Научная статья на тему 'Освоение консолидирующих ценностей как продолжение «Неоконсервативной революции» в России'

Освоение консолидирующих ценностей как продолжение «Неоконсервативной революции» в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
166
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"НЕОКОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" / КОНСОЛИДАЦИЯ / CONSOLIDATION / КОНСОЛИДИРУЮЩИЕ ЦЕННОСТИ / CONSOLIDATING VALUES / ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / NATIONAL SOVEREIGNTY / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / CIVIC IDENTITY / NEO-CONSERVATIVE REVOLUTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нечушкин Александр Юрьевич

В статье обосновываются возрастающая роль и возможности конструирования системы консолидирующих ценностей для всего российского общества. Рассматривается процесс восстановления целостной структуры взаимоотношений «человек государство». А это значит, что население, общество, определяемое в качестве граждан России, должно, самоопределившись, добровольно сделав свой выбор, признать Российское государство и постепенно освоить его как ценность. У многонационального и многоконфессионального российского общества появляется запрос на создание и пополнение нового эффективного набора консолидирующих ценностей, полученных из анализа опыта развития страны в новейшее историческое время. В статье показывается необходимость определенной ценностной унификации, детерминируемой усилением неоконсервативных тенденций в менталитете россиян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Нечушкин Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTERING OF CONSOLIDATING VALUES AS A CONTINUATION OF THE "NEO-CONSERVATIVE REVOLUTION" IN RUSSIA

The article describes the increasing role and the possibility of designing a system of consolidating values for the entire Russian society. It discusses the process of restoring a holistic structure of "person state" relations. This means that the population and society, defined as Russian citizens, after making their choice, independently and voluntarily, should admit Russia as a state and gradually accept it as a value. The multinational and multi-confessional Russian society has the demand for creation and replenishment of a new effective set of consolidating values got from the analysis of the modern time development experience of the state. The article shows the necessity of certain unification of the values, which is to be determined by the strengthening of neo-conservative trends in Russian mentality.

Текст научной работы на тему «Освоение консолидирующих ценностей как продолжение «Неоконсервативной революции» в России»

УДК 316.3 © 2015 г.

А.Ю. Нечушкин

ОСВОЕНИЕ КОНСОЛИДИРУЮЩИХ ЦЕННОСТЕЙ КАК ПРОДОЛЖЕНИЕ «НЕОКОНСЕРВАТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ» В РОССИИ

Нечушкин Александр Юрьевич - доктор социологических наук, профессор Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, e-mail: an@aaanet.ru

Аннотация. В статье обосновываются возрастающая роль и возможности конструирования системы консолидирующих ценностей для всего российского общества. Рассматривается процесс восстановления

^ __^ А

целостной структуры взаимоотношений «человек - государство». А это значит, что население, общество, определяемое в качестве граждан России, должно, самоопределившись, добровольно сделав свой выбор, признать Российское государство и постепенно освоить его как ценность. У многонационального и многоконфессионального российского общества появляется запрос на создание и пополнение нового эффективного набора консолидирующих ценностей, полученных из анализа опыта развития страны в новейшее историческое время. В статье показывается необходимость определенной ценностной унификации, детерминируемой усилением неоконсервативных тенденций в менталитете россиян.

Ключевые слова: «неоконсервативная революция», консолидация, консолидирующие ценности, идеология, национальный суверенитет, гражданская идентичность.

В современной России этап глубинной социокультурной трансформации перешел в стадию определения в условиях новых угроз и вызовов. Наиболее острый период российского транзита пройден. Симптомы стабилизации общества уже получили наименование «не-

оконсервативной революции». Выработка новой стратегии сопровождается определенной ценностной унификацией, детерминируемой усилением неоконсервативных тенденций в менталитете россиян.

