современная музыкальная педагогика: диалог традиций и школ
От Древности к Современности: занимательная история музыки в детской музыкальной школе
Шикина Галина Анатольевна
методист Владимирского областного музыкального колледжа имени А. П. Бородина, аспирант Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки E-mail: galina-shikina@rambler.ru
В статье рассматривается 8 опыт внедрения в творческий арсенал преподавателя слушания музыки и музыкальной литературы сочинений старинных и современных авторов. Основной акцент делается на практических результатах данного творческого эксперимента. Ключевые слова: музыкальная педагогика, музыкальная литература, хронология, восприятие, старинная музыка, авангард
Современный ученик детской музыкальной школы — личность непростая. Его бывает трудно удивить, еще труднее — заинтересовать, и, наконец, — пробудить у него искреннюю симпатию к музыкально-теоретическим дисциплинам, развить мотивацию к их изучению.
Дух творчества и новизны всегда являлся своеобразной
«движущей силой» музыкальной педагогики. Теперь, в эпоху широких информационных возможностей, постепенно отбирающих у подрастающего поколения способность удивляться, умение преподнести учебный материал не только профессионально, но и красочно, стало особенно актуальным.
Проводя решительную борьбу с пассивностью своих юных подопечных, педагоги накопили огромнейший арсенал всевозможных оригинальных методик, превращающих школьную теорию музыки из тяжелой рутины в увлекательное приключение.
Уроки слушания музыки и музыкальной литературы в школе за последние годы превратились в настоящие сокровищницы оригинальных профессиональных находок. Помогают на этом творческом поприще и наглядные материалы: педагоги, в зависимости от поставленных целей, имеют возможность обратиться к аудиозаписям и видеоматериалам, новейшим книгам и альбомам, специальным играм, развивающим внимание и память. Тем не менее даже подобное разнообразие часто оказывается бессильным перед всепобеждающей детской скукой.
Что остается делать в подобной ситуации? Ответ и прост, и сложен одновременно: не поддаваться унынию и продолжать творить. Перефразируя классика, — «бороться и искать, найти и применить в педагогической деятельности».
Одним из альтернативных способов насыщения урока музыки новым содержанием на сегодняшний день является расширение смысловых границ предмета «изнутри». Эта методика пока не получила должного распространения и отражения в педагогических трудах, не получила своего официального названия. Тем не менее уже сейчас можно говорить о ее высокой продуктивности и целесообразности.
Рабочее название методики — «От Древности к Современности» — указывает прежде всего на ее специфический исторический характер. Так, она предполагает обращение к максимально широкому кругу музыкальных явлений, каждое из которых в обязательном порядке встраивается в единую хронологическую линию.
По своей природе методика «От Древности к Современности» носит практически детективный характер. Главная ее цель — познакомить учащихся ДМШ и ДШИ с наиболее загадочными и таинственными страницами музыкальной литературы, о которых, как правило, сообщается с большой осторожностью или не сообщается вовсе. Это — старинная и современная музыка.
Школьная хронология (в силу целого ряда причин) сводит знакомство учащихся с данными пластами музыкальной культуры к минимуму и практически исключает их из детского сознания. Можно лишь сокрушаться, какой
шикина г. а. от древности к современности: занимательная история музыки в детской музыкальной школе
вред наносит детям подобная усеченная версия истории музыки: «До Баха никто не жил, в XVII веке жил Бах, в XVIII — венские классики, в XIX — романтики, а в ХХ веке, в основном, — неизвестные музыкальной науке люди. XXI век, в свою очередь, в музыке не наступил...»
Приведенная система, к сожалению, шутлива лишь отчасти. Практика показывает, что школьные учебники, даже самые лучшие и проверенные временем, зачастую формируют у юных музыкантов именно такие своеобразные представления о развитии искусства.
