От бережливого производства к бережливому государству: эволюция представлений о бережливом управлении
Гусельникова Ольга Юрьевна
аспирант, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, [email protected]
Применение инструментов и методов бережливого управления получило широкое распространение в производственном секторе экономики, однако в последние десятилетия вопрос поиска инструментов, обеспечивающих повышение качества предоставления услуг, обусловил повышение интереса к концепции бережливого управления применительно к непроизводственной сфере, затрагивая в т.ч. проблематику внедрения Lean в системе публичного управления при решении задач интенсификации экономического развития. Предметом настоящего исследования является эволюция концепции бережливого управления. В целях выявления этапов и факторов эволюции представлений о бережливом управлении проведен обзор научной литературы, сравнение, формализация, конкретизация, синтез и анализ полученной информации. Обобщение данных научной литературы позволило сформировать целостную картину эволюции концепции бережливого управления. Изменение характера представлений о содержании понятия «бережливое управление» и уточненная автором сущность концепции «бережливое государство» представлены в виде схем. Ключевые слова: бережливое управление, бережливое производство, бережливое государство, бережливые технологии, Lean, государственное управление.
Введение и постановка проблемы. Постоянное совершенствование системы менеджмента и ориентация на повышение качества выпускаемой продукции или предоставляемых услуг в условиях динамично развивающейся системы экономико-организационных отношений составляют основу для поддержания высокой конкурентоспособности производимой продукции или услуг, способных удовлетворить запросы требований потребителей. В качестве одного из направлений развития эффективности управления принято рассматривать совокупность инструментов и методов, известных как концепция бережливого производства (Lean / Lean manufacturing / бережливое управление).
В соответствии с ГОСТ Р 56020-2020 «Бережливое производство. Основные положения и словарь» под бережливым производством принято понимать концепцию организации бизнеса, ориентированную на создание привлекательной ценности для потребителя путем формирования непрерывного потока создания ценности с охватом всех процессов организации и их постоянного совершенствования через вовлечение персонала и устранение всех видов потерь [1].
Возникновение бережливого производства связано с поиском новых концептуально обоснованных моделей бизнеса, позволяющих преобразовать существующие бизнес-процессы и операции в рамках трансформации производственных систем. Вместе с тем универсальность принципов бережливого управления обусловила трансфер бережливой методологии управления в сферу услуг, после чего - в систему публичного управления. При этом применение инструментов и методов бережливого производства и в бизнесе (вне зависимости от формы управления и сферы деятельности организации), и в системе публичного управления призвано обеспечить сокращение временных и финансовых издержек на выполнение конкретных операций, повысить уровень качества продукции или услуг, а также эффективность и результативность деятельности субъекта внедрения Lean.
Несмотря на практику широкого использования бережливого подхода, обзор литературы позволяет сделать вывод об отсутствии комплексных исследований, посвященных вопросам эволюции развития методологии бережливого управления от предпосылок ее формирования до настоящего времени вне рамок производственного сектора. Фокус академических исследований составляют вопросы становления концепции бережливого управления [20, 22, 24, 35], взаимосвязи развития бережливой методологии с этапами промышленной революции [23], тогда как современный этап развития представлений о бережливости, включая расширение границ применения бережливого подхода на сферу услуг и публичного управления, фактически остается малоизучен.
X X
о
го А с.
X
го m
о
2 О
м м
сч сч о
CS
оэ
о ш m
X
<
m о х
X
Предметом настоящего исследования является эволюция концепции бережливого управления.
Статья посвящена изучению историко-методологи-ческих аспектов возникновения и развития концепции бережливого управления применительно к обозначенным автором сферам управления.
Основным методическим подходом, использованным в процессе исследования, является исторический подход, предполагающий историческое сопоставление представлений и используемой терминологии в рамках формирования концепции бережливого управления с периода начала промышленной революции до настоящего времени, что позволяет сформировать целостную картину эволюции концепции бережливого управления.
Результаты и обсуждение
О влиянии эволюции управленческой мысли на процесс формирования представлений о бережливости
Необходимость поиска наиболее эффективных подходов достижения главной цели экономики, заключающейся в рациональном использовании ограниченных ресурсов, с учетом постоянного развития организационных, социальных, культурных и политических отношений, предопределила формирование различных подходов и школ управления. При этом развитие новых направлений, в числе которых выделяется также бережливое управление, во многом опирается на достижения основных школ менеджмента.
Прежде чем перейти к детальному исследованию особенностей развития представлений о бережливости, сосредоточимся на обобщении ключевых положений, отражающих эволюцию управленческой мысли, которые оказали значительное влияние на формирование современного представления о бережливом управлении. Принимая во внимание различия в подходах к классификации управленческих теорий [7, 9, 12, 15, 19], остановимся на анализе влияния «одномерных» учений об управлении [7] на развитие Lean-концепции.
Идеи школы научного управления оказали существенное влияние не только на последующее развитие теории управления в целом, но и на формирование представлений о бережливости в частности. Первый опыт комплексного теоретического осмысления возможностей научного управления производством сформировал основу для развития методологии бережливого управления. Использование методов научного познания определило возможность объективной оценки измерения производительных и непроизводительных затрат, а также формирования методологической основы для повышения производительности труда. Ключевые идеи рассматриваемой школы оказали также существенное влияние на последующее развитие lean-инструментов и методов: именно с данным этапом эволюции управленческой мысли связано создание первых техник визуализации в менеджменте, применения методов поиска оптимальных решений. При этом достижения научной школы управления заставили обратить внимание исследователей на необходимость целенаправленного управления персоналом, обучения и повышения квалификации сотрудников, что в концепции бережливого производства нашло выражение как одно из ключевых направлений развертывания Lean. В числе постулатов следует также отметить разделение функций планирования, координации и контроля: несмотря на то, что методология бережливого управления сфокусирована на
изменение конкретных организационных процессов, логика развертывания данного инструментария включает пять фаз жизненного цикла проектного управления.
Анализ положений классической (административной) школы управления позволяет выделить разработку целостной системы управления организацией и формирование универсальных принципов и функций управления в качестве базовых постулатов, определивших в т.ч. развитие Lean. Систематизированный подход к управлению организацией выступает в качестве базового принципа развертывания бережливого управления и определения возможности перехода от бережливого производства - к бережливому предприятию, от механического использования бережливого инструментария - к предпосылкам формирования философии бережливого производства. Отдельные положения административной школы управления можно рассматривать в качестве базиса применения бережливой методологии в непроизводственном секторе: так, принципы концепции идеальной бюрократии согласуются с базовыми принципами построения Lean Government как более сложной формы организации.
Развитие философии бережливого управления во много определено влиянием школы человеческих отношений (неоклассическая школа) и школы поведенческих наук (бихевиористская). Мотивация, лидерство и обучение как базовые постулаты указанных направлений развития управленческой мысли имеют важное значение в формировании философии бережливого мышления и перехода от институционального уровня восприятия методологии к формированию бережливой личности. Одновременно использование приемов управления межличностными отношениями и наук о человеческом поведении позволяет конструировать комплексные модели развертывания Lean, акцентировать внимание на постоянном вовлечении персонала, а также митигировать риски, связанные с использованием человеческих ресурсов. Одновременно с этим в рамках развития указанных теорий происходит ориентация на запросы конечного потребителя, а сама задача совершенствования качества рассматривается индивидуально для каждого сотрудника организации.
