Научная статья на тему 'От Единого вступительного экзамена к многовариантным формам приема (опыт Тайваня и России)'

От Единого вступительного экзамена к многовариантным формам приема (опыт Тайваня и России) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От Единого вступительного экзамена к многовариантным формам приема (опыт Тайваня и России)»

28 Schwarz-Hahn S., RehburgM. Bachelor und Master in Deutschland. Empirische Befunde zur Studienstrukturreform // Un-t Kassel. - Sept. 2003.

29 См., напр.: БеккерЯ.А. Интеграция системы высшей школы ФРГ в европейское образовательное пространство: роль германских работодателей // Философия образования. - 2005. - №3 (14).

30 http://www/bdaonline.nsf/id/ 609BF6868B7E3D45C1256E6A00443D27/ $file/Kriterienkatalog%20.pdf

31 http://www.hrk.de/bologna/de/ download/dateien/KMK_Laender-umfrage_sept2005.p

32 http://www.uni-bielefeld.de/ soz/ personen/kruecken/ pdf/Hochschulen_ im_Wettbewerb_EB.pdf

Юcm ЛИНЬ, аспирантка кафедра педагогики РГПУ им. А.И. Герцена

От Единого вступительного экзамена к многовариантным формам приема (Опыт Тайваня и России)

Начавшаяся в 1994 г. образовательная реформа на Тайване отмечает свое 12-летие. Она затронула всю образовательную систему и до сих пор является предметом дискуссий. Итогом реформы стал отказ от Единого вступительного экзамена в вузы, проводимого на Т айване многие годы, и переход к многовариантным формам приема в вуз. Почему же это произошло?

Структура системы образования на Тайване

Детские сады

Тайваньские детские сады делятся на две категории: государственные и частные. Государственный детский садобычно объединяется с начальной школой. В детские сады принимаются дети в возрасте от трех до шести лет, их обучение длится три года.

Обязательное образование (1—9 классы)

Начальные школы на Тайване в своем большинстве управляются городскими и муниципальными властями. Дети проходят шестилетнее обучение, по окончании которого выдается аттестат о начальном образовании.

Средние школы обычно находятся под управлением городских и муниципальных

властей. В них школьники проходят трехгодичное обучение и получают аттестат о среднем образовании.

Полное среднее образование учащиеся получают по окончании старшей школы или старшей профессиональной школы. Оба вида школ могут быть государственными и частными. Они реализуют разные цели: старшая школа готовит учащихся к поступлению в высшие учебные заведения, а старшая профессиональная школа дает профессию.

Старшая профессиональная школа ведет подготовку учащихся по следующим семи специальностям: агрономия, индустрия (инженерия), коммерция, морские технологии, медицинские технологии и медсестринское дело, международная торговля, музыка и искусство.

Обучение и в старшей школе, и в старшей профессиональной школе длится три года. По окончании школьники получают аттестат о полном среднем образовании.

Профессиональные колледжи

Тайваньские профессиональные колледжи контролируются городскими и муниципальными властями и делятся на две категории, отличающиеся требованиями к

поступлению. В настоящее время пятилетний профессиональный колледж принимает выпускников средней школы, тогда как двухгодичный профессиональный колледж принимает выпускников старшей профессиональной школы. Студентам, окончившим обучение в этих учебных заведениях, выдают диплом о профессиональном образовании (такой диплом котируется выше, чем диплом старшей школы и старшей профессиональной школы, но ниже, чем диплом вуза).

Высшее образование включает университеты, технологические университеты или институты.

На Тайване право учреждать университет имеют правительство и частный сектор. В принципе, университетская программа рассчитана на 4 года, однако студенты, которые не могут выполнить требования вовремя, имеют дополнительные 2 года. Студенты таких специальностей, как зубной врач или медик, должны окончить обучение за 6-7 лет, включая 1 год интернатуры. По окончании университета присуждается степень бакалавра.

Тайваньские технологические университеты или институты бывают государственными и частными; финансируются правительством или спонсорами. Они делятся на две категории: двухгодичный технологический университет или институт, принимающий выпускников двухгодичного или пятилетнего профессионального колледжа, и четырехгодичный технологический университет или институт, который принимает выпускников старшей профессиональной школы. По окончании университета присуждается степень бакалавра.

Государственные и частные университеты могут учреждать магистратуры и докторантуры при согласии тайваньского министерства образования. Для получения степени магистра необходимо учиться два года, для получения докторской степени -три года. Однако для тех, кто одновременно и учится и работает и не может сдать необходимые предметы или закончить во-

время написание диссертации, возможно продление времени получения образования. В каждом университете для этого существуют свои правила.

