Научная статья на тему 'От образовательного менеджмента к менеджменту образовательного туризма: экономический и педагогический аспекты'

От образовательного менеджмента к менеджменту образовательного туризма: экономический и педагогический аспекты Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

448
93
Поделиться
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Певзнер М. Н., Петряков П. А., Николаева А. Н.

Показана многоаспектность образовательного менеджмента. Выявлены особенности экономической и педагогической составляющих современного образовательного туризма. Раскрыты сущность и специфика менеджмента образовательного туризма, рассмотрены объекты его управления.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Певзнер М.Н., Петряков П.А., Николаева А.Н.,

Текст научной работы на тему «От образовательного менеджмента к менеджменту образовательного туризма: экономический и педагогический аспекты»

УДК 379.85

ОТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА К МЕНЕДЖМЕНТУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

М.Н.Певзнер, П.А.Петряков, А.Н.Николаева

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, Mikhail.Pevzner@novsu.ru

Показана многоаспектность образовательного менеджмента. Выявлены особенности экономической и педагогической составляющих современного образовательного туризма. Раскрыты сущность и специфика менеджмента образовательного туризма, рассмотрены объекты его управления.

Ключевые слова: образовательный менеджмент, образовательный туризм, менеджмент образовательного туризма, туристский продукт

In the article multidimensionality of educational management is revealed. Also the peculiarities of economical and pedagogical constituents of modern educational tourism are highlighted. The core and specific nature of educational tourism management and objects of its management are distinguished.

Keywords: educational management, educational tourism, educational tourism management, tourist product

Одним из центральных вопросов международной научной дискуссии об образовательном менеджменте является вопрос о сущности данного феномена: «управление образованием или управление посредством образования?». Ответ на этот вопрос определяет границы понятия «образовательный менеджмент».

В отечественной и зарубежной литературе образовательный менеджмент рассматривается прежде всего как междисциплинарная область научных знаний, исследующая закономерности, принципы, функции и методы управления образовательными процессами и системами на основе синтеза психологопедагогических наук и теории менеджмента. В этой логике образовательный менеджмент представляет собой специфическую отрасль управленческих наук, вобравшую в себя истоки педагогики, психологии, социологии управления, менеджмента и маркетинга [1].

Междисциплинарность и многоаспектность образовательного менеджмента обуславливает расширение границ использования данного понятия. В современной научной дискуссии образовательный менеджмент выступает далеко не только как синоним управления понятия «управление образовательными системами (образовательными учреждениями)», но включает и управление образовательными процессами в организациях различного типа: на предприятии, в общественной организации или в образовательном учреждении, а также в тех отраслях деятельности, которые связаны с трансляцией и формированием коллективного и индивидуального знания, например в образовательном туризме [2].

Согласно Ф.Деккеру, образовательный менеджмент — это управление процессом обучения в различных аспектах: индивидуально-личностном,

производственном, социальном, культурном и организационном. Деккер рассматривает образовательный менеджмент не только как вид управления, но и как коммуникативный процесс, который реагирует на нужды и потребности индивида, формирует эффективную отрасль образовательных услуг, рыночно ориентированную, способную к решению нестан-

дартных ситуаций [3]. Именно такой отраслью в настоящее время становится образовательный туризм.

В современной науке отсутствует единый подход к трактовке понятия «образовательный туризм», и в российском законодательстве не прописаны единые базовые термины образовательного туризма. Большинство авторов рассматривают его как разновидность туризма, обеспечивающего получение образования или повышение квалификации в течение непродолжительного временного периода (А.В.Бабкин, Э.А.Лунин и др.). В ряде работ образовательный туризм рассматривается как инновационная образовательная технология (В.Л.Погодина), значимый фактор глобализации и интернационализации образования (В.А.Титов, В.А.Фарбер и др.), как быстро развивающийся сектор экономики туризма, завоевывающий признание во всем мире (Н.А.Козлова).

Обобщая представленные в научных источниках подходы, мы можем дифинировать образовательный туризм как вид туризма, охватывающий различные виды обучения и просвещения, которые осуществляются вне постоянного места жительства, как правило, в форме туристических поездок на период от 24 часов до 6 месяцев без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от различных источников в стране (месте) временного пребывания.

По мнению специалистов, в последние десятилетия, когда элитарный туризм сменился массовым, многие потребители туристических услуг, выбирая между обычным отдыхом и образовательными программами за рубежом, отдают предпочтение обучению, возможности скомбинировать зарубежную поездку с образованием, изучением языка или повышением квалификации. Российские граждане рассматривают данный вид туризма как выгодную инвестицию в будущее своих детей, либо в повышение собственного образовательного уровня, успешное трудоустройство, продвижение по карьерной лестнице. Ожидается, что спрос на образовательные туры в России будет расти на 30% в год. Следует отметить, что общий рост уровня доходов населения и гибкие схемы кредитов, которые разрабатывают банки, делают более доступными

не только краткосрочные курсы, но также высшее и постдипломное образование за рубежом [4].

