ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9.072 ББК 88.5, 88.8
DOI 10.24412/2073-0454-2021 -5-294-300
NIION: 2003-0059-5/21-059 MOSURED: 77/27-003-2021-05-258 © Костина Л.Н., Костина Е.Ю., 2021
Научная специальность 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии
ОТ ПРОБЛЕМЫ ОСТРАКИЗМА В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ К ЕЕ РЕШЕНИЮ
Любовь Николаевна Костина, начальник кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, доктор психологических наук, доцент
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Екатерина Юрьевна Костина, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Остракизм как социально-психологическое явление распространено среди детей и в подростковом возрасте. Зарубежные и отечественные ученые исследовали не только причины и функции остракизма, но и доказали его связь с вик-тимным и девиантным поведением несовершеннолетних. Раскрыт универсальный характер концепции развивающейся личности А.В. Петровского в объяснении социально-психологических закономерностей и механизмов остракизма. Выделены социально- и юридико-психологический аспекты остракизма детей и подростков, виды остракизма; представлены результаты анкетирования. Актуализирована необходимость оказания психологической помощи жертвам остракизма и проведения разъяснительной работы среди родителей, воспитателей и педагогов; осуществления специальной подготовки психологов к работе с остракированными людьми.
Ключевые слова: остракизм, остракирование, дети и подростки, развитие личности, социальная группа, девиантное поведение, психолог, педагог, профессиональная подготовка.
FROM THE PROBLEM OF OSTRACISM AGAINST CHILDREN AND ADOLESCENTS TO ITS SOLUTION
Lyubov N. Kostina, Head of the Department of Psychology of Educational and Scientific Complex of Psychology of Official Activity, Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Ekaterina Yu. Kostina, Adjunct of the Faculty of Training of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Abstract. Ostracism as a socio-psychological phenomenon is common among children and in adolescence. Foreign and domestic scientists have investigated not only the causes and functions of ostracism, but also proved its connection with victimized and deviant behavior of minors. The universal nature of the concept of the developing personality of A.V. Petrovsky in explaining the socio-psyc-hological patterns and mechanisms of ostracism is revealed. The socio- and legal-psychological aspects of ostracism of children and adolescents, types of ostracism are highlighted; the results of the survey are presented. The necessity of providing psychological assistance to victims of ostracism and conducting explanatory work among parents, educators and teachers; the implementation of special training of psychologists to work with ostracized people is actualized.
Keywords: ostracism, ostracization, children and adolescents, personal development, social group, deviant behavior, psychologist, teacher, vocational training.
Для цитирования: Костина Л.Н., Костина Е.Ю. От проблемы остракизма в отношении детей и подростков к ее решению. Вестник Московского университета МВД России. 2021 ;(5):294—300.
С остракизмом (игнорированием, исключением) девать сородичей, непохожих на остальных: дергать
в той или иной форме встречается любой человек: в за парализованные конечности, пользоваться тем,
детстве, подростковом возрасте, и даже будучи что другой меньше и слабее, и т.д. Остракизм служил
взрослым. Согласно исследованиям К.Д. Вильямса, и служит лейтмотивом, пронизывающим литературу
Л. Вилера и др., каждый из нас подвергается остра- и искусство в целом. Американская писательница
кизму до 25 тыс. раз за жизнь, т.е. почти ежедневно Э. Ламотт высказалась на эту тему так: «Если ты
[20; 3]. Это социально-психологическое явление за- слишком тощий, слишком высокий, слишком чер-
фиксировано и у животных. Так, шимпанзе склонны ный, слишком бледный или слишком близорукий —
выискивать мельчайшие отклонения от нормы и за- растерзают» [8, с. 16], невольно подчеркнув интер-
секциональность остракизма, связывающую его с различными системами угнетения и формами дискриминации [1, с. 1 1].
