Научная статья на тему 'Национализм в Уэльсе в конце XIX - начале XX веков как фактор сохранения валлийской идентичности'

Национализм в Уэльсе в конце XIX - начале XX веков как фактор сохранения валлийской идентичности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
557
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛИЗМ / УЭЛЬС / ВАЛЛИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / NATIONALISM / WALES / WELSH IDENTITY / HISTORICAL MEMORY / INDUSTRIAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нечаева Александра Алексеевна

Формирование национализма в Уэльсе в конце XIX начале XX вв. было обусловлено индустриальным развитием региона. Валлийская идентичность подверглась «размыванию» под напором городской культуры. На фоне работ валлийских антикваров по истории Уэльса, воссоздания бардовской традиции, постройки Национальной библиотеки Уэльса развивался валлийский национализм, целью которого становилось сохранение самобытной валлийской культуры и языка. Постепенно на смену культурному приходит политический национализм, потому что только на государственном уровне можно добиться изменений. Первые политические организации Уэльса, такие как Камри Фидд, требовали Home Rule наравне с Ирландией и Шотландией. Таким образом, в указанный период произошло институциональное оформление валлийского национализма из просветительского движения до организаций, требующих самоуправления для Уэльса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONALISM IN WALES AT THE END OF XIX - THE BEGINNING OF XX CENTURIES AS a FACTOR OF MAINTAINING WELSH IDENTITY

Formation of nationalism in Wales at the end of XIX the beginning of XX centuries was caused by industrial development of the region. The Welsh identity underwent "washing out" under the pressure of city culture. Against the background of works of the Welsh antiquaries on history of Wales, reconstruction of bard tradition, construction of National library of Wales the Welsh nationalism which purpose was a maintaining original Welsh culture and language developed. Cultural nationalism was gradually replaced by political one because only at the state level it is possible to achieve changes. The first political organizations of Wales, such as Camry Fidd, demanded Home Rule on an equal basis with Ireland and Scotland. Thus, during the specified period there was an institutional registration of the Welsh nationalism from the educational movement to the organizations demanding self-government for Wales.

Текст научной работы на тему «Национализм в Уэльсе в конце XIX - начале XX веков как фактор сохранения валлийской идентичности»

УДК 94(429)"18/19"(045) А.А. Нечаева

НАЦИОНАЛИЗМ В УЭЛЬСЕ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ВАЛЛИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ*

Формирование национализма в Уэльсе в конце XIX — начале XX вв. было обусловлено индустриальным развитием региона. Валлийская идентичность подверглась «размыванию» под напором городской культуры. На фоне работ валлийских антикваров по истории Уэльса, воссоздания бардовской традиции, постройки Национальной библиотеки Уэльса развивался валлийский национализм, целью которого становилось сохранение самобытной валлийской культуры и языка. Постепенно на смену культурному приходит политический национализм, потому что только на государственном уровне можно добиться изменений. Первые политические организации Уэльса, такие как Камри Фидд, требовали Home Rule наравне с Ирландией и Шотландией. Таким образом, в указанный период произошло институциональное оформление валлийского национализма из просветительского движения до организаций, требующих самоуправления для Уэльса.

Ключевые слова: национализм, Уэльс, валлийская идентичность, историческая память, индустриальное общество.

Существование валлийского национализма сыграло свою роль в развитии Великобритании в XX — начале XXI вв. Государственный (официальный) национализм воплотился в понятии британ-скости, тогда как «кельтский» — в шотландских, ирландских и валлийских общественно-политических движениях. Однако причины и формы проявления националистической идеологии в Уэльсе отличались от других регионов. Валлийский национализм во второй половине XIX в. занял собственную нишу как «культурный», то есть сосредоточенный на сохранении культуры и прав по её использованию. Только на рубеже веков оформился так называемый «политический» национализм, требующий изменить государственный статус региона. Но обстановка в стране, Первая мировая война и некоторые другие факторы привели к тому, что Уэльс был услышан намного позднее Ирландии.

Среди исследователей национализма центральную роль занимает представление о том, что национализм появился в ответ на стремительные изменения, которые произошли в Европе в течение XIX столетия. Теории Э. Кедури, Э. Геллнера, Б. Андерсена, Э. Смита, Э. Хобсбаума и некоторых других авторов раскрывают механизм формирования национализма в эпоху становления индустриального общества, роли элиты и интеллектуалов, традиций, образования и средств массовой информации.

История Уэльса подтверждает многие тезисы, становясь в один ряд с другими европейскими народами, но требует детального рассмотрения следующего аспекта: каким образом подавляемый британскостью валлийский национализм смог «защитить» валлийскую идентичность. На Британских островах именно валлийцы в настоящее время выделяются своей идентичностью, которая стремится не к политической независимости (как Шотландия) и не к урегулированию религиозно-политического конфликта (как Северная Ирландия), а выступает за самобытность и сохранение своей культуры и исторической памяти.

Непосредственное изучение валлийского национализма насчитывает не одно десятилетие и большое количество публикаций, начиная со второй половины XX в. Наиболее значимыми стали монографии М. Хечтера, Ш. Дэвис, Р. Февра, Р. Мирса, К. Моргана, Г. Вильямса [15, 16, 26, 29, 44, 45, 61], а также статьи Дж. Бэккетт, Д. Прайс, Т. Нейрна, А. Додда, Дж. Дайса и Дж. Риса, Дж. Вильямса [13, 19, 23, 47, 49, 62]. В последующие десятилетия интерес к данной проблематике не иссякал, но был представлен в основном статьями (Р. Дженкинс, К. Кидд, Дж. Борланд и Д. Денни) [14, 20, 36, 41]. Более критические точки зрения о валлийском национализме появились в 2000-е гг., когда стала реализовываться деволюционная реформа и Уэльс получил автономию (А. Смит, Р. Вильямс, С. Пичфорд, М. Джонс, Р. Андерсен, Р. Майз и др.) [10, 39, 43, 48, 50, 63].

