Научная статья на тему 'ОТ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ К РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ ХХI ВЕКА: ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ'

ОТ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ К РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ ХХI ВЕКА: ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поляков С. Д., Шустова И. Ю.

В настоящее время вопросы воспитания приобретают все большее значение, наблюдается тяготение школы к возвращению в прошлое и использованию направлений и форм школьного воспитания, которые были характерны для советского периода нашей страны. Конечно, перенос прежних форм и методов не может носить механический характер, быть слепым копированием, требует глубокого осмысления и понимания, что и в какой мере может затронуть современных детей, быть для них актуальным. Обозначенная тема позволяет выйти на обобщение и рефлексию накопленного отечественной школой опыта, найти важные позиции, которые не зависят от времени, поддерживают внутренние стремления школьников: быть лучше, знать больше, уважать себя и других, вести себя достойно и развивать способность к творчеству. Данная статья — отражение работы Второй Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «От советской школы к российской школе ХХI века: вопросы воспитания», которая проходила в г. Ульяновске 8–9 апреля 2021 г. Учредителями конференции выступили ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», ФГБНУ «Институт изучения детства семьи и воспитания РАО», Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова», МБОУ «Гимназия № 33 г. Ульяновска».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ К РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ ХХI ВЕКА: ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 37.015.3

С. Д. Поляков

Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», г. Ульяновск E-mail: sdpolyakov@mail.ru

Sergei Polyakov

Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Psychology, Ulyanovsk State University of Education, Ulyanovsk, Russia,

И. Ю. Шустова

Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва

E-mail: innashustova@yandex.ru Inna Shustova

Dr. Sc. (Education), Leading researcher of the Strategy and Theory of Personality Social Education Center, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

от советской школы к российской школе xxi века: вопросы воспитания

В настоящее время вопросы воспитания приобретают все большее значение, наблюдается тяготение школы к возвращению в прошлое и использованию направлений и форм школьного воспитания, которые были характерны для советского периода нашей страны. Конечно, перенос прежних форм и методов не может носить механический характер, быть слепым копированием, требует глубокого осмысления и понимания, что и в какой мере может затронуть современных детей, быть для них актуальным. Обозначенная тема позволяет выйти на обобщение и рефлексию накопленного отечественной школой опыта, найти важные позиции, которые не зависят от времени, поддерживают внутренние стремления школьников: быть лучше, знать больше, уважать себя и других, вести себя достойно и развивать способность к творчеству.

Данная статья — отражение работы Второй Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «От советской школы к российской школе XXI века: вопросы воспитания», которая проходила в г. Ульяновске 8-9 апреля 2021 г.

Учредителями конференции выступили ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», ФГБНУ «Институт изучения детства семьи и воспитания РАО», Министерство просвещения и воспи-

Как цитировать статью: Поляков С. Д., Шустова И. Ю. От советской школы к российской школе XXI века: вопросы воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, № 4 (77). С. 150-158.

тания Ульяновской области, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова», МБОУ «Гимназия № 33 г. Ульяновска».

Конференция прошла в детско-взрослом формате, при активном участии старшеклассников гг. Ульяновска, Москвы, Нижнего Новгорода. Они открыли дискуссию «Российская школа XXI века: сохранить ценное или внедрить новое?» со своим проектом школы нашего времени, участвовали в работе других дискуссионных площадок, в рефлексии дня.

В работе конференции приняли участие представители пяти стран: России, США, Белоруссии, Казахстана, Италии, и 25 регионов Российской Федерации.

