Научная статья на тему 'ОТ БИЕННАЛЕ ДО БАРАКОВ И ОБРАТНО: СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО В ЕКАТЕРИНБУРГЕ В 2010-Е ГОДЫ'

ОТ БИЕННАЛЕ ДО БАРАКОВ И ОБРАТНО: СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО В ЕКАТЕРИНБУРГЕ В 2010-Е ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
185
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / ИСКУССТВО ЕКАТЕРИНБУРГА / ГЦСИ / «КУЛЬТУРНЫЙ ТРАНЗИТ» / УРАЛЬСКАЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ БИЕННАЛЕ / РОССИЙСКОЕ ИСКУССТВО 2010-Х ГОДОВ / УРАЛЬСКОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кудрявцева Ирина Владимировна

Статья посвящена художественной жизни Екатеринбурга 2010-х годов. Автор выделяет несколько этапов в развитии сферы современного искусства рассматриваемого десятилетия: от становления профессионального сообщества и появления нового поколения художников и кураторов через институциональный кризис к обогащению среды новыми участниками и обновлению арт-процесса. В статье дается характеристика основных тенденций уральского искусства 2010-х годов, в том числе особое внимание уделяется рассмотрению процессов, связанных с формированием новой генерации художников, деятельности специализированных институций и самоорганизаций, а также отдельных проектов, нацеленных на атрибуцию специфики регионального культурного кода. Автор опирается на собственный практический опыт работы в качестве куратора образовательных и выставочных проектов в Уральском филиале ГЦСИ (2008-2013) и Екатеринбургском музее изобразительных искусств (с 2013 по сегодняшний момент).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE BIENNIAL TO THE BARRAKS AND BACK: YEKATERINBURG CONTEMPORARY ART IN THE 2010'S

The article is devoted to the artistic life of Yekaterinburg in the 2010s. The author identifies several stages in the development of the sphere of contemporary art of this decade: from the f ormation of a prof essional community and the emergence of a new generation of artists and curators through an institutional crisis to enriching the environment with new participants and updating the art process. The article gives a description of the main trends in the Ural art of the 201 Os, including special attention to the processes associated with the formation of a new generation of artists, the activities of specialized institutions and self-organizations, as well as projects aimed at attributing the specifics of the regional cultural code. The author draws on his own practical experience as a curator of educational and exhibition projects in the Ural branch of the NCCA (2008-2013) and the Yekaterinburg Museum of Fine Arts (from 2013 to the present).

Текст научной работы на тему «ОТ БИЕННАЛЕ ДО БАРАКОВ И ОБРАТНО: СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО В ЕКАТЕРИНБУРГЕ В 2010-Е ГОДЫ»

DOI: 10.17516/2713-2714-0032 УДК 7.036

FROM THE BIENNIAL TO THE BARRAKS AND BACK: YEKATERINBURG CONTEMPORARY ART IN THE 2010's

Irina V. Kudriavtseva

Yekaterinburg Museum of Fine Arts

Ural Federal University named after B.N. Yeltsin

Yekaterinburg, Russian Federation

Abstract: The article is devoted to the artistic life of Yekaterinburg in the 2010s. The author identifies several stages in the development of the sphere of contemporary art of this decade: from the formation of a professional community and the emergence of a new generation of artists and curators through an institutional crisis to enriching the environment with new participants and updating the art process. The article gives a description of the main trends in the Ural art of the 2010s, including special attention to the processes associated with the formation of a new generation of artists, the activities of specialized institutions and self-organizations, as well as projects aimed at attributing the specifics of the regional cultural code. The author draws on his own practical experience as a curator of educational and exhibition projects in the Ural branch of the NCCA (2008-2013) and the Yekaterinburg Museum of Fine Arts (from 2013 to the present).

Keywords: contemporary art; Yekaterinburg art; NCCA; Cultural Transit; Ural Industrial Biennial; Russian art of the 2010s; Ural art.

Citation: Kudriavtseva, I. V. (2022). From the Biennial to the barraks and back. Yekaterinburg contemporary art in the 2010s. Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, №2(11), p. 90-101.

Экспозиция выставки Леонида Тишкова «Взгляни на дом свой». Екатеринбургский музей изобразительных искусств, 2015 Фото

Владимира Пономарева

The exposition of

Leonid Tishkov's

exhibition

"Look Homeward".

Yekaterinburg

Museum of Fine Arts,

2015

Photo by

Vladimir Ponomarev

И. В. Кудрявцева

Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Уральский федеральный университет им. первого Президента РФ Б. Н. Ельцина Екатеринбург, Российская Федерация

ОТ БИЕННАЛЕ ДО БАРАКОВ И ОБРАТНО:

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО В ЕКАТЕРИНБУРГЕ В 2010-Е ГОДЫ

Статья посвящена художественной жизни Екатеринбурга 2010-х годов. Автор выделяет несколько этапов в развитии сферы современного искусства рассматриваемого десятилетия: от становления профессионального сообщества и появления нового поколения художников и кураторов через институциональный кризис к обогащению среды новыми участниками и обновлению арт-процесса. В статье дается характеристика основных тенденций уральского искусства 2010-х годов, в том числе особое внимание уделяется рассмотрению процессов, связанных с формированием новой генерации художников, деятельности специализированных институций и самоорганизаций, а также отдельных проектов, нацеленных на атрибуцию специфики регионального культурного кода. Автор опирается на собственный практический опыт работы в качестве куратора образовательных и выставочных проектов в Уральском филиале ГЦСИ (2008-2013) и Екатеринбургском музее изобразительных искусств (с 2013 по сегодняшний момент).

