

7. Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // КонсультантПлюс. ЦКЬ: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165823/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.