В рамках конференции очно выступили ведущие ученые и практики в области воспитания: Поляков Сергей Данилович, д.п.н., профессор, профессор кафедры психологии УлГПУ — «Миссия школы в воспитании человека XXI века»; Шакурова Марина Викторовна, д.п.н., профессор, зав. кафедрой социальной педагогики ВГПУ — «Смыслы и ценности в воспитании (декларирование и проживание)»; Иоффе Андрей Наумович, д.п.н., профессор, зав. лабораторией развития личностного потенциала в образовании МГПУ — «Современный школьник и развитие его личностного потенциала»; Куприянов Борис Викторович, д.п.н., профессор, МГПУ — «Советская школа: практики воспитания»; Пейсахович Григорий Ефимович, к.п.н., генеральный директор ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский», заслуженный учитель РФ — «Школа нашего века, вопросы воспитания»; Зуева Светлана Витальевна, к.п.н., УлГПУ — «Воспитательный потенциал урока и учебной деятельности»; Александрова Екатерина Александровна, д.п.н., профессор, зав. кафедрой методологии образования СГУ — «Семья и школа: проблемы и перспективы взаимодействия»; Шустова Инна Юрьевна, д.п.н., вед.н.с. ИСРО РАО — «Воспитание в коллективе: вчера и сегодня»; Степанова Ирина Викторовна, к.п.н., с.н.с. ИСРО РАО — «Программа воспитания в школе: от проекта к способам реализации»; Круглов Владимир Витальевич, к.п.н., доцент, с.н.с. ИСРО РАО — «Воспитание в эпоху цифровизации: риски и возможности».

Данные темы пронизывали всю работу конференции, важные идеи были обозначены на пленарных докладах, по ним продолжилась работа по секциям, они были затронуты в работе дискуссионных площадок второго дня. Это позволило удержать целостность конференции, не рассеяться

в множественности позиций, характеризующих школу на современном этапе. Наиболее значимой стала позиция, что воспитание — это всегда непосредственное взаимодействие взрослых и детей, объединенных общей деятельностью, системой человеческих отношений.

Смысл и ценность воспитания состоят в том, что они выступают ведущим механизмом передачи позитивного социального опыта, сохранения приоритета культуры и социума как пространства жизнетворчества человека; сохраняют эталоны и нормы как ориентиры для освоения культуры и социальности; удерживают социальность в широком смысле (включая культуру) как на уровне отдельных личностей, так и для человечества в целом. Сохранение социальной ткани общества — актуальная задача, решаемая прежде всего в процессе воспитания.

Выделены удачные практики воспитания советского времени, которые не потеряли свою актуальность и сегодня: вовлеченность в школьную жизнь через интенсивное проживание событий (школьные праздники); вовлеченность школьников в познавательные занятия благодаря событиям, организованным учителями; вовлеченность школьников в познавательные занятия благодаря событиям-путешествиям (поездки, экскурсии).

Сделан акцент на введение в практику взаимодействия педагогов с современными родителями новых форматов и приемов: прямые эфиры в «Инстаграме»; ролики на «Ютьюбе»; использование возможностей «Тик-Ток»; странички в социальных сетях; создание групп онлайн-об-щения и прочее.

В рамках конференции проходил круглый стол «Рабочая программа воспитания: реализация в школе и регионе». В нем приняли участие более 50 педагогов городских и сельских школ. Наиболее острым в обсуждении стал вопрос о региональном сопровождении учебных заведений в написании и реализации рабочих программ воспитания.

В рамках конференции работало пять секций.

Секция 1. «Актуальные вопросы и тенденции развития воспитания в школе». Было представлено десять докладов. Наибольший интерес вызвали сообщения Новичковой Н. М., к.п.н, доцента, проф. кафедры педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «УлГПУ имени И. Н. Ульянова», г. Ульяновск — «Человечность как духовный фермент в воспитании школьников»; Тыртышной М. А., к.п.н., заместителя генерального директора ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский», г. Йошкар-Ола — «Ключевые

дела: как они объединяют детей и взрослых»; Халетовой Е. В., зам. директора по УВР МБОУ «Лицей № 87 им. Л. И. Новиковой», г. Нижний Новгород — «<Реализация рабочей программы воспитания в формате дистанционного обучения: плюсы и минусы»; Фируллиной Л. В., заместителя директора МБОУ «Радищевская СШ № 2 им. А. Н. Радищева», п. Радищево Ульяновской области — «Проблемы воспитания в школе»; Лапшовой В. А., заслуженного учителя РФ, директора МБОУ «СОШ с. Акшуат», с. Акшуат Ульяновской области — «Коллективные творческие дела школы».

