Научная статья на тему 'Православие, либерализм и тоталитаризм: история исовременность (к вопросу о месте религии в общественно-политической жизни) Рец. На кн. : Orthodoxy, liberalism and totalitarianism in modern and contemporary Romania / G. Enache, ed. Targoviste: Editura Cetatea de Scaun, 2016. 391 p'

Православие, либерализм и тоталитаризм: история исовременность (к вопросу о месте религии в общественно-политической жизни) Рец. На кн. : Orthodoxy, liberalism and totalitarianism in modern and contemporary Romania / G. Enache, ed. Targoviste: Editura Cetatea de Scaun, 2016. 391 p Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
94
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Православие, либерализм и тоталитаризм: история исовременность (к вопросу о месте религии в общественно-политической жизни) Рец. На кн. : Orthodoxy, liberalism and totalitarianism in modern and contemporary Romania / G. Enache, ed. Targoviste: Editura Cetatea de Scaun, 2016. 391 p»

Православие, либерализм и тоталитаризм:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (к вопросу о месте религии

в общественно-политической жизни)*

Рец. на кн.: Orthodoxy, liberalism and totalitarianism in modern and contemporary Romania / G. Enache, ed. Targoviste: Editura Cetatea de Scaun, 2016. 391 p.

Orthodoxy, Liberalism, Totalitarianism: History and Contemporaneity (On the Place of Religion in Social and Political Life)

Rev. op.: Orthodoxy, liberalism and totalitarianism in modern and contemporary Romania / G. Enache, ed. Targoviste: Editura Cetatea de Scaun, 2016. 391 p.

Религия в современном мире является неисчерпаемой темой, не перестающей удивлять, интриговать, порождать различные социальные мифы и противоречия. При этом «сущность» религии, несмотря на множество подходов к ее изучению, зачастую ускользает от исследователей. Каждый из подходов, каждая из перспектив могут в итоге оказаться неполными и неспособными представить явление в целом. Георге Енаке1, автор настоящего издания, держа в уме данное положение, задается вопросом, каков же наиболее подходящий подход к изучению религиозных явлений, с учетом вовлеченности религии как институционального образования и общественного явления в сложный и многогранный процесс функционирования социума. Как наиболее полно исследовать данное проблемное поле и насколько актуальны общие выводы, сделанные его предшественниками? — вопрошает автор. И пытается дать ответ на эти нелегкие вопросы.

Указанные выше вопросы, как отмечает автор, могут задаваться бесконечно, когда речь заходит о предмете религии, на эти вопросы пытается ответить и данная книга. В книге речь идет одновременно о религиозной и об общественно-политической ситуации в Румынии, причем временные рамки исследований, представленных в работе, весьма широки и простираются от XIX в.

* Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта «Религиозные общности в сетевых структурах социального порядка: протестная динамика и институциональная устойчивость российского региона» № 17-33-01143.

1 Енаке, Георге Еуген — доктор истории, профессор, преподаватель факультета истории, философии и теологии университета Галаца (Галац, Румыния). Читает курсы по румынской истории, истории Церкви, истории культуры, историографии, международным отношениям (профиль на ресурсе Academia.edu: https://ugal.academia.edu/GeorgeEnache).

158

Православие, либерализм и тоталитаризм: история и современность...

(начиная с революционных событий в Дунайских княжествах 1848 г.) вплоть до современного нам времени. Тема «Православие, либерализм и тоталитаризм в современной Румынии» разворачивается сквозь череду исторических событий (политического, экономического и социокультурного характера) последних двух столетий

Фактически работа представляет собой монографию, собранную из статей, объединенных в единое целое; тексты подчинены главной идее — представить широкий контекст религиозной жизни Румынии, вписанный в канву исторических событий.

Книга содержит десять глав. Наиболее актуальные разделы книги посвящены религии в современной общественной жизни Румынии, монашеству в современной Румынии, проблемам организации Румынской церкви в годы коммунистического режима, отношению Церкви к «правому тоталитаризму», формам сопротивления коммунистическому строю со стороны Церкви. Интересны также довольно обширные разделы, включающие исторические материалы, посвященные Доре д'Истрии2(с. 81—132) и еп. Вартоломеу Стэнеску3 (с.132—194), а также раздел, посвященный религии в контексте румынского фольклора (с. 194—213). Не вполне прослеживается логика нахождения данных разделов в середине книги, уместнее они бы смотрелись в качестве серии дополнительных case study в приложении к изданию (с. 11).

Методологический инструментарий, представленный в вошедших в книгу исследованиях, являет синтетический набор методов, включающий методы целого ряда гуманитарных дисциплин, что обусловлено широтой и разностью тем скомпонованных в издании текстов. Исследования подчинены главной цели — рассмотреть сферу общественных отношений, учитывая религию в рассматриваемом контексте, и беспристрастно, академически нейтрально исследовать ряд кейсов, с ней связанных.

Теоретизируя относительно взаимодействия религии и социума, Енаке предлагает сосредоточиться на «идеологических манифестациях религии» (специфический термин автора) и рассмотреть на примере православной традиции влияние религии на формирование национального самосознания и социально-политического поведения румын; а также проанализировать место и роль Румынской Православной Церкви в общественной жизни, в том числе «на политической арене» (с. 8). Причем «идеологическая перспектива» заявлена строго как методологический подход к исследованию, не несущий в себе какой бы то ни было идеологической или пропагандистской установки.

