Научная статья на тему 'Философские и социологические науки на Юге России: анализ диссертационных исследований, защищенных в 2014 году'

Философские и социологические науки на Юге России: анализ диссертационных исследований, защищенных в 2014 году Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
276
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ / DISSERTATION COUNCIL / КАНДИДАТСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ / ДОКТОРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ / DOCTORAL DISSERTATION / ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PHILOSOPHICAL AND SOCIOLOGICAL SCIENCES / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / SPECIALTY / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / DISSERTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Верещагина Анна Владимировна

В статье анализируется специфика научных исследований в сфере философии и социологии на основе обращения к защищенным диссертационным исследованиям по философским и социологическим наукам на Юге России. Проводится детальный обзор защищенных кандидатских и докторских диссертаций по соответствующим направлениям научного знания. Выявляются инновационные подходы, реализованные в соответствующих исследованиях. Делается вывод о том, что прогностический потенциал гуманитарной науки позволяет на уровне научной рефлексии заглядывать в будущее и выстраивать такие его теоретические конструкты на основе выявляемых тенденций в настоящем, которые при определенных условиях могут стать реальностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Верещагина Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL AND SOCIOLOGICAL SCIENCE IN SOUTHERN RUSSIA: ANALYSIS OF DISSERTATION RESEARCHES DEFENDED IN 2014

The article analyzes the specificity of research in the field of philosophy and sociology on the basis of defended dissertation researches on the philosophical and sociological sciences in Southern Russia. A detailed overview of the defended dissertations and doctoral theses in the relevant areas of scientific knowledge is provided. The author identifies innovative approaches implemented in their respective studies. It is concluded that the predictive capability of humanities allows to look into the future and build theoretical constructs on the basis of identified trends in the present, which under certain conditions can become a reality.

Текст научной работы на тему «Философские и социологические науки на Юге России: анализ диссертационных исследований, защищенных в 2014 году»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 1.316 © 2015 г.

А.В. Верещагина

ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ

НАУКИ НА ЮГЕ РОССИИ: АНАЛИЗ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ЗАЩИЩЕННЫХ В 2014 ГОДУ

Верещагина Анна Владимировна - доктор социологических наук, профессор кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований Института социологии и регионоведения ЮФУ, ученый секретарь диссертационного совета Д 212.208.01 ЮФУ, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье анализируется специфика научных исследований в сфере философии и социологии на основе обращения к защищенным диссертационным исследованиям по философским и социологическим наукам на Юге России. Проводится детальный обзор защищенных кандидатских и докторских диссертаций по соответствующим направлениям научного знания. Выявляются инновационные подходы, реализованные в соответствующих исследованиях. Делается вывод о том, что прогностический потенциал гуманитарной науки позволяет на уровне научной рефлексии заглядывать в будущее и выстраивать такие его теоретические конструкты на основе выявляемых тенденций в настоящем, которые при определенных условиях могут стать реальностью.

Ключевые слова: диссертационный совет, кандидатская диссертация, докторская диссертация, философские и социологические науки, специальность, концепция, методология.

Уже год прошел с тех пор, как вступило в силу новое Положение о присуждении ученых степеней, принятое постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 года № 842. Инновации, обозначенные в нем, а также в других нормативных документах в рамках создания функционирующей ныне единой информационной системы государственной научной аттестации [9] и разработки рейтинговых показателей функционирования диссертационного совета, направлены на достижение максимальной степени открытости процедуры защиты, доступности материалов, представляемых на защиту, повышение уровня ответственности всех задействованных в процедуре подготовки и защиты диссертации акторов и в целом на повышение качества диссертационных исследований в России [2]. Пока сложно оценить результативность и эффективность изменений, определяющих работу диссертационных советов в условиях перехода на режим информационной открытости. Для этого, видимо, должно пройти некоторое время. С высокой степенью уверенности можно лишь сказать, что проблема повышения эффективности деятельности диссертационных советов и качества диссертационных исследований по-прежнему остается одной из самых актуальных в пространстве развернувшегося в России общественно-научного дискурса по вопросу оценки состояния и перспектив развития системы аттестации научных кадров, что обусловливается первостепенной значимостью для ее развития уровня профессионализма и компетентности научных работников, обеспечивающих воспроизводство научно-профессионального потенциала России [4, с. 5].

В данной статье мы ставим перед собой несколько иную задачу -выявить ключевые тенденции развития гуманитарной науки на Юге России в контексте анализа защищенных в диссертационных советах по философским и социологическим наукам исследований в 2014 г. Традиционно мы рассматривали аналитические статьи по защищенным в диссертационном совете Д 212.208.01 работам по философским и социологическим наукам [1] (совет специализируется по трем направлениям: 09.00.11 - социальная философия; 22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы; 22.00.08 - социология управления), ученым секретарем которого является автор статьи, но, придерживаясь концептуальной линии журнала «Гуманитарий Юга России», а также учитывая значимую роль регионального фактора в социокультурном развитии российского общества и его научных школ, целесообразным представляется аналитический обзор защищенных за истекший год диссертационных исследований по философии и социо-

логии в Южно-Российском регионе. В свете реализуемой Министерством образования и науки образовательной концепции, прежде всего в системе аттестации научных кадров, межрегиональные связи между образовательными учреждениями и функционирующими на их базе диссертационными советами заметно активизировались. Речь идет о том, что при сокращении сети диссертационных советов и изменении требований к подбору официальных оппонентов, ведущих организаций обращение к научному потенциалу других регионов и региональных научных школ стало объективной необходимостью, что способствует укреплению междиссертационных связей в региональном пространстве, в котором интенсивно осуществляется обмен научным опытом и потенциалом в ходе защит диссертационных исследований. Данная тенденция ярко проявляется и на Юге России, чем и продиктован выбор регионального ракурса для решения вышеобозначенной задачи, связанной с выявлением ключевых тенденций в развитии социологии и философии на Юге России на основе анализа защищенных докторских и кандидатских исследований в 2014 г.

