Научная статья на тему 'От антиклерикализма до этнорелигиозного сообщества - через концепты и персоналии. Рец. На: Энциклопедический словарь социологии религии / М. Ю. Смирнов, ред. СПб. : Платоновское философское общество, 2017. 508 с'

От антиклерикализма до этнорелигиозного сообщества - через концепты и персоналии. Рец. На: Энциклопедический словарь социологии религии / М. Ю. Смирнов, ред. СПб. : Платоновское философское общество, 2017. 508 с Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
65
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От антиклерикализма до этнорелигиозного сообщества - через концепты и персоналии. Рец. На: Энциклопедический словарь социологии религии / М. Ю. Смирнов, ред. СПб. : Платоновское философское общество, 2017. 508 с»

От антиклерикализма

ДО ЭТНОРЕЛИГИОЗНОГО СООБЩЕСТВА — ЧЕРЕЗ КОНЦЕПТЫ И ПЕРСОНАЛИИ1

Рец. на: Энциклопедический словарь социологии религии / М. Ю. Смирнов, ред. СПб.: Платоновское философское общество, 2017. 508 с.

From Anti-Clericalism to Ethno-Religious Community: Through Concepts and Key Figures

Rev. op.: Энциклопедический словарь социологии религии / М. Ю. Смирнов, ред. СПб.: Платоновское философское общество, 2017. 508 с.

Издание Энциклопедического словаря социологии религии (далее — Словарь) в целом повторяет логику двух предшествующих книг: Религиоведение: Энциклопедический словарь (М., 2006. 1256 с.) (далее — Религиоведение) и Энциклопедия религий (М., 2008. 1520 с.) (далее — Энциклопедия), которая является фактически расширенным переизданием Религиоведения с дополнениями и иллюстрациями. Оба издания вышли под редакцией А. П. Забияко, А. Н. Красникова и Е. С. Элбакян. Выполненное благодаря инициативе российских религиоведов, настоящее издание представляет собой попытку объединить и систематизировать большой массив знаний о социологии религии.

Если говорить о предпосылках подготовки издания, то здесь мы мысленно должны перенестись в 2013 г. Так, в январе 2013 г. на семинаре исследовательского комитета «Социология религии» Российского общества социологов «Исследование современной религии: методы и методология» доктор социологических наук, в то время доцент кафедры философии религии и религиоведения философского факультета СПбГУ, а ныне заведующий кафедрой философии ЛГУ им. А. С. Пушкина М. Ю. Смирнов фактически выступил главным инициатором создания энциклопедического словаря по социологии религии2. Следует отме-

1 Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта «Религиозные общности в сетевых структурах социального порядка: протестная динамика и институциональная устойчивость российского региона» № 17-33-01143.

2 Его издание в итоге было осуществлено при поддержке гранта РФФИ по проекту № 1703-16046 (под общей редакцией М. Ю. Смирнова): «В Российском обществе социологов прошло обсуждение будущего российского энциклопедического словаря по социологии религии (10.07.2013)». URL: http://www.encyclopedia.ru/news/enc/detail/49991/ (дата обращения: 20.09.2018).

тить, что у М. Ю. Смирнова на тот момент уже имелся опыт создания подобных книг3. Обоснование высокой значимости и актуальности составления нового, максимально полного, фундаментального академического словаря мы находим в заметке М. Ю. Смирнова, сформулированной в процессе подготовки издания (2014 г.) и размещенной в религиоведческом издании «Перспектива»:

«В течение последних двадцати лет мировая социология религии сделала заметный шаг вперед, вызванный серьезными трансформациями в религиозной сфере. Потребовались существенное переосмысление многих устоявшихся методологических подходов к исследованию религиозных феноменов и выработка новой парадигмы, позволяющей обеспечить адекватную рефлексию нелинейных процессов в области религии. В социологии религии возникли новые теории, развернулся дискурс относительно концептуализации религии, религиозности и ее измерений, появился новый и заслуживающий внимания опыт изучения религии качественными и количественными методами4.

Для российских социологов религии все это стало важной причиной совместного профессионального обсуждения — как в плане осмысления научного опыта зарубежной социологии религии, так и в плане разработки собственных подходов и трактовок применительно к предметному полю своих исследований».

Таким образом, создание словаря по социологии религии было призвано определенным образом закрепить произошедшие трансформации и парадиг-мально зафиксировать дискурс в поле соответствующей области религиоведческого знания.

