Научная статья на тему 'От архитектуры детского сада к школьной архитектуре (Анализ современных зарубежных практик в условиях смены образовательного уклада)'

От архитектуры детского сада к школьной архитектуре (Анализ современных зарубежных практик в условиях смены образовательного уклада) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
468
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектура детского сада / образовательное пространство / дизайн детского сада / типовые проекты дошкольных учреждений. / architecture of a kindergarten / educational system / design of a kindergarten / generic design of early childhood institutions.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Ирина Ильинична

Изменения системы образования в мире и новые условия существования системы образования радикально сказались на инфраструктуре образования. Ее изменениям посвящено много нормативноправовых актов, конференций, публикаций и т.д. Существенно меньше внимания уделялось такому важнейшему элементу системы образования, задающему пространственные, содержательные, эстетические и программные нормы жизнедеятельности, являющемуся связующим звеном между образованием и человеческим сообществом, как архитектура. Педагоги, говоря о роли среды в воспитании, редко уделяют внимание архитектуре. Тем не менее, пространство детского сада оказывает значимое влияние на создание среды. В разные исторические периоды существовали различные взгляды на то, где дети должны находиться, какое воспитание получать и кто должен его предоставлять. В зависимости от эпохи ответы на эти вопросы существенно различались. Автор рассказывает о современных тенденциях в строительстве детских садов и школ, рисках, которые возникают при строительстве типовых зданий, и показывает, каким требованиям должно отвечать пространство современного детского сада, раскрывает, как изменения в образовании приводят к формированию новых тенденций в архитектуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From Architecture of a Kindergarten to Architecture of a School: Analysis of Contemporary Foreign Practices in a Changing Educational Environment

Changes in the world’s education system and new conditions for the existence of the education system have radically affected the infrastructure of education institutions. Many legal acts, conferences, publications, etc. are devoted to its changes. Much less attention has been paid to such a crucial element of the education system, which sets spatial, substantive, aesthetic and programmatic norms of life activities, which is a link between education and the human community, as architecture. Teachers, speaking about the role of the environment in education, rarely pay attention to architecture. Nevertheless, the space of the kindergarten has a significant impact on the creation of the environment. In different historical periods, there were different views on where children should be, what kind of education they should receive and who should provide it. Depending on the era, the answers to these questions differed significantly. The author focuses on modern trends in the construction of kindergartens and schools, the risks that arise in the construction of standard buildings and shows what requirements should the space of a modern kindergarten meet, reveals how changes in education generate new trends in architecture.

Текст научной работы на тему «От архитектуры детского сада к школьной архитектуре (Анализ современных зарубежных практик в условиях смены образовательного уклада)»

Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _

УДК 373.2:371.3 DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10062

Комарова И.И.

От архитектуры детского сада к школьной архитектуре

(Анализ современных зарубежных практик в условиях смены образовательного уклада)

Комарова Ирина Ильинична*, Совет по изучению производительных сил ВАВТ Минэкономразвития России, Международная педагогическая академия дошкольного образования (Москва, Россия)

Изменения системы образования в мире и новые условия существования системы образования радикально сказались на инфраструктуре образования. Ее изменениям посвящено много нормативно-правовых актов, конференций, публикаций и т.д. Существенно меньше внимания уделялось такому важнейшему элементу системы образования, задающему пространственные, содержательные, эстетические и программные нормы жизнедеятельности, являющемуся связующим звеном между образованием и человеческим сообществом, как архитектура. Педагоги, говоря о роли среды в воспитании, редко уделяют внимание архитектуре. Тем не менее, пространство детского сада оказывает значимое влияние на создание среды. В разные исторические периоды существовали различные взгляды на то, где дети должны находиться, какое воспитание получать и кто должен его предоставлять. В зависимости от эпохи ответы на эти вопросы существенно различались. Автор рассказывает о современных тенденциях в строительстве детских садов и школ, рисках, которые возникают при строительстве типовых зданий, и показывает, каким требованиям должно отвечать пространство современного детского сада, раскрывает, как изменения в образовании приводят к формированию новых тенденций в архитектуре.

Ключевые слова: архитектура детского сада, образовательное пространство, дизайн детского сада, типовые проекты дошкольных учреждений.

Для цитирования: Комарова И.И. От архитектуры детского сада к школьной архитектуре (Анализ современных зарубежных практик в условиях смены образовательного уклада) // Современное дошкольное образование. - 2020. - №1(97). - С. 24-37. DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10062

Материалы статьи получены 15.12.2019.

«Некоторые считают, что плохо спроектированный дом может разрушить брак. Однако никто пока не привел этот фактор как аргумент в бракоразводном процессе. Еще труднее доказать, что плохо спроектированное образовательное здание влияет на процесс воспитания и образования. Можно ли утверждать, что оно наносит ущерб ребенку? По-видимому, больше, чем здание, на воспитание влияют люди, политическая и социальная подоплека. Но и влияние архитектуры на воспитание тоже очень значительно».

