В. В. НОВИКОВ, канд. воен. наук, спасатель 1-го класса, доцент кафедры теории и практики управления Московского городского психолого-педагогического университета, г. Москва, Россия
УДК 614.84:35.077.6
ОТ ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К ПРОТИВОПОЖАРНОМУ РЕЖИМУ
15 мая вступили в силу Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее -Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 "О противопожарном режиме", а пункты 6, 7, 9,14,16, 89,130,131 и 372 Правил вступают в силу с 1 сентября 2012 г. Правила содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства или содержания территорий, зданий, сооружений, помещений и организаций в целях обеспечения пожарной безопасности. Детально регламентированы правила противопожарного режима, в том числе на территориях поселений, в зданиях для проживания людей, научных и образовательных, культурно-просветительных и зрелищных учреждениях, организациях торговли, лечебных учреждениях. В приложениях приведены, в частности, нормы оснащения помещений огнетушителями, форма наряда-допуска на выполнение огневых работ.
Ключевые слова: противопожарный режим; пожарная безопасность; правила; руководитель организации; инструкция; первичные средства пожаротушения; огнетушитель; пожарный щит.
Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности регламентируются Федеральным законом № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" [1]. В ст. 16 [1] закреплены полномочия федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности, в частности разработка и осуществление государственной политики, в том числе принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением. В соответствии с данной статьей [1] Правительством Российской Федерации утверждены "Правила противопожарного режима в Российской Федерации" [2], состоящие из 19 разделов (476 статей) и 6 приложений.
Отличие Правил противопожарного режима от Правил пожарной безопасности
"Правила пожарной безопасности в Российской Федерации" (ППБ 01-03) [3] устанавливали требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами. В п. 11 ППБ 01-03 [3], в частности, указано, что органы власти в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.
© Новиков В. В., 2012
Для справки. В ст. 1 [1] применяются следующие понятия:
требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
В ППБ 01-03 [3] содержалось много жестких технических требований не только к режиму, но и к отдельным элементам противопожарной защиты. Технические (капитальные) требования, которым должны отвечать здания и сооружения, пожарная техника, содержатся и в Федеральном законе № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" [4]. Для реализации указанных требований необходимы значительные как материальные, так и временные затраты.
Для справки. Противопожарный режим — это требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В отличие от всех прежних нормативных документов по пожарной безопасности Правила [2] определяют только противопожарный режим, а технические (капитальные) требования в него не включены.
Основная задача — обеспечить правильное обслуживание и эксплуатацию противопожарных систем.
Изменился и статус документа. ППБ 01-03 [3] — это нормативный правовой акт МЧС России. Уровень Правил [2] выше — это постановление Правительства Российской Федерации. В данном случае речь идет о самой главной ценности — сохранении жизни и здоровья людей, поэтому у принятого акта такой высокий статус.
Для справки. МЧС России сообщает, что в настоящее время утверждено и вступило в силу постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации". В связи с этим с 15 мая 2012 г. при осуществлении надзорных функций "Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации" (ППБ 01-03) не руководствоваться.
Правила [2] содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства или содержания территорий, зданий, сооружений, помещений и организаций в целях обеспечения их пожарной безопасности.
В [2] детально регламентированы правила противопожарного режима, в том числе на территориях поселений, в зданиях для проживания людей, научных и образовательных, культурно-просветительных и зрелищных учреждениях, организациях торговли, лечебных учреждениях.
Кроме того, установлены правила противопожарного режима на производственных объектах, объектах сельскохозяйственного производства и транспортной инфраструктуры, на объектах хранения и автозаправочных станциях. Детально регламентированы правила противопожарного режима применительно к транспортированию пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов, сливона-ливным операциям со сжиженным углеводородным газом (ст. 315-338), строительно-монтажным и реставрационным работам (ст. 363-394) и пожароопасным работам (ст. 395-437).