Секция 2. «Работа классного руководителя: направления и формы работы, критерии результативности». Было представлено девять докладов в онлайн- и офлайн-формах. Наибольший интерес вызвали сообщения Демаковой И. Д., д.п.н., профессора, профессора кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ, г. Москва — «Деятельность классного руководителя в пространстве современного детства»; Петренко Е. Л, к.п.н., доцента, доцента кафедры менеджмента и образовательных технологий ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», г. Ульяновск — «Классноеруководство современности: призвание, должность, наказание»; Щербакова А. В., к.п.н., ст. н. с. кафедры воспитания и дополнительного образования ГБУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск — «Организация проблемно-ценностного общения в коллективе класса»; Гурьяновой С. Т., учителя истории, МБОУ «Радищевская СШ № 2 им. А. Н. Радищева», п. Радищево Ульяновской области — «Классное руководство: новое в старом, старое в новом»; Юрковой Е. В., учителя истории и обществознания МАОУ «СОШ № 91», г. Пермь — «Формирование социально активной личности школьника (из опыта работы классного руководителя)»; Солодовниковой С. Ю., учителя русского языка и литературы, МБОУ «Гимназия № 34», г. Ульяновск — «Как добиться успеха и избежать неудач в деятельности классного руководителя»; Эюмш Д. Е., магистранта Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева, г. Нур-Султан, Республика Казахстан — «Особенности разрешения конфликтных ситуаций между учащимися младшего школьного возраста».

Секция 3. «Ресурсы и возможности повышения воспитательного потенциала учебной деятельности современных школьников». Было представлено девять докладов. Наибольший интерес вызвали сообщения Малышевой И. А., учителя русского языка и литературы МБОУ

«Гимназия № 33», г. Ульяновск — «Воспитание на уроке»; Потаповой М. А., педагога-психолога ФГКОУ УГСВУ МО РФ, г. Ульяновск — «Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения обучающихся поколения Z»; Шульжик Е. В., учителя информатики ГБОУ «СОШ № 436 им. Е. Б. Ефета», г. Санкт-Петербург — «Интегрированный урок как средство повышения воспитательного и развивающего потенциала учебного процесса в современной школе»; Суворовой И. Н., учителя истории МБОУ «Гимназия № 33», г. Ульяновск — «Воспитательный вектор современного урока истории»; Тасимовой Н. В., заместителя директора МБУДО «ЦДТТ № 1», г. Саратов — «Приобщение к ценностям и смыслам в совместной проектной деятельности на примере конкурса творческих проектов», Жигловой О. А., учителя биологии МОУ «Тушнинская СШ», с. Тушино Ульяновской области — «Магические очки: проблемы и преимущества VR-воспитания в школе».

Секция 4. «Семья и школа: проблемы и перспективы взаимодействия, школьный управленческий совет». Было представлено девять онлайн- и офлайн-докладов. Наибольший интерес вызвали сообщения Сафроновой Е. М., д.п.н., профессора кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград — «Педагогическая студия как оптимальная форма работы с родительским сообществом»; Романенковой С. П., к.п.н., заместителя директора ГБОУ «Школа № 69», г. Москва — «Работа современного классного руководителя с родителями»; Рубцовой О. В., к.п.н., ректора Академии инновационного образования и развития, главного редактора журнала «Внешкольник», члена Общественного совета при уполномоченном при Президенте по правам ребенка, г. Москва — «Роль управляющего совета в разработке и внедрении программы воспитания»; Ванько Т. В., учителя биологии, ОГБОУ «Гимназия № 1 имени В. И. Ленина», г. Ульяновск — «Активные формы работы с родителями»; Дагилис Я. А., учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 33», г. Ульяновск — «Ценности: вчера и сегодня».