Прежде всего, следует отметить, что на Юге России на данный момент функционируют 13 диссертационных советов, специализирующихся на защите докторских и кандидатских диссертационных исследований по философским и социологическим наукам, включая, помимо диссертационных советов в Волгограде (Д 212.029.03, Д 212.029.06, ДМ 208.008.07, Д 208.008.04), Астрахани (Д 212.009.12), Ростове-на-Дону (Д 212.208.01, Д 212.208.11, Д 212.208.13), Краснодаре (ДМ 203.017.01), Ставрополе (Д 212.254.04), Майкопе (Д 212.001.05), Сочи (Д 212.255.03), диссертационный совет при Таврическом национальном университете имени В.И. Вернадского в Симферополе (Д 900.003.01). Всего в указанных диссертационных советах осуществляются защиты диссертаций по семи философским специальностям (09.00.01 - онтология и теория познания; 09.00.03 -история философии; 09.00.11 - социальная философия; 09.00.13 -философская антропология, философия культуры; 24.00.01 - теория и история культуры; 09.00.08 - философия науки и техники; 09.00.14 -философия религии и религиоведение) со значительным перевесом специальности 09.00.11 - социальная философия, которая представлена в шести диссертационных советах, и пяти социологическим специальностям (22.00.03 - экономическая социология и демография; 22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы; 22.00.06 - социология культуры, духовной жизни; 22.00.08 - социология управления; 14.02.05 - социология медицины) с существенным пе-

ревесом специальности 22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы, по которой специализируются четыре диссертационных совета.

Количественный анализ защищенных работ в указанных диссертационных советах по философским и социологическим наукам на Юге России показал, что в 2014 г. было защищено 86 диссертаций, в том числе 10 на соискание ученой степени доктора наук. Из общего числа защищенных работ практически половина (41 диссертация, в т.ч. 4 на соискание ученой степени доктора наук) была представлена на защиту в диссертационных советах Южного федерального университета, на базе которого функционирует 3 диссертационных совета по интересующим нас отраслям наук (Д 212.208.01, Д 212.208.11 и Д 212.208.13), за исключением двух социологических специальностей (22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы; 22.00.08 - социология управления), представленных в диссертационном совете Д 212.208.01, ориентированных на философские отрасли научного знания. Из 41 диссертации, защищенной в диссертационных советах Южного федерального университета, 28, в т.ч. 4 на соискание ученой степени доктора наук, прошли защиту в диссертационном совете Д 212.208.01 по философским и социологическим наукам. По объективным причинам, связанным с необходимостью воспроизводства научного потенциала в Южном федеральном университете посредством защит диссертаций аспирантами и соискателями данного вуза, а также принятием на рассмотрение и последующую защиту значительного количества диссертаций соискателей из других вузов и регионов России, данный диссертационный совет уже много лет работает в режиме повышенной активности, что заставляет задуматься о целесообразности сокращения сети диссертационных советов по определенным, наиболее востребованным специальностям.

Безусловно, такой значительный массив диссертационных исследований, защищенных на Юге России за истекший год, проанализировать на глубоком аналитическом уровне в рамках одной статьи не представляется возможным, в связи с чем подобная работа будет проведена только в отношении докторских диссертационных исследований, но, тем не менее, мы считаем необходимым осветить тематическую направленность защищенных кандидатских диссертаций в их привязанности к конкретной научной специальности с тем, чтобы показать, какие из проблем в области их осмысления на социологическом и философском уровнях представляются исследователям наиболее актуальными на современном этапе развития социально-гуманитарного знания.

Наибольшее количество кандидатских диссертаций, защищенных в 2014 г. на Юге России, представлено на соискание ученой степени кандидата философских наук (всего 40 диссертаций). При этом по количественным параметрам доминирующие позиции занимают диссертации по двум специальностям: 09.00.11 - социальная философия и 24.00.01 - теория и история культуры. В рамках социально-философской специальности соискателями кандидатской ученой степени представлены самые разнообразные темы как отражение многомерности и многогранности современной социальной реальности и существующих в ее пространстве проблем, порождаемых высокой динамикой социокультурного развития современного общества, в том числе российского. Привлекает внимание ряд работ, ориентированных на изучение китайского общества в эволюционном и трансформационном ключе в сравнении с реалиями социальных преобразований и проблем в современном российском обществе. В этом ракурсе подготовили свои диссертационные исследования Л.А. Коломак («Социокультурные факторы трансформации обыденного сознания: опыт российского и китайского обществ») и Ли Юань Юань («Социальная эволюция китайского общества: социально-философское осмысление транзитивного опыта социальных преобразований»), гражданка Китая, обучавшаяся в аспирантуре Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) им. М.И. Платова. Транзитивное общество в контексте влияния фактора темпоральности стало предметом диссертационного исследования В.А. Тимофеенко («Фактор тем-поральности в репрезентациях транзитивного общества»). В свете ценностной трансформации российского общества и тенденций его индивидуализации, дегуманизации, распространения одиночества как стиля жизни интерес представляют работы В.П. Войтенко («Индивидуализм в России и на Западе: сравнительный концептуальный анализ»), А.В. Петрихина («Гуманизм как социокультурный процесс противостояния ценностно-мировоззренческих форм гуманности»), А.Ф. Фар-рахова («Одиночество как социокультурный феномен: концептуализация и практическое проявление в современном обществе»). Проблемы, связанные со становлением демократического порядка в стране, развитием правового сознания, а также распространением правового нигилизма, поднимаются в диссертационных работах М.Л. Крольман («Партисипативная демократия: генезис современных форм и тенденции развития»), К.А. Миракян («Правовой нигилизм в российском обществе: социокультурные факторы»), И.А. Ковалева («Противоречия правового сознания в эпоху глобализации»). О росте напряженности

на Северном Кавказе в своем диссертационном исследовании пишет А.И. Лукиенко («Социокультурные предпосылки роста напряженности в полиэтничном регионе (на примере Северного Кавказа)»). Анализ виртуальных коммуникаций как социокультурного феномена представлен в диссертации А.А. Заморкина, а А.А. Барбаков в своем исследовании анализирует становление института воспитательной работы в российской армии. Кроме перечисленных проблем, в рамках социально-философского исследования поднимаются проблемы корпоративной культуры как фактора социальной адаптации личности (Г.А. Ми-каелян), социальной специфики неортодоксального христианства в современной России (Д.С. Сухоруков), субъекта научно-технического творчества в постиндустриальном обществе (М.В. Бессарабов-Гончаров), системы социального действия в модернизирующемся обществе (В.В. Арутюнян).

