Научная статья на тему 'От предметности психических функций к предметному содержанию психологии'

От предметности психических функций к предметному содержанию психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
92
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
объяснения в психологии / психика как ориентировочная основа предметной активности / психофизиологическая пробле-ма / проблема «аффекта и интеллекта» / explanations in psychology / the psyche as an indicative basis of subject activity / psychophysiological problem / the problem of «affect and intelligence

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маланов С. В.

Обсуждаются причины, порождающие в системе психологических знаний логические круги в определениях и объяснениях. Рассматриваются возможности и направления анализа психики как процессов / функций, которые реализуются в качестве ориентировочной основы предметных взаимодействий организма с окружающей средой (окружающим миром). Анализируются отношения между физиологическими и психическими функциями. Показывается, как развитие ориентировочной основы взаимодействий организмов с предметными условиями связано с относительным разделением физиологических процессов / функций на обеспечение: а) поддержания динамического постоянства внутренней среды; б) функциональной подстройки под активные взаимодействия с предметными условиями окружающей среды. Намечается один из возможных путей преодоления «психофизиологической проблемы» и проблемы «аффекта и интеллекта».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the subject of mental functions to the subject content of psychology

The reasons that give rise to logical circles in definitions and explanations in the system of psychological knowledge are discussed. The possibilities and directions of the analysis of the psyche as processes (functions), which are implemented as a ten-tative basis for the object's interactions of the organism with the environment (the surrounding world), are considered. The relationship between physiological and mental functions is analyzed. It is shown how the development of an indicative basis for the interactions of organisms with object conditions is associated with the relative separation of physiological processes / functions to ensure: a) maintaining the dynamic constancy of the internal environment; b) functional adjustment for active interactions with objective environmental conditions. One of the possible ways to overcome the "psychophysiological problem" and the problem of "affect and intellect" is outlined

Текст научной работы на тему «От предметности психических функций к предметному содержанию психологии»

С. В. Маланов

От предметности психических функций к предметному содержанию

психологии

Сведения об авторе

Аннотация. Обсуждаются причины, порождающие в системе психологических знаний логические круги в определениях и объяснениях. Рассматриваются возможности и направления анализа психики как процессов / функций, которые реализуются в качестве ориентировочной основы предметных взаимодействий организма с окружающей средой (окружающим миром). Анализируются отношения между физиологическими и психическими функциями. Показывается, как развитие ориентировочной основы взаимодействий организмов с предметными условиями связано с относительным разделением физиологических процессов / функций на обеспечение: а) поддержания динамического постоянства внутренней среды; б) функциональной подстройки под активные взаимодействия с предметными условиями окружающей среды. Намечается один из возможных путей преодоления «психофизиологической проблемы» и проблемы «аффекта и интеллекта».

Ключевые слова: объяснения в психологии, психика как ориентировочная основа предметной активности, психофизиологическая проблема, проблема «аффекта и интеллекта».

Цитирование: Маланов С. В. От предметности психических функций к предметному содержанию психологии. Теоретичш до-лдження у психологи: монографiчна серя. Сост. В.О. Медшцев. Том 14. 2021. С. 2-17. 10.24412/2616-6860-2021-3-2-17.

Обсуждая любую психологическую проблему необходимо уточнять, как оппоненты определяют / выделяют психические явления, а также где и на каком материальном субстрате локализуют их исходные формы. Если такие определения игнорируются, то последующие обсуждения порождают потенциально бесконечные логические круги в определениях и объяснениях. Важно учитывать то, что обсуждения и дискуссии в психологии между представителями разных теоретических подходов могут иметь продуктивность, когда они ведутся не вокруг отдельных понятий, а по поводу понятийных систем, фиксирующих теоретические основания и предметную отнесенность определенных содержательных обобщений (Давыдов, 2000).