Изучение валлийскости приобрело актуальность во второй половине XX в. и представлено в работах А. Додда, Г. Эванса, А. Эдвардс, В. Вон-Томаса, Г. А. Уильямса, Дж. Дэвиса, Дж. Н. Джен-кинса, Р. Р. Дэвиса, Р. М. Джонса, Д. Балсон и Д. Ван Мехлен, С. Т. Джоббинс и др. [12, 17, 18, 22, 24, 25, 35, 38, 40, 55, 60]. Исследователи обращались к вопросам этнических границ, процесса становле-

*

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 18-39-00029).

ния валлийскости и взаимоотношений с англичанами. В российской научной литературе проблеме формирования валлийской идентичности уделено скромное внимание. Непосредственно этой теме посвящены работы К. Р. Кобрина о формировании средневековой валлийской идентичности, а также статьи В. А. Шнирельмана и М. А. Липкина, где валлийскость рассматривалась в контексте развития национализма на Британских островах [1; 2; 3; 6].

Зарождение валлийского национализма начинается со второй половины XIX в., когда валлийские интеллектуалы подготовили почву для формирования национальной идентичности. С одной стороны, существовал «традиционный» Уэльс, представленный фермерами, сельскими поселениями и патриархальными ценностями, а с другой — промышленно развитые области, крупные города и усиливающиеся миграционные потоки «индустриального» Уэльса. Г. Вильямс писал о том, что идеология национализма выросла из этого противостояния [60, pp. 180-181].

Долгое время валлийская идентичность основывалась на понятии "gwerin", согласно которому валлийцы — это «древние, сельские и свободные люди». Прямой перевод "gwerin" — обычный народ, население, крестьянство, но в этот период термин использовался, чтобы описать родные и сельские валлийские сообщества, которые представляли «истинный» Уэльс [9, p. 58]. Но Д. Адамсон утверждал, что, не имея реальной государственности, валлийцы придумали этот интеллектуальный конструкт и поставили его в центр своей исторической традиции. Соответственно под напором новых общественных явлений эта традиция стала рушиться, и, как утверждал К. О. Морган, «я увидел колыбель национального возрождения в современном Уэльсе не в малонаселённой сельской местности, а среди грязи металлургического завода и вьющихся шахт рабочего класса в Мертир-Тидвиле» [45, p. 8-9]. Тем самым подчеркнём, что валлийское общество вынуждено было меняться, примеряя на себя новые ценности и удовлетворяя новые потребности.

На фоне этого закономерно выглядит возрождение валлийской истории и культуры, что связано с деятельностью антикваров и писателей. Они ввели в оборот новые исторические источники о кельтских племенах, разработали генеалогию и общую концепцию кельтского элемента в британской истории. Под эгидой лондонских научных обществ была систематизирована имеющаяся информация и собирались древности [52]. С середины XVIII в. берёт начало Кельтское Возрождение, воплощением которого стали несколько «кельтских» обществ и в Лондоне, и в Уэльсе: «Благородное общество Киммродори-ан» (Honourable Society of Cymmrodorion), основанное в 1751 г., «Cymreigyddion» (1770-1855 гг.) и «Gwyneddigion Society» или «Общество ученых Гвинеда» (1770-1843 гг.) [37; 42].

Первоначально эти организации возникли в Лондоне для поддержки переехавших валлийцев. Но постепенно их деятельность распространилась на изучение древних валлийских текстов, исторических и поэтических источников, а также повлияла на развитие народной музыки. Они использовали факты кельтской культуры и истории не только для распространения знаний и популяризации истории, но и для «подпитывания» валлийскости, которая стала размываться в эпоху индустриального общества. Особенно эффективной оказалась деятельность последнего из указанных обществ, членами которого были Эдвард Уильямс (Йоло Моргануг), Уильям Оуэн Пью, Джон Джонс (Як Глан-и-горс), Джон Эдвардс (Сион Кеериог), Эдвард Джонс (Бард Бренин) и Томас Эдвардс (Твин ор Нант) [42].

С середины XIX в. антикварные общества начали активно пропагандировать валлийскую культуру. Особое место в валлийском сознании в это время занимал эйстетвод (еisteddfod — буквально переводиться как «заседание», от вал. Eistedd — сидеть), поэтический и музыкальный праздник. Истоки праздника восходят к 1176 г., когда лорд Рис пригласил поэтов и музыкантов со всего Уэльса в свой замок в Кардигане [53; 54]. Стоит отметить, что бардовская традиция неизменно составляла часть валлийской идентичности. В Средние века при дворе каждого валлийского правителя была целая группа бардов, имевших свои ранги: историков, генеалогов или пророков. Как отмечает М. Е. Лошкарёва, «традиция приписывать поэту роль пророка восходит к кельтским друидам, барды на протяжении всего средневековья составляли особый класс: закон Хауэла Доброго (X в.) даже предусматривает при дворе должность главного барда — pencerdd» [4].

Первый «возродившейся» фестиваль бардов состоялся в 1789 г. по инициативе «Общество учёных Гвинеда». После окончания наполеоновских войн с 1818 г. эйстетводы возобновились. Они проводились совместно с Горседд (Gorsedd или Собранием друидов) [27]. Эта традиция, частично придуманная антикваром Йоло Марганугом в конце XVIII — начале XIX вв., позволила использовать образ друидов: всех участников наряжали в одежды белого, синего или зелёного цвета, а лучшего барда «короновали» кресле-троне.

2019. Т. 29, вып. 1 СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

На одном из фестивалей в 1856 г. впервые прозвучала песня «Земля моих отцов» (Land of My Fathers или Hen Wlad Fy Nhadau), позже ставшая национальным гимном. А в 1861 г. в г. Абердере был проведён первый Национальный Эйстетвод, вокруг которого в будущем сосредоточились те, кто выступал за сохранение родного языка.

Сложно переоценить значимость проделанной валлийскими антикварами работы в области литературы, искусства, образования, истории и валлийского языка. Они создали интеллектуальную атмосферу того периода, что положила начало валлийскому национализму. Как отмечает профессор Дж. Дэвис, академическая деятельность была первым этапом валлийского национализма [17, p. 404].

