Научная статья на тему 'Освоение минерально-сырьевой базы восточного макрорегиона на основе государственно-частного партнерства'

Освоение минерально-сырьевой базы восточного макрорегиона на основе государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
118
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кубарев Е. Н.

The modern state is heading for the large-scale using of the resources possessed by the business sector for developing the industry-branches of the mineral raw material sector. We research the promising directions of partnership on the basis of experience of the Russian projects. We analyze the largest investment programs of the Eastern macro-region of the country. We form the initial statements, which may attract investors to development of natural resources (first of all, oil-and-gas) deposits. We bring out the principles how to introduce the partnership into the mineral raw material sector.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MINERAL RAW MATERIAL SUPPLY OF THE EASTERN MACRO-REGION ON THE BASIS OF STATE-AND-PRIVATE PARTNERSHIP

The modern state is heading for the large-scale using of the resources possessed by the business sector for developing the industry-branches of the mineral raw material sector. We research the promising directions of partnership on the basis of experience of the Russian projects. We analyze the largest investment programs of the Eastern macro-region of the country. We form the initial statements, which may attract investors to development of natural resources (first of all, oil-and-gas) deposits. We bring out the principles how to introduce the partnership into the mineral raw material sector.

Текст научной работы на тему «Освоение минерально-сырьевой базы восточного макрорегиона на основе государственно-частного партнерства»

УДК 553.04 Е.Н. Кубарев

Новосибирский гуманитарный институт, Новосибирск

ОСВОЕНИЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ ВОСТОЧНОГО МАКРОРЕГИОНА НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

E.N. Kubarev

The Novosibirsk Institute of the Humanities, Novosibirsk

DEVELOPMENT OF MINERAL RAW MATERIAL SUPPLY OF THE EASTERN MACRO-REGION ON THE BASIS OF STATE-AND-PRIVATE PARTNERSHIP

The modern state is heading for the large-scale using of the resources possessed by the business sector for developing the industry-branches of the mineral raw material sector. We research the promising directions of partnership on the basis of experience of the Russian projects. We analyze the largest investment programs of the Eastern macro-region of the country. We form the initial statements, which may attract investors to development of natural resources (first of all, oil-and-gas) deposits. We bring out the principles how to introduce the partnership into the mineral raw material sector.

Основным конкурентным преимуществом восточных регионов страны является природно-ресурсный потенциал. Разработка и реализация крупных инвестиционных проектов, основанных на использовании богатой сырьевой базы - наиболее эффективное направление развития восточного макрорегиона. При этом имеется в виду не только освоение еще не разрабатываемых природных ресурсов, но и повышение глубины переработки сырья.

В числе перспективных отраслей, в каждой из которых есть несколько крупных инвестиционных проектов с объемом инвестиций от 1 млрд. долл. -все подотрасли топливно-энергетического комплекса, черная и цветная металлургия, газохимия, лесопромышленный комплекс. Вместе с тем важнейшим фактором, сдерживающим экономическое развитие регионов Востока страны и реализацию существующих инвестиционных проектов, является недостаточный уровень развития транспортной и энергетической инфраструктуры. Необходимость совместных усилий государства и частного бизнеса по развитию Востока страны (частный бизнес вкладывает средства в инвестиционные проекты, государство - в инфраструктуру) неизбежно означает выбор государственно-частного партнерства (ГЧП) как основного механизма освоения минерально-сырьевой базы восточного макрорегиона [1].

В российском минерально-сырьевом комплексе примером успешного применения принципа и механизма ГЧП является программа развития Нижнего Приангарья: государство берет на себя строительство дорог и электролиний, частные инвесторы - реализацию самих бизнес-проектов. Расчеты показали высокую эффективность таких проектов: вложения

государства в развитие инфраструктуры окупаются в течение 3-5 лет, обеспечивая увеличение налогооблагаемой базы Красноярского края. В Иркутской области накануне объединения с Усть-Ордынским Бурятским АО была разработана «Стратегия социально-экономического развития объединенного региона», ключевым механизмом реализации которой также является ГЧП [2].

