УСТИН И. И.
От Кемского берега до моря Студёного -подвиги поморов
I. I. USTIN
Kem' from the Shore to the Icy Sea -The Exploits of Pomors
Сведения об авторе:
Устин Ирина Ильинична, директор МБУ «Кемский музей» (Республика Карелия, г. Кемь) [email protected] Author:
Irina Ilyinichna Ustin, the Director of "Kem Museum" (Republic of Karelia, Kem') [email protected]
Аннотация:
В статье раскрывается концепция краеведческого музея «Поморье», в основе которой - сохранение, изучение и популяризация поморской культуры, в т. ч. наследие Кемской волости как Арктического региона. Первым представлениям о географии северных побережий Скандинавии, архипелагов Шпицберген и Новая Земля Россия обязана отважным плаваниям поморских мореходов. Заметную роль сыграли среди них промышленники Западного Поморья - выходцы из Кеми, Шуи, Сумского Посада, объединённые одним административным центром - Кемской волостью. Освоение обширных пространств ближней Арктики поморами было не случайным, из поколения в поколение они накапливали опыт и знания для этого: средства дальнего плавания - достаточно совершенные и надёжные типы морских судов; морская навигационная культура; способы ориентирования вблизи берегов и в открытом море; самобытные навигационные приборы; способы прогнозирования гидрометеорологической и ледовой обстановки; умение картографировать посещаемые земли. И главное - взрастили целую плеяду «вечных мореходов» и «ледовых капитанов», которые и в наше время продолжают осваивать Северный морской путь.
Abstract:
The article reveals the concept of the local history Museum "Pomor'e", based on preservation, studying and popularization of the Pomor culture, including the legacy of Kem district, as the Arctic region. The first ideas of geography of Northern coasts of Scandinavia, Spitsbergen archipelago and the Novaya Zemlya, Russia is obliged to the brave voyages of Pomor sailors. Pomor tradesmen played a significant role among them (they were born in Kem, Shuya, Sumskoy Posad - so all of them were from Kem district). The development of the Arctic by Pomors was not accidental: from generation to generation they had accumulated experience and knowledge on how to do this, they had vessels for long voyages - perfect and reliable enough types of vessels; marine culture; ways of orientation near the coast and on the open sea; original navigational instruments; methods of forecasting hydrometeorological and ice conditions; skills for mapping the visited lands. And most importantly, they had raised a whole culture of "eternal seamen" and "ice captains", and in our time, they continue to develop the Northern Sea route.
Ключевые слова:
Поморье, Кемский музей, мореплавание, судостроение, рыбные и зверобойные
промыслы, Шкиперские курсы, лоция, Грумант, кормщик.
Keywords:
Pomerie, "Kem Museum", sailing, shipbuilding, fishing and trapping crafts, Skipper courses, sailing directions, Grumant, karmic.
Нет этой страны на карте, не найти её в географических атласах, однако она существует.
Страна эта - Поморье - древняя, легендарная. Под стать ей и народ - смелый и отважный. Поморы - имя этому народу.
Основная экспозиция муниципального бюджетного учреждения «Краеведческий музей "Поморье"» Кемского муниципального района» - «Духовная и материальная культура поморов Кемского уезда» - отображает сложившиеся объективные особенности культуры и хозяйственного уклада поморов, жизнь которых издревле и до настоящего времени связана с морем. Акцент сделан на трёх основных началах: мореплавание, судостроение, рыбные и зверобойные промыслы.
В основе экспозиционного решения - образ помора и среды его обитания («море» и «берег»). Суровая природа Севера, близость Ледовитого
океана, расселение по берегам Белого моря обусловили особое направление хозяйственной деятельности в крае: «...поморские жители о хлебопашестве понятия не имеют, но единственно кормятся от моря. Морские промыслы их - рыбные и зверобойные - отменны, соединены с великою отвагой.» Как говорят сами поморы, «море - наше поле».