Ключевые слова: современное искусство; искусство Екатеринбурга; ГЦСИ; «Культурный транзит»; Уральская индустриальная биеннале; российское искусство 2010-х годов; уральское искусство.

Введение

Художественная жизнь Екатеринбурга 2010-х годов представляла собой яркий и запоминающийся эпизод истории уральского современного искусства. В это десятилетие хронологически укладывается несколько условных этапов: первый связан с появлением новой генерации художников, «строительством» специализированных институций, развитием частных инициатив и самоорганизаций в городе и регионе, второй характеризуется укреплением и стабилизацией этих процессов, третий - последующим кризисом и попытками очередного обновления внутри арт-сообщества. Этот путь пролегает, образно говоря, от старта большого проекта Уральской индустриальной биеннале в 2010 году до возникновения нарочито андеграундных группировок и выставок в заброшенных бараках-сквотах в 2018-2019 годах и приводит в конечном итоге обратно к институциональной системе, заметно адаптированной под новые вызовы.

Попробуем восстановить хронику художественного десятилетия 2010-х годов и дать краткую характеристику основным выраженным трендам в искусстве Екатеринбурга этих лет. В обзоре сконцентрируем внимание на ключевых именах и событиях, что не следует воспринимать как исчерпывающий рассказ о многообразном и выходящем за рамки любых описаний процессе.

Новые пространства для искусства Прежде чем обратиться к материалу 2010-х годов, стоит заметить, что современное искусство в Екатеринбурге более или менее успешно размечало для себя пространство на протяжении 1990-х и 2000-х. В городе работали самобытные и энергичные художники (Олег Еловой, Евгений Малахин, Александр Голиздрин, Александр Шабуров, арт-группа «Засада Цеткин», Сергей Лаушкин, творческое объединение «Куда бегут собаки» и другие), функционировало несколько музеев и галерей, где можно было увидеть актуальное искусство, регулярно проводились выставки и разного рода фестивали. Этот фундамент экспериментов с форматами и границами художественной практики стал необходимой основой для нового институционального этапа 2010-х годов.

В 1999 году в Екатеринбурге был создан филиал Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), на тот момент имевшего

свои представительства в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Калининграде. Как отмечает искусствовед Тамара Галеева, появление новой институции было продиктовано внутренней потребностью культурной среды города [7]. Это событие также подтвердило статус Екатеринбурга как одного из перспективных очагов развития актуальных художественных процессов. Первые годы филиал не имел своего пространства, проекты, инициированные ГЦСИ в Екатеринбурге в 2000-е годы, были преимущественно связаны с паблик-артом и искусством новых медиа. Не исключалась и активная выставочная деятельность, которая разворачивалась на партнерских площадках в городе, среди них: Екатеринбургский музей изобразительных искусств, кинотеатр «Салют», Сверд-

Тимофей Радя. Твой ход.

Екатеринбург, 2010

Фото

Тимофея Ради

Timofey Radya. Your move. Yekaterinburg, 2010 Photo by Timofey Radya

Сергей Лаушкин для проекта «По пути». 2013

Фотография предоставлена фондом «Культурный транзит»

Sergey Laushkin for

the project

"On the Way". 2013.

Photo provided

by the Cultural Transit

Foundation

ловская областная научная библиотека им. В.Г. Белинского, клуб «Нога» и прочие.

Поиск новых, в том числе непрофильных, территорий для создания и презентации современного искусства и продвижения художественного процесса привел кураторов ГЦСИ к неподдельной заинтересованности в индустриальном наследии региона. Пустующие заводские цеха, остановленные производства оказались пластичной фактурой как для концептуального осмысления, так и для буквального «вотирования. Ключевую роль в судьбе Екатеринбургского филиала ГЦСИ сыграли фестивали «АлЗавод» (2008 и 2009 года), открывшие для широкой зрительской аудитории непривычные формы существования искусства в индустриальном окружении'. Проекты носили подчеркнуто лабораторный, то есть ориентированный на процесс и эксперимент, а также междисциплинарный характер. Как отмечает куратор и инициатор фестивалей Алиса Прудникова, «работы были связаны с обживанием нового для них пространства, с перформативным подходом. Это были муралы, концептуальные высказывания, саунд-инсталляции, видео. Для таких фестивалей важен эффект концентрации различных высказываний. Арт-заводы дали нам возможность почувствовать перспективу этого формата. Мы увидели в нем ресурс для того, чтобы решить нашу бесконечную проблему бездомности и сделать это нашим концептуальным жестом как институции, как региона» [8]. Следующим шагом после фестивалей «Аг^Завод» стало появление Уральской индустриальной биеннале современного искусства - крупнейшего в регионе на сегодняшний момент проекта в сфере художественной культуры.

Таким образом, 2010-е годы стартуют большим амбициозным проектом, ориентированным на интеграцию регионального компонента в российский и международный контекст. Индустриальная биеннале находит новые пространства для искусства, которые не ограничиваются промышленными площадками, переоборудованными под выставки, но и включают в себя концептуальное расширение границ культурного поля и укрепление влияния ГЦСИ как институции.

Независимо и вне институций в Екатеринбурге с начала 2010-х годов особое активное развитие получает уличное искусство. Первая крупная работа художника Тимофея Ради «Твой

ход» была создана в 2010 году. В центре города опоры Макаровского моста были расписаны как костяшки домино, эффектно и весьма красноречиво рождался образ шаткой и неустойчивой основы привычных надежных элементов окружающей повседневности, будь то мост между двумя берегами пруда или коммуникация между людьми. Символично, что, появившись в начале десятилетия, эта работа была разрушена в процессе реконструкции моста в 2020 году. Тема зыбкости и исчезновения, заявленная автором проекта, казалось, достигла в тот момент своего логического завершения, а поэтичный визуальный образ, к сожалению, навсегда остался лишь в документации.