Рассмотрим более подробно некоторые крупнейшие инвестиционные проекты восточного макрорегиона России, предусматривающие реализацию принципа ГЧП [3].

Эльгинское угольное месторождение

Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский р-н.

Описание: утвержденные запасы угля - 2,1 млрд. тонн, прогнозные - 30 млрд. тонн.

Добыча (открытым способом) - 25-30 млн. тонн коксующегося и энергетического угля в год, в т. ч. 20 млн. тонн - на экспорт (Япония, Корея).

Строительство железнодорожной ветки, угольного разреза, обогатительной фабрики, аэродрома, угольного терминала в порту «Ванино» (Хабаровский край).

Инвестиции: $ 2-2,5 млрд., в т. ч. строительство железной дороги - $ 1 млрд.

Инвестор: ОАО «Эльгауголь» (РЖД/Правительство Якутии).

Потенциальные инвесторы; «Мечел», «ЕврАзХолдинг».

Условия реализации: завершение строительства железнодорожной ветки «Улакан - Эльга» (построены 60 км из 320 км).

Наталкинское золоторудное месторождение

Магаданская обл., Тенькинский р-н.

Описание: разведанные запасы золота - 420 тонн, прогнозные - 918 тонн.

Добыча - 30 млн. тонн руды, производство до 35-40 тонн золота в год.

Проведение доразведки месторождения, переход на разработку месторождения открытым способом, строительство обогатительной фабрики.

Срок реализации: выход на проектную мощность - 2011 год.

Инвестиции: $ 0,7-1 млрд.

Инвестор: «Полюс».

Условия реализации: реконструкция автодороги «Палатка - Усть-Омчуг - Омчак», строительство электростанции мощностью 200 МВт.

Ванкорское нефтяное месторождение (включая лицензионные участки вокруг)

Красноярский край, Таймыр.

Описание: добыча - 15 млн. тонн нефти в год, строительство нефтепровода «Ванкор - Пурпе» (550 км) мощностью 18 млн. тонн нефти в год (возможность подключения прилегающих месторождений).

Срок реализации: выход на проектную мощность - 2011 год.

Инвестиции: $ 2,7 млрд.

Инвестор: «Роснефть».

Условия реализации; подключение нефтепровода «Ванкор - Пурпе» в систему «Транснефти».

Нефтегазовые месторождения Эвенкии (Юрубчено-Тохомское, Куюмбинское, Нижнеангарская группа, Собинско-Тэтэринская группа)

Красноярский край, Эвенкия.

Описание: добыча - 30-35 млрд. куб. м природного газа в год, 26-27 млн. тонн нефти

Срок реализации: не определен (ориентировочный выход на проектную добычу - с 2013 года).

Инвестиции: $ 17,4 млрд., в т. ч. добыча - $ 14,5 млрд., нефтепроводы -$ 1,2 млрд., газопроводы - $ 1,65 млрд.

Инвесторы: «Славнефть», «Газпром», «Транснефть».

Потенциальные инвесторы: «Роснефть», ТНК-ВР.

Условия реализации: строительство трубопроводной инфраструктуры, решение вопроса о собственнике «проблемных» (ЮКОСовских) месторождений.

Верхнечонское нефтегазовое и Талаканское нефтегазоконденсатное месторождения

Иркутская обл., Катангский р-н и Республика Саха (Якутия), Ленский р-

н.

Описание: утвержденные запасы нефти - 201 млн. тонн (Верхняя Чона), 124 млн. тонн (Талакан).

Добыча - 14-17 млн. тонн нефти в год.

Срок реализации; выход на промышленную добычу - 2009 год.

Инвестиции: $ 3,2 млрд. (Верхняя Чона), $ 4 млрд. (Талакан), в т. ч. нефтепровод «Талакан - Усть-Кут» - $ 1 млрд.

