Научная статья на тему 'ОТ ДРЕВНОСТИ К СОВРЕМЕННОСТИ: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ МУЗЫКИ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ОТ ДРЕВНОСТИ К СОВРЕМЕННОСТИ: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ МУЗЫКИ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
55
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ХРОНОЛОГИЯ / ВОСПРИЯТИЕ / СТАРИННАЯ МУЗЫКА / АВАНГАРД

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шикина Галина Анатольевна

В статье рассматривается опыт внедрения в творческий арсенал преподавателя слушания музыки и музыкальной литературы сочинений старинных и современных авторов. Основной акцент делается на практических результатах данного творческого эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM ANTIQUITY TO MODERNITY: THE ENTERTAINING HISTORY OF MUSIC IN MUSIC SCHOOL

The article considers the experience of introducing ancient and modern composers’ works into the arsenal of the listening of music and the music literature’s teachers. The focus of the article is on the practical results of this creative experiement.

Текст научной работы на тему «ОТ ДРЕВНОСТИ К СОВРЕМЕННОСТИ: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ МУЗЫКИ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

современная музыкальная педагогика: диалог традиций и школ

От Древности к Современности: занимательная история музыки в детской музыкальной школе

Шикина Галина Анатольевна

методист Владимирского областного музыкального колледжа имени А. П. Бородина, аспирант Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки E-mail: galina-shikina@rambler.ru

В статье рассматривается 8 опыт внедрения в творческий арсенал преподавателя слушания музыки и музыкальной литературы сочинений старинных и современных авторов. Основной акцент делается на практических результатах данного творческого эксперимента. Ключевые слова: музыкальная педагогика, музыкальная литература, хронология, восприятие, старинная музыка, авангард

Современный ученик детской музыкальной школы — личность непростая. Его бывает трудно удивить, еще труднее — заинтересовать, и, наконец, — пробудить у него искреннюю симпатию к музыкально-теоретическим дисциплинам, развить мотивацию к их изучению.

Дух творчества и новизны всегда являлся своеобразной

«движущей силой» музыкальной педагогики. Теперь, в эпоху широких информационных возможностей, постепенно отбирающих у подрастающего поколения способность удивляться, умение преподнести учебный материал не только профессионально, но и красочно, стало особенно актуальным.

Проводя решительную борьбу с пассивностью своих юных подопечных, педагоги накопили огромнейший арсенал всевозможных оригинальных методик, превращающих школьную теорию музыки из тяжелой рутины в увлекательное приключение.

Уроки слушания музыки и музыкальной литературы в школе за последние годы превратились в настоящие сокровищницы оригинальных профессиональных находок. Помогают на этом творческом поприще и наглядные материалы: педагоги, в зависимости от поставленных целей, имеют возможность обратиться к аудиозаписям и видеоматериалам, новейшим книгам и альбомам, специальным играм, развивающим внимание и память. Тем не менее даже подобное разнообразие часто оказывается бессильным перед всепобеждающей детской скукой.

Что остается делать в подобной ситуации? Ответ и прост, и сложен одновременно: не поддаваться унынию и продолжать творить. Перефразируя классика, — «бороться и искать, найти и применить в педагогической деятельности».

Одним из альтернативных способов насыщения урока музыки новым содержанием на сегодняшний день является расширение смысловых границ предмета «изнутри». Эта методика пока не получила должного распространения и отражения в педагогических трудах, не получила своего официального названия. Тем не менее уже сейчас можно говорить о ее высокой продуктивности и целесообразности.

Рабочее название методики — «От Древности к Современности» — указывает прежде всего на ее специфический исторический характер. Так, она предполагает обращение к максимально широкому кругу музыкальных явлений, каждое из которых в обязательном порядке встраивается в единую хронологическую линию.

По своей природе методика «От Древности к Современности» носит практически детективный характер. Главная ее цель — познакомить учащихся ДМШ и ДШИ с наиболее загадочными и таинственными страницами музыкальной литературы, о которых, как правило, сообщается с большой осторожностью или не сообщается вовсе. Это — старинная и современная музыка.

