Научная статья на тему 'От идеологемы «Кулак» к реальной социальной группе репрессированных крестьян (1918-1920 годы)'

От идеологемы «Кулак» к реальной социальной группе репрессированных крестьян (1918-1920 годы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
627
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕСТЬЯНСТВО / СЕЛЬСКИЕ ЭКСПЛУАТАТОРЫ / «КЛАССОВЫЙ ВРАГ» / «КУЛАКИ» / «CLASS ENEMY» / PEASANTRY / RURAL EXPLOITERS / KULAKS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Доброноженко Галина Фёдоровна

Обосновывается положение о том, что социальные рамки группы «кулаки» как объекта государственной политики были шире социальных рамок официально декларируемой категории «кулаки» как «сельские эксплуататоры». Термин «кулак» с 1918 г. использовался в отношении крестьян, враждебно настроенных к политике власти. «Кулаки» это социальная группа крестьян, подвергшаяся дискриминации и репрессиям по социально-политическим мотивам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the idiologema «kulak» to the real social group of peasants victims of repression (1918-1920-s)

The «kulaks» in the Bolshevik theory are peasants, identified as potential and actual enemies of the state policy. A theoretical construct («class on paper») transformed after the mass terror into the real social group, concerning the great part of peasants, which became the object of discrimination and repression.

Текст научной работы на тему «От идеологемы «Кулак» к реальной социальной группе репрессированных крестьян (1918-1920 годы)»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 058.244(323.325)

Г. Ф. Доброноженко

ОТ ИДЕОЛОГЕМЫ «КУЛАК» К РЕАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ РЕПРЕССИРОВАННЫХ КРЕСТЬЯН (1918-1920 годы)*

Обосновывается положение о том, что социальные рамки группы «кулаки» как объекта государственной политики были шире социальных рамок официально декларируемой категории «кулаки» как «сельские эксплуататоры». Термин «кулак» с 1918 г. использовался в отношении крестьян, враждебно настроенных к политике власти. «Кулаки» - это социальная группа крестьян, подвергшаяся дискриминации и репрессиям по социальнополитическим мотивам.

Ключевые слова: крестьянство, сельские эксплуататоры, «классовый враг», «кулаки».

В основе авторской методологии исследования социальной группы «кулаки» лежит популярная в современных социальных и политических науках концептуальная идея о способности властной номинации конструировать социальный мир и создавать новые социальные структуры. Власть является источником (если не всех, то большинства) социальных преобразований, осознанного проектирования и корректировки общественных отношений. В этом смысле власть является не просто регулятором, но и конструктором социальности, средством преобразования социального (политического) пространства, она творит новые отношения, конструирует социальный мир, модифицируя социальное пространство.

Важную структурирующую функцию в формировании новых отношений выполняет властная номинация элементов социальной структуры (публичное и официальное название соответствующих отношений). Властная номинация, даже если она носит сугубо субъективный характер и имеет под собой в качестве основания лишь фальсификацию (намеренную или ненамеренную), способна создавать новые социальные структуры. Чем больше и неограниченнее власть государства, тем значительнее роль его номинации [5-10; 13].

В основе советской модели социальной политики лежал идеологический проект, определявший цели («построение социализма»), «союзников» и «врагов» новой власти. Идеологические конструкции превращались в объективные социальные структуры, когда становились ориентиром в социальной политике государства. Усилия власти были направлены на повышение социального статуса групп, воспринимаемых как «лояльные», и понижение статуса (или ликвидацию) групп, оцениваемых как «враждебные», политико-административными средствами.

Социальная группа «кулаки» - один из наиболее ярких примеров того, как идеологический конструкт приобретает форму объективного социального существования.

Исследовательская позиция автора основывается на следующих взаимосвязанных положениях, обоснованию которых посвящена статья:

- в большевистской теории «классовым союзником» новой власти признавалась исключительно социальная группа «бедняки», а «стратегическим врагом социализма» объявлялось «мелкобуржуазное крестьянство»;

- в годы «военного коммунизма» всех крестьян, сопротивлявшихся тому, что власть называла социализмом, объявили «врагами», сельскими эксплуататорами, кулаками;

- сконструированная в большевистской теории социально-политическая группа «кулаки» в результате репрессивной политики становится реальной социальной общностью крестьян.

