Научная статья на тему 'ОТ СЪЕЗДА К СЪЕЗДУ: РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ СУДЕЙСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И СУДЕБНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ОТ СЪЕЗДА К СЪЕЗДУ: РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ СУДЕЙСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И СУДЕБНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
342
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Правосудие
Область наук
Ключевые слова
ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД СУДЕЙ / ОРГАНЫ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА / СУДЕЙСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ / ВНУТРИСИСТЕМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурдина Елена Владимировна

Введение. Статья посвящена изучению феномена Всероссийского съезда судей как правовой формы высшего представительного органа судейского сообщества. Предпринято теоретическое осмысление значения принятых съездами документов и их влияния на развитие системы правосудия. Теоретические основы. Методы. В работе использовались историко-правовой, системный методы. С их помощью были выявлены значение и роль Всероссийских съездов судей в проведении судебных реформ, формировании уважительного отношения к суду и независимого статуса судей, а также становлении и развитии судейской корпорации и ее органов. Результаты исследования. Сделан вывод о предназначении Всероссийского съезда судей в качестве органа, олицетворяющего судебную власть и отвечающего за определение направлений совершенствования судебной деятельности, а также модели судебной организации и обеспечения деятельности судов. В организационно-административном механизме судебной власти и внутрисистемном управлении судами Всероссийский съезд судей прошел длительный путь институционализации, демонстрируя процесс создания самоуправленческих форм, направленных на укрепление независимости судей, развитие судебной системы и ее основы - судейского сообщества. Обсуждение и заключение. Установлены закономерности возникновения, функционирования и дальнейшего совершенствования важнейшего элемента судейского самоуправления, его высшего органа - Всероссийского съезда судей. Юбилейный X Всероссийский съезд судей призван решить многие задачи, олицетворяя самостоятельность судейского сообщества и вырабатывая стратегию развития всего государственного института судебной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM CONGRESS TO CONGRESS: DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN MODEL OF JUDICIAL SELF-GOVERNMENT AND JUDICIAL ORGANIZATION

Introduction. The article is devoted to the study of the phenomenon of the All-Russian Congress of Judges as a legal form of the highest representative body of the judiciary. A theoretical understanding of the significance of the documents adopted by the congresses and their impact on the development of the justice system has been undertaken. Theoretical Basis. Methods. Historical-legal, and systemic methods were used in the work. Using these, it was possible to reveal the significance and role of the All-Russian Congresses of Judges in the implementation of judicial reforms, the formation of a respectful attitude towards the court and the independent status of judges, as well as the formation and development of the judicial corporation and its bodies. Results. The conclusion is made about the purpose of the All-Russian Congress of Judges as a body that embodies the judiciary and is responsible for determining areas for improving judicial activities. Further, conclusions were drawn about models of judicial organisation and ensuring the activities of courts. In the organisational and administrative mechanism of the judiciary and the internal management of the courts, the All-Russian Congress of Judges has made considerable developmental progress in its institutionalisation, demonstrating the process of creating self-governmental forms aimed at strengthening the independence of judges, developing the judiciary and its foundation - the judicial community. Discussion and Conclusion. The most important element of judicial self-government, its supreme body is the All-Russian Congress of Judges - conclusions are drawn about patterns of emergence, functioning and further improvement. The 10th Anniversary All-Russian Congress of Judges is called upon to solve many problems, - particularly those embodying the independence of the judiciary and developing a strategy for the development of the entire state institution of the judiciary.

Текст научной работы на тему «ОТ СЪЕЗДА К СЪЕЗДУ: РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ СУДЕЙСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И СУДЕБНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Научная статья УДК 347.971

DOI: 10.37399/2686-9241.2022.3.28-53

От съезда к съезду: развитие российской модели судейского самоуправления и судебной организации

Елена Владимировна Бурдина

Российский государственный университет правосудия, Москва,

Российская Федерация

elenburdina@yandex.ru

Аннотация

Введение. Статья посвящена изучению феномена Всероссийского съезда судей как правовой формы высшего представительного органа судейского сообщества. Предпринято теоретическое осмысление значения принятых съездами документов и их влияния на развитие системы правосудия. Теоретические основы. Методы. В работе использовались историко-правовой, системный методы. С их помощью были выявлены значение и роль Всероссийских съездов судей в проведении судебных реформ, формировании уважительного отношения к суду и независимого статуса судей, а также становлении и развитии судейской корпорации и ее органов.

Результаты исследования. Сделан вывод о предназначении Всероссийского съезда судей в качестве органа, олицетворяющего судебную власть и отвечающего за определение направлений совершенствования судебной деятельности, а также модели судебной организации и обеспечения деятельности судов. В организационно-административном механизме судебной власти и внутрисистемном управлении судами Всероссийский съезд судей прошел длительный путь институционализации, демонстрируя процесс создания самоуправленческих форм, направленных на укрепление независимости судей, развитие судебной системы и ее основы - судейского сообщества.

Обсуждение и заключение. Установлены закономерности возникновения, функционирования и дальнейшего совершенствования важнейшего элемента судейского самоуправления, его высшего органа - Всероссийского съезда судей. Юбилейный X Всероссийский съезд судей призван решить многие задачи, олицетворяя самостоятельность судейского сообщества и вырабатывая стратегию развития всего государственного института судебной власти.

Ключевые слова: Всероссийский съезд судей, органы судейского сообщества, судейское самоуправление, судебная система, обеспечение деятельности судов, внутрисистемное управление

Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00672.

© Бурдина Е. В., 2022

Для цитирования: Бурдина Е. В. От съезда к съезду: развитие российской модели судейского самоуправления и судебной организации // Правосудие/Justice. 2022. Т. 4, № 3. С. 28-53. DOI: 10.37399/2686-9241.2022.3.28-53.

Original article

From Congress to Congress: Development of the Russian Model of Judicial Self-Government and Judicial Organization

Elena V. Burdina

Russian State University of Justice, Moscow, Russian Federation For correspondence: elenburdina@yandex.ru

Abstract

Introduction. The article is devoted to the study of the phenomenon of the All-Russian Congress of Judges as a legal form of the highest representative body of the judiciary. A theoretical understanding of the significance of the documents adopted by the congresses and their impact on the development of the justice system has been undertaken.

Theoretical Basis. Methods. Historical-legal, and systemic methods were used in the work. Using these, it was possible to reveal the significance and role of the All-Russian Congresses of Judges in the implementation of judicial reforms, the formation of a respectful attitude towards the court and the independent status of judges, as well as the formation and development of the judicial corporation and its bodies. Results. The conclusion is made about the purpose of the All-Russian Congress of Judges as a body that embodies the judiciary and is responsible for determining areas for improving judicial activities. Further, conclusions were drawn about models of judicial organisation and ensuring the activities of courts. In the organisational and administrative mechanism of the judiciary and the internal management of the courts, the All-Russian Congress of Judges has made considerable developmental progress in its institutionalisation, demonstrating the process of creating self-governmental forms aimed at strengthening the independence of judges, developing the judiciary and its foundation - the judicial community.

Discussion and Conclusion. The most important element of judicial self-government, its supreme body is the All-Russian Congress of Judges - conclusions are drawn about patterns of emergence, functioning and further improvement. The 10th Anniversary All-Russian Congress of Judges is called upon to solve many problems, - particularly those embodying the independence of the judiciary and developing a strategy for the development of the entire state institution of the judiciary.

Keywords: All-Russian Congress of Judges, bodies of the judiciary, judicial self-government, judicial system, ensuring the activities of courts, intrasystem management

Acknowledgment: the reported study was funded by RFBR, project number 20-01100672 "The concept of organizing judicial activities in the information society".