Вклад школы науки управления (количественный подход) в развитие теории бережливого управления состоит в создании значительного числа разработок в области сокращения издержек производства, которые формируют прочную методологическую основу внедрения Lean, включая развитие статистических методов управления качеством. Использование математических моделей позволяет также достичь более точного планирования результатов практического использования бережливого инструментария.
Однако влияние сложившихся управленческих подходов на развитие концепции бережливого управления не ограничивается рассмотренным перечнем основных (классических) школ менеджмента. Принимая во внимание различия в подходах к классификации управленческих теорий, дополнительно следует отметить связь Lean с современными теориями, в т.ч. из группы отечественных исследований (работы А.А. Богданова, П.М. Керженцев, К. Адамецки, Н.Ф. Чарновского, А.К. Га-стева), которые часто объединяют в подгруппу представителей отечественной школы научной организации труда.
Положения работ основных представителей рассматриваемых подходов и школ управления, которые
внесли наиболее значительный вклад в развития теории бережливого управления, будут рассмотрены далее в качестве подтверждения сложившейся взаимосвязи. Результаты проведенного анализа взаимосвязи эволюции управленческой мысли с современной теорией бережливости представлены в табл. 1.
Таблица 1
Взаимосвязь эволюции управленческой мысли с развитием представлений о бережливости (составлено автором)
Школа научного управления
(1885 - 1920 гг.)
Подходы и школы управ-
Ф. Тейлор (F.W. Taylor),
Ф. Гилберт (F.B.
Gilbreth),
Л. Гилберт (L.M.
Gilbreth),
Г. Гантт (G.L.
Gantt),
Г. Эмерсон (H.
Emerson),
Г. Форд (H. Ford)
Классическая (административная) школа управления (1920 - 1950 гг.)
Школа человеческих отношений (неоклассическая школа) (1930) и школа поведенческих наук (бихевиористская) (с 1950)
Школа науки управления
Основные представители
А. Файоль (H. Fayol),
Л. Урвик (L.F. Urwick), М. Вебер (M. Weber)
А. Слоун (A.P. Sloan)_
- Формирование научных основ исследования вопросов, связанных с реализацией трудовой функции, оценкой производительных и непроизводительных затрат
- Интеграция методов научного анализа (измерение, наблюдение, анализ, методы визуализации данных и пр.) в процесс выбора оптимального способа выполнения трудовой задачи
Теоретическое осмысление роли обучения и повышения квалификации персонала в конструировании оптимальных производственных процессов
- Формирование базовых представлений о выделении функции менеджмента в качестве особой трудовой функции
М. Фоллетт (M.P. Follett), Э. Мэйо (G.E. Mayo),
А. Маслоу (A.H. Maslow), Д. Мак-Грегор (D.M. McGregor), Р. Лайкерт (R. Likert)
С. Форестер (C.S. Forester),
Вклад в развитие теории бережливого управления
- Формирование основных принципов и функций управления
- Формирование научных основ управления на уровне организации
Комплексное развитие представлений о роли обучения и повышения квалификации персонала в конструировании оптимальных производственных процессов
- Развитие идей управления межличностными отношениями в процессе развертывания производственных систем
- Формирование положений школы наук о человеческом поведении, затем используемых при планировании и реализации внедрения бережливого подхода
- Ориентация на удовлетворение запросов потребителя_
- Развитие представлений о процессах решения управленческих проблем
(количественный подход) (с 1950)
Л. Берталанфи (L. von Bertalanffy), Г. Саймон (H.A. Simon)
Отечественные школы научной организации труда (1920 - 1990 гг.)
А.К. Гастев, А.А. Богданов, П.М. Керженцев, К. Адамецки, Н.Ф. Чарновский
благодаря применению статистических и математических методов, построению моделей
- Комплексный анализ факторов, влияющих на эффективность управления
Первая попытка идентификации и систематизации принципов научной организации производства
- Объединение теории трудовых движений в производственных процессах и организация рабочего места, теории управленческих процессов, методики рационального производственного обучения
- Фокусирование на принципе постоянного совершенствования процессов и ориентации на развитие трудовой культуры
Анализ взаимосвязи положений классических школ управления с развитием представлений о бережливом управлении позволяет отметить неразрывность деятельности по повышению производительности труда и обеспечению качества на этапе выделения менеджмента как научной дисциплины. Несмотря на существенный вклад теоретических положений всех основных школ менеджмента, наибольшее значение для формирования представлений о бережливом управлении имеют принципы и положения школы научного управления и школы новой (количественной) науки управления, фокусирующие внимание на вопросах качества продукции, что указывает на возможность отнесения концепции бережливого производства к числу концепций менеджмента качества.
Этап формирования представлений об элементах бережливого управления
Традиционно формирование концепции бережливого производства связывают с Японией и созданием производственной системы Toyota Production System (TPS). Вместе с тем, анализ основных вех, предшествующих этапу ввода в научный оборот понятия «бережливое производство», указывает на формирование предпосылок бережливого управления с периода промышленной революции, а первые элементы Lean можно встретить в трудах Э. Уитни (E. Whitney), Ф. Тейлора (F.W. Taylor), Ф. Гилбрет (F.B. Gilbreth) и Л. Гилбрет (L.M. Gilbreth), Г. Форда (H. Ford).
Создание концепции взаимозаменяемых деталей, предложенной Э. Уитни (E. Whitney) на рубеже XVIII-XIX вв. на этапе первой промышленной революции, имело важное значение в формировании основ бережливого производства. Переход к использованию взаимозаменяемых частей при осуществлении сборки мушкетов позволил менее квалифицированным рабочим производить большее число оружия в сжатые сроки с меньшими затратами, а также упростить процессы ремонта и замены деталей, обеспечив тем самым значительное повышение экономических показателей производственной линии [25, 27].
X X
о го А с.
X
го m
о
2 О M
to
CS CS
о
CS CO
о
Ш
m
X
3
<
m о x
X
Дальнейшая история развития представлений о бережливом управлении связана с сосредоточением обрабатывающей промышленности на использовании отдельных технологий до конца 1890-х гг., когда наметился новый этап в развитии представлений об организации массового производства. Исследование временных характеристик процессов в рамках формирования школы научного управления Ф. Тейлора (F.W. Taylor) позволило выделить такие инструменты совершенствования практики управления, используемые в системе бережливого производства, как «хронометраж» и «стандартизация» [34], а разработанные Г. Эмерсоном (H. Emerson) принципы производительности послужили универсальной основой для формирования методологической основы Lean, в частности, разработки системы анализа общей эффективности работы оборудования [40].
Значительный вклад в развитие основ бережливого управления внесли работы Ф. Гилбрет (F.B. Gilbreth) и Л. Гилбрет (L.M. Gilbreth). Разработка новых подходов к визуализации трудовых операций в процессе исследования движений (циклографический метод исследования трудовых движений) послужила основой для стандартизации работ и, как следствие, уменьшения общей трудоемкости процессов, повышения скорости получения результата [34]. Разработкой графических методов учета и планирования известны также работы Г. Гантта, оказавшие значительное влияние на развитие методологии бережливого управления [34].
