Научная статья на тему 'От Homo sapiens к человеку совершенному'

От Homo sapiens к человеку совершенному Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
254
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА / СООТНОШЕНИЕ МОДУСОВ / ТЕЛО / ДУХ / ДУША / КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ / EVOLUTION OF THE MAN / BALANCE OF MODES / BODY / GHOST / SOUL / CLASSIFICATION OF TYPES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Григорьева О. А.

В работе рассматривается человек как единство основных модусов тела, души, духа, предполагается, что в случае равномерного их развития возможно формирование гармоничного, идеального человека человека совершенного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM HOMO SAPIENS TO THE MAN OF PERFECT

In this essay the man is considered as unity of main modes: body, soul and mind. One supposes that they develop evenly, forming of harmonious ideal man is possible.

Текст научной работы на тему «От Homo sapiens к человеку совершенному»

Из таблицы видно, что существует корреляция между успеваемостью студентов по дисциплинам испытуемых преподавателей и стилями познавательной активности данных преподавателей.

Преобладающим стилем у преподавателей является регуляторный Человек с регуляторным стилем не просто преодолевает трудности, он оказывается эмоционально «завязанным» на ожидаемом результате, и стремится к достижению цели, переживая различные эмоциональные состояния. Это целеустремленный и упорный человек, в центре познавательной активности которого находятся регуляторно-волевые и регуляторно-эмоциональные признаки. Данный стиль обеспечивает достижение результата, что репрезентует своеобразный тип «деятеля-победителя». К недостаткам стиля можно отнести слабую когнитивную компетентность, которая компенсируется самоуверенностью субъекта.

Исследование стиля познавательной активности преподавателя вуза выявлялось нами для того, чтобы отследить, влияет ли стиль познавательной активности преподавателя на успешность обучения студентов, и следующим этапом нашего исследования явился анализ академической успеваемости студентов. Высчитывалось среднее значение успеваемости студентов по тем предметам, которые преподавались преподава-

Библиографический список

телями, принявшие участие в опроснике. Следующим шагом, с целью оценки статистической значимости взаимосвязи стиля познавательной активности преподавателя, и успешности студентов нами были вычислены значения коэффициента корреляции Пирсона, которые позволили выделить те стили, частота встречаемости которых достоверно различается.

Подводя итоги эмпирического исследования, можно сделать вывод о том, что у испытуемых преподавателей преобладающим является регуляторный стиль познавательной активности, второе и третье разделяют динамический стиль и стиль потенциальной активности, четвёртое и пятое места делят продуктивный стиль и гармоничный стиль, на шестом - агар-моничный стиль, на последнем месте - метакогнитивный стиль. По нашему мнению, различия в преобладании тех или иных стилей познавательной активности не случайны, они обусловлены тем, что познавательная сфера педагогов достаточно сформирована, в ней присутствует большая доля оце-ночности, неуверенности и рефлексии. Распределение стилей активности преподавателей и успеваемости студентов также имеет неслучайное влияние. Это позволяет сделать вывод о том, что между стилям познавательной активности преподавателя и успешностью студентов существует взаимосвязь.

1. Холодная, М. А. Когнитивные стили: О природе интеллектуального ума: учебное пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2002.

2. Крупнов, А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности // Системные исследования свойств личности. - М.: УДН, 1994.

3. Гусева, ТА. Психология познавательной активности: системностилевое исследование: монография. - Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2006.

Статья поступила в редакцию 14. 06.10

УДК 304.444

О.А. Григорьева, канд. культурологии, г. Бийск, Е-mail: [email protected] ОТ HOMO SAPIENS К ЧЕЛОВЕКУ СОВЕРШЕННОМУ

В работе рассматривается человек как единство основных модусов - тела, души, духа, предполагается, что в случае равномерного их развития возможно формирование гармоничного, идеального человека - человека совершенного.

Ключевые слова: эволюция человека, соотношение модусов, тело, дух, душа, классификация типов.