Одним из идеологов этого направления стала «Камбрийская археологическая ассоциация», которая возникла в 1846 г. в Абериствите, чтобы «изучать, сохранять и иллюстрировать древние памятники и остатки истории, языка, манер, обычаев, искусства и промышленности Уэльса, просвещать общественность в таких вопросах» [8; 11]. Помимо нее существовали местные отделения археологических обществ во многих городах, например, в Кармартене и Кередигионе. Таким образом, первоначальным центром возрождения кельтских/валлийских традиций был Лондон и те валлийцы, которые уехали из своей страны. Они представляли Уэльс как родину первых британцев, удревняя его историю.

Валлийская идентичность долгое время была сосредоточена вокруг валлийского языка. Как отмечал Э. Хобсбаум, «язык — один из руководителей изначальной националистической связи, которую имеют обыкновение строить соотечественники» [5, с. 60]. В индустриальном обществе язык приобретает ещё большее значение, так как технологии печати позволяют распространять литературу и повышать уровень грамотности через систему образования.

В Лондоне и в крупных городах Уэльса выпускались периодические издания на валлийском языке, имевшие большую популярность. Например, журнал «Cambrian Archaeology» (с 1846 г.) и 10-томная энциклопедия «Y Guryddoniadur Cymreig» (выходила 1854-1876 гг.) были самыми крупными проектами того времени, не считая публикации Библии на валлийском. В общей сложности выходило 5 ежеквартальных изданий, 25 ежемесячных журналов и 8 еженедельников, что составляло 120 тыс. экз. [17, p. 406]. Но официальным языком государственного образования в Уэльсе оставался английский, в то время как валлийский преподавался только в воскресных школах. Однако Методистское Возрождение конца XVIII — начала XIX вв. способствовало увеличению грамотности в среде вал-лийскоговорящих. Анлийский язык становился средством коммуникации в промышленной сфере, но валлийский сохранял свои позиции в сельской местности.

Неоднозначно можно определить ситуацию вокруг исторической памяти, которая, по словам Э. Смита, «является неотъемлемой частью национально-культурной специфики» [51, p. 10]. Идеология национализма активно использовала мифы, традиции и исторические сюжеты, давая новое толкование или «вспоминая», но народная культура приобретала черты, понятные людям индустриальной эпохи, востребованные ими и связывающие их с прошлым. Центрами по собиранию источников и формированию исторической памяти становились Национальная библиотека Уэльса (открылась в 1911 г.) и Университет Уэльса (1893 г.). Период их возникновения напрямую связан с потребностями общества того периода в фиксации культурных и национальных символов, исторической преемственностью.

Как показывали события XIX в. культурный национализм, стремившийся сохранить валлийскую идентичность и не дать потерять самобытность, сосредоточил свои позиции вокруг валлийского языка, истории и просветительской деятельности. Но в конце XIX в. начался постепенный рост политического самосознания и дальнейшая институализация валлийского национализма. Этот процесс не был широко распространён, так как препятствиями для широкой политизации общества были объективные социально-экономические условия. В частности, большая зависимость уэльской экономики от Англии. Общественно-политическое поле в Уэльсе закрепилось за Либеральной партией, для которой приоритетом были общебританские проблемы.

Попытки обсуждения вопроса о самоуправлении для каких-либо регионов страны помимо Англии в 1890-х гг. в парламенте наталкивались на жёсткое сопротивление консерваторов: «Возможно, молодая часть партии Гладстона с энтузиазмом воодушевлена слухами о конституции, но они не понимают, что крик "Ирландия, Шотландия и Уэльс — каждый для себя, но расходы миллионов Англии для них всех" был бы политическим крушением. Господин Гладстон, однако, знает это очень хорошо, и мы можем быть уверены, что в ближайшее время он приложит все усилия, чтобы снизить популярность идеи федерализма. Весьма интересная борьба, вероятно, будет тогда иметь место между партийной политикой и лояльностью к этой идее» [33, p. 5]. Вследствие этого поддержка идеи

«Самоуправление для всех» (Home Rule All Round)*, высказывавшаяся молодой частью Либеральной партии (Г. Г. Асквитом), затухла до того момента, пока его не назначили премьер-министром в 1908 г. В целом же ситуация, которая возникла вокруг Ирландии в конце XIX — начале XX вв., повлияла на рост национализма по всей стране.

В Уэльсе политический национализм обрел сторонников в лице Камри Фидд («Cymru Fydd» или Молодой Уэльс). Задуманное первоначально как культурно-воспитательное, это движение под руководством Э. Т. Элиаса и Д. Ллойд Джорджа превратилось в политически ангажированное. Основанная в 1886 г. в Лондоне по примеру «Молодой Ирландии» [34] организация состояла из «изгнанников», то есть выходцев из Уэльса, проживавших на территории Англии. Второе отделение возникло в Ливерпуле, и постепенно их численность достигла 15. Но вплоть до 1891 г. не было ни одного отделения на территории Уэльса. Камри Фидд поддерживали видные члены Либеральной партии и нонконформистская элита. В своей идеологии эта организация развивала понятие национальности, то есть обращения к исконной валлийской истории, литературе, художественным и социальным ценностям. Позже к этим положениям добавилось требование о самоуправлении для Уэльса: «Законодательное собрание, которое было бы символом нашего национального единства, — это средство достижения наших социальных идеалов и наших культурных интересов.» [32].

Как уже указывалось, активное участие в деятельности Карми Фидд принимал Д. Ллойд Джордж, которого называют «первым архитектором валлийской деволюции и её самым известным защитником» [49, p. 208]. С 1880 до 1914 гг. его фигура расценивалась как символ национального пробуждения Уэльса: «Больше, чем какой-либо другой политик, действительно больше, чем кто-либо ещё живой, он, казалось, воплотил стремления, легенды и мечты валлийцев» [46]. Его красноречие и амбиции, которые он проявлял на политическом поприще, сделали его полноценным парламентарием. На всеобщих выборах 1886 г. мнение Либеральной партии разделилось по вопросу об ирландском самоуправлении, и, после некоторых колебаний, Д. Ллойд Джордж решительно поддержал У. Глад-стона в его «крестовом походе» за ирландское самоуправление.

