Научная статья на тему 'ОТ ХАМФРИ ЛЛУИДА ДО ЙОЛО МОРГАНУГА: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АНТИКВАРНОЙ ТРАДИЦИИ УЭЛЬСА В XVI - СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА'

ОТ ХАМФРИ ЛЛУИДА ДО ЙОЛО МОРГАНУГА: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АНТИКВАРНОЙ ТРАДИЦИИ УЭЛЬСА В XVI - СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
129
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЭЛЬС / АНТИКВАРИИ / МЕГАЛИТ / КРОМЛЕХ / ВАЛЛИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / КЕЛЬТЫ / WALES / ANTIQUARIES / MEGALITH / CROMLECH / WELSH IDENTITY / HISTORICAL MEMORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шестакова Надежда Федоровна

В статье анализируется антикварная традиция Уэльса XVI - середины XIX в. Автор, основываясь на травелогах, исторических сочинениях и трудах интеллектуалов, выделяет основные этапы и причины развития валлийского антикварианизма; на примере произведений ряда валлийских антиквариев дает оценку их вклада в изучение прошлого западного кельтского края Британии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM HUMPHREY LLWYD TO IOLO MORGANWG: MAIN STAGES OF DEVELOPMENT OF ANTIQUARIAN TRADITION OF WALES IN THE XVI - MID XIX CENTURY

This article is devoted to the analysis of antiquarian tradition of Wales in the XVI - mid-XIX century. The author highlights the basic stages and reasons for the development of Welsh antiquarianism, and also on the example of the works of a number of Welsh antiquaries gives an assessment of their contribution to the study of the past of the western Celtic region of Britain.

Текст научной работы на тему «ОТ ХАМФРИ ЛЛУИДА ДО ЙОЛО МОРГАНУГА: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АНТИКВАРНОЙ ТРАДИЦИИ УЭЛЬСА В XVI - СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА»

Н. Ф. Шестакова

Шестакова Надежда Федоровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и методики преподавания исторических дисциплин, Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, shestakovanf@mail.ru

В статье анализируется антикварная традиция Уэльса XVI - середины XIX в. Автор, основываясь на травелогах, исторических сочинениях и трудах интеллектуалов, выделяет основные этапы и причины развития валлийского антикварианизма; на примере произведений ряда валлийских антиквариев дает оценку их вклада в изучение прошлого западного кельтского края Британии. Ключевые слова: Уэльс, антикварии, мегалит, кромлех, валлийская идентичность, историческая память, кельты.

Поступила в редакцию: 05.02.2020 / Принята: 25.03.2020 / Опубликована: 30.09.2020

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

From Humphrey Llwyd to lolo Morganwg: Main Stages of Development of Antiquarian Tradition of Wales in the XVI - Mid XIX Century

N. F. Shestakova

Nadezhda F. Shestakova, https://orcid.org/0000-0003-2129-6325, Ural State Pedagogical University, 26 Kosmonavtov St., Yekaterinburg 620017, Russia, shestakovanf@mail.ru

This article is devoted to the analysis of antiquarian tradition of Wales in the XVI - mid-XIX century. The author highlights the basic stages and reasons for the development of Welsh antiquarianism, and also on the example of the works of a number of Welsh antiquaries gives an assessment of their contribution to the study of the past of the western Celtic region of Britain.

Keywords: Wales, antiquaries, megalith, cromlech, Welsh identity, historical memory, Celts.

Received: 05.02.2020 / Accepted: 25.03.2020 / Published: 30.09.2020

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

DOI: https://doi.org/10.18500/1819-4907-2020-20-3-353-358

В 1835 г. британским художником из Бата Ричардом Тонга (1795-1873) была написана картина «Кромлех близ Ньюпорта (камерная гробница Пентр Ифан)», на которой на фоне скалистых гор изображен мегалитический памятник с прикорнувшим подле него пастухом1. В настоящее время она украшает одну из стен в Берлингтон-хаус, в котором располагается Лондонское общество антиквариев. Эта картина передает особое

романтическое настроение и отражает глубокий интерес к далекому прошлому, которое покорило воображение британских интеллектуалов середины XVIII - начала XIX в. Исследования мегалитов антиквариями, а также содержащиеся в их трудах и травелогах выводы относительно связи древних памятников с обрядами и верованиями кельтов способствовали установлению господства «кель-томании» во всех сферах британской культуры.