Остракизм, согласно толковому словарю С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, определяется как изгнание, гонение; подверженность кого-нибудь отвержению [11]. Одно из первых упоминаний этого феномена встречается в Древней Греции, где так называлась избранная мера отвержения противников, изгнание путем тайного голосования отдельных граждан и по решению народного собрания, «...изгнания нелояльных или потенциально опасных граждан» [6] на определенный срок с последующим восстановлением гражданских и политических прав. Уже в древние времена остракизм обрел социальную обусловленность, а государственный уровень применения этого явления указывал на необходимость применения особых мер к тем гражданам, которые нарушали или могли нарушить общепринятые нормы. При этом остракизм как форму отчуждения использовали не как наказание определенной категории граждан, а как превентивную меру во избежание захвата власти и других опасных преступлений.
На актуальность изучения остракизма указывает ряд исследований, в первую очередь, зарубежных. Так, ученые-психологи США, Китая, ФРГ, Австралии актуализировали исследования этого явления. По данным международной полнотекстовой базы данных научных работ «ProQuest Dissertations and Theses Global», среднестатистическое количество научных работ по остракизму составляет более 600 в год. По мнению Е.Э. Бойкиной, в настоящее время наблюдается дифференциация научных исследований, которые касаются частных проблем социального остракизма (лингвистического, со стороны члена аут- или ингруппы, эффекта присутствия свидетеля и пр.) [4], а также психологических, педагогических, профилактических, правовых и других проблем. В зарубежных научных исследованиях остракизм рассматривают в связи со следующими психологическими феноменами: 1) исключением, которое может проявиться в виде одиночества или изолирования с явной декларацией неприязни или без нее (Джин М. Твендж); 2) отвержением, которое проявляется в виде заявления человека или группы лиц о том, что они (больше) не хотят взаимодействовать или находиться в обществе того или иного субъекта (М. Лири); 3) игнорированием, которое проявляется
в умышленном оставлении без внимания, пренебрежение человеком или чем-либо в его индивидуально-психологических особенностях личности [19].
В отличие от животных, люди способны остраки-ровать другого человека не только по причине физического недостатка. Социальное остракирование может быть направлено как на грубого нарушителя норм (хулигана, человека с распущенным поведением, так называемый слатшейминг), так и на человека творческого, не вписывающегося в общее понимание «среднего знаменателя». Среди подростков от остракизма страдают и двоечники, и отличники, и те, кто пытается выражать себя через творчество и искусство. Заметим, что данное правило может распространяться на различные семьи, где успешные родители («матери-тигрицы»), ставящие учебу на первое место и для этого задающие нереальные планки, и те, кто является поклонником практичности, уверенные, что пение или писательство не способны обеспечить их ребенка достойным заработком и стабильностью в жизни. Подвергаются гонениям и те, кто не может или не желает соответствовать принятым стереотипам о гендерных ролях: девочка-пацанка (томбой), мальчик, не желающий ввязываться в драки [14, с. 11] и т.п.
Имеются исследования, посвященные наиболее общим психологическим особенностям остракизма. Так, согласно разработанной модели остракизма К.Д. Вильямса (The temporal need-threat model of ostracism, 1997), социальный остракизм проявляется в игнорировании, исключении и (или) отвержении представителя группы, в результате чего у остраки-рованного человека происходит нарушение базовых потребностей [19]: а) потребности в принадлежности, ибо у остракированного подрывается ощущение принадлежности и чувства связи с другими людьми или группой. Положение человека и деформирующее влияние на личность усугубляется, если эта группа является для человека референтной; б) потребности в самоуважении, поскольку остракирование вынуждает человека осознавать, что другие не ценят и не уважают его в целом и уникальность его личности, что снижает уровень самооценки; в) потребности в контроле, так как у остракированного человека снижается или пропадает ощущение контроля во взаимодействии с людьми; г) осмысленном существовании, ибо остракируемость затрагивает глубинную возможность человека, связанную с познанием смысла жизни, ценности своего существования и дальней-
шего собственного развития. Поэтому в отношении остракированного человека уместно использовать введенный В. Франклом термин — «экзистенциальный вакуум», обозначающий пустоту, отсутствие смысла жизни. Подчеркнем, что в случае остракирования у человека нарушаются эти и другие потребности, что носит системный характер. Если в качестве остраки-руемого выступает несовершеннолетний, то очевидно, что ему требуется своевременно оказать психологическую и педагогическую помощь, которая также должна носить системный, комплексный характер. Учитывая это, полагаем, что при подготовке будущих психологов и педагогов в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации нужно не только изучать остракизм как социально-психологический феномен, его причины проявления в отношении к детям и подросткам, но целенаправленно формировать профессиональные компетенции оказания психологической помощи жертвам остракизма.
