ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 058.244(323.325)
Г. Ф. Доброноженко
ОТ ИДЕОЛОГЕМЫ «КУЛАК» К РЕАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ РЕПРЕССИРОВАННЫХ КРЕСТЬЯН (1918-1920 годы)*
Обосновывается положение о том, что социальные рамки группы «кулаки» как объекта государственной политики были шире социальных рамок официально декларируемой категории «кулаки» как «сельские эксплуататоры». Термин «кулак» с 1918 г. использовался в отношении крестьян, враждебно настроенных к политике власти. «Кулаки» - это социальная группа крестьян, подвергшаяся дискриминации и репрессиям по социальнополитическим мотивам.
Ключевые слова: крестьянство, сельские эксплуататоры, «классовый враг», «кулаки».
В основе авторской методологии исследования социальной группы «кулаки» лежит популярная в современных социальных и политических науках концептуальная идея о способности властной номинации конструировать социальный мир и создавать новые социальные структуры. Власть является источником (если не всех, то большинства) социальных преобразований, осознанного проектирования и корректировки общественных отношений. В этом смысле власть является не просто регулятором, но и конструктором социальности, средством преобразования социального (политического) пространства, она творит новые отношения, конструирует социальный мир, модифицируя социальное пространство.
Важную структурирующую функцию в формировании новых отношений выполняет властная номинация элементов социальной структуры (публичное и официальное название соответствующих отношений). Властная номинация, даже если она носит сугубо субъективный характер и имеет под собой в качестве основания лишь фальсификацию (намеренную или ненамеренную), способна создавать новые социальные структуры. Чем больше и неограниченнее власть государства, тем значительнее роль его номинации [5-10; 13].
В основе советской модели социальной политики лежал идеологический проект, определявший цели («построение социализма»), «союзников» и «врагов» новой власти. Идеологические конструкции превращались в объективные социальные структуры, когда становились ориентиром в социальной политике государства. Усилия власти были направлены на повышение социального статуса групп, воспринимаемых как «лояльные», и понижение статуса (или ликвидацию) групп, оцениваемых как «враждебные», политико-административными средствами.
Социальная группа «кулаки» - один из наиболее ярких примеров того, как идеологический конструкт приобретает форму объективного социального существования.
Исследовательская позиция автора основывается на следующих взаимосвязанных положениях, обоснованию которых посвящена статья:
- в большевистской теории «классовым союзником» новой власти признавалась исключительно социальная группа «бедняки», а «стратегическим врагом социализма» объявлялось «мелкобуржуазное крестьянство»;
- в годы «военного коммунизма» всех крестьян, сопротивлявшихся тому, что власть называла социализмом, объявили «врагами», сельскими эксплуататорами, кулаками;
- сконструированная в большевистской теории социально-политическая группа «кулаки» в результате репрессивной политики становится реальной социальной общностью крестьян.
«Мелкий хозяйчик, мелкий собственник - наш враг». В коммунистической программе, объявившей одной из важнейших задач «диктатуры пролетариата» ликвидацию частной собственности и организацию крупного коллективного производства в сельском хозяйстве, образ крестьян-собственников («мелких буржуа») конструируется как «заклятых врагов всего, что отдаёт коммунизмом» [2. Т. 32. С. 518; Т. 48. С. 54; 3. Т. 27. С. 106; Т. 38. С. 361-369; Т. 39. С. 277-278; Т. 40. С. 303-304].
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 9-01-41103 а/с) «Аграрная модернизация Европейского Севера в ХХ в. (на материалах коми деревни)».
Это классическое марксистское положение определило характеристику «союзников» и «врагов» социализма в крестьянстве в программно-политических документах большевистской партии.
В аграрной программе, принятой после февральской революции 1917 г., в крестьянстве выделяется два класса: «пролетарии и полупролетарии» (батраки и беднейшие крестьяне) и «капиталисты и капиталистики» (середняки и зажиточные крестьяне). В предстоящей социалистической революции «классовым союзником» рабочего класса, по утверждению В.И. Ленина, могли стать исключительно сельские рабочие и беднейшая часть крестьянства [3. Т. 32. С. 24-25, 140, 165, 248, 252, 272].