На фоне второй промышленной революции Г. Форд (H. Ford) объединил концепцию взаимозаменяемых деталей с подходом к стандартизации работ, а также экономии на масштабе, что выразилось в создании промышленного конвейера для поточного производства автомобилей и формировании Ford production system (FPS) [32]. По экспертным оценкам, данный этап является революционным как с точки зрения развития представлений о бережливом управлении, так и с точки зрения развития систем менеджмента в целом [20].
Поиск новых технологий организации производства, труда и управления составляет также предмет интереса отечественных исследований, которые принято рассматривать в качестве самостоятельного организационно-производственного направления изучения организаций. Значимые результаты получены в период первой четверти XX века, когда в основе организации производственных процессов стояла задача повышения эффективности и экономичности управления в целях ликвидации последствий Первой мировой и Гражданской войны.
Применительно к вопросам развития представлений о бережливом управлении, прежде всего, следует отметить влияние теории организационных систем А.А. Богданова, сформированной в 1920-х гг. XX века, в рамках которой сформулированы общеорганизационные законы развития систем и определена взаимозависимость элементов производственного процесса, которую принято рассматривать в качестве первого варианта общей теории систем и начального постулата «принципа эмер-джентности» [6]. Теория организационной деятельности П.М. Керженцева имеет важное значение как источник базовых положений, опирающихся на использование рациональных организационных методов в рамках научной организации труда [10]. Опираясь на принцип взаимозависимости, К. Адамецки сформулировал три закона, составляющих основу организации производства: разделение труда, концентрации и интеграции, закон
гармонии. Особое место в структуре развития общей теории управления и формирования основ организации производственного цикла занимают положения, касающиеся минимизации потребления используемых материалов и энергии, взаимозависимость действий и механизмов, направленная на получение «наивысшей производительности при максимальной экономии» [2]. В свою очередь, общий принцип экономичности (разделения труда и концентрации всех элементов производства) выступает центральной категорией в исследованиях Н.Ф. Чарновского. Говоря о вкладе в развитие представлений о бережливом управлении, следует отметить формирование первой попытки идентификации и систематизации принципов научной организации производства, в числе которых в т.ч. находятся упрощение технической структуры, концентрация ресурсов и процессов производства, ускорение производственного оборота и его непрерывность [18].
Говоря о вкладе отечественных исследований в развитие представлений о научной организации труда и формировании предпосылок бережливого управления, следует отметить влияние концепции научной организации труда А.К. Гастева, чьи научные идеи реализовыва-лись в работах Центрального института труда (ЦИТ). Комплексный подход к разработке методов проектирования организации нашел воплощение в формировании техно-биосоциальной концепции трудовых установок: особая ценность состоит в формировании такой модели производства, при которой в центре организационной техники находится принцип непрерывного совершенствования. Успешность модели определяется тремя базовыми составляющими данной концепции - теория трудовых движений в производственных процессах и организация рабочего места, теория управленческих процессов, методика рационального производственного обучения [8]. Нацеленность на формирование трудовой культуры нашла свое отражение и в современных реалиях как дань памяти работам А.К. Гастева: проведение именного кубка по бережливому производству направлено «на выявление и пропаганду опыта организаций, компаний и корпораций - лидеров в развитии бизнес-систем, повышении производительности труда, достижении устойчивого развития» [11].
Таким образом, отечественная школа исследований на рубеже 1920-х гг. во многом определила основу теоретического развития высокоэффективных производственных систем, в том числе продолжив поиск способов рациональной организации труда, сформированных ранее в зарубежных исследованиях. Формирование общеорганизационных законов и принципов управления производственными предприятиями составили основу для создания и применения эффективных инструментов и методов организации производственных систем, которые в последующем нашли свое отражение в рамках концепции бережливого управления.
Принципиально важное значение для анализа эволюции представлений о бережливом управлении составляет период 1920-1950 гг., когда в научный дискурс прочно вошли положения классической (административной) школы управления. Идеи данного научного направления определили возможность обращения к основным принципам и функциям управления, предложенным А. Файолем (H. Fayol), Л. Урвиком (L.F. Urwick) и А. Слоуном (A.P. Sloan) для производственных организаций и М. Вебером (M. Weber) - для бюрократических [9, 12, 19].
С другой стороны, на рубеже 1930-х и с 1950 гг. особое значение приобрели идеи школы человеческих отношений, школы поведенческих наук, которые значительно расширили горизонт представлений о философии бережливого мышления. Так, под влиянием работ известных представителей неоклассической и бихевиористской школ (М. Фоллетт (M.P. Follett), Э. Мэйо (G.E. Mayo), А. Маслоу (A.H. Maslow), Д. Мак-Грегор (D.M. McGregor), Р. Лайкерт (R. Likert)) особое внимание получили вопросы перехода от собственно механического использования методологии бережливого управления к вопросам формирования философии бережливого мышления, где в центре внимания - понятие о ценности, вопросы непрерывного совершенствования процессов, а также проблемы мотивации, обучения и лидерства при развертывании производственных систем. Если вопросы формирования философии бережливого управления относятся к более позднему периоду развития Lean-концепции, то на рубеже формирования идей данных школ менеджмента следует также отметить их вклад в развитие теории качества, которая предопределила вектор развития бережливой методологии.
В то же время, под влиянием формирования школы науки управления (С. Форрестр (C.S. Forester), Л. Берта-ланфи (L. von Bertalanffy), Г. Саймон (H.A. Simon)) в контур прикладных аспектов развития методологии бережливого управления вошли вопросы применения статистических методов управления качеством (контрольные карты, цикл улучшений Шухарта - Деминга, причинно-следственная диаграмма (схема Исикавы), концепция TQM и пр.). Развитие указанных идей обеспечило значительный вклад в репутацию Японии как производителя инновационной высококачественной продукции после Второй мировой войны и эффективно продолжают использоваться в современной практике организации Lean [22] .
Этап теоретизации представлений о бережливом управлении
Переходя к анализу этапа теоретизации представлений о бережливом управлении, следует отметить, что на рубеже 1940-1950 гг. формируются две группы гуру качества, чьи идеи оказали значительное влияние на теоретическое осмысление содержания Lean как самостоятельной концепции: американское движение, транслировавшее понятие о качестве в пространство послевоенной Японии (Э. Деминг (W.E. Deming), Дж. Джуран (J.M. Juran), Ф. Кросби (Ph. Crosby), А. Фейгенбаум (A.V. Feigenbaum) и японское движение, в результате которого разработана новая концепция в ответ на американский подход (Г. Тагути (G. Taguchi), С. Синго (S. Shingo), К. Исикава (K. Ishikawa), Т. Оно (T. Ohno). Гуру качества внесли значительный вклад, прежде всего, в понимание сущности концепции «всеобщего контроля качества» (Total Quality Control - TQC).