С позиций представителей зарубежной социальной психологии остракизм может быть охарактеризован специфическими функциями, противоположными по своему влиянию: пунитивной, т.е. отвержением группой тех или иных ее представителей; адаптацией, т.е. приспособлением остракируемого к группе, принятым в ней нормам. Если речь идет о лице с девиант-ным поведением, которое принимает решение о про-социальном реагировании на остракизм, то это может стать основой для: а) коррекции своего неодобряемого обществом поведения с опорой на пережитый опыт социального остракизма (К.Д. Вильямс); б) включения процессов социальной мимикрии с целью аффилиа-ции и установления раппорта (Н. Лакин, С. Шартра); 3) повышения уровня эмоционального интеллекта (Э. О'Ченг) и др.
Юридико-психологический аспект остракизма достаточно точно раскрыт в эссе известного американского популяризатора науки К. Сагана, посвященного вопросу легализации абортов: «из никому не нужных детей вырастают никому не нужные взрослые», потенциально опасные для общества [13]. Социальную опасность таких ненужных детей/ненужных взрослых пресекают нравственными и правовыми мерами. Игнорирование несовершеннолетнего в семье и школе позже дополняется применением мер общественного порицания и/или уголовного наказания в отношении к виновному лицу — как форма остракизма. Двойственный характер остракизма усиливает эффект воз-
действия на несовершеннолетнего, но не всегда достигает ожидаемого профилактического влияния. Поэтому в отечественной психологии имеется ряд работ, в которых раскрываются некоторые аспекты остракизма в связи с девиантным поведением. В частности, эмоциональное отвержение ребенка родителями рассматривается как одна из причин преступного поведения (Е.В. Чернышева, Ю.А. Клейберг); пунитивный характер остракизма представлен в работе Е.В. Зма-новской и В.Ю. Рыбникова. Стоит отметить научные публикации Е.Э. Бойкиной, в которых автор предоставляет теоретико-методологический анализ исследований зарубежных психологов в области остракизма и связанных с ним явлений моббинга, агрессии, преступного поведения, в том числе среди несовершеннолетних [4].
С учетом накопленного опыта многочисленных экспериментальных исследований в отечественной психологии в рамках деятельностного подхода полагаем, что при благоприятном исходе для представителя группы, где он подвергается остракизму, функций остракизма гораздо больше. Для этого обратимся к концепции развивающейся личности, разработанной советским психологом А.В. Петровским, согласно которой развитие личности обусловлено деятельностно-опосредованным типом взаимоотношений, который складывается у человека на различных возрастных этапах его развития в референтных в этот период группах.
Раскрывая развитие личности через процесс вхождения его в новую социальную группу (школьный класс, новую компанию, секцию и пр.) и интеграцию в ней, А.В. Петровский указывает на значимое противоречие: личность испытывает потребность в персонализации, но при этом зависит от референтной группы, которая принимает лишь те проявления индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития этой группы [12].
На первой фазе адаптации личность усваивает действующие в группе нормы и традиции, средства деятельности, которая завершается успешно при сочетании двух благоприятных факторов: готовности личности «быть, как все» и готовности группы принять нового представителя, помочь усвоить групповые нормы и ценности, а также средства деятельности. В случае проявления к личности остракизма со стороны группы и/или отдельных ее представителей (назовем это «первичный остракизм»), процессы адапта-
ции и развития личности затрудняются, что вызывает такие качества как конформность, зависимость, робость, неуверенность в себе и своих возможностях, с которыми личность может перейти на следующую фазу развития. Подчеркнем, что «первичное остраки-рование» по отношению к подросткам может происходить не только в группах, но и в ближайшем окружении (семье, близких родственников и знакомых). На второй фазе индивидуализации и при благоприятном исходе, и в случае остракирования со стороны группы человек может мобилизовать свой психологический потенциал (начитанность, информационную компетентность, физические способности, волевые качества и др.) для деятельностной трансляции, благодаря этому удовлетворяя потребность в персонализации. Если остракизм проявляется со стороны группы, это способствует деформации личности, которая проявляется в виде негативизма, агрессивности, подозрительности, неадекватной самооценки.
