ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ
Научный журнал № 2 (7) 2021
П. С. Резухин
От Алексина до Кадьяка: жизненный подвиг архимандрита Герасима (Шмальца), последователя дела преподобного Германа Аляскинского
DOI 10.47132/2587-8425_2021_2_143
Аннотация: Статья посвящена архимандриту Герасиму (Шмальцу; 1888-1969), уроженцу Тульской земли, продолжателю миссионерского подвига святителя Германа Аляскинского. В 2019 г. исполнилось пятьдесят лет со дня кончины отца Герасима. Его зрелые годы прошли в монашеском подвиге на острове Еловый в Кадьякском архипелаге на Аляске. Одна из заслуг архимандрита Герасима заключается в обретение мощей преподобного Германа и его последующей канонизации в Русской Православной Церкви.
Ключевые слова: архимандрит Герасим (Шмальц), преподобный Герман Аляскинский, миссионерская деятельность, Православие на Аляске, Православие в Америке, монастыри на Аляске, остров Еловый, Кадьякский архипелаг, иноческий подвиг, иеромонах Серафим (Роуз), православное братство в Калифорнии.
Об авторе: Петр Сергеевич Резухин
Преподаватель Тульской духовной семинарии, аспирант Московской духовной академии.
E-mail: mitra2003@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0717-5853
Ссылка на статью: Резухин П. С. От Алексина до Кадьяка: жизненный подвиг архимандрита Герасима (Шмальца), последователя дела преподобного Германа Аляскинского // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. №2 (7). С. 143-149.
* Фотографии предоставлены автором. Православие в Северной Америке
HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY
Scientific Journal
No. 2 (7) 2021
Peter Rezukhin
From Aleksin to Kodiak: the Life Feat of Archimandrite Gerasim (Shmalts), a Follower of the Work
of St. Herman of Alaska
DOI 10.47132/2587-8425_2021_2_143
Abstract: The article is dedicated to Archimandrite Gerasim (Shmalts) (1888-1969), a native of the Tula land, the successor of the missionary feat of St. Herman of Alaska. The year 2019 marks the fiftieth anniversary of the death of Father Gerasim. His mature years were spent in monastic exploits on Elovy Island in the Kodiak Archipelago in Alaska. One of the merits of Archimandrite Gerasim is the finding of the relics of the St. Herman and his subsequent canonization in the Russian Orthodox Church.
Keywords: Archimandrite Gerasim (Schmalts), St. Herman of Alaska, missionary activity, Orthodoxy in Alaska, Orthodoxy in America, monasteries in Alaska, Elovy Island, Kodiak archipelago, monastic exploit, Hieromonk Seraphim (Rose), Orthodox brotherhood in California.
About the author: Petr Sergeevich Rezukhin
Lecturer at the Tula Theological Seminary. Post-graduate student of the Moscow Theological Academy.
E-mail: mitra2003@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0717-5853
Article link: Rezukhin P. S. From Aleksin to Kodiak: the Life Feat of Archimandrite Gerasim (Shmalts), a Follower of the Work of St. Herman of Alaska. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2021, no. 2 (7), pp. 143-149.
В 2019 г. исполнилось пятьдесят лет со дня кончины архимандрита Герасима (Шмальца). Его имя на слуху не у всех православных христиан, в то время как отец Герасим является подлинным подвижником и светильником Церкви — продолжателем дела и духовным последователем преподобного Германа Аляскинского. Удивительно, что их жизненные пути как географически начались друг рядом с другом, так и почили они в Боге совсем близко. Как известно, преподобный Герман Аляскинский родился в городе Серпухове под Москвой. Будущий архимандрит Герасим (Шмальц) появился на свет в городе Алексине Тульской губернии. Два этих города, расположенных на русской реке Оке, разделяет всего пятьдесят километров. А преставились они вовсе на одном острове Еловый в Ка-дьякском архипелаге Аляски, более чем в десяти тысячах километрах от их общей родины.