Единый вступительный экзамен в вузы

На Тайване с 1954 по 2003 гг. учащиеся, желающие продолжить образование в высших учебных заведениях, должны были сдать Единый вступительный экзамен (ЕВЭ) в университет (the Joint University Entrance Examination), представляющий собой совокупность нескольких экзаменов. Данный экзамен являлся вступительным для любого факультета любого университета. Абитуриенту было необходимо сдать ЕВЭ, а затем сформулировать свои пожелания относительно факультета и университета, где бы он желал продолжить свое обучение. В ходе экзамена ему требовалось набрать то количество баллов, которое являлось проходным для зачисления на выбранный факультет выбранного университета.

Единый вступительный экзамен проводился по всему Тайваню в июле каждого года. Все университеты на Тайване объединялись для приема абитуриентов: создавалась комиссия, состоявшая из ректоров всех университетов, которая распределяла абитуриентов по факультетам университетов на основании полученных результатов ЕВЭ. В прошлом это был единственный способ для поступления в вуз.

В 1954-1955 гг. Единый вступительный экзамен в университет действовал только в государственных университетах. В 1956 г. он был распространен на частные университеты и профессиональные колледжи. Испытания проводились по трем направлениям: направление 1 - медицина / прикладные науки; направление 2 - гуманитарные науки; направление 3 - сельскохозяйственные науки / биология. Экзаменующиеся могли выбрать одно из трех направлений, каждое из которых включало 6 дисциплин.

Единый вступительный экзамен в вуз

проходил в течение двух дней в два этапа: общий экзамен и квалификационный экзамен. В общий экзамен входили: учение Сунь Ят-Сена, китайская литература и английский язык. В квалификационный экзамен направления 1: физика, химия, математика А (для поступающих на естественные и технические факультеты); направления 2: отечественная и зарубежная история, отечественная и зарубежная география, математика В (для поступающих на гуманитарные факультеты); направления 3: химия, биология, математика А. Ввиду растущего числа кандидатов в 1966 г. было добавлено направление 4 - право и коммерция (его квалификационный экзамен включал отечественную и зарубежную историю, отечественную и зарубежную географию, математику В) [1, с. 64-65].

Экзаменационная система приема в высшие учебные заведения была дважды реформирована. Первая реформа, проведенная в 1972 г., установила различие между Единым вступительным экзаменом в университет и Единым вступительным экзаменом в профессиональный колледж [2]. Некоторые абитуриенты готовы были сдавать оба экзамена, чтобы получить высшее образование.

В результате реформы 1984 г. было проведено перераспределение экзаменационных направлений, а также был изменен способ распределения студентов. Направления были реорганизованы следующим образом: направление 1 - гуманитарные науки, право и коммерция; направление 2 - математика, прикладные науки, информатика и архитектура; направление 3 - медицина и естественные науки; направление 4 - сельскохозяйственные науки [1, с. 167]. В общие экзамены для всех входили такие дисциплины, как учение Сунь Ят-Сена, китайская литература и английский язык, а в квалификационный экзамен направления 1 -отечественная и зарубежная история, отечественная и зарубежная география, математика В (для поступающих на гуманитарные специальности); направления 2 - фи-

зика, химия, математика А (для поступающих на естественные и технические специальности); направления 3 - физика, химия, биология, математика А; направление 4 -химия, биология, математика А.

До 1984 г. студенты выбирали по желанию направление и университетские факультеты до начала самих экзаменов, но не могли выбрать экзамены по другим дисциплинам кроме тех, которые определялись направлением.

Начиная с 1984 г.студенты получили возможность формулировать свои пожелания относительно специальности и факультета только после того, как прошли экзамены, однако теперь они могли сдавать экзамены по предметам по выбору независимо от направления будущей подготовки. В зависимости от результатов экзаменов студенты принимались на факультет университета в соответствии с их пожеланием.