For citation: Burdina, E. V., 2022. From congress to congress: development of the Russian model of judicial self-government and judicial organization. Pravosudie/Jus-tice, 4(3), pp. 28-53. DOI: 10.37399/2686-9241.2022.3.28-53.

Введение

В 2022 году в Российской Федерации отмечается тридцатилетие органов судейского сообщества. Институционализация органов судейского сообщества в новейшей российской истории берет начало с принятия Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г.1 (далее - Закон о статусе судей), в котором впервые в ст. 9 закреплялся термин «органы судейского сообщества». Целью образования органов судейского сообщества признается выражение интересов судей как носителей судебной власти, при этом система органов судейского сообщества служит, в числе иных гарантий, средством обеспечения независимости судьи.

Институционализация органов судейского сообщества, образующих систему предметно разноплановых судейских образований, явилась закономерным итогом реализации принципа разделения властей и формирования правового феномена судебной власти. Органы судейского сообщества, рассматриваемые и как явление, и как правовой институт, не только участвуют в исторически эволюционном процессе развития судебной власти, но и имеют большое значение в контексте демократического совершенствования российской государственности, укрепления гуманистических начал и верховенства права.

Самым представительным органом судейского сообщества, выражающим интересы судей судов всех уровней и компетенций, является Всероссийский съезд судей, законодательно определенный в качестве высшего органа судейского сообщества. Его главенствующее положение в системе органов судейского самоуправления отражает начала единства судебной системы и статуса судей. Съезд наделен широкими полномочиями в сфере судейского самоуправления и, по сути, выполняет функцию органа стратегического планирования, определяя основные направления развития судебной системы и судопроизводства. Он правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, находящихся в ведении квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий.

Исключительными полномочиями Съезда являются утверждение Кодекса судейской этики и принятие актов, регулирующих деятельность органов судейского сообщества. Только с согласия Всероссийского съезда судей допустим секвестр судебного бюджета более чем на 5%. Контроль со стороны судейского сообщества в отношении деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, уполномоченного осуществлять организационное обеспечение деятельности судов,

1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1792.

связан с обязанностью Судебного департамента представлять Съезду отчет о проделанной работе.

Полномочия Съезда по формированию высших органов судейского сообщества, имеющих предметно-определенную область ведения, и Совета судей Российской Федерации, а также принятие решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности судейского сообщества позволяют считать Всероссийский съезд судей высшим органом судейского сообщества, обладающим универсальной компетенцией в сфере судейского самоуправления [Бурдина, Е. В., 2016, с. 304-305].

За тридцатилетний период функционирования органов судейского сообщества было проведено девять Всероссийских съездов судей. Первый Всероссийский съезд судей состоялся в 1991 г. Согласно распоряжению Президента Российской Федерации с 29 ноября по 1 декабря 2022 г. пройдет X Всероссийский съезд судей, названный юбилейным2. Такое официальное наименование связано не столько с количеством проведенных съездов, сколько с признанием значения результатов деятельности Всероссийских съездов на протяжении трех десятилетий, их активной роли в формировании нового абриса органов судебной ветви, обеспечивающих права граждан и организаций.

Результатами работы Съездов стали, во-первых, программные документы, определяющие стратегические направления совершенствования российской модели системы правосудия как важной части всего механизма государственной власти в стране, и, во-вторых, подготовленные Советом судей Российской Федерации и одобренные Съездом законопроекты, реализующие логику судебного развития, вносимые в законодательный орган страны Верховным Судом Российской Федерации в порядке законодательной инициативы.

Летопись созывов Всероссийских съездов судей, характер выступлений делегатов и принятых в ходе заседаний итоговых документов отражают как философию тридцатилетнего развития системы судейского самоуправления и ее институционального оформления, так и идейные основы модификации всей судебной организации.

Целью настоящего исследования является изучение феномена Всероссийского съезда судей как правовой формы высшего представительного органа судейского сообщества в контексте эволюции судейского самоуправления и судебной организации, теоретическое осмысление значения принятых съездами документов и их влияния на развитие системы правосудия, установление закономерностей возникновения, функциониро-

2 Распоряжение Президента Российской Федерации от 16 февраля 2022 г. № 30-рп «О проведении юбилейного, X Всероссийского съезда судей и торжественного заседания, посвященного 100-летию Верховного Суда Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202202160003.

вания и дальнейшего совершенствования важнейшего элемента судейского самоуправления, его высшего органа - Всероссийского съезда судей.

Теоретические основы. Методы

Теоретическую основу исследования составили труды российских ученых и практиков, усилиями которых разрабатывалась концепция судейского самоуправления. В их числе - Р. С. Абдулин, В. П. Кашепов, М. И. Клеан-дров, В. В. Кузнецов, В. М. Лебедев, И. Б. Михайловская, Т. Г. Морщако-ва, Т. Н. Нешатаева, О. В. Романовская, В. Ф. Яковлев и другие.

Методологической основой исследования выступили как общенаучные, так и частно-научные методы познания. С помощью историко-пра-вового метода выявлены значение и роль Всероссийских съездов судей в проведении судебных реформ, формировании уважительного отношения к суду, независимого статуса судей, а также становлении и развитии судейской корпорации и ее органов.

Системный подход к анализу эволюционирования Всероссийских съездов судей позволил выявить зависимость правовых форм высшего органа судейского сообщества от становления в России института судебной власти.

Эмпирическую базу исследования составили опубликованные на официальном сайте Совета судей Российской Федерации материалы Всероссийских съездов судей, а также архивные документы Организационного комитета по подготовке к проведению I Всероссийского съезда судей и аппарата Совета судей Российской Федерации за период с 1991 по 2016 г.

Результаты исследования

Оформление судейского корпуса в судейское сообщество нельзя рассматривать вне культурно-институционального контекста российского государства. История образования коллективных профессиональных образований судей в России тесно связана с фундаментальными изменениями общественно-политической и экономической систем в конце 1980-х - начале 1990-х гг., становлением судебной власти.

С принятием Закона СССР от 4 августа 1989 г. «О статусе судей»3 был сделан первый шаг в оформлении независимого положения судов и судей как носителей судебной власти. Раздел V данного Закона раскрывал идею самостоятельности судебной власти и судейского самоуправления [Яковлев, В. Ф., 2016, с. 12]. К основным институтам судейского самоуправления были отнесены конференции судей и квалификационные коллегии. В соответствии со ст. 14 Закона СССР судьи стали созываться на ежегодные конференции в союзных республиках без областного деле-

3 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1989. № 9. Ст. 223.

ния, в автономных республиках и иных автономиях, краях, областях, городах. Компетенцию конференций составляли: обсуждение возникших в судебной практике вопросов применения законодательства, обращение в высшие суды с предложениями о даче руководящих разъяснений, о толковании законов, избрание квалификационных коллегий судей. Однако круг вопросов, входивших в повестку конференций, выходил за рамки, очерченные законом: обсуждались и другие накопившиеся к тому времени проблемы, в частности ресурсного обеспечения судов, социальной защиты судей, взаимоотношений с органами юстиции.

Идея созыва Первого Съезда судей России возникла в 1991 г. в переломное время, в условиях кардинальных изменений, происходивших в обществе и в государстве. В юридической литературе период с начала 1991 г. по 2000 г. получил наименование законодательного восстановления судебной власти в России [Власов, В. И., 2004, с. 245-405]. Такое восстановление происходило «...тяжело, болезненно, противоречиво, неравномерно, в борьбе идей, политических сил, федеральной и региональных властей» [Власов, В. И., 2004, с. 245], на фоне непростой политико-экономической ситуации в стране, связанной с распадом СССР, построением новой государственности, ухудшением экономического состояния страны и падением доходов граждан. В судебной системе начался процесс самоорганизации судей в сообщество, складывалось понимание того, что без участия судей перемены в судебной сфере не состоятся. Кроме того, накапливалось недовольство судей своим положением, прежде всего материальным.