На протяжении 2010-х годов Радя завоевал репутацию последовательного и самостоятельного художника. Его проекты и высказывания метко и осознанно реагируют на состояние общества («Красная площадь», 2011; «Вечный огонь», 2011; «Пусть все услышат мое молчание», 2012) и политические кризисы («Потеря прочности», 2011; «Вас наебали», 2011; «Фигура 1. Стабильность», 2012; «Записка президенту», 2014; «Ориентир», 2015; «Плохой спектакль», 2018), вместе с этим в его творческой практике находится место чуткому и порой лирическому комментарию, посвященному жизни городской среды («Я бы обнял тебя, но я просто текст», 2013; «Абажуры», с 2013; «Кто мы, откуда, куда мы идем?», 2017) [13]. Пространствами для искусства, в случае Ради, становятся не только улицы и здания городов, но и природная среда, скрытая от случайного свидетеля.

На другом полюсе от аскетичности и бескомпромиссности проектов Тимофея Ради оказывается фестиваль уличного искусства Stenograffia, который проводится в Екатеринбурге ежегодно с 2010 года. В рамках этого проекта создаются легальные росписи фасадов и городских общественных пространств. Среди приглашенных художников побывали 1нтересн1 Казки, Heracute, Андрей Люблинский, Покрас Лампас, Ampparito, Elian Chali, Никита Nomerz и многие другие. За годы существования фестиваля было создано более 500 объектов, многие из которых сохранились [16]. Уязвимым местом для критики было и остается сотрудничество организаторов с городской администрацией, что предполагает ряд ограничений для художников: от согласования с чиновниками эскизов будущих росписей до следования определенной

бесконфликтной конъюнктуре, что приводит к появлению более декоративных произведений, напоминающих больше благоустройство и в меньшей степени художественное высказывание. В качестве оппозиции Stenograffia в 2018 году был придуман партизанский фестиваль «Карт-бланш», философия которого строится на снятии любых ограничений для уличных художников.

Еще одной опорной точкой для искусства рассматриваемого нами десятилетия стало появление в 2010 году некоммерческого фонда «Культурный транзит», его работу возглавила Евгения Никитина. Эта новая институция серьезно повлияла на художественную среду Екатеринбурга 2010-х годов и составила достойную альтернативу местному филиалу ГЦСИ, тем самым расширив поле возможностей для художников, кураторов и зрителей, а также определив новые пространства как новые независимые платформы.

Молодое искусство

Деятельность команды Екатеринбургского ГЦСИ с начала 2010-х годов опиралась на стратегию поддержки молодых региональных художников. Потребность в укреплении и сплочении арт-сообщества реализовывалась в форматах выставочных, резидентских и образовательных проектов, ориентированных на новую генерацию активных участников культурного процесса в городе и регионе. В 2011 г. у филиала ГЦСИ появилось свое здание с выставочным

залом и несколькими помещениями, переобо-

?

рудованными под временные мастерские .

Закономерно, что в качестве старта новой площадки была подготовлена молодежная выставка «Первые на Марсе» (кураторы Владимир Селезнев, Ирина Кудрявцева). Ее участниками стали художники из Нижнего Тагила, Екатеринбурга, Перми, Санкт-Петербурга, Красноярска, Невьянска и Германии. Они представили новые работы, посвященные реализации образов покорения и обживания космоса [6].

За несколько недель до «Первых на Марсе» в залах Свердловского краеведческого музея открылся проект «Space: open» (куратор Макс Зюдус) - первая выставка, организованная фондом «Культурный транзит». В экспозиции были представлены итоги воркшопа, который провел немецкий художник и куратор Зюдус, специализирующийся на работе со светом [15]. В рамках этого проекта себя проявили молодые екатерин-

бургские авторы, нередко впоследствии сотрудничавшие с «Культурным транзитом» и ГЦСИ (Саша Салтанова, Елена Шубенцева, Анна Сит-никова, Алексей Демин и др.). Оба выставочных проекта оказались неплохим началом для роста нового поколения художников.

Практика проведения интенсивов - мастер-классов для молодых уральских авторов с европейскими художниками в роли наставников - успешно развивалась в деятельности «Культурного транзита». Одним из ярких примеров такого формата стал проект «По пути» (куратор Уве Ионас), реализованный в августе-сентябре 2013 года. Местом городских исследований и художественных интервенций был выбран Верх-Исетский район города Екатеринбурга.

Фокус двухнедельного мастер-класса был обращен к практике создания малобюджетных паблик-арт-проектов, отличающихся спонтанностью реакции на состояния общественной среды (проекты Кирилла Бородина, Марии Плаксиной, Даши Гофман, Павла Погудина), партизанской свободой выражения (интервенции Сергея Лаушкина, Натальи Хохоновой, Ильи Мозги), а также непосредственным вовлечением и соучастием жителей и прохожих (акция Антонины и Александры Воробьевых, пер-форманс Екатерины Жариновой, работы Анны Ситниковой и Саши Салтановой) [10].

Сотрудничество «Культурного транзита» с немецким куратором Максом Зюдусом имело плодотворное продолжение, воплотившееся в

Сергей Лаушкин. Эхо. Фестиваль «НЕТЕМНО».