Красноречивее всего об этом свидетельствует уверенное детское замечание, смысл которого сводится к тому, что «все композиторы уже очень давно умерли». Замечание это, к слову, было произнесено во время урока музыкальной литературы в 6 классе. И не просто произнесено, но еще и активно поддержано остальными ребятами, присутствовавшими в аудитории. Расследование этого парадокса и привело к удивительному выводу: многие дети, в том числе обладающие богатой фантазией и кругозором, даже не подозревают о том, что существуют композиторы, которые живут и творят прямо сейчас. Их же нет в учебниках, они не выступают по телевизору, не приезжают на гастроли в местные концертные залы!
Таким образом, целью разработки методики «От Древности к Современности» стало в первую очередь посильное воссоздание вместе с ребятами сквозной линии развития музыки и избавление от печальной уверенности, что композиторы существовали очень давно и, кроме того, исключительно обособленно друг от друга.
Первым шагом к практической реализации методики стал эксперимент. Состоялся он в рамках урока слушания музыки, в целом открывающего перед педагогом практически неограниченные возможности в плане выбора репертуара для «сопровождения» той или иной темы. Так, знакомство с жанром инструментальной миниатюры было проиллюстрировано фортепианной пьесой выдающегося и, что важно, ныне здравствующего композитора.
Сочинение, не лишенное «технологического своеобразия», было встречено юными музыкантами крайне эмоционально: «Правда?! Живет прямо сейчас?! И продолжает сочинять?! А разве такое вообще возможно?!». Цель была достигнута...
Неподдельный интерес учащихся спровоцировал знакомство с целым рядом лучших музыкальных образцов эпох, выходящих за рамки школьной программы. Диковинно для слуха, необычно для восприятия, но неизменно увлекательно — именно так можно охарактеризовать плоды таких «творческих расследований». Почему? Возможно, потому, что юные слушатели просто не знали, что музыка Оливье Мессиана сложна, а творчество Карлхайнца Штокхаузена и вовсе принадлежит к наиболее элитарному авангарду.
Все вышеизложенное, конечно, не отменяет известной «взрослости» подобного внеклассного репертуара. Неслучайно Т. М. Рабина предупреждает о целом ряде «подводных камней», с которыми неизбежно сталкивается педагог, предлагающий учащимся ту или иную композицию современного автора. В их числе — отсутствие не-
обходимого слушательского опыта, незнание новой музыкальной лексики и средств выразительности, исторических предпосылок создания сочинения, недостаточность одного прослушивания для восприятия музыкального текста и т. д. [2, 47-48].
Действительно, не все сведения из мира музыки будут полезны для ребят, только начинающих свой творческий путь, многое они не смогут осмыслить в силу возраста. Но на данном ознакомительном этапе это и не нужно: в любом деле, даже самом правильном, нужно сохранять чувство меры.
Конечно, школьная программа просто не в состоянии дать детям представление о каждой значимой личности на музыкальном небосклоне: это невозможно в силу объективных причин. Тем не менее существует ряд моментов, которые можно скорректировать, оставаясь при этом в рамках установленных государственных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
В частности, такие хрестоматийные темы, как «Инструменты симфонического оркестра», «Певческие голоса», «Музыкальные жанры» и т. п., буквально приглашают инициативного педагога к творческим экспериментам. Так, на уроках слушания музыки и музыкальной литературы стали появляться необычные старинные и современные «гости», эффектно дополняющие основной репертуарный список. Это — григорианские хоралы и гокеты, пьесы, написанные для видовых и экзотических инструментов, авангардные опусы, отобранные максимально деликатно, с учетом возрастных особенностей аудитории, и многие другие композиции, расши-
9
современная музыкальная педагогика: диалог традиций и школ
ряющие музыкальные горизонты юных слушателей. Поясню на конкретном примере.