«.Из века в век с освобождением прибрежья ото льдов подёрнутая кружевом волн водная гладь пестрела здесь парусами судов, расходившихся на просторы Студенца - Северного Ледовитого океана. Лодьи и кочи направлялись на запад - на промыслы Мурмана и в "Дацку" - к скалистым берегам Норвегии, "вниз", на север, к далёкой Новой Земле, и на восток - "в Русь", к устьям Мезени и Печоры, и ещё дальше, к берегам самой Сибири, в "златокипящую Ман-газею"» - оплот страны на окраине Сибирского царства, куда шли артели промышленников и торговых людей, отряды стрельцов в надежде на богатый промысел, прибыльный торг, наконец, как говорилось в «скасках» первопроходцев, - «сыскать новые землицы Отечеству».
Изучение письменных памятников, архивных документов и просто полузабытых источников позволяет проследить многие приоритеты мореходов из Кеми в области морского дела: создание кемски-ми крестьянами оригинальных типов судов, их роль первопроходцев и первооткрывателей, освоение побережий и островов Северного Ледовитого океана, создание оригинальных произведений - журналов плаваний, лоцманских описаний, наконец, произведений народной картографии, а также способы прогнозирования гидрометеорологической обстановки. Наиболее интересным источником для изучения истории становления морской культуры Поморья ХУ11-Х1Х вв. являются рукописные руководства по мореплаванию. Из 12 известных списков лоций 5 создано в Кемском Поморье.
К ним, мореходам из Кеми, Шуи, Сороки, Сумского Посада, в первую очередь должны быть отнесены сегодня слова профессора М. И. Белова, писавшего о поморах: «Их стойкости, упорству и мужеству, проявленным в борьбе с суровой природой, человечество обязано развитием правильных представлений об арктических морях, их природных особенностях и возможностью плаваний в них». Знания и опыт мореходства поморских промышленников были широко использованы в практике первых русских гидрографических и географических экспедиций, в которых поморские кормщики стали проводниками и помощниками видных отечественных учёных.
Практический опыт поморов приходил на помощь, когда исследователи - и русские, и западноевропейские - терпели бедствие, и результаты их экспедиций и сама их жизнь сохранились лишь благодаря помощи, вовремя оказанной поморами. И примеров тому множество.
После петровских реформ Кемь фактически стала центром крестьянского судостроения в Поморье1, где продолжалось сооружение «староманерных» судов, предназначенных для промышленных и транспортных плаваний в водах Севера (рис. 1). Ходили в полярных морях на кочах, раньшинах да лодьях, построенных подужемскими карелами по заказам кемских судовладельцев Норкиных, Савиных, Труфановых, Ремягиных. Наибольшей известностью в крае пользовались кемские мастера-судостроители Василий Антонов, Осип Кондратьев, Яков Антонов-Горноталёв (построил 61 судно).
Поморы имели особое отношение ко льдам. Как всё в их понимании жизни было основательно, так и ко льдам они относились с уважением. Об этом можно сделать вывод даже по тому множеству названий, которые звучат как научная характеристика, а это значит, что природа льдов изучена не одним поколением, передаваясь из уст в уста. И смысл в этом великий - безопасность человека в стихии. Мы нашли в романе Дмитрия Балашова «Марфа-посадница»2 у поморов 42 названия льда (да и то ещё не все!): Шорош, Шуга, Шапуга, Сало, Нилас - тёмной, светлой, сырой, сухой, подъёмной, нечемерж, молодик, резун, Припай, Снежной лёд, Заберег, Каледуха, Живой лёд, что движется бесперечь, Мёртвый лёд, Битняк, Тертюха, Калтак, Шельняк, Отечной лёд, Проносной, Ходячий, Сморозь, Грязда, Несяк, Стамуха, Торосовой, Налом, Ро-пачистой, Бакалда, Бимье, Гладуха, Гладун, Ропаки, Подсовы, Стойки, Забой, Стычина.
На север по морю Белому и дальше, к Студёному, на остров, который у поморов имел собственное название Грумант, шли издревле за добычей морского зверя, который в те времена и кормил, и одевал, и освещал жилище. В первую очередь - охота на тюленя. Очень важен был и промысел белухи. Особая статья - промысел моржа. Интересно яркое описание промысла одного из промышленников, приведённое С. В. Максимовым в его книге «Год на Севере»: «Вот промысловое судно медленно движется вдоль берега, держась недалеко от кромки льда. Вот и ЮРОВА - лежбища моржей...» «Всё воет, всё ревёт; вот
1 См.: Баркина В. С. Кемь / Из серии «Города и районы Карелии». Петрозаводск, 1980.
