Научная статья на тему 'Освоенность семейных и профессиональных паттернов отношений у женщин на этапе ранней взрослости в контексте феномена личностного развития'

Освоенность семейных и профессиональных паттернов отношений у женщин на этапе ранней взрослости в контексте феномена личностного развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
635
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ / РОЛЕВЫЕ ПАТТЕРНЫ ОТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛОГО / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / МОТИВАЦИОННЫЙ ПРОФИЛЬ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД "РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ" / ФЕМИНИННАЯ ГРУППА РЕСПОНДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шило Наталья Анатольевна

В статье анализируются основные детерминанты феномена личностной зрелости на этапе «ранняя взрослость» в контексте гуманистической и субъектно-объектной теорий развития. В категориальный аппарат статьи вводятся психологические понятия: отношение к Другому, ролевые паттерны, проекции собственных компонентов во внутриличностном плане взрослого человека. Анализируются результаты регрессионного анализа, направленного на выявление зависимости личностных тенденций: самоактуализации, социальной адаптации, мотивационного профиля и освоенности паттернов отношений взрослого человека. Акцент статьи делается на выявленных психологических композициях фемининной группы респондентов. Всего в исследовании приняло участие 270 респондентов разного социального статуса, вероисповедания, имеющих опыт создания семейных отношений. В статье предложены результаты анализа исследований, проведенных в женской подгруппе респондентов. Полученные данные свидетельствуют о значимости создания, освоения диадических и детско-родительских отношений для достижения вершин зрелости в фемининной подгруппе. Отметим, что прохождение возрастных этапов и формирование поля жизненного опыта, которые носит онтогенетический и социокультурный характер в фемининной группе, имеет свои особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шило Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Освоенность семейных и профессиональных паттернов отношений у женщин на этапе ранней взрослости в контексте феномена личностного развития»

УДК 159.922.1-055.2 ББК 88.373 Ш 59

Н.А. Шило

ОСВОЕННОСТЬ СЕМЕЙНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПАТТЕРНОВ ОТНОШЕНИЙ У ЖЕНЩИН НА ЭТАПЕ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФЕНОМЕНА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье анализируются основные детерминанты феномена личностной зрелости на этапе «ранняя взрослость» в контексте гуманистической и субъектно-объектной теорий развития. В категориальный аппарат статьи вводятся психологические понятия: отношение к Другому, ролевые паттерны, проекции собственных компонентов во внутриличностном плане взрослого человека. Анализируются результаты регрессионного анализа, направленного на выявление зависимости личностных тенденций: самоактуализации, социальной адаптации, мотивационного профиля и освоенности паттернов отношений взрослого человека. Акцент статьи делается на выявленных психологических композициях фемининной группы респондентов. Всего в исследовании приняло участие 270 респондентов разного социального статуса, вероисповедания, имеющих опыт создания семейных отношений. В статье предложены результаты анализа исследований, проведенных в женской подгруппе респондентов. Полученные данные свидетельствуют о значимости создания, освоения диадических и детско-родительских отношений для достижения вершин зрелости в фемининной подгруппе. Отметим, что прохождение возрастных этапов и формирование поля жизненного опыта, которые носит онтогенетический и социокультурный характер в фемининной группе, имеет свои особенности.

Ключевые слова: феномен личностного развития, личностная зрелость, гендерные аспекты становления личности, ролевые паттерны отношений взрослого, социальная адаптация, мотивационный профиль, самоактуализация, возрастной период «ранняя взрослость», фемининная группа респондентов.