Важным этапом эволюции концепций улучшения бизнес-процессов и последующего формирования основ бережливого производства стало теоретическое осмысление содержания отдельных практик, инструментов и методов, используемых Toyota Production System (TPS). В числе ключевых можно выделить 5S (Х. Хирано (H. Hirano)), кайдзен (М. Имаи (M. Imai), канбан (Д.Дж. Андерсон (D.J. Anderson) и Э. Кармайкл (A. Carmichael)).
Несмотря на то, что возникновение концепции бережливого производства принято связывать с проекти-
рованием в 50-х годах XX века производственной системы Toyota Production System (TPS), введение в научный оборот термина «бережливое производство» относится лишь к периоду 1980-х гг. в рамках организации группы исследователей MIT, которой руководил доктор Дж. Вумек (J.P. Womack). Необходимость организации деятельности исследовательской группы была определена высокими темпами роста рынка японских автомобилей, который не просто обеспечил высокий уровень конкуренции на мировом автомобильном рынке, но и позволил японским компаниям завоевать лидирующие позиции в его структуре, притеснив тем самым американских производителей.
Первое использование термина «lean production», переводимого в настоящее время как «бережливое производство», в качестве результата отражения предмета исследований группы американских ученых нашло отражение в статье Дж. Крафчика (J.F. Krafcik) «Триумф Лин системы производства», опубликованной в 1988 г. [30]. Итоги масштабного исследования позволили сделать вывод о том, что основу стремительного развития японского рынка автомобилей обеспечила смена экономической формации: уходящая эпоха рассматривалась в качестве «времени массового производства», тогда как новая - в качестве «времени бережливого производства» [8].
Исследование истории развития представлений о бережливом управлении позволяет сделать вывод о смещении акцента с бережливого производства к концепции бережливого предприятия. Такой переход, по мнению лидера исследовательской группы Дж. Вумека (J.P. Womack), является «закономерным явлением», поскольку производственный процесс как таковой при идеальной его организации не будет способствовать эффективной работе компании в случае, если другие процессы не будут налажены [8].
Следующий важный этап в эволюции представлений о бережливом управлении связан с периодом 1990-х гг., когда произошло переосмысление понятия «бережливое производство»: мировому сообществу была представлена работа Дж. Вумека (J.P. Womack) «Lean Thinking» [42]. В русском языке применение данного термина ограничено тонкостями перевода, принято использовать определение «бережливое производство» [8], однако в последние годы часто практикуется использование термина, образованного путем калькирования [5, 16]. Таким образом, культура постоянных улучшений является ключевым элементом, идентифицирующим новый подход: концептуальные изменения отражены не только в описании, но и в самом определении нового взгляда на бережливые преобразования. Бережливое мышление как новый формат концепции бережливого управления отражает изменения не только на операционном уровне управления, но и стратегическом - путем формирования определенного склада мышления, направленного на постоянное эффективное использование Lean.
Одновременно трансформация подхода к определению границ и содержания бережливого управления определяется расширением перечня возможных видов потерь, на устранение которых направлено использование методологии. Так, значимым этапом теоретического формирования концепции бережливого управления стало выделение Дж. Лайкером (J. Liker), Д. Майером (D. Mayer) восьмой категории потерь (неиспользованного потенциала рабочих).
X X
о
го А с.
X
го m
о
2 О M M
Обобщенные результаты рассмотрения основных достижений «гуру» менеджмента качества на этапе формирования концепции бережливого производства представлены в табл. 2.
Таблица 2
Теоретизация представлений о бережливом управлении
Э. Деминг (W.E. Deming)
Дж. Джуран (J.M. Juran)
Ф. Кросби (Ph. Crosby)
Aвтор
Формирование научно-рационального подхода к управлению человеческими ресурсами и производственными операциями, основанный на методе «планируй - делай - проверяй -действуй» (PDCA)
Формирование модели непрерывного улучшения процессов (цикл PDCA), выступившей прообразом кайдзен
Формирование концепции ежегодного улучшения качества
Развитие теории и практики системы всеобщего контроля качества (Total Quality Control - TQC)
Формирование концепции «ноль дефектов» (Zero Defects)
Развитие теории и практики системы всеобщего контроля качества (Total Quality Control - TQC)
A. Фейгенбаум (A.V. Feigenbaum)
Г. Тагути (G. Taguchi)
С. Синго (S. Shingo)
Описание вклада в развитие концепции бережливого _управления_
Massachusetts Institute of Technology. Center for Advanced Engineering Study (1982)
Quality, Productivity, and Competitive Position (1982)
Out of the Crisis (1986)
The New Economics For Industry, Government & Education. Cambridge: Massachusetts (1993)
Management of Quality Control (1967)
Quality Planning and Analysis (1970)
Quality Control Handbook (1974)
Upper Management and Quality (1980)_
Разработка системы всеобщего контроля качества (Total Quality Control -TQC) (методологии управления)
Обращение к качеству как философии, фундаментальному способу управления
Фокусирование на повышении качества с одновременным снижением расходов целях минимизация общих затрат для общества
Установление математической зависимости между экономическими затратами и качеством (функции потерь качества)
Формирование системы «poka-yoke» и системы выявления первопричин возникновения дефектов
Описание метода быстрой переналадки (Single-minute Digit exchange of die - SMED)
Основные труды
Cutting the cost of quality (1967)
Quality is Free (1979)
Quality is still free: Making Quality Certain in Uncertain Times (1996)_
Quality control: principles, practice and administration; an industrial management tool for improving product quality and design and for reducing operating costs and losses (1945)
Total Quality Control (1961)
Introduction to Quality Engineering: Designing Quality into Products and Processes (1986)
Taguchi on Robust Technology Development: Bringing Quality Engineering Upstream (1992)
Robust Engineering: Learn How to Boost Quality while Reducing Costs & Time to Market (1999)_
A Study of the Toyota Production System (1981)
A Revolution in Manufacturing: The Smed System (1985)
Modern Approaches to Manufacturing Improvement (1990)
К. Исикава (K. Ishikawa) - Описание графического метода анализа причинно-следственных связей «Рыбий скелет» (Fishbone diagram) - Создание формата кружкового движения (кружки контроля качества -Quality circle) - Guide to Quality Control (1968) - QC Circle Koryo : General Principles of the QC Circle (1980) - What is Total Quality Control? The Japanese Way (1985)
Т. Оно (T. Ohno) - Участие в создании производственной системы Toyota (Toyota Production System - TPS) - Описание системы «точно в срок» (Just In Time -JIT) - Just-In-Time for Today and Tomorrow (1988) - Toyota Production System: Beyond Large-Scale Production (1988) - Workplace Management (1988)
М. Имаи (M. Imai) - Формирование концепции непрерывного совершенствования (кайдзен -Kaizen) - Обращение к вопросам построения самообучающейся компании - Kaizen: The key to Japan's competitive success (1986) - Gemba Kaizen: A Commonsense, Low-Cost Approach to Management (1997)
Х. Хирано (H. Hirano) - Формирование метода организации рабочего места (5S) - JIT Factory Revolution: A Pictorial Guide to Factory Design of the Future (1988) - 5 Pillars of the Visual Workplace (1995)
Исследовательская группа MIT: Дж. Вумек (J.P. Womack), Дж. Крафчик (J.F. Krafcik), Д. Джонс (D.T. Jones), Д. Рус (D. Roos) - Введен термин «бережливое производство» («lean manufacturing») (1980-е гг.) - Произведен концептуальный анализ TPS - Предложено пять принципов концепции бережливого производства - Обозначен концептуальный переход от переход к «Lean manufacturing» к «Lean Thinking» - The Machine That Changed the World (1990) - Triumph of the Lean Production System (1988) - Lean Thinking: Banish Waste and Create Wealth in Your Corporation (1996)
Д.Дж. Андерсон (D.J. Anderson), Э. Кармайкл (A. Carmichael) - Описание системы организации производства и снабжения, позволяющей реализовать принцип «точно вовремя» (канбан-метода) - From Worst to Best in 9 Months: Implementing a Drum-Buffer-Rope Solution at Microsoft's IT Department (2005) - Kanban: Successful Evolutionary Change for Your Technology Business (2010) - Essential Kanban Condensed (2016)
Дж. Лайкер (J. Liker), Д. Майер (D. Mayer) - Формирование восьмой категории потерь (неиспользованного потенциала рабочих) - Обобщение принципов бережливого управления на основе системного анализа производственных систем - The Toyota Way: 14 Management Principles from the World's Greatest Manufacturer (2004) - The Toyota Way Fieldbook: A Practical Guide for Implementing Toyota's 4Ps (2005)
Анализ основного этапа формирования концепции бережливого управления позволяет отметить, с одной стороны, синкретичность управления качеством и общего менеджмента на ранних этапах развития теории, с другой стороны, указать на возможность рассмотрения концепции бережливого производства в качестве инструментальной теории (методологии) в рамках менеджмента качества.