Питер Бланделл-Джонс (Dudek, 2001)

* Контакты: irinakomarova@mail.ru

Детский сад в Буле. Франция, 2012 (Chilcare Facilities in Boulay)

UDC 373.2:371.3 DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10062 From Architecture of a Kindergarten to Architecture of a School: Analysis of Contemporary Foreign Practices in a Changing Educational Environment Irina I. Komarova*, Research Council of the Russian Foreign Trade Academy under the Ministry for Economic Development and Trade of the Russian Federation, International Academy of Preschool Education, Moscow, Russia Changes in the world's education system and new conditions for the existence of the education system have radically affected the infrastructure of education institutions. Many legal acts, conferences, publications, etc. are devoted to its changes. Much less attention has been paid to such a crucial element of the education system, which sets spatial, substantive, aesthetic and programmatic norms of life activities, which is a link between education and the human community, as architecture. Teachers, speaking about the role of the environment in education, rarely pay attention to architecture. Nevertheless, the space of the kindergarten has a significant impact on the creation of the environment. In different historical periods, there were different views on where children should be, what kind of education they should receive and who should provide it. Depending on the era, the answers to these questions differed significantly. The author focuses on modern trends in the construction of kindergartens and schools, the risks that arise in the construction of standard buildings and shows what requirements should the space of a modern kindergarten meet, reveals how changes in education generate new trends in architecture. Keywords: architecture of a kindergarten, educational system, design of a kindergarten, generic design of early childhood institutions. For citation: Komarova I.I. (2020). From architecture of a kindergarten to architecture of a school: analysis of contemporary foreign practices in a changing educational environment. Preschool Education Today. 1:14, 24-37 (in Russian). DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10062 Original manuscript received 15.12.2019. * Contacts: irinakomarova@mail.ru

Меняющийся детский сад в меняющемся мире

В мире образования вообще и в мире воспитания детей младшего возраста за последнее десятилетие произошли радикальные изменения (Комарова, 2017), из которых следует выделить несколько основных:

1. Дошкольное образование превратилось в развивающуюся отрасль экономики.

2. Большая конкурентность дошкольного образования, по сравнению с другими образовательными уровнями, способствовала тому, что во многих странах оно было на законодательном уровне признано обязательным.

3. Достижения последних лет в сфере медицины, биологии, палеоантропологии, эволюционной психологии и др. способствовали изменению многих традиционных представлений об образовании, наблюдении и уходе за детьми младшего возраста.

Далеко не все системы образования смогли адекватно отреагировать на происходящие изменения. Отчасти, это объясняется тем, что изменения происходят на фоне более глобальных перемен, в частности, на фоне образовательной революции и сопровождающих ее изменений в экономике, управлении, технологиях и др. Так, по данным Национального института строительных конструкций США (Two Billion New Homes to be Created in the Next 80 Years) к 2050 году число зданий на Земле должно быть удвоено, по сравнению с существующим, чтобы обеспечить конкурентность государств. Только одно это потребует значительных перемен, в том числе совершенствования строительных материалов, конструкций, планировочных решений и др. но здания отражают происходящие в них процессы, следовательно, необходимо описать эти процессы, а они отличаются от тех, что происходили в стенах школ или детских садов десять-двадцать лет назад, и будут меняться в дальнейшем.

Прежде чем решать, как и что проектировать, надо сформулировать функциональные требования к зданиям. Для этого необходимо понимать, каковы сегодня функции детского сада и школы.

Требуется сформулировать задачи системы образования в меняющемся мире, а это пока не сделано. Точнее, они сформулированы для предыдущей системы образования, а для образования будущего - нет (Комарова, 2018).

Несмотря на большую работу, которую провел в свое время Всемирный банк по разработке проектов быстровозводимых, недорогих и развивающих детских садов с вовлечением в процесс проектирования педагогов (Инновационные проекты детских садов, 2014), и сегодня во многих странах эти здания строятся без учета изменений системы образования.

Так, по последним исследованиям, известно, какие цвета наилучшим образом способствуют развитию ребенка (Косс, 2018), но по пальцам можно пересчитать те здания, стены которых имеют соответствующую новым научным данным окраску. И это лишь один пример.

Несколько лет назад на сайте, объединяющем педагогов и мам, был проведен опрос, какой детский сад родители считают хорошим. Вот какой получили ответ:

В хорошем детском саду (7 признаков...):

1. Воспитатель не отмахивается от ребенка.

2. Заботится о его безопасности.

3. В помещении не бывает слишком холодно или слишком жарко.

4. У детей есть время на свободную игру.

5. Дети много гуляют.

6. В саду большой стенд с поделками, на котором экспозиция постоянно меняется.

7. Детей не заставляют, а умеют уговаривать.

Как видно, в списке родительских приоритетов требования к архитектуре здания относятся к области теплообмена.

Опросы педагогов продемонс-

трировали гораздо большую осознанность. Так, проводя тренинги с педагогами детских садов в Вилюйске, автор получила результаты, представленные в таблице.