2017 Фото

Сергея Потеряева

Sergey Laushkin. Echo. The festival "NETEMNO". 2017

Photo by Sergey Poteryaev

ежегодном фестивале светового искусства «НЕТЕМНО», который проводится в Екатеринбурге регулярно с 2012 года в самый короткий световой день в году Без преувеличения можно сказать, что за свою десятилетнюю историю этот проект «выживал» в экстремальных условиях: независимый и некоммерческий статус задает рамку скромного бюджета, вдобавок ко всему большинство работ художников традиционно создаются для городской среды, и морозный декабрь испытывает организаторов, а также участников как на этапе подготовки и монтажа, так и во время вечерних презентаций световых инсталляций.

В рамках «НЕТЕМНО» в Екатеринбурге впервые появились полюбившиеся всем «Абажуры» Тимофея Ради. К участию в фестивале наравне

с известными и зрелыми художниками, такими как Дмитрий Булныгин или Сергей Лаушкин, приглашаются молодые, а порой и только начинающие авторы. В разные годы на «НЕТЕМНО» можно было увидеть работы Сергея Рожина, Андрея Чугунова, Анны и Виталия Черепановых, Саши Салтановой, Людмилы Калиничен-ко, Кристины Горлановой, Please Leave a Review, арт-группы «Злые», Александра Радтке, Алексея Щигалева, Евгения Хлопотова, Ирины и Стаса Шминке и многих других художников - представителей новой генерации екатеринбургского искусства 2010-х.

После запуска собственной площадки Уральский филиал ГЦСИ в 2011 году инициирует проект резиденций «Мастерская» (кураторы Ирина

Экспозиция выставки

«И жизнь прожил, и жив ишо». Уральский филиал ГЦСИ, 2015 Фото

Владимира Селезнева

The exposition of the exhibition "I have lived my life and I am alive. " Ural branch ofNCCA, 2015 Photo by

Vladimir Seleznev

Кудрявцева, Алиса Прудникова), ориентированный на молодых художников, практикующих в разных видах современного искусства.

Постоянная программа краткосрочных резиденций (от нескольких недель до нескольких месяцев) и серия персональных выставок участников давали возможность реализации художественных проектов и непосредственной их презентации в залах ГЦСИ. За три года в «Мастерской» успели поработать Виктор Корьякин, Иван Снигирев, Тимофей Радя, Слава ПТРК, Светлана Спирина, Федор Телков, Сергей По-теряев, Иван Соснин, Владимир Абих, проект «Тепло», Те8по1а, Гплуааа, Екатерина Рейшер и Евгения Михеева, арт-группа «Злые» и другие.

С начала 2014 года прекращается практика сменных резиденций, однако работа с новыми авторами на этом не увядает. Поддержка молодых художников и интеграция их в профессиональное сообщество происходит посредством портфолио-ревю (одно из первых мероприятий состоялось в 2014 году).

Также весьма примечателен проект «5x3» (кураторы Анна Литовских, Светлана Усольцева) - серия персональных и групповых выставок, которая прошла в 2017 году в камерных залах ГЦСИ. В течение месяца были показаны работы Насти Франц, Александра Баженова, Александра Агафонова, группы «ЖКП», а также собрана экспозиция «Мужская работа» при участии 23 художников.

Образовательные программы ГЦСИ 2010-х годов возникали естественно из потребностей региональной культурной среды. Так, большую популярность и неизменный отклик у публики нашел лекционно-дискуссионный клуб «Приоткрытые понедельники» (2007-2014), ставивший своей задачей воспитание публики, подкованной для восприятия актуальных художественных практик. В условиях дефицита информации о современном искусстве лекции кураторов и исследователей, творческие встречи с художниками и режиссерами, обзоры мировых биеннале и показы видео-арта формировали кругозор, а также становились поводом для выстраивания контактов и связей внутри сообщества.

Очевидная нехватка полноценных профессиональных образовательных программ в сфере современного искусства и новых медиа подтолкнула к появлению и развитию проектов «Вечерняя школа» (2009) на площадке ГЦСИ и «АРТПОДГОТОВКА» (2011) на базе худграфа

Нижнетагильского педагогического института. Обе программы представляли собой интенсив воркшопов для начинающих художников, которые курировал Владимир Селезнев. Параллельно с этим в Екатеринбурге существовала школа «АртПолитика» (2009 - 2011) Арсения Сергеева, также специализировавшаяся на подготовке молодых художников к работе в сфере актуального искусства. Все эти программы оказались чрезвычайно своевременными и эффективными, а выпускники органично подключились к практи-

Своего рода возрождение образовательных программ, ориентированных на творческую молодежь, произошло в 2018 году с появлением масштабного проекта ГЦСИ «Лаборатория молодого художника» (кураторы Евгения Чайка, Артем Антипин). К участию в качестве наставников были приглашены опытные художники с разным опытом (Тимофей Радя, Владимир Селезнев, Никита Рокотян, Кристина Горлано-ва, Максиме Шентелевс, Борис Хегенбарт, Татьяна Ахметгалиева) [9]. Работа лаборатории дала старт для профессионального становления десятка молодых людей, некоторые из которых успешно продолжают свою реализацию в качестве художников, среди них Андрей Чугунов, Евгений Хлопотов, Влада Березина, Анна Фельдман и Анастасия Прокофьева.