11 апреля 1991 г. совместным решением коллегии Министерства юстиции РСФСР и Президиума Верховного Суда РСФСР в целях реализации решений Третьего (внеочередного) съезда народных депутатов РСФСР об укреплении судебной власти Российской Федерации и обеспечения более широкого участия судей в подготовке проектов законодательных актов судебно-правовой реформы было принято решение о проведении в сентябре - октябре 1991 г. Первого Съезда судей Российской Федерации4. Съезд изначально мыслился как высший орган судейского самоуправления, сплачивающий и объединяющий судей не как физических лиц, а как носителей судебной власти. Для подготовки проведения съезда 11 апреля 1991 г. был образован Организационный комитет, сопредседателями которого стали Председатель Верховного Суда РСФСР В. М. Лебедев и Министр юстиции РСФСР Н. В. Федоров.

На основании решения Организационного комитета по подготовке Съезда судей Российской Федерации были утверждены нормы представительства и порядок проведения выборов делегатов на Съезд судей Российской Федерации. Делегаты Съезда избирались от народных судей и

4 I Всероссийский съезд судей (17-18 октября 1991 г.). URL: http://ssrf.ru/siezd-sudiei/841.

от судей вышестоящих судов раздельно по следующим нормам (в зависимости от штатной численности): от судей Верховного Суда РСФСР -10 делегатов, от судей верховных судов республик, входящих в состав РСФСР, - 1 делегат от 15 судей, но не менее 1 делегата; от судей краевых, областных, Московского и Ленинградского городских судов - 1 делегат от 20 судей, но не менее 1 делегата; от судей судов автономных областей и автономных округов - 1 делегат от 10 судей, но не менее 1 делегата; от народных судей - 1 делегат от 20 судей. Всего в работе I Всероссийского съезда приняли участие 539 делегатов.

Оргкомитет к предстоящему Съезду организовал широкое обсуждение проблем становления и функционирования судебной власти среди судей, в средствах массовой информации освещались цели и задачи Съезда. Оргкомитет принимал предложения и замечания, касающиеся реформирования судебной власти не только от делегатов Съезда, но и от всех судей и иных заинтересованных лиц.

I Съезд судей Российской Федерации проходил 17 и 18 октября 1991 г. в Парламентском центре Президиума Верховного Совета РСФСР (г. Москва, Цветной бульвар, д. 2). Повестка пленарного заседания включала доклады Председателя Верховного Суда РСФСР Вячеслава Михайловича Лебедева и Министра юстиции РСФСР Николая Васильевича Федорова, а также выступления делегатов Съезда.

В первый день работы Съезда в нем принял участие Б. Н. Ельцин -Президент РСФСР, который поддерживал разработанные судьями проекты судебных преобразований. В приветственном слове к делегатам Съезда Президент подчеркнул: «Без сильной и независимой судебной власти не будет действительно сильной и эффективной законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации. И поэтому мы - принципиальные сторонники укрепления судов и органов юстиции на деле через их решительное и кардинальное реформирование»5. Второй день Съезда был посвящен проблемам судебной реформы в рамках секций, посвященных трем темам: судоустройство и судопроизводство; статус судьи; самоуправление судей.

Программа работы Съезда включала рассмотрение многих вопросов, составляющих основы самостоятельности и независимости судебной власти. Обсуждались принципиально значимые для оформления институциональных основ судебной власти и правового статуса ее носителей нормативные правовые актов, в числе которых: концепция судебной реформы, проект Закона об ответственности за неуважение к суду, проект Постановления Верховного Совета РСФСР «О квалификационных классах судей судов Российской Федерации», проект Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке выборов и организации деятель-

I Всероссийский съезд судей (17-18 октября 1991 г.).

ности квалификационных коллегий судей судов РСФСР». На секциях Съезда формировались позиции судейского сообщества, определившие на многие годы вперед основные направления развития российской модели правосудия и системы ее обеспечения, а также их отличительные особенности.

Так, в рамках первой секции Съезда делегаты обменивались мнениями по следующим темам: реформы судопроизводства и состязательность процесса; апелляционные и кассационные суды; мировые судьи и межрайонные суды; формы участия народа в осуществлении правосудия и суд присяжных; суд и прокуратура; суд и предварительное следствие; Верховный Суд и формирование судебной практики; право и прецедент; этапы осуществления судебной реформы и их приоритетность.

Предметом обсуждения на второй секции являлись вопросы правового статуса судьи, в числе которых: требования, предъявляемые к кандидату в судьи (возраст, стаж работы и т. п.); профессиональная подготовка к судебной деятельности, ее наиболее эффективные формы; порядок наделения судебными полномочиями, возможности применения выборности судей; аттестация судей: форма проведения и гарантии объективности, критерии профессиональной пригодности; квалификационные классы: «за» и «против»; формы стимулирования судьи в отношении повышения квалификации; судья и политическая деятельность; возможность судьи стать народным депутатом; ответственность за неуважение к суду; материальные гарантии независимости судей.

В рамках третьей секции Съезда были рассмотрены проблемы судейского самоуправления в России. Дискуссия включала следующие вопросы: судейское самоуправление: каким быть, каковы направления и пределы его развития; суд и органы юстиции: проблема взаимоотношений, пути и способы ее решения; квалификационные коллегии судей: плюсы и минусы их работы, возможности расширения полномочий; советы председателей судов: нужны ли они и почему, взаимоотношения с квалификационной коллегией; всероссийские съезды судей: периодичность созыва, необходимость в постоянно действующем органе съезда, его статус; судьи и профсоюз.

По итогам работы I Всероссийского съезда судей было принято Заявление, обладающее не столько программным, сколько философско-ми-ровоззренческим содержанием, обозначившее инициативу и волю самоуправленческой корпорации судей по оформлению перехода от совокупности судов к построению независимой судебной власти в современной России, по утверждению авторитета судебной власти. В Заявлении указывалось на необходимость формирования в условиях правового государства судебной власти как независимой и влиятельной силы, равной по своему значению и месту в обществе власти и законодательной, и исполнительной. Обращалось внимание на исключительную важность данного подхода в переживаемый страной переходный период, «в услови-

ях аморфности представительных органов и возможности неконтролируемого произвола органов управления»6. Заявление было обращено не только к судьям, но и к руководству страны: Президенту РСФСР, законодательному органу России, органам исполнительной власти с призывом наполнить многочисленные декларации о необходимости формирования судебной власти реальным содержанием.

Кроме Заявления Съездом было принято решение о создании в период между его созывами постоянно действующего представительного органа судейского сообщества - Совета судей Российской Федерации, задачей которого признавалась систематическая работа по разработке и продвижению судебных реформ, взаимодействие с органами государственной власти в этом вопросе. В Президиум Совета судей Российской Федерации на I Всероссийском съезде судей были избраны 11 судей.

С созывом и деятельностью I Всероссийского съезда судей следует связывать практическую реализацию идеи о создании независимой и влиятельной судейской корпорации, основные черты которой получили развитие в докладах и выступлениях делегатов Съезда [Лебедев, В. М., 2001, с. 56].

Роль I Съезда судей в истории российской судебной системы сложно переоценить. Его значение выходит за рамки временного контекста начала 1990-х гг. Факт образования и созыва Всероссийского съезда как выразителя интересов всех судей отражает закономерности формирования института судебной власти: органы судейского самоуправления признаются неотъемлемой ее частью. Съезд показал, что наполнение реальным содержанием принципов независимости и самостоятельности судов и судей невозможно без создания устойчивой структуры органов судейского сообщества, судейской публичной корпорации [Клеандров, М. И., 2011, с. 562]. Съезд фактически заложил идейную основу будущих судебных преобразований, их проработка, как и существующие очертания, берет начало от I Всероссийского съезда судей. В силу обозначенных обстоятельств значение I Всероссийского съезда судей может быть отражено в его характеристиках в качестве формационного и учредительного съезда.