Впервые Д. Ллойд Джордж был избран в совет графства Карнарфоншира в 1889 г., где начал красноречиво выступать на собраниях недавно сформированной Либеральной Федерации Северного и Южного Уэльса. В своей главной речи в феврале 1890 г. он обстоятельно объяснил обычные либеральные приоритеты — отмену церковной десятины, земельной реформы, умеренность реформ, но сделал это с поразительным акцентом на социальные вопросы и массовую бедность.

Его карьерный рост был стремителен, так как уже в апреле 1890 г. он был избран членом парламента от либеральной партии Карнарфона. С тремя коллегами заднескамеечниками он провёл «восстание» против парламентского партийного организатора в апреле 1894 г., когда правительство не уделило внимания валлийским делам в своей законодательной программе. На парламентской сессии 1895 г. правительство представило Билль об отделении валлийской церкви (Welsh Disestablishment Bill), который он поддержал и попытался использовать в качестве первого шага для идеи самоуправления для Уэльса.

Ключевым эпизодом в националистической деятельности Д. Ллойд Джорджа стал 1896 год. Проходившие между Камри Фидд и Либеральной федерацией Уэльса переговоры о едином требовании самоуправления для региона не привели к выработке единой позиции. Валлийские либералы сделали акцент на отмене церковного налога, земельной и образовательной реформах, на национальном равенстве в пределах Британских островов. В отличие от ирландцев, они не хотели выхода из состава империи. Ллойд Джордж был разочарован таким решением и отошёл от националистических позиций, поняв бесперспективность деятельности Камри Фидд на данном этапе. Последующий разрыв этой организации с либералами привел к её упадку и усилению в Уэльсе Лейбористской партии [34].

Формирование в 1905 г. либерального правительства и неутихающие споры вокруг гомруля для Ирландии создали условия для проведения через парламент билля о самоуправлении Уэльса. В 1913 г. либерал Э. Т. Джонс^ в своём выступлении при обсуждении гомруля для Шотландии отмечал:

* Термин "Home Rule All Round", то есть самоуправление для всех, включая Англию, впервые прозвучал от Н. Чемберлена и вошёл в историю деволюции в 1910-х гг. при обсуждении гомруля для Ирландии и Шотландии. Scotland's Referendum: Home Rule All Round? // History Today. URL: http://www.historytoday.com/ naomi-lloyd-jones/scotlands-referendum-home-rule-all-round.

^ Эдвард Томас Джонс (Edward Thomas John, 1857-1931) — валлийский политический деятель, являлся членом парламента в 1910-1918 гг. от Либеральной партии; придерживался идей национализма и пацифизма.

2019. Т. 29, вып. 1 СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

«Я хотел бы выразить от имени моих соотечественников нашу тёплую симпатию и сердечное одобрение шотландцам. Мы сочувствуем усилиям по получению ими полномочий самоуправления, и, в первую очередь, по принципу национальности и разрешить каждой нации самоуправление в соответствии с его характеристиками и устремлениями. Уэльс усиленно поддерживает принцип гомруле для Ирландии, но мы признаём, что требование Шотландии столь же несомненно, как и в Ирландии. Мы также считаем, что и для Уэльса важно, и даже сильнее, чем для кого-либо другого» [28]. Это высказывание выражало общую позицию валлийцев-либералов и то настроение, которое существовало в обществе в отношении децентрализации.

Но идею самоуправления для Уэльса правительство игнорировало, начиная с 1912 г. [31] В марте 1914 г. валлийский либерал Э. Т. Джонс, который неоднократно выступал с идеей гомруля для Уэльса, инициировал обсуждение билля в парламенте [57]. Однако его попытка была неудачной, а с началом Первой мировой войны вопросы национального самоопределения отошли на второй план [7].

Эта война разделила валлийское общество на две части: на тех, кто поддерживал участие Уэльса в войне, и тех, кто призывал отказаться от воинской службы и не присоединяться к армии на стороне империалистической Великобритании. Большинство же граждан прониклось чувством патриотизма и с энтузиазмом откликнулось на мобилизацию. В частности, была сформирована 38 валлийская дивизия, названная дивизией Ллойд Джорджа, которая в начале 1916 г. воевала на Сомме.

На протяжении 1910-х — 1920-х гг. в Уэльсе действовали разные националистические организации и движения. К их числу относились «Рассвет» (группа, объединившаяся вокруг одноимённого университетского журнала в Абериствите в течение войны) и Южно-уэльское социалистическое общество (существовало с 1919 г. в Рронде, а после 1921 г. присоединилось к Коммунистической партии Великобритании) [56]. Более значимый вклад в пропаганду националистических идей внесла Валлийская националистическая лига (1911-1913 гг.). Она появилась как независимая партия Уэльса в Карнарфоне под председательством Э. Т. Джонса. Лига выступала за гомруль для Уэльса единым фронтом с «Обществом молодых шотландцев» и Ирландской лигой [59, p. 8].

В мае 1918 г. шотландский лейборист А. Хендерсон опубликовал статью «Всеобщее самоуправление» (Home Rule All Round) в журнале «Валлийский взгляд», где утверждал, что «развитие капитализма и современного профсоюзного движения в Уэльсе идут бок о бок... Учитывая природу самоуправления, Уэльс может развивать свои собственные институты, свои искусства, свою собственную национальную культуру, свой идеал демократии в политике, промышленности и социальной жизни, в качестве примера и вдохновения для остальной части мира.» [30]. Его взгляды отражали мнение рабочих и части радикально настроенных сельских жителей, а также свидетельствовали о том, что лейбористы увидели возможности для роста своего влияния в этом регионе. Поэтому в июне 1918 г. лозунг о самоуправлении для Уэльса был принят как часть партийного манифеста.

