Научная статья на тему 'Дизайн коммуникативной среды дошкольных учреждений'

Дизайн коммуникативной среды дошкольных учреждений Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
307
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА / ДЕТСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / АРХИТЕКТУРА / ДИЗАЙН / ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА / КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / COMMUNICATIVE ENVIRONMENT / PRESCHOOL INSTITUTION / ARCHITECTURE / DESIGN / CONSTRUCTION TECHNOLOGIES / CONCEPTUAL DESIGN

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Пермяков Михаил Борисович, Краснова Тамара Викторовна

Указом Президента РФ 2018-2027 годы в Российской Федерации объявлены Десятилетием детства. Проблема необходимости совершенствования подходов в сфере строительства детских учреждений очевидна. В статье авторами рассматриваются вопросы организации коммуникативной воспитательной среды дошкольных учреждений средствами архитектуры и дизайна. Рассмотрены основные требования и условия создания комфортной среды, а также приведены примеры зарубежного опыта в решении проблем этой сферы. Обосновывается необходимость современных подходов к проектированию среды детских дошкольных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дизайн коммуникативной среды дошкольных учреждений»

АРХИТЕКТУРА

ДИЗАЙН КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ Пермяков М.Б.1, Краснова Т.В.2 Email: Permyakov650@scientifictext.ru

'Пермяков Михаил Борисович - доктор PhD, кандидат технических наук, доцент,

заведующий кафедрой; 2Краснова Тамара Викторовна - член Союза дизайнеров России, инженер, кафедра строительного производства, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова,

г. Магнитогорск

Аннотация: указом Президента РФ 2018-2027 годы в Российской Федерации объявлены Десятилетием детства. Проблема необходимости совершенствования подходов в сфере строительства детских учреждений очевидна. В статье авторами рассматриваются вопросы организации коммуникативной воспитательной среды дошкольных учреждений средствами архитектуры и дизайна. Рассмотрены основные требования и условия создания комфортной среды, а также приведены примеры зарубежного опыта в решении проблем этой сферы. Обосновывается необходимость современных подходов к проектированию среды детских дошкольных учреждений.

Ключевые слова: коммуникативная среда, детское дошкольное учреждение, архитектура, дизайн, технологии строительства, концептуальное проектирование.

THE DESIGN OF THE COMMUNICATION ENVIRONMENT OF

PRESCHOOL INSTITUTIONS 12 Permyakov M.B. , Krasnova Т.У.

'Permyakov Mikhail Borisovich - Dr. PhD, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor,

Head of Department;

2Krasnova Tamara Victorovna - Member of the Union of designers ofRussia, Engineer, DEPARTMENT OF CONSTRUCTION PRODUCTION, NOSOVMAGNITOGORSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY, MAGNITOGORSK

Abstract: by the decree of the President of the Russian Federation 2018-2027 years in the Russian Federation declared the Decade of childhood. The problem of the need to improve approaches to the construction of children's institutions is obvious. The article deals with the organization of communicative educational environment of preschool institutions by means of architecture and design. The basic requirements and conditions for creating a comfortable environment, as well as examples of foreign experience in solving the problems of this sphere. The necessity of modern approaches to designing the environment of preschool institutions is substantiated.

Keywords: communicative environment, preschool institution, architecture, design, construction technologies, conceptual design.

УДК:727

Современные технологии строительства, архитектуры и дизайна в контексте современности предполагают варианты развития технической мысли и её адаптации к конкретным проектным задачам. Использование современных

технологий и материалов позволяет решать строительные задачи высокотехнологичными способами [1; 2].

В целях совершенствования государственной политики Российской Федерации в сфере защиты детства, указом Президента РФ 2018-2027 годы в Российской Федерации объявлены Десятилетием детства [3]. Проблема необходимости совершенствования подходов в сфере строительства детских учреждений очевидна.

Архитектурный образ детского учреждения влияет не только на зрительное восприятие, но и на психологическое состояние ребенка. Среда, в которой дети проводят достаточно большое количество времени должна соответствовать своим основным функциям. Прежде всего, это должно быть эргономичное, грамотное организованное пространство [4]. Использование натуральных материалов и теплых оттенков должно способствовать интересному времяпрепровождению ребенка [5]. Развитие современного мира позволяет создавать экстерьер и интерьер детских образовательных учреждений с применением современных технологий, таких как: аддитивные технологии, лего-технологии, технологии модульных быстровозводимых общественных зданий [6; 7; 8; 9]. А применение энергосберегающих технологий и материалов в строительстве позволяет решать экологические проблемы, например применение стеновых стеклобетонных блоков, предполагает создание энергоэффективных объектов [10]. Это способствует развитию новых подходов к организации коммуникативного пространства такого типа заведений. Необходимо помнить, что немаловажную роль здесь играют вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности [11]. Интерьер должен соответствовать современным стандартам и Федеральным государственным требованиям к организации предметно -развивающей среды. Детское образовательное учреждение дошкольного типа должно иметь грамотно организованное пространство, которое включает в себя несколько функциональных зон: физического развития, игровую, сенсорного развития, зону природы и т.д. [12; 13]. Архитектурный облик здания и интерьера способствует формированию коммуникационного пространства [14]. Поэтому немаловажным является вопрос концептуального подхода к вопросам проектирования архитектурного замысла и дизайнерского решения среды и её предметного наполнения [15; 16; 17]. Так же важна организация прилежащей территории дошкольного учреждения[18].