Секция 5. «Какой должна быть программа воспитания в современном детском саду?» Было представлено восемь онлайн- и офлайн-докладов. Наибольший интерес вызвали доклады Тепловой А. Б., к.псих.н., в.н.с. ФГБНУ «ИИДСВ РАО», г. Москва — «Разработка программы воспитания для ДОО. Поиск оснований»; Сидорчук Т. А., к.п.н., научного руководителя общественной организации «Волга — ТРИЗ» Международной

ассоциации ТРИЗ, г. Ульяновск— «Воспитание ребенка — восхождение от сложного к простому»; Ряшиной В. В., к.псих.н., в.н.с. ФГБНУ «ИИДСВ РАО», г. Москва — «Проблема воспитания в инклюзивном дошкольном образовании с позиции гуманитарно-антропологического подхода»; Гуткович И. Я., заведующей МБДОУ № 186, г. Ульяновск — «Развитие современного дошкольника». В работе секции отчетливо проявилась проблема соотношения образовательной программы ДОО и программы воспитания, у участников конференции возник запрос — уточнить, как будет осуществляться процесс апробации и внедрения программ воспитания в детских садах, в которых отделить воспитание от образовательной программы чрезвычайно сложно.

Все дискуссионные площадки проходили с участием старшеклассников и педагогов, цель таких дискуссий — создать пространство диалога между педагогами и старшеклассниками, где школьники могут уточнить и прояснить наше видение теоретических вопросов в области теории воспитания, представить свое понимание.

Первая дискуссия началась с представления школьниками своего проекта Школы XXI века. Вел дискуссию методист Центра детского творчества № 2 г. Ульяновска В. Г. Косяков. Из размышлений старшеклассников — участников конференции: «Наибольшее внимание было уделено школьной форме, которую мы предложили сохранить, но повысить ее вариативность и ориентированность на современные тренды, а также формальному школьному самоуправлению, которое решено было сделать более подвижным и значимым, оно должно стать как бы центром генерирования предложений школьников и служить пунктом связи между учениками и руководством школы... Отдельно стоит рассказать о нашем предложении сделать взаимодействие между педагогами и учениками более тесным и неформальным: мы хотим видеть в учителе не просто человека, который дает знания, но и наставника, который поддержит и поговорит».

Вторую дискуссию — «Школьник XX и XXI вв.: сходства и отличия» — вел Б. В. Куприянов. В перекрестном представлении позиций педагогов и старшеклассников развернулась большая дискуссия, в ходе которой они нашли не только различие, но и схожие позиции. Из размышлений старшеклассников: «К моему удивлению, у нас оказалось больше общих черт, чем я предполагала. Современные школьники обладают мировоззренческим плюрализмом, более независимы, т.е. привыкли опираться

только на себя, и терпимы, более заинтересованы в получении высшего образования, поскольку не рассчитывают на поддержку государства... На дискуссии мы смогли преодолеть ту грань недопонимания, которая обычно возникает между взрослыми и детьми».

Третью дискуссию — «Человечная цифра в школе: утопия или цель действия» — вел В. В. Круглов. Дискуссия прошла в формате упражнения «Джефа». Ведущий задает вопрос или утверждение и предлагает ответить на него, заняв место в одной из трех локаций — «Да», «Нет» и «Может быть». Локации обозначены соответствующими табличками. После самоопределения каждого участника с выбранной позицией, ведущий по очереди предлагает участникам каждой группы высказаться о мотивах своего выбора, прояснить свою позицию. Разговор шел о наиболее острых вопросах цифровизации современной школы. Из размышлений старшеклассников: «Удивительно, но оказалось, что многие подростки настроены несколько консервативно и не готовы полностью заменять очный формат обучения, а педагоги, наоборот, готовы идти вперед. Данная дискуссия заставила меня задуматься над вопросом: в какой степени школа сможет реализовать потенциал компьютерных технологий и всем ли это будет удобно и комфортно?».