2 Балашов Д. Марфа-посадница. Петрозаводск, 1986.
Рис. 1. Судоверфь в Кеми. «Выстроенное судно наливается водой на предмет того, даст оно течь или нет. Воду носят женщины». Почтовая карточка начала ХХ в.1
Рис. 2. Промысел морского зверя2
1 Краеведческий музей «Поморье» Кемского муниципального района (далее - Кем-ский музей). № 637.
2 См.: Кошечкин Б. И. «Боже, дай нам ветра». Кемские полярные мореходы. Петрозаводск, 1992.
и по тому опять узнаём, по рёву-то этому, где они наледину сделали, где их много, значит. А заслышали дух ихний, а либо рёв, да особливо когда ветер от них, тут уж мы, известно, маху не даём; тут-то нам и праздник великий, и веселье. »1 Добываемый на Севере «рыбий зуб» - драгоценная моржовая кость - отсылался непосредственно к царскому двору. Сначала только монастыри обладали изделиями из этого материала. В описи Соловецкого монастыря 1514 г. упомянуты «крест местной, резан рыбий зуб. да другой крест по углам серебром обложен, позолочен, на нём вырезано распятие Христово, рыбий зуб» (рис. 2).
Много славных имён сынов поморских, которые прокладывали морской путь на Шпицберген (Грумант-поморск.) и Новую Землю, кануло в Лету. Известными стали единицы. Первый биографический словарь северных русских мореходов, в основном - поморов-промышленников, составлен Владимиром Юльевичем Визе (рис. 3)2. Справки очень краткие, составлены по годам плавания. В большинстве случаев известно только о факте плавания. В ранний период (XVII) преобладают участники сибирских походов, в поздний (ХУШ-Х1Х) - промышленники, совершавшие путешествия на Новую Землю и Шпицберген.
САВВА ЛОШКИН, 1760 г. Кормщик, родом из Олонца. Савва Лошкин первым прошёл вдоль всего восточного берега Новой Земли и обогнул её, причём провёл на восточном берегу две зимы и только на третье лето вышел к западным берегам. Единственным источником, благодаря которому до нас дошли сведения о замечательном плавании Саввы Лошкина, является рассказ Федота Рахманина, записанный в 1788 г. членом-корреспондентом Петербургской академии наук В. В. Крестининым. Рассказы о Лошкине и его плавании были свежи среди архангельских мореходов ещё в 1821 г. Савва Лошкин дал первое описание восточного берега Новой Земли, записанное со слов Рахманина Крестининым.
АФАНАСИЙ, конец XVI - начало XVII в. Мореход из Колы конца XVI - начала XVII в. 17 раз плавал по Северному Ледовитому океану. О нём сохранилось следующее сказание: «В лето 7113 [1605] во граде Самаре был человек поморенин, именем Афанасий, рождение его
1 Максимов С. В. Год на Севере: в 2 т. СПб., 1859. Т. 1. Белое море и его прибрежья.
2 Визе В. Ю. Русские полярные мореходы из промышленных, торговых и служилых людей XVI-XIX вв.: Биографический словарь. М.-Л., 1948. См. также: Гнетнев К. В. Путешествие странного человека: по следам экспедиции Морского министерства Российской империи по Белому морю 1856-1857 годов. Петрозаводск, 2013.
Рис. 3. Владимир Юльевич Визе
за Соловками на Усть-Колы. И он сказывал про многие морские дивные чудеса, а про иные слыхал. И ездил он по морю на морских судах 17 лет, и ходил в тёмную землю, и тамо тьма стоит, что гора тёмная; издали поверх тьмы тоя видать горы снежные в красный день». Упоминаемая в сказании тёмная земля есть, несомненно, либо Шпицберген, либо Новая Земля.