Позитивное закрепление своей индивидуальности происходит в фазе интеграции, когда группа принимает, одобряет и культивирует те индивидуальные особенности личности, которые соответствуют ценностям группы и эффективности совместной деятельности. В случае усиливающегося или неустранимого противоречия между личностью и группой происходит дезинтеграция, вытеснение, изоляция личности (назовем это «усиливающийся остракизм»), что может привести к закреплению у остракируемого соответствующих черт характера (негативизма, агрессивности, подозрительности) и неадкеватной самооценки.
Несмотря на то, что явление остракизма по отношению к новому человеку группы встроено, А.В. Петровский не упоминает его как отдельный социально-психологический феномен. Концепция развития личности А.В. Петровского отличается универсальностью в понимании социально-психологических закономерностей и механизмов многократного и деформирующего влияния на развитие личности за счет «первичного» и «усиливающегося» остракизма, а также «вторичного», «третичного» и «многократного» остракирования со стороны других референтных групп и социальных групп различной направленности и/или их представителей.
С учетом концепции развития личности А.В. Петровского раскроем механизм, который объясняет причины остракизма и его влияние на девиантное поведение несовершеннолетних. Причины остракизма
несовершеннолетних кроются в психологии подросткового возраста в связи с усилением автономии в семье и потребности в общении со сверстниками. За исключением отдельных случаев, подросток является не только представителем своей семьи, но и школьного класса, дворовой компании, секции, других неформальных групп, возраст которых может колебаться в пределах 2-5 лет от возраста несовершеннолетнего. Фазы адаптации, индивидуализации и интеграции каждый ребенок и подросток проходит неоднократно, вступая в ряды той или иной социальной группы, параллельно и/или последовательно на протяжении не только своего возраста, но и всей жизни. Подростки ищут поддержку у сверстников, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными изменениями своего возраста [7, с. 533]. Все то, что не вписывается в нормы и стандарты межличностных отношений, устанавливаемые группой или отдельными ее авторитетными представителями, а также отличается от избираемых или избранных средств деятельности, может вызвать непринятие, отвержение или игнорирование со стороны группы несовершеннолетних. Вместо поддержки и понимания, остракируемые испытывают фрустрации, стрессы, агрессию, страх, боязнь.
Подчеркнем, что «первичное» остракирование в отношении некоторых людей начинается уже в детстве, и может продолжаться в младшем школьном, подростковом и более взрослом возрасте. По результатам проведенного анкетирования курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (обучающихся по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности), пятая часть респондентов (20%) подвергалась остракизму в подростковом возрасте, но значительная часть (75%) наблюдали проявления остракизма по отношению к одноклассникам, сверстникам, друзьям. Несмотря на это, значительное число людей приобретают опыт остракирования в подростковом возрасте, который исходит не только от сверстников, но и старших по возрасту детей, а также от взрослых людей — родителей, близких людей, и даже педагогов и воспитателей. Указанные субъекты педагогического труда не только не осознают негативные последствия на развитие личности и жизненный путь детей и подростков, их нельзя назвать профессионалами в том смысле, который связан с этимологией слова «педагог» (ведущий ребенка, охраняющий воспитанника от физических и нрав-
ственных опасностей). Более того, имеются более вопиющие примеры, когда учителя вовлекают учеников в процесс остракирования. Так, по мнению 10% опрошенных курсантов, классный руководитель/учитель не только игнорировал ученика, но и настраивал класс против него. Полагаем, что среди взрослых лиц есть и те, которые остракируют детей и подростков исключительно в воспитательных или профилактических целях. Речь идет о мягкой, разовой форме остракизма, которая, являясь воспитательной, кратковременной (или разовой) мерой, не умаляет личностных достоинств и социально-позитивных заслуг развивающегося ребенка или подростка.
