Научная статья на тему 'От перспективного результата фундаментальных исследований к инновационному решению. Опыт РФФИ'

От перспективного результата фундаментальных исследований к инновационному решению. Опыт РФФИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
162
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цыганов Сергей Алексеевич

Создание первого Российского правительственного научного фонда - Российского Фонда Фундаментальных Исследований (РФФИ) принесло глубокое изменение в поддержке и управлении научным исследованием. Хотя большая часть российской науки продолжает финансироваться как прежде, сверху вниз, создание РФФИ, принесшего российской науке новое понятие о том, как наука должна управляться от фундаментальных исследований до целевого исследования - это первый шаг инновационного процесса. В статье проанализировано использование самых перспективных результатов фундаментальных исследований и новые схемы конкуренции в целевых исследованиях, особенно с координацией федеральных агентств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Цыганов Сергей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От перспективного результата фундаментальных исследований к инновационному решению. Опыт РФФИ»

ИННОВАЦИИ № 1 (88), 2006

The creation the first Russian government science foundation — The Russian Foundation for Basic Research (RFBR) brought a profound change in support and management of scientific research.

Although much of Russian science continues to be funded as before, from top down, creation ofthe RFBR brought to Russian science a new concept how science should be governed from basic research to goal-oriented research — first step of innovation process.

In the article the usage of most perspective results of basic research is analyzed and new schemes for goal-oriented research competition are supposed, especially with federal agencies coordination.

От перспективного результата фундаментальных исследований к инновационному решению. Опыт РФФИ

С. А. Цыганов,

д. ф.-мат. н., начальник Управления РФФИ

Создание первого российского правительственного научного фонда — Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) — принесло глубокое изменение в поддержке и управлении научным исследованием.

Хотя большая часть российской науки продолжает финансироваться, как прежде, сверху вниз, создание РФФИ, принесшего российской науке новое понятие о том, как наука должна управляться от фундаментальных исследований до целевого исследования, — это первый шаг инновационного процесса.

В статье проанализированы использование самых перспективных результатов фундаментальных исследований и новые схемы конкуренции в целевых исследованиях, особенно с координацией федеральных агентств.

Характерной чертой современного мирового развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества — построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний — knowledge base economy.

В последние десятилетия роль науки, эффективного использования научного знания, несомненно, выросла. Этим вопросам посвящен не один десяток конференций, но ключевыми вопросами остаются те же: как с минимальными затратами и быстрее получить новое знание, как с минимальными затратами трансформировать наиболее перспективные результаты в инновационную идею, необходимую для прогресса экономики в нужном направлении?Какие организационные формы управления созданием и освоением научного знания наиболее оптимальны?

К сожалению, в силу оторванности науки от бизнеса инновационный процесс, процессы передачи технологий в России происходят по своим собственным законам, без учета конкретных потребностей промышленного производства. В большинстве случаев у российских участников этого процесса отсутствует понимание механизмов функционирования современного рынка интеллектуальной собственности и правил игры на нем.

Особенно эта тенденция проявлялась у ученых, которые воспринимают коммерциализацию своих идей прежде всего как проблему поиска финансовых средств для продолжения исследований.

Однако в последние несколько лет ситуация сдвинулась в лучшую сторону.

Рыночные реформы в России изменяют лицо отечественной науки. Это проявляется, прежде всего, в децентрализации управления и изменении схем финансирования научных исследований. Последствия реформ (как и сами реформы) в научно-технической сфере могут быть различными для разных научно-иссле-

довательских организации и зависят от степени приближенности сферы исследований к коммерческой реализации. Вместе с тем, вопросы практического использования интеллектуального продукта актуальны даже в научно-исследовательских институтах теоретического профиля, поскольку экономические трудности заставляют их сотрудников вести исследования, все в большей степени связанные с коммерческим внедрением.

Эти обстоятельства открывают новые перспективы для науки, поскольку становится реальной возможность коммерчески выгодно использовать изобретения и другой «интеллектуальный» товар, создаваемый в науке.

Организации, финансирующие научные исследования, Российская академия наук, академии, имеющие государственный статус, государственные фонды поддержки научных исследований разрабатывают специальные схемы и модели управления научно-техническим и инновационным процессами применительно к условиям переходной экономики России, обеспечивающие эффективное взаимодействие между всеми участниками процесса генерации научного знания и его использования в экономике России.