Во исполнение решения I Всероссийского съезда судей был сформирован Совет судей, который направил усилия на разработку важнейшего документа, определяющего параметры независимого суда, - Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г.7 (далее - Закон о статусе судей). К моменту принятия Закона о статусе судей российская судебная система переживала глу-

6 I Всероссийский съезд судей (17-18 октября 1991 г.). URL: http://ssrf.ru/siezd-sudiei/841.

7 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1792.

бокий кризис, судейский корпус находился на грани развала. В каждом регионе лежали десятки, а по России - сотни судейских заявлений об увольнении, а желающих стать судьей практически не было. В этих тяжелейших условиях благодаря усилиям судейского сообщества, Совета судей, Верховного Суда Российской Федерации и поддержке Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации принятие Закона о статусе судей ключевым образом изменило отношение органов законодательной и исполнительной власти к судам и судьям. Заложенные в этом Законе идеи о самостоятельности органов судебной власти, порядке их финансирования, гарантиях независимости судей нашли отражение в принятых в последующие годы законодательных актах, и прежде всего - в Конституции Российской Федера-ции8.

29-30 июня 1993 г. состоялся II Всероссийский съезд судей. В нем

впервые приняли участие наряду с судьями судов общей юрисдикции судьи арбитражных и военных судов. С точки зрения формирования целостного, объединенного общими задачами единого судейского сообщества данный Съезд имел характер объединительного. В работе Съезда приняли участие 512 делегатов. С точки зрения характера решаемых проблем II Всероссийский съезд судей провел большую содержательную работу по определению правовых параметров российского состязательного процесса, независимой судебной системы и единого статуса судей, реализуя принятую Концепцию судебной реформы, утвержденную Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. [Па-шин, С. А., сост., 1992].

В то время как I Всероссийский съезд судей сформулировал концептуальные положения начинающейся судебной реформы, II Всероссийскому съезду судей предстояло определить конкретные правовые формы судебных институтов, приоритеты судебной реформы на данном этапе9. Съезд принял Положение об органах судейского сообщества, в качестве метода саморегулирования были определены система органов судейского сообщества и регламент их деятельности.

Главными темами II Всероссийского съезда судей (и одновременно задачами указанного периода) являлись: а) обсуждение хода судебной реформы и ее результатов; б) разработка конституционных основ судебной власти; в) утверждение актов судейского сообщества и избрание высших органов судейского сообщества - Совета судей Российской Федерации и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

8 Совет судей Российской Федерации. Страницы истории: материалы к 25-летию Совета судей Российской Федерации // Архив аппарата Совета судей Российской Федерации. 2016. Документ опубликован не был.

9 II Всероссийский съезд судей (29-30 июня 1993 г.). URL: http://ssrf.ru/siezd-sudiei/843.

Предполагалось, что Съезд пройдет в апреле 1993 г. Однако в стране началась работа над проектом новой Конституции, что побудило более тщательно проработать позиции судейского сообщества в отношении конституционных принципов организации и деятельности судебной власти в России, учесть все поступающие от органов судейского сообщества регионов предложения. Поэтому дата проведения Съезда была перенесена на июнь 1993 г.

Основные дискуссии развернулись по поводу конституционной модели организации и деятельности судебной власти. В итоге в Постановлении Всероссийского съезда было записано, что в Конституции России должны найти закрепление: независимость, несменяемость и неприкосновенность судей; единство правового статуса всех судей Российской Федерации, включая судей всех субъектов Российской Федерации и судей военных судов; право суда при противоречии закона или акта исполнительной власти Конституции Российской Федерации руководствоваться нормами Конституции, имеющими прямое действие, и признанными Россией нормами международного права; право законодательной инициативы за Верховным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации по вопросам их ведения; гарантии оказания неимущим и малоимущим гражданам юридической помощи.

Отражением кризисных явлений, связанных с ненадлежащим финансированием судов, стало положение Постановления Съезда о том, что в Конституции должно быть закреплено финансирование всех судебных органов из федерального бюджета отдельной общей строкой. Средства, выделяемые на содержание судов, должны гарантировать независимое и объективное правосудие и не могут быть уменьшены при утверждении и исполнении федерального бюджета10.

Делегаты Съезда справедливо считали, что если указанные положения будут закреплены нормами Конституции, то судебная власть будет опираться на прочную правовую основу и ревизии основных начал организации и деятельности судов не произойдет. В докладе Председателя Верховного Суда России была обоснована идея о необходимости именно на конституционном уровне, а не в федеральном законе определить систему судов Российской Федерации. Как показала практика, данная идея была реализована лишь в 2020 г. в результате изменений Конституции, одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.

В документах Съезда констатировалось, что кризис судебной системы России не преодолен. Устаревшие формы судопроизводства не обеспечивают независимости судебной деятельности, обусловливают волокиту с разрешением судебных дел, делают неэффективной судебную защиту

10 Сборник нормативных актов о суде и статусе судей Российской Федерации / Науч. центр правовой информ. М., 1997. С. 160-161. ISBN: 5-98281-026-6.

законных интересов и прав граждан. Предпринятые Верховным Советом Российской Федерации попытки внесения отдельных изменений в действующее процессуальное законодательство носят непринципиальный характер, не затрагивают основ следственного судопроизводства. Практически не начато реформирование гражданского процесса судов общей юрисдикции.

Съездом были сформулированы предложения по изменению форм судопроизводства: упразднение следственного судопроизводства и утверждение состязательности процесса, обеспечение каждому гарантированного права на юридическую помощь при осуществлении и защите прав и свобод и в связи с этим скорейшее принятие законодательства об адвокатуре, предусматривающего многообразие форм деятельности профессиональных защитников, в том числе учреждение муниципальной адвокатуры как гарантии доступности юридической помощи для неимущих и малоимущих; введение упрощенных форм судопроизводства по несложным категориям уголовных и гражданских дел и института заочных судебных решений; восстановление апелляционного производства.

II Всероссийский съезд судей обозначил место органов судейского сообщества в проведении судебной реформы, особо отметив значение Совета судей Российской Федерации, который призван стать неформальным центром, где аккумулируются идеи и опыт осуществления судебной реформы.

Съездом было принято Положение об органах судейского сообщества, которое явилось актом судейского саморегулирования и действовало почти десять лет, вплоть до принятия Федерального закона от 14 марта 2002 г. «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Оно вобрало в себя весь накопленный к данному времени опыт функционирования публичной судейской корпорации. Положение впервые закрепило дефиницию «судейское сообщество», определило систему органов судейского сообщества, порядок их функционирования, возможность принятия регламентов собственной деятельности. Положение как форма системного регулирования органов судейского самоуправления позволяло осуществить дальнейшую их институционализацию. В Положении были определены полномочия Совета судей, периодичность созыва его пленарных заседаний. В период между съездами судей полномочия высшего органа судейского сообщества было поручено осуществлять постоянно действующему Совету судей Российской Федерации.

На Съезде был поставлен вопрос о необходимости четко определять полномочия всех органов судейского самоуправления, чтобы избежать их дублирования. Обсуждались конкретные вопросы участия судей в органах судейского сообщества, например о возможности избрания Съездом председателя Высшей квалификационной коллегии судей, а также возможности «двойного» избрания - членом и Совета судей, и Квалификационной коллегии. Интересно, что последняя проблема породила жар-

кие дебаты, что нашло отражение в результатах голосования: за совмещение проголосовали 249 делегатов, против - 257 [Яковлев, В. Ф., 2016, с. 17].