Что может стать поводом для остракизма? Неопрятный внешний вид несовершеннолетнего (одежда, прическа, обувь, парфюм и т.п.), порой связанный с уровнем материального обеспечения семьи; физические и интеллектуальные способности или заболевания; некоторые качества личности (эмоциональная неуравновешенность, замкнутость, слабость воли и др.) и акцентуации характера; неуспеваемость, недисциплинированность, недостаточно высокий уровень осведомленности в чем-либо и пр.) может стать основой для усиленного, а затем вторичного и многократного остракирования как со стороны сверстников, одноклассников, других школьников, так и со стороны педагогов и взрослых людей, включая авторитетных людей. Результаты анкетирования курсантов показали, что причинами остракизма становятся: физические, психические или психофизиологические дефекты (75% ответов); внешние проявления сложного материального положения семьи — поношенная одежда/обувь, устаревшая модель телефона, денежная прижимистость/излишняя экономность и пр. (55% ответов); неблагополучие семьи — неполная, родители в состоянии развода или в разводе; один из родителей или оба — страдают алкогольной/наркотической зависимостью, осужденные или освобожденные из мест лишения свободы и пр. (55%); ограниченные физические способности — астенический, «угловатый», пикнический тип телосложения и пр. (45%); высокие интеллектуальные способности (30%) и др.
Концепция А.В. Петровского актуализирует для психологов и педагогов (как на этапе профессиональной подготовки, так и на этапе профессионализации) решение проблем, возникающих в развитии личности детей и подростков в случае, если социальная среда не является стабильной и он оказывается последова-
тельно и/или параллельно включен в общности, которые не идентичны по своим социально-психологическим характеристикам. Принятый в одной или нескольких референтных группах, несовершеннолетний оказывается неинтегрированным, отвергнутым, т.е. остракированным в другой, в которую он включается последовательно или одновременно с первой. Ему снова приходится утверждаться в своей личностной позиции. Многократность и длительность остракирования и вызываемые этим социально-психологическим воздействием противоречия и конфликты вызывают отягощение процесса становления личности вплоть до невротических срывов и других негативных последствий. Поэтому жертвы остракизма нуждаются в психологической и педагогической помощи как со стороны специалистов, так и иной помощи. В этой связи стоит подчеркнуть, что опрошенные будущие психологи органов внутренних дел, будучи в школе, уже оказывали помощь не только жертвам остракизма (беседовали с ними (40% от числа опрошенных), поддерживали в группе (45%), подчеркивали личностные достоинства и заслуги (45%), предоставляли возможность остракируемому раскрыть свою личность (25%), но и осуществляли профилактику остракизма при помощи разъяснительной работы с теми, кто остракировал (20%).
В современных условиях жизни остракизм в сочетании с жестокостью проявляется чаще всего в отношении слабых людей или одиночек, в том числе детей и несовершеннолетних, которые по физическим, физиологическим и психологическим показателям уступают взрослым людям. Поэтому применительно к остракизму в отношении этой возрастной категории уместно использовать термин виктимность, под которой специалист в области виктимологии И.Г. Мал-кина-Пых понимает «приобретенные человеком физические, психические и социальные черты и признаки, которые могут сделать его предрасположенным к превращению в жертву (преступления, несчастного случая, детруктивного культа и т.д.)» [10, с. 7]. На виктимность несовершеннолетних указывают данные о том, что «около 50 тыс. детей каждый месяц убегают из домов, учебных заведений, интернатов, тем самым стараются спастись от жестокости родителей, сверстников, воспитателей» [5, с. 13].
Виктимность подростков объясняется сниженными способностями критического восприятия информации из-за незрелости нервной системы и недостаточно
сформированного уровня развития личности, низкого уровня образования и культуры. Поэтому способность реализоваться в своих приятелях в референтном круге сочетается с внушаемостью, подражанием, конформностью, благодаря чему несовершеннолетнему легко прививается как все дурное, так и хорошее [2, с. 8; 9]. Поэтому в ряде исследований приводятся данные, свидетельствующие о том, что остракированные люди, изначально нуждающиеся в принятии группой себе подобных и мотивированные на принятие, подвержены социальному влиянию. Такие люди с большей вероятностью выполнят просьбу [15] и подчинятся авторитетному лицу [16]. По мнению Х. Кнептон, Э. Вессель-манна и К.Д. Вильямса, подобная податливость делает остракированного человека легкой мишенью для вербовщиков террористических и экстремистских организаций, религиозных культов [17; 18].