Этап совершенствования представлений о бережливом управлении
Результаты анализа современного этапа развития представлений о бережливом управлении указывают на преемственность тенденции расширительного подхода к определению объекта и содержания бережливого управления. Универсальность концепции Lean определила возможность использования методологии не только в деятельности производственных предприятий, но и в сфере услуг с последующим распространением в секторе публичного управления. Обзор литературы позволяет сделать вывод о том, что в отличие от достаточного полного и с точки зрения описания теории, и с точки зрения анализа лучших практик применения, подхода к исследованию содержания Lean в производственном секторе, в настоящее время наблюдается недостаточность теоретического осмысления вопросов применения Lean в секторе услуг, еще меньше публикаций посвящено вопросам определения содержания концепции бережливого управления применительно к государственному управлению.
Первые попытки внедрения методов бережливого производства в организациях, оказывающих услуги, относятся к периоду 1990-х гг. При этом анализ исследований по указанной тематике позволяет сделать вывод о старте теоретического осмысления проблемы только с 1998 г., а обобщение данных относительно времени и содержания публикаций указывает на расширение границ бережливости в сфере услуг по мере развития практики их использования: от применения научного менеджмента и бережливого подхода к услугам, а также практики постоянных улучшений и уточнения терминологии (введения в теоретический оборот определения «бережливые услуги») - к бережливому мышлению на всех уровнях оказания услуг и формированию гибридных моделей (Lean + кайдзен, Lean + 6 Сигм, Lean + ИТ и пр.) [26].
Одновременно с распространением Lean в сфере услуг необходимость качественных изменений в государственном управлении в ответ на административный кризис [3] определила возможность использования бережливого инструментария в системе публичного управления. В исследованиях, посвященных вопросам применения бережливого производства в государственном секторе, отмечается преемственность между новыми подходами к управлению и использованием практик частного сектора как возможностей для совершенствования опыта государственных структур [14, 36].
Для практики применения Lean в системе публичного управления характерна тенденция трансфера лин внутри государственного сектора - решения от государственного бизнеса □ в бюджетные учреждения и □ в органы власти, при этом первый опыт применения lean-ин-струментария в институтах публичного управления связывают с деятельности органов власти США, Великобритании и Канады [16].
Результаты обзора современных публикаций, посвященных вопросам применения Lean в системе публичного управления [4, 5, 16, 31, 36, 37], свидетельствуют об общности тенденций развития представлений о бережливости, характерных и для производственного сектора, и для сферы услуг.
Во-первых, отмечается единство целей, задач и причин обращения к методологии бережливого управления. Анализ эволюции концепции бережливого управления показал, что во многом катализатором развития бережливого управления служит влияние кризисов различных
типов и/или необходимость формирования новых стандартов обслуживания потребителей в условиях изменившихся параметров управления.
В частности, послевоенный период развития экономики Японии предопределил активное внедрение передовых производственных решений, а значительные результаты производственной системы Toyota Production System (TPS), с возникновением и развитием которой связывают смену парадигмы в системе общественных производственных отношений и формирование концепции бережливого производства [2, 30], стали предметом исследовательского интереса американских ученых. Применение элементов бережливого управления в государственном секторе связано с периодом реформ государственного управления и изменением административных парадигм государства и бюрократии в ответ на различные типы кризисов управления: в частности, при обращении к концепциям нового государственного управления (New Public Management) [30], новых государственных услуг (New Public Services) [30], нового публичного управления (New Public Governance) [37], цифрового государственного управления (Digital Era Governance) [28, 38] и пр. Как и в производственном секторе и секторе услуг, задачи внедрения Lean в системе публичного управления включают необходимость сокращения расходов и стимулирования инноваций, а также повышение качества предоставления услуг.
Во-вторых, наблюдается последовательное распространение Lean в различные сферы и уровни управления. Если традиционно наибольшее внимание уделялось вопросам развития бережливого управления в организациях, ориентированных на предоставление социальных услуг (здравоохранение, образование) [23, 32, 41], то с развитием практики использования бережливого инструментария охват сфер значительно увеличился [4, 16, 17, 21].
В-третьих, по мере проникновения бережливой методологии управления в новые сферы также наблюдается адаптация бережливого подхода применительно к новым вызовам и реалиям общественно-политического и экономического развития, что находит отражение в создании гибридных моделей Lean и формированию новых смысловых границ бережливого управления.
Так, если в начале 2010-х гг. бережливое государство рассматривалось как третий этап развития электронного правительства [27], то в текущем периоде на основе анализа теоретических исследований и методологических подходов [4, 5, 16, 21, 26, 27, 29, 32], а также практики внедрения lean-технологий в системе бережливого управления, «бережливое государство» можно представить в качестве концепции организации управления на основе методов и инструментов бережливого производства, объединяющую нижестоящие уровни развития Lean, которые также могут рассматриваться как самостоятельные концептуальные подходы, включая: бережливый бизнес, бережливую систему публичного управления, бережливое общество, при этом отличительной чертой данной модели является нахождение бережливой личности в центре каждого сегмента (рис. 1).
Единство целей, задач, используемых lean-инстру-ментов и методов (в зависимости от типа решаемой задачи и с учетом специфики сферы управления) формируют контур концепции бережливого государства. Сле-
X X
о
го А с.
X
го m
о
2 О
м м
дует отметить влияние идей А.К. Гастева как воплощение принципа непрерывного совершенствования деятельности: взаимодействие бизнеса, публичных институтов и общества направлено, прежде всего, на развитие бережливой культуры, ведущее место в которой отводится бережливой личности.