ПРОЕКТ ОПИСАНИЕ

Детский сад моей мечты Сельская местность Цель: создать условия для всестороннего развития ребенка. Здоровье А. Прогулочные участки 1. Экологическая тропа (зеленая аптека, водоем с фонтаном, фигуры животных). 2. Спортивная площадка (тропа здоровья, беговая дорожка, спортивные тренажеры). 3. Игровая площадка - песочница, качели, горка. Б. Каменное здание, двухэтажное с панорамными окнами 1. Ботанический сад с песочницей. 2. Контактный зоопарк. 3. Спортивный зал с новейшим оборудованием и бассейном. 4. Мини-стадион. 5. Учебные кабинеты: • конструирования; • театральной деятельности; • изодеятельности; • робототехники; • моделирования. 6. Кабинеты для релаксации и отдыха. 7. Музыкальный зал. 8. Зал хореографии. Детский сад обеспечен высококвалифицированными специалистами (логопед, дефекто-лог, психолог, медик, педагог английского языка, хореограф. На 30 детей - педагог) и в каждой группе находится по 4 воспитателя. • Центр всестороннего развития • Центр развития речи • Этноцентр «Древо жизни» • Якутский уголок • Гендерное воспитание • Центр новейших технологий • Творчество • Центр знакомства с ОБЖ • Центр развития профориентации • Центр музыкального развития • Сетевое взаимодействие (работа с родителями) В каждом центре - преподаватели-универсалы. Но нам нужны и специалисты узкого профиля. Кухня приближена к домашней, следовательно, в рацион питания входит еда из национальной якутской кухни. Для воспитателей организованы рабочие места с компьютерным оснащением. В распоряжении детского сада должны находиться автобус, моторная лодка. Кабинет копиртехобслуживания.

Дом счастливых детей Детский мир без углов - практико-профилеориентированный детский сад. Сделать одного-единственного ответственного за бумаги - управляющий делами [встречено аплодисментами]. • Группа «город мастеров» • Азы экономики бизнеса • Группа без кроватей • Иппотерапия • Лифт без лестниц • Для воспитателей - комната отдыха, кабинеты для специалистов • Метеоплощадка на отдельном участке • Контактный зоопарк и канистерапия • Этномузей • Много пространства для детей

Дом начинается с порога Цель: путь к обеспечению здоровья • Экологическая тропа, аптека, дом..., фонтан • На участке - игровая площадка • Здание каменное, двухэтажное с панорамными окнами • Песочница, спортзал • Кабинеты для конструирования • В группе по 4 воспитателя и по 5 детей на воспитателя • Рацион питания - якутский • Автобус и моторная лодка

«Сардана» Полнокомплектный детский сад. Задачи: • Создать современное развивающее пространство, обстановку комфорта, привлекательности на прогулочных площадях детского сада на основе совместной деятельности педагогов. Все начинается со двора: • площадка сказок • Тропа здоровья • мини-стадион • планетарий • закрытая зимняя площадка «Морозко» - с определенной температурой (минус 5-10). Здание имеет форму цветка 7 цветов В детском саду есть мини-кофейня и мини-магазин - учить детей обращаться с деньгами. Детские сады «Булуучээнэ». «Сардаана».

Детский сад «Сказочный домик» Детский сад семейного типа. Цель: разработать путь к обеспечению физического, психологического здоровья, интеллектуального и эстетического развития детей. • Каждая группа в своем домике. В домике не больше десяти детей • Кухня, максимально приближенная к домашней. МБДОУ «Кэнчээро» с. Тосу В.-Вилюйск МБДОУ ЦРР № 7 Теремок В.-Вилюйск № 1. Аленушка МБДОУ Вилюйск Букучээнэ

Детский сад «Цветик-семицветик» • С многофункциональный мебелью • Бассейн - 1 этаж (овальный) • Спортивный зал с тренажерами • Музыкальный зал. • Комната отдыха для воспитателей и работников ДО • Зимний зал • Зеленый уголок • Контактный зоопарк • Иппотерапия и канистерапия • Этномузей • Кабинеты для узких специалистов • Игровые площадки • Спортивно-оздоровительные площадки • Экологическая тропинка (аллея выпускников) Основные НОД: • Доступная среда (авторские программы) Каждый педагог делает свою авторскую программу и работает по ней. • Сенсорный опознаватель «Наши друзья»

Детский сад «Мой мир - мое детство» Цели: всестороннее развитие ребенка в маловозрастных группах. Каменное здание, благоустроенное, озеленение круговое, спальни отдельно, групповые по возрастам, спортивные комплексы, зимний сад. Бассейн. Центр живой природы (аквариумы, черепашки). 3D-проекторы, мебель на уровне детей, детские площадки со спортивными оборудованиями, детский мини-планетарий, виртуальные музеи (электронные энциклопедии) сенсорные мониторы, массажные кабинеты. Формы работы: занятия по сообществам (технопарк, в мире творчества, лепка, музыка, рисование, география и т.д.). Изолированная комната для активных детей (обитая мягкой обивкой). Открытое пространство, чтобы ребенок мог перемещаться по всему детскому саду (обучение языкам, игре на музыкальных инструментах). На участке ДОО - мини-ферма. Группа сельских детских садов: МБДОУ «Мемчил» с. Бетюнг МБДОУ «Кунчээнэ» с. Сыдыбыл МБДОУ «Ымпычаан» с. Тымпы МБДОУ «Светлячок» с. Кызыл-Сыр МБДОУ «Улыбка» с. Чай.