Изучение кромлехов и древней истории также оказало значительное влияние на рост самосознания народов британской периферии, особенно жителей Уэльса, отличавшихся неистовой любовью к прошлому и традициям. Под влиянием теорий и гипотез валлийских «ценителей» старины возник неодруидизм и красочная бардо-друидическая церемония Горседда, возродившая средневековый фестиваль музыки и поэзии Айстедвод, а образы барда и друида, фигурировавшие в произведениях художественной литературы, живописи и на титульных листах книг и журналов, стали ассоциироваться в сознании британцев с Уэльсом.

В данной статье предпринята попытка решить несколько задач: во-первых, выявить факторы, которые оказали влияние на рост популярности антикварианизма в Уэльсе; во-вторых, выделить основные этапы развития валлийской антикварной традиции; в-третьих, оценить вклад антиквариев в изучение древних памятников и предметов старины.

Изучению истории антикварианизма в Уэльсе был посвящен ряд статей и монографий британских, особенно валлийских историков. Среди них стоит отметить книгу «Ренессанс XVIII в.» П. Моргана, в которой автор характеризует подъем культуры и рост самосознания валлийцев в XVIII в., выделяя в качестве одной из главных причин этого процесса проводимые антиквариями исследования валлийского языка и памятников древности2. В эссе «Камбрийская древность: предшественники историков» Д. Мура рассматривается история изучения мегалитических памятников3. В статье «Камбрийские барды и романтики-антикварии: поэтессы-англофоны из Уэльса XVIII в.» С. Прескотт анализирует творчество ряда англоговорящих валлийских поэтесс с целью доказать их активное участие в антикварном движении и оценить их ответную реакцию на популяризацию древнего кельтского прошлого в литературе4. Влиянию антикварианизма на развитие культуры Уэльса и формирования этно-

УДК 94(429)

От Хамфри Ллуида до Йоло Моргануга: основные этапы развития антикварной традиции Уэльса в XVI - середине XIX века

культурной идентичности валлийцев посвящены такие работы, как «Литература, национализм и память Англии и Уэльса раннего Нового времени» Ф. Швайзера5, «Объединение нескольких идентичностей: Британские острова (1750-1850)» Л. Бруклисса и Д. Иствуда6, «Английский романтизм и кельтский мир» Г. Каррутерса и А. Рэвиса7, «Писатели Уэльса от Ренессанса до Романтизма» С. Моттрам8 и др.

Что касается отечественной историографии, то обширный ряд исследований российских историков посвящен развитию антикварианизма в Англии в ХУ1-ХУШ вв. Среди них отметим лишь некоторые. Это статьи «Историческая память и технологии антикварного дискурса. Англия раннего Нового времени»9, «Прошлое крупным планом: темпоральные измерения в антикварном дискурсе»10, авторами которых являются А. А. Па-ламарчук и С. Е. Федоров; написанная ими же монография «Антикварный дискурс в раннестю-артовской Англии»11; статья «Антикварианизм ХУ1-ХУ11 веков. Представление прошлого в контексте научной революции» В. В. Зверевой12, а также исследования «Антикварианизм в контексте готического Возрождения в Англии XVIII в.»13 и «Деятельность Общества антиквариев Лондона в контексте английской реставрационной практики XVIII в.»14 Ю. Ю. Михайловой и ««Дневник» Генри Мэчина в контексте культурных практик Англии XVI века» Л. Н. Черновой15. К сожалению, нами не был выявлен труд, в котором была бы всесторонне раскрыта антикварная традиция Уэльса, поэтому эта проблема, по нашему мнению, требует дальнейшего более глубокого исследования.

Уэльс имеет давнюю и богатую антикварную традицию, оформление которой происходит в XVI в. Именно в этот период в среде гуманистов, занимавшихся изучением истории, уже возникает своеобразное «разделение труда». Те из них, кто посвятил себя собиранию, комментированию и публикации первоисточников, стали антиквариями. Остальные пополнили ряды первых историков, которые создавали исторические нарративы в виде жизнеописаний или повествований о каких-либо конкретных событиях, изложенных в логической и хронологической последовательности. Таким образом, четко обозначилось обособление двух сторон единого процесса познания прошлого: поиск и сбор источников и историописание, которое в то время еще не ставило перед собой задачи систематизированного выявления причинно-следственных связей и объективных факторов в истории.