N.A. Shilo

MASTERING FAMILY AND PROFESSIONAL PATTERNS OF WOMEN RELATIONS AT THE EARLY ADULT STAGE IN THE CONTEXT OF PERSONAL

DEVELOPMENT

Abstract. The paper analyses the basic determinants of a phenomenon of personal maturity at the early adult stage in a context of humanistic and subject-objective theories of development. The following psychological concepts are introduced in the category apparatus of the paper: the attitude to Another, role patterns, projections of own components in the intra-personal plan of the adult person. The author makes an analysis of the results of the regression analysis directed to revealing the dependence of personal tendencies: self-actualization, social adaptation, a motivational structure and mastering patterns of the adult person relations. The accent of the paper is made on the revealed psychological compositions of the feminine group of respondents. In total 270 respondents of the different social status, religion and possessing experience in creation of family attitudes have taken part in research. The paper demonstrates the results of the analysis of researches of the respondents carried out in a female subgroup. The data obtained testify to the importance of creation and mastering didactic and children-parental relations to achieve tops of maturity just as in the feminine subgroup. It is worthy of note that in the feminine group age stages pass and a field of life experience carrying the ontogenetic and sociocultural character forms with specific features.

Key words: a phenomenon of personal development, personal maturity, gender aspects of setting up of the person, role patterns of the adult relations, social adaptation, a motivational structure, selfactualization, the age period, early adult stage, a feminine group of respondents.

Современная цивилизация требует от человечества неимоверных психологических затрат, наращения интеллектуальных возможностей и особой толерантности для

каждодневного проживания стрессовых и кризисных ситуаций. Модель «мира взрослых» удивляет необоснованной жестокостью и антигуманностью, просочившимися на все уровни межличностного взаимодействия. Констатация данного факта отражает высокую значимость психологической помощи и сопровождения для наших сограждан. Психотерапевтическая работа предполагает использование сложных методов, направленных на выявление личностных ресурсов, принятие окружающего мира без иллюзий, анализ интрапсихических конфликтов, реализации личностных потенциалов и т.д. Профессиональная помощь психолога требует использования адекватных знаний о механизмах и личностных тенденциях возраста ранней взрослости с учетом гендерных особенностей[4]. Следовательно, вопрос о детерминантах личностной зрелости становится одним из актуальных для современной науки. Проблема поиска интегративного показателя, помогающего дополнить представление о достижении человеком неких границ личностной зрелости, имеет почти вековую историю. Феномен личностной зрелости по-разному трактовали знаменитые ученые, занимающиеся психотерапевтической деятельностью: К. Юнг, Ф. Перлз, К. Хорни, А. Маслоу, К. Роджерс. В отечественной психологии феномен личностной зрелости изучался С. Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым, К.А. Абульхановой-Славской, В.Н.Мясищевым. Однако разработка проблематики личностной зрелости предлагает лишь гипотетические и обобщенные формулировки данного понятия, эмпирических исследований крайне мало.

Феномен личностной зрелости - это многогранная психологическая композиция. В. М. Русалов указывает, что психологическая зрелость - это множественная характеристика, имеющая спектр зон с гетерохромным развитием (от психофизиологических и эмоциональных структур до акмеологичеких и ценностно-смысловых)[5]. Согласно нашим убеждениям, в понимании феномена развития человека и достижения личностной зрелости качество освоения паттернов отношений представляется одной из весомых оценок возрастных достижений. Отношения людей представляют реальность особого рода, которая не сводима ни к совместной деятельности, ни к коммуникации, ни к взаимодействию[2,3]. Следовательно, проективное отражение представления так называемого «Другого взрослого» помогает изучить бессознательные тенденции личности в разнообразных сферах отношений[1]. Е. Смирнова указывает, что слово «отношение» в русском языке является отглагольным существительным (от глагола «носить»), смысл которого означает действие отношения[6]. Таким образом, это действие предполагает: 1) субъекта (источника) того, что относится; 2) объекта, куда или кому это относится; 3) содержание, т. е. что собственно относится. Это нечто идеальное, что может быть отражено в сознании субъекта (представление, оценка, чувство, мысль и т. д.) [2,3]. В рамках психодинамического подхода к анализу специфических динамических взаимосвязей индивидуального и межличностного поведения разработана концепция, признающая существование и влияние интрапсихических паттернов человека на все сферы жизни [9]. Следовательно, межличностное пространство рассматривается как трансперсональное поле текущих взаимодействий, в котором тесно переплетены как осознанные, так и неосознаваемые аспекты взаимоотношений.

