УДК 378.4 © 2015 г.
Н.Г. Скворцов
РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В РАЗВИТИИ РЕГИОНА: СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ
Скворцов Николай Генрихович - доктор социологических наук, профессор, декан факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург, e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье отмечается, что университет является неотъемлемой частью локальной, национальной и глобальной общественных систем. Делается вывод о том, что сложные региональные социально-экономический и политический контексты, в рамках которых формируется и функционирует университет, обусловливают необходимость вырабатывать стратегии своего развития с учетом особенностей взаимодействия с территориальными органами власти различного уровня, местным сообществом и другими. Выявляются формы социального участия университета в жизни региона.
Исследуется роль федеральных университетов как ведущих исследовательских центров и лидеров образования и науки в своих федеральных округах. Отмечается необходимость развития системы образования и науки в соответствии с экономикой и социальной сферой федеральных округов. Анализируются программы развития всех федеральных университетов, ориентированные на решение проблем региона.
Ключевые слова: наука, образование, университет, регион, общество.
Роль и значение современного университета не сводится к выполнению им двух своих традиционных функций - образовательной и научно-исследовательской. Университет вовлечен в экономическую, социальную, культурную жизнь своего города и региона и в этом качестве выполняет то, что принято называть третьей ролью, третьей мис-
сией, социальной вовлеченностью, социальным участием университета и т.п. Иначе говоря, наряду с реализацией образовательных программ и выполнением научно-исследовательской работы университеты призваны выполнять ряд важнейших задач по развитию территории, к которой он принадлежит и на которой находится.
Университет не существует отдельно от социума. Он является неотъемлемой частью локальной, национальной и глобальной общественных систем. Сложные региональные социально-экономический и политический контексты, в рамках которых формируется и функционирует университет, обусловливают необходимость вырабатывать стратегии своего развития с учетом особенностей взаимодействия с территориальными органами власти различного уровня, местным сообществом и другими региональными стейкхолдерами [1-3].
Следует отметить, что в советской системе образования, существовавшей в условиях планового хозяйства, осуществление высшими учебными заведениями своих, так сказать, «региональных функций» было достаточно развитым и очевидным. Вузы готовили для своих городов и областей специалистов необходимых профессий и квалификаций, активно вели на предприятиях работы по хоздоговорной тематике и т.д. Однако в 90-е гг. вузам, решавшим проблемы своего выживания, стало не до обслуживания региональных потребностей: от подготовки кадров преимущественно инженеров и технологов институты и университеты повально перешли к обучению бухгалтеров и юристов, а хоздоговорные НИРы с местными предприятиями и организациями остались в прошлом.
Социальное участие в жизни региона как функция современного российского университета осуществляется по ряду направлений:
- вклад университета как крупного работодателя в региональное развитие. Университет повышает уровень занятости населения территории за счет создания как рабочих мест непосредственно в самом университете, так и новых структур в результате расширения функций современного университета (технопарки, спин-офф-компании и т.д.);
- участие университета в экономическом развитии региона через реализацию его научного потенциала. В первую очередь речь идет о трансфере технологий: создание научных парков, инкубаторов, система патентования изобретений, оказание консультационных услуг и т.д.;
- удовлетворение потребностей населения региона в услугах высшего образования, укрепление системы высшего образования с региональным рынком труда. Это предполагает осуществление профессионального обучения, включая профессиональную подготовку и непрерывное дополнительное образование. Это вклад университета в че-
ловеческие ресурсы, который предполагает формирование разнообразного и гибкого предложения образовательных услуг, учитывающего потребности региональных работодателей и сообществ, увеличение объема и разнообразия предлагаемых образовательных услуг, расширение возможностей получения высшего образования для социально уязвимых слоев населения [4, 5].
Таким образом, современный крупный университет работает на регион, оказывая значительное влияние на его развитие. В целом, это влияние выражается в следующих основных формах:
- вклад университета в региональную экономику (образовательная деятельность и исследования; расходы, связанные с проживанием студентов, и т.д.);
- участие в решении проблемы занятости населения региона (территории) (университет - крупный работодатель, центр привлечения высококвалифицированной рабочей силы; университет обеспечивает сравнительную стабильность занятости по сравнению с другими организациями и предприятиями; выпускники университета, как правило, устраиваются на работу в своем регионе);
- развитие научно-образовательного и инновационного потенциала региона;
- вклад университета в повышение производительности труда в регионе;
- положительное влияние университета на развитие социальной обстановки в регионе (участие ППС и студентов в программах здравоохранения, благотворительности (студенческое добровольчество и т.д.), толерантности и т.д. ).