21 октября 1993 г. Совет судей по поручению II Всероссийского съезда принял Кодекс чести судьи Российской Федерации, что свидетельствовало об озабоченности судейской корпорации не только вопросами социальной защиты судей, сохранением льгот и привилегий, но и состоянием судейского корпуса страны, наведением «порядка в собственном доме». Кодекс чести судьи 1993 г. содержал четыре статьи, в том числе предусматривал возможность прекращения полномочий судьи вследствие совершения дисциплинарного проступка.

Российский Кодекс чести судьи стал первым этическим письменным актом, принятым на европейском континенте. И лишь в следующем году, 7 мая 1994 г., Ассоциацией итальянских судей был утвержден Этический кодекс судей Италии [Бурдина, Е. В., Петухов, Н. А. и Яшина, А. А., 2019, с. 19-20].

Созыв III (внеочередного) Всероссийского съезда связан с принятием Указа Президента Российской Федерации № 2289 от 25 декабря 1993 г. «О замещении вакантных должностей федеральных судей»11, в п. 3 которого устанавливалось, что предварительный отбор кандидатов на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется Всероссийским съездом судей и Министерством юстиции Российской Федерации. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 1993 г. Совету судей было рекомендовано провести этот Всероссийский съезд судей для выдвижения кандидатур на вакантные должности судей Конституционного Суда Российской Федерации и представить список кандидатур 31 марта 1994 г.

24-25 марта 1994 г. в г. Москве состоялся III (внеочередной) Всероссийский съезд судей. Помимо вопросов выдвижения кандидатур в судьи Конституционного Суда Российской Федерации в повестку заседания Съезда были включены важные вопросы жизнедеятельности судебной системы и судейского сообщества. Так, на III Съезде обсуждалась концепция судебной системы и впервые была выдвинута идея преобразования трехуровневой системы судов общей юрисдикции в четырехуровневую и создания экстерриториальных федеральных окружных судов, которые приняли бы на себя часть функций Верховного Суда Российской Федерации и явились бы апелляционной инстанцией по отношению к судам среднего уровня - областным, краевым и равным им, а также выполняли бы процессуальную функцию суда кассационной инстанции по отношению к делам, рассмотренным с участием присяжных заседа-

11 Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/5170.

телей12. Данную идею законодатель на тот момент не поддержал [Лебедев, В. М., 2001, с. 64-65], кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции будут созданы лишь в 2019 г.

Широкий круг вопросов поднимался в связи с отсутствием закона о судебной системе. Съезд высказался за сохранение военных судов в рамках судебной системы во главе с Верховным Судом Российской Федерации. Были поддержаны идеи о создании судов субъектов Российской Федерации: мировых судей и конституционных (уставных) судов, а также о создании Судебного департамента с передачей в его ведение всех функций по организационному обеспечению деятельности судов, выполняемых Министерством юстиции. Однако в тексте Постановления Съезда нашла отражение лишь некая переходная модель организации Судебного департамента, который предполагалось создать не как самостоятельный орган, а при Министерстве юстиции Российской Федерации. В подсистеме арбитражных судов было предложено перейти на трехзвенную систему арбитражных судов и создавать апелляционные суды.

IV (чрезвычайный) Всероссийский съезд судей проходил с 3 по 5 декабря 1996 г. Срочность проведения Съезда была связана с кризисным состоянием системы правосудия в тот период. Выделяемых из федерального бюджета средств на финансирование судебных органов было явно недостаточно, суды из года в год не получали полностью бюджетные ассигнования, которые предназначались им в соответствии с законом. В стране начался процесс прекращения осуществления правосудия: из сообщений с мест было видно, что деятельность судов была парализована, ряд судов фактически прекратил рассмотрение судебных дел. Указанные обстоятельства однозначно указывали на нарушение конституционных прав граждан на судебную защиту. Были переполнены следственные изоляторы, что в условиях разгула преступности ставило под угрозу внутреннюю безопасность страны.

Судейское сообщество в создавшейся ситуации наиболее очевидным виновником происходящего считало Министерство юстиции Российской Федерации, которое фактически устранилось от решения возникших в судебной сфере проблем. Финансовое, кадровое, ресурсное обеспечение судов общей юрисдикции оказалось для Минюста России не главным, а второстепенным направлением его деятельности. К тому же вскрылись факты нецелевого расходования денежных средств, предназначавшихся исключительно на содержание судов.

Совет судей Российской Федерации как орган судейского сообщества, осуществляющий полномочия Съезда между его созывами, неоднократно информировал о сложившейся ситуации Президента и Правительство Российской Федерации, однако указы Президента и ряд поручений Пра-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 III (внеочередной) Всероссийский съезд судей (24-25 марта 1994 г.). URL: http:// ssrf.ru/siezd-sudiei/842.

вительства, направленные на вывод судебной системы из катастрофического положения, Министерством юстиции не выполнялись, а решения Совета судей просто игнорировались. Назрел вопрос о создании в рамках судебной системы собственного исполнительного органа.

Постановление IV Всероссийского съезда судей от 5 декабря 1996 г. содержало признание необходимости обязать Правительство Российской Федерации возместить в полном объеме судам задолженность по платежам бюджета 1996 г., не допуская какой-либо задолженности в последующие годы, а также в Законе о федеральном бюджете на 1997 г. и последующие годы предусмотреть положение о том, что все статьи расходов на содержание судов являются защищенными и финансируются в полном объеме13.

Также Съезд выразил обеспокоенность длительными сроками прохождения в законодательном органе таких необходимых для надлежащего правового регулирования судебной системы нормативных правовых актов, как проекты федеральных конституционных законов «О судебной системе Российской Федерации» и «О военных судах», изменения в УПК РФ и ГПК РФ. Было отмечено неудовлетворительное состояние принудительного исполнения судебных решений, что требовало скорейшего принятия федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах».

27-29 ноября 2000 г. состоялся V Всероссийский съезд судей, в котором принял участие Президент Российской Федерации В. В. Путин. В выступлении Президента Российской Федерации В. В. Путина важно выделить главное: «...говоря о главном итоге судебной реформы, хотел бы подчеркнуть: самостоятельная судебная власть в России, несмотря ни на какие проблемы, все-таки состоялась. Мы можем и должны это констатировать. В базовых параметрах концепция судебной реформы реализована. .Но трудно не заметить, что наступательность и решительность, которые сопутствовали самому началу реформы, сегодня заметно поубавились, перешли отчасти даже в рутину и уже начинают увязать во внутриведомственных спорах. Необходимо ускорение судебной реформы. Более того, мы должны ее завершить»14.

Ускорение требовалось придать принятию федерального закона, определяющего систему органов судейского сообщества. Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»15 был принят в период работы Совета судей этого созыва. Первоначальный проект был подготовлен Советом судей Российской

13 IV (чрезвычайный) Всероссийский съезд судей (3-5 декабря 1996 г.). URL: http:// ssrf.ru/siezd-sudiei/844.

14 V Всероссийский съезд судей (27-29 ноября 2000 г.). URL: http://ssrf.ru/siezd-sudiei/845.

15 Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 11. Ст. 1022.

Федерации, обсужден на IV Всероссийском съезде судей, внесен в Государственную Думу Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и принят в первом чтении в 1997 г., а затем несколько лет находился без движения. В 2002 году к работе над законопроектом присоединилась Администрация Президента Российской Федерации, он был существенно переработан.

