Научная статья на тему 'Правовые и этическо-нравственные способы самоочищения в дагестанском обществе'

Правовые и этическо-нравственные способы самоочищения в дагестанском обществе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
87
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗГНАНИЕ / ОБЩИНА / СПОСОБ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО САМООЧИЩЕНИЯ / ДАГЕСТАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОСТРАКИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мусаева Асма Гаджиевна

В статье поднимаются проблемы обеспечения динамической стабильности в обществе и профилактики социальных конфликтов на почве аморального поведения, приводится система мер, обеспечивающая морально-психологическую стабильность дагестанских народов. Во многих случаях эти меры носили превентивный характер, и наряду с ними, за серьезные нарушения общественных установлений были выработаны меры воздействия, довольно безапелляционные и жесткие. Одним из таких стимуляторов общественной жизни, стоявший на грани уголовного и гражданского права, был остракизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые и этическо-нравственные способы самоочищения в дагестанском обществе»

УДК 39

Мусаева Асма Гаджиевна

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Дагестанского государственного института народного хозяйства тел.8 928048677 Asma G. Musayeva associate professor of state and legal disciplines of the Dagestan state institute of a national economy ph. 89280486776

Правовые и этическо-нравственные способы самоочищения

в Дагестанском обществе

Legal and ethical - moral ways of self-purification in Dagestani society

Аннотация. В статье поднимаются проблемы обеспечения динамической стабильности в обществе и профилактики социальных конфликтов на почве аморального поведения, приводится система мер, обеспечивающая морально-психологическую стабильность дагестанских народов. Во многих случаях эти меры носили превентивный характер, и наряду с ними, за серьезные нарушения общественных установлений были выработаны меры воздействия, довольно безапелляционные и жесткие. Одним из таких стимуляторов общественной жизни, стоявший на грани уголовного и гражданского права, был остракизм.

Ключевые слова: изгнание, община, способ морально-нравственного самоочищения, Дагестанское общество, остракизм.

Abstract. The article highlights the problem of providing dynamic stability in the society and prevention of social conflicts on the grounds of immoral behaviour, is a system of measures for ensuring the moral and psychological stability of the Dagestani peoples. In many cases, these measures were preventive in nature, and along with them for serious violations of public institutions were developed measures rather dogmatic and rigid. One of these stimulants public life, standing on the verge of criminal and civil law was ostracism.

Keywords: exile, community in the way of moral self-purification, the Dagestani society, ostracism.

Богатство потеряешь - не беда -Все снова восстановишь Честь потеряешь - это навсегда-

Честь снова не найдешь.

В Дагестане и на всем Северном Кавказе издавна сосуществуют три основных нормативных регулятора: право, формирование и развитие которого связано с феодальным владетелем, Российской империей, затем советской и постсоветской Россией; мусульманское право; адат - право, основанное на обычае, традиции [2, с.33].

Экскурс в историческое прошлое многих народов (и не только дагестанских) показал наличие системы мер и способов морально-нравственного самоочищения общества. Наличие такой системы и периодическое обращение к ней являлись факторами, способствующими не только самосохранению этноса и обеспечению динамической стабильности в обществе, но и профилактике возможных социальных конфликтов на почве аморального поведения. Так, в традиционном дагестанском социуме сложилась поэтапная система мер, обеспечивавшая морально-психологическую стабильность в обществе. Во многих случаях эти меры носили превентивный характер, наряду с ними, за серьезные нарушения общественных установлений были выработаны меры воздействия, довольно безапелляционные и жесткие. Одним из таких стимуляторов общественной жизни, стоявший на грани уголовного и гражданского права был остракизм.

Остракизм (от греческого «черепок, скорлупа») — в Афинах и других городах Греции в 6—5 вв. до н.э. изгнание отдельных граждан, опасных для народа и государства, решавшееся путём тайного голосования в народном собрании посредством черепков, на которых писались имена изгоняемых. Если имя одного и того же человека написали 5000 и более человек, его изгоняли на 10 лет. Изгнанные (обычно на 10 лет) не лишались гражданских прав и собственности. Остракизму были подвергнуты Фемистокл, Аристид и Дамон (учитель Перикла).

Однако следует подчеркнуть, что остракизм — это не наказание за какое-либо деяние, а превентивная мера во избежание, например, захвата власти и т. п.[1]. В литературе часто этот термин ошибочно переводят как «суд черепков» (дословный перевод термина — «черепковать» или «вычерепковать»). В широком смысле остракизм — гонение, неприятие, отвержение, презрение со стороны окружающего общества.

Как утверждает Аристотель, обычай введён автором демократических реформ Клисфеном после свержения тирании Писистратидов, то есть около 508 г. до н. э., как профилактическая мера против возможных новых тиранов; однако фактически он начал действовать несколько позже, после Марафонской битвы, когда народ, по словам Аристотеля, «почувствовал себя увереннее». Первым изгнанным (в 487 г. до н. э.), действительно, оказался тесть бывшего тирана Гиппарх, сын Харма; Аристотель утверждает, что именно его и имел в виду Клисфен, когда вводил закон об остракизме (по гипотезе современного исследователя, Клисфен хотел лишь обезвредить этого деятеля и получить его поддержку, шантажируя его угрозой изгнания

— поэтому остракизм и не применялся на практике первые 20 лет [2]). Очень быстро остракизм превратился в метод решения межпартийных споров (Аристотель считает первой жертвой собственно партийной борьбы Ксантиппа, отца Перикла, изгнанного в 484 или 483 г.). В этом смысле остракизм содействовал стабильности афинской демократии; его отрицательная роль заключалась в том, что он устранял от общественной и военной деятельности многих выдающихся лиц.