ЧИРАКИН ЯКОВ ЯКОВЛЕВ, 1767-1768. Крестьянин села Шуя Кемского округа, кормщик. Грамотный. Десять раз зимовал на Новой Земле. В 1767 г. «одним небольшим проливом в малом извозном карбасу оную Новую Землю проходил поперёк на другое, называемое Карское море». Это было первым плаванием через Маточкин Шар, о котором имеются достоверные сведения. Чиракин не только дал описание этого пролива, но и представил план его. Кроме того, им было дано первое гидрографическое описание берега Новой Земли от острова Междушарского до Маточкина Шара (опубликовано Н. Чулковым). Доставленные Чиракиным сведения о Маточкином Шаре послужили поводом для организации экспедиции Розмысло-ва (1768-1769), в которой Чиракин участвовал в качестве кормщика. По словам В. В. Крестинина, Чиракин был «человек с природными дарованиями и в мореходстве отличный». Именем Чиракина названа река, впадающая в Маточкин Шар с южной стороны.
ЕРМОЛИН АНТОН, 1769 г. Кормщик. Летом 1769 г. промышлял зверя совместно с кормщиком Иваном Лодыгиным на судне купца Кемской волости Макара Водохлёбова в губе Митюшихе. Возвращаясь домой, Ермолин и Лодыгин в западном устье Маточкина Шара подобрали экспедицию Розмыслова и доставили её в Архангельск.
ЛОДЫГИН ИВАН, 1769 г. Кормщик. Промышляя в 1769 г. зверя у западных берегов Новой Земли, зашёл на судне Макара Водохлёбова в Маточкин Шар, подобрал здесь экспедицию Розмыслова и доставил её в Архангельск.
ЛОМОВ, 20-е гг. XIX в. - 1872. Кемский мещанин, кормщик, судовладелец. Многократно плавал с целью промысла к Новой Земле. Между прочим, побывал здесь в 1872 г. П. Свиньин отзывается о Ломове как о «лучшем кемском мореходце».
ПОСТНИКОВ МИХАЙЛО, 1789-1849. Кормщик из Кеми. Плавал в Белом море и Северном Ледовитом океане не менее 60 лет - с 1789-го по 1849 г.
ИСАКОВ. Начало XIX в. - 1835 г. Кормщик, кемский мещанин. В течение 32 лет ежегодно плавал к Новой Земле. В 1835 г. Исаков прошёл дальше полуострова Панкратьевского на 100 вёрст и видел здесь
группу мелких островов, получивших название островов Исакова (впоследствии норвежцы назвали эти острова островами Гольфштре-ма). Этого Исакова нельзя смешивать с братьями Исаковыми (см. Гвоздарёв), побывавшими в 1851 г. на Шпицбергене и замешанными в убийстве своего кормщика. В 1851 г. Исакову должно было быть около 75 лет, тогда как преступники Исаковы были, несомненно, люди молодые или среднего возраста.
ГВОЗДАРЁВ ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ, 1831-1851. Кормщик, крестьянин деревни Сороки Кемского уезда. Впервые отправился на зверобойный промысел на Новую Землю вместе с младшим братом в 1831 г. В 1832 г. участвовал в экспедиции Пахтусова в отряде лейтенанта Кро-това, когда Гвоздарёв должен был доставить на своей ладье сруб избы в Маточкин Шар. На пути ладья сильно пострадала во время бури, что вынудило его поставить избу в Больших Кармакулах, после чего он вернулся в Архангельск. В 1834 г. Гвоздарёв снова плавал у берегов Новой Земли, причём в губе Митюшихе нашёл остатки разбитого судна бесследно пропавшей экспедиции лейтенанта Кротова. В 1835 г. Гвоздарёв промышлял у Горбовых островов, когда встретился с Пахтусовым, которому сообщил ценные сведения о Новой Земле.
ЕРЁМИН АФАНАСИЙ, 1835, 1837. Сумский мещанин, зверопромышленник. Неграмотный. Промышляя в 1835 г. у берегов Новой Земли, оказал помощь Пахтусову, карбас которого потерпел крушение у острова Верха. Ерёмин доставил Пахтусова и его спутников в Маточкин Шар. В 1837 г. трёхмачтовая ладья Ерёмина «Святой Елисей» была зафрахтована экспедицией академика Бэра на Новую Землю. По окончании экспедиции Бэр выдал Ерёмину следующий аттестат: «Я, нижеподписавшийся, свидетельствую, что на ладье "Елисей", принадлежащей сумским мещанам Афанасию Ерёмину и Ивану Челюзги-ну, отправился на Новую Землю в поручение Академии наук". Именем Ерёмина Пахтусов назвал бухту у острова Личутина - гавань Ерёмина, или становище Ерёмина.