Общий тренд на новую генерацию в искусстве к середине 2010-х годов проявился и в институциональной сфере. В 2016 году в Екатеринбургском музее изобразительных искусств (ЕМИИ) создается отдел современного искусства, которым заведует Ирина Кудрявцева, тогда же директором и куратором Арт-галереи Ельцин Центра был назначен Илья Шипиловских, а в фотографическом музее «Дом Метенкова» полностью сменилась кураторская команда, в ее состав вошли Кристина Горланова, Марина Соколовская и Сергей Потеряев.

Значимым событием для неформальных и субкультурных группировок стало открытие галереи уличного искусства «Свитер» (2014-2016, основатели Степан Тропин и Алина Рахматули-на) - самоорганизации, созданной художниками и для художников.

Фонд «Культурный транзит», всегда сотрудничавший с молодыми авторами и кураторами, со второй половины 2010-х годов получает регулярную возможность проведения выставочных проектов благодаря собственному камер-

ному пространству в подвальных помещениях на ул. Пушкина, 24 (2015-2017), и позднее на ул. Пушкина, 12 (2017-2019). Омоложение существующих институций и возникновение новых независимых площадок стимулировало насыщенную художественными событиями и явлениями жизнь Екатеринбурга второй половины 2010-х годов.

Архив как связь поколений

Интерес к истории уральского современного искусства и его классикам - представителям ан-деграундной тусовки 1970-1980-х и новой волны 1990-х - стал весомым компонентом выставочной практики во второй половине 2010-х годов.

Формат архивных и ретроспективных проектов был опробован и ранее: так, своеобразной ревизией видео-арта стала выставка «Внутренний Урал» (2009, кураторы Владимир Селезнев, Алиса Прудникова, Светлана Усольцева); к хронике художественной жизни 1990-2000-х был обращен проект «Вспомнить все» (2014, куратор Илья Шипиловских).

Любопытный опыт объединения художников разных поколений получился на выставке «Парное катание» (2015, куратор Светлана Усольцева), все участники которой были разбиты на условные пары с целью спонтанного или запрограммированного диалога между произведениями, созданными с разницей в десятки лет. Концептуальные минималистичные высказывания Евгения Арбенева рифмовались с работами Анастасии Богомоловой, показательно соотносились проекты фотографов Сергея Рогожки-на и Сергея Потеряева, сценографов Владимира Кравцева и Юлии Климовских, живописцев Миши Брусиловского и Екатерины Поединщи-ковой и так далее.

Легендарная фигура художника, поэта и музыканта Евгения Малахина (также известного как Старик Б.У. Кашкин) была удостоена целой выставки-трибьюта «И жизнь прожил, и жив ишо» (2015, кураторы Владимир Селезнев, Ольга Комлева). В экспозицию вошли произведения более 30 авторов, творчество которых отвечало принципу понимания искусства как акта коммуникации. Книга художника, экспериментальная фотография, перформанс и хэппенинг - самые разные аспекты наследия Малахина были актуализированы через подобные же практики многих современных художников от «Синих носов» до т/о «Велосипед», от Леонида Луговых до Ирины Даниловой. В рамках этого проекта был из-

дан каталог-альманах «Б.У. Кашкин (1938-2005): жизнь и творчество уральского панк-скомороха», составленный Александром Шабуровым [3]. На сегодняшний момент это наиболее полная публикация, посвященная культовому художнику уральского андеграунда.

Подобно фигуре Б.У Кашкина, мифологизации подвергся писатель и публицист, автор знаменитых уральских сказов П.П. Бажов. Через интерпретацию его литературного наследия современным художникам и зрителям предлагалось обратиться к поиску самобытных оснований уральского искусства, а также специфике особой поэтики региональной культуры. Таким образом, «Бажов fest» (2016 - 2018) интегрировал проекты, в основу которых были положены приемы бажовского мифотворчества, объединяющие фантастическое и бытовое, рациональное и необъяснимое. Выставки, подготовленные в рамках фестиваля, «Новая Малахитовая шкатулка» (2016, кураторы Александр Шабуров, Светлана Усольцева) и «Все не то, чем кажется» (2018, куратор Владимир Селезнев) показали традицию и потенциал темы. Если первый проект был большой сборной экспозицией с участием звезд российского современного искусства, то на второй выставке приоритет был отдан уральским художникам. Особо удачно с мистикой Бажова зарифмовалась инсталляция Алисы Горшени-ной, творчество которой - словно заколдованный герметичный лес, населенный химерами, проекциями прошлого, образами, рожденными на границах собственного «я» и необъятного «другого».

Аня Ситникова для проекта «По пути». 2013

Фотография предоставлена фондом «Культурный транзит»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Апуа Sitnikova for the project "On the Way". 2013

Photo provided by the Cultural Transit Foundation

В плане поэтического чувствования места, а также практики самоисторизации у молодых художников, работающих на Урале, выстраивается особая преемственная связь с творчеством Леонида Тишкова. Его произведения регулярно демонстрировались в Екатеринбурге в рамках тематических проектов на протяжении 2000-х и 2010-х годов, а в 2015 году в ЕМИИ состоялась большая персональная выставка «Взгляни на дом свой» (куратор Ирина Кудрявцева), объединившая работы мастера, посвященные семье, памяти и уральской жизни, представленной в знаменитых образах «Вязаника», «Снежного ангела», «Водолазов» и «Частной луны» [5].

К автобиографическому материалу и теме семейного архива, вслед за Тишковым, обращаются Анастасия Богомолова («Пусть я вырасту моей любимой травой», 2013-2015), Кристина Горланова («По женской линии», 2013; «Бери и помни», 2018-2020), Сергей Потеряев («Старая Утка», 2017).