Исходя из представленных описаний, можно выделить следующие виды остракизма: психологический (в форме длительного эмоционального отчуждения, игнорирования человека или группы путем произношения обезличеннных формальных, заученных фраз, использования соответствующих невербальных средств общения); стигматизированный (обозначения остракируемых людей в виде ярлыков, обезличивание или обесценивание людей в группах из чувств брезгливости, пренебрежения); нравственный (обособление путем общественного, социального морального осуждения за отдельные аморальные поступки, действия или поведение); физический (различные формы изоляции, устранения, отчуждения); правовой (после определения правового статуса назначение обвинения и наказания за совершение правонарушения или преступления). По уровню тяжести влияния следует также рассматривать первичный, вторичный, многократный остракизм, поскольку в психологической и педагогической работе с жертвами остракизма важно знать и исследовать влияние и виды остракизации для разработки и реализации мер оказания адресной индивидуальной помощи, а также разработки общих мер и методов профилактики остракизма в целом.
Таким образом, остракизм как социально-психологическое явление со стороны человека или группы лиц протекает в форме длительного, многократного и/или многосубъектного исключения, отвержения или игнорировании ребенка или подростка, что оказывает деформирующее влияние на его личность и развитие,
в том числе вынуждает совершать аморальные и противоправные действия. Виктимность детей и несовершеннолетних как жертв остракизма объясняется совокупностью факторов субъективного и объективного характера, вызванных возрастными, индивидуально-и социально-психологическими особенностями личности, и связанными с обстановкой в семье и референтных группах, детско-родительскими отношениями, а также спецификой воспитания и психолого-педагогической компетентностью педагогов и психологов.
Результаты проведенного опроса курсантов актуализируют роль психологов в решении проблем, связанных не только с профилактикой остракизма в отношении детей и подростков со стороны различных просоциальных групп и их отдельных представителей, но и просвещением родителей, воспитателей, педагогов, близкого круга лиц несовершеннолетних, оказанием жертвам остракизма своевременной психологической помощи. Особо подчеркнем необходимость включения материалов по проблемам остракизма в соответствующие дисциплины для подготовки будущих психологов и педагогов в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации с целью формирования у них как представителей «помогающих профессий» компетенций по профилактике остракизма в учебных классах, группах и семье; обеспечению охраны детей и подростков от психологических, нравственных и иных опасностей; оказанию психологической и педагогической помощи остраки-руемым детям и подросткам.
Литература
1. Бейт М. Периодическая таблица феминизма. М., 2021.
2. Бехтерев В.М. Внушение и ее роль в общественной жизни. ЕЕ Медиа, 2012.
3. Бойкина Е.Э. Агрессия квозь призму социального остракизма // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 3. С. 60-67.
4. Бойкина Е.Э. Остракизм и родственные феномены: обзор зарубежных исследований // Психология и право. 2019. Т. 9. № 3. С. 127-140.
5. Виктимность и виктимологическая профилактика: Мат. круглого стола. Тверь, 2019.
6. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М., 2000.
7. КрайгГ., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. СПб: Питер, 2020.
8. Ламотт Э. Птица за птицей. Заметки о писательстве и жизни в целом. 3-е изд. М., 2019.
9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288-318.
10. Малкина-Пых И.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы. М.: Эксмо, 2010.
11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2006.
12. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 15-29.
13. Саган К. Голубая точка. Космическое будущее человечества = Pale Blue Dot. A Vision of the Human Future in Space. М., 2016.
14. Цукер К.Дж., Брэдли С.Дж. Расстройства тендерной идентичности и психосексуальные проблемы у детей и подростков. М.: ИД «Городец», 2020.
15. Carter-Sowell A.R. Chen Z, Williams K.D. Ostracism increases social susceptibility // Social Influence. 2008. Vol. 3. №. 3. P. 143-153.
16. Orders to shoot (a camera): effect of ostracism on obedience / P. Riva [et al.] // The Journal of Social Psychology. 2014. Vol. 154. № 3. P. 208-216.