Таким образом, исследование разнообразных контекстов межличностного взаимодействия с учетом неосознаваемого аспекта коммуникации предоставляет возможность определения потенциала развития семейных и профессиональных ролевых паттернов в возрасте ранней зрелости. Термин «ролевые паттерны» эквивалентен усвоению в процессе социализации функциональной позиции индивида по отношению к окружающему миру - это способ взаимодействия с другими людьми и проекция собственных интересов. Паттерны осваиваются, исходя из семейных традиций, нации, социальных требований исторической эпохи и референтной группы[8].

В проведенном исследовании использованы: методика исследования ролевых паттернов отношения к Другому взрослого человека (МИРП), автор Ю. В. Александрова. Методика «САТ», в редакции Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загика и М.В. Кроза,

методика В. Э. Мильмана «Диагностика мотивационной структуры личности», методика К. Роджерса и Р. Даймонда «Диагностика социально-психологической адаптации». Для подтверждения заявленной гипотезы использовался пошаговый регрессионный анализ. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью компьютерных программ: Excel 2000 и статистического пакета SPSS 11,0.

Придерживаясь традиционных взглядов на гендерные особенности освоенности ролевых диспозиций личности, исследуемая выборка разделена на женскую и мужскую подгруппы. В данной статье изложены результаты исследования в женской выборке респондентов. Отметим, что мы далеки от идей некоего «патриархального ренессанса» и «ностальгии» по жесткому регламентированию функций по половому признаку[4].

Цель исследования: изучение феномена освоенности семейных и

профессиональных паттернов в контексте тенденций личностного развития на этапе ранней взрослости с учетом гендерных особенностей.

Гипотеза: освоенность профессиональных и семейных паттернов отношений зависит от личностных качеств респондентов возраста ранней зрелости, определяющих тенденции самоактуализации, социальной адаптации и мотивации к деятельности.

Обсуждение результатов. Результаты пошагового регрессионного анализа выявляют зависимость тенденций личности, потенцирующих человека к зрелости от освоенности паттернов отношений взрослого человека по трем основным «меридианам»: профессии, родительства и супружества, специфичных для женской выборки. На предыдущем этапе с помощью кластерного анализа мы выявили в исследуемой группе респондентов наличие трех отличных друг от друга кластеров[7]. В первый кластер вошли респонденты от 20 до и 26 лет, для данного кластера основная тенденция феномена личностного развития - адаптация к окружающему миру. Зафиксировано, что у женщин первого кластера больше выражен процесс адаптации, то есть нахождения баланса со средой; во второй кластер вошли респонденты от 27 до 34 лет, основная тенденция, характерная для данной группы, - стремление к самоактуализации; в третий кластер вошли респонденты от 35 до 45 лет, основная тенденция для данной группы женщин -высокая мотивация деятельности [7].

Проявившиеся результаты позволяют сделать интерпретацию выводов по трем кластерам, входящим в возрастной период ранней взрослости.

1. В первом кластере фемининной выборки зафиксирована зависимость освоенности профессиональных паттернов от уровня синергических тенденций, таких, как способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, контактности, самоуважения и неискренности. На наш взгляд, данные характеристики отражают поверхностный уровень адаптации, сопровождающийся эгоистическими тенденциями личности, что подтверждается другим проявившимся результатом исследования - выраженной тенденцией воспринимать человеческую природу как положительную резко снижает освоенность профессионального паттерна так же, как высокая мотивация активности. Результаты показывают, что высокая адаптивность к любой среде не терпит и глубокого самопринятия и принятия собственной агрессии (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Взаимосвязь освоенности паттернов отношений и детерминант личностной зрелости у женщин 1