Серьезный пласт диссертационных исследований по специальности 24.00.01 - теория и история культуры также отличается тематическим разнообразием. Соискатели обращаются в своих работах в культурологическом контексте к проблеме манипуляции (У.К. Шихалиева), рекламы (И.А. Ларионов), искусства и его социальных функций (А.В. Вальковский), творчеству Петера Слотердайка (К.А. Петров), метафор суда в западноевропейской культурной традиции (Л.М. Рафа-элов), соотношения риторики и философии в культурах античной Греции и Древнего Рима (А.Ф. Поручевская). Значительный интерес у исследователей в рамках данной научной специальности вызывает религиозная тематика в самых различных вариациях: религия в системе этнической культуры чеченцев (А.Б. Дохаева), образ женщины в русской религиозной философии и культурной традиции на рубеже XIX-XX вв. (Л.Р. Миркушина), христианские ценности в отечественном кинематографе (Ю.С. Гаранов), сакральное в ризоматической модели культуры серебряного века (Ф.В. Смоляков). Свое понимание процессов диалогизма и законов формирования культуры представила О.С. Якушенкова в диссертации «Образ чужого в гетеротопных пространствах фронтира».

Неплохо в количественном соотношении представлена также специальность 09.00.13 - философская антропология, философия культуры, в рамках которой соискатели обратились к теме любви (А.Ю. Шевченко), самореализации личности (Ю.Н. Ворожко), социальных сетей (А.И. Шипицин), художественного творчества и дизайна по работам П.А. Флоренского (Н.В. Наумов), дизайна вещей (М.Г. Плотникова), персональной идентичности в условиях сетевой

культуры (Л.Ф. Косенчук), и даже вино как феномен культуры стало предметом культурно-антропологического анализа в диссертационном исследовании С.А. Тимошенко.

Несколько одиноко, но не менее интересно и актуально смотрятся на фоне значительной представленности работ по указанным выше научным специальностям диссертационные исследования А.Н. Раевского о нью-эйдж как квазирелигиозной субкультуре (09.00.14 - философия религии и религиоведение), И.А. Ермолаева об идеях Анри Бергсона (09.00.03 - история философии), а также диссертации по специальности 09.00.08 - философия науки и техники, в рамках которой Н.А. Калинина на концептуальном уровне рассмотрела «опасное знание» в глобальном обществе риска, а Ю.С. Шевченко обратилась к проблеме конвергенции науки, технологий и человека.

Диссертационные исследования на соискание ученой степени кандидата социологических наук, общая численность которых составляет 36 работ, в основном представлены тремя специальностями: 22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы; 22.00.06 - социология культуры, духовной жизни и 22.00.08 - социология управления при подавляющем большинстве первой (22.00.04). Всего одна диссертационная работа, защищенная в 2014 г. на Юге России (в Волгограде), представлена специальностью 14.02.05 - социология медицины и посвящена проблеме здоровья подростков в трансформирующейся России. Автор данной работы А.Г. Загрутдинова подошла к решению этой проблемы на примере Республики Татарстан, используя в том числе и результаты собственных эмпирических исследований.

Все пять диссертационных исследований, представленных специальностью 22.00.08 - социология управления, были защищены в диссертационном совете Д 212.208.01 Южного федерального университета. Соискатели обратились к проблемам управления человеческим капиталом в России в высококонкурентных условиях (Т.М. Отырба), проектирования системы управления деловой организацией в России в условиях социальной неопределенности (А.А. Кипа), PR как фактора повышения эффективности и конкурентоспособности российского бизнеса (Н.А. Ракитин), организационно-управленческой специфики бюджетной системы России (А.С. Мухина). В организационно-управленческом ключе была также проанализирована проблема повышения рекреационного потенциала лечебно-оздоровительного туризма в России в диссертационном исследовании К.Х. Демир.

Защита всех диссертационных исследований по специальности

22.00.06 - социология культуры, духовной жизни проходила в диссертационном совете Д 212.001.05 Адыгейского государственного университета. Половина из представленных диссертационных исследований связана в той или иной степени с проблемой образования, учащихся, студенчества: это рассмотренные в социокультурном аспекте работы о правовой социализации студентов юридических вузов (Е.В. Вартанян), об институте высшего образования как факторе становления личности студента (Е.Н. Нетребко), о языковой коммуникативной компетентности российской учащейся молодежи (Н.А. Полто-рак). Коммуникативный аспект заложен также в диссертациях

B.А. Сергодеева, посвященной сетевым интернет-сообществам, и А.В. Лубянова о региональной общности. В диссертации А.В. Борану-кова поднимается не менее актуальная проблема экономической культуры и финансовой грамотности населения.

Лидерские позиции среди социологических специальностей по количеству защищенных диссертаций занимает специальность 22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы -26 защит в совокупности прошло в Ростове-на-Дону, Краснодаре и Ставрополе. И, конечно же, мы постараемся объединить в тематические блоки этот массив исследований, в то же время отмечая некоторую условность этого объединения, поскольку все диссертации отличаются своей уникальностью в постановке проблемы и формулировке темы. Итак, самой актуальной проблематикой по традиции стала проблема молодежи, изучаемая соискателями в самых различных ракурсах, связанных с физической культурой и спортом (Е.В. Александрова,

C.С. Косинов), а также здоровым образом жизни (Е.А. Логачева), социализацией (Р.А. Уколов, Е.А. Нижник, А.И. Громаков, А.И. Кудак-тина), правовым поведением (Ю.С. Фасс) и историческим сознанием (В.А. Фролов), этнической ксенофобией (В.К. Гонцовский), экологической культурой (О.В. Серебрякова), семейными ценностями и тендерными стереотипами (Д.А. Завгородний, Ю.Г. Тищенко). Большинство диссертаций содержит авторские эмпирические исследования регионального характера (от Севера России до ее южных регионов), что в комплексе при соответствующей систематизации и обобщении позволило бы получить довольно интересную картину о различных сторонах жизни российской молодежи различных регионов страны, даже с учетом, как правило, нефундаментального характера проведенных соискателями эмпирических исследований.