Перформативные опыты Сергея Рожина («Дедушка стрит-арт», 2016) также в некоторой степени лежат в русле этой преемственной переклички. Подобно тому, как Тишков использует практику плетения и вязания из обрезков старой ткани - «махориков», с актуализацией и адаптацией традиции народных промыслов успешно и последовательно работает Красил Макар, опираясь на технику маховой живописи, распространенную в домовой росписи на Урале и в Западной Сибири XIX - начала XX веков.

Важным и заметным трендом в творчестве отдельных художников стал живой интерес к проектам-исследованиям. Так, фотодокументалист Федор Телков совместно с журналистом Александром Сориным и антропологом Натальей Конрадовой представили объемный образ национальной и культурной общности на выставке «Урал мари. Смерти нет» в Арт-галерее Ельцин Центра в 2019 году [14]. Художница Анастасия Богомолова на протяжении последних нескольких лет - с 2019 года - обследует и изучает села и небольшие поселения с европейскими названиями (Париж, Берлин, Кассель, Бреды, Требия и пр.), расположенные на юге Челябинской области. В ходе экспедиций «Евротура» она фиксирует свой туристический опыт, собирает коллекцию артефактов, исследует процессы и механизмы создания достопримечательностей [4].

Хорошим примером работы с архивом и документальными источниками является проект Сергея Потеряева «Большой шлем», презентованный в 2020 году в арт-резиденции «Шишим-ская горка» в Екатеринбурге. Художник обращается к теме пропаганды времен холодной войны и сложному механизму верификации визуальных свидетельств, а также размышляет о границах объективности любой информации и ответственном выборе в ее интерпретации [11].

Исследовательские художественные проекты и выставки десятилетия 2010-х годов демонстрируют стремление участников актуального арт-процесса простроить и наладить связи между разными явлениями и эпизодами истории уральского искусства.

Больших успехов в укреплении сообщества через преемственные контакты поколений достиг проект «Приручая пустоту. 50 лет современного искусства Урала» (2017-2019, куратор Владимир Селезнев). Масштабная выставка стала одной из первых попыток выстроить генеалогию региональных художественных практик с конца 1960-х до конца 2010-х годов. Куратора особо интересовали условия появления питательной среды для нового, отличного от соцреализма искусства, а также дальнейшие механизмы взаимодействия и влияния самых разных художников -участников арт-процесса. Как подчеркивает сам Селезнев, его выставка - это интуитивный, а не академичный взгляд на историю, что и позволило сформулировать пластичный и нелинейный образ уральского современного искусства [12].

Вместо заключения, или Туда и обратно

Своеобразным итогом 2010-х годов стало появление в Екатеринбурге целой плеяды художников, профессиональное становление которых приходится на это десятилетие. Многих из них мы уже упоминали ранее. В формате практик уличного искусства в Екатеринбурге с начала 2010-х годов работают десятки молодых художников, среди которых особый интерес представляют арт-группа «Злые», Слава ПТРК, Udmurt, Владимир Абих, Илья Мозги.

Как самостоятельный вид искусства получил развитие перформанс, заметным примером могут служить проекты Светланы Спириной («Работа по уничтожению пустоты», 2013; «Холод», 2014; «Осветление», 2017 и др.), Сергея Рожина («Семь дней», 2012), а также танцевальные и театральные работы творческих коллективов. Практика резиденций и персональных выставок в фонде «Культурный транзит» дала старт Ксении Маркеловой, Марии Плаксиной, Людмиле Калиниченко, ХО «ГУЙ» и многим другим самобытным художникам.

Несмотря на рост и укрепление специализированных институций, а также формирование профессионального сообщества, в конце 2010-х годов созрел очередной этап трансформации, о себе заявила новая генерация 20-летних художников, только делающих первые шаги в современном искусстве.

В мае 2018 года в одном из заброшенных домов по адресу ул. Декабристов, 696 прошла стихийная выставка «Бараки». Местом действия стал квартал в центре города, так называемый профессорский городок кооператива «Опыт-

Сергей Потеряев. Старая Утка. Инсталляция. 4-я Уральская индустриальная биеннале, 2017 Фото

Евгения Литвинова

Sergey Poteryaev. Staraya Utka. Installation. 4th Ural Industrial Biennial, 2017. Photo by Evgeny Litvinov

Udmurt.

Затопил МКС.

Уличная

интервенция.

2015

Фото

Udmurt

Udmurt.

Flooded the ISS.

Street intervention.

2015

Photo by

Udmurt

строй», возведенный в 1920-е годы и обреченный на снос в 2018-м. Очевидной организации и концепции проект не имел и производил впечатление свободного сквотирования и захвата освободившегося после расселения жильцов пространства. «Бараки», таким образом, стали прибежищем не только художников, но и маргинальных обитателей окрестностей, здесь на протяжении нескольких месяцев проходили тусовки и музыкальные фестивали, экскурсии и дискуссии, хэппенинги и поэтические вечера. Внеинституциональная художественная площадка мыслилась ее активным участникам как открытая публичная платформа, предоставляющая право на высказывание любому желающему. Выставка в «Бараках» и последующие за ней фестивали «Маргинальная ночь» (2020-2021) продемонстрировали андеграундное, не включенное в сложившуюся систему искусство, потребовавшее к себе внимание через активную критику институционального устройства, в том числе и критику ГЦСИ.

Своеобразным ответом на выступления «маргинальных» художников стала акция «Институциональная ночь», подготовленная летом 2020 года новой командой Уральского ГЦСИ (за несколько месяцев до этого директором филиала была назначена Кристина Горланова). Попытка диалога состояла в приглашении к участию с перформансом Руслана Комадея, одного из активных представителей андеграундного сообщества.