В истории антикварной традиции Уэльса до появления в середине XIX в. профессиональных историков и археологов можно выделить два этапа:

Первый этап: XVI-XVII вв. - период зарождения и развития антикварианизма в Уэльсе. В это время первое поколение антиквариев в основном специализировалось на медиевистике, изучая

руины замков и аббатств, сохраняя и транскрибируя средневековые рукописи, реставрируя разрушенные во время гражданских войн памятники и документы.

Можно назвать несколько причин, вызвавших появление антикварной традиции в Уэльсе. Во-первых, импульсом к сохранению предметов старины, являющихся объектами исторического наследия, стала утрата политической независимости валлийским народом в конце XIII в. Во-вторых, это стремление усилилось в связи с интеграционной политикой Тюдоров в Уэльсе, разрушением и закрытием монастырей в период Реформации и Революции в Английском королевстве. В-третьих, большую роль в сохранении предметов старины сыграл глубокий интерес интеллектуалов к минувшему прошлому, нравам и обычаям предков. Наконец, обращение к изучению древней истории являлось частью поиска источника вдохновения в прошлом, что было характерно для эпохи Ренессанса в целом.

К первому поколению валлийских антиквариев относится генеалог Меррик Райс, интересовавшийся генеалогиями, городами и сельскими поселениями, красотами природы и местными раритетами. В «Книге древностей Гламорганшира» (1578) автор повествует об истории родного края и знатных валлийских семьях, проживавших на его территории на протяжении многих веков. Труд был посвящен лорду Херефордвеста Томасу Фил-липсу16, способствовавшего, по мнению Меррика Райса, пробуждению интереса к исследованию древностей Уэльса. К сожалению, антикварий, проживавший в Коттрелл в долине Гламоргана (Cottrell), так и не упомянул в своем труде о великих мегалитических памятниках близ поселений Дайффрин (Dyffryn) и Сент-Литанс (St. Lythans).

Значительный вклад в изучение прошлого Уэльса внес многогранный гений Хамфри Ллуид из Денби (1527-1568). В 1573 г. им была создана одна из самых первых печатных карт Уэльса, получившая всеобщее признание17. Она включала древние топонимы на латыни, а также современные ему валлийские и английские названия географических объектов. Ллуид также сделал перевод на английский язык «Хроники Уэльса» Карадога Ланкарфанского. Перевод был основан на трех разных версиях «Хроники Карадога», наиболее известной как «Brut y Tywysogion» или «Хроника принцев», повествование которой было доведено до 1270 г. и дополнено переводчиком материалом о событиях до 1295 г., а также сведениями из работ Мэтью Парижского. «Хроника Уэльса», которая была написана в 1559 г., но не опубликована, стала первым историческим трудом, созданным на английском языке и описывающим правление бриттских королей и валлийских принцев, начиная с Кадваладра и заканчивая Лливелином ап Грифидом. Наконец, в 1584 г. «Хроника Уэльса» была опубликована Дэвидом Пауэлом под названием «История Британии», но она была значитель-

но расширена за счет официальных документов, доступ к которым был открыт благодаря Уильяму Сесилу18. Во введении к книге Пауэл напечатал сведения относительно территориальных подразделений Уэльса, подготовленные Джоном Прайсом из Брекона19.

В труде «Бревиарий Британии», опубликованном в Кельне в 1572 г. и переведенном на английский язык Томасом Твинном, Х. Ллуид обратился к древней истории острова и англосаксонскому завоеванию, в частности, упомянул о прибытии на остров троянцев во главе с Брутом, захвате Рима Бренусом и борьбе Артура с завоевателями20.

Коллекционированием и изучением средневековых рукописей занимались Роберт Воган и Джон Джонс из Гиллилифди (ОеППуШу). В коллекцию первого входили манускрипты, имеющие большое историческое и литературное значение, например, такие как «Книга Талиесина», «Черная книга Кармартена», рукопись « Кентерберийских рассказов» Дж. Чосера и др. Антикварий сам переписывал тексты источников, составлял генеалогии. Он также перевел на английский язык «Хронику принцев». Коллекцию манускриптов Р. Вогана унаследовал его друг Джон Джонс, благодаря ко -торому были компилированы и дошли до нашего времени многие ценные валлийские рукописи.