Урок был посвящен видам оркестра. Перед юными музыкантами поочередно «представали» различные коллективы: струнный и духовой, народный, джазовый... Нашлось среди них место и уникальному «Венскому овощному оркестру» — для ознакомления. Предложенные юной аудитории записи вызвали настоящий ажиотаж: «А есть ли видео? А что за овощ играет сейчас соло? А этот коллектив сейчас существует? А они к нам приедут?» Возникший интерес, как выяснилось позже, у ребят 10 сохранился надолго. Это подтвердила проведенная спустя почти два месяца проверочная работа, в которую входил специальный вопрос: «Самое запомнившееся сочинение за текущую четверть». Более того: оказалось, что среди учеников отыскались добровольцы, организовавшие поиск видеозаписей понравившихся музыкантов и даже написание артистам письма с просьбой приехать в гости...
«Преподаватель должен создать необходимые условия для понимания учеником музыкального текста», — справедливо отмечает О. В. Голощапова [1, 94]. В данном контексте методика «От Древности к Современности» предполагает прежде всего связь рассматриваемого материала с конкретной исторической эпохой. Зачем? Помочь детям уже с младших классов лучше ориентироваться в музыкальном пространстве: чтобы, услышав то или иное сочинение, они уже могли предположить, в какой исторический период оно было создано.
Примечательно также, что необычные аудиозаписи сопрово-
ждались демонстрацией старинных и современных партитур, самым настойчивым образом потребованных у автора статьи его юными подопечными. Средневековая нотация, крюки и современные партитуры-картинки были тщательно ими рассмотрены, изучены и оценены по достоинству (школьная доска еще долго помнила детские руки, рисующие на ней кластеры).
Одной из кульминационных точек в реализации методики стал эксперимент «Самая интересная соната», проведенный в рамках знакомства учащихся с сонатной формой. Детям в возрасте от 9 до 11 лет были предложены фрагменты четырех сонат: старинной, классической, романтической и авангардной. Для каждой из них нужно было подобрать пять определений, отражающих характер музыки, и поставить цифру от 0 до 10, чтобы показать, насколько услышанная композиция понравилась. Чем закончились труды юных жюри? Результаты показали, что классическая и авангардная сонаты имели у ребят практически равный успех. Совсем немного уступила им старинная соната, романтическая же композиция замкнула «четверку сильнейших»1.
Таким образом, методика «От Древности к Современности» подтверждает, что вызвать интерес к школьным урокам теории музыки можно не только «извне», с помощью всевозможных наглядных материалов, но и с помощью обогащения новыми музыкальными ресурсами самого содержания учебных предметов. Облекающаяся в новые формы и развивающаяся параллельно с реальным образовательным процессом, данная методика помогает не только расширять учеб-
но-педагогический арсенал, но и избегать многих хронологических парадоксов из серии «после Шостаковича музыка исчезла».
Примечания 1 В основу эксперимента частично был положен материал «Словаря художественных настроений» В. Г. Ражникова [3]. Старинная соната определялась большинством ребят как «оживленная», «танцевальная», «воздушная», «задорная», «легкая». Классическая соната — «шутливая», «легкая», «радостная», «активная», «грациозная», «безмятежная». Романтическая соната — «взволнованная», «порывистая», «колючая», «мечтательная», «грустная», «бурная». Авангардная соната — «загадочная», «энергичная», «насыщенная», «причудливая», «полетная», «решительная». Примечательно, что каждая соната получила от юных «членов жюри», по крайней мере, один высший балл (10) и один низший балл (0).
Литература
1. Голощапова О. В. Обнаружение смыслового содержания произведения искусства // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 6. С. 90-95.
2. Рабина Т. М. О восприятии и понимании русской музыки ХХ века // Педагогика музыкального образования: проблемы и перспективы развития: матер. II Междунар. очно-заочной науч. пр. конф. (Нижневартовск, 26 ноября 2008 года) / отв. ред. Э. Б. Абдуллин. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009. С. 44-50.
3. Ражников В. Г. Словарь художественных настроений // Краткий артэмоциональный учебный словарь. М.: б. и., 2007. 40 с.