В настоящее время Великий Новгород является развивающимся центром международного туризма. В стадии разработки находится проект «Великий Новгород — родина России». Суть концепции проекта заключается в том, что на протяжении своей жизни каждый россиянин, а также соотечественники, проживающие за рубежом, должны хотя бы раз побывать на родине России и посмотреть, откуда на самом деле «есть пошла Земля Русская». Такой проект становится средством патриотического воспитания молодежи, культурно обогащающим различные категории граждан и открывающим широкие возможности для развития образовательного туризма. В Великом Новгороде накоплен значительный опыт организации образовательного туризма для различных целевых групп иностранных граждан, которые приезжают с целью изучения русского языка и русской культуры, а также посещения мастер-классов по традиционным новгородским ремеслам и промыслам (плетение из бересты, изготовление народных игрушек и кукол, росписи по дереву и др.). Значительную популярность в России и за рубежом приобрели образовательные туры, осуществляемые под руководством члена Союза художников России, руководителя студии «Новгородская береста» В.И.Ярыша.

Вместе с тем существуют определенные барьеры для развития образовательного туризма в Великом Новгороде и в России в целом. Проведенный нами опрос 180 студентов и школьников городов Хильдес-хайм и Билефельд (Германия) на предмет привлекательности предлагаемых Новгородским государственным университетом имени Ярослава Мудрого образовательных туров позволил выявить причины неучастия в таких турах представителей немецкой учащейся молодежи. Эти причины носят как политический, так экономический и педагогический характер. Доминирующими оказались экономические причины: отсутствие у студентов и школьников необходимых финансовых средств для образовательного туризма (62% опрошенных), высокая стоимость предлагаемых туристических поездок (38%), наличие альтернативных возможностей изучать русский язык и русскую культуру, например посредством использования партнерских связей городов-побратимов (16%). Причины политического характера: недостаточный уровень безопасности проживания и обучения (14%), опасность терроризма и политической нестабильности (9%), сложность процедуры выдачи виз, недостаточная ясность и открытость визового процесса (74%). Педагогические причины: слабая подготовка к освоению учебной программы, предлагаемой во время образовательного тура (7%), различия в методах и технологиях преподавания иностранных языков в России и Германии (4%), недостаточное распространение русского языка как учебного предмета в школах и гимназиях Германии (36%). В качестве условий, повышающих привлекательность образовательных туров, респонденты назвали: существенное удешевление туристических поездок (38%), возможность углубления профильных специальных знаний (12%),

возможность сочетания учебной деятельности со спортом и другими видами досуговой деятельности (23%), возможность участия в совместных мероприятиях с молодежью из страны пребывания (42%).

Так же, как и образовательный менеджмент, образовательный туризм имеет ярко выраженную экономическую и педагогическую составляющие. В экономическом плане образовательный туризм представляет собой быстро развивающийся сектор экономики туризма, который приобретает все большую популярность в различных странах мира. Исследователи отмечают специфические особенности образовательного туризма, проявляющиеся в особом характере спроса, выраженных сезонных колебаниях, диверсификации туристского продукта, низкой подверженности кризисам. Образовательная услуга представляет собой продукт труда, обладающий такими специфическими свойствами, как неосязаемость, неотделимость от источника, которое означает, что сам этот продукт потребляется в тот же момент, что производится и передается. Следовательно, любая замена преподавателя во время образовательного тура может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а значит и спрос. Непостоянство качества в отношении образовательных услуг обусловлено тем, что невозможно установление жестких стандартов обучения, и качество услуг во многом зависит от квалификации преподавателя, обеспечивающего образовательный тур, а также потребностей и мотивации его участников. Поэтому изменения качества могут быть вызваны компетенцией специалиста или неспособностью клиента четко сформулировать свои потребности в образовательной услуге [5,6].

Педагогическая составляющая образовательного туризма предполагает прежде всего организацию туристско-образовательной деятельности, которая направлена как на достижение цели учебных программ, специально сконструированных для образовательных туров, так и на развитие личностно-значимых качеств участников туристических поездок. В этом плане образовательный туризм можно рассматривать как форму организации образовательного процесса, осуществляемого за рамками основного образовательного учреждения и направленного на удовлетворение базовых потребностей личности [7]. К позитивным социальнопедагогическим эффектам образовательного туризма следует отнести и то, что образовательный туризм вовлекает в обучение людей разных возрастных и социальных категорий, включая как дошкольников, так и пенсионеров, актуален на всех ступенях образования и на протяжении всей жизни, т.е. является одним из видов непрерывного образования.