Архитекторы очень редко имеют возможность обсуждать воспитательные идеи педагогов и родителей. Чаще всего все заинтересованные стороны имеют совершенно различные взгляды на архитектуру детского сада.

Более того, педагоги и родители часто не связывают архитектуру детского сада и внутреннюю среду. Это явление имеет свои исторические корни.

Специальные здания для детского сада появились гораздо позднее, чем этот вид образовательных учреждений закрепился в архитектурно-педагогической практике.

В разные исторические периоды существовали различные взгляды на то, где дети должны находиться, какое воспитание получать и кто должен его предоставлять. В зависимости от эпохи, ответы на эти вопросы существенно различались. Так, в 1900-х годах в Англии половина детей 3-4 лет обучались в дошкольных образовательных организациях. В Англии, как и в Российской империи в тот период, детские сады размещались в приспособленных помещениях.

Старейшее сохранившееся здание детского сада в г. Иркутске, 1868 г., архитектор Г.В. Розен

После 1917 года, когда в России дошкольное образование стало обязательным, и число детских садов резко возросло, возникла большая проблема с помещениями.

Первые советские детские сады располагались:

1. В реквизированных особняках и квартирах.

2. В зданиях, ранее принадлежавших Министерству народного просвещения.

3. В специально построенных зданиях.

За разработку требований к архитектуре детского сада в Наркомпросе отвечал

А.У. Зеленко - гражданский инженер, изучавший проблемы воспитания детей младшего возраста и построивший первые в истории России детские сады.

Детский сад, 1930-е гг., г. Королев

Во второй половине 1920-х годов в Москве уже реализовывались первые типовые проекты дошкольных учреждений. На протяжении длительного периода времени разрабатывались типовые проекты для различных регионов страны.

В западных странах в этот период преобладало убеждение, что детям лучше с матерями, что привело к резкому сокращению детских садов в тех странах, в которых они существовали.

Во второй половине XX века выход женщин на рынок труда способствовал смещению маятника в другую сторону: в западных странах начало расти число дошкольных организаций. В Англии и США большая часть дошкольных организаций относилась к частному сектору, что способствовало акценту на экономическую эффективность, функциональность и быстровозводимость зданий.

Типовое панельное строительство, 1955-1958 гг., г. Ленинград

В начале XXI века дошкольное образование во многих странах стало обязательным. Более

того, было признано, что наличие качественных детских садов и программ обеспечивает конкурентность государств.

Во многих странах дошкольное образование стало обязательным, чего не было раньше. В мире стало расти число детских садов, изменились и требования к ним, в зависимости от изменения подходов к образованию вообще и к дошкольному образованию в частности.

Тенденции в зарубежном строительстве

«Сегодняшние детские сады с функциональными программами носят специфический характер и, как правило, имеют установленные нормативные руководства по планированию деятельности.

Основное внимание уделяется области коллективной активности, рассчитанной на группы от 14 до 25 детей; туалет, душевые, кладовые, вешалки и внешнее игровое пространство представляют собой дополняющий элемент.

Величина здания, соответствующая изначальному идеалу, может варьироваться от 14-местного помещения до большого и сложного детского центра, рассчитанного на 200 детей до 6-7 лет.

Стандарты, как правило, определяются местными или региональными образовательными органами и очень разнятся от страны к стране. Чем больше места, тем лучше, но архитекторы добиваются хороших результатов и в рамках более низкого уровня финансирования.

Успех любого детского сада, как правило, зависит от того, каким образом пространство разделено и оформлено» (Dudek, 2001).

Основные тенденции в строительстве детских садов следующие:

• Здания должны обеспечивать сильные пространственные ощущения, либо сильные контрасты для достижения стимулирующего сенсорного восприятия.

• Очень большие пространства групп.

• Максимально застекленный нижний этаж.

• Экологичная архитектура.

• Пространства для сообществ.

• Максимальное использование цвета.

• Лестницы и коридоры выполняют функцию общественного пространства -широкие, дающие возможность детям играть.

• Использование различных на ощупь материалов.

• Энергосберегающее строительство с использованием солнечных батарей и изоляционных материалов.

• Создание новых пространств: большой общей многофункциональной залы, объединяющей все группы; выделение помещений для библиотек, в качестве помещений, объединяющих разные группы и др.

• Трансформируемое пространство.

• Многоэтажные прогулочные площадки.