Будущий архимандрит Герасим, в миру Михаил Александрович Шмальц, родился по новому стилю 9 ноября 1888 г. Родной город отца Герасима1 сегодня является центром небольшого муниципально- Архимандрит Герасим (Шмальц) го образования с населением в 58 тысяч человек. Однако роль этого небольшого города на Оке в развитии православия в России весьма заметна. По преданию, Алексин основал московский князь Даниил Александрович, сын Александра Невского, в конце XIII в. Своё название город получил в честь святителя Алексия, митрополита Московского. В XVI столетии Иван Грозный приписал город к собственным царским владениям. В Х"УШ в. Алексин стал уездным городом в Тульском наместничестве, а затем в губернии.
Во второй половине XIX в. Алексин был важным православным центром Тульской губернии. В маленьком городке было 5 храмов, один женский монастырь, местными жителями было обустроено 4 святых источника, частым явлением были общегородские молебны и крестные ходы. Будущий архимандрит Герасим родился и воспитывался в верующей и благочестивой семье. Его отец, Александр Георгиевич (1860-1912), не принадлежал к духовному сословию, однако во всём городе был известен за свой праведный образ жизни, трезвость и ревность в богослужениях и молитве. Мама будущего пастыря, Наталья Ивановна (ум. 1920), во всём поддерживала супруга и также была известна своим благочестием. У юного Михаила Шмальца был старший брат, который скоропостижно скончался в возрасте 20 лет.
Обе бабушки будущего архимандрита лично знали блаженную Евфросинию Ко-люпановскую, известную старицу, просиявшую своими подвигами и чудесами близ Алексина; они приходили к ней за духовными советами и беседовали с подвижницей2. Бабушка по материнской линии рассказывала маленькому Михаилу о войне 1812 г. В частности, от неё будущий подвижник узнал, что в Успенском соборе Алексина ежедневно проводились молебны о даровании победы над захватчиком, и храм был полон молящимися.
О духовном сословии в конце XIX в. архимандрит Герасим вспоминал так: «Я счастлив тем, что в мои и детские, и юношеские годы в нашем городке Алексине все 5 священников были прекрасными пастырями. Трезвые, честные, верующие. Да и бессребреники. Да и служили они по полсотни лет на одном приходе»3.
1 См.: Степанов Г. Жизненный путь архимандрита Герасима Шмальца и его воспоминания о церковной жизни Алексина // Православный Алексин. 2008. № 7 (14). 30 июля.
2 См.: Герасим (Шмальц), архим. Мои воспоминания // Русский паломник. 2009. №46. С. 72.
3 Цит. по: Степанов Г. Жизненный путь архимандрита...
Известно, что родственники будущего архимандрита по отцовской линии активно помогали афонским монахам. Так, двоюродная бабушка Михаила Шмальца вела переписку с братией святой горы Афон, пересылала отшельникам крупные денежные суммы, а от них получала иконы и книги, в том числе на греческом языке. Будущий последователь дела преподобного Германа Аляскинского еще в детстве, наряду с родной азбукой, изучал древнегреческий и впоследствии читал святоотеческую литературу в оригинале.
Мысль об отшельничестве посетила будущего инока ещё в детстве. В одном из писем, датированном 1962-м годом, отец Герасим, уже в сане архимандрита, вспоминал: «Я начал думать о монашестве с 8-ми лет и полюбил этот путь»4. Впервые православную обитель Михаил Шмальц посетил в 15 лет: в 1903 г. он прибыл в Щеглов-ский монастырь в Туле, известный своим преемством традиции иноческий жизни от старцев Глинской пустыни. Здесь он побывал у старца Дометиана (Гуторова), тоже некогда бывшего иеромонаха Глинской пустыни, а впоследствии очень почитаемого в Туле и за ее пределами подвижника, и в беседе с ним открыл своё сердце о желании принять постриг. В тот период юный Михаил учился в Алексинской гимназии, и учителя видели в нём юношу благочестивого и добродетельного.
По прошествии лет отец Герасим вспоминал о Тульском Щегловском монастыре: «На его колокольне не было громадных колоколов, но те, которые там были подвешены, были заказаны одним миллионером, и, конечно, подбор был богатейший. Монах о. Дионисий был художником своего дела, он звонил на колоколах церковные песни. Весёлые тульские купцы приезжали туда летом и помолиться, и погулять на чистом воздухе, да и послушать чудную музыку колоколов. А когда они хорошенько угощали о. Дионисия, то он так трезвонил и играл на колоколах, что весёлые-то купцы плакали»5.