Школьная хронология (в силу целого ряда причин) сводит знакомство учащихся с данными пластами музыкальной культуры к минимуму и практически исключает их из детского сознания. Можно лишь сокрушаться, какой

шикина г. а. от древности к современности: занимательная история музыки в детской музыкальной школе

вред наносит детям подобная усеченная версия истории музыки: «До Баха никто не жил, в XVII веке жил Бах, в XVIII — венские классики, в XIX — романтики, а в ХХ веке, в основном, — неизвестные музыкальной науке люди. XXI век, в свою очередь, в музыке не наступил...»

Приведенная система, к сожалению, шутлива лишь отчасти. Практика показывает, что школьные учебники, даже самые лучшие и проверенные временем, зачастую формируют у юных музыкантов именно такие своеобразные представления о развитии искусства.

Красноречивее всего об этом свидетельствует уверенное детское замечание, смысл которого сводится к тому, что «все композиторы уже очень давно умерли». Замечание это, к слову, было произнесено во время урока музыкальной литературы в 6 классе. И не просто произнесено, но еще и активно поддержано остальными ребятами, присутствовавшими в аудитории. Расследование этого парадокса и привело к удивительному выводу: многие дети, в том числе обладающие богатой фантазией и кругозором, даже не подозревают о том, что существуют композиторы, которые живут и творят прямо сейчас. Их же нет в учебниках, они не выступают по телевизору, не приезжают на гастроли в местные концертные залы!

Таким образом, целью разработки методики «От Древности к Современности» стало в первую очередь посильное воссоздание вместе с ребятами сквозной линии развития музыки и избавление от печальной уверенности, что композиторы существовали очень давно и, кроме того, исключительно обособленно друг от друга.

Первым шагом к практической реализации методики стал эксперимент. Состоялся он в рамках урока слушания музыки, в целом открывающего перед педагогом практически неограниченные возможности в плане выбора репертуара для «сопровождения» той или иной темы. Так, знакомство с жанром инструментальной миниатюры было проиллюстрировано фортепианной пьесой выдающегося и, что важно, ныне здравствующего композитора.

Сочинение, не лишенное «технологического своеобразия», было встречено юными музыкантами крайне эмоционально: «Правда?! Живет прямо сейчас?! И продолжает сочинять?! А разве такое вообще возможно?!». Цель была достигнута...

Неподдельный интерес учащихся спровоцировал знакомство с целым рядом лучших музыкальных образцов эпох, выходящих за рамки школьной программы. Диковинно для слуха, необычно для восприятия, но неизменно увлекательно — именно так можно охарактеризовать плоды таких «творческих расследований». Почему? Возможно, потому, что юные слушатели просто не знали, что музыка Оливье Мессиана сложна, а творчество Карлхайнца Штокхаузена и вовсе принадлежит к наиболее элитарному авангарду.

Все вышеизложенное, конечно, не отменяет известной «взрослости» подобного внеклассного репертуара. Неслучайно Т. М. Рабина предупреждает о целом ряде «подводных камней», с которыми неизбежно сталкивается педагог, предлагающий учащимся ту или иную композицию современного автора. В их числе — отсутствие не-

обходимого слушательского опыта, незнание новой музыкальной лексики и средств выразительности, исторических предпосылок создания сочинения, недостаточность одного прослушивания для восприятия музыкального текста и т. д. [2, 47-48].

Действительно, не все сведения из мира музыки будут полезны для ребят, только начинающих свой творческий путь, многое они не смогут осмыслить в силу возраста. Но на данном ознакомительном этапе это и не нужно: в любом деле, даже самом правильном, нужно сохранять чувство меры.

Конечно, школьная программа просто не в состоянии дать детям представление о каждой значимой личности на музыкальном небосклоне: это невозможно в силу объективных причин. Тем не менее существует ряд моментов, которые можно скорректировать, оставаясь при этом в рамках установленных государственных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

В частности, такие хрестоматийные темы, как «Инструменты симфонического оркестра», «Певческие голоса», «Музыкальные жанры» и т. п., буквально приглашают инициативного педагога к творческим экспериментам. Так, на уроках слушания музыки и музыкальной литературы стали появляться необычные старинные и современные «гости», эффектно дополняющие основной репертуарный список. Это — григорианские хоралы и гокеты, пьесы, написанные для видовых и экзотических инструментов, авангардные опусы, отобранные максимально деликатно, с учетом возрастных особенностей аудитории, и многие другие композиции, расши-

9

современная музыкальная педагогика: диалог традиций и школ

ряющие музыкальные горизонты юных слушателей. Поясню на конкретном примере.