Безусловно, человек - это фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром любой философской системы. Сложность определения человека состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие, поскольку человек - это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. Человек традиционно понимается как единство его основных модусов: тело, душа, дух [1, с. 1206].

Одним из определений тела в философских словарях является следующее: "тело - неточное название материального носителя жизни организма, в частности организма человека" [2, с. 450]. Т.е. человеческое тело - основа душевной жизни: тело и душа образуют витальное единство в противоположность единству духовному. Тело оказывает влияние через мозг, нервы, состав крови, внутреннюю секрецию, наследование, состояние здоровья и т.д. на душевное начало, которое в свою очередь воздействует на тело силой воображения, чувствами, аффектами, настроениями и т.п. Так как духовное основывается на душевном, то дух не является независимым от живого тела. Душевные переживания связаны с телом - они могут развиться тогда, когда находят выражения в теле. Принято считать, что для человека его собственное тело как синтез духовного и телесного - это центральный объект переживаний, наглядное воплощение его "Я", по аналогии с которым он создает свой образ человека и мира. Таким образом, под термином "тело" человека мы будем подразумевать его физиологические потребности: еда, сон, секс и т.п.

Под душой обычно подразумевают совокупность побуждений сознания человека. С точки зрения науки, душа - совокупность тесно связанных с организмом психических явлений,

в частности чувств и стремлений, что отличает ее от индивидуального духа. В современной психологии душа - носительница бессознательного и выражение тех структурных качеств микрокосма, которые сообщают его частям положения, важность и их динамику [2, с. 148]. Таким образом, душа человека - это чувства, эмоции, мыслительная деятельность, его нравственные установки.

Дух, в переводе с латинского и греческого означает "дуновение", "дыхание", душа как сущность, которая может временно или навсегда покинуть тело; а также, мировой дух, идейное содержание произведений искусства, всеобщий характер чего-либо. Дух выступает в трех формах бытия: личный дух, объективный дух и объективированный.

Как душевное тесно включено в процесс развития органического, так личный дух наследуется как возможность, как способность стать таковым. Он сам себя создает посредством духовной работы, которая не может прекратиться до конца жизни. Дух имеет свои закономерности для себя. Он автономен и для него нет познаваемых границ, граница трансинтеллигибельного является лишь принципиальной границей и оставляет каждому личному духу сферу для его развития.

Личный дух формируется вследствие вхождения индивида в область объективного духа, в духовную сферу, в культуру, которую он может усвоить с помощью воспитания и образования. Дух позволяет человеку смотреть на события и вещи как бы со стороны, в отличие от других живых существ, над которыми господствуют непосредственные побуждения. Личный дух существует за счет связей с духовной общностью, которая со своей стороны создает жизнь объективного духа. То, что является продуктом личного духа, является результа-

том его отношения к объективному духу. Таким образом, акцентируя внимание на личном духе невозможно отделить его от объективного и объективированного, поскольку они взаимосвязаны, следовательно, под духом мы будем понимать не только личный дух, но и его взаимодействие с объективным, объективированным, то есть, взаимодействие духа индивидуума с другими в социуме, приобретение, накопление и обмен духовными ценностями.

Рассматривая человека как единство основных модусов (тело, душа, дух), можно предположить, что в случае равномерного развития тела, души и духа, принято считать человека гармонично развитым: совершенное физически развитое здоровое тело, совершенный интеллект, высокие нравственные принципы, коммуникабельность, эффективная общественная деятельность, одним словом, совершенный идеальный человек. В словарях идеальный определяется как образцовый, совершенный, соответствующий идеалу или стремящийся к нему. А также как идеальный, существующий как идея, не реальный, не действительный [2, с. 169].

Значит ли это, что гармонично развитых людей нет? Достижим ли описанный идеал, или существование такого человека невозможно ни при каких обстоятельствах?