Указанные вопросы затрагивают широкий спектр проблем. Если взглянуть только на список названий разделов по проблеме трансфера технологий, который представлен на сайте Национального центра трансфера технологий (США), то видно, сколь они разнообразны. Это и словарь определений, и законодательная база, и механизмы финансирования, и многое другое, вплоть до модельных образцов соглашений.

Все эти документы могут быть адаптированы к российским условиям и служить основой для выработки соответствующих российских норм и правил, учитывающих международный опыт.

В настоящей публикации хотелось бы уделить особое внимание организационным формам управ-

ления научной деятельностью в Российском фонде фундаментальных исследований.

В современных промышленно развитых странах для реализации государственных целей при осуществлении взаимодействий государства, науки и промышленности применяются три основных инструмента.

Первый из них — государственный контракт. Он применяется, если приобретение государством результатов НИР приносит непосредственную выгоду или пользу государству; при этом не исключается ситуация передачи приобретенного продукта третьей стороне. Заключение контракта, за исключением специально оговоренных ситуаций, является результатом конкурса. В процессе работ по контракту представитель государства имеет право контролировать процесс выполнения работ и корректировать их.

Второй, наиболее распространенный инструмент, — грант. Он легализует другую форму отношений между государством и научно-исследовательским сектором, а именно: поддержку или стимулирование государством научных исследований и разработок финансами, собственностью, услугами или еще чем-либо ценным. Причем предполагается, что до окончания работ по гранту государство не имеет права контроля и вмешательства в их выполнение. Срок выполнения работ оговаривается специальным соглашением. Грант используется особенно часто для поддержки исследований и разработок со стороны государства, если результаты работ неопределенны или не могут принести непосредственную пользу или выгоду в ближайшем будущем.

Именно форму гранта — де-факто, но не де-юре, используют наши научные фонды — Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ).

И, наконец, третий, очень важный институциональный инструмент — кооперативное coглашение. Оно вводилось как инструмент сотрудничества и поддержки, не требующий, как и грант, заранее жестко заданного и сиюминутно полезного результата, но отличающийся от него тем, что в нем государству принадлежит право контроля хода работ и четко распределяются права и вклад участников соглашения. Оно служит важным инструментом организации кооперативных процессов между частным и государственным секторами, определения форм совместного инвестирования и раздела полученного результата. О кооперативном соглашении при проведении научно-исследовательских работ вообще нет упоминаний в нашем законодательстве (в том числе и в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике»). Нам известно, что подготавливается проект закона « О передаче технологий». Возможно, эта норма найдет отражение в проекте закона.

Незавершенность юридических основ работы фондов поддержки научной деятельности, к сожалению, негативно сказывается на расширении возможностей использования результатов исследований, выполненных при финансовой поддержке РФФИ.

Вместе с тем, в Российском фонде фундаментальных исследований уже давно были ясно видны проблемы, связанные с существующим в России разрывом между накапливаемым массивом интегрированной научно-технической информации, формируемым в виде компьютерных баз данных, результатами фундаментальных исследований, имеющими потенциал

fsj 1 ' I ' C~"* ® ^ National Technology Transfer Center, Wheelng College, Inc. —j— lfNjl ISJ^S National Technology Transfer Center

0 Mnill PtHie Technology Transfer

9 Tech Transfer Legislation Resource Guide

Preface

« How to Transfer Acknowledgements

Copyriqht

Technology Table of Contents

9 Tech Transfer

Mechanisms Section A: Technology Transfer Legislation

9 Intellectual Property Section B: The Who of Technology Transfer

Protection Section C: Howto Transfer Technoioav

« Sample Forms Section D: Technology Transfer Mechanism

• References Section E: Intellectual Property Protection

« Glossarv Section F: Sample Forms

9 Contact Section G: Reference

Section H: Glossarv

Рис. 1

коммерциализации, и способностью российской экономики воспринять эти результаты.

Именно это обстоятельство обусловило рождение в РФФИ нескольких моделей консолидации ресурсов различных организаций на выявление, проведение экспертизы и поддержку наиболее перспективных результатов фундаментальных исследований.

Модель РФФИ — Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Фонд ежегодно финансирует около 9000 исследовательских проектов по всему полю естественных и гуманитарных наук. Ежегодно в Фонд поступают и формируются в виде компьютерной базы данных 3000 полных отчетов, завершающих трехлетний цикл исследований.