Как отмечает Г. Енаке, такие области исследований, как международные отношения или политические науки, будучи плодами западной цивилизации,

2 Княгиня Елена Михайловна Кольцова-Мосальская, урожденная Гика (1828—1888), — румынская писательница и художница. Долгое время жила в России. Печаталась под псевдонимом Дора д'Истрия (Dora d'Istria) Автор произведений «Laviemonastiquedansl'Egliseorienta le», «LesfemmesenOrient», «Lesroumainsetlapapaute» и др. Часть работ переводилась и издавалась на русском языке.

3 Вартоломеу Стэнеску (1875—1954) — румынский православный священник, исполнял обязанности епископа Нижнедунайской епархии (1912 г.) в Арджесе (1919—1920); епископ (Рам-нику). Изучал социологию и право в Сорбонне, автор работ о христианстве и социализме.

Рецензии

которая в значительной степени строилась в оппозиции к религии, на протяжении длительного периода времени практически игнорировали религию, вынося ее из сферы общественной жизни в сферу жизни и деятельности отдельных индивидов и групп (с. 7). Для недавнего времени, как представляется автору, было характерно также отвергать трансцендентное, которое в большинстве случаев считалось принадлежащим исключительно к области религии, что подразумевало отказ в признании за религией права на обладание онтологической реальностью.

Религия, как пишет Енаке (описывая события преимущественно XX века и связанное с ними положение религии в социуме, идеологические и во многом общественные установки относительно религиозного вопроса), лишенная своего онтологического и гносеологического статуса, была «приговорена» к неизбежному исчезновению, ибо долгое время считалось, что религия будет продолжать проявляться только до тех пор, пока существуют религиозные индивиды и институции (церкви), репрезентирующие религию. С точки зрения социальных и политических наук религия, таким образом, представлялась как нечто, не имеющее существенного значения в формировании общества, не влияющее на властные отношения внутри государств и на международные отношения. В поиске важнейших факторов, которые заставляют историю двигаться вперед, социальные и политические науки не уделяли должного внимания религии, отмечает Енаке.

В настоящее же время, как далее показывает автор, в Румынии происходит усиление интереса к вопросу о месте религии в общественной жизни. Это не означает, пишет он, с научной точки зрения, что «истины, "пропагандируемые" религией, признаны таковыми»; это значит, что академический мир и средства массовой информации (по сравнению с предыдущими десятилетиями) начинают замечать, что религия более отчетливо представлена в публичном пространстве, нежели это считалось до сих пор.

Современную нам эпоху автор книги маркирует как эпоху постмодерна, в которой отсутствует какой-либо четко выраженный доминирующий принцип, где нет доминирующего, нормативного дискурса, но есть сумма дискурсов, каждый из которых обладает определенной степенью правдивости, где религия может рассматриваться как дискурс, как видение мира или даже как идеология, одна среди множества других.

Современная перспектива, разделяемая в сферах политических наук и международных отношений в вопросе религии, проиллюстрирована Г. Енаке при помощи фрагмента из работы «Включение религии в международные отношения» (Bringing Religionin to International Relations), где религия маркирована, с одной стороны, как термин, который чрезвычайно трудно определить; с другой стороны, признается влияние религии на поведение человека и подчеркивается важность для современных исследователей обнаружения механизмов такого влияния (среди которых выделяются четыре основных аспекта: влияние религии на мировоззрение людей и, как следствие, на мышление и поведение; роль религии в формировании идентичности; религия как источник легитимности, включая политическую легитимность; религия как формальная институция, облада-

Православие, либерализм и тоталитаризм: история и современность.

ющая возможностью влиять на политический процесс)4. Все эти аспекты учтены в представленной книге, последовательно раскрыты и проанализированы.

Затронутые в книге сюжеты дают возможность всесторонне подойти к вопросу о месте религии в общественно-политической жизни, проливая свет на исторические аспекты проблемы, задавая вектор для современного анализа. Для российского читателя книга ценна также тем, что на примере Румынии можно провести параллели с аналогичными процессами, происходившими не так давно в России, что позволяет лучше понять собственную историю.

Что касается оформления самого издания, то здесь следует отметить несколько моментов. Затрудняет работу с текстом соединение двух языков — английского и французского, требующее от читателя академической подготовки по обоим языкам, причем чередование языков присутствует в порядке формирования глав книги (т. е. за английской частью следует французская и наоборот). Полный английский или же французский текст или билингва были бы удобнее для читателя и расширили бы читательскую аудиторию.

В целом же навигация по книге удобная, подробный ссылочный аппарат и наличие именного указателя в конце позволяют даже неподготовленному читателю углубиться в тему представленных исследований.

Издание будет полезно религиоведам, философам и социологам религии, политологам и специалистам в области общественных отношений, а также всем интересующимся указанной проблематикой.

Ченцова Дарья Александровна, преподаватель ПСТГУ,

Chentsova Daria, Lecturer

St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities 6/1 Likhov Pereulok, Moscow 127051, Russian Federation ciayca@yandex.ru

Российская Федерация, 127051, г.. Москва, Лихов пер., д.6, стр.1 ciayca@yandex.ru

ORCID: 0000-0001-9121-9435

ORCID: 0000-0001-9121-9435

4 Fox J., Sandler S. Bringing Religion into International Relations. Culture and Religion in International Relations. N. Y., 2004.P. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.