УДК 371.4
й01: 10.23951/2307-6127-2020-6-73-81
ВЛИЯНИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Т. С. Борисова1 Е. А. Зорина2, Е. Е. Сартакова3
1 Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва
2 Светлоградский педагогический колледж, Светлоград
3 Томский государственный педагогический университет, Томск
Проблема агрессивного поведения стала объектом широкого научного и практического обсуждения. Предлагается анализ отдельных аспектов содержания феномена агрессии, выделяются особенности подростковой агрессии. Приводятся результаты длительного изучения уровня агрессивности подростков и молодежи. Отмечается, что нарушения в сфере межличностных отношений подростков играют приоритетную роль в развитии отклоняющегося поведения; общение формирует конкретную модель поведения, оказывая порой влияние на совершение действий не всегда конструктивного характера; развитие навыков позитивного общения находится в поле влияния субъектов образовательной практики и является важнейшим фактором предупреждения агрессии подростков. Педагогически целесообразными действиями в части позитивного личностного становления является оптимизация взаимодействий участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, социальных партнеров). Основными направлениями педагогической профилактической работы, с точки зрения авторов, являются: учет особенностей семьи каждого подростка как необходимое условие эффективной работы педагога; менеджмент классной ситуации и наблюдения за отношениями детей, что дает возможность предотвратить проявление агрессии в группе; обеспечение безопасности в образовательном учреждении посредством формирования социально-психологического комфорта учеников и педагогов; проецирование через СМИ и интернет конструктивных образцов мирного урегулирования конфликтов; интегрирование детей в систему социальных связей как в школе, так и вне, применяя социально-педагогические технологии; целенаправленное воспитательное воздействие на молодежь и работа с семьей в направлении устойчивых ориентаций на правомерное поведение рассматривается как значимый фактор предупреждения агрессии.
Ключевые слова: подростки, агрессия, общение, субъекты образовательной практики.
Проблема агрессивного поведения стала объектом широкого научного и практического обсуждения. Проблемы агрессии широко изучают психологи, социологи, антропологи, педагоги, политологи. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что в отечественной науке достаточно четко прослеживается тенденция к выделению понятий «агрессия» и «агрессивность» и их четкому разграничению [1-7]). Определяя агрессию как индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, или ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей, современные исследователи рассматривают агрессивность с разных позиций. Т. Г. Румянцева [8] рассматривает агрессивность как форму соци-
ального поведения, так как агрессивное поведение человека осуществляется в контексте социального взаимодействия. К примеру, Л. М. Семенюк [9], говоря об агрессивности в личностных характеристиках подростка, определяет ее как форму протеста против непонимания взрослых, как результат неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. А. А. Реан [10] понимает под агрессивностью такое свойство личности, которое выражается в готовности к агрессии. Можно констатировать следующее: с одной стороны, исследователи разрабатывают собственные подходы к пониманию феномена агрессии, а с другой - существуют общие представления об агрессии как отклонение от нормы, установленной в обществе, это вид поведения, форма реагирования на физические и психологические отношения, которые доставляют человеку отрицательные эмоции.
Агрессивное поведение наиболее ярко проявляется в подростковом возрасте, так как данный период является сенситивным для проявления агрессивности. В подростковом возрасте агрессия обусловлена рядом причин, связанных с биологическими, психологическими и физиологическими изменениями, неопределенностью социального положения. Агрессивное поведение подростков может формироваться из-за ряда факторов, связанных с ближайшим окружением подростков - это семья (общекультурный и образовательный уровень членов семьи, их потребности и установки, состояние здоровья, а также внутрисемейные отношения); группы сверстников; образовательные учреждения, в которых ребенок пребывает длительное время; традиции и законы данной культуры; средства массовой информации.
При этом необходимо учитывать и внешние факторы возникновения агрессивности: социально-экономические, определяющие уровень жизнедеятельности социума, его стабильность, различные нормы и др. Соответственно, подростковая агрессия, с точки зрения ряда ученых, есть следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливости [3].