В Правилах [2] четко прописан запрет пиротехнических и огненных фейерверков-шоу на объектах с массовым пребыванием людей при проведении культурно-зрелищных мероприятий. В определенных местах запрещено хранение горючих газов. В помещении, где единовременно пребывает свыше 50 чел., должно быть предусмотрено минимум два выхода. Однако мы знаем массу примеров, когда это требование нарушалось. Так, в ночном клубе "Хромая лошадь", где в ночное время находилось почти 300 чел., имелся только один эвакуационный выход.
Еще один пример. Пожар на строящейся башне "Федерация" случился из-за того, что стройплощадка освещалась мощными софитами. Шел процесс
заливки бетона. Уже залитый бетон накрывали специальным материалом. Однако сильным порывом ветра покрытие сорвало и перекинуло на софиты, в результате чего начался пожар.
Новыми Правилами [2] предусмотрено применение негорючих или трудногорючих материалов при проведении отдельных видов строительно-монтажных и реставрационных работ. Расширена область применения негорючих материалов на разных объектах — производственных, складских, культурно-зрелищных, учебных, сельскохозяйственных и т. п.
Правилами предусмотрено также проведение работ, связанных с применением открытого огня, при исключении прямого контакта огня и горючих материалов. Перед огневыми работами необходимо провентилировать помещения, в которых возможно скопление паров легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также горючих газов, и обеспечить место проведения огневых работ первичными средствами пожаротушения.
Запрещается применять открытый огонь, а также электрические калориферы и газовые горелки инфракрасного излучения в помещениях для обогрева рабочего персонала.
Подробно режимные требования изложены, в частности, в гл. XVI "Пожароопасные работы" и в иных главах [2], касающихся производства работ повышенной пожарной опасности. Режимные требования существовали и ранее, но прежние правила [3] были приняты в 2003 г., с тех пор прошло девять лет и многое изменилось. Сейчас режимные требования конкретизированы с учетом применения отдельных материалов, технологий выполнения работ и т. п.
Изучение Правил [2] показало, что руководитель, как и прежде, имеет полномочия по организации работы по обеспечению пожарной безопасности: назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность; при необходимости создает пожарно-техни-ческую комиссию для профилактической деятельности по предупреждению пожаров. В первую очередь это касается производственных объектов с массовым пребыванием людей, т. е. с одновременным присутствием на объекте 50 чел. и более.
Ряд обязательных требований подробно изложены в разделе "Общие положения" [2]. И практически в каждом разделе Правил [2] красной нитью проходит мысль, что руководитель обязан обеспечить пожарную безопасность. В старых правилах это было размыто, а в новых конкретизировано.
Полномочия руководителя
согласно Правилам противопожарного режима в Российской Федерации
В соответствии с Правилами [2] на руководителя организации возлагаются следующие функции:
• назначение:
- лица, ответственного за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте (п. 4);
• организация:
- круглосуточного дежурства обслуживающего персонала (на объектах с ночным пребыванием людей) (п. 8);
- проверки качества огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки) — не реже двух раз в год (п. 21);
- работ по заделке негорючими материалами отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями (п. 22);
- эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего акта испытаний — не реже одного раза в пять лет (п. 24);
- проверок работоспособности противопожарного водопровода — не реже двух раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов (п. 55).