Вместе с тем и в обыденных и в научных представлениях сохраняются тенденции выделять психические процессы / функции и психические свойства, опираясь на языковые средства, которые складывались в истории человечества для описания наблюдаемых различий, характеризующих людей: а) в разнообразных взаимодействиях друг с другом; б) при организации и выполнении различных действий. Эти же языковые средства используются и для фиксирования гипотез о содержании ненаблюдаемых психических процессов и функций, позволяющих дать объяснения таким различиям (Рузавин,

1978; Ильясов, 1986). Например, способность субъекта к высокой сосредоточенности или избирательности при выполнении практических и умственных действий описывается с помощью слова / термина «внимание», и может объясняться гипотезой о наличии где-то в организме развитых процессов внимания. Еще пример: регистрация высокой успешности в решении математических задач может получить описание с помощью слов / терминов «интеллект», и объясняется гипотезами о внутриорганизменных интеллектуальных процессах, и т.д. Множество слов / терминов в психологии подобным образом стихийно используется и для описания разных особенностей феноменологии, поведения, результатов действий, и для их объяснения. Это неизбежно приводит к смешению содержания описательных и объяснительных понятий.

При этом и в научно-ориентированных исследованиях часто отмечается отсутствие прямых методов регистрации психических явлений. Психология может опираться на опытную регистрацию: а) рефлексивных самоотчетов; б) исполнительной части разнообразных действий и их результатов - «поведения»; в) физиологических процессов и функций. Для объяснения сходств и различий между людьми при регистрации таких

опытных данных и используются разнообразные гипотезы о скрытых ненаблюдаемых процессах, называемых психическими.

В связи с широким разнообразием объяснительных гипотез сохраняют актуальность призывы к интеграции психологического знания (Мазилов, 2015; Борги, Фини, 2020; Мединцев, 2020). Попытки такой интеграции часто ведут к объединению гипотез из разных теоретических систем на основе введения методологических принципов «взаимной дополнительности», «плюрализма», «диалогизма» и т.п. Это порождает внутреннюю противоречивость получаемых результатов, поскольку нельзя строить единую теорию на основе объединения разных исходных гипотез о сущности психических явлений, да еще и при постоянном смешении способов описательного и объяснительного использования слов/терминов. Общим принципом построения любой последовательной научной теории остается методологический «монизм», который базируется на выделении в объективной реальности относительно ясного предметного содержания, к которому можно будет обращаться с целью эмпирического подтверждения или опровержения теоретических гипотез (Науменко, 1968; Леонтьев, 2021).

Выделение психических функций / процессов и свойств на основе преимущественно феноменологических данных и соответствующих им определений наиболее часто склоняет исследователей к выдвижению гипотез о том, что где-то и как-то внутри организма могут продуцироваться и сохраняться образы, представления, понятия и соответствующие им внутриорганиз-менные процессы. Наиболее широко используемый в настоящее время способ построения подобных психологических теорий опирается на гипотезы о том, что на границах организма с окружающей средой существуют процессы избирательной селекции физических раздражителей (информации), которые, попадая внутрь организма и преобразуясь в нервные электрохимические импульсы, проходят обработку на основе нейрофизиологических функций. В современной теоретической трактовке динамика нейрофизиологических функций рассматривается как изоморфная процессам обработки информации. Протекающие внутри организма информационные процессы и рассматриваются в качестве психических или в качестве процессов таинственным образом порождающих психику (Андерсон, 2002; Ве-личковский, 2006). Выделяемые корреляционные связи между нейрофизиологическими процессами в различ-

ных отделах мозга и всевозможными феноменологическими и эмпирическими данными широко используются в качестве обоснования гипотезы о том, что «эволюционирующий мозг» порождает психику (Палмер, 2004; Фритт, 2014).