Инвесторы: «Верхнечонскнефтегаз» (ТНК-ВР, Роснефть),

«Сургутнефтегаз».

Условия реализации: строительство нефтепроводов ВСТО и «Талакан -Усть-Кут».

Экспортные газопроводы

Западный маршрут:

Описание: Ямал (Ямало-Ненецкий АО) - Урумчи (Китай) мощностью 30-40 млрд. куб. м в год.

Срок реализации: 2006 - 2011 гг.

Инвестиции: $ 4,5-5 млрд.

Инвестор: «Газпром».

Восточный маршрут:

Описание: Восточная Сибирь/Сахалин - Китай мощностью 30-40 млрд. куб. м в год.

Срок реализации: после 2011 года.

Инвестиции: $ 4,5-5 млрд.

Инвестор: «Газпром».

Условия реализации: определение базовых месторождений (Ковыкта, Сахалин) для восточного маршрута.

В ходе формирования в России рыночных отношений, в том числе в области геологии и горно-добывающего производства, накоплен значительный опыт участия негосударственного сектора в освоении месторождений полезных ископаемых, в первую очередь нефтегазовых, что позволяет сформулировать исходные положения, на основе которых возможно участие инвесторов в промышленном производстве.

Первое. Потенциальный инвестор будет вкладывать свои средства лишь при условии, что он сможет получить прибыль, превышающую ту, которую ему гарантирует банк, где он смог бы вложить свои свободные деньги, причем безо всяких хлопот и без риска их потери, в случае, например, неподтверждения разведанных запасов.

Второе. Потенциальный инвестор предпочитает иметь дело с предприятиями, обещающими быстрый возврат вложенных ассигнований. Это означает, что его будут интересовать в первую очередь объекты, не требующие крупных: капитальных вложений, с упрощенной технологией добычи и переработки полезных ископаемых, причем повышенного качества (углеводороды, благородные металлы, мономинеральные виды нерудных полезных ископаемых, местные стройматериалы, подземные воды и др.).

Третье. В более сложном случае инвестор должен рассчитывать на льготные условия проведения работ, чем может быть компенсирован риск возможной неудачи (неподтверждение запасов и др.) Такие условия могут обеспечиваться льготными кредитами, снижением налогов и др.

Однако при внешней простоте принципа ГЧП, его практическая реализация сопряжена с определенными трудностями: не решены

концептуальные методологические вопросы перехода к партнерским отношениям государства и бизнеса; нет закона о концессиях, как весьма эффективной форме ГЧП.

Тем не менее, внедрение ГЧП в минерально-сырьевой сектор необходимо, так как этот принцип - важнейшее условие подъема и развития региональной экономики. Помимо этого, ГЧП позволит повысить социальную ответственность частного бизнеса через согласование региональных и бизнес-интересов, что особенно актуально в условиях невысокого уровня жизни на Востоке страны.

Таким образом, хозяйственное партнерство государства и бизнеса позволяет привлечь в государственный сектор экономики дополнительные ресурсы, в первую очередь - инвестиции, ослабить остроту бюджетных проблем, переложить на предпринимательский сектор основную часть рисков и в то же время сохранить объекты в государственной собственности. В такой системе отношений происходит объединение ресурсов и потенциалов двух хозяйствующих субъектов - государства и бизнеса в виде частнопредпринимательских принципов хозяйствования, инвестиций, менеджмента, инноваций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Хлопонин А. Модель развития Сибири и Дальнего Востока - это государственно-частное партнерство // Материалы III Красноярского экономического форума. Красноярск, 2007. [Электронный ресурс]. - http://ria-sibir.ru/viewnews/15335.html

2. Крекотнев С., Иванов О. Государственно-частное партнерство в реализации национальных проектов и программ // Проблемы теории и практики управления. - 2006. -№ 9. - С. 19-27.

3. Данные территориальных органов Федеральной службы государственной статистики по восточному макрорегиону России.

© Е.Н. Кубарев,2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.