кластера________________________

Освоенность профессионального паттерна

R= 0,994 RI= 0,988

F(15,18)=100,36 p<0,00001

Шкалы БЕТ А Уровень значимости

Синергии 1,41 0,04

Лживость 0,99 0,03

Самоуважение 0,65 0,05

Контактности 0,57 0,02

Принятия агрессии -0,69 0,05

Представление о природе человека -1,29 0,001

Общая активность -1,31 0,001

Самопринятие -2,52 0,001

Освоенность родительского паттерна

R= 0,993 RI= 0,987

F(10,23)=186,26 p<0,00001

Шкалы БЕТ А Уровень значимости

Ведомость 1,23 0,001

Эмоциональный дискомфорт 0,82 0,001

Социальная полезность 0,56 0,01

Ориентация во времени 0,42 0,02

Сензитивность к себе 0,40 0,02

Жизнеобеспечение -0,75 0,001

Дезадаптивность -1,33 0,001

Освоенность супружеского паттерна

R= 0,998 RI= 0,995

F(13,20)=320,98 p<0,00001

Шкалы БЕТ А Уровень значимости

Общение 1,39 0,001

Принятие других 1,03 0,001

Жизнеобеспечение 0,71 0,001

Лживость 0,58 0,001

Сензитивность к себе 0,19 0,05

Комфорт -1,28 0,001

Социальный статус -1,91 0,001

Примечание. В таблице зафиксированы результаты, отражающие взаимосвязь зависимой переменной (освоенность паттернов отношений) с независимыми переменными, полученными с помощью методики «САТ», методики «Диагностика мотивационной структуры личности», методики «Диагностика социально-психологической адаптации». Математические показатели, приведенные в таблице: R - коэффициент множественной корреляции; F - критерий Фишера и р-уровень статистической значимости МРА; БЕТА - стандартизированные коэффициенты регрессии.

Освоенность родительского паттерна у женщин первого кластера определяется ведомостью, сензитивностью к своим потребностям и чувствам, жизнью в настоящем -«здесь и теперь», мотивируется социальной полезностью воспитания детей (см. Таблицу 1). Общая дезадаптивность и мотивация жизнеобеспечения трансформируются в необходимость добывать жизненные блага, что снижает качество освоенности родительского паттерна. Мотивация «Жизнеобеспечения», которая снижает родительский паттерн, является необходимой в освоенности супружеского паттерна. Общение, принятие других, хорошая рефлексия собственных чувств, потребностей и неискренность - необходимые качества женщин, осваивающих супружеские паттерны. Чрезмерное стремление к достижению комфорта и социального статуса соответственно снижают освоенность супружеского паттерна (см. Таблицу 1).

Таким образом, для женщин первого кластера с характерной тенденцией социальной адаптации на первый план выходит освоение зон общения и партнерских отношений, с другой стороны, принятие и понимание амбивалентных сторон структуры своего «Я», вмещаемое в тиски социально-полезных конструктов. Соотношение профессиональных и родительских паттернов со шкалами феномена личностной зрелости показывает, что стремление к переменам в данных сферах лишь иллюстрирует желание занять статусные позиции. Однако такие качества, как ответственность за свою деятельность, а также готовность к рождению детей и т.д. на данном этапе не

зафиксированы. Созвучно этому проявились и тенденции к лживости респондентов, проинтерпретированные как желание соответствовать неким эталонам, неосознанным рамкам части личности, обозначенной К.Г. Юнгом как персона. Результаты регрессионного анализа в первом кластере показывают, что сочетание качеств личностной зрелости и освоенности паттернов отношений взрослого человека свидетельствуют о частично идеализированном стремлении респондентов соответствовать требованиям социума в зонах профессии и супружества («синдром Барби»).