В качестве возможной альтернативы поиску психических функций внутри организма в советской психологии выдвигались гипотезы о психике, как «движении организма / субъекта по форме внешних объектов» (Леонтьев, 1965, 2012; Ильенков, 1997; Сурмава, 2012). Это направление построения общепсихологической теории может быть обозначено как системно-деятель-ностный культурно-исторический подход к анализу и объяснению психических явлений (Маланов, 2018). При

Что такое психика? Психические и

1. Задача научно-ориентированной психологии вывести формирующиеся в процессе эволюции у живых организмов психические функции из активных взаимодействий с предметными условиями окружающего мира, а не на основе феноменологического выделения различных психических функций, а затем поиска механизмов их порождения внутри организма / сознания / мозга (Леонтьев, 2000; Сурмава, 2012). Последнее может

этом важно заметить, что между «культурно-исторической теорией» и «психологической теорией деятельности» существует научная преемственность в выдвижении и опровержении гипотез о сущности психических явлений. Заметим также, что до настоящего времени сохраняется широкий диапазон разногласий между представителями этого направления психологии в связи с неточностью формулировок и противоречиями в использовании понятийно-терминологических средств в содержании текстов (Выготский, 1983; Леонтьев, 2000; Гальперин, 2002; Рубинштейн, 2008; Иванни-ков, 2010; Сурмава, 2012; Чуприкова, 2015). Несмотря на это попробуем выделить теоретические основания си-стемно-деятельностной культурно-исторической психологии и некоторые следствия, вытекающие из них.

физиологические процессы и функции.

продолжаться до бесконечности на основе умножения слов / терминов. Феноменологические данные, получившие разные названия, - внимание, память, мышление... образы, представления, понятия, и т.д. - требуют объяснения без опоры на феноменологию. Если психическое объяснять психическим, то психология неизбежно будет оставаться в рамках психофизиологического / психофизического параллелизма (Мазилов,

2020). При этом будет сохраняться тенденция использования одних и тех же слов / терминов как для описания феноменов и фактов, так и для их объяснения. Это неизбежно будет приводить к порождению содержательной неопределенности на основе постоянной подмены понятий.

2. Законы развития психики ошибочно искать во внутриорганизменных процессах, которые позволяют выделить только материальный субстрат, который обеспечивает возможность (необходимые условия) для развития психики. Научные определения психических явлений следует строить не на поиске таинственных процессов внутри исследуемого живого организма, а в системе его отношений и взаимодействий с предметными условиями окружающей природной среды. Психику следует анализировать как способ действия живого организма, «активно уподобляющегося с формой объекта» (Леонтьев, 1965; Сурмава, 2012; Леонтьев, 2021).

Важно подчеркнуть, что любой проецируемый внутрь организма теоретически моделируемый «механизм переработки информации» необходимо требует последующего поиска корреляций такого «механизма» с нейрофизиологическими процессами. Это путь анализа, который неизбежно приводит к познавательной иллюзии, что «перерабатывая информацию, мозг

внутри мозга с помощью мозга порождает психику»... или, что «процессы переработки информации (информационные процессы) это и есть психика».

Психика - это не что-то «внутренне присущее» организму, а две стороны активных взаимодействий организма с предметным миром: 1) ориентировочная основа взаимодействий и 2) активная организация взаимодействий на основе ориентировочной основы (Гальперин, 2002; Давыдов, 2008; Соколова, 2008; Иван-ников, 2010). Другими словами, психические процессы / функции исходно локализованы между организмом и предметным миром. Психику можно обнаружить только во взаимодействиях целостного организма с предметными условиями окружающего мира или в качестве воспроизводимых / формирующихся способов ориентировки и организации таких взаимодействий.

3. В процессах эволюции, антропогенеза, исторического развития, а также и в онтогенезе не физиологические / биохимические функции каким-то таинственным образом «порождают психику», а, наоборот, под взаимодействия с предметным миром (реализацию организмом функций ориентировки = психических функций в составе взаимодействий с предметными условиями окружения) системно и динамически подстраиваются

разнообразные физиологические (и нейрофизиологические) функции (Анохин, 1978; Бернштейн, 1991, 1997; Александров, 2014; Швырков, 1995). Физиологические процессы и функции (и анатомические особенности организма) это только динамический материальный субстрат, который психику породить не может.