«Мелкий хозяйчик, мелкий собственник - наш враг». В коммунистической программе, объявившей одной из важнейших задач «диктатуры пролетариата» ликвидацию частной собственности и организацию крупного коллективного производства в сельском хозяйстве, образ крестьян-собственников («мелких буржуа») конструируется как «заклятых врагов всего, что отдаёт коммунизмом» [2. Т. 32. С. 518; Т. 48. С. 54; 3. Т. 27. С. 106; Т. 38. С. 361-369; Т. 39. С. 277-278; Т. 40. С. 303-304].

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 9-01-41103 а/с) «Аграрная модернизация Европейского Севера в ХХ в. (на материалах коми деревни)».

Это классическое марксистское положение определило характеристику «союзников» и «врагов» социализма в крестьянстве в программно-политических документах большевистской партии.

В аграрной программе, принятой после февральской революции 1917 г., в крестьянстве выделяется два класса: «пролетарии и полупролетарии» (батраки и беднейшие крестьяне) и «капиталисты и капиталистики» (середняки и зажиточные крестьяне). В предстоящей социалистической революции «классовым союзником» рабочего класса, по утверждению В.И. Ленина, могли стать исключительно сельские рабочие и беднейшая часть крестьянства [3. Т. 32. С. 24-25, 140, 165, 248, 252, 272].

После октябрьского переворота 1917 г., анализируя «классовое деление» в деревне, В. И. Ленин пишет, что «среди крестьянства есть трудовое крестьянство и мелкобуржуазное: трудовое крестьянство эксплуатируется другими, мелкобуржуазное живёт как мелкий собственник, за счёт чужого труда» [3. Т. 36. С. 274]. «Трудовым» крестьянством признаются исключительно «пролетарии и полупролетарии» (эксплуатируемые); все остальные крестьяне - «эксплуататоры». В.И. Ленин впервые использует в качестве синонимов понятия «сельские капиталисты», «эксплуататоры», «крестьяне-собственники», «мелкая буржуазия» и «мелкие хозяева», «мелкобуржуазное крестьянство».

Таким образом, произошла замена понятия «крестьянская буржуазия» на понятие «мелкобуржуазное крестьянство», «крестьяне-собственники». В этой замене вся суть политики большевиков в деревне после прихода к власти.

При осуществлении социалистической революции в деревне основная «классовая задача» новой власти состояла в том, чтобы «расколоть крестьянство на две части и шагать дальше с полупролетарскими бедными крестьянами» против «мелкого хозяйчика», «мелкого собственника». В жёсткой и однозначной форме даётся характеристика «врагов революции» («советской власти», «народа»): «Наш главный враг - это мелкая буржуазия, её навыки, её привычки, её экономическое положение», «мелкий собственник, мелкий капитал - наш враг», «мелкие хозяйчики, мелкие собственники помогли пролетариату скинуть помещиков и капиталистов, но дальше, на пути социалистических преобразований, пути с ними у большевиков разные». Мелким собственникам и «хозяйчикам», которые сопротивляются всякому государственному вмешательству, была объявлена «самая решительная и беспощадная война» [3. Т. 36. С. 254, 255, 265, 294, 298].

«Кулак - наш классовый враг». С введением продовольственной диктатуры и созданием комбедов большевики стали различать два типа крестьян-собственников по социальнополитическому признаку: сторонники и противники новой политики в деревне. Крестьяне-собственники, владельцы хлеба, которые прячут его и срывают хлебную монополию, объявлялись «врагами экономических мероприятий советской власти», «величайшими преступниками», эксплуататорами. По логике большевиков, в условиях общенародной собственности на землю власть вправе распорядиться продукцией, произведённой крестьянином-земледельцем, а если он всё присваивает себе, то является «эксплуататором трудового народа».

В.И. Ленин неоднократно объясняет, кто такой эксплуататор: всякий крестьянин, который прячет хлеб, даже если он собрал его своим трудом и без применения наёмного труда, эксплуататоры - это крестьяне-собственники, сопротивляющиеся продовольственной диктатуре [3. Т. 37. С. 447, 501, 509].

Для обозначения враждебно настроенной группы крестьян большевики с весны 1918 г. стали использовать термин «кулак», принятый в крестьянском лексиконе для негативной оценочной характеристики односельчан, а поэтому и наиболее оптимальный в пропагандистском отношении. Категория обыденного крестьянского сознания интегрируется в марксистскую категорию классового анализа. В общественном сознании формируется негативный имидж «врага» в виде хорошо известного плакатного кулака в зверином обличии.