Окончательно Михаил Шмальц утвердился в решении принять постриг в Туле, когда стало известно о прославлении преподобного Серафима Саровского. Будущий архимандрит вспоминал впоследствии: «День открытия мощей преподобного Серафима я встретил в Туле. Помню как сейчас тот вечер, когда по всему городу пронёсся красный звон колоколов, призывая православный русский народ почтить великого угодника Божия. Я горячо молился, дабы он помог мне поступить в монастырь»6.
До конца своих дней отец Герасим считал, что именно по особому заступничеству преподобного Серафима Саровского утвердился его монашеский путь. 30 июля 1906 г. 18-летний Михаил Шмальц поступил послушником в Тихонову пустынь в Калуге. В тот момент в обители подвизались около двухсот монахов. Наставником будущего архимандрита стал иеромонах Иоасаф (Некрасов). Под его руководством прошли первые годы послушания Михаила. 7 мая 1911г. он принял иноческий постриг с именем Герасима. Этот свой родной монастырь инок Божий будет вспоминать всю жизнь: «В Успенский пост вспоминается мне моя Тихонова пустынь... дивное богослужение, тысячи богомольцев. А какой звон то был. Ну вот, я расстроился, хочется плакать». В Тихоновой пустыни после принятия монашества отец Герасим пробыл всего 4 месяца и отправился на святую гору Афон, которая всегда оставалась местом его духовных устремлений. Здесь он пробудет три года и вернется на родину только с началом Первой мировой войны, считая невозможным в столь сложный для Отечества период быть вдали от него.
В 1914 г. отец Герасим в сане иеромонаха служил в Туле, в Покровском храме. Затем его переводят в Петроград, где молодой иеромонах продолжает своё служение. В столице Российской империи он нередко приходил на могилы святого праведного Иоанна Кронштадтского и блаженной Ксении Петербургской, где молился о даровании России мира.
4 Герасим (Шмальц), архим. Мои воспоминания. С. 71.
5 Цит. по: Каркешкина Т. Миссионер из Алексина // Тульские епархиальные ведомости. 2004. № 10. С. 7.
6 Цит. по: Ее же. От Тулы до Аляски: архимандрит Герасим Шмальц // Засечный рубеж. 2002. № 39. С. 7.
В марте 1915 г., исполняя послушание священноначалия, иеромонах Герасим (Шмальц) отбыл с православной миссией в Румынию. Отсюда делегация отправилась в славянские страны — Болгарию и Сербию, а затем и в Грецию, в которой будущий архимандрит уже бывал. Своё путешествие по миру отец Герасим продолжил уже в Северной Америке. Вряд ли он тогда представлял, что временная миссия обернётся для него решением на всю жизнь. В США подвижник остановился в монастыре во имя святого Тихона Задонского в штате Пенсильвания.
Исторически это первый православный монастырь в США. За его основание ратовал Святейший Патриарх Московский Тихон (Беллавин), когда ещё епископом служил в Северной Америке в начале XX в. Сегодня это главный ставропигиальный мужской монастырь Американской Православной Церкви.
В 1916 г. отец Герасим направляет свои стопы ещё дальше — на суровую Аляску. Год спустя, когда в России произошла революция, подвижник принял решение остаться в Америке, как показало время — навсегда. Иеромонах служил сначала на острове Кадьяк, самом большом в составе архипелага, а в 1917 г. его назначили настоятелем Богородице-Рождественского храма на острове Афогнак. Здесь он прослужил почти 20 лет.
В мае 1926 г. отец Герасим посетил остров Еловый (Spruce island), на котором на протяжении 35 лет нёс подвижнический крест преподобный Герман Аляскинский (1751-1836). Святой Герман предсказывал, что на том же острове будет подвизаться другой отшельник праведной жизни. Отец Герасим (Шмальц) прибыл на Еловый спустя 90 лет после кончины преподобного. Это был первый визит архимандрита на остров. Но после этого прошло ещё 10 лет, прежде чем отец Герасим постоянно поселился на Еловом. Окончательно архимандрит Герасим (Шмальц) переехал на остров 21 сентября 1935 г. — почти спустя век после смерти преподобного Германа Аляскинского. Здесь, на месте погребения преподобного, тогда ещё не прославленного в лике святых, отец Герасим прожил более 30 лет.