- проверки работоспособности систем и средств противопожарной защиты объекта — не реже одного раза в квартал с оформлением соответствующего акта проверки (п. 61);
- закрепления моториста (водителя), прошедшего специальную подготовку, для работы на пожарной мотопомпе и технике, приспособленной (переоборудованной) для тушения пожаров (п. 69);
• обеспечение:
- наличия табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны — в складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок (п. 6);
- наличия планов эвакуации людей при пожаре — на объектах с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объектах с рабочими местами на этаже для 10 чел. и более (п. 7);
- наличия инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара — на объектах с ночным пребыванием людей (п. 9);
- наличия телефонной связи, электрических фонарей, средств индивидуальной защиты — на объектах с ночным пребыванием людей (п. 9);
- передачи в подразделение пожарной охраны информации о количестве людей, находящихся на объекте с круглосуточным пребыванием (п. 10);
- наличия телефонной связи и устройств для подачи сигнала тревоги при пожаре — в зданиях для летнего детского отдыха (п. 11);
- наличия не менее двух эвакуационных выходов из помещений, с этажей — в зданиях для летнего детского отдыха, зданиях детских дошкольных учреждений (п. 11);
• на объектах с массовым пребыванием людей:
- наличия инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре (п. 12);
- практических тренировок — не реже одного раза в полугодие (п. 12);
- выполнения на объекте требований, предусмотренных ст. 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака" [5] (п. 14);
- наличия на дверях помещений производственного и складского назначения табличек с информацией об их категории по взрывопожар-ной и пожарной опасности, а также о классе зоны в соответствии с гл. 5, 7 и 8 [4] (п. 20);
- устранения нарушений огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, воздуховодов, металлических опор оборудования и эстакад (п. 21);
- содержания наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах зданий и сооружений в исправном состоянии (п. 24);
- сбора использованных обтирочных материалов в контейнеры из негорючего материала с закрывающейся крышкой и удаления из них содержимого по окончании рабочей смены (п. 27);
• при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей (дискотеки, торжества, представления и др.):
- осмотра помещений перед началом мероприятий в целях определения их готовности в части соблюдения мер пожарной безопасности;
- дежурства ответственных лиц на сцене и в зале (п. 30);
- соблюдения проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) при эксплуатации эвакуационных путей и выходов (п. 33);
- доступа пожарных подразделений в закрытые помещения для локализации и тушения пожара (п. 35);
- наличия проходов к путям эвакуации и эвакуационным выходам при расстановке в помещениях технологического, выставочного и другого оборудования (п. 37);
- наличия исправных электрических фонарей из расчета один фонарь на 50 чел. (на объектах с массовым пребыванием людей) (п. 38);
- исправного состояния знаков пожарной безопасности, в первую очередь обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы (п. 43);
- проверки огнезадерживающих устройств (заслонок, шиберов, клапанов и др.) в воздуховодах, устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения, автоматических устройств отключения вентиляции при пожаре в соответствии с инструкцией завода-изготовителя (п. 49);
- исправности сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода (п. 55);
- исправного состояния пожарных гидрантов, их утепления и очистки от снега и льда в зимнее время, возможности подъезда к ним пожарной техники в любое время года (п. 55);
- укомплектованности пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями; организации перекатки пожарных рукавов — не реже одного раза в год (п. 57);
- исправного состояния систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) (п. 61);
- проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-из-
готовителей, и сроками выполнения ремонтных работ (п. 63);
- наличия в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта (п. 64);
- исправного технического состояния пожарных автомобилей и мотопомп, а также техники, переоборудованной для тушения пожаров (п. 68);
- наличия огнетушителей по нормам согласно прил. 1 и 2 Правил [2] (п. 70);
- исправного содержания (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам (п. 75);
- своевременной очистки объектов от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев и сухой травы (п. 77).
Другие (дополнительные) обязанности руководителя организации, в том числе связанные с отраслевой спецификой, приводятся в соответствующих разделах Правил [2].
В отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее — руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разд. XVIII [2].
Инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается на основе настоящих Правил [2], нормативных документов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.
В инструкции о мерах пожарной безопасности должны быть отражены следующие вопросы:
• порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей;
• мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;
• порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
• порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;
• определение и устройство мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ, в том числе временных;
• порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
• допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
• порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;
• предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
• обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопас-ное состояние всех помещений предприятия (подразделения).
В инструкции о мерах пожарной безопасности
указываются лица, ответственные за обеспечение
пожарной безопасности, в том числе за:
• сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства и дежурных служб объекта;
• организацию спасания людей с использованием для этого имеющихся сил и средств;
• проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);
• отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты); остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций; остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях; выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;
• прекращение всех работ в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;
• удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;
• осуществление общего руководства по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделений пожарной охраны;
• обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;
• организацию одновременно с тушением пожара эвакуации людей и защиты материальных ценностей;
• встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;
• сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах;
• информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;
• привлечение сил и средств объекта к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.