Напомним часто цитируемые советскими историками ленинские характеристики кулака: «Кулаки - бешеный враг советской власти. Либо кулаки перережут бесконечно многих рабочих, либо рабочие беспощадно раздавят восстание кулацкого, грабительского меньшинства народа против власти трудящихся <...> Кулаки - самые зверские, самые грубые, самые дикие эксплуататоры <...> Беспощадная война против кулаков! Смерть им!» [3. Т. 37. С. 40-41].

Объявив «кулаками, мироедами, спекулянтами» всех крестьян, владельцев хлеба, срывающих хлебную монополию, большевики в то же время признают, что «по наклонности своей спекулянтом является всякий крестьянин, имеющий возможность нажиться и воспользоваться на отчаянной нужде и мучительном голоде», «только деревенская беднота хлебом не торгует», «крестьянская среда настроена по-кулацки» [3. Т. 36. С. 510; Т. 37. С. 16, 416].

Ленинские характеристики кулака приводятся почти без изменений в официальных партийных документах, декретах, обращениях и воззваниях ВЦИК и СНК, которые фактически и писались лидером партии.

«Хлеб находится в руках кулаков и богатеев, в руках деревенской буржуазии», «этому упорству <...> деревенских кулаков и богатеев должен быть положен конец»; «призвать всех трудящихся -неимущих и не имеющих излишки крестьян - к немедленному объединению для беспощадной борьбы с кулаками», «объявив всех владельцев хлеба, имеющих излишки и не вывозящих их на ссыпные пункты, <...> врагами народа» (из декрета ВЦИК от 9 мая и СНК от 13 мая 1918 г. о предоставлении чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией народному комиссару по продовольствию); «Почти все хлебные излишки - у деревенских кулаков», «хлеб надо взять силой у кулаков», «хлебные излишки немедленно изъять у богачей-кулаков», «война кулакам» (из обращения СНК к населению о борьбе с голодом, 29 мая 1918 г. ) [1. С. 262-265, 352-354].

Первые попытки насаждения «коммунистических» отношений в деревне вызвали массовое антибольшевистское крестьянское сопротивление, которое сразу же было названо «кулацким». Крестьянские восстания заставили большевиков внести существенные коррективы в характеристики «классового деления» крестьянства и искать новых союзников в деревне.

«Середняк - не враг наш»: тактический союз со стратегическим врагом. В период создания комбедов, призванных начать «социалистическую революцию» в деревне, середняка большевики в расчёт вообще не принимали. Лишь осенью 1918 г., когда наступил самый решающий момент в гражданской войне, провозглашается новая политика в отношении среднего крестьянства, которая была закреплена в программе партии, принятой на VIII съезде (март 1919 г.).

Весной 1919 г. В. И. Ленин открыто заявил, что «теоретически мы сошлись, что средний крестьянин - не враг наш, что он требует к себе особого отношения», необходимо быть «чрезвычайно осторожным в нашем отношении к среднему крестьянству и к мелкой буржуазии».

По существу выдвигается новая линия власти в вопросе о «союзниках»: если в «буржуазнодемократической революции» союзником объявлялось всё крестьянство, а на этапе «социалистической революции» - беднейшее крестьянство, то новый лозунг означал союз с беднотой при опоре на середняка. Эта политика была четко сформулирована В. И. Лениным: «Уметь достигать соглашения со средним крестьянином - ни на минуту не отказываясь от борьбы с кулаком и прочно опираясь только на бедноту» [3. Т. 37. С. 191; Т. 38. С. 9, 135, 136].

С объявлением политики «умиротворения» среднего крестьянства В. И. Ленин неоднократно обращается к характеристике социально-экономических признаков этого слоя. Средний крестьянин «отличается от кулака тем, что не прибегает к эксплуатации чужого труда», «живёт своим хозяйством», он «не кулачествует, но к бедноте не принадлежит». И еще: «Середняк - это такой крестьянин, который не эксплуатирует чужого труда, не живёт чужим трудом, не пользуется ни в какой мере никоим образом плодами чужого труда, а работает сам, живёт собственным трудом» [3. Т. 38. С. 14, 236].

