14 Секция «История»
ской администрацией и наотрез отказывался вычеркивать из сербских метрических книг православных, принявших унию. Позднее, в 1840 г., митрополит Карловацкий Стефан Станкович выступал с пламенной речью в Венгерском государственном собрании, требуя от венгров пресечь насильственный перевод в унию православных в Банате. Вопрос защиты православной паствы для Сербской православной церкви оставался актуальным вплоть до 1841 г., когда император Фердинанд I издал декрет, по которому прозелитизм на территории Австрийской империи был официально запрещен.
Касаткин К.А.
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
От «бугар» к Болгарии: изобретение болгарской нации в работах И.П. Липранди
В современной исторической науке наметился определенный тренд к пересмотру отношений России с балканскими народами. Старые представления о неизменном образе «братьев-славян», «турецком порабощении», «борьбе России за освобождение славян» рушатся, и становится очевидным, что отношения между двумя империями были не столь однозначными. Образ православных народов Османской империи на протяжении XIX в. претерпел значительные изменения: восприятие российской элитой южных славян как «тамошних диких народов» постепенно вытеснялось новыми, более позитивными способами описания, которые не просто сосуществовали, но активно боролись друг с другом. Важную роль в этой борьбе сыграл И.П. Липранди.
На сегодняшний день балканские сюжеты в работах И.П. Липранди нельзя считать достаточно изученными. При этом многие исследователи допускают серьезную ошибку, выдергивая информацию о южных славянах из контекста. С 1820-х по начало 1840-х годов Липранди занимался изучением всех балканских народов исключительно в рамках дискурса об Османской империи. Только в 60-е и 70-е годы XIX в., на волне общей заинтересованности судьбами южных славян, он публикует отдельные концептуально переработанные работы о них. На этот факт никто до сих пор не обращал должного внимания, а между тем он превращает И.П. Липранди из первопроходца российского славяноведения в одного из зачинателей отечественного ориентализма.
И.П. Липранди активно участвовал в конструировании образа болгар и «Болгарии» на протяжении долгих 50 лет. Начав заниматься изучением Балкан в 1820-е годы, он опубликовал свое последнее сочинение по этой тематике буквально накануне последней русско-турецкой войны. К счастью,
Секция «История» 15
до нас дошел большой корпус текстов автора, посвященных болгарам и «Болгарии», что позволяет достаточно полно проследить эволюцию его взглядов. Мы опирались на наиболее значимые работы И.П. Липранди по данной теме. Это словарь «Опыт словоистолкователя Оттоманской империи» редакции начала 1830-х годов, записка «Болгария» 1854 г., статьи «Восточный вопрос и Болгария» 1867 г. и «Болгария» 1877 г.
Болгарами И.П. Липранди интересовался больше всех других славянских народов. Учитывая его страсть показывать себя экспертом в вопросах, о которых все другие имеют лишь поверхностное представление, болгары стали идеальным полем деятельности. Их история, традиции, обычаи, язык представляли настоящую terra incognita не только для россиян, но и для европейцев.
Мы хотели бы рассказать о результатах нашего исследования эволюции образа болгар в работах И.П. Липранди 30-70-х годов XIX в. Восприятие автором болгар на протяжении более чем 40 лет претерпело существенные изменения: из «Других» они стали «Своими». Если в ранних работах Липранди не выделял болгар на фоне прочих подданных турецкого султана, считал их потомками азиатских кочевников и всячески старался их ориента-лизировать, то во второй половине XIX в. болгары превращаются в самый многочисленный славянский народ, со своей особенной культурой и языком, а главное — они уже мыслятся не как один из народов Османской империи, а как заслуживающая своего государства нация.
Колмакова М.В.
Библиотека РАН, Санкт-Петербург
Библиотека М.П. и Н.М. Петровских в 20-30-е годы XX в.
Формирование частных библиотек ученых является неотъемлемой частью процесса научно-исследовательской работы, вследствие чего в их состав бывают включены печатные памятники, многие из которых хранят различные свидетельства о профессиональных контактах, дружеских отношениях, а также различные пометы и маргиналии. Изучение этих материалов может существенно дополнить имеющиеся знания о жизни и работе деятелей науки. Библиотека отца и сына Петровских является ярким примером рабочей научной библиотеки, которая собиралась на протяжении нескольких десятилетий и сосредоточила в себе огромное количество интереснейших документов. Ценность этой библиотеки отмечали многие ученые. Академия наук видела особенную важность в сохранении этой библиотеки для исследователей истории славянской культуры и словесности.