Рассмотрим типы человека, образующиеся при изменениях соотношений модусов в системе "человек".

При максимально развитом "духе" человек активно позиционирует себя в социуме, занимается общественной деятельностью, посвящает себя служению обществу. Зачастую девиз таких людей: "Service above self1' - "Служение обществу превыше себя". При этом мало времени или совершенно не интересуется состоянием своего здоровья, не испытывает потребности в комфорте, не думает о себе, своих желаниях, не занимается самовоспитанием, самообразованием, только "горит на работе". К этому типу людей относятся альтруисты - люди, нравственный принцип которых заключается в бескорыстном служении другим людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами.

У людей с минимально развитым "духом" наблюдается отсутствие нравственных установок, пренебрежение общественными устоями, существующими в социуме. Человек занимается только собой: своим внутренним миром, своим здоровьем, физическим развитием и совершенствованием своего тела. Людей подобного типа называют эгоистами, поскольку поведение таких людей определяется мыслью о собственном "я", о собственной пользе, выгоде, предпочтении своих интересов интересам других людей. Не стоит считать таких людей отрицательными индивидуумами. Эгоизм необходим для осознания и реализации ценностей, заложенных в личности. Он необходим для исполнения морального долга, состоящего в доведении до наибольшего совершенства собственных задатков и способностей. Эгоизм становится недопустимым в том случае, когда попираются права других.

Следующий тип похож на предыдущий в том плане, что когда модус "душа" максимально превалирует в системе "человек", главным для человека становится его внутренний мир, осознание и реализация ценностей, заложенных в личности. В этом случае игнорируются потребности "тела", возникает пренебрежение общественными отношениями, социумом в целом. Максимальное погружение в свой внутренний мир и игнорирование минимальных удобств для "тела" приводит к аскетизму, отшельничеству.

При минимализации модуса "душа", наблюдается отсутствие нравственных установок, понижена или отсутствует внутренняя работа души, самопознание и самовоспитание. Человек занимается развитием и совершенствованием тела, активно функционирует в обществе, в основном, используя свои физические данные. Такому типу соответствуют индивидуумы, появившиеся в большом количестве в 90-ые годы прошлого века, известные деятельностью своих "тел" и минимальной работой мозга. На сленге подобный тип людей называют " качками", "быками" и т. п.

Подобный предыдущему формируется тип, представители которого много значения и внимания уделяют развитию "тела". Человек такого типа много внимания уделяет физиче-

скому совершенствованию; главным в жизни считает удовлетворение физиологических потребностей, при этом, не задумываясь над своим духовным совершенствованием, пренебрегая устоями и нормами, сложившимися в обществе.

Противоположен предыдущему тип, который активно участвует в жизни общества, занимаясь какой-либо интеллектуальной деятельностью, совершенно не заботясь о здоровье тела, пренебрегая физиологическими потребностями тела, то есть "забывая" о еде, сне и т.п.; не занимаясь развитием и укреплением тела. Представителями такого типа являются люди с ограниченными физическими возможностями, но занимающиеся наукой или каким-либо видом общественной деятельности.

Приведенная классификация позволила выделить шесть основных типов людей. Безусловно, в реальной жизни, они не встречаются в так называемом "чистом виде", и многообразие типов людей не ограничивается шестью вышеперечисленными, но это наиболее типичные представители, возникающие и существующие при тех или иных условиях развития трех основных модусов в системе "человек".

Представляется возможным рассмотреть перечисленные типы человека в историческом развитии. Например, человек, совершенно не занимающийся развитием личностных качеств, не поддерживающий каких-либо общественных отношений, единственной заботой которых является забота об удовлетворении физиологических потребностей, а зачастую просто о биологическом выживании. Все это напоминает существование людей в первобытнообщинном строе, еще до возникновения родовых общин.