Исходя из вышеозначенных положений, М. Ю. Смирновым были выделены три основные функции издания. Первые две — информационная (представление «знания о мире профессиональной работы социолога религии») и собственно-энциклопедическая («арсенал средств, которые можно использовать для решения... исследовательских задач»). Третья же определялась тем, что издание призвано служить своеобразным выражением «консолидированного

См. также: «27 июня 2013 г. состоялся очередной семинар Исследовательского комитета «Социология религии» Российского общества социологов». URL: http://sreda.org/2013/27-iyunya-2013-g-costoyalsya-ocherednoy-seminar-issledovatelskogo-komiteta-sotsiologiya-religii-rossiyskogo-obshhestva-sotsiologov/25559 (дата обращения: 29. 09. 2018).

3 См.: СмирновМ. Ю. Социология религии: Словарь. СПб., 2011. 412 с.; рецензию на него в Вестнике ПСТГУ: Воронцова Е. В. Рец. на: Смирнов М. Ю. Социология религии: Словарь. СПб., 2011. 412 с. // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 6 (38). С. 159— 160.

4 Смирнов М. Ю. Как создается «Энциклопедический словарь социологии религии» // ПЕРСПЕКТИВА. № 3 (15.08.2014). С. 3-4. URL: https://religious.life/wp-content/uploads/ 2014/08/Perspektiva3.pdf (дата обращения: 12. 08. 2018). Здесь М. Ю. Смирнов дает следующие ссылки, подтверждающие справедливость своей позиции: Каргина И. Г. Новые религиозности // Вестник МГИМО(У). 2012. №2. С. 186-193; О специфике современной религиозности, а также о европейских трендах и методологических проблемах в социологии религии: интервью с Ирэной Боровик / О. Муха, публ. // Религиоведение. 2010. № 4. С. 165-172; Рутке-вич Е. Д. «Новая парадигма» в социологии религии: Pro et Contra // Вестник Института социологии РАН. 2012. № 6. С. 208-233; Степанова Е. А. Новая духовность и старые религии // Религиоведение. 2011. № 1. С. 127-134.

отношения российских социологов религии к основным процессам религиозной жизни общества»5.

Итоговый текст Словаря явился коллективным проектом солидной группы российских и зарубежных исследователей религии (объединенных по инициативе Исследовательского комитета «Социология религии» Российского общества социологов). Среди авторов словарных статей — специалисты из 18 стран. Статьи Словаря (общее число — 426)6 посвящены терминологии предметной области социологии религии, описанию существующих научных теорий, здесь присутствуют классические и современные персоналии, имеющие значение для зарубежной и отечественной социологии религии, представлены обзорные материалы, посвященные деятельности исследовательских организаций, занимающихся социологией религии. Словарные статьи в основном включают краткую библиографию (хотя в некоторых случаях библиография отсутствует или представлена всего одним источником). Ряд терминологических статей присутствует сразу в нескольких версиях, подготовленных разными авторами 7.

В научный совет издания вошли известные представители отечественного научного сообщества: И. Г. Каргина (МГИМО), С. Д. Лебедев (Белгородский государственный университет), Р. А. Лопаткин (РАНХиГС), М. М. Мчедлова (Институт социологии РАН — РУДН), Е. Д. Руткевич (Институт социологии), Р. В. Светлов (РХГА), И. Н. Яблоков (МГУ). В состав авторского коллектива вошли многие российские религиоведы и исследователи религии (Е. И. Аринин, Л. С. Астахова, В. И. Гараджа, И. П. Давыдов, К. А. Колкунова, А. И. Кырлежев, С. Д. Лебедев, А. Н. Лещинский, Р. Н. Лункин, К. С. Медведева, Е. А. Островская, С. В. Пахомов, М. Г. Писманик, Т. С. Пронина, Е. В. Пруцкова, С. В. Рязанова, Р. О. Сафронов, С. В. Трофимов, Д. А. Узланер, Т. А. Фолиева, Е. С. Эл-бакян и др.). В Словарь включены также статьи авторов из стран ближнего и дальнего зарубежья (Азербайджана, Армении, Белоруссии, Украины, Казахстана; Великобритании, Германии, Италии, США, Японии и др.). Число авторов насчитывает более 90 фамилий.

Наряду с оригинальными статьями, подготовленными на русском языке, в Словаре присутствуют и переводы статей зарубежных авторов, подготовленных для Словаря (переводчики: К. С. Медведева, Е. М. Мирошникова, М. М. Мчедлова, А. Ю. Рахманин, Е. Д. Руткевич, Р. О. Сафронов, Е. С. Стрункина, Т. А. Фо-лиева).