Архимандрит Герасим так вспоминал о своём первом посещении Елового: «С чувством великой радости вступил я на берег острова, где почти полвека прожил великий подвижник, пламенный молитвенник, человек кристально чистой души, первый православный миссионер в этой когда-то дикой стране язычников, о. Герман»7.
Отец Герасим впоследствии признался, с каким настроем и с какими мыслями вступил он впервые на остров Еловый: «Когда я опустился на колени и сказал: "Отец Герман, Христос Воскресе!", — то меня окружило райское благоухание. Тогда же я сказал и такое: "Отец Герман, если я приду в твою пустыньку, то прими меня, я полюбил сие место".»8.
Архимандрит Герасим продолжил подвиг преподобного Германа. Преподобный Герман Аляскинский, в миру Егор Иванович Попов, родился в Серпухове9, на границе с Тульской губернией, в 50 км от Алексина. Будущий преподобный ещё отроком пешком пришёл в Саровский монастырь, а в 16 лет принял послушание в Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом. В 21 год Герман переселился на остров Валаам, где в течение 15 лет жил совершенным иноком в отдельной келье в лесу в полутора километрах от монастыря. В 1793 году в составе духовной миссии преподобный Герман отправился на Кадьякский архипелаг на Аляску. Спустя 15 лет проповеди среди алеутов преподобный Герман возглавил духовную миссию. Сегодня Русская Церковь считает преподобного Германа Аляскинского святым покровителем Америки.
7 Там же.
8 Цит. по: Жизнь благоуханная: жизненный путь архимандрита Герасима (Шмальца) и его воспоминания о церковной жизни Алексина в начале XX века // Тульские епархиальные ведомости. 2009. №11. С. 3.
9 Подробнее о происхождении преподобного Германа Аляскинского см.: Korsun S., Black L. Herman A Wilderness Saint: from Sarov, Russia to Kodiak, Alaska. Jordanville; New York: Holy Trinity Publications, 2012.
Постоянным местом пребывания преподобного Германа на Аляске стал второй по величине остров Кадьякского архипелага Еловый. Хотя большим он является в сравнении с другими островами: в длину он растянулся всего на 10 км, в ширину — на 7 км. Название «Еловый» острову дал российский мореплаватель Юрий Лисянский в 1805 г. А подвижник назвал остров Новый Валаам, и это имя стало официальным, после того русский мореплаватель и государственный деятель Фердинанд Врангель издал соответствующий приказ в 1831 г., за 5 лет до кончины Германа Аляскинского.
Число алеутов и других коренных жителей Аляски, которых крестил преподобный Герман, исчисляется десятками тысяч10. Что неудивительно, если учесть, что практически всю свою жизнь он провёл на Кадьякском архипелаге. Годами жил на острове Еловый, занимаясь хозяйством, проповедью и воспитанием местных детей-сирот.
Место упокоения преподобного Германа на острове стало объектом паломничества многих православных, попадавших на Аляску. Даже в европейской части Российской империи к 60-м гг. XIX столетия стало известно о почитании преподобного Германа Аляскинского на Кадьяке. В этот же период один из местных епископов составил краткое жизнеописание будущего святого. Однако со времени кончины преподобного Германа прошло уже более 30 лет, и традиция подвижничества и проповеди не была продолжена.
Заслуга последования делу преподобного Германа принадлежит именно архимандриту Герасиму (Шмальцу). Он поселился на острове Еловом в 1935 г., спустя век после преставления преподобного Германа. Отец Герасим постепенно возобновил отшельническую жизнь на острове и ввёл скитский устав, который оказался не по силам многим монахам, приезжавшим сюда ради благочестивой жизни. Архимандрит сам вёл хозяйство, разбил обширный огород, заготавливал дрова. Благодаря усилиям отца Герасима был восстановлен скит, по образцу устроенного преподобным Германом.
Именно благодаря архимандриту Герасиму (Шмальцу) удалось сохранить те вещи преподобного Германа Аляскинского, которые ещё оставались на острове Еловом. В первую очередь это касается предметов, связанных с подвигом преподобного Германа: вериги, выносной крест, камилавка. Более того, именно отец Герасим стоял у истоков составления жития и акафиста преподобному Герману в 1952 г. А ещё через семь лет открыл и перенёс в специальную часовню мощи преподобного Германа.