Причины реформы вступительного экзамена в вузы

Система «Единого вступительного экзамена и Объединенного приема абитуриентов» оказала значительное влияние на обучение в старшей школе, которая была сфокусирована на этом экзамене. Учреждения среднего образования в учебном процессе придавали большее значение подготовке к экзаменам, нежели общему развитию учащихся. Это определяло условия обучения. Подготовка к поступлению осуществлялась в ущерб развитию творческих способностей, воображения, оригинальности или независимости мышления [3]. В интересах обеспечения «справедливости» экзамен охватывал только информацию, которая содержится в стандартных учебных материалах для школы, утвержденных министерством образования. Подготовка к экзамену заставляла учащихся усваивать лишь старую информацию, содержащуюся в учебниках, вместо того чтобы расширять свой кругозор, читая другие книги. Как правило, в классе учитель просто излагал учебный материал, а ученики лишь слушали и

записывали. Обучение сводилось к репетиторству. Практически не было групповых дискуссий или диалога между учителем и учениками. Однако могут ли учащиеся приобрести навыки самостоятельного усвоения знаний без активного участия в учебном процессе? Существовавшая педагогическая практика приводила лишь к перенасыщению учащихся готовой информацией. В результате ученики фактически теряли интерес к учебе. В целях выделения специального времени для подготовки к экзаменам на последнем году обучения были отменены такие предметы, какмузыка, искусство или физическое образование.

Подготовка учащихся была слишком интенсивной. Многие ученики продолжали заниматься и после окончания занятий в школе, записывались на так называемые курсы дополнительного обучения (буси-бань), на которых занимались до вечера. Зачастую это вело к физическому и психологическому истощению. Некоторые кончали жизнь самоубийством из-за давления, оказанного на них экзаменом [2].

Одной из наиболее крупных проблем будущих студентов был стресс и огромное эмоциональное напряжение от экзамена [2]. Ученики должны были пройти 7-8 испытаний по различным дисциплинах в течение двух дней. Между каждым испытанием было предусмотрено лишь 10-15 минут перерыва. Темы касались в совокупности трех лет среднего полного образования. Другими словами, ученик должен был за два дня показать знания, приобретенные в течение трех лет. По результатам этих двух экзаменационных дней проводилось зачисление в университет и определялся факультет, на котором предстояло учиться четыре года. Например, если абитуриент, желающий специализироваться в области английского языка, не получил высокую оценку по соответствующему предмету на экзамене, он мог вполне оказаться на отделении истории или китайского языка. Система вынуждала учащихся изучать специальности, которые их меньше всего интересовали.

Если учащийся не прошел экзамен или не был удовлетворен полученным результатом, то он мог пройти его снова, но только через год.

«Прессинг » экзамена на учеников и на преподавателей был особенно жестким в тайваньском обществе, где признается только университетский диплом. ЕВЭ в университет воспринимался как «экзамен, который определяет всю жизнь». Тайваньцы считали, что экзамен не только определяет поступление в университет и жизнь студентов на четыре следующих года, но и оказывает влияние на путь студента после университета. Однако можно ли считать этот экзамен справедливым, ведь все абитуриенты оценивались с помощью единого стандарта, без учета их индивидуальных интересов и способностей?

Другая причина критики Единого вступительного экзамена заключалась в том, что ежегодно министерство образования устанавливало определенную квоту на количество студентов, принимаемых в вузы. С 1978 по 1995 гг. квота приема никогда не превышала 40% от всех сдающих экзамены [4]. Эта система заставляла учащихся концентрировать свое внимание исключительно на подготовке к экзаменам, вместо того чтобы развивать свои индивидуальные способности, и приводила к тому, что молодой человек ощущал, что вся его последующая жизнь зависела от одного-единствен-ного экзамена, который связан с сильнейшими стрессами из-за принципа «все или ничего ». Т аким образом, большинство молодых людей на Тайване, желающих получить высшее образование, лишалось этой возможности. Такое положение вошло в противоречие с современными процессами демократизации тайваньского общества и, в частности, образования.

Новая система вступительного экзамена в вузы

Для решения этих проблем в 1999 г. министерство образования опубликовало «Программу многовариантных форм при-

ема в вуз», цель которой - сократить давление на школьников и нормализовать обучение в старшей школе. В 2004 г. новая программа окончательно заменила Единый вступительный экзамен. Программа многовариантных форм приема в вуз соответствует демократическим принципам справедливости, многовариантности, простоты и помогает каждому университету в наборе абитуриентов [5]. Одна из главных целей новой программы - организовать вступительные испытания таким образом, чтобы разнообразить способы отбора и сделать экзамены более профессионально-ориентированными. Это позволяет каждому университету проводить более самостоятельную политику приема абитуриентов, а экзаменующимся выбрать свой собственный способ поступления на выбранный факультет.

Рассмотрим многовариантные формы приема в вузы и соответствующие им экзамены более подробно.