Очень большие пространства

Детский сад Зигхарштайн. Ноймарк-штадт ам Валензее. Австрия, 2009 (Kindergarten Sighartstein)

Дизайн детского сада от студии Solid Architecture. Австрия

Максимально застекленный нижний этаж

Детский сад Зигхарштайн. Ноймарк-штадт ам Валензее. Австрия, 2009 (Kindergarten Sighartstein)

Экологичная архитектура

Монтей. Швейцария, 2008 (Monthey Kindergarden). Photographs:Hannes Henz

Пространство для сообществ

Комплекс Социального детского сада в Боготе. Колумбия, 2009 (El Porvenir Social Kindergarden). Photographs: Rodrigo Davila

Максимальное использование цвета

Цветовой рай. Детский сад в Китае, 2016 (The Paradise of Color). Photographs:Courtesy of Atelier Alter

Лестницы и коридоры выполняют

функцию общественного пространства - широкие, дающие возможность детям играть

Детский сад Зигхарштайн. Ноймарк-штадт ам Валензее. Австрия, 2009 (Kindergarten Sighartstein)

Далянь. Китай, 2012

Детский сад Така-Тука в Берлине, спроектированный группой студентов «Baupiloten» архитектурного факультета Берлинского технического университета, 2007 (Taka Tuka Land)

Использование различных на ощупь материалов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тромсе. Норвегия, 2006 (Kindergartens)

Энергосберегающее строительство с использованием солнечных батарей и изоляционных материалов

Стокгольм. Солнечный детский сад

Создание новых пространств

Большой общий многофункциональный зал, объединяющий все группы

Выделение помещений для библиотек, в качестве помещений, объединяющих разные группы

Трансформируемое пространство

Детский сад в Нейфельд дер Лейта, Австрия

Многоэтажные прогулочные площадки

Детский сад. Саньмене, округ Биньхай, Тайчжоу. Китай, 2019 (Sanmen Dafu Kindergarden). Photographs:Qingshan Wu, Weiming Yu

Детский сад. Саньмене, округ Биньхай, Тайчжоу. Китай 2019 (Sanmen Dafu Kindergarden). Photographs: Qingshan Wu, Weiming Yu

Сильные пространственные ощущения

Ясли-детский сад «Жираф» в Париже на 80 человек, 2012 (Giraffe Childcare Center). Photographs:Philippe Ruault

Детский сад. Будапешт. Архитектор Имре Маковец (фото автора)

Следует отметить, что в меру возможностей российские архитекторы стремятся не отставать от западных коллег, но любое архитектурное сооружение, которое привлекает внимание и остается в памяти, опирается на программу. Когда понимание этого отсутствует, трудно создать шедевр.

• Педагоги часто говорят о роли среды в воспитании, но редко уделяют внимание архитектуре.

• Архитекторы много говорят об архитектуре, но не связывают ее с педагогикой.

• Вместе с тем, социальная природа архитектуры детского сада связывает его неразрывно с педагогической теорией. Но это - запрос архитекторов, а не педагогов.

• Строительная наука может обеспечить точный учет физических параметров, таких как освещение или температура, но соотнести их с ожиданиями людей трудно. Даже определение того, что является комфортом, - большая проблема.

От детского сада до школы

Современное школьное строительство определяется теми же факторами, что и строительство детских садов:

1. Новые школы строятся в условиях новой экономики - экономики знаний и в эпоху смены образовательных укладов (Комарова, 2018).

2. Школы строятся с учетом новых тенденций в строительстве - к 2030 году число только жилых домов должно будет увеличено в мире на 2 миллиона, а общее число зданий

должно вырасти в два раза (Two Billion New Homes).

3. При строительстве учитываются новые знания в области антропологии, строительных материалов и экологии.

4. Отношение в той или иной стране к инфраструктуре. В развитых странах инфраструктура определяется как совокупность кадров, программ, состояния сообщества, а также дорог, зданий, водопровода и канализации. В развивающихся - исключительно дорогами, канализацией, зданиями (Комарова, 2018).

5. Школы обслуживают сообщества, которые становятся все более мультикультурны-ми и многоязычными.

Эти факторы оказывают существенное

влияние на школы и определяют их архитектуру. ■

Окончание следует

Информация об авторе

Комарова Ирина Ильинична, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Совета по изучению производительных сил ВАВТ Минэкономразвития России, академик МАНПО, проректор Международной педагогической академии дошкольного образования (Москва, Россия), irinakomarova@mail.ru

Information about the author

Irina I. Komarova, PhD in History, Lead Researcher, Productive Forces Research Council of the Russian Foreign Trade Academy under the Ministry for Economic Development and Trade of the Russian Federation, International Academy of Preschool Education, Moscow, Russia, irinakomarova@mail.ru

Литература

1. 7 признаков, по которым можно отличить хороший детский сад от плохого. https:// letidor.ru/obrazovanie/a34-7-priznakov-po-kotorym-mozhno-otlichit-horoshiy-detskiy-sad-ot-plohogo-15983.shtml

2. Инновационные проекты детских садов для районов Крайнего Севера и Дальнего Востока, Республика Саха (Якутия), 2014 // http://tehne.com/grant/innovacionnye-proekty-detskih-sadov-dlya-rayonov-kraynego-severa-i-dalnego-vostoka-respublika-saha-yakutiya-2014

3. Комарова И.И. Будущее дошкольного образования в эпоху цифровиза-ции // Современное дошкольное образо-

вание. - 2018. - №8(90). - С. 16-25. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10032

4. Комарова И.И. Образовательные кластеры как механизмы смены образовательных укладов // Программа «Одаренный ребенок» в детских садах Якутии. Т. 3: Детско-взрослые сообщества, как механизм развития таланта: [Сб. статей] / Под ред. Ф.В. Габышевой; при участии Т.С. Комаровой, И.И. Комаровой, М.Л. Прокопьевой, О.Н. Степановой. - М.Якутск, 2017. - С. 198-223.