Изучением видов агрессии занимались А. Басс и А. Дарки, Б. Г. Мещеряков, Х. Хеккау-зен и многие другие отечественные и зарубежные ученые. В современном научном знании выделяют два вида агрессии - доброкачественно-адаптивную и деструктивно-дезадаптив-ную. Для развития личности подростка более опасным является не непосредственно агрессивное поведение, а результат и реакция окружающих на проявление агрессии. В настоящее время существуют различные классификации агрессии (основания: направленность, причина возникновения, целеполагание, открытость, форма проявления и др.). К примеру, А. Басс и А. Дарки помимо физической, косвенной и вербальной агрессии выделяют склонность к раздражению - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость); негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев; обида -зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия; подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред; чувство вины - выражает возможное убеждение в том, что респондент является плохим человеком.
Наиболее оптимальными с точки зрения нашего исследования являются положения об агрессивности Т. Г. Румянцевой [8]. Это позволяет нам рассматривать агрессивность как форму социального поведения, осуществляемого в контексте социального взаимодействия. Очень часто агрессивные действия совершаются вследствие несформированности навыков общения или из-за ошибочной их интерпретации. Особенности взаимоотношений с роди-
телями, сверстниками, другими взрослыми и т. п. могут являться предпосылкой возникновения агрессивного поведения у подростков.
Анализ практики профилактической деятельности в образовательных организациях показал, что первым этапом профилактической работы является диагностический. Второй этап - коррекционный, который предусматривает социально-педагогическую и психолого-педагогическую работу с детьми в течение всего периода обучения. Повторные диагностики проводятся с целью корректировки воспитательной деятельности, форм, методов и технологий работы.
С целью выявления агрессивности подростков нами проведены тесты на выявление агрессивности по методике Басса - Дарки (опросник исследования уровня агрессивности на русском языке стандартизирован А. А. Хваном, Ю. А. Зайцевым и Ю. А. Кузнецовой), на наличие буллинга и выявление личностной шкалы проявления тревоги на базе опытно-экспериментальной площадки ГБПОУ «Светлоградский педагогический колледж». В 2019/20 учебном году в обследовании по всем методикам приняли участие 130 человек. Результаты исследований наличия видов агрессии по методике Басса - Дарки показали, что к проявлению агрессии склонны 90 человек (69 % от общего числа обследуемых). В предыдущем году из 111 человек, склонных к агрессии оказалось 48 человек, что соответствует 43 %. Анализ результатов показал, что физическая агрессия проявляется у 13 человек (9 %), косвенная агрессия - у 32 (25 %), раздражение - у 8 (6 %), негативизм - у 17 (13 %), обида - у 16 (12 %); подозрительность - у 26 (20 %), вербальная агрессия - у 27 человек (21 %).
Исследование выявило наличие всех видов агрессии. Результаты анализа каждой конкретной группы показали, что в четырех группах наибольший процент набирает косвенная агрессия, в одной группе вербальная и в одной - вербальная, негативизм. Обобщая данные, можно отметить, что у подростков преобладает высокий уровень проявления косвенной и вербальной агрессии, подозрительности, негативизма и обиды. Эти данные служат основой коррекционной работы и используются в практике психологического консультирования, в социально-педагогической работе педагогического коллектива.
Вызывают тревогу данные результатов изучения статуса студента в коллективе (методика «Социометрия»). Было установлено, что лидеров среди студентов первого курса -14 %, отвергаемых - 16 %, в категорию «изгои» отнесено 4,3 %. Исследования зафиксировали, во-первых, взаимосвязь остракизма (игнорирование) с агрессивной ответной реакцией, а, во-вторых, то, что сам социальный остракизм может принимать форму агрессии [1, с. 60], но в отличие от буллинга он часто внешне не очень выражен, однако осложняет субъектам взаимодействия «его идентификацию и предотвращение» [5, с. 62].
