Научная статья на тему 'Освоение образовательных программ третьего поколения'

Освоение образовательных программ третьего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МНОГОУРОВНЕВОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД / ФГОС / MULTILEVEL SYSTEM / INTEGRATION / MULTILEVEL / MODULE TRAINING / COMPETENCES / MODULE METHOD / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никулина Татьяна Валерьевна

Аннотация. Статья посвящена проблеме интеграции содержания образовательных программ в контексте реализации непрерывного и многоуровневого профессионального образования. Раскрыты принципы отбора и интегрирования разноуровневых образовательных программ на основе ФГОС. Представлена цепочка системного моделирования процессов получения профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никулина Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of Educational Programmes of the 3-d Generation

Abstract. The paper deals with the problem of integration of educational programmes in the context of continuous and multilevel professional education, the foundations of selection and integration of multilayer educational programmes on the basis of the Federal State Educational Standards given and the chain of systematical modeling of the processes of getting professional education provided.

Текст научной работы на тему «Освоение образовательных программ третьего поколения»

Таким образом, предпринимательская деятельность вуза является инновационной, так как направлена не только на развитие образовательных программ, стимулирующих привлечение дополнительных денежных средств, но и на формирование инновационного управленческого потенциала страны и региона. В настоящее время университетское предпринимательство позволяет рассматривать высшее учебное заведение не как коммерческую организацию, которая продает образовательные услуги и результаты исследований, а как главного поставщика квалифицированного человеческого капитала, научных, инновационных, технологических решений, приносящих пользу окружающему социокультурному пространству, региону, национальному государству и всему мировому сообществу.

Литература

1. Белоусова С. А., Орел А. Е. Пути минимизации модернизационно-го риска в сфере образования // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2009. № 3. С. 11.

2. Каркуленко Н. Г. Компетентностный подход в системе бизнес-образования // Бизнес-образование. 2009. № 2 (27).

3. Лобов В. Г. Предпринимательская деятельность высшего учебного заведения. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2005.

4. Лукашенко М. А. Рыночные отношения в системе России. М., 2001.

5. Юрьева Т. В. Экономика некоммерческих организаций: учеб. пособие. М.: Юристъ, 2002.

УДК 377.352

Т. В. Никулина

ОСВОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме интеграции содержания образовательных программ в контексте реализации непрерывного и многоуровневого профессионального образования. Раскрыты принципы отбора и интегрирования разноуровневых образовательных программ на основе ФГОС. Представлена цепочка системного моделирования процессов получения профессионального образования.

Ключевые слова: многоуровневость, интеграция, модульное обучение, компетенции, модульный подход, ФГОС.

Abstract. The paper deals with the problem of integration of educational programmes in the context of continuous and multilevel professional education, the foundations of selection and integration of multilayer educational programmes on the basis of the Federal State Educational Standards given and the chain of systematical modeling of the processes of getting professional education provided.

Index terms: multilevel system, integration, multilevel, module training, competences, module method, Federal State Educational Standard

«Интегративные процессы, происходящие в педагогике, становятся сейчас особенно важными, а их осмысление и сознательное регулирование - особенно актуальным» [1, с. 45]. Это утверждение В. И. Загвязин-ского, сделанное еще в 1984 г., до сих пор не потеряло своей злободневности. Сегодня «осмысление» интегративных процессов и их «сознательное регулирование» должно стать составной частью повседневной деятельности педагогов. Это обусловлено тем, что компетентностный подход, на основе которого выстраиваются программы третьего поколения, имеет глубоко интегративную природу. Симбиоз интегративных идей и положений компетентностного подхода может стать важнейшим эвристическим и технологическим инструментарием «развития современного профессионального образования в части осуществления подлинной интеграции основных циклов обучения - общеобразовательного, профессионально-теоретического и профессионально-практического» [6, с. 282].

Исходя из насущных современных задач разработки программ третьего поколения, мы попытались представить образовательный процесс формирования компетенций и умений будущих специалистов (обучающихся) путем интеграции содержания образовательных программ как по вертикали, так и по горизонтали. Востребованный на рынке труда специалист должен уметь выполнять смежные виды профессиональной деятельности, наша задача - выделить необходимые для этого умения и объединить их в единое целое - интегративную образовательную программу. Интеграция же содержания образовательных программ совершенствуется за счет обновления содержания, введения новых областей знаний и умений (интегральной части), которые ранее были разрозненны.