5. Косс Ж.-Г. Цвет. Четвертое измерение. - М.: Синдбад, 2018. - 240 с.

6. См. Информацию EPA о здоровой школьной среде. Здоровые школы, Здоровые дети. https://www.epa.gov/schools

7. См. Рекомендации по доступности для американцев с ограниченными возможностями (ADAAG). https://www.access-board. gov/guidelines-and-standards/buildings-and-sites/about-the-ada-standards/background/adaag

8. Стерлинг Монтессори Академия, Моррисвилль, Северная Каролина.

9. Требования к акустике в американских школах. См.: WBDG - Whole Building Design Guide. Acoustic Comfort. https://www.wbdg. org/resources/acoustic-comfort

10. Учебник BIPS 07 / FEMA 428 для разработки безопасных школьных проектов в случае террористических атак и школьных расстрелов, а также практических примеров безопасных комнат FEMA и общественных приютов. https://www.wbdg.org/ffc/dhs/criteria/bips-07

11. American National Standard Acoustical Performance Criteria, Design Requirements, and Guidelines for Schools, Part 1: Permanent Schools. https://global.ihs. com/doc_detail.cfm?&rid =ASA&input_doc_ number= %20&input_doc_title= %20&item_s_ key = 00585043

12. American National Standard Acoustical Performance Criteria, Design Requirements, and Guidelines for Schools, Part 2: Relocatable Classroom Factors. https://global.ihs.com/ doc_detail.cfm?&rid = ASA&input_doc_ number= %20&input_doc_title= %20&item_s_ key = 00566066

13. Copenhagen International School Nordhavn / C.F. мш^г. https://www.archdaily. com/879152/copenhagen-international-school-nordhavn-cf-moller

14. Dudek M. (2001) Architecture of Kindergarten. Taylor & Francis; 2 edition. P.3.

15. El Porvenir Social Kindergarden / Giancarlo Mazzanti // https://www.archdaily.

com/89896/el-porvenir-social-kindergarden-giancarlo-mazzanti?ad_source = search&ad_ medium = search_result_projects

16. Giraffe Childcare Center / Hondelatte Laporte Architectes // https://www.archdaily. com/316652/giraffe-childcare-center-hondelatte-laporte-architectes?ad_source= search&ad_ medium = search_result_projects

17. Gregg D. Ander, FAIA. Daylighting. https://www.wbdg.org/resources/daylighting

18. Groenendaal Primary School Park Classrooms / HUB. https://www.archdaily. com/925402/groenendaal-primary-school-park-classrooms-hub

19. Hangzhou Haishu School of Future Sci-Tech City — Story of a Small Town. https://architizer. com/projects/story-of-a-small-townhangzhou-haishu-school-of-future-sci-tech-city/

20. Hawaii: The Latest Architecture and News.

21. K-12 market trends 2018: Common areas enable hands-on learning. https://www. bdcnetwork.com/k-1 2-market-trends-201 8-common-areas-enable-hands-learning

22. Kindergarten Sighartstein / Kadawittfeldarchitektur // https://www. archdaily.com/34252/kindergarten-sighartstein-kadawittfeldarchitektur?ad_source=search&ad_ medium = search_result_projects

23. Kindergartens // https://www.archdaily. com/6267/kindergartens-70%25c2%25ban-arkitektur?ad_source = search & ad_ medium = search_result_projects

24. Liyang Experimental Primary School / UAD. https://www.archdaily.com/921908/liyang-experimental-primary-school-uad

25. Monthey Kindergarden / Bonnard Woeffray Architectes // https://www.archdaily. com/79449/monthey-kindergarden-bonnard-woeffray-architectes?ad_source = search&ad_ medium = search_result_projects

26. Nanjing Mingdao Middle School / XSJZ. https://www.archdaily.com/920400/nanjing-mingdao-middle-school-xsjz

27. NIBS - The National Institute of Building Sciences. http://www.ncef. org/resource-lists/daylighting

28. NIBS - The National Institute of Building Sciences. Safeschools. http://www.ncef. org/safeschools/

29. Rockford Public School / CannonDesign. https://www.archdaily.com/91 7639/rockford-public-school-cannondesign

30. Sanmen Dafu Kindergarden / Think Logic Design // https://www.archdaily.com/931646/

sanmen-dafu-kindergarden-think-logic-design?utm_medium = email&utm_source = Arch Daily%20List&kth = 610,192

31. Taka Tuka Land / Baupiloten// https://www. archdaily.com/519/taka-tuka-land-baupiloten

32. The Heights Building / BIG. https://www. archdaily.com/927336/the-heights-building-big

33. The Noor e Mobin G2 Primery School / FEA Studio. https://www.archdaily.com/911483/ the-noor-e-mobin-g2-primery-school-fea-studio

34. TheParadiseofColor/AtelierAlter// https:// www.archdaily.com/802 72 6/the-paradise-of-color-atelier-alter?ad_source = search&ad_ medium = search_result_projects

35. Two Billion New Homes to be Created in the Next 80 Years // https://www.weforum.org/ agenda/2018/03/the-world-needs-to-build-more-than-two-bil l ion-new-homes-over-the-next-80-years.