Из этого массива завершенных исследований приблизительно 20% результатов, по мнению авторов, могут найти применение в той или иной сфере промышленности (форма 511 научного отчета РФФИ). В сборнике РФФИ «От научной идеи до практического результата» были приведены некоторые примеры предлагаемых разработок, основанных на результатах фундаментальных исследований, поддержанных РФФИ. Важно, что по своей направленности эти результаты, в основном, соответствуют приоритетным направлениям развития науки и техники (критические технологии федерального уровня), утвержденным Постановлением Правительства РФ.

Систематизация результатов, их критический анализ проводился на организуемых РФФИ конференциях под общим названием « Результаты фундаментальных исследований для инвестиций». В 1999-

2005 годах проведено семь таких семинаров, в том числе по темам «Физические, биологические и химические сенсоры», «Возобновляемая энергия», «Молекулярная медицина» и другие. Рост числа наиболее значимых результатов, получаемых при финансовой поддержке РФФИ, настоятельно убеждал руководство Фонда в необходимости поиска и наиболее приемлемых схем дальнейшего использования самых перспективных для практического использования результатов.

В 2002 году был объявлен совместный конкурс инновационно ориентированных фундаментальных исследований. Российский фонд фундаментальных иссле-

ИННОВАЦИИ № 1 (88), 2006

ИННОВАЦИИ № 1 (88), 2006

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДО ВАНИЙ

Рис. 2

дований и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в соответствии с решениями Совета РФФИ от 30 ноября 2001 года определили, что главной задачей конкурса должна стать разработка механизма превращения знания в товар на примере продвижения результатов тех, ранее поддержанных РФФИ фундаментальных исследований, в ходе работы над которыми исследователи получили не только яркие фундаментальные результаты, но и обнаружили возможность их применения. Дальнейшее использование полученных результатов планируется совместно с малыми предприятиями, работающими в сфере создания наукоемкой продукции.

Главной проблемой, с которой сталкивается в данной работе РФФИ, является поиск людей, способных и желающих довести полученные результаты до коммерческой реализации. С другой стороны, проблемой Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере является то, что инновационные разработки выполняются без привлечения новейших достижений российской науки, т. е. существует реальный разрыв между современными научными исследованиями и их использованием на практике.

Общая схема конкурса приведена на рис. 2.

Объявленный конкурс проходил в несколько этапов.

Первый этап состоял в предварительном экспертном отборе объединенных исследовательских команд (научный коллектив и малое научно-техническое предприятие), изъявивших желание принять участие в объявляемом конкурсе. Критериями для отбора были как научная новизна и перспективность выдвигаемых для дальнейшего прикладного использования результатов, полученных при финансовой поддержке РФФИ, так и наличие в малом предприятии технических и организационных возможностей реализации выдвигаемого проекта.

Второй этап включал проведение между объединенными коллективами, прошедшими предварительный отбор, конкурса на соискание финансовой поддержки. Для проведения дополнительных инновационно ориентированных фундаментальных исследований средства в объеме 60 миллионов рублей выделены РФФИ. На выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, обеспечивающих внедрение результатов, такие же сред-

Рис. 3

ства предусмотрены Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В соответствии с правилами Фонда содействия сама компания также должна участвовать в финансировании проекта НИОКР на паритетной основе.

Продолжительность работ над проектом не превышает два года.

Сегодня РФФИ располагает первыми результатами работы над 86 проектами, финансируемыми в ходе конкурса. Результаты работ опубликованы РФФИ (рис. 3).

В ходе конкурса РФФИ и Фонду содействия пришлось столкнуться со многими проблемами управления научно-технической деятельностью и обеспечения правовой охраны результатов научно-технической деятельности, которая является одним из важнейших условий введения результатов в хозяйственный оборот и создания рынка инноваций. Правовая охрана создает основу для защиты интересов авторов, инвесторов и производителей продукции от недобросовестной конкуренции в процессе оборота результатов НТД, который регулируется нормами гражданского права. При этом должны быть обеспечены: защита прав и законных интересов авторов, организа-ций-разработчиков и инвесторов, включая государство, создание действенных организационно-правовых механизмов выявления и пресечения нарушений прав; четкая регламентация осуществления правовой охраны и защиты результатов научно-технической деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета и охраняемых в режиме коммерческой тайны.