За десятилетие заметную эволюцию прошло представительство региональных авторов на выставках Уральской индустриальной биеннале. Если в первом проекте 2010 года приняли участие 7 местных художников [1], то на пятой биеннале 2019 года можно было увидеть работы 17 представителей уральской арт-сцены, в том числе Красил Макара, Анны и Виталия Черепановых, группы «Куда бегут собаки», Александра Баженова, объединения «Музей вечно играющих аттракционов» и других [2].

В конце десятилетия в качестве отклика на запрос о поддержке участников регионального арт-процесса активизировались резидентские программы. На протяжении нескольких лет в «Доме Метенкова» успешно развивалось это направление, в 2019 году стартовал проект «Ши-шимская горка», кроме того, в ГЦСИ возродилась практика открытых портфолио-ревю, а в Арт-галерее Ельцин Центра регулярно проходят однодневные фестивали аудиовизуального искусства «Bring Your Own Beamer», где можно в демократичной обстановке увидеть множество видеоработ профессиональных и начинающих художников.

Пережив этап внутренних кризисов, художественная среда Екатеринбурга не только адаптировалась к вызовам и запросам времени, но и значительно приросла новыми участниками: художниками, кураторами, выставочными площадками, самоорганизациями, частными инициативами. В 2010-е годы система современного искусства в регионе заметно профессионализируется. Путь «от биеннале до бараков и обратно» показывает стремительное внутреннее развитие уральского искусства и окончательно закрепляет за Екатеринбургом статус крупного культурного центра России.

Примечания

1. Первым опытом работы современных художников на территории действующих заводов был международный фестиваль «Eurokon: экологический арт-мост», который прошел в Екатеринбурге летом 1996 года и открыл перспективы осмысления индустриального наследия языком актуального искусства.

2. Екатеринбургский (позднее Уральский) филиал ГЦСИ размещается в здании бывшей земской школы по адресу ул. Добролюбова, 19а. Истории этого места был посвящен междисциплинарный проект «Школа. История одного здания» (кураторы Ольга Комлева, Анна Литовских).

Литература

1. 1-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства: Ударники мобильных образов.

Основной проект / кураторы-сост. Е. Деготь, К. Ко-стинас, Д. Рифф. - Екатеринбург, 2010. - 304 с.

2. 5-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства (12.09-01.12.2019) : каталог. -Екатеринбург : Уральский филиал Государственного центра современного искусства в составе РОСИЗО, 2019.-452 с. :ил.

3. Б.У. Кашкин (1938-2005): жизнь и творчество уральского панк-скомороха / сост. А. Шабуров. -Екатеринбург : Уральский филиал Государственного центра современного искусства, 2015. - 608 с.: ил.

4. Богомолова Анастасия [персональный сайт]. -URL: https://anastasiabogomolova.com/pcv (дата обращения 01.05.2022).

5. Взгляни на дом свой. Издание к персональной выставке Леонида Тишкова / Екатеринбургский музей изобразительных искусств. - Екатеринбург, 2015.

- 104 с.: ил.

6. Выставка молодых художников «Первые на Марсе» : буклет / сост. И. Кудрявцева, В. Селезнев. - Екатеринбург : Екатеринбургский филиал ГЦСИ, 2011.

- 20 с.

7. Галеева, Т.А. Современное искусство Екатеринбурга : учеб.-метод, пособие / М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал, федер. ун-т. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2017.

- 76 с.

8. Зачем художнику завод? О дискуссии «Современное искусство в индустриальном контексте Урала» (участники: Марк Диво, Тамара Галеева, Алиса Прудникова, Владимир Селезнев, Ирина Кудрявцева) // Культура Урала : сайт. - Екатеринбург, 2021. -2 ноября. - URL: ЬПрв^/культура.екатеринбург.рф/ common_content/item/art_post/650 (дата обращения 27 апреля 2022).

9. «Наша задача максимально интегрировать ребят в художественный контекст». Интервью с Артемом Антипиным // Культура Екатеринбурга : сайт.

- Екатеринбург, 2018. - 12 июля. - URL: https://xn--80atdujec4e.xn--80acgfbsllazdqr.xn--plai/common_ content/item/art_post/335 (дата обращения 27 апреля 2022).

10. По пути : брошюра. - Екатеринбург : фонд «Культурный транзит», 2013. - 28 с.

11. Потеряев Сергей [персональный сайт]. - URL: https://sergeypoteryaev.ru/ (дата обращения 03.05.2022)

12. Приручая Пустоту. 50 лет современного искусства Урала : каталог выставки / Уральский филиал ГЦСИ в составе РОСИЗО. - Екатеринбург : Издательские решения, 2018. - 300 с. : ил.

13. Радя Тимофей [персональный сайт]. - URL: https://t-radya.com/ (дата обращения 05.04.2017).

14. Телков Федор [персональный сайт]. - URL: http:// fyodortelkov.ru/ (дата обращения 03.05.2022).

15. Space: Open (12.04 -24.04.2011) : каталог по итогам творческой мастерской Макса Зюдуса для молодых российских художников к выставке «КОСМОС: ОТКРЫТ» / сост. А. Иордан. - Екатеринбург : фонд «Культурный транзит», 2011. - 66 с.: ил.

16. Stenograffia Festival [сайт фестиваля]. - URL: https://stenograffia.ru/ (дата обращения 29.04.2022).

References

1. 1-уа Ural'skaya industrial' naya biennale sovremennogo iskusstva: Udarniki mobil'ny'x obrazov. Osnovnoj proekt [1st Ural Industrial Biennial of Contemporary Art: Leaders of mobile images]. Curators and compilers E. Degot', K. Kostinas, D. Riff.