На V Всероссийском съезде судей были поставлены следующие задачи на обозримую перспективу: укрепление независимости и самостоятельности судов при тесном взаимодействии органов судейского сообщества с органами законодательной и исполнительной власти; создание законодательной базы, касающейся деятельности судов и статуса судей, включая необходимость внесения изменений и дополнений в действующие законодательные акты, в том числе в федеральные законы «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (в части порядка формирования корпуса народных заседателей) и «О мировых судьях в Российской Федерации» (в части организационного обеспечения деятельности мировых судей); совершенствование уголовно-процессуального законодательства, введение сокращенного порядка судебного следствия и института «соглашения о признании вины»; утверждение состязательности процесса, при которой обязанность по сбору доказательств обвинения, представлению их суду и обеспечению возможности исследования этих доказательств в судебном заседании возлагается на прокурора; совершенствование гражданского и арбитражного процессуального законодательства, процедуры досудебного урегулирования споров, упрощение судебной процедуры по ряду категорий дел; разработка и принятие Административно-процессуального кодекса Российской Федерации и принятие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; создание административной юстиции; укрепление судебной системы высококвалифицированными кадрами судей и работников аппаратов судов; обеспечение судов необходимыми финансовыми средствами и материально-техническими ресурсами.

В Постановлении Съезда предлагалось осуществить передачу функции Федеральной службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции в ведение Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации)16.

VI Всероссийский съезд судей проходил с 30 ноября по 2 декабря 2004 г., его созыв был осуществлен согласно Федеральному закону «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и по установленным в Законе нормам представительства. Съезд проходил 30 ноября в Государственном Кремлевском Дворце, 1-2 декабря - в Колонном

16 V Всероссийский съезд судей (27-29 ноября 2000 г.). URL: http://ssrf.ru/siezd-sudiei/845.

зале Дома союзов. На Съезде были обсуждены вопросы совершенствования порядка формирования Высшей квалификационной коллегии судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, вопросы организации Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, проблемы безопасности отправления правосудия и надлежащей охраны судов и судей, принят Кодекс судейской этики, а также рассмотрены иные наиболее значимые для независимого отправления правосудия и развития судебной системы вопросы17. Съезд к качестве текущих задач органов судейского сообщества определил следующие: существенное улучшение организационного обеспечения деятельности судов; укрепление гарантий независимости судьи; улучшение материального и социального обеспечения работников аппаратов судов; повышение роли судейского сообщества и его органов в предотвращении коррупции среди судей; принятие более решительных мер по очищению судейского корпуса от недостойных высокого звания российского судьи; повышение уровня взаимодействия судебной системы со средствами массовой информации, придание этой работе системного, научно обоснованного характера.

2-4 декабря 2008 г. состоялся очередной VII Всероссийский съезд судей, который проходил в преддверии 15-летия Конституции Российской Федерации, провозгласившей принцип самостоятельности судебной власти от власти законодательной и исполнительной как важнейший и неотъемлемый критерий демократического правового государства. На Съезде Президент Российской Федерации Д. А. Медведев отметил, что «.в суде решаются судьбы миллионов людей и в немалой степени в суде формируется и отношение людей к государству, оценивается способность государства защищать интересы граждан, применять силу законов и восстанавливать справедливость. В этом смысле суд, может быть, самая авторитетная власть».

И в выступлении Президента Российской Федерации, и в сообщениях делегатов Съезда особое внимание уделялось качеству работы судов.

В период работы VII Всероссийского съезда судей были рассмотрены вопросы повышения эффективности деятельности судов, а также уровня доверия к судебным органам, совершенствования механизмов обеспечения независимости и самостоятельности судов, сокращения сроков рассмотрения гражданских дел и дополнительных мер ответственности за затягивание судопроизводства, развития института бесплатной правовой помощи населению; снижения судебной нагрузки, принятия мер, направленных на повышение квалификационных требований к претендентам на должности судей; принятия ряда федеральных законов, в том числе о судах общей юрисдикции, о федеральных

17 Куликов В. Суд идет в Кремль // Российская газета. 2004. 30 нояб.

административных судах; Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации; обеспечения доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации; примирительной процедуры с участием посредника (медиации), что нашло отражение в итоговом документе Съезда18.

На проходившем с 17 по 19 декабря 2012 г. VIII Всероссийском съезде судей были обсуждены вопросы гуманизации уголовной ответственности, создания административной юстиции, проблемные аспекты организации и деятельности экзаменационных комиссий по принятию квалификационного экзамена на должность судьи; вопросы совершенствования системы оплаты труда судей и работников аппаратов судов, мер социальной защиты судей; организационного обеспечения мировой юстиции и передачи указанного обеспечения на федеральный уровень; развитие судейского самоуправления и др.19

Знаковым событием стало принятие нового Кодекса судейской этики, вобравшего в себя накопленный судейским сообществом опыт саморегулирования. Совокупность содержащихся в Кодексе норм и правил поведения получает развитие под влиянием судебной практики и практики самоуправления, что дает возможность считать Кодекс судейской этики постоянно развивающимся инструментом саморегулирования и сводом этических принципов и правил. Кроме того, были приняты новые Регламент Всероссийского съезда судей20 и Регламент Совета судей Российской Федерации21.

IX Всероссийский съезд судей, проходивший в период с 6 по 8 декабря 2016 г., продолжил анализ проблем современной системы правосудия и выработал стратегические направления дальнейшей деятельности. Одним из ключевых проблемных аспектов в деятельности судов была названа повышающаяся нагрузка на судей и сотрудников аппарата судов. Принявший участие в работе Съезда Президент страны В. В. Путин в своем выступлении привлек внимание к кадровым вопросам и

18 Постановление VII Всероссийского съезда судей от 4 декабря 2008 г. «О состоянии судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития и совершенствования» // Совет судей Российской Федерации : [сайт]. URL: http://www.ssrf.ru/page/857/detail/.

19 См.: Постановление VIII Всероссийского съезда судей от 19 декабря 2012 г. «О состоянии судебной системы Российской Федерации и основных направлениях ее развития»// Совет судей Российской Федерации : [сайт]. URL: http:// www.ssrf.ru/page/9085/detail/.

20 Регламент Всероссийского съезда судей : утв. VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г. // Совет судей Российской Федерации : [сайт]. URL: http:// www.ssrf.ru/page/9094/detail/.

21 Регламент Совета судей Российской Федерации : утв. VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г. // Совет судей Российской Федерации : [сайт]. URL: http://www.ssrf.ru/page/9092/detail/.

загруженности судов, указав, что «проблема перегрузки судов остается по-прежнему острой»22.

Эти задачи в качестве ключевых предстоит обсудить и на предстоящем X Всероссийском съезде, который будет проведен в конце года.

Таким образом, летопись созывов Всероссийских съездов судей показывает их значимую роль не только в процессах оформления института судебной власти, организации судебной системы и структур судейского сообщества, но и в процессах государственного управления, о чем свидетельствует внимание к заседаниям Съездов со стороны президентской власти и других органов и организаций (табл. 1).

Таблица 1

Летопись созывов всероссийских съездов судей

Всероссийский съезд Дата проведения Очередность проведения Участие Президента Российской Федерации

1 I Всероссийский съезд судей 17-18 октября 1991 г. Первый, заложивший основы созывам Всероссийских съездов. Периодичность созыва -ежегодно Участвовал Президент РСФСР Б. Н. Ельцин

2 II Всероссийский съезд судей 29-30 июня 1993 г. Очередной; дата проведения была перенесена вследствие необходимости более тщательной проработки закрепления независимости и самостоятельности судебной власти в готовящемся тексте Конституции Российской Федерации Приветствие съезду от Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина

3 III (внеочередной) Всероссийский съезд судей 24-25 марта 1994 г. Внеочередной. Основание проведения - Указ Президента Российской Федерации № 2289 от 25 декабря 1993 г. «О замещении вакантных должностей федеральных судей»

4 IV (чрезвычайный) Всероссийский съезд судей 3-5 декабря 1996 г. Чрезвычайный Приветствие Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина участникам IV Всероссийского съезда судей

5 V Всероссийский съезд судей 27-29 ноября 2000 г. Очередной Принял участие Президент Российской Федерации В. В. Путин. Оглашено Приветствие Председателя Европейского Суда по правам человека г-на Люциуса Вильд-хабера участникам V Всероссийского съезда судей

22 Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на IX Всероссийском съезде судей. 9 декабря 2016 г. // Совет судей Российской Федерации : [сайт]. URL: http://ssrf.ru/siezd-sudiei/22580.

