Ислентьева А.П.
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
Сербская православная церковь и проблема обращения в унию православного населения Габсбургской монархии в первой половине XIX в.
Одним из насущных вопросов для Сербской православной церкви в Габсбургской монархии в первой половине XIX в. оставалась проблема сохранения собственной паствы. Несмотря на Патент о веротерпимости императора Иосифа II, изданный в октябре 1781 г., католические и униатские епископы продолжали активную пропаганду унии среди православного населения. Прозелитизм в землях Австрийской монархии отвечал потребностям как католической церкви, так и официальной власти. Уния, по личному признанию императора Франца I, являлась не только промежуточным этапом на пути перехода иноверцев в лоно Римско-католический церкви, но и помогала пресечь влияние русских на сербское население.
Наиболее активно униатские проповедники действовали в Далмации, Славонии, а также Банате. Главным инструментом пропаганды оставалась проповедь. Причем проповедовали и странствующие священники (ими, как правило, являлись русины-униаты), и «новообращенные» из числа православных приходских священников. Также идея унии пропагандировалась через образовательные институты. Такой подход в 1819 г. императору Францу I предложил епископ Далматинский Венедикт Кралевич. Стараниями В. Кралевича и при активной поддержке императора в Шибенике были основаны семинария и лицей для православных, но с преподавателями-униатами. Лучшим ученикам предлагалось обучение за государственный счет в Венском конвикте.
Необходимо отметить, что действия по популяризации унии не имели практически никакого успеха. Количество перешедших в унию православных было ничтожно мало. Однако иерархи сербской православной церкви оставались крайне внимательны к любому факту обращения и выступали категорически против унии. Во-первых, по причине пастырского долга, который заключался в необходимости сохранения и защиты вверенной паствы. Во-вторых, поскольку подобная пропаганда подрывала авторитет православной церкви как таковой. После многочисленных жалоб от далматинцев на епископа В. Кралевича митрополит Карловацкий Стефан Стратимирович неоднократно обращался к властям в Вене с требованием его отстранения. Новый владыка Далматинский Иосиф Раячич боролся с местной католиче-
ской администрацией и наотрез отказывался вычеркивать из сербских метрических книг православных, принявших унию. Позднее, в 1840 г., митрополит Карловацкий Стефан Станкович выступал с пламенной речью в Венгерском государственном собрании, требуя от венгров пресечь насильственный перевод в унию православных в Банате. Вопрос защиты православной паствы для Сербской православной церкви оставался актуальным вплоть до 1841 г., когда император Фердинанд I издал декрет, по которому прозелитизм на территории Австрийской империи был официально запрещен.
Касаткин К.А.
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
От «бугар» к Болгарии: изобретение болгарской нации в работах И.П. Липранди
В современной исторической науке наметился определенный тренд к пересмотру отношений России с балканскими народами. Старые представления о неизменном образе «братьев-славян», «турецком порабощении», «борьбе России за освобождение славян» рушатся, и становится очевидным, что отношения между двумя империями были не столь однозначными. Образ православных народов Османской империи на протяжении XIX в. претерпел значительные изменения: восприятие российской элитой южных славян как «тамошних диких народов» постепенно вытеснялось новыми, более позитивными способами описания, которые не просто сосуществовали, но активно боролись друг с другом. Важную роль в этой борьбе сыграл И.П. Липранди.
На сегодняшний день балканские сюжеты в работах И.П. Липранди нельзя считать достаточно изученными. При этом многие исследователи допускают серьезную ошибку, выдергивая информацию о южных славянах из контекста. С 1820-х по начало 1840-х годов Липранди занимался изучением всех балканских народов исключительно в рамках дискурса об Османской империи. Только в 60-е и 70-е годы XIX в., на волне общей заинтересованности судьбами южных славян, он публикует отдельные концептуально переработанные работы о них. На этот факт никто до сих пор не обращал должного внимания, а между тем он превращает И.П. Липранди из первопроходца российского славяноведения в одного из зачинателей отечественного ориентализма.
И.П. Липранди активно участвовал в конструировании образа болгар и «Болгарии» на протяжении долгих 50 лет. Начав заниматься изучением Балкан в 1820-е годы, он опубликовал свое последнее сочинение по этой тематике буквально накануне последней русско-турецкой войны. К счастью,