В XVI-XVII вв. интеллектуалы, обращаясь к древнему прошлому, уже начинают задумываться о своих исторических корнях и задаются вопросами: Кем были первые британцы и европейцы? Кто был первым человеком? Ответы на эти вопросы они находили в мифологии и библейских сказаниях: Брут и его потомки были первыми британцами, от Иафета, сына Ноя, произошли европейцы, а Адам был первым человеком. В 1716 г. преподобный Теофилус Эванс опубликовал книгу «Зеркало ранних времен», в которой освещались деяния его соотечественников и их связь с Иафетом и Брутом21. Другой точки зрения придерживался английский антикварий Айлетт Сэммес. В своей книге «Древности древней Британии» (1676) он провозгласил финикийцев первыми колонизаторами острова и привел ряд этимологических доводов в пользу сходства валлийского и финикийского языков22. Стоит также отметить, что в книге содержится изображение друида в образе мудрого старца с длинной бородой, держащего в руках книгу и посох. Этот образ кельтского жреца получит широкое распространение в творчестве интеллектуалов XVIII-XIX вв. Примером может служить изображение друида из книги «Одежда коренных жителей Британских островов» (1815) Сюмюэля Руш Меирика и Чарльза Гамильтона Смита23.

У истоков изучения мегалитических памятников стоял валлийский антикварий Джордж Оуэн из Хенлиса (Иеп11у8) (1552-1613), который в 1603 г. создал труд «Описание Пембрукшира», где содержится зарисовка кромлеха Пентр Ифан и впервые приводится его подробное описание24.

Автор предположил, что мегалит был установлен в память о каком-то великом воине или жреце. Джордж Оуэн хотел составить более подробное описание графства и включить в него другие памятники древности, но, к сожалению, эта идея не была реализована.

Второй этап: XVIII - середина XIX в. - период, характеризуемый активным исследованием мегалитических памятников, которые антикварии стали датировать доримской эпохой и связывать с обрядами и ритуалами древних кельтов.

В истории изучения мегалитов можно выделить следующие этапы:

1) распознание искусственных каменных конструкций;

2) описание этих объектов;

3) обозначение мегалитов на картах;

4) изготовление эскизов и зарисовок памятников древности;

5) создание коллекций мелких артефактов;

6) разработка методов исследования мегалитов;

7) формулировка общих теорий относительно их функций и применения;

8) датирование памятников древности25.

Главным специалистом по изучению памятников древности был известный оксфордский палеонтолог, геолог и филолог Эдвард Ллуйд (1660-1709), который стимулировал интеллектуальные и научные интересы целого поколения антиквариев, историков, археологов и филологов. Ллуйд способствовал развитию критического метода исследования, заставил валлийских ученых уважительно относиться к прошлому и изучать его с искренним сочувствие и пониманием26. В 1707 г. им было основано «Общество антиквариев Лондона», которое стало одним из первых научных обществ в Северо-Западной Европе.

Одной из сфер интересов Эдварда Ллуйда было изучение иврита, также он внес значительный вклад в развитие кельтской лингвистики, обратил внимание на проблему происхождения валлийского языка и начал тщательно сравнивать его с корнуэльским, бретонским, ирландским и гэльским языками. В предисловии к труду «Археология Британии» («Archaeologia Britannica») (1707) автор отметил ряд причин, которые мотивировали его к началу исследования: «Языки, на которых говорили народы, завоеванные задолго до появления изысканной и утонченной литературы, являются малоизвестными и плохо изученными за пределами границ их употребления. К началу исследования меня побудило несколько причин, среди которых, во-первых, стремление осветить некоторые сведения о наших бриттских древностях в дополнение к опубликованной ранее информации; во-вторых, проследить происхождение родного языка; в-третьих, расширить знания о древних языках Шотландии и Ирландии и британских диалектах, изложенных в валлийском словаре доктора Зави (Dr. Zavie). Эта работа также

может способствовать созданию более четкого представления о первых жителях трех королевств и лучшему пониманию наших древних имен и названий мест. Наконец, на протяжении последнего столетия некоторые британские и ирландские манускрипты не были тщательно исследованы и не получили правильной трактовки»27. Эдвард Ллуйд доказал, что бретонский, корнуэльский и валлийский языки имеют кельтское происхождение. Его работа включала эссе по сравнительной этимологии, латино-кельтский словарь, бретонскую грамматику, англобретонский словарь, корнуэльскую грамматику, краткий и неполный список валлийских рукописей, исследовательский материал о взаимосвязи между валлийскими, греческими, латинскими, тевтонскими, ирландскими словами и грамматикой.

