Научная статья на тему 'От глобальной деревни – к медиаполису'

От глобальной деревни – к медиаполису Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
583
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От глобальной деревни – к медиаполису»

ОТ ГЛОБАЛЬНОЙ ДЕРЕВНИ - К МЕДИАПОЛИСУ

Современный российский медиаполис / под ред. С.Г. Корконосенко. - СПб.: СПб. гос. ун-т, 2012. - 324 с.

Все началось с «Галактики Гутенберга» и «глобальной деревни» канадского социолога Маршалла Маклюэна, который исследовал влияние новых медийных технологий на развитие общества и на поведение человека. С помощью термина «глобальная деревня» он описывал рост культурной конвергенции в пределах земного шара, «сжатого» до размеров деревни, потому что, вступая в коммуникацию друг с другом посредством электронных средств связи, люди как будто находятся рядом, живут в «одной деревне».

Американский футуролог Герман Кан преобразовал «деревню» в «глобальный метропо-лис», т. к. считал, что понятие деревни предполагает тесные родственные, соседские, общественные узы и единство традиций и морали, а город является местом, где смешивается множество культур и народностей, живущих неподалеку, совместно занимающихся торговлей и бизнесом, но утверждающих право на невмешательство в частную жизнь.

Исследование значимости медиа в повседневной жизни людей привело исследователей к новому, современному термину «медиаполис», предложенному британским ученым Роджером Силверстоуном. Эта выразительная метафора не имеет отношения ни к городу в американском штате Айова, ни к издательским фирмам и рекламным агентствам с таким названием; она включает в себя понятие медиадеятельности по выпуску информационного продукта, а также понимание медиадеятельности как взаимодействия людей с медиа и через медиа.

Монографией «Современный российский медиаполис» завершился масштабный проект по изучению количественного и качественного роста медийной составляющей городской жизни - фундаментальная научно-исследователь-

ская работа «Разработка теоретической модели функционирования медиасферы современного мегаполиса» началась на факультете журналистики СПбГУ в 2008 году. Были разработаны модели функционирования печатных СМИ, радио и телевидения, информационных и коммуникативных агентств.

Сегодня термин «глобальная деревня» используется чаще всего для описания Интернета и глобальной сети, которые позволяют людям читать, распространять информацию и реагировать на ситуацию в режиме он-лайн, т. е. использовать медиа не только в качестве потребителей, но и в роли производителей контента. пожалуй, М. Маклюэн и представить себе не мог, что от его представления о медиа как о послании мы перейдем к парадигме, в которой средством передачи информации является пользователь глобальной сети, «сетевой писатель». поэтому выходу в свет рецензируемой книги непосредственно предшествовало издание монографии «Сетевые СМИ российского мегаполиса», в которой освещается специфика коммуникативного взаимодействия в Интернете.

Анализ структуры рецензируемой монографии «Современный российский медиаполис» позволяет говорить о том, что авторы хорошо понимали, какие задачи перед ними стояли. Содержание восьми глав охватывает и решение научно-теоретических вопросов, и систематизацию и изучение данных из практики масс-медиа (в основном это СМИ Санкт-Петербурга), что делает книгу особенно ценной. Каждая глава фиксирует внимание читателя на конкретном аспекте «устройства» медиасферы современного мегаполиса: социальные связи, инфраструктура, взаимодействие с властью и регулирование, трудовые ресурсы, гражданское поведение, культурная и рече-

вая среда. Избранная редактором монографии стратегия и методология изложения материала - от общего к личностно-конкретному - постепенно приводит к пониманию вдумчивым и заинтересованным читателем, от студента и магистранта до слушателя курсов повышения квалификации, «медиажизни» («media life» -этим термином в книге дополняется метафора «медиаполис»).

Жанр рецензии в разделе «Критика и библиография» не дает возможности подробно остановиться на всех достоинствах и на всех разделах монографии. Поэтому ограничимся кратким обзором пятой главы «Трудовые ресурсы медиаполиса», поскольку ее содержание наиболее близко автору рецензии как заведующей кафедрой журналистики, которая готовит и выпускает специалистов для работы в масс-медиа.

Автор главы обоснованно рассматривает трудовые ресурсы как особую ценность медиапроизводства: наличие подготовленных кадров играет не менее важную роль, чем производственные мощности, наличие инфраструктуры и эффективного менеджмента. И в конечном итоге всегда все решал кадровый состав редакций СМИ, а именно то, насколько мотивированы сотрудники на результат, каков их творческий потенциал, как организована их работа.

Предпринятый автором главы опрос сегодняшних представителей практической журналистики - руководителей СМИ и опытных сотрудников редакций - позволил сделать вывод о том, что грань между медипроизводством и медиапотреблением неизбежно стирается, тех-

© Третьякова О.В., 2013

нологически грамотный потребитель пытается выступить полноправным участником медиапроцесса. Но это всего лишь имитация. Гуманитарная составляющая кроссмедийных процессов, которые технологически строятся на конвергенции различных медийных систем, и отход от безусловно технологических императивов рано или поздно потребуют творческого начала, мастерства владения публицистическим словом, образом, аргументом - уникальной профессиональной журналистики как продукта культуры.

Поэтому именно журналисты, как мы выясняем из монографии, составляют основу трудовых ресурсов медиаполиса. И перед ними стоит важная профессиональная и гражданская задача: с помощью масс-медиа созидать общество и человека, а не разрушать их. В связи с этим особое значение приобретает образовательный и профессионально-квалификационный уровень журналистов, и образовательный компонент играет здесь главенствующую роль, поскольку именно на студенческом уровне формируются основные навыки и умения профессиональных сотрудников редакций.

Издание, как заявляется (и с этим следует согласиться), будет представлять существенный интерес для исследователей проблем журналистики и массовых коммуникаций, про-фессиологов, для тех, кто изучает проблемы городской среды, ее речевой культуры, кто исследует сознание и самосознание граждан, а также для тех, кто занимается анализом информационных процессов в современном мире.

ТРЕТЬЯКОВА Ольга Владимировна, кандидат политических наук, доцент, заведующая кафедрой журналистики института социальногуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

Контактная информация: адрес: 163002, г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 2;

e-mail: olga.tretyakova.345@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.