В разное время остракизму были подвергнуты Аристид Справедливый, Фемистокл, Кимон; черепки с их именами, как и с именем Перикла и других, менее видных деятелей, были найдены при археологических раскопках в Афинах. Иногда такие черепки содержат любопытные приписки, мотивирующие позицию голосующего: например на одном черепке рядом с именем Аристида приписано: «брат Датиса» (персидский полководец в Марафонской битве), с намёком на его якобы проперсидскую ориентацию. Широко известен анекдот о том, как Аристид по просьбе неграмотного крестьянина написал для него на черепке своё собственное имя.

Мотивы остракизма у разных народов в процессе исторического развития расходились в зависимости от экономических и морально-психологических приоритетов в обществе. Остракизм у дагестанских народов соответственно имел свои специфические особенности, обусловленные местными морально-этическими, социально-экономическими и иными отличительными чертами. Как социальное явление, остракизм возник в результате общественных потребностей и трансформировался вместе с обществом. Поэтому остракизм начала XIX в., и то же явление во второй его половине, значительно расходятся как по форме, так и по мотивации. Кроме того, остракизм существовал независимо от социального строя, как в феодальном государстве (например, шамхальство Тарковское или Аварское ханство), так и в любом союзе сельских обществ, поскольку отречение от порочного члена могло происходить одинаково.

Термин "остракизм" происходит от древнегреческого слова "острака", т.е. черепок (своеобразный бюллетень), на котором записывали имя подвергаемого изгнанию.

Остракизм в Дагестане предусматривал две формы избавления от порочного члена: течение жизни и физическое отчуждение путем изгнания из своей среды. Остановимся более подробно на причинах остракизма в традиционном дагестанском обществе [1, с. 140].

Известно, что такие острые социальные конфликты, как убийство, нанесение ран и увечий, похищение женщин или же межобщинные конфликты на почве нарушения границ и так далее, как правило, в большинстве случаев завершались мировою (маслаатом), ведущую роль играли третейские судьи и народная дипломатия. Однако были случаи, когда разрешение конфликтных ситуаций путем вмешательства третейской стороны еще не предусматривалось. К таким конфликтам, например, относилось убийство вообще и по восходящей линии в особенности, за такие

убийства, как правило, в большинстве дагестанских обществ предусматривался остракизм [3, с.130]. Вот как в подобном случае вершилось правосудие в кумыкских обществах. «Когда убивали: отец сына или сын отца, или старший брат младшего, или младший старшего, или мать, или сестру и если за кровь вступиться не было между ними близких людей, то тогда в этого убийцу весь народ стрелял из ружья с проклятиями.

Члена тухума (рода), ведущего порочный образ жизни, в некоторых обществах изгоняли из тухума или джамаата (общины) в зависимости от содеянного, а в других - дозволялось его лишить жизни, и такой порядок в отдельных дагестанских обществах в XIX в. Сохранялся [2, с.63]. Были также общества, в которых предусматривалось обязательное изгнание аморального члена из своего тухума или джамаата, и такая процедура была кодифицирована в нормах обычного права этих обществ.

В дагестанских обществах изгою также формально не отказывали в гостеприимстве, но в то же время возмутитель спокойствия, неугодный в своем тухуме или джамаате, также не нужен был в любом другом сообществе. У горцев такого называли «апараг», то есть пришелец, и соответственно к нему относились. У аварцев по отношению к таким пришельцам сложилась поговорка «Апарагасул рукъ - росу раг1алда, хоб -хабал раг1алда», означавшая - «дом пришельца - на окраине села, и могила -на краю кладбища» [5, с.27]. В положении пришельцев, в зависимости от содеянного преступления, чаще всего оказывались кровники.

Помимо физического остракизма, безнравственного члена тухума или джамаата в горских обществах могли подвергнут моральному остракизму. Так, он не мог баллотироваться на выборные должности в джамаате или же присягать за себя и быть соприсягателем для очищения близких при судопроизводстве. Также члены джамаата избегали с порочным членом вступать в брачные, торговые или иные деловые отношения, и таким образом происходило нравственное самоочищение и поддержание чистоты в социокультурном пространства на микро- и макроуровнях [4, с. 68].

Литература:

1. Анчабадзе Ю. Д. Остракизм на Кавказе // Советская этнография. 1979.

№ 5.

2. Бекишиева С.Р. Правовая система Дагестана: вопросы теории и практики: Монография. Махачкала: Издательство ДНЦРАН, 2005.

3. Леонтович Р. И. Адаты Кавказских горцев. В 2т. Одесса, 1882.

Т.2.

4. МагомедсалиховХ.Г.МусаеваА.Г.Традиции остракизма в дагеста нском обществе // Восток.№ 6. 2010.

5. Мусаева А.Г. Изгнание из общины как способ морально-нравственного самоочищения в Дагестанском обществе. Статья опубликована в Международной заочной онлайн-конференции. "Актуальные проблемы фундаментализации образования."

6. Памятники обычного права Дагестана XVII-XIX вв. Составитель ХашаевХ.-М. М., 1965. Literature:

1. Anchabadze Y. D. Ostracism in the Caucasus // Soviet Ethnography.

1979.

2. Bekisheva S. R. Legal system of Dagestan: theory and practice: Monograph. Makhachkala: Publishing center of the Russian Academy of Sciences, 2005.

3. Leontovich R. I. ADAT Caucasian mountaineers. In t Odessa, 1882.

So 2.

4. Magomedsalikhovich.G.Musaeva.G.The tradition of ostracism in Dagestani society /East/ no. 6. 2010.

5. Musaeva, A., expulsion from the community as a way of moral Self-purification in Dagestani society. Article published in the International correspondence of the online conference. "Actual problems of fundamentalization of education."

6. Monuments of customary law of Dagestan of the XVII-XIX centuries Compiled by Kashaev H.-M. M., 1965.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.