В Древнем мире видовая особенность человека связывалась со свойствами разумности и социальности, то есть дух воплощает в себе фундаментальную сущностную идею человечности как таковой. Для философии Древнего Востока человек являлся как фрагмент природы, сущность которого обусловлена безличностным мировым духом или разумом, а его жизненный путь определен законами судьбы.

Средневековая философия провозгласила человека образом и подобием Бога, тем самым утвердила ценностный статус личности, наделила его свободой воли и возвысила над миром природной необходимости и судьбы.

Философия Возрождения обосновала самодостаточную ценность человека и его земную жизнь, то есть человек уподоблен Богу в своих творческих возможностях.

В философии и культуре Нового времени происходит акцентирование самосознания и связанных с ним процессов индивидуализации личности. Многообразие способностей человека редуцируется к разуму, в то время как тело механизируется и подчиняется всеобщим естественным законам. Человек этого времени задан преимущественно как пассивное начало, являясь производным от внешних обстоятельств, отдельным атомом в определяющих его поведение природном и социальном механизмах. Философы - романтики подчеркнули иррациональную природу свободы, благодаря которой человек достигает вершин вдохновения и творчества. Немецкая трансцендентально-классическая философия через идею трансцендентального субъекта обосновала миросозидающие возможности человеческого разума, культурно-историческую ангажированность человеческого сознания.

Для неклассической философии второй половины XIX -XX вв. характерна антропологическая переориентация. Она происходит в связи с осознанием кризисности человеческого существования, признанием его творческих возможностей и одновременным пониманием неизбежных ограниченности и разрушительности его притязаний. Интерпретация проблемы человека осуществляется в контексте натурализаторского, экзистенциального и социологизаторского подходов.

Одним из лозунгов философии постмодерна стала идея "смерти субъекта", растворения человека в витальных, технических, семантических и других процессах. Тем не менее, в конце XX - начале XXI века интерес к проблеме человека не перестал быть актуальным. Человечество задумывается над тем, что ждет его в будущем и, следовательно, возникает вопрос: а каким станет человек в будущем?

Библиографический список

1. Всемирная энциклопедия: Философия / глав. ред. и сост. А.А. Грицанов. - М.: АСТ; Минск: Харвест, Современный литератор, 2001.

2. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. - М. : ИНФРА-М, 1999.

3. Головин, Ю.И. Нанотехнологическая революция стартовала // Природа. - 2004. - №1.

4. Дарвин, Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. - М.: Просвещение, 1987.

5. Кармазин, И. К чему приведет эволюция человека // Чудеса и приключения. - 2008. - № 7.

Статья поступила в редакцию 14. 06.10

УДК 378

Л.А. Романова, старший преп. БПГУ им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]

СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

В статье раскрыта специфика становления субъектности студента педагогического вуза в рамках реализации образовательного процесса. Рассмотрена ее структура. Описана система педагогического сопровождения становления субъектности будущего учителя информатики.

Ключевые слова: субъектность, структура субъектности учителя, педагогическое сопровождение.

В системе профессиональной подготовки будущих учителей на современном этапе развития высшего профессионального образования происходит переход на государственные образовательные стандарты третьего поколения, что влечет за собой перестройку в организации образовательного процесса и оценивании результатов образования, осуществляемых на компетентностной основе. Остро становится вопрос: как достичь требуемого уровня профессиональной подготовки будущего учителя. Ведь переход на компетентност-ную оценку результата образования не является формальным переименованием ЗУН в компетенции, необходимо изменить сам процесс, поставить студента и преподавателя в новые образовательные позиции, применить другие образовательные технологии, то есть разработать целую систему мер по подготовке современного специалиста.

Важный момент, на который стоит обратить внимание: новые образовательные стандарты рассчитаны на формирование компетентности, в свою очередь являющейся результатом образования. А как его достичь, с чем работать преподавателю, чтобы на выпуске получить компетентного специалиста? Вот актуальный для современного высшего образования вопрос, которому посвящено наше исследование.