Однако события 1916 г. в Дублине, послевоенное урегулирование мира, принятие в 1920 г. Закона об Ирландии и последующие военные столкновения из-за Ольстера изменили общественное мнение в отношении самоуправления. В Уэльсе в 1921 г. вступил в силу Закон об отделении Уэльской церкви от Англиканской (Welsh Disestablishment Bill), принятый ещё в 1914 г. и не реализованный из-за войны [21]. Этот билль многие посчитали компромиссом для Уэльса в отношении самоуправления.

На фоне этих событий призывы о «Home Rule» для Шотландии и Уэльса стали исчезать. На первое место вышли экономические и социальные противоречия: развитие промышленности каменноугольных бассейнов и необходимость её модернизации, бедность и социальное неравенство. Политические интересы валлийского общества в 1920-е — 1930-е гг. были направлены на решение более насущных проблем, нежели самоуправление или независимость. При этом такой сильной радикализации, как в Ирландии, среди валлийцев не наблюдалось. Даже громкие названия — «Языковая армия» (1920 г.) или «Валлийская армия за гомруль» (1924-1925 гг.) — не были военизированными движениями по типу ИРА. Обратим внимание, что «Валлийская армия за гомруль» (Welsh Home Rule Army) просуществовала всего три месяца, после чего трансформировалась в Plaid Genedlaethol Cymru

Опубликовал ряд статей: «Уэльс, его заметные Сыны и Дочери», «Гомруль для Уэльса», «Уэльс, его политика и экономика». Был президентом Национального союза валлийских обществ (1916-26 гг.), президентом Кельтского конгресса (1918-27 гг.) и Президентом Общества мира (1924-27 гг.); членом Почётного общества Сутг^опоп, Камбрийской археологической ассоциации, Исторического общества Западный Уэльс и Антикварного общества острова Англиси.

или Национальную Партию Уэльса. С началом деятельности этой партии в августе 1925 г. начался другой этап развития валлийского национализма.

В целом, мы проследили этапы оформления валлийского национализма в период XIX — начала XX вв., чтобы показать неоднозначность его влияния на валлийскую идентичность. С одной стороны, идеологи валлийского национализма опирались на историю Уэльса, его традиции и символику, воспевали прошлое. С другой стороны, эпоха индустриального общества требовала от валлийцев адаптироваться к новым условиям, при этом не теряя своей идентичности. Одним из механизмов защиты валлийскости стал национализм, первоочередной задачей которого было сохранение культуры и языка. Но без политической поддержки и одобрения государственными органами власти добиться этого было сложно, поэтому переход от просветительской деятельности к политическим лозунгам и создание политических организаций и партий весьма закономерен.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кобрин К. Р. О национальной гордости валлийцев. Рецензия на книгу // Новое литературное обозрение. 1999. № 9(5). С. 442-444.

2. Кобрин К. Р. Геральд Камбрийский: границы родины, границы как родина // Cymru Уэльс. URL: http://www.cymraeg.ru/gerallt/marchia.html

3. Липкин М. А. Двадцать первый век по Гринвичу: Британия в поисках постимперской идентичности // Национализм в мировой истории / под. ред. В. А. Тишкова, В. А. Шнирельмана. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2007. С. 122-142.

4. ЛошкареваМ. Е. Развитие легендарной традиции Уэльса в XII веке // Тамбов: Грамота, 2009. № 3(4). C. 105110.

5. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб.: Алетейя, 2017. 308 с.

6. Шнирельман В. А. Единая Европа и соблазн кельтского мифа // Национализм в мировой истории / под. ред. В. А. Тишкова, В. А. Шнирельмана. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2007. С. 452-487.

7. 1914: A Welsh Home Rule Bill Introduced. Wales History Timeline. URL: http://britannia.com/celtic/wales/timeline/ tl17.html

8. About the Association. The Cambrian Archaeological Association. URL: http://www.orchardweb.co.uk/cambrians/ aboutus.html

9. Adamson D. L. The Intellectual and the National Movement in Wales / eds. R. Fevre and A. Thompson, Nation, Identity and Social Theory: Perspectives from Wales. Cardiff, University Wales Press, 1999, pp. 48-68.

10. Andersen R. National Identity and Independence Attitudes: Minority Nationalism in Scotland and Wales. The Centre for Research into Elections and Social Trends, 2001. URL: http://www.crest.ox.ac.uk

11. Archaeologia Cambrensis: a Record of the Antiquities of Wales and its Marches and the Journal of the Cambrian Archaeological Association. London, 1892, p. 191.

12. Balsom D., Van Mechelen D. The Political Consequences of Welsh Identity. University of Strathclyde, Glasgow, Centre for the Study for the Public Policy, 1982.

13. Beckett J. C. Nationalism and Separatism. Contemporary History, 1971, vol. 6, no. 1, pp. 121-134.

14. Borland J., Fevre R., Denney D. Nationalism and Community at North Wales. Sociological Review, 1992, pp. 49-72.

15. Davies Ch. A. Nationalism after Referendum. Planet, 1980, vol. 49/50, pp. 64-70.

16. Davies Ch. A. Welsh Nationalism in the Twentieth Century: the Ethnic Option and the Modern State. Praeger, 1989.

17. Davies J. History of Wales. London, Penguin, 1993.

18. Davies R. R. On Being Welsh: A Historian's Viewpoint. Transactions of the Society of Cymmrodorion, 2002, no. 9, pр. 29-40.

19. Day G., Rees G. Editorial. Images of Contemporary Wales: Researching Social and Economic Change. Contemporary Wales, 1987, no. 1, pp. 1-6.

20. Denney D. The Social Construction of Nationalism. Contemporary Wales an Annual of Economic & Social Research, 1991, no. 4, pp. 149-165.

21. Disestablishment, Cymru Fydd and Plaid Cymru. The National Library of Wales. URL: https://www.llgc.org.uk/ymgyrchu/Datganoli/PlaidCymru/index-e.htm

22. Dodd A. H. A Short History of Wales: Welsh Life and Customs from Prehistoric Times to the Present Day. Batsford, 1972.

23. Dodd A. H. Nationalism in Wales: A Historical Assessment. Transactions of the Honourable Society of Cymmrodorion, part 1, 1970, pp. 33-49.