Образовательный туризм как элемент непрерывного образования человека на протяжении всей жизни становится условием конкурентоспособности специалистов, расширяет сферу их самореализации, помогает преодолеть кризисы профессиональной идентичности, поскольку позволяет им приобщиться к лучшим мировым образцам в сфере их профессиональной деятельности. Образовательный туризм позволяет также смягчить вступление человека в «третий возраст» и сделать жизнь пожилых людей в со-

временном обществе более насыщенной и интересной. Не менее важное значение образовательный туризм приобретает и для социально незащищенных слоев населения, способствуя их приобщению к окружающей социокультурной среде. В этом плане общественную и личностную значимость имеют образовательные туры, специально организуемые в различных странах мира для детей-инвалидов.

Активно развивающаяся сфера образовательного туризма включает в себя взаимодействие университетов, других образовательных учреждений с многочисленными туристическими организациями, предприятиями сервиса, гостиничного хозяйства, институтами культуры, спорта и досуга. Такое количество задействованных структур требует качественного и эффективного управления ими, что и входит в задачи менеджмента образовательного туризма, который призван создавать определенную систему управленческой деятельности, направленную на разработку и представление уникального продукта образовательного туризма. Объектами управления становятся стратегии развития и продвижения туризма в области образования, управление образовательным процессом в ходе реализации туристических учебных программ, информационные технологии в сфере образовательного туризма, качество туристского продукта, работа с персоналом, организующим образовательные туры.

Если взять за основу положение Ф.Деккера о том, что образовательный менеджмент включает такую важную область, как социальный менеджмент, под которым понимается управление системами и отношениями [3], то возникает прямая взаимосвязь между образовательным менеджментом и управлением образовательным туризмом, которое регулирует область социальных отношений в системе непрерывного образования средствами туризма.

Учитывая сложность объектов управления образовательным туризмом, представляющего собой феномен интеграции образования и туризма, можно выделить следующую специфику менеджмента образовательного туризма.

1. Значительную сложность представляет управление туристским продуктом. Так как потребителем этого вида туризма является учащаяся молодежь, а также те представители взрослого населения, которые ожидают от туристической поездки не только новых впечатлений, но еще и конкретных результатов обучения, образовательный туризм нуждается в тщательном планировании, разработке отдельных этапов, продуманности и четкости организации образовательных туров, их педагогическом целеполагании.

2. Стратегия развития образовательного туризма должна соответствовать особенностям региона и основной целевой аудитории. Менеджмент должен обеспечить продуктивную совместную с различными учебными заведениями разработку образовательных программ, способных содействовать преодолению культурно-образовательных барьеров и дальнейшей интеграции России в единое образовательное пространство.

3. Особую роль играет маркетинг образовательного туризма, обеспечивающий продвижение

данного вида неформального образования за счет тесного взаимодействия образовательных учреждений с туристическими агентствами и другими заинтересованными социальными институтами.

4. Отличительной особенностью управления персоналом в сфере образовательного туризма является продуманная организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для этого вида туризма, обладающих педагогической, управленческой и поликультурной компетентностями.

5. Особого контроля со стороны менеджмента требует система качества в сфере образовательного туризма, включающая контроль качества преподавания и обучения, внедрения единых стандартов оценки качества.

6. Менеджмент образовательного туризма должен обеспечить систематическое изучение образовательных потребностей потенциальных туристов, выявление целевых аудиторий и конструирование образовательных программ, способных удовлетворить разнообразные запросы выявленных целевых групп.

7. Особого внимания требует нормативноправовое обеспечение образовательного туризма, создание условий для беспрепятственного и комфортного экспорта и импорта образовательных услуг, а также бесперебойное функционирование и развитие инфраструктуры образовательного туризма, отвечающей современным мировым стандартам и взыскательным запросам участников образовательных туров.

8. Поскольку основными потребителями образовательных туристических услуг являются школьники и студенты, то весьма актуальными становятся вопросы финансового менеджмента в образовательном туризме. Менеджерам образовательного туризма необходимо решать сложную задачу минимизации стоимости пакета услуг при сохранении высокого качества обслуживания и удовлетворения потребностей клиентов. Перспективным инструментом решения этой задачи является предложение экономичных условий проживания, характерных только для рынка образовательного туризма, например размещение и проживание в принимающих семьях. Такие условия образовательного тура обеспечивают синергетический эффект, выражающийся в повышении качества языковой компетенции участников и эффективности обучения по сравнению с реализацией аналогичной образовательной программы с проживанием в студенческих общежитиях на территории студенческих кампусов. Этот эффект становится возможным благодаря обеспечению полного погружения в аутентичную языковую и культурную среду проживания при минимизации стоимости проживания и достижении необходимого уровня безопасности клиентов [5]. С учетом специфики целевых групп, менеджерам образовательного туризма необходимо развивать систему грантов и стипендиальных программ.