Происходит восстановление целостной структуры взаимоотношений «человек - государство». А это значит, что население, общество, определяемое в качестве граждан России, должно, самоопределившись, добровольно сделав свой выбор, признать Российское государство и постепенно освоить его как ценность. Традиционный этатизм, без сомнений, сыграет здесь свою роль. Со своей стороны, и государство обязано сделать шаги навстречу своим гражданам и заслужить доверие своего народа. Но на практике эти процессы малоэффективны без «катализатора» в виде серьезных усилий национальных элит, интеллектуально развитого «креативного класса» (в его позитивном понимании, которое дает Ю.Г. Волков [2]) и обязательного включения научного сообщества в решение этой задачи.

С одной стороны, мы должны найти рациональные и результативные с точки зрения перспектив успешного общенационального развития способы сочетания позитивных общецивилизационных новаций с национальными традициями. С другой - вполне возможен запрос многонационального и многоконфессионального российского общества на создание и пополнение нового эффективного набора консолидирующих ценностей, полученных из анализа опыта развития страны в новейшее историческое время.

Современная российская действительность выдвигает новые задачи, требующие позитивных решений, в частности, задачу более глубокого проникновения в реальную и духовную историю нашей страны, утверждения неких ментальных конструкций на уровне «этнической константы». Существенные риски деконсолидации видятся в изменившемся отношении россиян к процессам «внутренней миграции». Основным фактором данной тенденции является противопоставление себя не внешнему (как ранее), а внутреннему «другому» представителю иного расового типа или иной культуры [1].

Одним из векторов процесса «освоения» обществом консолидирующих ценностей выступает восстановление целостной структуры патриотического самосознания. Как известно, она состоит из нескольких последовательно связанных звеньев, отражающих этапы социализации ребенка, подростка, молодого человека, гражданина: родной дом, двор, улица - город, регион, ареал обитания народа (малая родина) - страна в целом. Важно отметить, что из этой цепочки в ходе нашего социокультурного транзита выпадали некоторые звенья. Так, от-

ступал на второй план образ страны и происходило как бы «отступление» в малую родину, к «началу начал» - родному дому, деревне, городу, краю, где родился и живет человек. В то же время формирующееся общенациональное сознание, национальная идентичность, способствует вычленению и укреплению понятий «мы», «моя страна», «мое Отечество».

Конечно же, этот процесс индивидуален и своеобразен. Многие россияне старшего поколения своей родиной считают пространство бывшего Союза и современную жизнь сопоставляют с советским прошлым. Групповой эгоизм в 90-х помог им преодолеть крушение системы «советских идеалов», но не дал нового набора консолидирующих ценностей [6]. Молодой человек, чья личность сформировалась в период перестройки или после формирования современной российской государственности, принимает новую Россию совершенно естественно и без внутренней борьбы, как свою единственную родину. При этом для второй группы совершенно неочевидна именно позитивная идентификация с государством. Но время с очевидной неизбежностью увеличивает долю россиян, готовых принять новую реальность и, самое главное, включиться в ее «обустройство» под свои приобретенные от родителей или навязанные извне представления.

Но в настоящее время в головах россиян нет никакого единства по обсуждаемому вопросу. Если посмотреть на эмпирические данные, полученные в ходе комплексного социологического исследования, проведенного в трех регионах Юга России в 2014 г. [4], то очевидно, что большинство населения (более 75 %) не удовлетворено «консолидирующими» нас ценностями или попросту не знает о них. Здесь интересен и когнитивный фактор, когда очень многие люди просто никогда не задумывались над самим существованием гражданского общества, поэтому еще не готовы сформировать свое отношение к нему (рисунок).

Таким образом, государственное строительство не просто нуждается в серьезной идеологической поддержке, а попросту неэффективно без нее в стратегическом плане. Российское научное сообщество давно говорит о несоответствии состояния идентификационных процессов у населения усложняющимся процессам укрепления целостности России [3, 5].

Тем временем в России завершается формирование новой социальной структуры. Общество входит в состояние равновесной и долговременной социокультурной стабильности, однако параметры этой стабильности еще находятся в стадии формирования и становления. В этом смысле велика роль консолидирующих ценностей для всего рос-

сийского общества, способных объединить представителей всех социальных групп и поколений на национально ориентированной основе.