Остальные работы трудно свести в какие-либо тематические группы, поэтому просто перечислим проблемы, к которым обратились

соискатели. Так, проблема местного самоуправления в Ставропольском крае привлекла внимание И.С. Носачева, а В.В. Зритнев посвятил свое исследование проблеме межинституционального взаимодействия региональной исполнительной власти и гражданского общества. Предметом исследования А.И. Горбенко стала антитеррористическая безопасность на муниципальном уровне, а К.П. Чумаян проанализировала роль альтернативных СМИ в регуляции межэтнических отношений. Л.И. Семенцова заинтересовалась проблемой адаптации пожилой семьи в России, а А.К. Маначурян - социальной пассивности в российском обществе. Е.А. Петрова подняла проблему трансформации российского здравоохранения, а С.Е. Денисенко представила свое видение решения проблемы позитивизации отношения к полиции в современной России. Институциональная специфика отношений государства и бизнеса в России в цивилизационном аспекте показана в диссертации А.В. Федулова; экономическое поведение россиян в сети Интернет проанализировал С.Л. Еременко, а А.В. Берестнев выявил динамические характеристики национальной идентичности россиян.

Перейдем к докторским исследованиям, защищенным в диссертационных советах Юга России, которые равномерно распределись с точки зрения отраслевой дифференциации (5 работ по философским наукам и 5 - по социологическим), но фиксируется дисбаланс на уровне специализации (4 докторские диссертации по специальности 09.00.11 - социальная философия, столько же - по специальности 22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы, по одной диссертации пришлось на специальности 14.02.05 - социология медицины и 09.00.01 - онтология и теория познания). Наиболее продуктивным в плане защит докторских диссертаций оказался диссертационный совет Д 212.208.01 Южного федерального университета в Ростове-на-Дону, в котором за прошедший год было защищено 4 диссертации из 10, защищенных в диссертационных советах Юга России. Примечательно также, что 4 докторские диссертации были защищены в Волгограде, хотя и в разных советах (Д 212.029.03, Д 212.029.06 и Д 208.008.04). Защита остальных двух докторских диссертаций прошла в диссертационных советах Краснодара (ДМ 203.017.01) и Ставрополя (Д 212.245.04).

Каждое из докторских исследований заслуживает отдельного внимания своей постановкой проблемы, логикой исследования, методологической стратегией решения поставленных задач и полученными выводами. Позволим себе кратко обозначить достижения и приращение научного знания в каждой из работ. Обращает на себя внимание

актуализация проблемы духовного развития современного российского общества в социально-философском ключе в двух докторских диссертациях. Далеко не случайно и Л.Х. Газгиреева и Д.В. Филюшкина обратились к данной проблеме в условиях трансформации российского общества и его противоречивой духовной эволюции. Культурные потери России за постсоветский период, а также тенденции духовно-нравственной деградации свидетельствуют о явной угрозе духовной безопасности России, и в этой связи совершенно оправданным, на наш взгляд, выглядит введение в научный оборот Д.В. Филюшкиной понятия «духовная люмпенизация» как процесса снижения духовного потенциала общества, связанного с примитивизацией и обнищанием форм духовной жизни, девальвацией высших духовных ценностей, разрушением духовных идеалов в сфере культуры, образования, науки, искусства, творчества и угрожающего духовной безопасности общества. В своем диссертационном исследовании, которое так и называется - «Духовная люмпенизация российского общества: детерминирующие факторы и социальные проявления», Д.В. Филюшкина разработала авторский методологический конструкт социально-философского исследования духовной люмпенизации российского общества, на основе которого ей удалось выявить основные тенденции и стержневые элементы воспроизводства бездуховности и безнравственности в исторической динамике социокультурных изменений; рассмотреть актуальные политические, социальные и идеологические факторы, способствующие нарастанию и воспроизводству духовной люмпенизации в современном российском обществе, расколотом по идеологическим, политическим и ценностным основаниям; определить ценностные детерминанты проявления духовной люмпенизации в российском обществе, связанные с кризисом ценностной системы общества как результатом социальной аномии и разрушения духовного кода российской культуры; обосновать позицию о тотальном распространении в современной российской реальности феномена смыслоутраты как переживания индивидом неполноты и ограниченности взаимоотношений с социальным миром; обосновано понимание явления духовного отчуждения как онтологической ситуации нарушения связей человека с социальным миром и доказано, что духовное отчуждение ведет к «вымыванию» нравственных начал из основных составляющих духовной культуры российского общества, а также представлено авторское видение путей преодоления тенденций духовной люмпенизации российского общества, связанных с необходимостью формирования нравственного идеала (при сохранении свободы духовного выбора и самоопределе-

ния) и преодоления дефицита доверия в России. Таким образом, научная новизна исследования Д.В. Филюшкиной заключается в разработке и обосновании социально-философской концепции духовной люмпенизации российского общества, получившей конкретное воплощение в ряде концептуальных выводов и положений, часть из которых приведена выше.