Эволюция психических функций имеет направленность: от изменений окружающей среды - к изменениям в поведении (изменениям в активных взаимодействиях организма с окружающей средой), которые необходимы для выживания и приспособления; - к изменениям способов ориентировки, строящихся в функциональной организации новых форм поведения; - к эволюционному отбору в популяциях таких организмов, которые обладают соответствующими анатомическими и физиологическими особенностями органов чувств, органов передвижения, нервной системы и мозга и т.д. При этом в процессе эволюции генетически транслируются не психические функции, а возможности дифференциации и интеграции анатомо-физиологических особенностей в популяциях организмов, которые обеспечивают: а) врожденные предпосылки для актуализации ориентировки и организации поведения по отношению к определенному

диапазону факторов окружающей среды; б) предпосылки (задатки) для онтогенетического развития психических функций в онтогенезе у животных способных к научению (Маланов, 2019а).

4. Такие теоретические основания позволяют эмпирически (не феноменологически) выделять и исследовать исходные формы психических функций у разных видов живых организмов - функции обследования объектов в реальных предметных условиях окружающей среды. Подобный анализ намечен в работах А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина (заметим, что в работах П.Я. Гальперина обнаруживаются содержательные противоречия, поскольку он, давая определение психики, отказывается распространять его на все формы животных организмов), Э.В. Ильенкова, Дж. Гибсона (Гибсон, 1988). Подобные позиции также отстаиваются и развиваются в настоящее время, например, в работах В.А. Иванникова, Е.Е. Соколовой, А.В. Сурмавы. Вместе с тем, такие теоретические основания позволяют избавить психологию от гипотез, приводящих к психофизиологическому параллелизму.

В чем заключаются особенности

1. В условиях природной среды мотивационные отношения животных строятся вокруг решения двух главных задач жизнедеятельности - выжить / достичь половой зрелости и оставить / защитить потомство. В период антропогенеза и последующего исторического развития человечества и человеческой культуры диапазон возможных мотивационных отношений, реализации которых члены сообществ подчиняют свою жизнедеятельность, постоянно расширяется (Гальперин, 1998). Отношения между предковыми формами современного человечества и природной средой начинают осуществляться через совместную общественную деятельность с использованием все более эффективных орудий. Такая деятельность организуется с помощью совершенствующихся коммуникативных (языковых, знаково-символи-ческих) средств (Лурия, 1979; Выготский, Лурия, 1993; Гальперин, 1998; Леонтьев, 2000). В сообществах людей задачи приспособления к меняющимся условиям природной среды переносятся с процессов эволюционно-биологического популяционного отбора на процессы накопления и трансляции в поколениях людей социокультурного (общественного, культурно-историче-

:вития человеческой психики?

ского) опыта. На основе накапливаемого и транслируемого культурно-исторического опыта формируется общественное сознание - совместные обобщенные способы ориентировки, организации действий и общественных форм жизнедеятельности, в составе которых прижизненно строятся индивидуальные особенности мотивационных отношений, целеполагания каждого человека, а также соответствующие им индивидуальные особенности человеческой ориентировки - сознание и образ мира (Леонтьев, 2000; Смирнов, 1985).