Бережливое государство
Рисунок 1. Концепция бережливого государства (составлено автором)
При этом формирование системного взгляда на природу бережливых процессов и отношений трансформируется под влиянием современных тенденций и вызовов управления. Принимая во внимание цели в области устойчивого развития, а также ориентируясь на совершенствование технологий и методов управления, концепция бережливого государства находит воплощение в новых концептуальных моделях, включая бережливое экологическое государство (Lean Green Management System [33, 35, 39]), где в центре внимания находятся вопросы рационализации потребления и достижения
целей устойчивого развития путем внедрения lean-ме-тодологии и стандартов системы экологического менеджмента, и бережливое цифровое государство (Lean digital government [39]), ориентированное на получение синергетического эффекта цифровой трансформации при использовании бережливой методологии управления.
Таким образом, говоря о современном этапе развития представлений о бережливом управлении, следует указать на существование значительно более широкого взгляда на природу бережливой методологии управления. Развитие концепции Lean носит последовательный характер, что находит отражение в единстве целей, задач и причин обращения к данной методологии, а также самой логики трансфера инструментов и методов.
Анализ основных периодов развития представлений о бережливости позволил выделить три ключевых этапа:
1) этап формирования представлений об элементах бережливого управления включает создание концептуальных положений, составивших основу для развития концепции бережливого производства;
2) этап теоретизации представлений о бережливом управлении отражает основные достижения научного осмысления сущности и содержания Lean: впервые вводится в научный оборот использование термина «бережливое производство», формируются методологические основы его применения;
3) этап совершенствования представлений о бережливом управлении включает развитие системы взглядов на возможность применения Lean, не ограничиваясь рамками производственного сектора: применение методологии бережливого управления в сфере услуг и системе публичного управления с созданием новых лексических понятий.
Обобщенные результаты эволюции представлений о бережливом управлении представлены на рис. 2.
Формирование представлений об элементах бережливого управления
■ с
9 S
3 i
& &
5 S
= ^
I I
г R
S I
К и
" е.
л и
Г* Ю
i §
(J
g Я
Ё 8. a =
п ~
и я
О я
54 ^ i1
s I
â и
■ Ê.3
IIS
s я
S ^ 3
ï m S
У & I
о о
% £ % =
о s
S. £ 3 с*
Теоретизация представлений о бережливом управлении
С овер шенствование представлени й о бережливом управлении
i О
s «
lí =
'-> с
S 3 В J
íj
■S- с
# 5
4d
S 5
i 1
в S
1
Г
с S
5 =
к У
gl ч .5?
е- ä
Начало XX в. - 1980/1990 гг. 1980/1990 гг. - начало XXI в. Начало XXI в. - наст, время
Рисунок 2. Концептуальная схема эволюции представлений о бережливом управлении (составлено автором)
Выводы
Обобщение литературы по вопросам развития представлений о бережливом управлении позволяет просле-
дить эволюцию представлений и используемой терминологии в рамках развития концепции бережливого управления применительно к различным сферам управления. Со времени развития предпосылок бережливого
подхода и до текущего времени концепция претерпела значительные изменения в сторону расширения объекта своего содержания. Новые вызовы и задачи в системе экономико-организационных отношений, формирование комплексного взгляда на выбор моделей государственного управления экономикой, а также универсальность lean-инструментария обусловили постепенный трансфер бережливой методологии управления из производственного сектора - в сферу услуг - в систему публичного управления в целом (государственный бизнес - бюджетные учреждения - органы власти).
Современная стадия развития представлений о бережливом управлении связана с формированием широкого подхода к определению границ бережливости. В основе комплексного межструктурного и межотраслевого подхода находится концепция бережливого государства, объединяющая нижестоящие уровни развития Lean, которые также могут рассматриваться как самостоятельные концептуальные подходы, включая: бережливый бизнес, бережливую систему публичного управления, бережливое общество. Отличительной чертой данной модели является нахождение в центре каждого бережливой личности.
Формирование системного взгляда на природу бережливых процессов и отношений трансформируется также под влиянием современных тенденций и вызовов управления. Учитывая цели в области устойчивого развития, а также ориентируясь на совершенствование технологий и методов управления, концепция бережливого государства находит воплощение в новых концептуальных моделях, включая бережливое экологическое государство (Lean Green Management System) и бережливое цифровое государство (Lean digital government).
Основным катализатором развития бережливого управления служит влияние кризисов различных типов и/или необходимость внедрения новых стандартов обслуживания потребителей в условиях изменившихся параметров управления. Формирование и развитие представлений о бережливом управлении происходило на фоне промышленных революций и формирования новых взглядов на природу социально-экономических отношений, при этом процесс обращения к методологии бережливого управления часто связан с необходимостью проведения глобальной трансформации сложившихся подходов к управлению и затрагивает не только операционный, но и культурный уровень.
Рассмотрение истории развития концепции бережливого управления свидетельствует об общности целей и задач ее применения и в бизнесе, и в системе публичного управления, как ответ на вызовы и проблемы в соответствующих системах. Связь Lean с управлением кризисными ситуациями определена сущностью концепции, включая влияние реализуемых принципов бережливого производства применительно к конкретным инструментам и методам бережливого управления.
Литература
1. ГОСТ Р 56G2G-2G2G Бережливое производство. Основные положения и словарь // Официальное издание. M.: Стандартинформ, 2G2G. URL: https://docs.cntd.ru/document/12GG174885
2. Адамецки К.О науке организации. - M.: Экономика, 1972. - 191 с.
3. Барабашев А.Г. Кризис государственного управления и его влияние на основные административные па-
радигмы государства и бюрократии // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 3. С. 164-194.
4. Бережливое правительство: как и для чего внедряют Lean за рубежом: рабочие материалы Центра междисциплинарных исследований / Д.Ю. Двинских, Н.А. Рычкова, И.Ю. Сластихина, А.А. Пономарева. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2019. - 57 с.
5. Бережливое управление в госсекторе. Как наладить процессы / под ред. А.В. Ожаровского, К.А. Ткачевой. - М.: РАНХиГС, 2021. - 184 с.
6. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука (тектология): в 2-х томах. - М.: Экономика, 1989. Т. 1. -304 с. - Т. 2. - 351 с.
7. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Ви-ханский, А.И. Наумов. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2022. -656 с.
8. Вумек Дж., Джонс Д. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Пер. с англ. С. Турко. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 470 с.
9. Жигун Л.А. Теория менеджмента: теория организации: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 320 с.
10. Керженцев П.М. НОТ: Научная организация труда и задачи партии. - М.; Петроград: Гос. изд-во, 1923. - 52 с.
11. Конкурс на Кубок им. А.К. Гастева. URL: https://orgprom.ru/kubok_gasteva
12. Кравченко А.И. История менеджмента. - М.: Академический проект, 2020. - 560 с.
13. Лайкер Д., Майер Д. Практика дао Toyota: Руководство по внедрению принципов менеджмента Toyota / Пер. с англ. Т. Гутман. - М.: Альпина Паб лишерз, 2011.