ЧЕЛЮЗГИН (ЧЕЛУЗГИН) ИВАН, 1835, 1837. Сумский мещанин, зверопромышленник. Плавал к Новой Земле в 1835 г. На карбасе, взятом с его ладьи, Пахтусов плавал через Маточкин Шар до островов Пахтусова. Часть личного состава экспедиции Пахтусова во главе с Циволькой вернулась в 1835 г. с Новой Земли на ладье Челюзги-на и Ерёмина. Принимал участие в экспедиции Бэра на Новую Землю в 1837 г.
ГОРЯКОВ СТЕПАН, 1842. Кормщик, шуеречанин. Ходил в 1842 г. к северо-западным берегам Новой Земли, причём в Русской Гавани,
на острове Богатом, поставил крест, обнаруженный экспедицией на «Седове» в 1930 г.
ВОРОНИН ФЁДОР ИВАНОВИЧ, 1845-1897. Промышленник-судовладелец, мещанин Сумского посада. Родился около 1829 г. Двоюродный дядя известного советского полярного капитана В. И. Воронина. Ф. И. Воронин свыше 35 лет из года в год плавал к Новой Земле. Впервые побывал на Новой Земле в 15-летнем возрасте, сопровождая отца. В 1874 г. он спас в заливе Пуховом возвращавшуюся на шлюпках с Земли Франца-Иосифа австро-венгерскую экспедицию и на своей шхуне «Николай» доставил её в Вардё. В 1875 г. весьма удачно промышлял белуху в Кармакульской бухте. Ф. И. Воронин был ревностным защитником русских промыслов на Новой Земле и горячо протестовал против засилья здесь норвежцев. В частности, он указывал, что последними разрушаются на топливо памятники русской старины - кресты и избы.
НИКИТИН МИХАЙЛО, 1846-1847. Промышленник, кемский мещанин. В 1846-1847 гг. плавал на Новую Землю вдвоём с женой.
ВОРОНИН ЯКОВ МИХАЙЛОВИЧ, 1857-1897. Промышленник-судовладелец из Сумского посада Кемского уезда. Племянник Фёдора Воронина. Свыше 35 лет почти ежегодно плавал летом с целью промысла к Новой Земле. В 1892 г. на собственном судне «Св. Николай» посетил Малые Кармакулы, устья рек Саханихи и Нехватовой и южную часть Новой Земли. Во время этого плавания у берегов Новой Земли было встречено необычно большое количество льда.
ОЛЕНИЩЕВ, 1872. Кормщик, кемский крестьянин. На принадлежавшем ему судне «Св. Николай» плавал в 1872 г. с экспедицией И. Суля к Новой Земле и вывез из Малых Кармакул пятерых зимовавших там промышленников.
ЕФРЕМОВ ЯКОВ, 1875-1878. Кормщик. Неоднократно плавал к Новой Земле, в частности, в 1875 г. Летом 1878 г. ходил на судне кем-ского купца Норкина «Общее счастье» промышлять к южному острову Новой Земли.
ИЛЬЯ, 1876. Кормщик из Сумского посада. В 1876 г. ходил к Новой Земле, доставив в Малые Кармакулы небольшую избу.
ГАЛАНИН М. П., 70-е (?) гг. XIX в. Зверопромышленник из села Шуерецкого. В последней четверти XIX в. неоднократно ходил на Новую Землю. В это же время Галанин однажды зимовал на острове Большой Брун (Западный Шпицберген), куда ходил на ладье кем-ского купца Норкина. Зайдя здесь в небольшую бухту, восемь человек с ладьи Норкина высадились на берег с целью промысла. Пока
они промышляли, судно угнало ветром в море, и оно более не возвратилось. Оставшиеся на берегу устроились в старинной русской становой избе.