Прием в вуз по рекомендации школы или индивидуальному заявлению подразумевает два варианта (абитуриенты, идущие этим путем, еще не окончили школу, но проходят вступительные испытания и зачисляются уже в процессе учебы). Прием по рекомендации школы заключается в том, что на всех факультетах вузов есть 2-3 места для абитуриентов, которые принимаются по этой рекомендации. Старшая школа рекомендует двух или трех своих лучших учеников на факультеты университета по их выбору. Рекомендовать каждого ученика можно только на один факультет. Прием по индивидуальному заявлению проводится в форме самостоятельной подачи индивидуальным кандидатом заявления максимум на пять факультетов университета одновременно.

Школьник может использовать только один-единственный способ: либо прием по рекомендации школы, либо прием по индивидуальному заявлению на один и тот же факультет. Вместе с тем прием в вуз осуществляется после выполнения теста Об-

щей аттестации школьных достижений (первый этап экзаменов), а на втором этапе проводится экзамен по предметам, определяемым профилем факультета университета [6].

Прием в вуз по результатам Тестирования по выбранным предметам (проводится после окончания школы). Как и в прошлые годы, когда существовал Единый вступительный экзамен в университет, выпускники сдают усовершенствованный Единый экзамен и формулируют свои пожелания относительно поступления в вуз. При этом абитуриентам необходимо обязательно пройти Тестирование по выбранным предметам в вуз. Факультеты могут принять результаты теста Общей аттестации школьных достижений как единый стандарт проверки знаний и засчитать результаты тестирования по трем-шести выбранным предметам. В этом случае экзаменующиеся могут выбрать от 90 до 100 факультетов, указав в специальном бланке порядок своих предпочтений. Объединенное Управление комиссии набора абитуриентов затем выбирает кандидатов для конкретного факультета университета с учетом результатов тестов и сформулированных пожеланий [6].

Программа многовариантных форм приема в вуз устанавливает следующую последовательность обязательных экзаменов:

• Тест Общей аттестации школьных достижений: оценивает знания учащегося по китайской литературе, английскому языку, математике, общественным наукам и естественным наукам за 10, 11 классы [5];

• Экзамен по предметам, определяемым профилем факультета университета (сдается письменно и/ или устно), в случае приема по рекомендации школы или по индивидуальному заявлению. Для этого экзамена нет процессуальных норм и положений, общих для всех университетов. Параллельно с проведением экзамена рассматриваются документы экзаменующихся, а именно: сертификат о школьной аттестации, автобиография, план предпола-

гаемого обучения в вузе, результаты участия в конкурсах и олимпиадах в школьных кружках и секциях, творческие проекты [5];

• Тестирование по выбранным предметам в вуз - более трудное испытание, выявляющее уровень знаний для распределения студентов в университеты. Каждый факультет университета может предложить экзаменующимся сдать от трех до шести предметов из девяти: китайская литература, английский язык, математика А (для поступающих на естественные и технические факультеты), математика В (для поступающих на гуманитарные факультеты), физика, химия, биология, география и история за 10, 11 и 12-й классы [5].

• Тест по художественным и спортивным дисциплинам:проводится на некоторых университетских факультетах, связанных с этим профилем; включает в себя специальные испытания по музыке, танцу, искусству, драме и легкой атлетике.

Таким образом, очевидно, что старая система давала только одну возможность попасть в вуз - по результатам Единого вступительного экзамена, а новая система - многовариантные формы приема в вуз -дает выпускникам школ второй шанс поступления в вуз.

В России эксперимент по введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ), начатый в 2001 г., - одно из направлений модернизации российского образования. Подобный экзамен был проведен, в частности, в Санкт-Петербурге. В ноябре 2005 г. мною был проведен опрос 110 студентов юридического факультета и факультета социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена для выяснения их отношения к ЕГЭ. Результаты показали, что 76,36% из опрошенных студентов считают, что ЕГЭ не является объективной оценкой знаний учащихся. Интересен тот факт, что в пользу ЕГЭ высказались 30% опрошенных, но только 10,91% из них считают, что ЕГЭ является объективной оценкой знаний учащихся.

Разницу в 20% можно объяснить тем, что респонденты, положительно относящиеся к ЕГЭ, тем не менее признают его несовершенства (недоработки в вопросах и заданиях, возможность угадать ответ, отсутствие навыков, психологическая неготовность сдавать подобные тесты и т.д.).