6 VI Всероссийский съезд судей 30 ноября -2 декабря 2004 г. Очередной Принял участие Президент Российской Федерации В. В. Путин. Приветствие Председателя Европейского Суда по правам человека г-на Лю-циуса Вильдхабера участникам VI Всероссийского съезда судей. Приветствие Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II

7 VII Всероссийский съезд судей 1-4 декабря 2008 г. Очередной Принял участие Президент Российской Федерации Д. А. Медведев

8 VIII Всероссийский съезд судей 17-19 декабря 2012 г. Очередной Участвовал Президент Российской Федерации В. В. Путин

9 IX Всероссийский съезд судей 6-8 декабря 2016 г. Очередной Участвовал Президент Российской Федерации В. В. Путин

10 X (юбилейный) 29 ноября -1 декабря 2022 г. Очередной: проведение Съезда дважды переносилось вследствие пандемии

Историко-правовой анализ генезиса Всероссийского съезда судей как высшего органа судейского сообщества, анализ значения принимаемых им документов, формулируемых задач (табл. 2) позволяет сделать вывод о его предназначении в качестве органа, олицетворяющего судебную власть и отвечающего за определение направлений совершенствования судебной деятельности, модели судебной организации и обеспечения деятельности судов. В организационно-административном механизме судебной власти [Клеандров, М. И., 2014, с. 8-9] и внутрисистемном управлении судами [Абдулин, Р. С., 2014, с. 282-293] Всероссийский съезд судей прошел длительный путь институционализации, демонстрируя процесс создания самоуправленческих форм, направленных на укрепление независимости судей, развитие судебной системы и ее основы - судейского сообщества.

Таблица 2

Наиболее важные результаты деятельности всероссийских

съездов судей

Всероссийский съезд Итоговый документ Наиболее важные результаты работы, реализованные в период между съездами

1 I Всероссийский съезд судей Заявление I Всероссийского съезда судей Решение о создании представительного органа судейского сообщества - Совета судей, действующего в период между созывами съезда. В развитие идей Съезда приняты Закон «О статусе судей в Российской Федера-

ции» 1992 г., Положение о квалификационных коллегиях судей и Положение о квалификационной аттестации судей, утвержденные Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 мая 1993 г. Получил законодательное закрепление институт судебного контроля за следствием, в результате чего стало возможным обжалование в суд ареста и содержания под стражей. Подготовлен проект Закона о военных судах, позволяющий закрепить независимость военных судей, их федеральный характер, состав и структуру

2 II Всероссийский съезд судей Постановления II Всероссийского съезда судей «О ходе судебной реформы в Российской Федерации» и «Об утверждении Положения об органах судейского сообщества Российской Федерации» Принятие проекта Положения о Судебном департаменте. По поручению II Всероссийского съезда судей Совет судей 21 октября 1993 г. принял Кодекс чести судьи Российской Федерации, устанавливающий правила поведения судей в профессиональной и внеслужебной деятельности, обязательные для каждого судьи, независимо от занимаемой должности

3 III (внеочередной) Всероссийский съезд судей Постановления III (внеочередного) Всероссийского съезда судей от 25 марта 1994 г. «О концепции судебной системы Российской Федерации»; «Об обеспечении безопасности судей Российской Федерации»; «О приведении Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в соответствие с Конституцией Российской Федерации»; «О внесении изменений в Положение об органах судейского сообщества Российской Федерации» Участие в разработке Закона «Об обжаловании в суд решений и действий, нарушающих права и свободы граждан», проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон о статусе судей в Российской Федерации», других законопроектов

4 IV (чрезвычайный) Всероссийский съезд судей Обращение IV Всероссийского съезда судей от 3 декабря 1996 г. к Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой одобрить Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»; Постановление IV Всероссийского съезда судей от 4 декабря 1996 г. «О состоянии судебной системы Российской Федерации и перспективах ее развития»; Постановление IV Всероссийского съезда судей от 5 декабря 1996 г. с просьбой обязать Правительство Российской Федерации возместить в полном объеме судам задолженность по платежам бюджета 1996 г., не допуская какой-либо задолженности в последующие годы Разработка проекта Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»; проекта Федерального конституционного закона «О федеральных административных судах Российской Федерации»; проекта Федерального закона «О финансировании судов в Российской Федерации»; проект Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции»; проекты федеральных законов «О Судебном департаменте», «О мировых судьях», «О судебных приставах»

5 V Всероссийский съезд судей Постановления V Всероссийского съезда судей от 29 ноября 2000 г. «О ходе судебной реформы в Российской Федерации и перспективах развития судебной системы»; «О судебных приставах по обеспечению установленного порядка деятельности судов»; «О введении института мировых судей в субъектах Российской Федерации»; «О Регламенте Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации» Решались задачи по укреплению независимости и самостоятельности судов; созданию законодательной базы, касающейся деятельности судов и статуса судей, включая изменения и дополнения в действующие законодательные акты, в том числе в федеральные законы «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и «О мировых судьях в Российской Федерации»; введению сокращенного порядка судебного следствия и института «соглашения о признании вины» в УПК РФ; совершенствованию гражданского и арбитражного процессуального законодательства, развитию институтов досудебного урегулирования споров, упрощению судебной процедуры по ряду категорий дел; разработка и принятие Административно-процессуального кодекса Российской Федерации и принятие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; создание административной юстиции

6 VI Всероссийский съезд судей Постановления VI Всероссийского съезда судей от 2 декабря 2004 г. № 1 «О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования»; № 2 «О Кодексе судейской этики»; № 3 «О Регламенте Всероссийского съезда судей» Усилия органов судейского сообщества должны быть направлены на: существенное улучшение организационного обеспечения деятельности судов, укрепление гарантий независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения; улучшение материального и социального обеспечения работников аппаратов судов; совершенствование законодательства, предусматривающего обязательность внесудебного порядка и процедуры досудебного урегулирования гражданских и административных споров, закрепление в нем альтернативных средств разрешения дел, а также упрощенных форм судопроизводства, в том числе по уголовным делам; повышение роли судейского сообщества и его органов в предотвращении коррупции среди судей; принятие более решительных мер по очищению судейского корпуса от недостойных высокого звания российского судьи; разрешение проблем, связанных со страхованием, с выплатой денежного содержания семьям погибших (умерших) судей, в том числе пребывавших в отставке; укрепление судебной системы высококвалифицированными кадрами путем подготовки в Российской академии правосудия кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов, обучения кандидатов на должности судей федеральных судов

7 VII Всероссийский съезд судей Постановление VII Всероссийского съезда судей от 4 декабря 2008 г. «О состоянии судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития и совершенствования» Решались задачи, обозначенные в Постановлении VII Всероссийского съезда судей от 4 декабря 2008 г. «О состоянии судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития и совершенствования»

8 VIII Всероссийский съезд судей Постановление VIII Всероссийского съезда судей от 19 декабря 2012 г. № 1 «О состоянии судебной системы Российской Федерации и основных направлениях ее развития»; Кодекс судейской этики При участии органов судейского сообщества разработан Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», которым установлены порядок формирования, состав и компетенция судов общей юрисдикции (за исключением военных судов и мировых судей), предусмотрена процедура апелляционного рассмотрения не вступивших в силу судебных решений. В связи с введением апелляционных процедур разработаны соответствующие изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Разработан проект закона, предусматривающего создание Суда по интеллектуальным правам. Участие в разработке федеральных законов «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

9 IX Всероссийский съезд судей Постановление от 8 декабря 2016 г. № 1 «Об основных итогах функционирования судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития на современном этапе»; Постановление от 8 декабря 2016 г. № 2 «О внесении изменений в Кодекс судейской этики»; Постановление от 8 декабря 2016 г. № 3 «О внесении изменений в Регламенты Всероссийского съезда судей и Совета судей Российской Федерации» Участие в разработке федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1406. В связи с объединением Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда подготовка изменений, внесенных в федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации», «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и «О военных судах Российской Федерации», проекта Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации». Разработка проекта Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти».