2. С момента рождения в условиях речевого общения и включения в совместные с другими людьми формы ориентировки и организации действий каждый ребенок избирательно овладевает человеческими мотивацион-ными отношениями к людям и предметам человеческой культуры. Реализуются такие мотивы на основе овладения человеческими способами целеполагания и получения результатов - на основе овладения умениями ориентироваться, планировать и выполнять практические, а затем и умственные действия. Поэтому человеческие особенности мотивации и целеполагания транслируются в череде поколений так же, как трансли-

руются человеческие способы организации и выполнения разнообразных действий. Результатом таких процессов и выступают субъективно выделяемые переживания известного феномена «свободы воли» (Выготский, 1983; Выготский, Лурия, 1993; Маланов, 2019б). А прижизненно формирующиеся у каждого человека мотивационные отношения (мотивы) образуют обобщенную индивидуальную ориентировочную основу центральных направлений жизнедеятельности -«смысл жизни» (Маланов, 2018).

3. Можно полагать, что актуализация содержания

использования и преобразования строится путем избирательной актуализации с помощью языковых и зна-ково-символических средств нейрофизиологических функций, которые, в свою очередь, актуализируют локализованные на разных тканях и органах психофизиологические функциональные системы («функциональные органы») возможных (сокращенных и редуцированных) способов ориентировки и возможных взаимодействий с возможными предметными ситуациями (Леонтьев, 1965; Анохин, 1978; Лурия, 1979; Запорожец, 1986; Леонтьев, 2003; Зинченко, 1997, 2017).

представлений и понятий, а также умственных форм их

Проблема отношения «интеллекта и аффекта». Материальный субстрат

психических функций.

1. При анализе и объяснении эмоциональных явлений в психологии также сложилась давняя традиция рассматривать их в качестве особых процессов, порождаемых физиологическими (нейрофизиологическими) процессами внутри организма. Такие подходы неизбежно ведут к поиску критериев для противопоставления: а) эмоциональных и физиологических процессов внутри организма; б) необходимости выделения отношений субъекта к предметным условиям окружающего мира и соответствующих им двух видов процессов -

эмоциональных и познавательных. При использовании таких подходов к анализу эмоциональных процессов невозможно избежать психофизиологического параллелизм (Вилюнас, 1990; Веккер, 1998; Кравченко, 2015).

2. Возможной эволюционной основой эмоциональных переживаний выступают результаты индивидуальной гибкой системной подстройки физиологических (и нейрофизиологических) функций организма под разные способы реальных или возможных (потенциальных) взаимодействий с окружающим миром (Анохин,

1978). Такой подход отрицает поиск эмоций в качестве порождаемых внутри организма самостоятельных психических явлений.

При этом эволюционное формирование и развитие психических функций оказывается тесно связано с относительным разделением функционально-физиологических процессов в организме на обеспечивающие, с одной стороны, поддержание динамического постоянства внутренней среды, с другой стороны - функциональную подстройку под активные взаимодействия с предметными условиями окружающей среды. Эти процессы могут становиться антагонистическими, когда внешние формы активности организма приводят к экстремальным изменениям физиологических процессов и состояний (например, в условиях угрожающих жизни и требующих «борьбы или бегства»).

3. В условиях социокультурного развития человечества разнообразные формы функциональной подстройки физиологических процессов под взаимодействия с предметными условиями окружающего мира (окружающей среды) начинают актуализироваться с помощью языковых (знаково-символических) средств в составе ориентировочной и исполнительной активности. - Сначала при овладении предметно-практическими, а затем - умственными действиями.

В составе ориентировочной основы произвольно-преднамеренного целеполагания, а также практического или умственного исполнения действий могут выделяться две стороны: а) содержание ориентировочной основы, воспроизводимой на основе функционально -физиологической подстройки организма к взаимодействиям с реальной или возможной предметной ситуацией; б) изменения функционально-физиологических состояний организма в результате такой подстройки, лежащие в основе выделяемых с помощью языковых средств эмоциональных состояний и эмоциональных отношений к определенному предметному содержанию. Так намечается путь разрешения известной «проблемы интеллекта и аффекта» (Маланов, 2021).