ГОРИН И. М., 1877-1878. Промышленник, родом из Кеми. Родился в 1863 г. Много раз ходил к Новой Земле. Впервые зимовал на Новой Земле, в Костином Шаре, в 1877-1878 гг., куда ходил на судне «Василий» кемского купца Норкина под командой капитана-зверобоя Артемия Фёдоровича Горшкова. В этом плавании участвовал также кормщик Матвей Григорьевич Коновалов. Зимовка, закончившаяся вполне благополучно, происходила в избе, построенной экспедицией вице-адмирала Посьета в 1870 г.
ЮГАРОВ ИВАН СТЕПАНОВИЧ, 1881-1882. Промышленник, кемский мещанин. Грамотный. Вместе с двумя другими промышленниками (Иваном Мяхниным и Моисеем Коневаловым) провёл в 1881-1883 гг. вынужденную зимовку на Новой Земле. Обстоятельства, вызвавшие эту зимовку, таковы. В 1881 г. шхуна кемского мещанина Алексея Белоусова «Ваза» под командованием капитана Ах-лымова вышла на промысел к Новой Земле, где и стала промышлять гольца в устье реки Нехватовой. 4 июля 1882 г. (н. ст.) в Малокарма-кульскую бухту пришла шхуна Фёдора Воронина, который снабдил трёх промышленников всем необходимым. 4 августа Югаров и его товарищи были взяты на борт парохода «Чижов» и доставлены им в родные места.
КОНЕВА ЛОВ МИХАЙЛО, 1886-1887. Кормщик. Ходил в 1886 г. на судне кемского купца Алексея Норкина «Общее счастье» на промысел к Новой Земле. Посетив Малые Кармакулы, устье реки Нехватовой, Рахманово и Чёрную губу и добыв 160 белух, 24 зайца и 17 нерп, судно 7 октября (н. ст.) отправилось в обратный путь. Однако сильный ветер заставил вернуться к Новой Земле, где на следующий день судно было выброшено на берег и погибло. Экипажу численностью в 10 человек удалось спастись. Зиму он провёл в разных местах Новой Земли - в Малых Кармакулах на спасательной станции, в губе Гагарьей и в ненецких чумах на Карской стороне. Летом 1887 г. Михайло Коневалов и его товарищи были вывезены с Новой Земли пароходом архангельского мурманского товарищества.
В XIX в. заканчивается период развития крестьянского судостроения и промысла морского зверя в Западном Поморье. В ХХ столетии немногочисленные промысловые суда ещё пойдут к Канину, Новой Земле, на Шпицберген. Но это уже единицы, последние. И уже не будет среди них новых, пахнущих лесом свежепостроенных шхун.
Но, продолжая традиции дедов, кемские штурманы и капитаны поднимутся на мостики новых стальных судов.
Способствовал этому в т. ч. и кемский промышленник Фёдор Михайлович Антонов. Об этом человеке нужно говорить как о личности, много предпринявшей для освоения Арктики, хотя сам он не ходил в море. Зная крайне трудное, а в санитарно-бытовом смысле и плачевное положение, в котором находились и промысловики-зверобои, и промыслы на Мурмане, Горле Белого моря, и на Шпицбергене, 28-летним (в 1830 г.) Ф. М. Антонов подал на имя государя Николая I прошение - проект с предложениями по дальнейшему изучению и освоению Шпицбергена и созданию на нём постоянных русских поселений. Идея кемского купца прошла все круги рассмотрения в соседних губерниях Русского Севера, а затем вернулась в Архангельск. Губернское правление с облегчением свалило проблему со своих плеч. Оно констатировало, что «никакого заключения, со своей стороны, определить не может, а полагает промышленность сию представить на волю купечества, которое, стараясь о пользе своей, не преминет воспользоваться таковою промышленностью».