В докторской диссертации Л.Х. Газгиреевой «Духовная жизнь современного российского общества в экзистенциально-ценностном измерении» проблема духовного развития российского общества исследуется в динамике экзистенциально-ценностных отношений. Разработанная диссертантом методология феноменологической трансформации/эволюции экзистенциально-ценностных основ бытия в комплексе с другими теоретическими подходами позволила решить поставленные в исследовании задачи и получить новое знание, заключающееся во введении в социальную философию понятия «экзистенциальное равновесие», а также в разработке авторских определений таких понятий, как «демонизация», «экзистенциально-смысловая идентичность». Диссертантом также были выявлены и проанализированы уровни процесса освоения экзистенциальных ценностей современной личностью и обществом; концептуально обосновано понятие мотивации как ценностно-рациональной и экзистенциальной потенции современной социальной действительности; с позиций интенциональ-ности экзистенции индивида выявлены и исследованы сущностные структурно-преобразующие смыслы бытия с особым акцентом на анализе понятия «духовно-нравственный иммунитет».

Основополагающим императивом в преодолении кризиса в духовной жизни российского общества, по мнению Л.Х. Газгиреевой, является гуманизм, с чем сложно не согласиться с учетом роста агрессии, жестокости в России, разрушения культуры общения, в том числе межнационального, о чем на концептуальном социально-философском уровне пишет в своем докторском исследовании «Межнациональное общение в контексте обеспечения цивилизационной безопасности России» Ф.М. Мустафаев, поставивший перед собой цель разработать социально-философскую концепцию межнационального общения в контексте обеспечения цивилизационной безопасности России. Исходные установки соискателя, обозначенные в исследовательской гипотезе, привлекают не столько заложенным в них оптимизмом относительно возможности регенерации культуры межнационального общения в современной России, сколько состоятельностью самих оснований для такой позиции, которые в исследовательской гипотезе Ф.М. Мустафае-

вым представлены в виде убежденности в том, что исторические закономерности развития российской цивилизации как цивилизации, формировавшейся на пересечении европейской и азиатской культур со сложившимися традициями межкультурного взаимодействия, позволяют прогнозировать процесс регенерации культуры межнационального общения в изменившейся цивилизационной реальности российского общества в контексте формирования новой цивилизационной идентичности россиян. В ходе исследования эта позиция находит подтверждение как на теоретическом уровне в контексте обращения к методологическому потенциалу неоинституциональной концепции и, в частности, теории институциональных матриц, теории цивилизационной идентичности и положениям разработанного А.А. Зиновьевым закона социальной регенерации, так и практическом на основе анализа и обобщения массивного пласта эмпирических данных (ИС РАН, ВЦИОМ, «Левада-Центр», ЮРФИС РАН, ДНЦ РАН и т.д.) по проблеме диссертации. Заслугой диссертанта является принципиально новый ракурс исследования проблемы межнационального общения, достаточно активно разрабатываемой научно-образовательными школами и центрами Северного Кавказа, связанный с обращением к цивилизационной безопасности. Разработанный в данном ключе методологический конструкт социально-философского исследования межнационального общения в контексте обеспечения цивилизационной безопасности России, базирующийся на трансдисциплинарной научной парадигме и принципах полифонического подхода, позволил сформировать авторский понятийный аппарат, включающий понятия «межнациональное общение» и «культура межнационального общения». Практическая ценность проведенного Ф.М. Мустафаевым диссертационного исследования заключается в том, что им не только выявлены факторы разрушения культуры межнационального общения и кризиса толерантности в современном полиэтнич-ном пространстве российского общества, но и определены условия регенерации культуры межнационального общения в России как важнейшей стратегии обеспечения ее цивилизационной безопасности, среди которых значимая роль отводится преодолению имитационных практик в ходе российской модернизации и формированию устойчивой цивилизационной идентичности.

Безусловно, проблема роста межэтнической напряженности, конфликтности в различных регионах России вызывает самый пристальный интерес со стороны ученых по вполне понятным причинам. Значимым вкладом в исследовании причин, факторов, порождающих стремление человека делить мир на своих и чужих, что сопровождает-

ся межнациональными, межконфессиональными и иными столкновениями, часто кровопролитием и закреплением на уровне исторического сознания интолерантных установок, выступающих в свою очередь основой механизма воспроизводства ксенофобии в обществе, следует считать докторское исследование О.М. Шевченко на тему «Ксенофобия: сущность и виды в эпохи домодерна, модерна, позднего модерна». Научная новизна диссертационного исследования О.М. Шевченко заключается в том, что ею разработан социально-философский конструкт исследования ксенофобии на основе методологии конструктивистского реализма, позволяющей интерпретировать ксенофобию как способ конструирования социальных отношений на основе антагонистической оппозиции «свои - чужие», посредством которого эффективно осуществляются мобилизация социальных групп и легитимация отношений экономического и политического неравенства в социуме; выявлены сущностные характеристики ксенофобии, определяющие ее социальный характер; уточнена связь ксенофобии с процессами категоризации и идентификации, которые являются необходимой частью процесса восприятия социальной реальности; выявлены ключевые черты ксенофобии (бинарность, негативизм, враждебность); осуществлена видовая классификация ксенофобии; представлены уровни ксенофобии (социально-психологический и идеологический); выделена внешняя и внутренняя направленность ксенофобии; определена структура факторов формирования ксенофобии; осуществлена историческая типологизация ксенофобии.

В результате обобщения этнографического, социокультурного и исторического подходов к исследованию ксенофобии в различные эпохи О.М. Шевченко было установлено, что в эпоху позднего модерна маркеры идентификации чужих утрачивают свою однозначность, характерную для предшествующих эпох, и происходит смешение религиозных, этнических и расовых маркеров в идентификации индивидов и групп, что создает основу для формирования этнорелигиозного и этнорасового видов ксенофобии. Диссертантом также определено, что в России в эпохи домодерна и модерна преобладающим видом выступала этнорелигиозная ксенофобия. К основным разновидностям этнорелигиозного вида ксенофобии в эпохи домодерна и модерна ею отнесены азиатофобия, исламофобия, антисемитизм, полонофобия, кавка-зофобия. В эпоху советского модерна формирование ксенофобии и ее видов было обусловлено актуализацией идеологической идентичности. В условиях мобилизационного характера советского общества чужой практически всегда отождествлялся с врагом, преимущественно носи-

телем буржуазно-либеральных идей, хотя имели место и определенные его вариации. В России в эпоху позднего модерна, как показывает исследование О.М. Шевченко, наиболее распространенными проявлениями ксенофобии стали русофобия, мигрантофобия, кавказофобия, синофобия.