Для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения разрабатывается отдельная инструкция.
В Правилах [2] целый раздел (XIX) посвящен обеспечению объектов первичными средствами пожаротушения.
Для справки. В Федеральном законе № 123-ФЗ [4] приводится определение, классификация и область применения первичных средств пожаротушения. "Первичные средства пожаротушения — переносные или передвижные средства пожаротушения, используемые для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития".
Первичные средства пожаротушения предназначены для использования работниками организаций, личным составом подразделений пожарной охраны и иными лицами в целях борьбы с пожарами и подразделяются на следующие типы: переносные и передвижные огнетушители; пожарные краны и средства обеспечения их использования; пожар-
ный инвентарь; покрывала для изоляции очага возгорания.
В Правилах [2] отмечается, что при определении видов и количества первичных средств пожаротушения следует учитывать физико-химические и пожароопасные свойства горючих веществ, их взаимодействие с огнетушащими веществами, а также площадь производственных помещений, открытых площадок и установок. Выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей на объекте (в помещении) осуществляются (в соответствии с прил. 1 и 2 Правил [2]) в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, предельной площади помещения, а также класса пожара.
Для тушения пожаров различных классов порошковые огнетушители должны иметь соответствующие заряды:
• класса А — порошок АБСЕ;
• классов Б, С, Е — порошок БСЕ или АБСЕ;
• класса Б — порошок Б.
В замкнутых помещениях объемом не более 50 м3 для тушения пожаров вместо переносных огнетушителей (или дополнительно к ним) могут быть использованы огнетушители самосрабатывающие порошковые.
Выбор огнетушителя (передвижной или ручной) обусловлен размерами возможных очагов пожара. При значительных их размерах необходимо использовать передвижные огнетушители.
В общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже должно размещаться не менее двух ручных огнетушителей.
Огнетушители, отправленные с предприятия на перезарядку, заменяются соответствующим количеством заряженных огнетушителей.
При защите помещений с вычислительной техникой, телефонных станций, музеев, архивов и т. п. следует учитывать специфику взаимодействия огне-тушащих веществ с защищаемым оборудованием, изделиями и материалами. Указанные помещения следует оборудовать хладоновыми и углекислотны-ми огнетушителями.
Помещения, оборудованные автоматическими стационарными установками пожаротушения, обеспечиваются огнетушителями на 50 % от расчетного количества огнетушителей.
Расстояние от возможного очага пожара до мес-таразмещения огнетушителя не должно превышать для общественных зданий и сооружений 20 м, для помещений категорий А, Б и В по взрывопожарной и пожарной опасности — 30 м, категории Г — 40 м, категории Д — 70 м.
Каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь паспорт и порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской.
Запускающее или запорно-пусковое устройство огнетушителя должно быть опломбировано одноразовой пластиковой номерной контрольной пломбой роторного типа. Опломбирование огнетушителя осуществляется заводом-изготовителем при производстве огнетушителя или специализированными организациями при регламентном техническом обслуживании или перезарядке огнетушителя.
На одноразовую номерную контрольную пломбу роторного типа наносятся следующие обозначения:
• индивидуальный номер пломбы;
• дата в формате "квартал - год";
• модель пломбировочного устройства;
• символ завода-изготовителя пломбировочного устройства.
Контрольные пломбы с ротором белого цвета используются для опломбирования огнетушителей, произведенных заводом-изготовителем, желтого цвета — для опломбирования огнетушителей после проведения регламентных работ специализированными организациями.
Руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также их своевременную перезарядку
Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведется в специальном журнале произвольной формы.
В зимнее время (при температуре ниже +1 °С) огнетушители с зарядом на водной основе необходимо хранить в отапливаемых помещениях.
Огнетушители, размещенные в коридорах, проходах, не должны препятствовать безопасной эвакуации людей. Огнетушители следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 м.