Подросток по-разному может реагировать на игнорирование в группе. Одной из самых ярких и демонстративных форм проявления социального остракизма является буллинг. По результатам проведенной нами диагностики установлено, что в колледже нет буллинга 1-го типа, т. е. непосредственно систематических издевательств и насилия, но выявлен бул-линг 2-го типа - это отдельные события в жизни подростка, которые он оценивает как несправедливое, жестокое отношение к нему. Так в группе 1 «А» 12 человек сталкивались с проявлениями буллинга (48 % от общего числа опрошенных); в группе 1 «Б» - 5 человек (20 %); группе 1 «В» - 1 человек (4 %); группе 1 «Г» - 3 человека (12 %); в группе 1 «П» -3 человека (6 %).
Анализ взаимоотношений в группах показал, что значительное число детей сталкиваются с травлей, и это - отклонение от нормы принятых взаимоотношений.
Сегодня наблюдаются особо опасные тенденции: усиление жестокости среди несовершеннолетних, возрастание угрозы непосредственных нападений на улице и в собственных
квартирах. Общее число несовершеннолетних правонарушителей, возраст которых не достиг 15 лет, составляет 14 800. Согласно статистике надзорного ведомства, ежегодно несовершеннолетними или при их участии совершается более 40 тыс. преступлений. Около двух третей несовершеннолетних, совершивших преступления в 2019 г., - это лица в возрасте 16-17 лет (63,7 %). Доля лиц в возрасте 14-15 лет - 36,3 %. В подростковом возрасте чаще всего именно группа сверстников становится источником моделей поведения, в том числе и противоправных. По данным надзорного ведомства, на преступления несовершеннолетние чаще всего идут группой (47,1 %). Генпрокуратура среди типичных психологических черт личности несовершеннолетнего преступника отмечает социальную деформацию и дезадаптацию, плохое осознание, пренебрежение или игнорирование принятых в обществе правил социального взаимодействия [4]. Основными причинами вхождения подростков в различные субкультуры (АУЕ, винишко-тян, воркаутеры) являются: отсутствие внимания в семье, игнорирование группой сверстников, ощущение одиночества, проблемы в образовательной организации. В субкультурных объединениях подросток осваивает вместе с другими нормы, ценности, стили взаимодействия членов сообщества. Растет количество эпизодов проявлений агрессии и насилия в образовательных учреждениях. Агрессивные противоправные действия совершают подростки, проживающие в различных регионах страны, как в городе, так и в сельской местности, о чем свидетельствуют данные открытых источников: ученик коррекционного класса общеобразовательной школы № 1 города Стер-литамака зашел в кабинет информатики, где находились его одноклассники, порезал руку одной из учениц, а также нанес ножевое ранение учителю. Затем он разлил горючее вещество и поджег его. Пострадало четыре человека. В Бурятии девятиклассник с топором и коктейлем Молотова ворвался в кабинет, где проходил урок русского языка у седьмого класса. Пострадали шесть учеников и учительница. В школе поселка Смольное Челябинской области ученик девятого класса ранил ножом одноклассника, мальчик госпитализирован. В Перми двое школьников напали с ножами на учащихся своей школы. Пострадали 15 человек, в том числе учительница.
Явления агрессии возникают в процессе общения, в том числе в реализации социальных отношений субъектов образовательной деятельности. Образовательный процесс является одним из важнейших механизмов социальной стратификации и селекции, обеспечивающих непрерывный процесс формирования социальной структуры общества в каждом годовом образовательном цикле. В рамках образовательной деятельности, требующей оценивания результатов учебных достижений, возникают негативные психологические явления, вызванные неготовностью личности к принятию социальной позиции, стихийно формируемой в процессе множественных социальных контактов взрослых и детей. Скрытый внутренний протест или открытое асоциальное поведение в отношении более успешных сверстников - нередкое явление. Как показало исследование, подростки встречаются с рядом трудностей: в учебной деятельности (55 % опрошенных), в общении с группой (11 %), в общении с преподавателями (5 %), никаких трудностей не испытывают 26 % респондентов. Многие подростки испытывают трудности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Соответственно, навыки оценки уровня и качества коммуникации между детьми, взрослыми - важнейший фактор предупреждения агрессии [11].