2. У женщин второго кластера, ориентированных на самоактуализацию, освоение профессионального паттерна зависимо от тенденций личности, проявившихся в творческой активности и стремлении к доминированию. Эмоциональная комфортность и принятие собственной агрессии составляют непротиворечивую закономерность с потребностью в доминировании. Выявление отрицательной зависимости освоенности профессиональных паттернов от традиционных качеств зрелой личности: самопринятия, высокой контактности и ценностных ориентаций - говорит о неоднозначности влияния профессиональной деятельности на внутренний мир женщины возраста 27-35 лет (см. Таблица 2). Освоенность родительского паттерна во втором кластере зависит от ограниченного количества личностных качеств. Эти качества - способность к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей и житейская мотивация (комфорт, социальный статус, общение). Творческая активность и эмоциональная комфортность женщин входит в конфронтацию с полнотой родительского паттерна (см. Таблица 2). Освоение супружеского паттерна зависит в первую очередь от параметра: «Стремление к доминированию», также в супружеском паттерне

самоактуализирующейся женщины установлены диспозиции: опора на себя, контактность, спонтанность. Проявившиеся результаты показывают зависимость освоенности паттерна от качеств: ведомость и непринятие других, что придает общей картине супружества несколько антигуманный характер. И подкрепляется отрицательным влиянием на освоенность супружеского паттерна таких общечеловеческих качеств, как самоуважение и самопринятие, креативность и гибкость поведения (см. Таблица 2). Однако по сравнению с женщинами первого кластера супружеский паттерн самоактуализирующихся женщин зависит от большего количества личностных характеристик.

Таблица 2

Взаимосвязь освоенности паттернов отношений и детерминант личностной зрелости у женщин 2

кластера

Освоенность профессионального паттерна

R= 0,997 Ш= 0,994

F(17,14)=144,16 р<0,00001

Шкалы БЕТ А Уровень значимости

Творческая активность 1,75 0,001

Доминирование 1,27 0,001

Принятие агрессии 1,10 0,01

Эмоциональная комфортность 0,78 0,001

Контактность -0,74 0,01

Самопринятие -0,75 0,01

Ценностные ориентации -1,20 0,01

Освоенность родительского паттерна

R= 0,994 М= 0,989

F(7,24)=298,15 р<0,00001

Шкалы БЕТ А Уровень значимости

Житейская направленность 0,94 0,001

Синергия 0,20 0,03

Эмоциональный комфорт -0,33 0,03

Творческая активность -0,66 0,01

Освоенность супружеского паттерна

R= 0,999 RI= 0,999

F(23,8)=509,54 p<0,00001

Шкалы БЕТ А Уровень значимости

Стремление к доминированию 1,34 0,001

Спонтанность 1,13 0,001

Ведомость 1,00 0,02

Опора на себя 0,58 0,03

Контактность 0,55 0,01

Непринятие других 0,53 0,001

Жизнеобеспечение 0,34 0,02

Общение -0,46 0,001

Г ибкость поведения -0,53 0,01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адаптивность -0,55 0,04

Эскапизм -0,58 0,01

Самопринятие -0,67 0,001

Креативность -0,88 0,001

Самоуважение -1,27 0,001

Примечание. В таблице зафиксированы результаты, отражающие взаимосвязь зависимой переменной (освоенность паттернов отношений) с независимыми переменными, полученными с помощью методики «САТ», методики «Диагностика мотивационной структуры личности», методики «Диагностика социально-психологической адаптации». Математические показатели, приведенные в таблице: R - коэффициент множественной корреляции; F - критерий Фишера и р-уровень статистической значимости МРА; БЕТА -стандартизированные коэффициенты регрессии.

Таким образом, тенденции к доминированию у женщин второго кластера являются определяющими в освоенности как профессионального, так и супружеского паттерна, а эмоциональная комфортность помогает освоить профессиональный паттерн, но снижает освоенность родительского паттерна. В целом для данного кластера женщин характерен приоритет в освоении супружеских паттернов над родительскими и профессиональными.