Для размещения первичных средств пожаротушения, немеханизированного пожарного инструмента и инвентаря в зданиях, сооружениях, строениях и на территориях оборудуются пожарные щиты. Требуемое количество пожарных щитов для зданий, сооружений, строений и территорий определяется в соответствии с прил. 5 Правил [2]. Там же указаны условные обозначения пожарных щитов:
• для очагов пожара класса А — ЩП-А;
• для очагов пожара класса В — ЩП-В;
• для очагов пожара класса Е — ЩП-Е;
• для сельскохозяйственных предприятий (организаций) — ЩП-СХ;
• передвижных — ЩПП.
Пожарные щиты комплектуются немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем в соответствии с прил. 6 Правил [2].
Бочки для хранения воды, устанавливаемые рядом с пожарным щитом, должны иметь вместимость не менее 0,2 м3 и комплектоваться ведрами.
Ящики для песка должны иметь вместимость 0,5 м3 и комплектоваться совковой лопатой. Конструкция ящика должна быть такой, чтобы было удобно извлекать из него песок и чтобы исключить возможность попадания в него осадков.
Ящики с песком, как правило, устанавливаются со щитами в помещениях или на открытых площадках, где возможен разлив легковоспламеняющихся или горючих жидкостей.
Для помещений и наружных технологических установок категорий А, Б и В по взрывопожарной и пожарной опасности предусматривается запас песка 0,5 м3 на каждые 500 м2 защищаемой площади, а категорий Г и Д — не менее 0,5 м3 на каждые 1000 м2 защищаемой площади.
Асбестовые полотна, полотна из грубошерстной ткани или из войлока должны иметь размер не менее 1x1 м. В помещениях, где применяются и (или) хранятся легковоспламеняющиеся и (или) горючие жидкости, размеры полотен должны быть не менее 2x1,5 м.
Полотна должны храниться в водонепроницаемых закрывающихся футлярах (чехлах, упаковках), обеспечивающих быстрый доступ к этим средствам в случае пожара.
Не реже 1 раза в 3 месяца полотна следует просушивать и очищать от пыли.
Использование первичных средств пожаротушения, немеханизированного пожарного инструмента и инвентаря для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением пожара, запрещается.
Далее рассмотрим положения, которые вступят в силу с 1 сентября 2012 г.
Пунктами 6,7,9,14 Правил [2] с 1 сентября 2012 г. на руководителя организации возлагается ряд обязанностей по информированию работников о пожарной безопасности и снабжению их средствами индивидуальной защиты, а также по оснащению помещений организации телефонной связью, специальным оборудованием и другими противопожарными средствами.
Согласно п. 6 Правил [2] руководитель организации должен также обеспечить установку табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны в складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок. По сравнению с ранее действовавшей нормой (п. 13 ППБ 01-03 [3]) п. 6
Правил [2] дополнен рядом объектов, на которых должны быть установлены таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны.
Сохраняются требования к установке планов эвакуации при пожаре на объектах с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов). Планы эвакуации также должны быть размещены на объекте с рабочими местами на этаже для 10 чел. и более (п. 7 [2]). Обеспечение установки указанных планов возлагается на руководителя организации. Это правило большей частью совпадает с требованиями п. 16 ранее действовавших ППБ 01-03 [3]. Разница заключается в том, что в ППБ 01-03 предписывалось размещать планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 чел. В новых Правилах [2] планы эвакуации людей в случае пожара должны быть размещены на объекте с рабочими местами на этаже для 10 чел. и более.
Пунктом 14 Правил [2] предусматривается, что руководитель организации обеспечивает выполнение на объекте требований, установленных ст. 6 Федерального закона № 87-ФЗ [5].
В частности, руководитель организации обеспечивает размещение на определенных территориях знаков пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено". Места, специально отведенные для курения, должны быть обозначены знаками "Место для курения".
Курение полностью запрещено на территории и в помещениях складов и баз, хлебоприемных пунктов, в злаковых массивах и на сенокосных угодьях, на объектах торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на объектах производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопас-ных и пожароопасных участках. Норма, содержащая схожие требования, была установлена п. 25 ППБ 01-03 [3].
В обязанности руководителя организации входит обеспечение наличия на объекте с ночным пребыванием людей инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения (п. 9 [2]).