24. Edwards A., Tanner D. Defining or dividing the nation? Opinion polls, Welsh identity and devolution, 1966-1979. Contemporary Wales, 2006, no. 18, pр. 54-71.

25. Evans G. Land of My Fathers: 2000 Years of Welsh History. Y Lolfa, 1974.

26. Fevre R. Wales is Closed. Nottingham, Spokesman Press, 1989.

27. Gorsedd. Cychwyn yr Orsedd. URL: http://www.gorsedd.org/hanes.php

28. Government of Scotland Bill. House of Common. Orders of the day. 30 May 1913. URL: http://hansard.millbanksystems.com/commons/1913/may/30/government-of-scotland-bill#S5CV0053P0_19130530_H0C_96

29. Hechter M. Internal Colonialism: The Celtic Fringe in British National Development, 1536-1966. Berkeley & Los Angeles, University of California Press, 1975.

30. Henderson А. Home Rule All Round. Welsh Outlook, 1918, June, 6, vol. 5, pp. 184-185.

31. Home Rule and Welsh Disestablishment Bills. House of Common. 1912, March, 28. URL: http://hansard.millbanksystems.com/commons/1912/mar/28/home-rule-and-welsh-disestablishment#S5CV0036P0_ 19120328_H0C_187

32. Home rule for Wales: What does at mean? London, 1890.

33. Home-Rule all Round. The Spectator. 1890, May, 10. URL: http://archive.spectator.co.uk/article/10th-may-1890/5/home-rule-all-round

34. Hughes D. R. Cymru Fydd. University of Wales Press, 2006.

35. Jenkins G. H. Clio and Wales: Remembrancers and Historical Writing, 1751-2001. Transactions of the Honourable Society of Cymmrodorion. Rhifyn, 2001. New Series, 2002, no. 8, pp. 119-136.

36. Jenkins R. T. Nations and nationalism: towards more open models. Nations and nationalism, 1995, № 1(3), pp. 369390. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1354-5078.1995.00369.x/abstract

37. Jenkins R. T., Helen M. A History of the Honourable Society of Cymmrodorion and of the Gwyneddigion and Cymreigyddion Societies (1751-1951). Y Cymmrodor 50. London, Honourable Society of Cymmrodorion, 1951, pp. 91-128.

38. Jobbins S. T. The Phenomenon of Welshness or "How Many Aircraft Carriers Would an Independent Wales Have?". Gwasg Carreg Gwalch, 2011, 217 p.

39. JohnesM. Wales since 1939. Manchester, Manchester University Press, 2012. 469 p.

40. Jones R. M. Beyond Identity? The Reconstruction of the Welsh. Journal of British Studies, 1992, no. 31, pр. 33-57.

41. Kidd C. British Identities before Nationalism. Ethnisity and Nationhood in the Atlantic World, 1600-1800. 1999.

42. Leathart W. D. The Origin and Progress of the Gwyneddigion Society of London 1831. URL: http://books.google.com.au/ books?id=VoA0AAAAQAAJ&pg=PA98&hl=ru&source=gbs_selected_pages#v=onepage&q&f=false

43. Maiz R. Politics and the Nation: Nationalist Mobilisation and Ethnic Differences. Nations and Nationalism, 2003, vol. 9, no. 2, pp.195-212.

44. Mears R. A Sociological Analysis of Welsh Nationalism. University of Leicester, 1986.

45. Morgan K. O. Rebirth of a Nation: Wales, 1880-1980. Oxford/Cardiff, Oxford University Press and University of Wales Press, 1981.

46. Morgan K. O. David Lloyd George: Welsh Radical as World Statesman, Cardiff, University of Wales Press, 1963.

47. Nairn T. Scotland and Wales: Notes on Nationalist Prehistory. Planet, 1976, vol. 34, pp. 1-11.

48. Pitchford S. R. Image-Making Movements: Welsh Nationalism and Stereotype Transformation. Sociological Perspectives, Spring, 2001, vol. 44, no. 1, pp. 45-65. URL: http://www.jstor.org/stable/1389808

49. Price E. David Lloyd George, Cardiff, University of Wales Press, 2006.

50. Smith A. D. Ethno-Symbolism and Nationalism: a Cultural Approach / A. D. Smith. NY, Routledge, 2009, 184 p.

51. Smith A. D. Myths and Memories of the Nation. Oxford, Oxford University Press, 1999.

52. Snyder E. D. The Celtic Revival in English Literature. 1760-1800. Gloster, Mass., 1965.

53. The National Eisteddfod of Wales. The National Eisteddfod of Wales. URL: http://www.historic-uk.com/HistoryUK/HistoryofWales/The-National-Eisteddfod-of-Wales/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

54. The National Eisteddfod of Wales. URL: https://www.museumwales.ac.uk/887/

55. Vaughan-Thomas W. Wales History. London, Michael Joseph Ltd., 1985.

56. Wales. Encyclopedia of British and Irish Political Organizations: Parties, Groups, and Movements of the Twentieth Century, pр. 446-449. URL: https://books.google.ru/books/about/Encyclopedia_of_British_and_Irish_Politi.html? id=-48UAQAAIAAJ&hl=ru

57. Welsh Devolution: A Timeline. Information Services by CARDIFF UNIVERSITY. URL: http://www.cardiff.ac.uk/insrv/libraries/scolar/digital/devolutionsources.html

58. Welsh Home Rule. Spectator. 1914, July, 25, p. 13. URL: http://archive.spectator.co.uk/article/25th-july-1914/14/welsh-home-rule

59. Welsh Nationalism. Hawera & Normanby Star, vol. LXI, 1911, March, 7. URL: http://paperspast.natlib.govt.nz/cgi-bin/paperspast?a=d&d=HNS19110307.2.60