Организация досуговой деятельности - необходимое условие предотвращения агрессии. В подростковом возрасте резко возрастает значение коллективных социально значимых дел. Мы проанализировали занятость детей в свободное от учебы время и палитру предоставляемых возможностей для реализации потребностей подростков. В нашем исследовании на вопрос «Какие кружки и (или) секции в колледже Вы посещаете?» 41 человек (35%) отве-
тил, что не посещает никакие кружки; 26 опрошенных (22 %) активно участвуют во внеклассных мероприятиях; 76 респондентов (65 %) - изредка, никогда - 15 человек (13 %). Большая часть детей предоставлена сама себе в свободное от занятий время. Чаще всего это дети, которые игнорируются сверстниками. Важно найти подход к подросткам и предоставить возможность проявить себя, скажем, в качестве организатора или разработчика проекта. Приведем пример умелого формирования педагогом взаимопониманий между всеми подростками в группе. Подросток Т. до поступления в колледж стоял на учете в детской комнате милиции, в колледже учился очень плохо, однако его не задирали. Если кто-то из другой группы пытался нелестно отозваться о нем, то ответ был такой: «А вы знаете, он отлично рисует и он надежный друг». Прошло несколько лет, и этот юноша стал известным, самобытным художником. В каждом своем ученике педагог видел талантливого ребенка - каждый ребенок должен находиться в поле влияния преподавателя.
В ходе опытно-экспериментальной работы система воспитания в колледже реализовы-валась через программные модули: «Профессия», «Мой дом - Россия», «Мир во мне и мир во вне», «Здоровый образ жизни». Кроме того, было предложено 10 дополнительных обще-развивающих программ и созданы условия для участия студентов в акциях, мероприятиях не только на базе образовательной организации, но и в городских, районных, краевых и всероссийских. Подчеркнем, что организованный досуг (что очень важно для подростков) формирует позитивные отношения как в среде подростков, так и во взаимодействии со взрослыми. Возникает вопрос: почему же дети, склонные к агрессивному поведению, чаще всего игнорируют мероприятия, если они не являются обязательными? Однозначного ответа на этот актуальный вопрос нет, что обусловливает необходимость обращения к работам Л. С. Выготского об итогах и эффектах формально проведенных мероприятиях [12, 13]. Мы постарались это учитывать в организации досуга детей и предоставляли вариативность ведущей деятельности. Исследования подтвердили выводы Н. В. Терехиной [14] о том, что на выбор предпочитаемого занятия влияет мнение друзей, так как включение в конкретную группу для ребенка является наиболее важным.