Антикварий стремился создать фундаментальный труд, который должен был называться «Археология Британии», однако ему удалось опубликовать только первый том - «Глоссографию». Он собрал много материала, рассылая анкеты корреспондентам в приходы, переписываясь и посещая их лично. Нередко ответы включали диаграммы, планы объектов или участков. В его труде содержатся сведения о мегалитических памятниках и погребальных пирамидах из камней, встречающихся не только в Уэльсе, но и на территории Шотландии и Ирландии.

К критическому подходу Эдвард Ллуйд обращался и при датировке памятников. Например, при изучении камерной гробницы «Ти Иллтид» (Ту ПНуф в Бреконшире, на которой были изображены кресты, он пришел к выводу о том, что она была воздвигнута в языческие времена28.

Ученый также участвовал в дискуссиях относительно проблемы предназначения древних мегалитов. Он полагал, что каменные круги «Мейни Гвир» («Двор Артура») (МеЫ Gwyr) в Кармартеншире и «Кам Ллечарт» в Гламоргане (Сат ЫесЬаГ:) служили «храмами» друидов. Эта мысль шла вразрез с утверждениями античных историков о том, что святилищими друидов являлись священные рощи.

Среди тех, с кем общался Ллуид, был Генри Роулендс (1655-1723), викарий Лланидана на Англси, опубликовавший в 1723 г. труд «Восстановление древней Моны». В этой книге антикварий изложил друидическую историю острова Англси и проанализировал происхождение местных топонимов. Роулендс заимствовал и делал собственные зарисовки древних памятников. В итоге он, обнаружив доказательства влияния друидов на валлийские топонимы и древние мегалиты Англси, выдвинул гипотезу, что в древности остров был главным центром друидизма Британии и Галлии29.

Английским натуралистом и антикварием То -масом Пеннантом из Флинтшира в 1778-1823 гг. был опубликован труд «Путешествие по Уэльсу», в котором содержится описание увиденных им мегалитов. Автор приводит несколько версий отно-

сительно предназначения памятников древностей. По одной из них они использовались в качестве алтарей: «Те, кому интересны друидические древности, могут увидеть очень необычный кромлех в Бачвен (Bachwen). На расстоянии тридцати шагов от него находится камень, служивший границей, за которою нельзя было заступать людям, присутствующим во время проведения обрядов друидом-священником»30. Однако в другой раз Пеннант соглашается с мнением доктора Уильяма Борлаза, автора «Древности Корнуолла» (1769), согласно которому эти камни не были спроектированы и не использовались в качестве алтарей. Он предположил, что они служили могильными памятниками, представляющими собой каменную конструкцию, внутри которой покоились останки умершего.

Валлийский топограф и поэт Ричард Фентон (1747-1821) также считается первооткрывателем курганов. Он работал адвокатом в Лондоне, но потратил значительную часть своих сил и энергии на изучение древней истории Уэльса. В своем труде «Путешествие по Пембрукширу» (1810) автор рассказывает об исследовании в 1806 г. захоронения на вершине Кун Кервин (Cwm Cerwyn)31. Сразу же после этого следует рассказ, который ярко иллюстрирует «друидоманию» того периода. Ферма под названием «Булх и Клаудд» (Bwlch у Clawdd) перешла в руки нового владельца, мистера Прайса, который дал ей «очень подходящее английское название "Храм друида" (Temple Druid), поскольку ранее на этой территории располагался большой кромлех или "алтарь друидов"»32.