Проведенный анализ анкет и беседы с респондентами показывают следующее отношение к ЕГЭ:

■ ЕГЭ пока не всегда дает объективную оценку знаний;

■ ЕГЭ мешает развивать творческие способности;

■ не стоит делать все выпускные/ вступительные экзамены в форме ЕГЭ, должна быть возможность выбора;

■ не надо включать в ЕГЭ гуманитарные предметы;

■ надо совмещать ЕГЭ и устный экзамен, общая оценка должна выводиться на основании двух этих экзаменов;

■ есть опасность превращения обучения в старших классах школы в подготовку к тестам, подавляющую творческое развитие (тому пример - ситуация на Тайване до отмены Единого вступительного экзамена);

■ трудно сдать на «отлично », для поступления в вуз нужно набрать много баллов, а это сложно;

■ ЕГЭ - это «лотерея », которую можно выиграть...

При опросе многие российские студенты высказали мнение, что отметки ЕГЭ -«необъективная оценка знаний », так как «в тестах можно ответы угадать». Как показал опыт проведения тестов на Тайване, система Единого вступительного экзамена в вуз не позволяла экзаменующимся угадывать ответы, потому что была принята система «баллов обратного вычитания». При таком подходе считается, что если экзаменующийся неправильно ответил на вопрос теста, значит, он, не зная правильного ответа, пытался его угадать. За это, как наказание, у него по особой системе вычитаются баллы. Поэтому экзаменующийся

меньше «рискует», если оставит поле ответа пустым. После реформы системы поступления в вуз на экзамене «Тестирование по выбранным предметам в вуз» все еще существует подход «баллов обратного вычитания », а при проведении теста Общей аттестации школьных достижений этот подход уже не действует.

В России многие абитуриенты жаловались на плохую эмоционально-психологическую атмосферу при сдаче ЕГЭ. Им не нравилось то, что ЕГЭ проходил в другом здании, где чувствовался дискомфорт, и считали, что в своей школе сдавать тесты лучше. На Тайване учащимся также не разрешается сдавать вступительный экзамен в вуз в своей школе. Это обеспечивает большую беспристрастность при проведении экзамена. Но учащимся позволяется поехать в пункт проведения вступительного экзамена и посмотреть свое место в аудитории до проведения вступительного экзамена. Даже в день сдачи экзамена родители могут вместе с учащимся приехать в пункт проведения вступительного экзамена.

На Тайване многие педагоги считают, что Единый вступительный экзамен подавляет развитие творческих способностей учеников. Есть риск сосредоточиться только на результатах единого экзамена и отодвинуть на второй план личностное развитие школьников, их нравственное становление. На Тайване из-за сильной конкуренции на вступительном экзамене появились «классы пастухов », куда собирались дети, у которых, по мнению учителей, практически не было шансов поступить в вуз. Кроме того, мало внимания уделялось нравственному воспитанию учащихся, хотя министерство образования и не одобряло такую ситуацию.

Мне представляется, что сказанное актуально и для российского образования.

Если все же ЕГЭ перерастет стадию эксперимента и будет повсеместно введен в России, по-видимому, целесообразно проводить экзамены два раза в год для того, чтобы дать школьникам больше шансов поступить в вузы и более объективно оценивать их знания. Например, перед ЕГЭ можно было бы организовать Централизованное тестирование (ЦТ), и вузы могли бы принимать абитуриентов на основании результатов этих двух экзаменов.

Можно сказать, что реформа вступительного экзамена в вузы на Тайване и эксперимент по введению ЕГЭ в России проводятся одновременно. Поэтому опыт Тайваня в данном вопросе может помочь российским коллегам спрогнозировать будущее ЕГЭ и избежать возможных рисков.

Литература

1. Чио Ай-Лин. Исследование о перемене по-

литик по системе Единого вступительного экзамена в вуз и объединенного набора абитуриентов на Тайване в 1954-1997 гг. - Тайбэй, 1998. - С.64-65 (на китайском языке).

2. Щи Мин-Жу. On the transition point of the

reform of university entrance exam // National Policy Analysis Journal. - 2001. -http:// www.npf.org.tw/ monthly/00107/ theme-153.htm (на китайском языке).

3. Жен Чио-Ся. Обсуждение реформы по си-

стеме поступления в вуз на Тайване с точки зрения образовательной реформы (после 1994 г.). - Цзяи: На Хуа Университет, 2000. - С. 56 (на китайском языке).

4. Cheng Jessie. Exam under examination // Taiwan Review. - 1995.- № 6.- P. 20-25.

5. Центр вступительных экзаменов в высшие

учебные заведения. - http://www.ceec. edu.tw/Ceeclntro (на китайском языке).

6. Объединенное Управление комиссии на-

бора абитуриентов. - http://jbcrc.edu.tw (на китайском языке).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.