После октябрьского переворота 1917 г., анализируя «классовое деление» в деревне, В. И. Ленин пишет, что «среди крестьянства есть трудовое крестьянство и мелкобуржуазное: трудовое крестьянство эксплуатируется другими, мелкобуржуазное живёт как мелкий собственник, за счёт чужого труда» [3. Т. 36. С. 274]. «Трудовым» крестьянством признаются исключительно «пролетарии и полупролетарии» (эксплуатируемые); все остальные крестьяне - «эксплуататоры». В.И. Ленин впервые использует в качестве синонимов понятия «сельские капиталисты», «эксплуататоры», «крестьяне-собственники», «мелкая буржуазия» и «мелкие хозяева», «мелкобуржуазное крестьянство».
Таким образом, произошла замена понятия «крестьянская буржуазия» на понятие «мелкобуржуазное крестьянство», «крестьяне-собственники». В этой замене вся суть политики большевиков в деревне после прихода к власти.
При осуществлении социалистической революции в деревне основная «классовая задача» новой власти состояла в том, чтобы «расколоть крестьянство на две части и шагать дальше с полупролетарскими бедными крестьянами» против «мелкого хозяйчика», «мелкого собственника». В жёсткой и однозначной форме даётся характеристика «врагов революции» («советской власти», «народа»): «Наш главный враг - это мелкая буржуазия, её навыки, её привычки, её экономическое положение», «мелкий собственник, мелкий капитал - наш враг», «мелкие хозяйчики, мелкие собственники помогли пролетариату скинуть помещиков и капиталистов, но дальше, на пути социалистических преобразований, пути с ними у большевиков разные». Мелким собственникам и «хозяйчикам», которые сопротивляются всякому государственному вмешательству, была объявлена «самая решительная и беспощадная война» [3. Т. 36. С. 254, 255, 265, 294, 298].
«Кулак - наш классовый враг». С введением продовольственной диктатуры и созданием комбедов большевики стали различать два типа крестьян-собственников по социальнополитическому признаку: сторонники и противники новой политики в деревне. Крестьяне-собственники, владельцы хлеба, которые прячут его и срывают хлебную монополию, объявлялись «врагами экономических мероприятий советской власти», «величайшими преступниками», эксплуататорами. По логике большевиков, в условиях общенародной собственности на землю власть вправе распорядиться продукцией, произведённой крестьянином-земледельцем, а если он всё присваивает себе, то является «эксплуататором трудового народа».
В.И. Ленин неоднократно объясняет, кто такой эксплуататор: всякий крестьянин, который прячет хлеб, даже если он собрал его своим трудом и без применения наёмного труда, эксплуататоры - это крестьяне-собственники, сопротивляющиеся продовольственной диктатуре [3. Т. 37. С. 447, 501, 509].
Для обозначения враждебно настроенной группы крестьян большевики с весны 1918 г. стали использовать термин «кулак», принятый в крестьянском лексиконе для негативной оценочной характеристики односельчан, а поэтому и наиболее оптимальный в пропагандистском отношении. Категория обыденного крестьянского сознания интегрируется в марксистскую категорию классового анализа. В общественном сознании формируется негативный имидж «врага» в виде хорошо известного плакатного кулака в зверином обличии.
Напомним часто цитируемые советскими историками ленинские характеристики кулака: «Кулаки - бешеный враг советской власти. Либо кулаки перережут бесконечно многих рабочих, либо рабочие беспощадно раздавят восстание кулацкого, грабительского меньшинства народа против власти трудящихся <...> Кулаки - самые зверские, самые грубые, самые дикие эксплуататоры <...> Беспощадная война против кулаков! Смерть им!» [3. Т. 37. С. 40-41].
Объявив «кулаками, мироедами, спекулянтами» всех крестьян, владельцев хлеба, срывающих хлебную монополию, большевики в то же время признают, что «по наклонности своей спекулянтом является всякий крестьянин, имеющий возможность нажиться и воспользоваться на отчаянной нужде и мучительном голоде», «только деревенская беднота хлебом не торгует», «крестьянская среда настроена по-кулацки» [3. Т. 36. С. 510; Т. 37. С. 16, 416].