На заключительном этапе конференции был проведен «Открытый микрофон», на котором выступило более 25 участников — педагогов и старшеклассников. Здесь участники отмечали следующие содержательные позиции: необходимость открытого взаимодействия учителей и школьников в школьной жизни, уважительного отношения друг к другу, ориентации на людей (живые инициативы, интересы, позиции); значимость возвращения идей коллективного воспитания в школе; важность пересмотра работы классного руководителя в изменяющихся условиях, необходимость его сотрудничества с учителями-предметниками и родителями; новое видение современного урока, наполнение его воспитывающим содержанием, его ориентация на запрос школьников, их активность; выделены определенные трудности и ресурсы современной школы (отдельных ее субъектов); обозначены инварианты, важные позиции, которые должны быть в школе независимо от времени и места ее существования. Школьники — участники конференции отмечали следующее: понимание, что педагоги тоже люди и имеют свои сильные и слабые черты; значимость и большую роль педагога в их жизни; осознание трудной задачи, которая стоит перед современным учителем;

значение отношений равенства и взаимного уважения между педагогами и школьниками, которые могут наполнять жизнь в школе. Школьники предложили к следующей конференции привлечь еще и родителей.

На основании работы конференции участниками единогласно была принята следующая резолюция:

«Участники конференции:

• отмечают актуальность проблематики конференции „От советской школы к российской школе XXI века: вопросы воспитания" для практики образования и научного анализа;

• считают необходимым продолжить поиски форм воспитания, ориентированных на построение открытых, доверительных, уважительных отношений с воспитанниками, основанных на взаимном интересе и совместной деятельности;

• считают заслуживающей дальнейшего развития форму проведения педагогических конференций с совместным равноправным участием педагогов и школьников;

• считают необходимым создание региональных моделей сопровождения реализации образовательными организациями рабочих программ воспитания, обеспечение возможности обмена между школами лучшими практиками такой работы;

• считают целесообразным уточнение функционала классного руководителя, а также вариантов поддержки его администрацией школы и другими педагогами, отмечают необходимость конкретизации современных направлений деятельности классного руководителя;

• призывают восстановить практику деятельности освобожденных классных воспитателей (ОКВ) в школах, гимназиях и лицеях;

• отмечают необходимость доведения до педагогической общественности результатов современных психолого-социальных исследований;

• считают необходимым развивать взаимодействие педагогов и родителей на основе равноправного социального партнерства;

• отмечают значимость продолжения педагогического поиска по теме „Воспитательный потенциал современного урока";

• отмечают необходимость уточнения процессов апробации и внедрения программ воспитания в детских садах, в которых отделить воспитание от образовательной программы чрезвычайно сложно».

Конференция выражает благодарность ФГБНУ «Институт страте-

гии развития образования РАО», ФГБНУ «Институт изучения детства семьи и воспитания РАО», Министерству просвещения и воспитания Ульяновской области, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова», МБОУ «Гимназии № 33 г. Ульяновска», ее администрации, педагогическому и ученическому коллективам, клубу педагогов Ульяновской области «Импульс».

Важной чертой конференции являлось продуктивное взаимодействие теории и практики, что делало ее по-настоящему научно-практической. Не случайно второй день конференции проходил на базе гимназии № 33 города Ульяновска, участие в конференции школьников на равных с педагогами сделали конференцию ближе к реальному образовательному пространству, позволило увидеть перспективные пути развития школьной реальности. Многие участники отмечали, что для них было значимым участие в конференции старшеклассников, поиск единомышленников, появление возможности представить свою работу в широкой профессиональной аудитории, получить отклик от коллег-практиков и ученых.

Хотим выразить большую благодарность всем участникам конференции за открытые и интересные выступления, за ту общую атмосферу понимания и научно-практического творчества, которая позволила выйти на новые интересные идеи, на новые педагогические размышления, социальное партнерство и сотрудничество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.