Подготовлен проект Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 179-ФЗ, которым внесены изменения в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», регулирующие основания и порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности

Обсуждение и заключение

Изложенное позволяет сформулировать следующие выводы.

Пройденный путь органов судейского сообщества в России - это тридцать лет поступательного движения по укреплению независимости и самостоятельности судебной власти, представляющих непреходящие конституционные ценности. История российского судейского самоуправления отражает настойчивые и системные действия судейского сообщества по совершенствованию судоустройства, повышению эффективности судопроизводства, укреплению статуса судей, чем обеспечивается независимость судов как равноправных и самостоятельных органов в системе государственной власти в целях защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Тридцатилетняя эволюция органов судейского сообщества вполне закономерно может считаться периодом прогресса. Следует признать, что развитие судебной системы от ее советского облика до современной судебной организации, осуществляющей наряду с отправлением правосудия надлежащее внутрисистемное обеспечение деятельности судов, было бы невозможно без создания предметно определенной и разветвленной структуры органов судейского самоуправления. Именно органы судейского сообщества были инициаторами проведения этапов судебной реформы, поддержанных в дальнейшем Президентом и законодательной властью, а Всероссийский съезд судей стал отражением единства судейской корпорации, ее направляющей силой.

Судейское сообщество вправе гордиться и своими достижениями, и обретенными формами внутрисистемного судебного управления.

В современный период перед судейским сообществом стоят новые вызовы, связанные с функционированием судов в изменяющейся системе государственного управления, в условиях фундаментальных форма-ционных изменений. Юбилейный X Всероссийский съезд судей призван решить многие задачи, олицетворяя самостоятельность судейского сообщества и вырабатывая стратегию развития государственного института судебной власти в целом.

Список источников

Абдулин Р. С. Судебное управление в Российской Федерации (19171990 гг.). Историко-юридическое исследование. М. : Юрлитинформ, 2014. 360 с. ISBN: 978-5-4396-0553-8.

Бурдина Е. В. Правовая природа, организация и деятельность органов судейского сообщества в судебной системе России : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2016. 537 с.

Власов В. И. История судебной власти. Книга вторая (1917-2003 годы). М. : Компания Спутник+, 2004. 644 с. ISBN: 5-93406-680-3. Клеандров М. И. Об органе, олицетворяющем судебную власть // Российское правосудие. 2014. № 8. С. 5-15.

Клеандров М. И. Ответственность судьи. М. : Норма : Инфра-М, 2011. 576 с. ISBN: 978-5-91768-216-7 (Норма); ISBN: 978-5-16005094-2 (Инфра-М).

Концепция судебной реформы в Российской Федерации / сост. С. А. Пашин. М. : Республика, 1992. 111 с.

Лебедев В. М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т : Лань, 2001. 384 с. ISBN: 5-8114-0361-5.

Судейская этика. Международные акты и кодексы зарубежных стран / Е. В. Бурдина, Н. А. Петухов, А. А. Яшина ; отв. ред. Е. В. Бурдина. М. : РГУП, 2019. 416 с. ISBN: 978-5-93916-760-4.

Яковлев В. Ф. Явление уникальное, не повторенное и неповторимое // Квалификационные коллегии судей: от съезда к съезду : сб. / Высш. квалификац. коллегия судей Рос. Федерации. М., 2016. 656 с. ISBN: 978-5-900042-29-9.

References

Abdulin, R. S., 2014. Sudebnoe upravlenie vRossijskojFederacii (19171990 gg.). Istoriko-yuridicheskoe issledovanie = [Judicial administration in the Russian Federation (1917-1990). Historical and legal research]. Moscow: Yurlitinform. 360 p. (In Russ.) ISBN: 978-5-4396-0553-8. Burdina, E. V., 2016. Pravovaya priroda, organizaciya i deyatel'nost' organov sudejskogo soobshchestva v sudebnoj sisteme Rossi = [Legal nature, organization and activities of the bodies of the judiciary in the judicial system of Russia]. Dr. Sci. (Law) Dissertation. Moscow. 537 p. (In Russ.)

Burdina, E. V., Petukhov, N. A. and Yashina, A. A., 2019. Sudejskaya etika. Mezhdunarodnye akty i kodeksy zarubezhnyh stran = [Judicial ethics. International acts and codes of foreign countries]. Ed. E. V. Burdina. Moscow: Russian State University of Justice. 416 p. (In Russ.) ISBN: 978-5-93916-760-4.

Kleandrov, M. I., 2011. Otvetstvennost' sud'i = [Responsibility of the judge]. Moscow: Norma, Infra-M. 576 p. (In Russ.) ISBN: 978-5-91768216-7 (Норма); ISBN: 978-5-16-005094-2 (Инфра-М).

Kleandrov, M. I., 2014. On the body that personifies the judiciary. Rossijskoe pravosudie = [Russian Justice], 8, pp. 5-15. (In Russ.) Lebedev, V. M., 2001. Sudebnaya vlast' v sovremennoj Rossii: problemy stanovleniya i razvitiya = [Judicial power in modern Russia: problems of formation and development]. St. Petersburg: St. Petersburg State University, Lan'. 384 p. (In Russ.) ISBN: 5-8114-0361-5. Pashin, S. A., comp., 1992. Koncepciya sudebnoj reformy v Rossijskoj Federacii = [The concept of judicial reform in the Russian Federation]. Moscow: Respublika. 111 p. (In Russ.)

Vlasov, V. I., 2004. Istoriya sudebnoj vlasti = [History of the judiciary]. Book Two (1917-2003). Moscow: Sputnik+ Company. 644 p. (In Russ.) ISBN: 5-93406-680-3.

Yakovlev, V. F., 2016. [The phenomenon is unique, not repeated and inimitable]. Kvalifikacionnye kollegii sudej: ot s'ezda k s'ezdu = [Qualification boards of judges: from congress to congress]. Collection. Moscow. 656 p. (In Russ.) ISBN: 978-5-900042-29-9.

Информация об авторе / Information about the author

Бурдина Елена Владимировна, доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой организации судебной и правоохранительной деятельности Российского государственного университета правосудия (Российская Федерация, 117418, Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 69). Elena V. Burdina, Dr. Sci. (Law), Associate Professor, Head of the Organization of the Judiciary and Law Enforcement Department, Russian State University of Justice (69 Novocheremushkinskaya St., Moscow, 117418, Russian Federation).

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflict of interest.

Дата поступления рукописи в редакцию издания: 27.06.2022; дата одобрения после рецензирования: 20.09.2022; дата принятия статьи к опубликованию: 21.09.2022.

Submitted: 27.06.2022; reviewed: 20.09.2022; revised: 21.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.