36. Understanding the Language and Elements of Design. https://www.wbdg. org/design-objectives/aesthetics

37. Vaughan Ellen Larson. Elementary School. https://www.nibs.org/content/elementary-school-whole-building-design-guide

38. WBDG - Whole Building Design Guide. Building Commissioning. https://www.wbdg. org/building-commissioning

39. WBDG - Whole Building Design Guide. Cost-Effective. https://www.wbdg. org/design-objectives/cost-effective

40. WBDG - Whole Building Design Guide. Electric Lighting Controls. https://www.wbdg. org/resources/electric-lighting-controls

41. WBDG - Whole Building Design Guide. Historic Preservation. https://www.wbdg. org/design-objectives/historic-preservation

42. WBDG - Whole Building Design Guide. Life-Cycle Cost Analysis (LCCA). https://www. wbdg.org/resources/life-cycle-cost-analysis-lcca

43. WBDG - Whole Building Design Guide. Optimize Building Space And Material Use. https://www.wbdg.org/design-objectives/ sustainable/optimize-building-space-material-use

44. WBDG - Whole Building Design Guide. Secure / Safe. https://www.wbdg. org/design-objectives/secure-safe

References

1. 7 priznakov, po kotorym mozhno otlichit' horoshij detskij sad ot plohogo [7 signs by which you can distinguish a good kindergarten from a bad one]. https://letidor.ru/obrazovanie/a34-7-priznakov-po-kotorym-mozhno-otlichit-horoshiy-detskiy-sad-ot-plohogo-15983.shtml

2. American National Standard Acoustical Performance Criteria, Design Requirements, and Guidelines for Schools, Part 1: Permanent Schools. https://global.ihs. com/doc_detail.cfm?&rid = ASA&input_doc_ number= %20&input_doc_title=%20&item_s_ key = 00585043

3. American National Standard Acoustical Performance Criteria, Design Requirements, and Guidelines for Schools, Part 2: Relocatable Classroom Factors. https://global.ihs.com/ doc_detail.cfm?&rid = ASA&input_doc_ number= %20&input_doc_title=%20&item_s_ key = 00566066

4. Copenhagen International School Nordhavn / C.F. Mwller. https://www.archdaily. com/8791 52/copenhagen-international-school-nordhavn-cf-moller

5. Dudek M. (2001) Architecture of Kindergarten. Taylor & Francis; 2 edition. P.3.

6. El Porvenir Social Kindergarden / Giancarlo Mazzanti // https://www.archdaily. com/89896/el-porvenir-social-kindergarden-giancarlo-mazzanti?ad_source = search&ad_ medium = search_result_projects

7. Giraffe Childcare Center / Hondelatte Laporte Architectes // https://www.archdaily. com/316652/giraffe-childcare-center-hondelatte-laporte-architectes?ad_source= search&ad_ medium = search_result_projects

8. Gregg D. Ander, FAIA. Daylighting. https://www.wbdg.org/resources/daylighting

9. Groenendaal Primary School Park Classrooms / HUB. https://www.archdaily. com/925402/groenendaal-primary-school-park-classrooms-hub

10. Hangzhou Haishu School of Future Sci-Tech City — Story of a Small Town. https://architizer. com/projects/story-of-a-small-townhangzhou-haishu-school-of-future-sci-tech-city/

11. Hawaii: The Latest Architecture and News.

12. Innovacionnye proekty detskih sadov dlya rajonov Krajnego Severa i Dal'nego Vostoka, Respublika Saha (Yakutiya) [Innovative projects of kindergartens for the regions of the Far North and the Far East, Republic of Sakha (Yakutia)], 2014 // http://tehne.com/grant/innovacionnye-proekty-detskih-sadov-dlya-rayonov-kraynego-severa-i-dalnego-vostoka-respublika-saha-yakutiya-2014

13. K-12 market trends 2018: Common areas enable hands-on learning. https://www. bdcnetwork.com/k-1 2-market-trends-201 8-common-areas-enable-hands-learning

14. Kindergarten Sighartstein / Kadawittfeldarchitektur // https://www. archdaily.com/34252/kindergarten-sighartstein-kadawittfeldarchitektur?ad_source = search&ad_ medium = search_result_projects

15. Kindergartens // https://www.archdaily. com/6267/kindergartens-70%25c2%25ban-arkitektur?ad_source = search&ad_ medium = search_result_projects

16. Komarova I.I. (2017) Obrazovatel'nye klastery kak mekhanizmy smeny obrazovatel'nyh ukladov. Programma «Odarennyj rebenok» v detskih sadah Yakutii [Educational clusters as mechanisms for changing educational ways. Program „Gifted child" in kindergartens of Yakutia]. Vol.3: Detsko-vzroslye soobshchestva, kak mekhanizm razvitiya talanta: [Collected works] / Edited by. F.V.Gabysheva; with T.S.Komarova, I.I.Komarova, M.L.Prokop'eva, O.N.Stepanova. Moscow-Yakutsk. 198-223.