Н.А. Голубева в рамках докторского исследования «Диссиммет-рическая концепция трансформации: онтологическое содержание» (09.00.01 - онтология и теория познания) на основе разработанного ею метода диссимметрического анализа предложила оригинальную интерпретацию онтологизации диссимметрии как условия индивидуальных явлений; выделила типы диссимметрии (статичный и процессуальный); ввела понятие демокритовского диссимметрического объекта и выявила методологический смысл понятий «диссимметрия», «дисси-зомерия», «диссполиморфизм». В рамках разработанной ею диссим-метрической концепции трансформация предстает как направленный процесс, обусловленный формообразующим влиянием диссимметрии. Диссимметрическая трансформация, согласно концептуальным положениям данной диссертации, органично встроена в структуру бытия и представляет собой качественное необратимое изменение объекта (системы), совершающееся под воздействием факторов («агентов»), продуцирующих нарушение симметрии в открытых системах. Концептуальное отличие диссимметрической концепции трансформации от философской теории, раскрывающей механизм развития объекта -диалектики - определяется, по мнению автора диссертации, нейтральностью трансформаций по отношению к направлению изменений, поскольку трансформации часто связаны с отклонениями в системе, не имеющими четко выраженного прогрессистского оттенка (к примеру, явления неотении, атавизмы).

Докторские диссертации по социологии (специальность 22.00.04 -социальная структура, социальные институты и процессы) защитили в 2014 году Ю.И. Исакова («Гражданский контроль в российском обществе: институциональные возможности становления в условиях модернизации»), Е.М. Куликов («Слухи как элемент сетевой коммуникации в интернет-пространстве современной России»), Е.В. Каргаполова («Развитие социокультурного потенциала современного российского региона в условиях институциональных изменений»), Н.А. Скобелина («Институционализация общественных движений в российском обществе конца ХХ - начала XIX века (социологический анализ)»).

Определив в качестве основной цели диссертационного исследования разработку социологической концепции гражданского контроля

в современном российском обществе, становления его институтов и повышения их функциональности в условиях модернизации, Ю.И. Исакова взяла за основу неоклассическую научную метапарадигму, и в этом методологическом ключе ею концептуализировано понятие «гражданский контроль» и представлено авторское понимание данного явления; определены условия становления институтов гражданского контроля в России в контексте социетальной трансформации и противоречий перехода к демократическим отношениям и причины и проявления генерирующей роли государства в создании институтов гражданского контроля, в том числе институтов провластной социально-политической ориентации; определены институциональные возможности гражданского контроля Общественной палаты как общественно-государственной структуры, призванной осуществлять контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, которые на данный момент не трансформировались в реальность, и данная структура, оставаясь во многом проправительственной организацией, не стала площадкой для подлинного диалога между гражданским обществом и государством в современной России; выявлены перспективы становления гражданского контроля и повышения его функциональности в российском социуме в контексте перехода к партнерской модели как наиболее реальной с учетом выявленной патерналистской специфики функционирующих институтов гражданского контроля в России и определены условия реализации данной модели, основным из которых выступает формирование гражданственности как индикатора гражданского общества и его воспроизводства в рамках развития системы гражданского воспитания.

Е.М. Куликов в своей работе поставил цель выявить факторы внешней и внутренней среды системы массовой коммуникации, позволяющие слухам адаптироваться к условиям сети Интернет, определить социальные последствия виртуализации слухов. В ходе ее реализации диссертантом были получены результаты, характеризующиеся приращением научного знания в исследуемой предметной области. Наиболее значимые из них, на наш взгляд, заключаются в следующем: предложена авторская концепция системы массовой коммуникации современного российского общества, а слухи в интернет-пространстве изучены как интегральный элемент системы; даны авторские варианты трактовки понятия «слух» (в узком и широком смысле) с учетом развития коммуникативных технологий и виртуализации слухов в начале XXI в.; представлена авторская типология слухов на основе такого критерия, как место их локализации: устная коммуникация (межлич-

ностная и групповая), традиционные СМИ, глобальная компьютерная сеть Интернет (интернет-СМИ, форумы, чаты, блоги и т. д.); обосновано авторское концептуальное видение процесса интеграции слухов в коммуникационные системы общества, начиная с периода зарождения печатных СМИ до появления глобальной компьютерной сети Интернет; предложена авторская модель предвидения и противостояния слухам в глобальной сети Интернет; впервые в научной литературе проанализирован методический потенциал контент-анализа как инструмента социологического мониторинга слухов в Интернете, а также осуществлен контент-анализ интернет-ресурсов на предмет поиска слухов об угрозе терактов в Краснодарском крае в 2010 г. Полученные Е.М. Куликовым выводы и результаты исследования базируются на солидной эмпирической базе, которая представлена рядом авторских исследований в 2007-2011 гг., проведенных на базе Кубанского государственного университета (выборка данных исследований, проведенных в Краснодарском крае, составила 2 574 человека).

Региональная специфика России и повышение значимости регионального фактора в ее социокультурном, экономическом, политическом развитии привлекают пристальное внимание к диссертации Е.В. Карга-половой, в которой в рамках полипарадигмального социологического подхода и с использованием широкого массива эмпирических данных, в том числе полученных в ходе проведения авторских социологических исследований в Астраханской области, были получены результаты, среди которых в качестве авторских достижений можно считать разработку авторского методологического конструкта исследования региона, который с позиций полипарадигмального подхода интерпретируется диссертантом как иерархически структурированная властными институтами часть социального пространства в единстве интегрирующих и дифференцирующих тенденций. Такой подход, по мнению автора, расширяет возможности исследования процесса трансформации региона в условиях институциональных изменений. В рамках непосредственного практического анализа изучаемой проблемы был исследован социокультурный потенциал Астраханской области, который, по оценке диссертанта, отличается неустойчивостью и тенденцией к ее росту в связи с сохраняющейся тенденцией неэффективного использования ресурсов и возможностей социокультурного развития данного региона. Но этим критическим анализом автор диссертации не ограничился и предложил ряд мер по повышению социокультурного потенциала Астраханской области за счет активизации социальной политики, повышения соли-

дарности жителей данного региона, а также уровня региональной и общероссийской идентичности и др.