Чуть позже (в 1920 г.) В. И. Ленин даже считает, что середняцкое хозяйство может прибегать к найму рабочей силы: «под “средним крестьянством” в экономическом смысле следует понимать мелких земледельцев, которые владеют на правах собственности или аренды небольшими участками земли, но всё же которые, во-первых, дают <...> не только скудное содержание семьи и хозяйства, но и возможность получить известный излишек, способный, по крайней мере в лучшие годы, превращаться в капитал, и которые, во-вторых, прибегают довольно часто (например, в одном хозяйстве из двух или из трёх) к найму чужой рабочей силы» [3. Т. 41. С. 58]. Таким образом, в среднем крестьянине появились черты, приписываемые ранее сельскому эксплуататору.

Давая определение середняка в «экономическом смысле», В. И. Ленин допускал существование какого-то другого «смысла». Может быть, политического? И действительно, в ленинских характеристиках середняков в 1919-1920 гг. присутствует политический признак - отношение к экономической политике большевиков. «Крестьянин-труженик, который имеет излишки хлеба и сдаёт их по твёрдой цене», есть, по утверждению В. И. Ленина, «наш союзник, наш друг, наш соратник»; тот же, который не делает этого, «есть наш враг, есть преступник, и с ними будем бороться со всей решимостью, со всей беспощадностью» [3. Т. 39. С. 301; Т. 40. С. 198].

Следовательно, союзником был только крестьянин, который выполняет основное требование новой власти; если же он не даёт власти добровольно «излишки» хлеба - то он по-прежнему «классовый враг».

«Открытыми врагами» (без каких-либо оговорок) оставались только сельские эксплуататоры. «Против кулаков как отъявленных наших врагов у нас есть одно оружие - это насилие». Лозунг большевиков в отношении кулаков остаётся прежним: «мы стояли, стоим и будем стоять в прямой гражданской войне с кулаками» [3. Т. 38. С. 7, 145].

В этот период в определении кулака и богатого крестьянина появляются новые акценты. Если раньше В.И. Ленин неоднократно повторял, что «богатые крестьяне - те же капиталисты», то теперь он начинает различать богатых крестьян и эксплуататоров: «богатый крестьянин может быть очень зажиточным, но не кабальщиком, эксплуататором», а «кулак - тот, кто живет чужим трудом, который грабит чужой труд и использует для себя нужду» [3. Т. 31. С. 189, 220; Т. 37. С. 40, 94; Т. 38. С. 14, 256].

Таким образом, большевики создали теоретическую модель «класса кулаки» и наделили его определёнными социальными и политическими характеристиками. «Кулаки» в большевистской теории - это социальная группа крестьян, которая была сконструирована по идейно-политическим критериям для устранения потенциальных и реальных противников политики власти в деревне.

В современной литературе общепризнанным является мнение о том, что при идентификации социальной принадлежности крестьян большевики применяли в дополнение к экономическим критериям политические. В «советской терминологии слово “бедняк” означало как крестьянина, который был союзником советской власти, так и бедного крестьянина. <...> Соответственно термин “кулак” употреблялся по отношению к зажиточным крестьянам, настроенным против советской власти, и к тем, кто занимал доминирующие экономические позиции в деревне и эксплуатировал бедных крестьян» [14. С. 25].

Высказывается мнение об отсутствии прямой зависимости между экономическим положением и отнесением к «врагам». «В соответствии со стереотипом, внедряемым в массовое сознание», - пишет П.В. Кладова, - «кулак - не обязательно зажиточный, но обязательно сопротивляющийся мероприятиям власти, либо могущий оказать это сопротивление в силу социального происхождения, рода занятий и т. д. Все потенциально ущемлённые властью - её вечные враги, потому что никогда не примиряются с ущемлением» [12. С. 30-31].

«Ярлыки, придумываемые большевиками, - считает В.Н. Бровкин, - не имели ничего общего с действительностью»; главным отличием «так называемых кулаков, как и других “врагов”, являлась их независимость». «Всякий, кто осмеливался выразить сомнение относительно большевистской политики либо действий, не говоря уже о сопротивлении или защите старинных нравов, экономических интересов или самосознания, автоматически получал одно из ругательных марксистских определений, введённых большевиками. В ходе гражданской войны на внутреннем фронте систематически уничтожались все силы российского общества, способные и склонные отстаивать свою независимость и обособленность от государства» [4. С. 28-29].

Социальная политика в деревне в годы «военного коммунизма» была направлена на поддержку и повышение социального статуса группы «бедняки» и ликвидацию группы «кулаки».