Несомненным плюсом Словаря является тот факт, что он представляет собой одну из немногих завершенных и качественно оформленных попыток создания фундаментального академического справочника, предпринятых в отечественном религиоведении. Так, Е. А. Островская отмечает, что в современном российском пространстве академического религиоведения реализация про-

5 Подробнее о целях и задачах см.: URL: http://www.encyclopedia.ru/news/enc/detail/49991/ (дата обращения: 20. 09. 2018).

6 Содержание Словаря доступно по ссылке: URL: http://intelbook.org/2017-11-07-slovar-sotsiologii-religii/ (дата обращения: 19. 09. 2018).

7 См.: «Религия» (с. 280, 282); «Религия и образование» (с. 294, 295), «Идентичность религиозная» (с. 95, 97, 99); «Культ религиозный» (с. 154, 155, 156); «Религиозность» (с. 267, 269, 271, 272), и др.

ектов такого рода, как настоящий Словарь, возможна исключительно благодаря мотивации и активности конкретных ученых и солидарности, проявляемой конкретными инициативными исследовательскими авторскими коллективами8. С этим нельзя не согласиться. Данную установку разделяет и сам редактор Словаря М. Ю. Смирнов, высказываясь в целом относительно судьбы современной российской социологии религии следующим образом: «...вытягивание социологии религии к нормально устроенной институциональности остается преимущественно делом самих "утопающих"»9.

Следует отметить, что у издания есть и свои минусы. Так, в ряде ключевых теоретических статей прослеживается отсутствие четко проработанной методологии (в частности, не хватает отсылок к актуальной зарубежной методологии социологии религии, что является не столько проблемой издания, сколько маркером сложившейся ситуации в современном религиоведении), таким образом, ряд терминов и феноменов, к которым обращаются авторы издания, может оказаться в сознании читателя не до конца проясненным и породить спорные варианты понимания тех или иных определений и в свою очередь явлений религиозной жизни, которые при помощи соответствующих определений описываются. Некоторые статьи с незначительными изменениями повторяют аналогичные тематические единицы из Энциклопедии религий (часть статей которой, в свою очередь, представляет собой отредактированные версии одноименных или схожих статей из словаря Религиоведение)10. Что касается структуры издания, то Словарю не хватает именного и предметного указателей (как, например, в Энциклопедии), в Словаре есть только алфавитный указатель статей. Также минусом в технической проработке Словаря представляется отсутствие общего указателя авторства статей (общий список авторов приводится на форзаце издания, авторство статей указано в конце каждой статьи). Наличие авторского указателя значительно облегчило бы работу со словарем с точки зрения аналитики издания.

При всех видимых несовершенствах настоящего издания Энциклопедический словарь социологии религии, несомненно, заслуживает весьма высокой оценки как фундаментальный академический проект, призванный систематизировать религиоведческое знание, унифицировать исследовательскую терминологию и охватить как можно более широкий спектр тем, актуальных для современной социологии религии. Как нам представляется, издателям удалось воплотить в жизнь свою идею издания, с учетом российской специфики охваченной предметной области.

Фундаментальность подготовки, составления и редакции, а также уровень академизма наших изданий в целом, конечно, пока несравним с масштабами

8 Островская Е. А. Российская социология религии: религия общества (вступительная статья приглашенного редактора) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 2. С. 1-31. DOI: 10.14515/топйогш&2018.2.01.

9 Смирнов М. Ю. Социология религии в Российской Федерации: два наблюдения // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. М., 2014. Вып. 3 (53). С. 71-80.

10 Ср., например: Эсхатология в массовом сознании // Словарь... С. 498; Эсхатология // Энциклопедия... С. 1459; Эсхатология // Религиоведение. С. 1230.

Энциклопедии религии (под ред. М. Элиаде)11, но это значит, что отечественному религиоведению есть куда стремиться. И издание Словаря отчетливо демонстрирует такого рода стремление.

Книга будет полезна в первую очередь студентам и преподавателям по направлению подготовки «Религиоведение», социологам религии и в целом социологам широкого профиля, а также исследователям-религиоведам.

Ченцова Дарья Александровна, преподаватель

Daria Chentsova, Lecturer,

St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities 6/1 Likhov pereulok, Moscow, 127051, Russian Federation ciayca@yandex.ru

ПСТГУ

Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1 ciayca@yandex.ru

ORCID: 0000-0001-9121-9435

ORCID: 0000-0001-9121-9435

11 The Encyclopedia of Religion: In 16 vol. / M. Eliade, ed. N. Y., 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.