Очень важным для социологической науки и социальной практики в современной российской реальности представляется диссертационное исследование Н.А. Скобелиной, которая, поставив перед собой цель, связанную с разработкой концепции институционализации общественных движений как неотъемлемого элемента социального развития, опираясь прежде всего на методологию неоинституционального подхода, пришла к выводу о том, что современные общественные движения предстают не как стихийная форма коллективного поведения, а как институционализированные практики, характеризующиеся организованностью и устойчивостью. С позиций неоинституциона-лизма диссертант обосновывает идею о том, что динамика общественных движений происходит в условиях институциональных изменений, трансформации правил и норм, формальных и неформальных ограничений. Общественные движения, по мнению автора, развиваются в институциональной среде, которая и определяет перспективы и возможности их динамики, и, основываясь на этом положении, Н.А. Скобели-на предлагает свою классификацию российских движений, выделив три группы: 1) движения, основанные на инициативе, идущей снизу, имеющие ограниченные возможности для развития и отличающиеся неустойчивыми связями; 2) движения, созданные сверху по инициативе власти, имеющие достаточные ресурсы и возможности для развития со стабильными социальными связями; 3) движения комбинированного типа. Данное докторское исследование также базируется на очень серьезной эмпирической базе, представленной комплексом исследований, проводившихся при непосредственном участи и под руководством диссертанта в Волгограде на протяжении почти десяти лет.

Только одна докторская диссертация была защищена в 2014 г. по специальности 14.02.05 - социология медицины. Ею мы и завершим обзор диссертационных исследований, защищенных на Юге России по философским и социологическим наукам в прошедшем году. Автор диссертации «Теория, методология и практика анализа социально детерминированных рисков здоровью населения» Н.А. Лебедева-Несевря на основе полипарадигмального подхода разработала концепцию социально детерминированных рисков здоровью населения и в ее рамках предложила понятийный аппарат исследования, схему системного анализа социально детерминированных рисков здоровью населения, алгоритм и методы оценки этих рисков, а также особенностей их восприятия. Многие из предложенных методов и алгоритмов были авто-

ром апробированы в ходе подготовки диссертационного исследования и проведения авторских эмпирических исследований в Пермском крае, как и система поддержки принятия решений в сфере управления социально детерминированными рисками здоровью.

Итак, теоретический поиск российских ученых, защитивших свои докторские диссертации на Юге России, представлен разнообразной палитрой тем, поднимаемых проблем, большая часть которых в той или иной степени связана с исследованием трансформационных, институциональных изменений в современном российском обществе и их проявлений в духовной, межнациональной, этнокультурной, общественно-политической и других сферах, что и обусловило активное применение неоинституциональной научной парадигмы как наиболее адекватной для обоснования российской специфики изучаемых явлений и разрабатываемых в пространстве их изучения мер и стратегий общественного развития. Популярным, судя по защищенным диссертациям, является также полипарадигмальный подход, потенциал которого весьма неоднозначно оценивается российскими учеными, призывающими к поиску новых подходов и методов интерпретации социальных процессов и явлений, без чего любая наука не может развиваться [10, с. 11]. В этом плане методологический интерес представляют размышления А.В. Тихонова, полагающего, что стратегией развития социологии может стать синтез социологии жизни и деятельно-стно-активистского подхода, в то время как С.А. Кравченко обращает внимание на идеи «рефлексивной социологии», методологически ориентирующие исследователя на изучение трансформаций рефлексивности социальных акторов, а А.В. Шкурко акцентирует внимание на методологических возможностях синтеза нейрофизиологического и социологического объяснений [6, с. 142; 8].

Актуален также поиск новых тем, терминов, и в этом контексте нельзя не отметить, как позитивный опыт, удачно введенную в пространство социальной философии категорию «духовная люмпенизация» Д.В. Филюшкиной. Думается, что успехом может увенчаться научный поиск в пространстве социально-философского и социологического осмысления новых явлений и процессов в современном динамично меняющемся обществе, инноваций и квазиинноваций, симуляк-ров и фантомов, антиномий как характеристик общественного сознания, а также самого общества в контексте изменяющих его облик, а во многом и природу, информационных и коммуникативных технологий. Прогностический потенциал гуманитарной науки позволяет на уровне научной рефлексии заглядывать в будущее и выстраивать такие его

теоретические конструкты на основе выявляемых тенденций в настоящем, которые при определенных условиях могут стать реальностью - позитивной, если речь, к примеру, идет о концепции креативного общества (Ю.Г. Волков [3, с. 202-213]), или негативной, если «мусорная культура» (О.Н. Яницкий [11, с. 418-440]), к примеру, станет основным ресурсом социокультурного воспроизводства общества.

Более чем серьезные проблемы, стоящие сегодня перед российской системой управления, обусловливают пристальный интерес к научным разработкам по управленческой проблематике. Но докторские исследования по социологии управления на Юге России достаточно редки. В 2014 г. их и вовсе нет в списке защищенных диссертаций при всем том, что, как пишет Ж.Т. Тощенко, социология «шагнула в сферу управления», преодолев границы чисто научной сферы и изменив тем самым свое место в жизни общества [10, с. 10]. Остро стоящие проблемы в сфере социального управления должны привлечь внимание социологов к аналитическому и объяснительному потенциалу социологической диагностики как основы социального программирования и социального проектирования [5, с. 30].

Столь же серьезные надежды на преобразующую роль социологической науки в области здравоохранения связаны с социологией медицины, в рамках которой аккумуляция теоретических инноваций в области исследования динамики и последствий общественных изменений в современном социуме может стать источником новых идей, связанных с улучшением социального здоровья и изменением отношения к самой жизни в самом широком социальном контексте.