К анализу всех вышеперечисленных проблем в ходе конкурса были привлечены специалисты Академии народного хозяйства, которые в рамках проекта РФФИ «Сопровождение инновационно ориентированных проектов на основе фундаментальных исследований» проводили мониторинг выполнения работ.

Первые результаты проводимого мониторинга инновационно ориентированных проектов выявили существенные недоработки при согласовании действий участников, учете их вкладов, планировании совместной работы, обеспечении ответственности за взятые обязательства.

Было отмечено, что только 54 из 86 проектов были обеспечены в начале совместной работы соглашениями о регулировании вопросов интеллектуальной собственности и разделении будущих доходов от реализа-

ции инновационной продукции. В ходе мониторинга особо отмечались трудности, связанные с регулированием правоотношений при использовании базовой и создании проектной интеллектуальной собственности.

Важное значение имели проводимые в ходе конкурса совместные видеоконференции РФФИ, Фонда содействия и Британского совета.

Модель РФФИ — Федеральное ведомство РФ, использующее результаты исследований

В 2004 году РФФИ организовал и провел новые конкурсы:

^ ОФИ-а — ориентированные поисковые исследования фундаментального характера, осуществляемые небольшими научными коллективами, ставящие своей целью развитие новых прорывных технологий в Российской Федерации;

^ ОФИ-г — организация и проведение на территории России в 2005 году ограниченного числа российских и международных научных мероприятий, связанных с проблемами использования результатов фундаментальных исследований в различных областях экономики России.

Как сами конкурсы, так и результаты ориентированных фундаментальных исследований при этом были нацелены на дальнейшее продвижение тех, ранее поддержанных в научных организациях фундаментальных исследований, в ходе работы над которыми исследователи не только получили яркие фундаментальные результаты, но и обнаружили возможность их использования при создании прорывных технологий, новых материалов и услуг по приоритетным направлениям развития науки и технологий, сформулированных в решениях Правительства РФ.

В 2005 году в развитие этой модели были проведены конкурсы:

^ ОФИ-п — ориентированные поисковые исследования фундаментального характера, осуществляемые небольшими научными коллективами, содействующие выполнению научных задач, сформулированных и финансируемых Федеральным агентством промышленности (Роспром ) в 2005-

2006 годах в рамках Федеральных целевых программ. Особое значение в этом конкурсе придавалось ориентированным фундаментальным исследованиям, содействующим выполнению задач, связанных с созданием технологий новых материалов; электронной компонентной базы; технологий вычислительных, информационных систем и телекоммуникаций; технологий оптоэлектронных, лазерных и инфракрасных систем; технологий энергетики и энергосбережения; химических технологий и катализа; технологий энергонасыщенных материалов; биотехнологий; технологии обеспечения устойчивой и экологически чистой среды обитания.

^ ОФИ-э — ориентированные поисковые исследования фундаментального характера, осуществляемые небольшими научными коллективами, содействующие выполнению научных задач, сформулированных и финансируемых Федеральным агентством по атомной энергии (Росатом) в 2005-2006 годах. Особое значение в этом конкурсе придавалось ориентированным фундаментальным исследованиям свойств высокотемпературной плазмы в целях со-

здания источника энергии на основе реакции термоядерного синтеза; ориентированным фундаментальным исследованиям в области ядерной физики и физики элементарных частиц для создания новой перспективной техники и технологий атомной науки; ориентированным фундаментальным исследованиям, необходимым для стратегического развития атомной энергетики, создания реакторов нового поколения и прогрессивных технологий ядерно-топливного цикла, включая сырьевую базу делящихся материалов, конструкционные и особо чистые материалы ядерных реакторов, ядерное топливо, обращение с высоко- и низкоактивными отходами, радиационное материаловедение, аналитическое обеспечение.

Проведение конкурсов основывается на заключенных РФФИ и федеральными ведомствами соглашениях. В соответствии с Бюджетным кодексом многие Федеральные агентства не имеют статьи расходов «Фундаментальные исследования», так что координированная работа РФФИ и ведомства весьма важна для решения крупных целевых задач, стоящих перед федеральными ведомствами. При подаче заявок на конкурсы ОФИ-а руководители проектов указывали ту Федеральную целевую программу, которой соответствовали предлагаемые ориентированные фундаментальные исследования.