60. Williams G. A. When was Wales? London, Penguin, 1985.

61. Williams G. Religion, Language and Nationality in Wales: Historical Essay. Cardiff, University of Wales Press, 1979.

62. Williams G. A. Are Welsh Historians Putting on the Style? Planet, 1988, no. 68, pp. 23-31.

63. WilliamsR. Who speaks for Wales? Nation, Culture, Identity. Cardiff, University of Wales Press, 2003, pp.186-203.

Поступила в редакцию 23.11.2018

Нечаева Александра Алексеевна, ассистент кафедры всеобщей истории ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26 E-mail: orlova_sandra@mail.ru

A.A. Nechaeva

NATIONALISM IN WALES AT THE END OF XIX - THE BEGINNING OF XX CENTURIES AS A FACTOR OF MAINTAINING WELSH IDENTITY

Formation of nationalism in Wales at the end of XIX - the beginning of XX centuries was caused by industrial development of the region. The Welsh identity underwent "washing out" under the pressure of city culture. Against the background of works of the Welsh antiquaries on history of Wales, reconstruction of bard tradition, construction of National library of Wales the Welsh nationalism which purpose was a maintaining original Welsh culture and language developed. Cultural nationalism was gradually replaced by political one because only at the state level it is possible to achieve changes. The first political organizations of Wales, such as Camry Fidd, demanded Home Rule on an equal basis with Ireland and Scotland. Thus, during the specified period there was an institutional registration of the Welsh nationalism from the educational movement to the organizations demanding self-government for Wales.

Keywords: nationalism, Wales, Welsh identity, historical memory, industrial society.

REFERENCES

1. Kobrin K. R. O natsionalnoi gordosty valliitsev. Retsenziya [On the National Pride of the Welsh. Review]. Novoe literaturnoe obozrenie [New Literary Review], 1999, no. 9(5), pp. 442-444. (In Russian).

2. Kobrin K. R. Gerald Kambriiskii: granitsi rodiny, granitsi kak rodina [Gerald Cumbrian: the Borders of the Motherland, the Borders as the Motherland]. Cymru Wales. URL: http://www.cymraeg.ru/gerallt/marchia.html (In Russian).

3. Lipkin M. A. Dvadtsat pervii vek po Grinvichu: Britaniya v poiskah postimperskoi identichnosti [Twenty-First Century Greenwich: Britain in Search of Post-Imperial Identity]. Natsionalizm v mirovoy istorii [Nationalism in World History]. Moscow, In-t etnologii I antropologii RAN Publ., 2007, pp. 122-142. (In Russian).

4. Loshkareva M. E. Razvitie legendarnoi traditsii Uelsa v XII veke [The Development of the Legendary Tradition of Wales in 12 century]. Tambov, Gramota Publ., 2009, no. 3(4), pp. 105-110. (In Russian).

5. Hobsbaum E. Natsii i natsionalizm posle 1780 goda [Nations and Nationalism after 1780]. St. Petersburg, Aleteya Publ., 2017, 308 p. (In Russian).

6. Shnirelman V. A. Edinaya Evropa i soblazn keltskogo mifa [A United Europe and the Temptation of the Celtic Myth]. Natsionalizm v mirovoy istorii [Nationalism in World History]. Moscow, In-t etnologii I antropologii RAN Publ., 2007, pp. 452-487. (In Russian).

7. 1914: A Welsh Home Rule Bill Introduced. Wales History Timeline. URL: http://britannia.com/celtic/wales/ time-line/tl17.html

8. About the Association. The Cambrian Archaeological Association. URL: http://www.orchardweb.co.uk/cambrians/ aboutus.html

9. Adamson D. L. The Intellectual and the National Movement in Wales / eds. R. Fevre and A. Thompson, Nation, Identity and Social Theory: Perspectives from Wales. Cardiff, University Wales Press, 1999, pp. 48-68.

10. Andersen R. National Identity and Independence Attitudes: Minority Nationalism in Scotland and Wales. The Centre for Research into Elections and Social Trends, 2001. URL: http://www.crest.ox.ac.uk

11. Archaeologia Cambrensis: a Record of the Antiquities of Wales and its Marches and the Journal of the Cambrian Archaeological Association. London, 1892, p. 191.

12. Balsom D., Van Mechelen D. The Political Consequences of Welsh Identity. University of Strathclyde, Glasgow, Centre for the Study for the Public Policy, 1982.

13. Beckett J. C. Nationalism and Separatism. Contemporary History, 1971, vol. 6, no. 1, pp. 121-134.

14. Borland J., Fevre R., Denney D. Nationalism and Community at North Wales. Sociological Review, 1992, pp. 49-72.

15. Davies Ch. A. Nationalism after Referendum. Planet, 1980, vol. 49/50, pp. 64-70.

16. Davies Ch. A. Welsh Nationalism in the Twentieth Century: the Ethnic Option and the Modern State. Praeger, 1989.

17. Davies J. History of Wales. London, Penguin, 1993.

18. Davies R. R. On Being Welsh: A Historian's Viewpoint. Transactions of the Society of Cymmrodorion, 2002, no. 9, pр. 29-40.

19. Day G., Rees G. Editorial. Images of Contemporary Wales: Researching Social and Economic Change. Contemporary Wales, 1987, no. 1, pp. 1-6.

20. Denney D. The Social Construction of Nationalism. Contemporary Wales an Annual of Economic & Social Research, 1991, no. 4, pp. 149-165.

2019. Т. 29, вып. 1 СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

21. Disestablishment, Cymru Fydd and Plaid Cymru. The National Library of Wales. URL: https://www.llgc.org.uk/ymgyrchu/Datganoli/PlaidCymru/index-e.htm

22. Dodd A. H. A Short History of Wales: Welsh Life and Customs from Prehistoric Times to the Present Day. Batsford, 1972.

23. Dodd A. H. Nationalism in Wales: A Historical Assessment. Transactions of the Honourable Society of Cymmrodorion, part 1, 1970, pp. 33-49.

24. Edwards A., Tanner D. Defining or dividing the nation? Opinion polls, Welsh identity and devolution, 1966-1979. Contemporary Wales, 2006, no. 18, pр. 54-71.