Интеграция, в нашем понимании, предполагает построение системы многоуровневой профессиональной подготовки специалистов как логического соединения нескольких модулей с постепенным повышением уровня квалификации, обеспечивающих построение гибких образовательных траекторий обучающихся. Каждый модуль представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, нацеленных на решение конкретных задач в системе профессиональной подготовки специалиста. Содержание отдельного модуля соответствует определенному уровню профессионального образования и предусматривает реализацию различных моделей интеграции начального, среднего и дополнительного профессионального образования. Провести обучающегося маршрутом непрерывной профессиональной подготовки, ведущей к углублению и расширению профессиональной компетентности, можно различными путями - важно лишь, чтобы любой последующий этап обучения наращивал его потенциал. В обучении интеграция осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе, программе)

элементов различных учебных предметов, научных понятий и методов различных дисциплин.

Процесс взаимосвязи и взаимопроникновения в профессиональном обучении мы будем представлять в виде следующей логической цепочки (последовательности):

• установление взаимосвязи видов профессиональной деятельности одной образовательной программы в рамках смежных профессий (специализаций);

• интеграция знаний и умений теоретического и практического обучения;

• взаимопроникновение одних видов деятельности в другие;

• структурирование и систематизация интегративных знаний и умений, т. е. установление связей между родственными профессиями (специальностями) в определенную систему.

Формировать профессиональные компетенции необходимо через взаимосвязь знаний и умений, видов профессиональной деятельности, готовность обучающегося выполнять профессионально-практическую деятельность в условиях реальных производственных и общественных отношений, т. е. в соответствии с требованиями работодателей. Условием такой подготовки является оптимальное определение структуры и содержания теоретических и практических занятий, отвечающих как интересам развития самой личности с позиций ее дальнейшей профессиональной самореализации, так и интересам и потребностям общества. При этом главное состоит в умении пользоваться полученными знаниями в инновационном прогностическом режиме при решении производственных задач и в повышении уровня своей компетентности и саморазвития. Следует отметить, что Э. Ф. Зеер обозначает термином «компетентность» интегративную целостность и действенность знаний, опыта в профессиональной деятельности [2].

Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ. Ключевой принцип такого обучения - ориентация на результаты, значимые для сферы труда.

Государственный образовательный стандарт профессии (специальности) имеет базовую и вариативную составляющие структуры образования. Инвариантная компонента ассимилирует общенаучные знания; вариативная - профессиональные знания и умения. Последняя может формироваться путем интеграции содержания образовательных программ (интегративной информации). Интегральные части содержания образовательных программ являются необходимыми инвариантными атрибутами целого, без которых оно не может состояться как специфическая качественная определенность [6]. Интеграция обеспечивает уплотнение учебного материала и исключение его дублирования. Содержание рассматривается как система взаимосвязанных структурных элементов, выполняющих специфические функции (методологическую, профессиональной направленности, целостности, проблемности, систематизирующую, политехническую, организационную).

Обратимся в качестве примера моделирования процесса интеграции к формированию структуры и содержания образовательных программ НПО - СПО. Речь пойдет о о создании интегрированных модульных программ подготовки высококвалифицированных специалистов, об интеграции НПО - НПО, СПО - НПО в ходе подготовки специалистов по родственным профессиям НПО и специальностям СПО. Так, обучение по образовательным программам профессии НПО 190609 «Автомеханик» и специальности СПО 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» может осуществляться по следующим траекториям:

1) профессиональная образовательная программа СПО базового и повышенного уровня, техник и старший техник по специальности 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» на базе 9 и 11 классов;

2) интегрированная профессиональная образовательная программа СПО (базовый уровень) на базе НПО.

Образовательный процесс, в ходе которого реализуются интегрированные профессиональные образовательные программы подготовки по профессии «Автомеханик» и специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», становится одним из объектов эксперимента. В соответствии с методикой анализа содержания программ уровней НПО и СПО необходимо:

• сравнение перечня профессий НПО и Классификатора специальностей СПО, дающее представление, насколько профессия «Автомеханик» и специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» являются сопряженными;

• анализ профессиональных функций рабочего по профессии «Автомеханик» и техника по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»: при использовании квалификационных характеристик (национальной рамки квалификаций) удается определить, что профессиональные функции рабочего и специалиста близки, что подтверждает возможность их сопряжения;

• сравнение государственных требований к минимуму содержания образования и уровня подготовки выпускников по профессии и специальности, на основании чего выявляется совпадение одноименных предметов и дисциплин, которые рассматриваются как преемственные - оптимальной является преемственность, когда совпадение дисциплин происходит и в общепрофессиональном, и специальном цикле;

• выявление соотношения содержания дидактических единиц предмета «Черчение» и дисциплины «Инженерная графика»;

• сравнительный анализ содержания учебных элементов по дисциплинам с учетом уровней их усвоения.