Распределение ответов на вопрос «Устраивают ли лично вас ценности, которые объединяют всех россиян?», %

О 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

Очевидно, что в содержательном плане речь в первую очередь идет о повышении у основной части российского общества статуса консервативных ценностей. Консервативные ценности стабильного развития без революций и потрясений на основе сочетания зарекомендовавших себя традиций с осознанными и продуманными новациями выступают ведущими принципами идеологии «центристов». Консервативная идеология стала необходимой «точкой кристаллизации» общественной консолидации.

Почему политические силы, которые поддерживает большинство населения, делают ставку именно на консервативную идеологию? Основной смысл консервативной программы правящей партии - «Единой России» - достижение национального успеха России в исторически обозримой перспективе. Успех связан с достойным геополитическим местом, экономическим благополучием, высоким качеством жизни людей.

Методом достижения успеха является последовательное проведение принципов «российского консерватизма», т. е. установка на национальное единство, приоритет общенациональных целей и задач в сочетании с личным развитием и успехом, на социальную эволюцию в противоположность революционным изменениям. И, что представляется особенно важным в нынешних околокризисных условиях, это внятная установка на социальный солидаризм, на нацию как механизм взаимопомощи и взаимоподдержки.

Отсюда вытекает вполне внятная политическая доктрина - национальный суверенитет, отказ от исторического нигилизма, поддержка традиционных конфессий, семьи, ориентация на единство нации. При этом на передний план выходят не просто становление и поддержка среднего класса, а освоение этим классом нового набора кон-

С А ____С

солидирующих ценностей. А в перспективе и ценностной системы, где профессионализм, самореализация, соблюдение «правил справедливой игры» более важны и почитаемы в обществе, чем уровень доходов или материальная самопрезентация.

Литература

1. Барков Ф.А., Сериков А.В. Этноинсти-туциональные факторы межэтнических отношений в контексте миграционных процессов в Ростовской области // Гуманитарий Юга России. 2014. № 3.

2. Волков Ю.Г. Креативность в контексте формирования российской идентичности // Гуманитарий Юга России. 2014. № 1.

3. Горшков М.К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики). М., 2011.

4. Исследование «Оценка факторов, противодействующих консолидации в обществе на Юге России» проведено осенью 2014 г. РРО «Всероссийское педагогическое собрание» совместно с региональным отделением ВПП «Единая Россия». Презентация результатов состоялась 14.12.2014 г. в РИК «Единая Россия».

5. Маршак А.Л. Культурная идентичность как фактор укрепления целостности России // Гуманитарий Юга России. 2014. № 4.

6. Нечушкин А.Ю. Групповой эгоизм в российском обществе: Социологический анализ. Ростов н/Д., 2006.

References

1. Barkov F.A., Serikov A.V. Etnoinstitut-sionalnie faktori mezhetnicheskih otnoshenii v kontekste migratsionnih protsesov v Ros-tovskoi oblasti // Gumanitarii Iuga Rossii. 2014. № 3.

2. Volkov Iu.G. Kreativnost' v kontekste formirovaniia rossiiskoi identichnosti // Gu-manitarii Iuga Rossii. 2014. № 1.

3. Gorshkov M.K. Rossiiskoe obshchestvo kak ono est' (opit sotsiologicheskoi diagnosti-ki). M., 2011.

4. Issledovanie «Otsenka factorov proti-vodeistvuushih konsolidatsii v obshestve na Iuge Rossii» provedeno osen'u 2014, RRO «Vserossiiskoe pedagogicheskoe sobranie» sovmestno s regional'nim otdeleniem VPP «Edinaya Rossiya». Presentatsiya rezul'tatov sostoyalas' 14.12.2014 v RIK «Edinaya Rossiya».

5. Marshak A.L. Kulturnaya identich-nost' kak faktor ukrepleniya tselostnosti Ros-sii // Gumanitarii Iuga Rossii. 2014. № 4.

6. Nechushkin A.Iu. Gruppovoi egoizm v rossiiskom obshchestve: sotsiologicheskii analiz. Rostov n/D., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.