25. Evans G. Land of My Fathers: 2000 Years of Welsh History. Y Lolfa, 1974.

26. Fevre R. Wales is Closed. Nottingham, Spokesman Press, 1989.

27. Gorsedd. Cychwyn yr Orsedd. URL: http://www.gorsedd.org/hanes.php

28. Government of Scotland Bill. House of Common. Orders of the day. 30 May 1913. URL: http://hansard.millbanksystems.com/commons/1913/may/30/government-of-scotland-bill#S5CV0053P0_19130530 _HOC_96

29. Hechter M. Internal Colonialism: The Celtic Fringe in British National Development, 1536-1966. Berkeley & Los Angeles, University of California Press, 1975.

30. Henderson А. Home Rule All Round. Welsh Outlook, 1918, June, 6, vol. 5, pp. 184-185.

31. Home Rule and Welsh Disestablishment Bills. House of Common. 1912, March, 28. URL: http://hansard.millbanksystems.com/commons/1912/mar/28/home-rule-and-welsh-disestablishment#S5CV0036P0_ 19120328_HOC_187

32. Home rule for Wales: What does at mean? London, 1890.

33. Home-Rule all Round. The Spectator. 1890, May, 10. URL: http://archive.spectator.co.uk/article/10th-may-1890/5/home-rule-all-round

34. Hughes D. R. Cymru Fydd. University of Wales Press, 2006.

35. Jenkins G. H. Clio and Wales: Remembrancers and Historical Writing, 1751-2001. Transactions of the Honourable Society of Cymmrodorion. Rhifyn, 2001. New Series, 2002, no. 8, pp. 119-136.

36. Jenkins R. T. Nations and nationalism: towards more open models. Nations and nationalism, 1995, № 1(3), pp. 369390. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1354-5078.1995.00369.x/abstract

37. Jenkins R. T., Helen M. A History of the Honourable Society of Cymmrodorion and of the Gwyneddigion and Cymreigyddion Societies (1751-1951). Y Cymmrodor 50. London, Honourable Society of Cymmrodorion, 1951, pp. 91-128.

38. Jobbins S. T. The Phenomenon of Welshness or "How Many Aircraft Carriers Would an Independent Wales Have?". Gwasg Carreg Gwalch, 2011, 217 p.

39. JohnesM. Wales since 1939. Manchester, Manchester University Press, 2012. 469 p.

40. Jones R. M. Beyond Identity? The Reconstruction of the Welsh. Journal of British Studies, 1992, no. 31, pр. 33-57.

41. Kidd C. British Identities before Nationalism. Ethnisity and Nationhood in the Atlantic World, 1600-1800. 1999.

42. Leathart W. D. The Origin and Progress of the Gwyneddigion Society of London 1831. URL: http://books.google.com.au/books?id=VoAOAAAAQAAJ&pg=PA98&hl=ru&source=gbs_selected_pages#v=onep age&q&f=false

43. Maiz R. Politics and the Nation: Nationalist Mobilisation and Ethnic Differences. Nations and Nationalism, 2003, vol. 9, no. 2, pp.195-212.

44. Mears R. A Sociological Analysis of Welsh Nationalism. University of Leicester, 1986.

45. Morgan K. O. Rebirth of a Nation: Wales, 1880-1980. Oxford/Cardiff, Oxford University Press and University of Wales Press, 1981.

46. Morgan K. O. David Lloyd George: Welsh Radical as World Statesman, Cardiff, University of Wales Press, 1963.

47. Nairn T. Scotland and Wales: Notes on Nationalist Prehistory. Planet, 1976, vol. 34, pp. 1-11.

48. Pitchford S. R. Image-Making Movements: Welsh Nationalism and Stereotype Transformation. Sociological Perspectives, Spring, 2001, vol. 44, no. 1, pp. 45-65. URL: http://www.jstor.org/stable/1389808

49. Price E. David Lloyd George, Cardiff, University of Wales Press, 2006.

50. Smith A. D. Ethno-Symbolism and Nationalism: a Cultural Approach / A. D. Smith. NY, Routledge, 2009, 184 p.

51. Smith A. D. Myths and Memories of the Nation. Oxford, Oxford University Press, 1999.

52. Snyder E. D. The Celtic Revival in English Literature. 1760-1800. Gloster, Mass., 1965.

53. The National Eisteddfod of Wales. The National Eisteddfod of Wales. URL: http://www.historic-uk.com/HistoryUK/HistoryofWales/The-National-Eisteddfod-of-Wales/

54. The National Eisteddfod of Wales. URL: https://www.museumwales.ac.uk/887/

55. Vaughan-Thomas W. Wales History. London, Michael Joseph Ltd., 1985.

56. Wales. Encyclopedia of British and Irish Political Organizations: Parties, Groups, and Movements of the Twentieth Century, pр. 446-449. URL: https://books.google.ru/books/about/Encyclopedia_of_British_and_Irish_Politi.html? id=-48UAQAAIAAJ&hl=ru

57. Welsh Devolution: A Timeline. Information Services by CARDIFF UNIVERSITY. URL: http://www.cardiff.ac.uk/ insrv/libraries/scolar/digital/devolutionsources.html

58. Welsh Home Rule. Spectator. 1914, July, 25, p. 13. URL: http://archive.spectator.co.uk/article/25th-july-1914/14/welsh-home-rule

59. Welsh Nationalism. Hawera & Normanby Star, vol. LXI, 1911, March, 7. URL: http://paperspast.natlib.govt.nz/cgi-bin/paperspast?a=d&d=HNS19110307.2.60

60. Williams G. A. When was Wales? London, Penguin, 1985.

61. Williams G. Religion, Language and Nationality in Wales: Historical Essay. Cardiff, University of Wales Press, 1979.

62. Williams G. A. Are Welsh Historians Putting on the Style? Planet, 1988, no. 68, pp. 23-31.

63. WilliamsR. Who speaks for Wales? Nation, Culture, Identity. Cardiff, University of Wales Press, 2003, pp.186-203.

Received 23.11.2018

Nechaeva A. A., Assistant at Department of World History Ural State Pedagogical University Kosmonavtov av., 26, Ekaterinburg, Russia, 620017 E-mail: orlova_sandra@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.