4. Формирующиеся приемы произвольной регуляции эмоциональных состояний в составе произвольно-преднамеренных действий подчиняются социокультурным закономерностям формирования и развития «высших психических функций». А при организации волевых действий в основе эмоционального переживания «борьбы мотивов» лежит противоречивая функционально-физиологическая динамика, подчиненная актуализации противоположно направленных способов це-леполагания и подготовки возможных действий (Иванников, 2010; Маланов, 2018, 20196).

5. На такой основе появляется возможность дать объяснения психогенным соматическим нарушениям и расстройствам, которые могут провоцироваться: а) функционально-физиологической динамикой в условиях противоречивого целеполагания (стрессовые психофизиологические состояния); б) в условиях актуализации содержания таких способов ориентировки и умственных действий, которые строятся на скрытых со-

кращенных формах воспроизведения пережитых в прошлом патологических состояний организма (Тхостов, 2002). Другими словами, психогенные нарушения и расстройства могут возникать подобно тому, как, например, в основе построения представлений о лимоне и его вкусе лежат процессы выделения слюны, появления спазмов в ротовой полости и актуализации других вегетативных функций организма.

1. Изложенное выше содержание гипотез позволяет конкретизировать известную в советской психологии позицию: нейрофизиологические и физиологические (не психические!) процессы выступают только одним из необходимых условий актуализации и развития / формирования психических функций, образуя ана-томо-физиологический (материальный) субстрат психических процессов / функций. Главной причиной и источником, как актуализации, так и развития психических функций выступают активные взаимодействия субъекта с предметными условиями окружающего мира. Психика строится функционально - в качестве

ориентировочной основы актуализируемых, формирующихся и совершенствуемых предметных взаимодействий организмов с окружающим миром, но на разном анатомо-физиологическом субстрате, который: а) различается у животных организмов разных видов; б) имеет внутривидовую изменчивость (Маланов, 2019).

2. В человеческих сообществах психическое развитие приобретает сложно опосредствованные орудиями и знаково-символическими средствами особенности трансляции, как ориентировочной основы действий (знаний), так и способов исполнения действий (умений).

3. Выделение нейрофизиологических функций -это только одно из направлений анализа физиологического субстрата (а вовсе не психики), который функционально подстраивается под формирующиеся способы ориентировки и исполнительную часть реальных или возможных действий. Например, у человека анатомия и физиология организма может стать субстратом для формирования и развития тех психических особенностей (способов ориентировки, целеполагания и планирования), которые требуются для выполнения орудийных действий или решения математических уравнений. Ни первые, ни вторые не заложены в организме врожденно и не передаются генетическим путем, а актуализируются и развиваются при жизни на основе расширения взаимодействий с предметными условиями окружающей среды (окружающего мира).

Но анатомо-физиологический субстрат (задатки) в разных предметных условиях могут способствовать или препятствовать формированию и развитию определенных психических функций - способов ориентировки, целеполагания, планирования и выполнения действий. По отношению к локомоторным, манипуля-тивным или практическим орудийным действиям

(например, в спортивной психологии) - это обычно не оспаривается, а по отношению к умственным действиям (не мозговым и не рефлекторным процессам!) это не так очевидно.

4. Феноменологическое выделение и описание психических процессов и функций связано с абстрагированием из состава разнообразных действий особенностей их организации, выполнения, а также их результатов. Например, если в составе одного и того же действия абстрагируются функции органов чувств, то используется термин «восприятие» (перцептивные операции в составе выполняемого действия), если абстрагируются приемы и способы установления межпредметных / внутрипредметных отношений и связей с последующим обобщением таких приемов и способов, то используется термин «мышление» (операции установления межпредметных и внутрипредметных отношений и связей в составе выполняемого действия), и т.д.