С 1 сентября 2012 г. территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан требуется обеспечить звуковой сигнализацией для оповещения людей о пожаре, телефонной связью, а также запасами воды для пожаротушения (п. 16 [2]). Указанные меры пожарной безопасности должны
соответствовать нормам, установленным в ст. 6, 63 и 68 Федерального закона № 123-ФЗ [4]. Подобная норма содержалась и в п. 114 ППБ 01-03 [3].
Согласно п. 4 ст. 6 [4] пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с п. 2 ст. 63 данного Федерального закона.
Согласно п. 89 Правил [2] с 1 сентября 2012 г. начинают действовать положения, актуальные для руководителей гостиниц, мотелей, общежитий и других зданий для проживания людей. Так, руководителю организации вменяется в обязанность обеспечивать ознакомление (под подпись) граждан, прибывающих в гостиницы, мотели, общежития и другие здания, приспособленные для временного пребывания людей, с правилами пожарной безопасности. Если на указанных объектах присутствуют иностранные граждане, необходимо, чтобы речевые сообщения в системах оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей, а также памятки о мерах
пожарной безопасности были выполнены на русском и английском языках. Ранее аналогичные нормы содержались и в пп. 125-127 ППБ 01-03 [3].
На объектах организаций торговли с 1 сентября 2012 г. тара из-под керосина и других горючих жидкостей должна храниться только на специальных огражденных площадках (п. 130 [2]). Норма, аналогичная названной, содержалась в п. 172 ППБ 01-03 [3].
Пунктом 131 Правил [2] вводится запрет на совместную продажу в одном торговом зале оружия (гражданского и служебного) и патронов к нему и иных видов товаров, за исключением спортивных, охотничьих и рыболовных принадлежностей и запасных частей к оружию. Схожая норма содержалась в п. 174 ППБ 01-03 [3], но касалась она только продажи боеприпасов и пиротехнических изделий.
Кроме того, с 1 сентября 2012 г. начинает действовать п. 372 Правил [2], который предписывает организациям выполнять транспаранты и баннеры, размещаемые на фасадах жилых, административных или общественных зданий, из негорючих или трудногорючих материалов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О пожарной безопасности (с изм. и доп.): Федер.законот21.12.94г.№ 69-ФЗ; принят Гос. Думой 18.11.94 г.; введ. 26.12.94 г. // Собр. законодательства РФ. — 1994. — № 35. — Ст. 3649.
2. Правила противопожарного режима в Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 // Российская газета. — 2012. — № 93.
3. ППБ 01-03. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации : приказ МЧС России от 18.06.2003 г. № 313; зарег. в Минюсте РФ 27.06.2003 г., рег. № 4838; введ. 30.06.2003 г. // Российская газета. — 2003. — № 129.
4. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности : Федер. закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ; принят Гос. Думой 04.07.2008 г.; одобр. Сов. Федерации 11.07.2008 г. // Российская газета. —2008. — № 163.
5. Об ограничении курения табака : Федер. закон от 10.07.2001 г. № 87-ФЗ; принят Гос. Думой 21.06.2001 г.; одобр. Сов. Федерации 29.06.2001 г. // Российская газета. — 13.07.2001 г. — № 133 (2745).
Материал поступил в редакцию 25 июня 2012 г.
Электронный адрес автора: [email protected].
Из пожарно-технического энциклопедического словаря
ПЕРВИЧНЫЕ СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ - средства, предназначенные для локализации и (или ) тушения пожара в начальной стадии его развития до прибытия пожарных подразделений. К первичным средствам относятся: песок, вода, кошма (грубошерстное текстильное или асбестовое полотнище), немеханизированный ручной пожарный инструмент (ломы, багры, крюки, топоры и др.), пожарный инвентарь (бочка с водой и ведром, ящик с песком, ведром и лопатой), огнетушители ручные, установки пожаротушения, внутренний противопожарный водопровод, оборудованный пожарными кранами. Первичные средства пожаротушения должны быть сосредоточены в специально отведенных местах, оборудованных пожарными щитами, пожарными стендами, пожарными шкафами.