- 584 с.
14. Отдельные аспекты трансформации государственного управления: процессы и качество: аналитический обзор / под ред. М.О. Комина. - М.: Центр стратегических разработок, 2018. - 58 с.
15. Хажински А. Гуру менеджмента / пер. с англ. Н. Габенов, Ю. Каптуревский. - М.: Питер, 2002. - 680 с.
16. Царенко А.С., Гусельникова О.Ю. «Бережливое мышление» в государственном управлении: монография. - М.: Издательство Юрайт, 2022. - 206 с.
17. Царенко А.С., Гусельникова О.Ю. Проекты «Бережливый регион», «Бережливая поликлиника», «Бережливый город» как шаги на пути к созданию «Бережливого Правительства»: оценка реализации лин-инициатив в государственном секторе РФ // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 73. С. 167203.
18. Чарновский Н.Ф. Технико-экономические принципы в металлопромышленности. - М.: ОРГА-Металл, 1927. - 255 с.
19. Якобсон А.Я. История управленческой мысли: учебное пособие / А.Я. Якобсон, Н.В. Бацюн. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2021. - 100 с.
20. Antony, J., McDermott, O., Powell, D., Sony, M. The evolution and future of lean Six Sigma 4.0 // The TQM Journal. 2022.
21. Bruschi, M., Fernando A. Lean in the Public Service
- an analysis of the literature // Journal of Lean Systems (JoLS). 2019. Vol. 4. PP. 1-13.
22. Dave, P. The History of Lean Manufacturing by the view of Toyota-Ford // International Journal of Scientific and Engineering Research. 2020. Vol. 11. PP. 1598-1602.
X X
о
го А
с.
X
го m
о
W M
о to to
es es o es
013
o m m
X
<
m O X X
23. El Abbadi, L., Elrhanimi, S., Manti, S. A Literature Review on the Evolution of Lean Manufacturing. 2020. Vol. 10. PP. 13-30.
24. Elrhanimi, S., El abbadi, L. and Abouabdellah, A. Lean manufacturing: from the craft production to the global emergence // International Journal of Engineering and Technology. 2018. Vol. 7 (4.16). PP. 54-59.
25. Green, C. Eli Whitney and the Birth of American Technology (Library of American Biography Series). -Boston: Little, Brown, 1997. - 224 p.
26. Gupta, S., Sharma, M., Sunder M, V. Lean services: a systematic review // International Journal of Productivity and Performance Management. 2016. PP. 1025-1050.
27. luga, M., Kifor, C. Lean manufacturing: The when, the where, the who. // Land Forces Academy Review. 2013. Vol. 18. PP. 404-410.
28. Janssen, M., Estevez E. Lean government and platform-based governance - Doing more with less // Government Information Quarterly. 2013. Vol. 30. PP. 1-8.
29. Juliani, F., Oliveira, O. Lean six sigma in the public sector: overcoming persistent management challenges // Quality Management Journal. 2020. Vol. 28(2). PP. 58-75.
30. Krafcik, J. Triumph of the Lean Production System // Sloan Management Review. 1988. Vol. 30. PP. 41-52.
31. Kregel, I., Straeten, E., Coners, A. Culture in New Public Management: Are Public Organizations Prepared for Lean Management? // Conference: Seventh International Conference on Lean Six Sigma. 2018. PP. 1-15.
32. Leite, H., Williams, S., Radnor, Z, Bateman, N. Emergent barriers to the lean healthcare journey: baronies, tribalism and scepticism. Production // Planning & Control. 2022. PP. 1-18.
33. Leong, W.D., Lam, H.L., Ng, W.P.Q., Lim, C.H., Tan, C.P., Ponnambalam, S. Lean and Green Manufacturing - a Review on its Applications and Impacts // Process Integration and Optimization for Sustainability. 2019. Vol. 3(2). PP. 1-34.
34. Lopetegui, M., Yen, P., Lai, A., Jeffries, J., Embi, P., Payne, P. Time motion studies in healthcare: What are we talking about? // Journal of Biomedical Informatics. 2014. Vol. 49. PP. 292-299.
35. Oliveira, T.C., Raposo, V., Holland, S. Green and Lean Management. - Cham: Springer. 2017. - 255 p.
36. Radnor Z., Johnston R. Lean in UK Government: Internal Efficiency or Customer Service? // Production Planning & Control: The Management of Operations. 2013. Vol. 24. № 10-11. PP. 903-915.
37. Radnor, Z., Osborne, S. Lean: A failed theory for public services? // Public Management Review. 2013. Vol. 15(2). PP. 265-87.
38. Ravselj, D., Umek, L., Todorovski, L., Aristovnik, A. A Review of Digital Era Governance Research in the First Two Decades: A Bibliometric Study. Future Internet. 2022. Vol. 14, 126. PP. 1-27.
39. Sandhya, G., Raja Sreedharan, V., Sandhya, G., Raju, R. Development of a Green Lean Six Sigma Model for the Public Sectors // International Journal of Lean Six Sigma. 2018 Vol. 9(2). PP. 238-255.
40. Vadodaria, D. Optimizing time with Increasing productivity using Lean Manufacturing and Overall Equipment Effectiveness // Project «Optimizing time with Increasing productivity using Lean Manufacturing and Overall Equipment Effectiveness». 2015. PP. 30-38.
41. Vukadinovic, S., Djapan, M., Macuzic, I. Education for lean & lean for education: A literature review //
International Journal for Quality Research. 2017. Vol. 11. PP. 35-50.
42. Womack, J., Jones, D. Lean Thinking: Banish Waste and Create Wealth in Your Corporation // Journal of the Operational Research Society. 1996. Vol. 48 (11).
From Lean manufacturing to Lean government: the evolution of lean management
Guselnikova O.Y.
Lomonosov Moscow State University
JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33
The use of tools and methods of lean management has become widespread in the manufacturing sector of the economy, however, in recent decades, the issue of finding tools to improve the quality of service delivery has led to an increase in interest in the concept of lean management in relation to the non-manufacturing sector, including problems of introducing Lean in the system of public administration in solving the problems of intensifying economic development. In order to determine the evolution of ideas and the terminology used in the framework of the development of the concept of lean management, a review of scientific literature, synthesis and analysis of the information received, as well as comparison, formalization and concretization were applied. Summarizing the data of scientific literature allowed us to form a complete picture of the evolution of the concept of lean management. The change in ideas about the content of the concept of «Lean management» and the essence of the concept of «Lean state» are presented in the form of diagrams.
Keywords: Lean management, Lean production, Lean government, Lean technologies, Lean, public administration.
References
1. GOST R 56020-2020 Lean production. Fundamentals and vocabulary // Official edition. M.: Standartinform, 2020.URL: https://docs.cntd.ru/document/1200174885
2. Adamecki, K. On the science of organization. - M.: Economics, 1972. -191 p.
3. Barabashev, A.G. Crisis of state governance and its influence on basic administrative paradigms of state and bureaucracy // Public Administration Issues. 2016. Vol. 3. PP. 163-194.