Полагаем, что нарушения в сфере межличностных отношений подростков играют приоритетную роль в развитии отклоняющегося поведения. Подростки значительную часть времени проводят в школе, и именно в подростковом возрасте школьники самостоятельно (в отличие от учеников младших классов) выбирают круг общения, друзей. Для подростка очень важным является реализация потребностей: принятия сверстниками, самоутверждения, самореализации. Но данные потребности могут быть не реализованы, если подросток будет проявлять агрессию по отношению к сверстникам - одноклассникам. Подросток ведет себя с окружающими в соответствии с определенной моделью поведения, на формирование которой влияет ряд факторов - семья, которая может демонстрировать как позитивное, так и агрессивное поведение; образовательная организация - взаимодействие с субъектами образовательной деятельности и, прежде всего, со сверстниками, которые могут поощрять или не поощрять агрессию; и наконец, СМИ, интернет [15]. По нашему убеждению, несмотря на то, что в школе достаточно факторов, провоцирующих агрессивное поведение, также как и в социуме, главным субъектом, формирующим определенные модели поведения, остается семья. Именно образец отношений в семье, стиль семейного воспитания оказывают существенное влияние на агрессивность детей. К сожалению, на современном этапе развития системы образования субъекты воспитания не могут в полной мере предотвратить подростковую агрессивность, буллинг, суицид и другие проявления девиантного поведения. Меропри-ятивность воспитательной деятельности результатов не дает и не даст, если она не будет создать возможности для возникновения развернутой деятельности самого подростка, способ-
ствовать формированию межличностных позитивных отношений и решать важнейшую задачу развития обучающихся на данном возрастном этапе - становление взрослости. Научному сообществу и практикам предстоит решать ряд социально значимых проблем по предотвращению агрессии в подростковой среде. На первое место выходит:
- развитие навыков позитивного общения, которое является важнейшим инструментом взаимодействия и может формировать конкретную модель поведения, оказывая порой влияние на совершение действий (не всегда конструктивного характера);
- повышение воспитательного потенциала семьи, так как именно в семье и прежде всего в семье формируются навыки общения (не должна возникать ситуация, когда в семье родителям некогда заниматься воспитанием детей по разным причинам - занятость на работе, алкоголизация семьи и т. п.).
Молодежь все время находится в зоне риска, и проблема подростковой агрессии имеет не только теоретическое, но, в первую очередь, практическое значение. Необходимо дать молодым людей прочную социально значимую ценностную базу, которая стала бы базой для конструктивного процесса взаимодействия, взросления и развития посредством совместных воспитательных взаимодействий семьи, образовательных организаций, государства, бизнес-сообществ. Образовательное учреждение и семья - важнейшие социальные институты, осуществляющие воспитание детей. Эффективный результат этой деятельности во многом зависит от их взаимодействия, от их совместной работы по воспитанию подрастающего поколения. Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
- педагогически целесообразными действиями в части формирования у подростков позитивного развития необходима оптимизация взаимодействий между всеми участниками образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, социальных партнеров);
- содержание психолого-педагогической работы с подростками, склонными к проявлению агрессии, предусматривает на практике реализацию следующих направлений: диагностического - для выявления у подростков динамики уровня агрессивности и причин ее возникновения, и коррекционного;
- основными направлениями педагогической профилактической работы, как показали результаты анализа практической деятельности педагога, являются: учет особенностей семьи каждого подростка как необходимое условие эффективной работы педагога; менеджмент классной ситуации и наблюдения за отношениями детей, что дает возможность предотвратить проявление агрессии в группе; обеспечение безопасности в образовательном учреждении посредством обеспечения социально-психологического комфорта учеников и педагогов; проецирование через СМИ, интернет конструктивных образцов мирного урегулирования конфликтов; интеграция детей в систему социальных связей как в школе, так и вне, применяя социально-педагогические технологии; целенаправленное воспитательное воздействие на молодежь и работа с семьей в направлении устойчивых ориента-ций на правомерное поведение. Последнее рассматривается как значимый фактор предупреждения агрессии.
Статья подготовлена в рамках государственного задания на 2020 г. ФГБНУ ИИДСВ РАО №-073-00032-20-00.
Список литературы
1. Агрессия у детей и подростков: учеб. пособие / под ред. Н. М. Платоновой. СПб.: Речь, 2006. 336с.
2. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 448 с.
3. Колосова С. Л. Развитие личности детей с агрессивным поведением в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту: дис. ... д-ра психол. наук. М.: МГУ, 2006. 397 с.
4. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студентов психологических факультетов университетов. М.: Академия, 2003. 448 с.
5. Бойкина Е. Э. Агрессия сквозь призму социального остракизма // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8, № 3. С. 60-67. DOI: 10.17759/jmfp.2019080307.
6. Насилие и жестокое обращение с детьми: источники, причины, последствия, решения / под ред. Е. Н. Волковой. Н. Новгород: Папирус, 2011. 234 с.