Одной из основных задач новой власти была организация «классового раскола» крестьянства и «классовой войны» в деревне, при этом активно использовались ранее сложившиеся в деревне противоречия между богатыми и бедными. Главная роль в решении этой задачи отводилась комбедам. Как откровенно разъяснялось в одном из документов Межведомственной комиссии по руководству комбедами (14 октября 1918 г.), декрет об организации деревенской бедноты «отводил ей функции организации продовольственной. Но истинное назначение этой организации было чисто политическое: произвести классовое расслоение деревни, вызвать к активной политической жизни те её слои, которые способны были воспринять и проводить задания пролетарской социалистической революции» [11. С. 96].

Комитеты деревенской бедноты проводили в отношении крестьян, идентифицируемых как «кулаки», политику, названную ещё в начале 1920-х гг. «раскулачиванием»: конфискация земли, экспроприация средств производства, скота, изъятие запасов хлеба и семян и пр. В массовых масштабах в отношении кулаков органы ВЧК применяли репрессии (заключение в тюрьму или концлагерь, расстрел).

Политика «классового террора» превращала ещё совсем недавних союзников новой власти во врагов правящего режима, что служило объективной основой для проведения против них репрессивной политики.

Сконструированная в большевистской теории социально-политическая группа «кулаки» («класс на бумаге») в результате социальной политики становится реальной социальной общностью

крестьян с общими интересами, толкаемой к общему типу реакции на политику власти, с общей трагической судьбой.

В годы «военного коммунизма» к кулакам относили крестьян, принадлежавших к разным группам сельского населения, однако несомненно, что в этот первый в истории российской деревни период раскулачивания, зажиточные крестьяне и сельские эксплуататоры в группе «кулаки» преобладали.

Таким образом, социальные рамки группы «кулаки» как объекта политики государства были шире социальных рамок официально декларируемой социальной категории «кулаки» как «сельские эксплуататоры». Под лозунгом борьбы с сельской буржуазией власть вела борьбу с другой социальной группой.

Представляется необходимым отказаться применительно к постреволюционному периоду определения терминов «кулак» и «сельские эксплуататоры» как синонимов и рассматривать проблему «кулаки» в другом исследовательском поле. «Кулаки» - это социальная группа крестьян, подвергавшаяся дискриминации и репрессиям по социально-политическим мотивам.

Одна из основных особенностей формирования социальной группы «кулаки» в годы «военного коммунизма» заключается в том, что большевики сконструировали теоретическую модель «класса» и перешли к политике репрессий против крестьян, получивших клеймо «кулаки», не определив законодательно социальные границы и социально-правовую модель группы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Декреты советской власти: в 2 т. М., 1959. Т. 2.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1965.

3. Ленин В. И. Полн. собр. соч.: в 55 т. М., 1973.

4. Бровкин В.Н. Россия в гражданской войне: власть и общественные силы // Вопр. истории. 1994. № 5.

5. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

6. Бурдье П. Начала. Сhоses dites. М., 1994.

7. Бурдье П. Практический смысл. М., 2001.

8. Бурдье П. Социальное пространство и генезис «классов» // Вопр. социологии. 1992. Т. 1.

9. Здравомыслов А.Г. Рациональность и властные отношения // Вопр. социологии. 1996. Вып. 6.

10. Ильин В.И. Социальное неравенство. М., 2000.

11. История Коммунистической партии Советского Союза. М., 1969. Т. III, кн. 2.

12. Кладова П.В. Опыт психоанализа исторического источника (по материалам следственных дел репрессированных в период коллективизации) // Историческая наука на рубеже веков: материалы всерос. науч. конф. Томск, 1999. Т. III.

13. СоловьевА.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М., 2000.

14. Фицпатрик Ш. Классы и проблемы классовой принадлежности в Советской России 20-х годов // Вопр. истории. 1990. № 8.

Поступила в редакцию 16.06.12

G.F. Dobronozhenko

From the idiologema «kulak» to the real social group of peasants - victims of repression (1918-1920-s)

The «kulaks» in the Bolshevik theory are peasants, identified as potential and actual enemies of the state policy. A theoretical construct («class on paper») transformed after the mass terror into the real social group, concerning the great part of peasants, which became the object of discrimination and repression.

Keywords: peasantry, rural exploiters, «class enemy», kulaks.

Доброноженко Г алина Фёдоровна, доктор исторических наук, профессор Сыктывкарский государственный университет 167005, Россия, г. Сыктывкар, Октябрьский пр., 55 E-mail: [email protected]

Dobronozhenko G. F.,

doctor of history, professor

Syktyvkar State University

167005, Russia, Syktyvkar, Oktyabrsky prosp., 55

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.