В 1961 г. архимандрит Герасим (Шмальц) основал в штате Калифорния православное братство, которое назвал в честь преподобного Германа Аляскинского. Между прочим, именно отец Герасим благословил вступить в братство Глеба и Юджина — будущих иноков Германа и Серафима (Роуза). Здесь же, в Сан-Франциско, в марте 1969 г. Архиерейский Собор Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке причислил преподобного Германа к лику святых. Отец архимандрит застал это великое для него событие и скончался спустя полгода, 12 октября 1969 г.
Русская Православная Церковь на примере преподобного Германа Аляскинского проявила уникальное внутреннее, духовное единство в условиях территориального разделения. Так, в июле 1970 г. Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) торжественно прославила Германа Аляскинского в лике преподобных. А уже в декабре того же года Священный Синод Русской Православной Церкви в Москве принял решение о прославлении преподобного Германа и включении его в месяцеслов. Можно сказать, что преподобный Герман Аляскинский как бы связал две части Русской Церкви, разделённые границей тогдашнего Советского Союза, и показал внутреннее единство Церкви, для которой нет различия в месторасположении, будь то Валаам древний, в Ладожском озере, или Валаам Новый, как назвал преподобный Герман остров Еловый в Кадьякском архипелаге Аляски.
10 См.: Чаплин В., прот. Светильник веры и любви: преподобный Герман Аляскинский и его роль в утверждении христианства на американском Севере // Журнал Московской Патриархии. 1988. № 1. С. 48.
К заслугам архимандрита Герасима следует отнести не только восстановление памяти преподобного Германа Аляскинского. Отец Герасим на протяжении всего послереволюционного периода молился о России. Он вёл активную переписку, следил за новостями с Родины. Из писем архимандрита Герасима можно видеть, с какой горечью он узнал о том, что в его родном Алексине разрушили храм во имя Иоанна Предтечи, основанный ещё в XVII в.11, и на его месте разбили сквер с памятником Ленину в центре. Не менее тяжело отец Герасим воспринимал и оккупацию Алексина фашистскими захватчиками в 1941 г.12, ведь враг наступал на Россию, с которой архимандрит всегда ощущал живую связь даже в тысячах километрах от неё.
Славный сын православной Церкви, архимандрит Герасим (Шмальц) на протяжении более чем тридцати лет был добрым пастырем как для алеутов и американцев, прибывавших на остров Еловый, так и для русских, которые оказывались на Аляске и которых тянуло в святое ещё
со времён преподобного Германа Аляскинского место. А для многих молодых американцев, таких как отец Серафим (Роуз), горячо его любивших, архимандрит Герасим стал звеном, соединившим монашеские чаяния в современной Америке с мощной иноческой ратью Святой Руси.
Могила архимандрита Герасима (Шмальца)
Источники и литература
1. Герасим (Шмальц), архим. Мои воспоминания // Русский паломник. 2009. № 46. С. 71-77.
2. Жизнь благоуханная: жизненный путь архимандрита Герасима (Шмальца) и его воспоминания о церковной жизни Алексина в начале XX века // Тульские епархиальные ведомости. 2009. № 11. С. 3.
3. Каркешкина Т. Миссионер из Алексина // Тульские епархиальные ведомости. 2004. № 10. С. 6-8.
4. Каркешкина Т. От Тулы до Аляски: архимандрит Герасим Шмальц // Засечный рубеж. 2002. № 39. С. 7.
5. Степанов Г. Жизненный путь архимандрита Герасима Шмальца и его воспоминания о церковной жизни Алексина // Православный Алексин. 2008. № 7 (14). 30 июля.
6. Церкви Алексинской десятины. М., 1903.
7. Чаплин В., прот. Светильник веры и любви: преподобный Герман Аляскинский и его роль в утверждении христианства на американском Севере // Журнал Московской Патриархии. 1988. № 1. С. 48-52.
8. Korsun S, Black L. Herman A Wilderness Saint: from Sarov, Russia to Kodiak, Alaska. Jordanville; New York: Holy Trinity Publications, 2012. 243 p.
11 См.: Церкви Алексинской десятины. М., 1903. С. 78.
12 См.: Герасим (Шмальц), архим. Мои воспоминания. С. 76.