7. Насилие над детьми в Европе. URL: http://www.sdelanounih.ru/nasilie-nad-detmi-v-evrope (дата обращения: 20.07.2020).
8. Румянцева Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 81-87.
9. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учеб. пособие. М.: Московский психол.-соц. ин-т; Флинта, 1998. 96 с.
10. Реан А. А. Профилактика агрессии и асоциальности несовершеннолетних // Национальный психологический журнал. 2018. № 2 (30). С. 3-12.
11. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1998. 256 с.
12. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3: Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
13. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. 671 с.
14. Терехина Н. В. Ведущая деятельность подросткового возраста с точки зрения основных задач развития // Психологическая наука и образование. 2010. № 5. С. 43-51.
15. Чеккуева З. Н. Речевая агрессия педагога как деструктивный фактор межличностных взаимодействий в системе «учитель - ученик» // Вестн. Карачаево-Черкесского гос. ун-та им. У Д. Алиева. 2016. № 8. С. 49-52.
Борисова Татьяна Сергеевна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Институт изучения детства, семьи и воспитания, Российская академия образования (ул. Жуковского, 16, Москва, Россия, 105062). E-mail: [email protected]
Зорина Елена Александровна, кандидат педагогических наук, заместитель директора Светлог-радского педагогического колледжа (ул. Кузнечная, 285, Светлоград, Россия, 356530). E-mail: [email protected]
Сартакова Елена Евгеньевна, доктор педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 06.08.2020
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-6-73-81
THE INFLUENCE OF PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL PRACTICE ON THE MANIFESTATION OF TEENAGERS' AGGRESSION
T. S. Borisova1, E. A. Zorina2, E. E. Sartakova3
1 Russian Academy of Education, Moscow, Russian Federation
2 SvetlogradPedagogical College, Svetlograd, Russian Federation
3 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
The problem of aggressive behavior has become the subject of extensive scientific and practical discussion. The article offers an analysis of individual aspects of the content of the phenomenon of aggression, highlights the features of teenage aggression. The results of a long-term study of the level of aggressiveness of adolescents and youth are presented. It is
noted that violations in the sphere of interpersonal relations of adolescents play a priority role in the development of deviant behavior; communication forms a specific model of behavior, sometimes influencing the performance of actions that are not always constructive; the formation of positive communication skills is in the field of influence of subjects of educational practice and is the most important factor in preventing adolescent aggression. The authors point out that pedagogically expedient actions in terms of shaping positive development in adolescents is to optimize interactions between all participants in the educational process (children, parents, teachers, social partners). The main directions of pedagogical preventive work, from the point of view of the authors, are: taking into account the characteristics of the family of each teenager as a necessary condition for the effective work of a teacher; management of the classroom situation and monitoring the relationships of children, which makes it possible to prevent the manifestation of aggression in the group; ensuring safety in an educational institution through the formation of social and psychological comfort of students and teachers; projecting constructive models of peaceful settlement of conflicts through the media and the Internet; integrating children into the system of social ties both at school and outside, using social and educational technologies; purposeful educational influence on youth and work with the family in the direction of stable orientations on lawful behavior is considered as a significant factor in preventing aggression.
Keywords: adolescents, aggression, communication, subjects of educational practice.
Referenees
1. Agressiya u detey i podrostkov: uchebnoye posobiye [Aggression in children and adolescents. Tutorial]. Saint Peterburg, Rech' Publ., 2006. 336 p. (in Russian).
2. Zakharov A. I. Proiskhozhdeniye detskikh nevrozov i psikhoterapiya [The origin of childhood neuroses and psychotherapy]. Moscow, EKSMO-Press Publ., 2000. 448 p. (in Russian).
3. Kolosova S. L. Razvitiye lichnosti detey s agressivnym povedeniyem v period perekhoda ot doshkol'nogo k mladshemu shkol'nomu vozrastu [The development of the personality of children with aggressive behavior during the transition from preschool to primary school age]. Moscow, 2006. 397 p. (in Russian).