Ленинские характеристики кулака приводятся почти без изменений в официальных партийных документах, декретах, обращениях и воззваниях ВЦИК и СНК, которые фактически и писались лидером партии.
«Хлеб находится в руках кулаков и богатеев, в руках деревенской буржуазии», «этому упорству <...> деревенских кулаков и богатеев должен быть положен конец»; «призвать всех трудящихся -неимущих и не имеющих излишки крестьян - к немедленному объединению для беспощадной борьбы с кулаками», «объявив всех владельцев хлеба, имеющих излишки и не вывозящих их на ссыпные пункты, <...> врагами народа» (из декрета ВЦИК от 9 мая и СНК от 13 мая 1918 г. о предоставлении чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией народному комиссару по продовольствию); «Почти все хлебные излишки - у деревенских кулаков», «хлеб надо взять силой у кулаков», «хлебные излишки немедленно изъять у богачей-кулаков», «война кулакам» (из обращения СНК к населению о борьбе с голодом, 29 мая 1918 г. ) [1. С. 262-265, 352-354].
Первые попытки насаждения «коммунистических» отношений в деревне вызвали массовое антибольшевистское крестьянское сопротивление, которое сразу же было названо «кулацким». Крестьянские восстания заставили большевиков внести существенные коррективы в характеристики «классового деления» крестьянства и искать новых союзников в деревне.
«Середняк - не враг наш»: тактический союз со стратегическим врагом. В период создания комбедов, призванных начать «социалистическую революцию» в деревне, середняка большевики в расчёт вообще не принимали. Лишь осенью 1918 г., когда наступил самый решающий момент в гражданской войне, провозглашается новая политика в отношении среднего крестьянства, которая была закреплена в программе партии, принятой на VIII съезде (март 1919 г.).
Весной 1919 г. В. И. Ленин открыто заявил, что «теоретически мы сошлись, что средний крестьянин - не враг наш, что он требует к себе особого отношения», необходимо быть «чрезвычайно осторожным в нашем отношении к среднему крестьянству и к мелкой буржуазии».
По существу выдвигается новая линия власти в вопросе о «союзниках»: если в «буржуазнодемократической революции» союзником объявлялось всё крестьянство, а на этапе «социалистической революции» - беднейшее крестьянство, то новый лозунг означал союз с беднотой при опоре на середняка. Эта политика была четко сформулирована В. И. Лениным: «Уметь достигать соглашения со средним крестьянином - ни на минуту не отказываясь от борьбы с кулаком и прочно опираясь только на бедноту» [3. Т. 37. С. 191; Т. 38. С. 9, 135, 136].
С объявлением политики «умиротворения» среднего крестьянства В. И. Ленин неоднократно обращается к характеристике социально-экономических признаков этого слоя. Средний крестьянин «отличается от кулака тем, что не прибегает к эксплуатации чужого труда», «живёт своим хозяйством», он «не кулачествует, но к бедноте не принадлежит». И еще: «Середняк - это такой крестьянин, который не эксплуатирует чужого труда, не живёт чужим трудом, не пользуется ни в какой мере никоим образом плодами чужого труда, а работает сам, живёт собственным трудом» [3. Т. 38. С. 14, 236].
Чуть позже (в 1920 г.) В. И. Ленин даже считает, что середняцкое хозяйство может прибегать к найму рабочей силы: «под “средним крестьянством” в экономическом смысле следует понимать мелких земледельцев, которые владеют на правах собственности или аренды небольшими участками земли, но всё же которые, во-первых, дают <...> не только скудное содержание семьи и хозяйства, но и возможность получить известный излишек, способный, по крайней мере в лучшие годы, превращаться в капитал, и которые, во-вторых, прибегают довольно часто (например, в одном хозяйстве из двух или из трёх) к найму чужой рабочей силы» [3. Т. 41. С. 58]. Таким образом, в среднем крестьянине появились черты, приписываемые ранее сельскому эксплуататору.