И снова Фёдор Михайлович оказался не понят. Он предлагал царю дело государственное! На большой размах и дальнюю перспективу. А его поворачивали на узкую сиюминутную купеческую пользу. Ну а в той пользе он понимал ничуть не меньше самого царя. Нетрудно убедиться в прозорливости Антонова. Через полвека после его предложений, в 1897-1899 гг., только из Архангельска на Шпицберген ходило до 18 судов. В сезон здесь обитали до 400 русских промысловиков, добывая до 1000 моржей. Условия, в которых им приходилось жить и работать, зачастую были просто невыносимыми. Как знать, прими царское правительство предложение Ф. М. Антонова, может, и не было бы сегодня бесконечных территориально-экономических проблем на Шпицбергене, которые существуют вот уже три столетия, грозя перерасти в политическое противостояние. Фёдор Антонов принял участие в организации регулярного пароходного сообщения по Белому и Баренцевому морям. Вместе с другими кемскими купцами Д. Ломовым, И. Норкиным, Н. Елизаровым он стал членом-пайщиком Товарищества Беломорско-Мурманского срочного пароходства, которое было создано в 1870 г. в Архангельске. Совместный капитал этого общества равнялся 150 тыс. руб. В 1871 г. акционеры закупили в Англии пароходы «Великий князь Алексей» и «Качалов». Они стали осуществлять товарно-пассажирские перевозки между норвежским портом Вардё, Мурманском и Архангельском. Могила этого незаурядного
человека, обогнавшего мыслью время более чем на столетие, и сегодня сохранилась в ограде Успенского собора в Кеми. Фотографии Фёдора Михайловича нет в музее, но есть фотография его сына Михаила Фёдоровича (рис. 4), который не только перенял от отца купеческую жилку и любовь к родному краю, но и с успехом продолжил его дело, воплощением которого является меценатство для развития этого края. Он был избран почётным членом краеведческого по своему характеру Архангельского общества изучения Русского Севера. Вносил немалые суммы на издание журнала этого общества.
Один из реализованных проектов Фёдора Михайловича - организация в Кеми Шкиперских курсов. Понимая значимость подготовки кадров местных судоводителей, Фёдор Антонов стал одним из инициаторов открытия в Кеми такого учебного заявления. Эта школа, получившая название «Шкиперские курсы», начала свою работу в 1842 г. В дальнейшем Фёдор Михайлович неоднократно вносил денежные пожертвования на её нужды. В разработке программы принял участие знаменитый мореплаватель адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн. За 20 лет Кемские шкиперские курсы окончили всего 25 капитанов, но это были специалисты высокого класса, как отметил исследователь Арктики адмирал Фёдор Петрович Литке, «вечные мореходы» для плавания на Мурманский берег, в Норвегию, на Новую Землю, Шпицберген. Восприняв их опыт, потомки племени «вечных мореходов» в наше время стали первыми в плеяде «ледовых капитанов», освоивших Северный морской путь, плавающих на свет сияющей Полярной звезды. В 1903 г. курсы получили новый статус, стали именоваться Кемской морской школой, которая проработала в Кеми до 1923 г. (рис. 5, 6). В экспозиции музея представлены подлинные вещи выпускников школы, переданные их потомками. Среди них -аттестаты выпускников, учебник «Руководство к практической навигации и мореходной астрономии с таблицами»1.
Сохранился в Кеми дом купца Дятлева, в котором снимали комнаты для проведения занятий. Сейчас в этом здании находится МБУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» (рис. 7). В 2012 г. в музее отмечали 170-летие открытия курсов и собирали потомков кемских мореходов. Замечательно, что среди них есть и мореплаватели.
Много сведений в музее о кемлянине Фёдоре Андреевиче Рын-цыне. Поморский сын, он с восьми лет начал ходить в качестве зуйка
1 Голицын Е. А. Руководство к практической навигации и мореходной астрономии с таблицами / Сост. кн. Евгений Голицын, флота кап.-лейт. СПб., 1854.
1 Кемский музей. № 5928.
2 Там же. № 661.
Рис. 6. Фотография из фондов музея. Кемские мореходы. Во 2-м ряду в центре - Иван Андреевич Львов. Снимок сделан до 1914 г.1
Рис. 7. Дом купца Дятлева. Снимок 2011 г.
1 Кемский музей. № 7347.
Рис. 9. Аттестат Ф. А. Рынцына. 1912 г.2 Рис. 10. Аттестат Ф. А. Рынцына. 1914 г.3
1 Кемский музей. № 640.
2 Там же. № 594 (1).
3 Там же. № 594 (2).
Рис. 11. Павел Акимович Пономарёв. Снимок 1934 г.