3. Проявившиеся результаты позволяют утверждать, что в третьем кластере респондентов на фоне стабилизации внешней ситуации внутренние психологические структуры вступают в фазу противоречий. Самоактуализационные тенденции респондентов интерпретируются как нахождение способов разрешения внутриличностных конфликтов, супружество и профессия лишь плацдарм для обыгрывания личностных неосознаваемых стремлений. Тем не менее на пути противоречивых поисков себя современные россиянки преодолевают еще один критический этап, вступая в эру новых отношений с миром. Женщины третьего кластера освоенность профессионального паттерна связывают с принятием других, подчиняемостью, мотивированы социальной полезностью профессиональной деятельности, согласны с неизбежностью собственного раздражения и неискренностью, что находит свое отражение в уровне эскапизма, который проявляется как необходимое качество для освоения профессионального паттерна. Эмоциональный комфорт, как синоним эмоциональной успокоенности, ценностные ориентации и мотив достижения социального статуса имеют отрицательный характер зависимости, соответственно разрушительны для освоения профессионального паттерна (см. Таблица 3). Освоение родительского паттерна у женщин третьего кластера, имеющих высокий уровень житейской и профессиональной направленности мотивации, зависит от тенденций эмоциональной комфортности, интернальности, принятия агрессии. Выявленные особенности интерпретируются как качества, помогающие респондентам принять на себя ответственность за все происходящее с ними и с людьми, зависящими от них, умение понять природу агрессии, без искажений и всеуничтожающего чувства вины, способности к рефлексии и желанию понимать другого (см. Таблица 3). Данные параметры, отражающие, на наш взгляд, феномен личностной зрелости, предрасполагают к созданию гармоничных отношений с детьми. Качество «ведомость»,

проинтерпретированное как желание соответствовать чужим требованиям, подстраиваться под чужие стандарты, дает отрицательную картину освоения родительских паттернов. Освоенность супружеского паттерна у женщин третьего кластера снижается в зависимости от следующих личностных тенденций: стремления к доминированию, потребности в познании, спонтанности поведения и профессиональной направленности мотивации. Кроме того, освоенность супружеского паттерна зависит от новых качеств зрелой личности: интернальности, ориентации во времени, сенситивности к себе. Проявившаяся композиция личностных тенденций женщин третьего кластера позволяют выявить новый уровень развития, обозначаемый качествами: ответственностью,

автономностью, способностью видеть жизненную перспективу (связывая и прошлое, и будущее, и настоящее), принятием себя без иллюзорных идеалов, с высокой житейской мотивацией. Еще одно важное качество, которое повышает освоенность данной категории паттернов, - это способность идти за партнером, уступая место лидера своему супругу (см. Таблица 3).

Таблица 3

Взаимосвязь освоенности паттернов отношений и детерминант личностной зрелости у женщин 3