Yekaterinburg, 2010, 304 p.

2. 5-ya Ural'skaya industrial'naya biennale sovremennogo iskusstva (12.09-01.12.2019): katalog [5th Ural Industrial Biennial of Contemporary Art (12.0901.12.2019): a catalogue]. Yekaterinburg, Ural'skij filial Gosudarstvennogo centra sovremennogo iskusstva v sostave ROSIZO, 2019, 452 p.

3. B. U. Kashkin (1938-2005): zhizn' i tvorchestvo ural'skogo pank-skomoroxa [B. U. Kashkin (19382005): life and creative work of the Ural punk-buffoon]. Compiler A. Shaburov. Yekaterinburg, Ural'skij filial Gosudarstvennogo centra sovremennogo iskusstva, 2015, 608 p.

4. Bogomolova Anastasiya [personal web site], available at: https://anastasiabogomolova.com/pcv (accessed 01.05.2022).

5. Vzglyani na dom svoj. Izdanie k personal'noj vy'stavke Leonida Tishkova [Look Homeward. Edition to the personal exhibition of Leonid Tishkov]. Yekaterinburg Museum of Fine Arts. Yekaterinburg, 2015,104 p.

6. Vy'stavka molody'x xudozhnikov "Pervy'e na Marse": buklet [The exhibition of young artists "The First on Mars"]. Compilers I. Kudryavceva, V. Seleznev. Yekaterinburg, Ekaterinburgskij filial GCzSI, 2011, 20 p.

7. Galeeva T. A. Sovremennoe iskusstvo Ekaterinburga: ucheb.-metod. posobie [Contemporary art of Yekaterinburg: educational-methodical manual]. Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Ural Federal University. Yekaterinburg, Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2017, 76 p.

8.Zachemxudozhnikuzavod?Odiskussii "Sovremennoe iskusstvo v industrial'nom kontekste Urala" (uchastniki: Mark Divo, Tamara Galeeva, Alisa Prudnikova, Vladimir Seleznev, Irina Kudryavceva) [Why does an artist need a factory? About the discussion "Contemporary art in industrial context of the Urals" (participants: Mark Divo, Tamara Galeeva, Alisa Prudnikova, Vladimir Seleznev, Irina Kudryavtseva)]. Culture of the Urals: web site. Yekaterinburg, 2021, 2 November, available at: https:// kul'tura.ekaterinburg.rf/common_content/item/art_

Красил Макар. У нас под окошком протоформ лукошко. Батут. 5-я Уральская индустриальная биеннале, 2019 Фото

Сергея Потеряева

Krasil Makar A Basket of Protoforms Outside Our Window. Bouncy castle. 5th Ural Industrial Biennial, 2019 Photo by Sergey Poteryaev

post/650 (accessed 27.04.2022).

9. "Nasha zadacha maksimal'no integrirovat' rebyat v xudozhestvenny'j kontekst". Interv'yu s Artemom Antipiny'm [Our task is to integrate guys into the cultural context as much as possible]. Culture of Yekaterinburg: web site. Yekaterinburg, 2018, 12 July, available at: https://xn—80atdujec4e.xn--80acgfbsllazdqr. xn—plai/common_content/item/art_post/335 (accessed 27.04.2022).

10. Po puti: broshyura [Along the way: a brochure]. Yekaterinburg, Foundation "Cultural transit", 2013, 28 p.

11. Poteryaev Sergey [personal web site], available at: https://sergeypoteryaev.ru/ (accessed 03.05.2022)

12. Priruchaya Pustotu. 50 let sovremennogo iskusstva Urala: katalog vy'stavki [Taming a Void. 50 years of the Ural contemporary art: the exhibition's catalogue]. Ural'skij filial GCzSI v sostave ROSIZO. Yekaterinburg, Izdatel'skie resheniya, 2018, 300 p.

13. Radya Timofey [personal web site], available at: https://t-radya.com/ (accessed 05.04.2017).

14. Telkov Fedor [personal web site], available at: http:// fyodortelkov.ru/ (accessed 03.05.2022).

15. Space: Open (12.04 - 24.04.2011): katalog po itogam tvorcheskoj masterskoj Maksa Zyudusa dlya molody'x rossijskix xudozhnikov k vy' stavke "KOSMOS: OTKRY'T" [Space: Open (12.04 - 24.04.2011): the catalogue made as a result of the creative workshop of Max Zyudus for young Russian artists for the exhibition "Space: Open"]. Compiler A. Iordan. Yekaterinburg, Foundation "Cultural transit", 2011, 66 p.

16. Stenograffia Festival [official web site], available: https://stenograffia.ru/ (accessed 29.04.2022).

Об авторе

Кудрявцева Ирина Владимировна - заведующая отделом современного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Уральский Федеральный университет им. первого Президента РФ Б. Н. Ельцина

E-mail: contemporary@emii.ru

Kudriavtseva Irina Vladimirovna

Head of the Department of Contemporary Art of the Yekaterinburg Museum of Fine Arts, Ural Federal University named after B. N. Yeltsin

Экспозиция выставки Ксении Маркеловой «Алтарь для заклания рук». Фонд «Культурный транзит», 2017 Фото

Сергея Потеряева

The exposition of the exhibition of Ksenia Markelova "Altar for the sacrifice of hands". Cultural Transit Foundation, 2017 Photo by Sergey Poteryaev

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.