Давая определение середняка в «экономическом смысле», В. И. Ленин допускал существование какого-то другого «смысла». Может быть, политического? И действительно, в ленинских характеристиках середняков в 1919-1920 гг. присутствует политический признак - отношение к экономической политике большевиков. «Крестьянин-труженик, который имеет излишки хлеба и сдаёт их по твёрдой цене», есть, по утверждению В. И. Ленина, «наш союзник, наш друг, наш соратник»; тот же, который не делает этого, «есть наш враг, есть преступник, и с ними будем бороться со всей решимостью, со всей беспощадностью» [3. Т. 39. С. 301; Т. 40. С. 198].
Следовательно, союзником был только крестьянин, который выполняет основное требование новой власти; если же он не даёт власти добровольно «излишки» хлеба - то он по-прежнему «классовый враг».
«Открытыми врагами» (без каких-либо оговорок) оставались только сельские эксплуататоры. «Против кулаков как отъявленных наших врагов у нас есть одно оружие - это насилие». Лозунг большевиков в отношении кулаков остаётся прежним: «мы стояли, стоим и будем стоять в прямой гражданской войне с кулаками» [3. Т. 38. С. 7, 145].
В этот период в определении кулака и богатого крестьянина появляются новые акценты. Если раньше В.И. Ленин неоднократно повторял, что «богатые крестьяне - те же капиталисты», то теперь он начинает различать богатых крестьян и эксплуататоров: «богатый крестьянин может быть очень зажиточным, но не кабальщиком, эксплуататором», а «кулак - тот, кто живет чужим трудом, который грабит чужой труд и использует для себя нужду» [3. Т. 31. С. 189, 220; Т. 37. С. 40, 94; Т. 38. С. 14, 256].
Таким образом, большевики создали теоретическую модель «класса кулаки» и наделили его определёнными социальными и политическими характеристиками. «Кулаки» в большевистской теории - это социальная группа крестьян, которая была сконструирована по идейно-политическим критериям для устранения потенциальных и реальных противников политики власти в деревне.
В современной литературе общепризнанным является мнение о том, что при идентификации социальной принадлежности крестьян большевики применяли в дополнение к экономическим критериям политические. В «советской терминологии слово “бедняк” означало как крестьянина, который был союзником советской власти, так и бедного крестьянина. <...> Соответственно термин “кулак” употреблялся по отношению к зажиточным крестьянам, настроенным против советской власти, и к тем, кто занимал доминирующие экономические позиции в деревне и эксплуатировал бедных крестьян» [14. С. 25].
Высказывается мнение об отсутствии прямой зависимости между экономическим положением и отнесением к «врагам». «В соответствии со стереотипом, внедряемым в массовое сознание», - пишет П.В. Кладова, - «кулак - не обязательно зажиточный, но обязательно сопротивляющийся мероприятиям власти, либо могущий оказать это сопротивление в силу социального происхождения, рода занятий и т. д. Все потенциально ущемлённые властью - её вечные враги, потому что никогда не примиряются с ущемлением» [12. С. 30-31].
«Ярлыки, придумываемые большевиками, - считает В.Н. Бровкин, - не имели ничего общего с действительностью»; главным отличием «так называемых кулаков, как и других “врагов”, являлась их независимость». «Всякий, кто осмеливался выразить сомнение относительно большевистской политики либо действий, не говоря уже о сопротивлении или защите старинных нравов, экономических интересов или самосознания, автоматически получал одно из ругательных марксистских определений, введённых большевиками. В ходе гражданской войны на внутреннем фронте систематически уничтожались все силы российского общества, способные и склонные отстаивать свою независимость и обособленность от государства» [4. С. 28-29].
Социальная политика в деревне в годы «военного коммунизма» была направлена на поддержку и повышение социального статуса группы «бедняки» и ликвидацию группы «кулаки».
Одной из основных задач новой власти была организация «классового раскола» крестьянства и «классовой войны» в деревне, при этом активно использовались ранее сложившиеся в деревне противоречия между богатыми и бедными. Главная роль в решении этой задачи отводилась комбедам. Как откровенно разъяснялось в одном из документов Межведомственной комиссии по руководству комбедами (14 октября 1918 г.), декрет об организации деревенской бедноты «отводил ей функции организации продовольственной. Но истинное назначение этой организации было чисто политическое: произвести классовое расслоение деревни, вызвать к активной политической жизни те её слои, которые способны были воспринять и проводить задания пролетарской социалистической революции» [11. С. 96].