5. Поскольку психические функции - это эволюционное приобретение живых организмов, то ошибочно будет рассчитывать на то, что «позитивистское» деление целого на части (выделение психических функций

и соответствующих им внутримозговых процессов) с последующим «наделением движением» выделенных частей, приведет психологию к успешному анализу и последующему объяснению психических явлений. Последовательный анализ психики возможен только на основе построения общепсихологической теории путем последовательного диалектического выделения соответствующих процессов в объективном «эволюционном движении активной живой материи» (Науменко, 1968; Ильенков, 1997; Сурмава, 2012; Леонтьев, 2021). На это указывали многие советские и российские психологи, обсуждая «единицы анализа психики», а также опираясь на диалектическое «движение

мысли от абстрактного к конкретному» (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, и др.). Исходный путь для такого анализа психики наиболее явно был намечен в работах А.Н. Леонтьева и развивается в работах отечественных психологов.

6. При использовании изложенного подхода к анализу и объяснению психических функций / процессов появляется доступная для эмпирической регистрации исходная предметная основа психологии - регистрируемые способы обследования объектов организмами в составе активно организуемых взаимодействий с окружающей предметной средой (окружающим миром).

Литература

Александров Ю.И. (2014) Системная психофизиология. // Психофизиология: Учебник для вузов. СПб.: Питер. С. 252-308.

Андерсон Дж. (2002) Когнитивная психология. - СПб.: Питер. - 496 с.

Анохин П.К. (1978) Философские аспекты теории функциональных систем. М.: Наука.

Бернштейн Н.А. (1997) Биомеханика и физиология движений. - Издательство «Институт практической

психологии»; Воронеж: НПО «Модэк». Бернштейн Н.А. (1991) О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт.

Веккер Л.М. (1998) Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М.: Смысл. - 685 с.

Борги А. М., Фини Ч. (2020) Теории и объяснения в психологии // Теоретичш дослщження у психологи: мо-нограф1чна сер1я / Сост. В.О.Медшцев. Том IX. 2020. С. 72-78. аок 10.24411/2616-6860-2020-10004

Вилюнас В.К. (1990) Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 288 с.

Выготский Л.С. (1983) Собрание сочинений. Том 3. Проблемы развития психики. М.: «Педагогика», 1983.

Выготский Л.С., Лурия А.Р. (1993) Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика, 1993.

Величковский Б.В. (2006) Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. - М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006.

Гальперин П.Я. (1998) Психология как объективная наука. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

Гальперин, П.Я. (2002) Лекции по психологии. М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002.

Гибсон Дж. (1988) Экологический подход к зрительному восприятию. - М.: Прогресс, 1988. - 464 с.

Давыдов В.В. (2000) Виды обобщения в обучении. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 480 с.

Давыдов В.В. (2008) Лекции по общей психологии. М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Запорожец А.В. (1986) Избранные психологические труды. Том 2. Развитие произвольных движений. М.: Педагогика, 1986.

Зинченко В.П. (1997) Образ и деятельность. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1997. - 608 с.

Зинченко В.П. (2017) Восприятие и визуальная культура. - М.: СПб.: ЦГИ Принт, 2017. - 599 с.

Иванников В.А. (2010) Основы психологии. Курс лекций. СПб.: Питер, 2010.

Ильенков Э.В. (1997) Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997.

Ильясов И.И. (1986) Структура процесса учения. - М.: Издательство Московского университета, 1986. - 200 с.

Кравченко Е.Ю. (2015) Психология эмоций. Классические и современные теории и исследования. / Ю.Е. Кравченко. - М.: ФОРУМ, 2015. - 544 с.

Леонтьев А.А. (2003) Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 536 с.

Леонтьев А.А. (2021) Методологические основы психологии. - М.: Смысл, 2021. - 566 с.

Леонтьев А.Н. (1965) Проблемы развития психики М.: Мысль, 1965.

Леонтьев А.Н. (2000) Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.

Леонтьев А.Н. (2012) Эволюция, движение, деятельность. М.: Смысл, 2012.

Лурия А.Р. (1979) Язык и сознание. - М.: Издательство Московского университета, 1979.