Урок был посвящен видам оркестра. Перед юными музыкантами поочередно «представали» различные коллективы: струнный и духовой, народный, джазовый... Нашлось среди них место и уникальному «Венскому овощному оркестру» — для ознакомления. Предложенные юной аудитории записи вызвали настоящий ажиотаж: «А есть ли видео? А что за овощ играет сейчас соло? А этот коллектив сейчас существует? А они к нам приедут?» Возникший интерес, как выяснилось позже, у ребят 10 сохранился надолго. Это подтвердила проведенная спустя почти два месяца проверочная работа, в которую входил специальный вопрос: «Самое запомнившееся сочинение за текущую четверть». Более того: оказалось, что среди учеников отыскались добровольцы, организовавшие поиск видеозаписей понравившихся музыкантов и даже написание артистам письма с просьбой приехать в гости...

«Преподаватель должен создать необходимые условия для понимания учеником музыкального текста», — справедливо отмечает О. В. Голощапова [1, 94]. В данном контексте методика «От Древности к Современности» предполагает прежде всего связь рассматриваемого материала с конкретной исторической эпохой. Зачем? Помочь детям уже с младших классов лучше ориентироваться в музыкальном пространстве: чтобы, услышав то или иное сочинение, они уже могли предположить, в какой исторический период оно было создано.

Примечательно также, что необычные аудиозаписи сопрово-

ждались демонстрацией старинных и современных партитур, самым настойчивым образом потребованных у автора статьи его юными подопечными. Средневековая нотация, крюки и современные партитуры-картинки были тщательно ими рассмотрены, изучены и оценены по достоинству (школьная доска еще долго помнила детские руки, рисующие на ней кластеры).

Одной из кульминационных точек в реализации методики стал эксперимент «Самая интересная соната», проведенный в рамках знакомства учащихся с сонатной формой. Детям в возрасте от 9 до 11 лет были предложены фрагменты четырех сонат: старинной, классической, романтической и авангардной. Для каждой из них нужно было подобрать пять определений, отражающих характер музыки, и поставить цифру от 0 до 10, чтобы показать, насколько услышанная композиция понравилась. Чем закончились труды юных жюри? Результаты показали, что классическая и авангардная сонаты имели у ребят практически равный успех. Совсем немного уступила им старинная соната, романтическая же композиция замкнула «четверку сильнейших»1.

Таким образом, методика «От Древности к Современности» подтверждает, что вызвать интерес к школьным урокам теории музыки можно не только «извне», с помощью всевозможных наглядных материалов, но и с помощью обогащения новыми музыкальными ресурсами самого содержания учебных предметов. Облекающаяся в новые формы и развивающаяся параллельно с реальным образовательным процессом, данная методика помогает не только расширять учеб-

но-педагогический арсенал, но и избегать многих хронологических парадоксов из серии «после Шостаковича музыка исчезла».

Примечания 1 В основу эксперимента частично был положен материал «Словаря художественных настроений» В. Г. Ражникова [3]. Старинная соната определялась большинством ребят как «оживленная», «танцевальная», «воздушная», «задорная», «легкая». Классическая соната — «шутливая», «легкая», «радостная», «активная», «грациозная», «безмятежная». Романтическая соната — «взволнованная», «порывистая», «колючая», «мечтательная», «грустная», «бурная». Авангардная соната — «загадочная», «энергичная», «насыщенная», «причудливая», «полетная», «решительная». Примечательно, что каждая соната получила от юных «членов жюри», по крайней мере, один высший балл (10) и один низший балл (0).

Литература

1. Голощапова О. В. Обнаружение смыслового содержания произведения искусства // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 6. С. 90-95.

2. Рабина Т. М. О восприятии и понимании русской музыки ХХ века // Педагогика музыкального образования: проблемы и перспективы развития: матер. II Междунар. очно-заочной науч. пр. конф. (Нижневартовск, 26 ноября 2008 года) / отв. ред. Э. Б. Абдуллин. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009. С. 44-50.

3. Ражников В. Г. Словарь художественных настроений // Краткий артэмоциональный учебный словарь. М.: б. и., 2007. 40 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.