9. Значимым инструментом повышения эффективности управленческой деятельности в области образовательного туризма является разработка и внедрение эффективных и долгосрочных программ лояльности, которые включают в себя идеологию и технологию установления прочных эмоциональных взаимоотношений с клиентами, что позволяет более

четко планировать образовательную туристическую деятельность и повышать ее устойчивость. Речь идет о способах эффективного поощрения клиентов посредством развития дисконтных либо бонусных образовательных туристических программ. Эффективные программы лояльности обеспечивают высокий индекс повторного обращения клиентов с намерением продолжить обучение в том или ином формате.

Таким образом, менеджмент образовательного туризма можно рассматривать как отвечающую современным политическим, экономическим и педагогическим реалиям разновидность образовательного менеджмента. Как коммуникативный процесс он решает задачи развития эффективной рыночно ориентированной отрасли образовательных услуг, в данном случае образовательного туризма; как функция — связан с выполнением определенных действий: планированием, организацией и контролем качества образовательных туров, мотивацией их участников; как наука управления — способствует разработке научных подходов к решению проблем туризма средствами образования; как искусство управления — требует от организаторов туристических туров, решающих управленческие задачи в сложных малопредсказуемых ситуациях, мастерства применения научных знаний и использования передового опыта; ну и наконец, образовательный менеджмент в туризме — это люди, профессионально управляющие туризмом с использованием образовательных ресурсов.

В системе непрерывного образования образовательный менеджмент получает распространение в новых областях человеческой деятельности, использующих образовательные ресурсы в качестве основного фактора развития. Одной из таких областей стал образовательный туризм, который приобретает международный характер в условиях интернационализации и глобализации мировых образовательных систем.

1. Барановский А.И. Образовательный менеджмент: актуальные проблемы становления // Современные наукоемкие технологии. 2008. №1. С.25-28.

2. Образовательный менеджмент: Учеб. пособие для магистратуры по направлению «Педагогика» / Е.В.Иванов, М.Н.Певзнер, П.АПетряков, Г.А.Федотова, Р.М.Шерайзина,

A.Г.Ширин; Сост. и общ. ред. Е.В.Иванова, М.Н.Певзнера.

B. Новгород: НовГУ, 2009. 412 с.

3. Decker F. Bildungsmanagement fur eine neue Praxis. Mun-chen, 1995. 217 s.

4. Козлова Н.А. Проблемы применения терминологии в индустрии международного образовательного туризма // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2008. №4(61).

C.289-294.

5. Зыбин О.С., Козлова Н.А. Специфические особенности образовательного туризма // Социально-экономические проблемы развития современного общества: Сб. науч. тр. СПб: СПбТЭИ, 2005. С.81-88.

6. Лунин Э.А. Организация и управление образовательным туризмом в РФ // Научная онлайн-библиотека «Порта-лус» — www.portalus.ru

7. Погодина В.Л. Традиции и инновации в образовательном туризме // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. 2009. №110. С.54-63.

Bibliography (Translitirated)

1. Baranovskijj A.I. Obrazovatel'nyjj menedzhment: aktual'nye problemy stanovlenija // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2008. №1. S.25-28.

2. Obrazovatel'nyjj menedzhment: Ucheb. posobie dlja magi-stratury po napravleniju «Pedagogika» / E.V.Ivanov, M.N.Pevzner, P.A.Petrjakov, G.A.Fedotova, R.M.Sherajjzina, A.G.Shirin; Sost. i obshh. red. E.V.Ivanova, M.N.Pevznera. V. Novgorod: NovGU, 2009. 412 s.

3. Decker F. Bildungsmanagement fur eine neue Praxis. Mun-chen, 1995. 217 s.

4. Kozlova N.A. Problemy primenenija terminologii v industrii mezhdunarodnogo obrazovatel'nogo turizma // Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. 2008. №4(61). S.289-294.

5. Zybin O.S., Kozlova N.A. Specificheskie osobennosti obra-zovatel'nogo turizma // Social'no-ehkonomicheskie problemy razvitija sovremennogo obshhestva: Sb. nauch. tr. SPb: SPbTEhl, 2005. S.81-88.

6. Lunin Eh.A. Organizacija i upravlenie obrazovatel'nym tur-izmom v RF // Nauchnaja onlajjn-biblioteka «Portalus» — www.portalus.ru

7. Pogodina V.L. Tradicii i innovacii v obrazovatel'nom turizme // Izvestija RGPU im. A.I.Gercena. 2009. №110. S.54-63.