Мазилов В.А. (2015) Стены и мосты: методология психологической науки. - Ижевск: ERGO, 2015. - 196 с.

Мазилов В.А. (2020) Объяснение и понимание в психологической науке. Ответ В. А. Мединцеву // Теоретичш дослщження у психологи: монограф1чна сер1я / Сост. В.О. Медшцев. Том XI. 2020. С. 49-86. doi: 10.24411/2616-6860-2020-10016.

Маланов С.В. (2018) О генезисе целеполагания (на пути к осознаваемым формам взаимодействия с миром) в теоретическом контексте системно-деятельностной культурно-исторической психологии. // «Мир психологии». 2018. № 3. С. 278-292.

Маланов С.В. (2019а) К проблеме эволюционного развития психических функций: от мозга к психике или от психики к мозгу? // Теоретичш дослщження у психологи: монограф1чна сер1я / Сост. В.О. Медшцев. Том VII. 2019а. С. 47-71 doi: 10.24411/2616-6860-2019-00007

Маланов С.В. (2019б) О культурно-исторических источниках зарождения целеполагания в составе произвольно-преднамеренной и волевой регуляции // Культурно-историческая психология. 2019б. Т. 15. № 2. С. 22-31. doi: 10.17759/chp.2019150203

Маланов С.В. (2021) Произвольная и волевая регуляция эмоциональной сферы человека в теоретическом контексте системно-деятельностной культурно-исторической психологии // Теоретичш дослщження у психологи: монограф1чна сер1я / Сост. В.О. Медшцев. Том 12. 2021. С. 33-56. doi: 10.24412/2616-68602021-1-33-56

Мединцев В.А. (2020) Идея интеграции психологического знания // Теоретичш дослщження у психологи: монограф1чна сер1я / Сост. В.О. Медшцев. Том XI. 2020. С. 2-22. doi: 10.24411/2616-6860-2020-10013.

Науменко Л.К. (1968) Монизм как принцип диалектической логики. - Алма-Ата: Издательство «Наука» Казахской ССР, 1968. - 327 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Палмер Д., Палмер Л. (2004) Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens. СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2004.

Рубинштейн С.Л. (2008) Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2008. - 713 с.

Рузавин Г.И. (1978) Научная теория. - М.: Мысль, 1978. - 244 с.

Смирнов С.Д. (1985) Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Издательство Московского университета, 1985.

Соколова Е.Е. (2008) Психологи на распутье: какая методология нужна современной психологии? // Методология и история психологии. 2008. Том 3. Выпуск 3. С. 25-42.

Сурмава А.М. (2012) Мышление и деятельность. М.: НИУ МИЭТ, 2012.

Тхостов А.Ш. (2002) Психология телесности. - М.: Смысл, 2002. - 287 с.

Фритт К. (2014) Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. М.: АСТ, CORPUS, 2014.

Чуприкова Н.И. (2015) Психика и психические процессы (система понятий общей психологии). М.: Языки славянской культуры, 2015.

Швырков В.Б. (1995) Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. - М.: Институт психологии РАН, 1995. - 162 с.

S. V. Malanov

From the subject of mental functions to the subject content of psychology

Annotation. The reasons that give rise to logical circles in definitions and explanations in the system of psychological knowledge are discussed. The possibilities and directions of the analysis of the psyche as processes (functions), which are implemented as a tentative basis for the object's interactions of the organism with the environment (the surrounding world), are considered. The relationship between physiological and mental functions is analyzed. It is shown how the development of an indicative basis for the interactions of organisms with object conditions is associated with the relative separation of physiological processes / functions to ensure: a) maintaining the dynamic constancy of the internal environment; b) functional adjustment for active interactions with objective environmental conditions. One of the possible ways to overcome the "psychophysiological problem" and the problem of "affect and intellect" is outlined.

Keywords: explanations in psychology, the psyche as an indicative basis of subject activity, psychophysiological problem, the problem of «affect and intelligence».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.