Обратившись к опыту зарубежных стран, мы находим положительные примеры. Например, детские сады в Германии достаточно функциональны и рациональны в своей организации. Структурирование пространства по функциям делает его доступным и «понятным» для восприятия ребенка. Японские архитекторы Aisaka Architects' Atelier создали интересный проект подготовительного дошкольного учреждения в городе Фунабаси, который является ещё и энергосберегающим. Это двухэтажное здание, на крыше которого спроектирована открытая терраса с огородом, где выращивают овощи, используемые в детском меню. Интерес к здоровому питанию также стимулируется расположением кухни за стеклянными стенами. Во Франции по проекту Paul le quenec Architectes построен оригинальный детский сад «без коридоров». Стремясь создать открытую и дружелюбную среду архитекторы, применив в проекте мягкие изогнутые формы, почти полностью устранили острые и прямые углы внутри здания.

Примеры, рассмотренные нами, являют грамотный и индивидуальный подход к организации эргономичной коммуникативной среды. Они имеют свой образ, в котором ребенок может находиться и гармонично при этом развиваться.

Вывод:

Архитектурный образ детского учреждения, не только влияет на зрительное восприятие, но и на психологическое состояние ребенка. Коммуникативная среда, в которой находится ребенок, должна соответствовать своим основным функциям, должна иметь эргономичное, грамотно организованное пространство и создавать положительное эмоциональное состояние у ребенка.

Список литературы /References

1. Актуальные проблемы строительства / М.Б Пермяков [и др.] // Магнитогорск, 2013.

2. Научные исследования, инновации в строительстве и инженерных коммуникациях в третьем тысячелетии/ К.М Воронин [и др.] // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, 2019. № 2. С. 49 -50.

3. Счастливое детство во имя будущего России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tegrk.ru/archives/15118/ (дата обращения: 20.10.2018).

4. Шенцова О.М. Эргономика и предметное наполнение архитектурной среды: учеб. пособие / О.М. Шенцова, Т.В. Усатая, Т.В. Краснова. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2017. 147 с.

5. Дембич Н.Д.Организация предметно-пространственной среды детского образовательного Учреждения / Бизнес и дизайн ревю, 2016. Т. 1. № 1 (1). 12 с.

6. Пермяков М.Б., Краснова Т.В., Дорофеев А.В. Аддитивные технологии в строительстве и дизайне архитектурной среды: настоящее и будущее / Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2018. Т. 9. № 2. С. 2-5.

7. Пермяков М.Б., Пермяков А.Ф., Давыдова А.М. Аддитивные технологии в строительстве / European Research, 2017. № 1 (24). С. 14-15.

8. Пермяков М.Б., Пешнина А.В., Степочкин В.М., Гибадуллин Р.Ф., Лапшин В.В. Лего-технологии и материалы в строительстве / Проблемы науки, 2016. № 3 (45). 66-68 с.

9. Радыгина А.Е., Пермяков М.Б. Концепция модульных быстровозводимых общественных зданий / Актуальные проблемы современной науки, техники и образования, 2014. Т. 2. С. 48-49.

10. Пермяков М.Б., Пивоварова К.А., Домнин В.Ю. Энергоэффективные стеновые стеклобетонные блоки в современном строительстве / European Research, 2016. № 9 (20). С. 16-18.

11. Пермяков М.Б., Чернышова Э.П., Пермякова А.М.Предотвращение аварий эксплуатируемых зданий и сооружений / Научные труды SWorld, 2013. Т. 50. № 3. 38-43 с.

12. Краснова Т.В. Социальный дизайн как средство создания коммуникативной воспитательной среды / Научные труды SWorld, 2012. Т. 17. № 1.

13. Лобода Т.А. Формирование предметно-развивающей среды в процессе реализации образовательной деятельности МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 61» / Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2013. № 3. 80-84 с.

14. Краснова Т.В., Пермяков М.Б. Технология разработки художественного образа в дизайне и архитектуре средствами графической дизайн-концепции / Современные проблемы науки и образования, 2018. № 1. С. 11.

15. Краснова Т.В., Карпенко С.С. Проектирование в дизайне и архитектуре средствами ассоциаций/ Международный студенческий научный вестник, 2017. № 4-8. С. 1125-1130.

16. Краснова Т.В., Галичина А.В. Прообраз архитектурного сооружения как объект проектирования / Международный студенческий научный вестник, 2017. № 4-8. С. 1131-1135.

17. Краснова Т.В., Дворецкий В.А. Проектирование концепции в дизайне и архитектуре / Международный студенческий научный вестник, 2017. № 4-10. С. 1453-1458.

18. Landscape design role for the formation of comfort in an urban environment / E.P. Chernyshova, M.B. Permyakov, A.D. Grigorev, V.M. Andreev, R.R. Sabirov / Journal of Engineering and Applied Sciences, 2016. Т. 11. № 1. С. 10-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.