Остановимся на этапе выявления преемственных дисциплин НПО и СПО. Например, «Устройство автомобилей» и «Автомобили» имеют схожесть дидактических единиц. В случае различия уровней усвоения учеб-

ный элемент включается в формируемую образовательную программу с указанием необходимого объема учебного времени для его изучения. Интеграция содержания образовательных программ представлена совокупностью учебных блоков (связанной совокупностью учебных дисциплин), включающей все необходимые компоненты подготовки в их взаимосвязи.

В рамках определенной дисциплины на разных уровнях профессионального образования могут использоваться разные блоки. При этом содержание одноименных блоков для всех профильных специальностей устанавливается одинаковым. Предметный блок - логически завершенная часть содержания учебного материала, которая характеризуется строгим отбором понятийного (что должно быть усвоено) и деятельностного (какими практическим умениям и компетенциями обучающиеся должны овладеть) компонентов и рассчитана на определенное количество часов. Для каждого уровня устанавливается своя глубина изучения отдельных дисциплин, что позволяет на каждом следующем уровне профессионального образования опираться на уже имеющиеся знания, умения, компетенции, опыт, полученные на предыдущих этапах обучения. Так, содержание и объем учебной практики в СПО при формировании интегрированной программы определяется с учетом того, что студент уже имеет квалификационный разряд по профессии НПО. Поэтому практика для получения первичных профессиональных умений и навыков сокращается. Практика по профилю специальности (технологическая) включается в формируемую программу, так как ее содержание направлено на совершенствование умений по рабочей профессии (возможно повышение квалификационного разряда) и на закрепление знаний, полученных при изучении специальных дисциплин. Квалификационная практика на уровне СПО предусматривает формирование профессиональных умений, которые на предыдущем уровне не обеспечиваются, поэтому она включается в программу полностью.

В образовательной программе СПО по сравнению с прогаммой НПО материал углубляется и происходит расширение его объема, но имеющаяся общая для двух видов образования базовая часть подготовки не повторяется, в этом просто нет необходимости.

Таким образом, по модели «Интеграция» разрабатываются рабочие учебные планы и рабочие программы по дисциплинам, поддерживающие эти планы по всем возможным профессиональным образовательным траекториям (профессиональным блокам).

Одним из принятых способов интеграции содержания образования разных уровней, как уже упоминалось, является модульный принцип построения учебных дисциплин. Термин «модуль» понимается как целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершении модуля [4].

Содержание каждого модуля дорлжно соответствовать определенному уровню профессионального образования и обеспечивать разную степень

компетентности специалиста. Формирование компетенций в нашем случае происходит средствами содержания интегрированных образовательных программ. Сущностной характеристикой современного образовательного процесса должна быть целостность, внутреннее единство всех его компонентов при относительной их автономности. Для социальной защищенности выпускников на рынке труда и формирования дополнительных профессиональных компетенций в образовательную программу НПО введены вариативные модули в соответствии с ФГОС НПО (например, шиномонтажные и уборочно-моечные работы интегрированы на основе содержания учебных предметов профессиональной подготовки профессий «Мастер шиномонтажной мастерской» и «Мойщик-сушильщик металла»).

Главное, на наш взгляд: образовательный процесс, построенный на интегративной основе, способствует решению важной педагогической задачи - повышению уровня личностного развития обучающихся.

Интеграционные процессы, вызванные вхождением страны в рыночные отношения, легли в основу идеи непрерывного профессионального образования [5], которое призвано эффективно развивать квалификационные характеристики современного специалиста и формировать у него новые компетенции, для того чтобы он смог подняться на более высокий жизненный уровень.

Интеграция содержания образования должна привести к совершенствованию, взаимопроникновению и взаимообогащению всех элементов, связей процесса обучения и управления обучением в целях эффективного формирования профессиональных компетенций специалиста-профессионала.

Литература

1. Загвязинский В. И. Внутрипредметная интеграция педагогического знания // Сов. педагогика. 1984. № 12. С. 45-50.

2. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высш. образование в России. 2005. № 4. С. 23-29.

3. Новиков А. М. Построение системы непрерывного образования // Проф. образование. М.: Издат. центр АПО. 2000. 45 с.

4. Олейникова О. Н., Муравьева А. А., Коновалова Ю. В., Сартако-ва Е. В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: учеб. пособие. М.: Альсра - М, 2005. 160 с.

5. Ткаченко Е. В. О возможности, необходимости и неизбежности интеграции НПО и СПО России // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2007. № 1. С. 51-62.

6. Чапаев Н. К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология: 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та; Кемерово: Изд-во Кемеров. гос. проф. пед. колледжа, 2005. 325 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.