При этом важной инициативой РФФИ является положение о поэтапном совместном обсуждении результатов ориентированных исследований, чтобы после первого года исследований или по итогам выполнения проекта такие результаты служили основанием для их включения в существующие программы ведомств и (или) для постановки новых.

В 2006 году РФФИ расширяет эти конкурсы на задачи, связанные с программами Роскосмоса, Федеральной службы технического и экспортного контроля и других ведомств.

Важно отметить: большинство поддержанных работ является продолжением ранее выполнявшихся при финансовой поддержке РФФИ фундаментальных исследований.

Область знаний Д Поступившие заявки | | Поддержанные

Рис. 4

ИННОВАЦИИ № 1 (88), 2006

ИННОВАЦИИ № 1 (88), 2006

Рис. 5

В качестве примеров можно привести следующие проекты:

Проект № 04-01-08030 «Повышение усталостной прочности высокопрочных конструкционных материалов объектов типа СУ-27 путем создания наноструктур в их поверхностных слоях комбинированным методом ионоплазменного осаждения покрытия — ионной имплантации — ультразвуковой обработки», выполняющийся ИФПМ СО РАН в рамках ориентированных фундаментальных исследований, основан на результатах выполнения инициативного проекта № 02-01-01195 «Физическая мезомехани-ка поверхностных слоев нагруженных твердых тел».

Проект № 04-02-08085 «Создание лабораторного прототипа атомной батареи на основе управляемых плазменно-пылевых структур», выполняющийся ФГУП ГНЦ РФ ТРИНИТИ в рамках ориентированных фундаментальных исследований, основан на результатах выполнения инициативного проекта № 01-02-17726 «Исследование неравновесной пылевой плазмы молекулярных газов и кинетики роста субмикронных частиц».

Статистика проведенного конкурса ОФИ-а приведена на рис. 4 и 5.

К проведению конкурсов ориентированных исследований проявляют интерес и крупные промышленные компании, что свидетельствует о возрастающем интересе российской промышленности к использованию перспективных результатов российской науки и, несомненно, подкрепляет правильное решение Совета РФФИ об организации конкурсов ориентированных исследований.

Модель РФФИ — организация, софинансирующая исследования

В рамках этой модели конкурс проектов на получение финансовой поддержки для проведения ориентированных фундаментальных исследований (далее — Конкурс) проводится на основании соглашения о взаимодействии между Российской академией сельскохозяйственных наук и Российским фондом фундаментальных исследований в области науки и реализации научно-технических программ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основная цель Конкурса — объединение финансовых усилий РФФИ и Россельхозакадемии при про-

ведении ориентированных фундаментальных исследований, направленных на решение проблем агропромышленного комплекса Российской Федерации, поддержка научных коллективов и отдельных ученых, выполняющих такие исследования и проекты.

Конкурс проводится за счет бюджетных средств РФФИ и Россельхозакадемии.

Стороны осуществляют:

1. Совместный конкурсный отбор и финансирование в согласованных размерах проектов, поступивших на конкурсы ориентированных фундаментальных исследований, для использования результатов этих исследований в интересах создания прорывных технологий агропромышленного комплекса.

2. Периодическое, поэтапное рассмотрение итогов конкурсов ориентированных фундаментальных исследований, отбор и определение размеров финансирования сторон наиболее перспективных проектов на последующих этапах их выполнения. Первая апробация этой модели будет при проведении конкурсов 2006 года.

Заключение

Основной задачей РФФИ всегда была и остается поддержка фундаментальных исследований.

Фундаментальная наука всегда была значима для России с ее богатыми культурными и научными традициями. Вместе с тем, положение, когда фундаментальная наука обслуживала преимущественно образование и культуру, лишь изредка и случайным образом взаимодействуя с прикладной наукой, стремительно изменилось буквально на наших глазах. Ученые, политики, экономисты и промышленные деятели ведущих стран мира отчетливо осознают все преимущества систематического использования результатов фундаментальных исследований в интересах качественного развития производственной сферы.

Поэтому и для РФФИ выявление и использование наиболее перспективных результатов фундаментальных исследований стало, безусловно, приоритетной задачей.

Жизнь показала, что эта форма гармонично дополняет традиционный подход к финансированию фундаментальных исследований. Фонд занял свое, значимое место в системе организации отечественной науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.