17. Komarova I.I. (2018) Budushchee doshkol'nogo obrazovaniya v epohu cifrovizacii [The future of early childhood education in the digitalization age] Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie [Preschool Education Today]. 8(90). 16-25. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10032

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Koss Zh.-G. (2018) Cvet. Chetvertoe izmerenie [Color. Fourth dimension]. Moscow. Sindbad Publ. 240.

19. Liyang Experimental Primary School / UAD. https://www.archdaily.com/921908/liyang-experimental-primary-school-uad

20. Monthey Kindergarden / Bonnard Woeffray Architectes // https://www.archdaily. com/79449/monthey-kindergarden-bonnard-woeffray-arch itectes?ad_source = search&ad_ medium = search_result_projects

21. Nanjing Mingdao Middle School / XSJZ. https://www.archdaily.com/920400/nanjing-mingdao-middle-school-xsjz

22. NIBS - The National Institute of Building Sciences. http://www.ncef. org/resource-lists/daylighting

23. NIBS - The National Institute of Building Sciences. Safeschools. http://www.ncef. org/safeschools/

24. Rockford Public School / CannonDesign. https://www.archdaily.com/91 7639/rockford-public-school-cannondesign

25. Sanmen Dafu Kindergarden / Think Logic Design // https://www.archdaily.com/931646/ sanmen-dafu-kindergarden-think-logic-design?utm_medium = email&utm_source = Arch Daily%20List&kth = 610,192

26. Sm. Informaciyu EPA o zdorovoj

shkol'noj srede. Zdorovye shkoly, Zdorovye deti [See the EPA's information on a healthy school environment. Healthy schools, Healthy children.]. https://www.epa.gov/schools

27. Sm. Rekomendacii po dostupnosti dlya amerikancev s ogranichennymi vozmozhnostyami (ADAAG) [See the accessibility guidelines for Americans with disabilities (ADAAG)]. https://www.access-board.gov/gu idelines-and-standards/buildings-and-sites/about-the-ada-standards/background/adaag

28. Sterling Montessori Akademiya, Morrisvill', Severnaya Karolina [Sterling Montessori Academy, Morrisville, North Carolina]

29. Taka Tuka Land/ Baupiloten// https://www. archdaily.com/519/taka-tuka-land-baupiloten

30. The Heights Building / BIG. https://www. archdaily.com/927336/the-heights-building-big

31. The Noor e Mobin G2 Primery School / FEA Studio. https://www.archdaily.com/911483/ the-noor-e-mobin-g2-primery-school-fea-studio

32. TheParadise of Color/Atelier Alter//https:// www.archdaily.com/802 726/the-paradise-of-color-atelier-alter?ad_source = search&ad_ medium = search_result_projects

33. Trebovaniya k akustike v amerikanskih shkolah [Requirements for acoustics in American schools]. See: WBDG - Whole Building Design Guide. Acoustic Comfort. https://www.wbdg. org/resources/acoustic-comfort

34. Two Billion New Homes to be Created in the Next 80 Years // https://www.weforum.org/ agenda/2018/03/the-world-needs-to-build-more-than-two-bil l ion-new-homes-over-the-next-80-years.

35. Uchebnik BIPS 07 / FEMA 428 dlya razrabotki bezopasnyh shkol'nyh proektov

v sluchae terroristicheskih atak i shkol'nyh rasstrelov, a takzhe prakticheskih primerov bezopasnyh komnat FEMA i obshchestvennyh priyutov [Textbook for developing safe school projects in the event of terrorist attacks and school shootings, as well as practical examples of FEMA safe rooms and public shelters]. https://www. wbdg.org/ffc/dhs/criteria/bips-07

36. Understanding the Language and Elements of Design. https://www.wbdg. org/design-objectives/aesthetics

37. Vaughan Ellen Larson. Elementary School. https://www.nibs.org/content/elementary-school-whole-building-design-guide

38. WBDG - Whole Building Design Guide. Building Commissioning. https://www.wbdg. org/building-commissioning

39. WBDG - Whole Building Design Guide. Cost-Effective. https://www.wbdg. org/design-objectives/cost-effective

40. WBDG - Whole Building Design Guide. Electric Lighting Controls. https://www.wbdg. org/resources/electric-lighting-controls

41. WBDG - Whole Building Design Guide. Historic Preservation. https://www.wbdg. org/design-objectives/historic-preservation

42. WBDG - Whole Building Design Guide. Life-Cycle Cost Analysis (LCCA). https://www. wbdg.org/resources/life-cycle-cost-analysis-lcca

43. WBDG - Whole Building Design Guide. Optimize Building Space And Material Use. https://www.wbdg.org/design-objectives/ sustainable/optimize-building-space-material-use

44. WBDG - Whole Building Design Guide. Secure / Safe. https://www.wbdg. org/design-objectives/secure-safe

Смотрите видеоканал журнала «СДО» на YouTube: http://www.youtube. com/user/JournalPreschool

Следите за новостями от журнала «СДО» в Instagram: https://www.instagram.com/sdo_preschool/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.