17. Knapton H.M. The recruitment and radicalisation of western citizens: does ostracism have a role in homegrown terrorism? // Journal of European Psychology Students. 2014. Vol. 5. № 1. P. 38-48.
18. Wesselmann E.D., Williams K.D. The potential balm of religion and spirituality for recovering from ostracism // Journal of. Management, Spirituality, and Religion. 2010. Vol. 7. № 1. P. 29-45.
19. Williams K.D. Ostracism // The Annual Review of Psychology. 2007. Vol. 58. P. 425-452.
20. Williams K.D., Wheeler L., Harvey J. Inside the social mind of the ostracizer / Eds. J. Forgas, K. Williams, & L. Wheeler // The social mind: Cognitive and motivational aspects of interpersonal behaviour. New York, 2001.
References
1. Beyt M. Periodicheskaya tablitsa feminizma. M., 2021.
2. Bekhterev V.M. Vnusheniye i eye rol' v obshche-stvennoy zhizni. EE Media, 2012.
3. Boykina E.E. Agressiya kvoz' prizmu sotsial'nogo ostrakizma // Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya. 2019. T. 8. № 3. S. 60-67.
4. Boykina E.E. Ostrakizm i rodstvennyye fenomeny: obzor zarubezhnykh issledovaniy // Psikhologiya i pravo. 2019. T. 9. № 3. S. 127-140.
5. Viktimnost' i viktimologicheskaya profilaktika: Mat. kruglogo stola. Tver', 2019.
6. Efremova T.F. Novyy slovar' russkogo yazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'nyy. M., 2000.
7. Krayg G., Bokum D. Psikhologiya razvitiya. 9-e izd. SPb: Piter, 2020.
8. Lamott E. Ptitsa za ptitsey. Zametki o pisatel'stve i zhizni v tselom. 3-e izd. M., 2019.
9. Lichko A.E. Psikhopatii i aktsentuatsii kharaktera u podrostkov. // Psikhologiya individual'nykh razlichiy. Teksty / Pod red. Yu.B. Gippenreyter, V.Ya. Romanova. M.: Izd-vo MGU, 1982. S. 288-318.
10. Malkina-Pykh I.G. Viktimologiya. Psikhologiya povedeniya zhertvy. M.: Eksmo, 2010.
11. OzhegovS.I., ShvedovaN.Yu. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka. M., 2006.
12. Petrovskiy A.V. Problema razvitiya lichnosti s pozitsiy sotsial'noy psikhologii // Voprosy psikhologii. 1984. № 4. S. 15-29.
13. Sagan K. Golubaya tochka. Kosmicheskoye bu-dushcheye chelovechestva = Pale Blue Dot. A Vision of the Human Future in Space. M., 2016.
14. TsukerK.Dzh., Bredli S.Dzh. Rasstroystva gen-dernoy identichnosti i psikhoseksual'nyye problemy u detey i podrostkov. M.: ID «Gorodets», 2020.
15. Carter-Sowell A.R. Chen Z., Williams K.D. Ostracism increases social susceptibility // Social Influence. 2008. Vol. 3. №. 3. P. 143-153.
16. Orders to shoot (a camera): effect of ostracism on obedience / P. Riva [et al.] // The Journal of Social Psychology. 2014. Vol. 154. № 3. P. 208-216.
17. Knapton H.M. The recruitment and radicalisation of western citizens: does ostracism have a role in homegrown terrorism? // Journal of European Psychology Students. 2014. Vol. 5. № 1. P. 38-48.
18. Wesselmann E.D., Williams K.D. The potential balm of religion and spirituality for recovering from ostracism // Journal of. Management, Spirituality, and Religion. 2010. Vol. 7. № 1. P. 29-45.
19. Williams K.D. Ostracism // The Annual Review of Psychology. 2007. Vol. 58. P. 425-452.
20. Williams K.D., Wheeler L., Harvey J. Inside the social mind of the ostracizer / Eds. J. Forgas, K. Williams, & L. Wheeler // The social mind: Cognitive and motivational aspects of interpersonal behaviour. New York, 2001.