4. Lean government: how and why they implement Lean abroad: working materials of the Center for Interdisciplinary Research / D.Yu. Dvinskikh, N.A. Rychkova, I.Yu. Slastikhina, A.A. Ponomarev. - M.: National Research University «Higher School of Economics», 2019. - 57 p.
5. Lean management in the public sector. How to set up processes / ed. A.V. Ozharovsky, K.A. Tkacheva. - M.: RANEPA, 2021. - 184 p.
6. Bogdanov A.A. Universal organizational science (tectology): in 2 volumes. - M.: Economics, 1989. T. 1. - 304 p. - T. 2. - 351 p.
7. Vikhansky O.S. Management: textbook / O.S. Vikhansky, A.I. Naumov. - M.: Master: INFRA-M, 2022. - 656 p.
8. Womack J., Jones D. Lean production: How to get rid of losses and achieve prosperity for your company / Per. from English. S. Turco. - M.: Alpina Publisher, 2013. - 470 p.
9. Zhigun L.A. Management theory: organization theory: textbook. allowance. - M.: INFRA-M, 2018. - 320 p.
10. Kerzhentsev P.M. NOT: Scientific organization of labor and tasks of the party. - M.; Petrograd: State. publishing house, 1923. - 52 p.
11. Competition for the Cup. A.K. Gasteva. URL: https://orgprom.ru/kubok_gasteva
12. Kravchenko A.I. History of management. - M.: Academic project, 2020. -560 p.
13. Liker D., Mayer D. The practice of the Toyota Tao: A guide to the implementation of Toyota management principles / Per. from English. T. Gutman. - M.: Alpina Publisherz, 2011. - 584 p.
14. Some aspects of the transformation of public administration: processes and quality: an analytical review / ed. M.O. Komina. - M.: Center for Strategic Research, 2018. - 58 p.
15. Khazhinsky A. Guru of management / per. from English. N. Gabenov, Yu. Kapturevsky. - M.: Piter, 2002. - 680 p.
16. Tsarenko A.S., Guselnikova O.Yu. Lean thinking in public administration: monograph. - M.: Yurait Publishing House, 2022. - 206 p.
17. Tsarenko A.S., Guselnikova O.Yu. «Lean region», «Lean clinic», «Lean city» Projects as Steps towards Creation of «Lean Government»: Evaluation of Lean Initiatives in Russian Public Sector Organizations // Public Administration. E-journal (Russia). 2019. Vol. 3. PP. 167-203.
18. Charnovsky N.F. Technical and economic principles in the metal industry. - M.: ORGA-Metal, 1927. - 255 p.
19. Yakobson A.Ya. History of managerial thought: textbook / A.Ya. Jacobson, N.V. Batsyun. - M.: RIOR: INFRA-M, 2021. - 100 p.
20. Antony, J., McDermott, O., Powell, D., Sony, M. The evolution and future of lean Six Sigma 4.0 // The TQM Journal. 2022.
21. Bruschi, M., Fernando A. Lean in the Public Service - an analysis of the literature // Journal of Lean Systems (JoLS). 2019. Vol. 4. PP. 1-13.
22. Dave, P. The History of Lean Manufacturing by the view of Toyota-Ford // International Journal of Scientific and Engineering Research. 2020. Vol. 11. PP. 1598-1602.
23. El Abbadi, L., Elrhanimi, S., Manti, S. A Literature Review on the Evolution of Lean Manufacturing. 2020. Vol. 10. PP. 13-30.
24. Elrhanimi, S., El abbadi, L. and Abouabdellah, A. Lean manufacturing: from the craft production to the global emergence // International Journal of Engineering and Technology. 2018. Vol. 7 (4.16). PP. 54-59.
25. Green, C. Eli Whitney and the Birth of American Technology (Library of American Biography Series). - Boston: Little, Brown, 1997. - 224 p.
26. Gupta, S., Sharma, M., Sunder M, V. Lean services: a systematic review // International Journal of Productivity and Performance Management. 2016. PP. 1025-1050.
27. luga, M., Kifor, C. Lean manufacturing: The when, the where, the who. // Land Forces Academy Review. 2013. Vol. 18. PP. 404-410.
28. Janssen, M., Estevez E. Lean government and platform-based governance - Doing more with less // Government Information Quarterly. 2013. Vol. 30. PP. 1-8.
29. Juliani, F., Oliveira, O. Lean six sigma in the public sector: overcoming persistent management challenges // Quality Management Journal. 2020. Vol. 28(2). PP. 58-75.
30. Krafcik, J. Triumph of the Lean Production System // Sloan Management Review. 1988. Vol. 30. PP. 41-52.
31. Kregel, I., Straeten, E., Coners, A. Culture in New Public Management: Are Public Organizations Prepared for Lean Management? // Conference: Seventh International Conference on Lean Six Sigma. 2018. PP. 1-15.
32. Leite, H., Williams, S., Radnor, Z, Bateman, N. Emergent barriers to the lean healthcare journey: baronies, tribalism and scepticism. Production // Planning & Control. 2022. PP. 1-18.
33. Leong, W.D., Lam, H.L., Ng, W.P.Q., Lim, C.H., Tan, C.P., Ponnambalam, S. Lean and Green Manufacturing - a Review on its Applications and Impacts // Process Integration and Optimization for Sustainability. 2019. Vol. 3(2). PP. 1-34.
34. Lopetegui, M., Yen, P., Lai, A., Jeffries, J., Embi, P., Payne, P. Time motion studies in healthcare: What are we talking about? // Journal of Biomedical Informatics. 2014. Vol. 49. PP. 292-299.
35. Oliveira, T.C., Raposo, V., Holland, S. Green and Lean Management. -Cham: Springer. 2017. - 255 p.
36. Radnor Z., Johnston R. Lean in UK Government: Internal Efficiency or Customer Service? // Production Planning & Control: The Management of Operations. 2013. Vol. 24. № 10-11. PP. 903-915.
37. Radnor, Z., Osborne, S. Lean: A failed theory for public services? // Public Management Review. 2013. Vol. 15(2). PP. 265-87.
38. Ravselj, D., Umek, L., Todorovski, L., Aristovnik, A. A Review of Digital Era Governance Research in the First Two Decades: A Bibliometric Study. Future Internet. 2022. Vol. 14, 126. PP. 1-27.
39. Sandhya, G., Raja Sreedharan, V., Sandhya, G., Raju, R. Development of a Green Lean Six Sigma Model for the Public Sectors // International Journal of Lean Six Sigma. 2018 Vol. 9(2). PP. 238-255.
40. Vadodaria, D. Optimizing time with Increasing productivity using Lean Manufacturing and Overall Equipment Effectiveness // Project «Optimizing time with Increasing productivity using Lean Manufacturing and Overall Equipment Effectiveness». 2015. PP. 30-38.
41. Vukadinovic, S., Djapan, M., Macuzic, I. Education for lean & lean for education: A literature review // International Journal for Quality Research. 2017. Vol. 11. PP. 35-50.
42. Womack, J., Jones, D. Lean Thinking: Banish Waste and Create Wealth in Your Corporation // Journal of the Operational Research Society. 1996. Vol. 48 (11).
X X
o
OD A c.
X
OD m
o
2 O ho lo