на рыбный промысел. Получив аттестат в 1914 г., Фёдор Андреевич стал одним из первых капитанов, которые осваивали сложную полярную магистраль - сквозное плавание по Великому Северному морскому пути (рис. 8, 9, 10). Воевал на Белом море во время Великой Отечественной войны, после работал в Архангельске.
Среди выпускников особое место занимает Павел Акимович Пономарёв. Родился он не в Кеми, а в поморском селе Нименьга Онежского уезда Архангельской губернии в 1896 г. Но уже в 13 лет он приехал в наш город и сначала устроился рабочим на лесопильный завод. В Кеми он впервые вступил на палубу судна, в 16 лет стал матросом на паруснике, ходил на рыбные промыслы в Белое море и в Норвегию. Осознав свою судьбу неразрывной с морем, поступил в Кемскую мореходную школу в 1913 г. Окончив её в 1915 г., продолжил учёбу в Архангельске. В 1922 г. начинается его становление как «ледового капитана». На первых советских ледоколах «Ермак» и «Красин» он участвовал в проводках судов по Северному морскому пути, в спасении экипажа дирижабля «Италия» в районе Шпицбергена; оказывал помощь зажатому во льдах у острова Вайгач ледоколу «Ленин». Самой сложной ледовой операцией, по мнению капитана, была экспедиция по спасению челюскинцев в 1934 г. В грозные военные годы капитан П. А. Пономарёв на ледоколах «И. Сталин» и «Л. Каганович» под бомбами гитлеровской авиации обеспечивал проводку конвоев в беломорских льдах. Начальник Севморпути дважды Герой Советского Союза контр-адмирал И. Д. Панин писал: «Спокойная уверенность капитана Пономарёва оказывала просто магическое действие на его помощников и экипаж. Даже когда у борта ледокола рвались бомбы, на судно пикировали бомбардировщики, он отдавал приказы, не повысив голоса, ходил и говорил не быстрее обычного»1. В послевоенное время принимал непосредственное участие в разработке рабочего проекта при строительстве атомохода «Ленин». Став капитаном первого атомного ледокола «Ленин» в марте 1957 г., Пономарёв участвовал во всех его испытаниях. На посту капитана атомохода он находился до 1961 г. Именем Павла Акимовича названы улицы в трёх портовых городах: Мурманске, Архангельске и Петропавловске-Камчатском. В его честь было названо транспортно-ледокольное судно «Павел Пономарёв» (работало до 1995 г.). Символично, что в марте 1976 г. состоялся экспериментальный рейс: атомный ледокол «Ленин» обеспечивал проводку
1 Папанин И. Д. Лёд и пламень. М., 1978. С. 257.
к мысу Харасавэй на Ямале дизель-электрохода «Павел Пономарёв». В экскурсии по музею мы обязательно рассказываем о Павле Акимовиче Пономарёве (рис. 11).
Для краеведов Поморья стали основополагающими слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Самое главное, чем Север не может не тронуть сердце каждого русского человека, - это то, что он самый русский. Он спас нам от забвения старинные русские обычаи, русские трудовые традиции - крестьянские, ремесленные, мореходные. Мне трудно выразить словами восхищение этим краем, моё преклонение перед ним. Когда впервые мальчиком 13 лет проехал по Баренцеву, Белому морю и по Северной Двине, побывал у поморов, посмотрел на этих необыкновенно красивых людей, державшихся просто и с достоинством, я был совершенно ошеломлён. Отсюда вышли замечательные русские землепроходцы, полярники, беспримерные по стойкости воины. Поморы размеренно и просто трудятся, зная, что море фальши и недобросовестности к труду не любит. Я готов поклясться, что лучшего края не видел. Я зачарован им до конца моих дней»1.
Кемский музей «Поморье» будет продолжать популяризировать культуру поморов во всех её аспектах, но особенно в разрезе трудовых традиций, организуя культурно-просветительские мероприятия как в городе, так и за его пределами, чтобы сведения о «вечных мореходах» стали примером для подрастающего поколения.
1 Лихачёв Д. С. Русский Север // Гемп К. П. Сказ о Беломорье. Словарь поморских речений. М., Архангельск, 2004. С. 3-4.