«Друидомания» и интерес к древним мегалитам оставили заметный след в валлийской культуре и способствовали началу эпохи Кельтского Возрождения. Ярким примером влияния анти-кварианизма в живописи служит картина «Бард» (1774) Томаса Джонса, на которой был запечатлен сюжет роматической драмы, заимствованный из одноименной поэмы Томаса Грея. На картине вдалеке изображено приближающееся войско английского короля Эдуарда I. На переднем плане видны трупы убитых бардов, а единственный оставшийся в живых поэт готов прыгнуть с утеса в воды реки Конви, чтобы не попасть в руки неприятеля. Художник также изобразил любопытный мегалитический памятник, который не был упомянут в стихотворении Томаса Грея33. Подразумевается, что этот памятник служил местом встречи бардов, которых застали врасплох и убили войска английского короля. Возможно, идея о том, что мегалиты служили местом встречи друидов, и вдохновила Йоло Моргануга на создание каменного круга бардов, ставшего главным элементом Горседда, церемонии открытия Национального фестиваля Айстедвод. Несмотря на приписывание авторства собственных стихов средневековым поэтам и создание псевдоисторического учения о^валлийских бардах и друидах, Эдвард Уильямс (Йоло Моргануг) пытался раскрыть загадки древ-

него прошлого своего родного края Гламоргана. Его переписка с Ричардом Кольт Хоаром служит тому подтверждением.

К середине XIX в. из-за появления археологических обществ интерес «любителей старины» к мегалитическим памятникам постепенно снижается, а уже в начале XX в. деятельность членов антикварных и археологических обществ будет вытеснена работой сотрудников Уэльского университета и Национального музея Уэльса34. Антикварии продолжат свое существование, но их сфера деятельности будет ограничена только коллекционированием предметов старины.

Подводя итог, отметим, что антикварии, будучи «пионерами» исторической науки, внесли значительный вклад в ее развитие. Благодаря им до нас дошли многочисленные средневековые рукописи и предметы старины, служащие главными источниками по изучению прошлого Уэльса. В заслуги антиквариев входит не только сбор исторических источников, но и их изучение, а также перевод текста рукописей на современный им язык и подготовка их к печати в таких исторических журналах, как «Камбрийская археология» и «Мивирианская археология Уэльса». Эти предшественники профессиональных историков были первыми, кто предпринял попытку на основе исследования мегалитических памятников определить исторические корни валлийского народа и реконструировать повседневную жизнь древних жителей острова. Их не всегда верные суждения и выводы будоражили воображение валлийской общественности, способствовали появлению многочисленных мифов, которые легли в основу исторической памяти Уэльса XVIII-XIX вв. Деятельность антиквариев способствовала росту интереса у жителей Уэльса к своему прошлому, которое они использовали для поддержания национальной идентичности путем формирования пантеона героев, а также изучая традиции и обычаи.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-39-00029 «Опыт конструирования региональной идентичности валлийцев на основе исторической памяти (конец XVIII-XIX вв.»).

Примечания

1 Tongue R. Cromlech near Newport (Chamber Tomb of Pentre Ifan). URL: https://www.artuk.org/discover/ artworks/cromlech-near-newport-chamber-tomb-of-pentre-ifan-148339 (дата обращения: 18.12.2019).

2 Morgan P. The Eighteenth Century Renaissance. Llandybie : C. Davis, 1981. 174 p.

3 Moore D. Cambrian antiquity : Precursors of the prehistorians // Welsh Antiquity. Cardiff : National Museum of Wales, 1976. P. 193-219.

4 Prescott S. Cambrian Bards and Antiquarian Romantics :

Anglophone women poets from Eighteenth century Wales // Womens Writing. 2017. Vol. 24. P. 418-435.

5 Schwyzer P. Literature, Nationalism and Memory in Early Modern England and Wales. Cambridge : Cambridge University Press, 2009. 194 p.

6 BrocklissL., EastwoodD. A Union of Multiple Identities : The British Isles, C.1750-C.1850. Manchester : Manchester University Press, 1997. 222 p.

7 Carruthers G., Rawes A. English Romanticism and the Celtic World. Cambridge : Cambridge University Press, 2003. 265 p.

8 Mottram S. Writing Wales, from the Renaissance to Romanticism. Farnham : Routledge, 2012. 248 p.

9 Паламарчук А. А., Федоров С. Е. Историческая память и технологии антикварного дискурса. Англия раннего Нового времени // Диалоги со временем : память о прошлом в контексте истории / под ред. Л. П. Репиной. М. : Кругъ, 2008. C. 495-521.