Одним словом, инновационное общество нуждается в столь же инновационном подходе к его изучению, но формат диссертационного исследования обязывает самым внимательным образом соблюдать квалификационные рамки и параметры, принципы и ограничения, которые в определенной степени выступают преградой для разработки инновационного диссертационного исследования. Одно из этих ограничений связано с обязательным наличием у официального оппонента публикаций по теме диссертации в рецензируемых научных изданиях за последние 5 лет, что может блокировать желание заниматься неизведанным, новым, не имеющим никакой степени научной разработанности. Может ли на таких основаниях развиваться наука? Вероятно, нужна корректировка инноваций в области аттестации научных кадров с тем, чтобы проложить дорогу научным инновациям.

В заключение статьи хотелось бы заранее принести свои извинения на тот случай, если не все работы стали предметом анализа в дан-

ной статье или не попали в спектр нашего внимания при всем том, что при сборе информации о защищенных диссертациях по философским и социологическим наукам на Юге России мы постарались максимально учесть представленные в сети диссертационных советов и образовательных учреждений, на базе которых они функционируют, диссертационные материалы. Мы надеемся, что представленная в концептуальном и содержательном русле журнала «Гуманитарий Юга России» статья станет источником дополнительной информации для соискателей ученых степеней и их научных руководителей (консультантов) о тенденциях и потенциале развития научных направлений в области социологической и философской науки и позволит лучше ориентироваться при выборе тем для будущих диссертационных исследований, их успешной разработки с опорой на научные традиции и потенциал региональных научных школ, а также диктуемые стремительно меняющейся социальной реальностью потребности науки и общества в глубоком социально-философском и социологическом осмыслении новых явлений и процессов. Социальная философия и социология призваны дать ответы на самые актуальные вопросы современной, постоянно становящейся социальной реальности [7, с. 78-98], но эти вопросы, прежде чем давать на них ответы, надо поставить, сформулировать на концептуальном уровне, что и составляет, на наш взгляд, сущность поиска инновационных идей в системе социально-философского и социологического знания.

Литература

1. Верещагина А.В. Диссертационный совет Д 212.208.01 в 2012 году: научные инновации и практики применения // Гуманитарий Юга России. 2013. № 3. С. 155-166.

2. Верещагина А.В. Новые требования Высшей аттестационной комиссии РФ к защите диссертаций // Гуманитарий Юга России. 2014. № 1. С. 158-165.

3. Волков Ю.Г. Креативное общество как цель российской модернизации // Новые идеи в социологии. М., 2013. 479 с.

4. Волков Ю.Г. Новое о защите диссертации. Ростов н/Д., 2014. 140 с.

5. Волков Ю.Г. Концептуализация социологического диагноза: теоретическая рефлексия // Гуманитарий Юга России. 2014. № 4. С. 29-38.

6. Дюжиков С.А., Верещагина А.В., Лубский А.В., Попов А.В. Рецензия на кн.:

References

1. Vereshchagina A.V. Dissertatsionnyi sovet D 212.208.01 v 2012 godu: nauchnye innovatsii i praktiki primeneniia // Gumanita-rii Iuga Rossii. 2013. № 3. S. 155-166.

2. Vereshchagina A.V. Novye trebova-niia Vysshei attestatsionnoi komissii RF k zashchite dissertatsii // Gumanitarii Iuga Rossii. 2014. № 1. S. 158-165.

3. Volkov Iu.G. Kreativnoe obshchestvo kak tsel' rossiiskoi modernizatsii // Novye idei v sotsiologii. M., 2013. 479 s.

4. Volkov Iu.G. Novoe o zashchite dissertatsii. Rostov n/D., 2014. 140 s.

5. Volkov Iu.G. Kontseptualizatsiia sot-siologicheskogo diagnoza: teoreticheskaia refleksiia // Gumanitarii Iuga Rossii. 2014. № 4. S. 29-38.

6. Diuzhikov S.A., Vereshchagina A.V., Lubskii A.V., Popov A.V. Retsenziia na kn.:

Новые идеи в социологии: монография / отв. ред. Ж.Т. Тощенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 479 с. // Гуманитарий Юга России. 2013. № 2. С. 140-146.

7. Кравченко С.А. Динамика современных социальных реалий: инновационные подходы // Новые идеи в социологии. М., 2013. 479 с.

8. Лубский А.В. Книжное обозрение. Рецензия на монографию «Новые идеи в социологии» // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2014. № 1. С. 215-223.

9. Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной информационной системе государственной научной аттестации» от 18 ноября 2013 г. № 1035.

10. Тощенко Ж.Т. Новые тенденции в развитии российской социологии // Новые идеи в социологии. М., 2013. 479 с.

11. Яницкий О.Н. «Мусорная культура» // Новые идеи в социологии. М., 2013. 479 с.

Novye idei v sotsiologii: monografiia / otv. red. Zh.T. Toshchenko. - M.: IuNITI-DANA, 2013. - 479 s. // Gumanitarii Iuga Rossii. 2013. № 2. S. 140-146.

7. Kravchenko S.A. Dinamika sovre-mennykh sotsial'nykh realii: innovatsionnye podkhody // Novye idei v sotsiologii. M., 2013. 479 s.

8. Lubskii A.V. Knizhnoe obozrenie. Retsenziia na monografiiu «Novye idei v sotsiologii» // Vestnik Moskovskogo universite-ta. Seriia 18. Sotsiologiia i politologiia. 2014. № 1. S. 215-223.

9. Postanovlenie Pravitel'stva Ros-siiskoi Federatsii «O federal'noi informat-sionnoi sisteme gosudarstvennoi nauchnoi attestatsii» ot 18 noiabria 2013 g. № 1035.

10. Toshchenko Zh.T. Novye tendentsii v razvitii rossiiskoi sotsiologii // Novye idei v sotsiologii. M., 2013. 479 s.

11. Ianitskii O.N. «Musornaia kul'tura» // Novye idei v sotsiologii. M., 2013. 479 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.