Компетентность в современной образовательной ситуации понимается как внешнее проявление профессионализма, ее внутреннее содержание - профессиональная субъектность. Термин субъектность пришел в педагогику из психологии и обозначает свойство человека, которое проявляется только на определенном уровне развития. Человек как субъект познается только в системе общественных связей и отношений. Целостная структура человека как субъекта раскрывается лишь на социальном уровне, то есть во взаимодействии.

Уточним, что в область наших научных интересов попадает профессиональная субъектность будущего учителя. Это ее проявления, которые связаны с профессиональной деятельностью студентов педагогического вуза, характеризующих их как будущих специалистов в своей области [1, с. 52]. Мы рассматриваем становление профессиональной субъектности будущих учителей информатики, что лишь конкретизирует содержание профессиональной подготовки, но не ограничивает общих закономерностей становления субъектности будущего учителя. Субъектность учителя мы понимаем как интегративное свойство личности, выражающее его отношение к себе как к деятелю в профессиональном педагогическом пространстве. Субъектность педагога предполагает отношение учителя к себе как к ценности и как к субъекту собственной педагогической деятельности и к ученику как к самоценности и как субъекту его собственной ученической деятельности [2, с. 47]. Изменение содержания хотя бы в одном из этих компонентов не позволяет говорить о субъектности педагога. Он может быть субъектом любой другой деятельности, но не педагоги-

ческой. Изменения во взглядах, способах деятельности у педагогов происходит на протяжении всей профессиональной карьеры, поэтому, говоря о субъектности студента педагогического вуза, мы рассматриваем лишь начальный этап - становление субъектности будущего учителя. За период обучения в вузе студенты должны подготовиться к профессиональной педагогической деятельности на оптимальном для молодого специалиста уровне.

Изучение становления субъектности будущего учителя привлекает внимание исследователей непосредственно в связи повышенным требований к конкурентоспособности в профессиональной деятельности, а также в соответствии с явной необходимостью педагогического обеспечения профессионального образования в данном направлении. В настоящее время различные аспекты этой проблемы исследуются специалистами самого разного профиля: педагогами и психологами, философами и социологами.

Идеи профессионального становления учителя опираются на философское понимание миссии человека в мире, связаны с отношением к человеку как цели и самоценности. Саморазвитие на основе ряда философских концепций может быть понято как духовно-практическое самосовершенствование с целью полноты индивидуального самовыражения и социального служения (H.A. Бердяев, М.К. Мамардашвили, B.C. Соловьев, С.Л. Франк и др.), как самоусовершенствование, представляющее специальную духовную деятельность личности, направленную на внутреннее облагораживание себя (С. Кьер-ке-гор, М.Н. Кузьмин, Л.Н. Лобковиц, Л.Н. Толстой, П.Д. Успенский, Э. Фромм, М. Хайдеггер, К. Ясперс).

Анализ работ М.М. Бахтина, B.C. Библера, Л.П. Буевой, В. Франкла, С.Л. Франка помогает нам понять субъектность учителя как осознание, обретение личностью смысла жизни путем самореализации себя в общезначимой творческой деятельности.

Роль культуры как важного фактора, стимулирующего становление субъектности учителя, придающего ценность жизни, воспитывающего толерантность, мы рассмотрели на основе работ отечественных и зарубежных ученых: B.C. Библера, Ф. Гарриса, М.С. Кагана, М.Г. Лебедько, З.А. Мальковой, Р. Морана, В.В. Розанова, В.П. Тугаринова и др.

Субъектность как раскрытие и активизация творческих возможностей личности связывается с образованием (Г.Г. Га-дамер, Б. С. Герпгунский, И. Б. Котова, М. К. Мамардашвили, Д. Макдауэлл, E.H. Шиянов).

В психологии осмыслить понимание процесса становления субъектности будущего учителя помогают идеи «вершинной психологии» человека как его «восхождения к самому себе лучшему» (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), идеи человека как автора самого себя (К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев и др.), идея вос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.