10 Паламарчук А. А., Федоров С. Е. Прошлое крупным планом : темпоральные измерения в антикварном дискурсе // Образы времени и исторические представления : Россия - Восток - Запад / под ред. Л. П. Репиной. М. : Кругъ, 2010. С. 226-245.

11 Паламарчук А. А., Федоров С. Е. Антикварный дискурс в раннестюартовской Англии. СПб. : Алетейя, 2015. 215 с.

12 Зверева В. В. Антикварианизм XVI-XVII веков. Представление прошлого в контексте научной революции // Образы времени и исторические представления : Россия - Восток - Запад / под ред. Л. П. Репиной. С. 756-772.

13 Михайлова Ю. Ю. Антикварианизм в контексте готического Возрождения в Англии XVIII в. // Вестник СПбГУКИ. 2015. № 4 (25). С. 172-175.

14 Михайлова Ю. Ю. Деятельность Общества антиквариев Лондона в контексте английской реставрационной практики XVIII в. // Вестник СПбГУКИ. 2016. № 1 (26). С. 169-172.

15 Чернова Л. Н. «Дневник» Генри Мэчина в контексте культурных практик Англии XVI века // Модернизация культуры : порядки и метаморфозы коммуникации : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Самара, 23-24 мая 2016 г.) : в 2 ч. / под ред. С. В. Соловьевой, В. И. Ионесова, Л. М. Артамоновой. Самара : Самар. гос. ин-т культуры, 2016. Ч. I. С. 276-281.

16 Rice M. Glamorganshire's antiquities. Broadway : T. Philips, 1825. 68 p.

17 LhuydoH. Cambriae Typus. URL: https://www.raremaps. com/gallery/detail/48500/cambriae-typus-auctore-humfredo-lhuydo-petrus-kaerius-mercator (дата обращения: 27.12.2019).

18 Llwyd H., Powel D. The historie of Cambria now called Wales. L. : Reprinted for John Harding, 1811. 355 p.

19 Powel David // Dictionary ofWelsh Biography. URL: http:// yba.llgc.org.uk/en/s-P0WE-DAV-1540.html (дата обращения: 21.12.2019).

20 Lhuyd H. Commentarioli britannicae descriptionis Fragmentum. Birckmannum : Coloniae Agrippinae, 1576. P. 8.

21 Evans T. Drych y Prif Oesoedd. Llanidloes : J. Pryse, 1865. P. 15.

22 Sammes A. Britannia Antiqua Illustrata : or, The Antiquities of Ancient Britain. L. : Roycroft, 1676. P. 40.

23 Смит Ч. Г. Верховный Друид в своем судебном одеянии (начало XIX в.) // Гипотезы и факты. URL: http:// gifakt.ru/archives/index/druidy/ (дата обращения: 21.12.2019).

24 Owen's Pembrokeshire 1603. URL: https://archive. org/details/OwensPembrokeshire1595/page/n91 (дата обращения: 20.12.2019).

25 Moore D. Op. cit. P. 195.

26 Williams G. The history of Wales. Oxford : Oxford University Press, 1987. P. 253

27 LhuydE. Archaeologia Britannica. L. : Author, 1707. P. 3.

28 Moore D. Op. cit. P. 199.

29 RowlandsH. Mona Antique Restaurata. L. : J. Knox, 1776. 357 p.

30 Цит. по: Moore D. Op. cit. P. 205.

31 Fenton R. Historical tour throut Pembrokeshire. L. : J. Johnson, 1811. P. 549.

32 Moore D. Op. cit. P. 207.

33 Jones T. Bard. URL: https://museum.wales/art/online/ ?action=show_item&item=1154 (дата обращения: 21.12.2019).

34 Moore D. Op. cit. P. 219.

Образец для цитирования:

Шестакова Н. Ф. От Хамфри Ллуида до Йоло Моргануга: основные этапы развития антикварной традиции Уэльса в XVI - середине XIX века // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2020. Т. 20, вып. 3. С. 353-358. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-4907-2020-20-3-353-358

Cite this article as:

Shestakova N. F. From Humphrey Llwyd to Iolo Morganwg: Main Stages of Development of Antiquarian Tradition of Wales in the XVI - Mid-XIX Century. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. History. International Relations, 2020, vol. 20, iss. 3, рр. 353-358 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1819-4907-2020-20-3-353-358

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.