4. Ovcharova R. V. Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya: uchebnoye posobiye dlya studentov psikhologi-cheskikh fakul 'tetov universitetov [Practical psychology of education: textbook manual for students of psychological faculties of the universities]. Moscow, Akademiya Publ., 2003. 448 p. (in Russian).
5. Boykina E. E. Agressiya skvoz' prizmu sotsial'nogo ostrakizma [Aggression through the prism of social ostracism]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya - Modern foreign psychology, 2019, no. 8/3, pp. 60-67 (in Russian).
6. Volkova E. N. (ed.) Nasiliye i zhestokoye obrashcheniye s det'mi: istochniki, prichiny, posledstviya, resheniya [Violence and Child Abuse: Sources, Causes, Consequences, Solutions]. Nizhniy Novgorod, Papirus Publ., 2011. 234 p. (in Russian).
7. Nasiliye nad det'mi v Evrope [Violence against children in Europe]. Sdelano u nikh [Made by them]. URL: http:// www.sdelanounih.ru/nasilie-nad-detmi-v-evrope (accessed 25 June 2020).
8. Rumyantseva T. G. Ponyatiye agressivnosti v sovremennoy zarubezhnoy psikhologii [The concept of aggressiveness in modern foreign psychology]. Voprosypsikhologii - Voprosy Psychologii, 1991, no. 1, pp. 81-87 (in Russian).
9. Semenyuk L. M. Psikhologicheskiye osobennosti agressivnogo povedeniya podrostkov i usloviya ego korrektsii: uchebnoye posobiye [Psychological features of aggressive behavior in adolescents and the conditions for its correction: textbook]. Moscow, Moskovskiy psikhologo-sotsial'nyy institut: Flinta Publ., 1998. 96 p. (in Russian).
10. Rean A. A. Profilaktika agressii i assotsial'nosti nesovergennoletnykh [Prevention of aggression and association of minors]. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal - National Psychological Journal, 2018, no. 2 (30), pp. 3-12 (in Russian).
11. Kon I. S. Psikhologiya ranneyyunosti [Psychology of early adolescence]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1998. 256 p. (in Russian).
12. Vygotskiy L. S. Sobraniye sochineniy: v 6 t. T. 3. Problemy razvitiya psikhiki [Collected works: In 6 volumes. V. 3. Problems of the development of the psyche]. Moscow, PedagogikaPubl., 1983. 256 p. (in Russian).
13. Vygotskiy L. S. Pedagogicheskayapsikhologiya [Pedagogical psychology]. Moscow, AST: Astrel': Lyuks Publ., 2005. 671 p. (in Russian).
14. Terekhina N. V Vedushchaya deyatel'nost' podrostkovogo vozrasta s tochki zreniya osnovnyh zadach razvitiya [Leading activities of adolescence from the point of view of the main tasks of development]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye - Psychological Science and Education, 2010, no. 5, pp. 43-51 (in Russian).
15. Chekkueva Z. N. Rechevaya agressiya pedagoga kak destruktivnyy faktor mezhlichnostnykh vzaimodeystviya v sisteme "uchitel'-uchenik" [Teacher's speech aggression as a destructive factor of interpersonal interaction in the "teacher-student" system]. Vestnik Karachaevo-Cherkesskogo gosudarstvennogo universiteta im. U. D. Alieva, 2016, no. 8, pp. 49-52 (in Russian).
Borisova T. S., Candidate of Pedagogical Sciences, Leading Researcher, Institute for the Study of Childhood, Family and Upbringing of the Russian Academy of Education (ul. Zhukovskogo, 16, Moscow, Russian Federation, 105062). E-mail: [email protected]
Zorina E. A., Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Director of the Svetlograd Pedagogical College (ul. Kuznechnaya, 285, Svetlograd, Russian Federation, 356530). E-mail: [email protected]
Sartakova E. E., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]