Комитеты деревенской бедноты проводили в отношении крестьян, идентифицируемых как «кулаки», политику, названную ещё в начале 1920-х гг. «раскулачиванием»: конфискация земли, экспроприация средств производства, скота, изъятие запасов хлеба и семян и пр. В массовых масштабах в отношении кулаков органы ВЧК применяли репрессии (заключение в тюрьму или концлагерь, расстрел).
Политика «классового террора» превращала ещё совсем недавних союзников новой власти во врагов правящего режима, что служило объективной основой для проведения против них репрессивной политики.
Сконструированная в большевистской теории социально-политическая группа «кулаки» («класс на бумаге») в результате социальной политики становится реальной социальной общностью
крестьян с общими интересами, толкаемой к общему типу реакции на политику власти, с общей трагической судьбой.
В годы «военного коммунизма» к кулакам относили крестьян, принадлежавших к разным группам сельского населения, однако несомненно, что в этот первый в истории российской деревни период раскулачивания, зажиточные крестьяне и сельские эксплуататоры в группе «кулаки» преобладали.
Таким образом, социальные рамки группы «кулаки» как объекта политики государства были шире социальных рамок официально декларируемой социальной категории «кулаки» как «сельские эксплуататоры». Под лозунгом борьбы с сельской буржуазией власть вела борьбу с другой социальной группой.
Представляется необходимым отказаться применительно к постреволюционному периоду определения терминов «кулак» и «сельские эксплуататоры» как синонимов и рассматривать проблему «кулаки» в другом исследовательском поле. «Кулаки» - это социальная группа крестьян, подвергавшаяся дискриминации и репрессиям по социально-политическим мотивам.
Одна из основных особенностей формирования социальной группы «кулаки» в годы «военного коммунизма» заключается в том, что большевики сконструировали теоретическую модель «класса» и перешли к политике репрессий против крестьян, получивших клеймо «кулаки», не определив законодательно социальные границы и социально-правовую модель группы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Декреты советской власти: в 2 т. М., 1959. Т. 2.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1965.
3. Ленин В. И. Полн. собр. соч.: в 55 т. М., 1973.
4. Бровкин В.Н. Россия в гражданской войне: власть и общественные силы // Вопр. истории. 1994. № 5.
5. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.
6. Бурдье П. Начала. Сhоses dites. М., 1994.
7. Бурдье П. Практический смысл. М., 2001.
8. Бурдье П. Социальное пространство и генезис «классов» // Вопр. социологии. 1992. Т. 1.
9. Здравомыслов А.Г. Рациональность и властные отношения // Вопр. социологии. 1996. Вып. 6.
10. Ильин В.И. Социальное неравенство. М., 2000.
11. История Коммунистической партии Советского Союза. М., 1969. Т. III, кн. 2.
12. Кладова П.В. Опыт психоанализа исторического источника (по материалам следственных дел репрессированных в период коллективизации) // Историческая наука на рубеже веков: материалы всерос. науч. конф. Томск, 1999. Т. III.
13. СоловьевА.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М., 2000.
14. Фицпатрик Ш. Классы и проблемы классовой принадлежности в Советской России 20-х годов // Вопр. истории. 1990. № 8.
Поступила в редакцию 16.06.12
G.F. Dobronozhenko
From the idiologema «kulak» to the real social group of peasants - victims of repression (1918-1920-s)
The «kulaks» in the Bolshevik theory are peasants, identified as potential and actual enemies of the state policy. A theoretical construct («class on paper») transformed after the mass terror into the real social group, concerning the great part of peasants, which became the object of discrimination and repression.
Keywords: peasantry, rural exploiters, «class enemy», kulaks.
Доброноженко Г алина Фёдоровна, доктор исторических наук, профессор Сыктывкарский государственный университет 167005, Россия, г. Сыктывкар, Октябрьский пр., 55 E-mail: [email protected]
Dobronozhenko G. F.,
doctor of history, professor
Syktyvkar State University
167005, Russia, Syktyvkar, Oktyabrsky prosp., 55
E-mail: [email protected]