кластера

Освоенность профессионального паттерна

R= 0,999 RІ= 0,997

F(21,12)=221,60 р<0,00001

Шкалы БЕТ А Уровень значимости

Принятие других 1,91 0,001

Лживость 1,19 0,001

Ведомость 0,99 0,02

Социальная полезность 0,65 0,001

Принятие агрессии 0,48 0,01

Эскапизм 0,37 0,05

Ценностные ориентации -0,58 0,01

Эмоциональная комфортность -0,95 0,001

Социальный статус -0,97 0,03

Освоенность родительского паттерна

R= 0,993 RІ= 0,987

F(10,23)=186,26 р<0,00001

Шкалы БЕТ А Уровень значимости

Эмоциональный комфорт 1,28 0,01

Интернальность 0,80 0,01

Принятие агрессии 0,56 0,03

Ведомость -0,99 0,03

Освоенность супружеского паттерна

R= 0,999 RІ= 0,999

F(23,10)=602,27 р<0,00001

Шкалы БЕТ А Уровень значимости

Житейская направленность 2,72 0,01

Интернальность 2,04 0,001

Ведомость 1,26 0,001

Ориентация во времени 0,53 0,001

Сензитивность к себе 0,45 0,001

Самопринятие 0,22 0,05

Познавательные потребности -0,45 0,001

Стремление к доминированию -0,58 0,001

Спонтанность -0,88 0,001

Эмоциональная комфортность -1,03 0,01

Лживость -1.00 0,001

Рабочая направленность -1,25 0,001

Примечание. В таблице зафиксированы результаты, отражающие взаимосвязь зависимой переменной (освоенность паттернов отношений) с независимыми переменными, полученными с помощью методики «САТ», методики «Диагностика мотивационной структуры личности», методики «Диагностика социально-психологической адаптации. Математические показатели, приведенные в таблице: R - коэффициент множественной корреляции; F - критерий Фишера и р-уровень статистической значимости МРА; БЕТА -стандартизированные коэффициенты регрессии.

Таким образом, результаты исследования подтверждают, что в возрастном промежутке от 20 до 45, называемом в классической психологии периодом ранней взрослости, выделяется три этапа с характерной композицией освоенности паттернов отношений, взаимосвязанных с параметрами личной зрелости. Эмпирически выявлено, что процессы психического развития не «замораживаются» в зрелом возрасте, качества -принятие других и способность выстраивать многоплановые отношения - приобретаются в возрасте 36-45 лет, что соответствует третьему возрастному кластеру респондентов. Анализ результатов подтверждает неоднозначность роли общепризнанных детерминант личностной зрелости в процессе освоения системы отношений фемининной группы (профессиональной, родительской и супружеской сферах).

Примечания:

1. Александрова Ю.В. Методики диагностики отношений взрослого человека: роли, позиции, нравственная сущность. М.; Воронеж, 2001. 96 с.

2. Бодалев А.А. Психология межличностных отношений: (к 100-летию со дня рождения

B.И. Мясищева) // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 86-91.

3. Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 1994. № 1.

C. 122-126.

4. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2003. 544

с.

5. Русалов В.М. Психологическая зрелость: единая или множественная характеристика? // Психологический журнал. 2006. № 5. С. 83-92.

6. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994.№ 6. С. 5-15.

7. Шило Н.А. Динамика процессов личностной зрелости на возрастном этапе ранняя взрослость // Вестник ПГЛУ. 2008. № 3. С. 321-324.

8. Шило Н.А. Освоенность ролевых паттернов отношений и процесс развития личностного потенциала // Потенциал личности: комплексная проблема: материалы Седьмой Междунар. конф. (заочной). Тамбов, 2008. 242 с.

9. Эдеймиллер Э.Г. Александрова Н.В., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. СПб., 2000. 512 с.

References:

1. Alexandrova Yu.V. A technique of diagnostics of the adult person relations: roles, positions, moral essence. M.; Voronezh, 2001. 96 pp.

2. Bodalev A.A. Psychology of interpersonal relations: (to a 100-anniversary of

V.I.Myasishchev's birthday) // Voprosy Psikhologii. 1993. No. 2. P. 86-91.

3. Bodalev A.A. On interrelation of dialogue and the attitude // Voprosy Psikhologii. 1994. No. 1. P. 122 - 126.

4. Il’in E.P. Differential psychophysiology of the man and the woman. SPb., 2003. 544 pp.

5. Rusalov V.M. Psychological maturity: the uniform or plural characteristic? // Psychological journal. 2006. No. 5. P. 83-92.

6. Smirnova E.O. Setting up of interpersonal relations in early ontogenesis. // Voprosy Psikhologii. 1994 No. 6. P. 5-15.

7. Shilo N.A. The dynamics of processes of personal maturity at an early adult age stage. // Bulletin PGLU 2008. No. 3. P.321-324.

8. Shilo N.A. Mastering role patterns of relations and development of personal potential. // Potential of the person: a complex problem: Materials of the Seventh International Postal Conference. Tambov, 2008. 242 pp.

9. Edeimiller E.G., Alexandrova N.V. and Yustitskis V.V. Family psychotherapy. Spb., 2000.

512 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.