Федеральные университеты - ведущие университеты и исследовательские центры, лидеры образования и науки в своих федеральных округах.
Развитие системы образования и науки в соответствии с экономикой и социальной сферой федеральных округов. Создавались на основе объединения нескольких университетов региона1:
- Сибирский федеральный университет (Красноярск);
- Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону);
- Балтийский федеральный университет им. И. Канта (Калининград);
- Дальневосточный федеральный университет (Владивосток);
- Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань);
1 В РФ - 9 ФО (Центральный, Южный, Северо-Западный, Дальневосточный, Сибирский, Уральский, Приволжский, Северо-Кавказский, Крымский).
- Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского (Симферополь);
- Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова (Архангельск);
- Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммо-сова (Якутск);
- Северо-Кавказский федеральный университет (Ставрополь);
- Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург).
Миссия федеральных университетов, определенная Концепцией создания и государственной поддержки федеральных университетов (2011 г.), делает их ответственными за превращение этих вузов в центры регионального развития, одновременно ориентируя их на достижение прорывных научно-исследовательских целей и выход на достойные позиции в глобальных рейтингах. Известный исследователь вопросов роли университетов в региональном развитии О.В. Перфильева (НИУ - ВШЭ) отмечает: «Таким образом, по отношению к своему внешнему окружению федеральные университеты занимают двойственное положение: располагая статусом высшего учебного заведения федерального значения, с одной стороны, с другой - университеты остаются встроенными в региональную систему отношений, сохраняя связи, сложившиеся у каждого из вошедшего в консорциум университета до момента объединения».
Действительно, если взглянуть на программы развития федеральных университетов, мы увидим, что они ориентированы в первую очередь на достижение показателей, не сводимых к региональному уровню. Но при этом в них абсолютно четко вырисовываются региональные и макрорегиональные профили и задачи. (Федеральный округ - как сказано в программе развития Южного федерального университета - это макрорегион).
Одним из важных индикаторов «региональной идентичности» являются определенные каждым федеральным университетом основные направления научных исследований: насколько научно-исследовательская и инновационная деятельность вуза направлена на решение региональных задач.
Программы развития всех федеральных университетов ориентированы на решение проблем региона (макрорегиона).
Роль и использование социально-гуманитарного знания, производимого университетами, в развитии регионов. Насколько задействованы эти сегменты науки в выполнении университетами своей социальной функции? Что предлагают университеты своим регионам в
этом направлении? Что инвестируют социально-гуманитарные науки в развитие регионов?
Приоритетные направления программ развития федеральных университетов в области социально-гуманитарных наук:
ЮФУ: гуманитарные технологии и модели развития человеческого капитала и толерантных социоэкономических сообшеств в поли-этничном регионе России.
СФУ: развитие человеческого капитала, социокультурные исследования проблем сохранения северных этносов.
БФУ: социальные изменения и социально-гуманитарные технологии.
ДВФУ: развитие программ подготовки высококвалифицированных экономистов, менеджеров, юристов, педагогов и формирование центра компетенций по обучению русскому языку, восточным языкам и межкультурным коммуникациям.
СКФУ: конфликтология, кавказоведение, культуры и традиции народов Северного Кавказа, этнодемографические процессы.
СВФУ: сохранение и развитие культуры народов Арктики - языки и культуры, формирование практики междисциплинарных гуманитарных исследований и создание культурно-образовательной среды для арктических циркумполярных территорий.
УрФУ: социально-политические и гуманитарные исследования и технологии.
САФУ: социально-гуманитарная сфера европейского Севера России и Арктики.
МГУ:
- духовно-нравственные ценности, язык, сознание и культура как основа консолидации российского общества;
- социальные основы и механизмы модернизации и инновационного развития России.
СПбГУ: социальные исследования и технологии:
- изучение социальных процессов (в том числе на базе Центра социологических и интернет-исследований), их общественно-экономических следствий и правоприменительной практики;
- выработка рекомендаций для решения перспективных задач в области социальной и демографической политики, образования и науки, а также для обеспечения межнационального согласия;
- разработка научно обоснованных требований и стандартов для создания современной социальной среды в российских регионах, городах и малонаселенных пунктах;
- разработка проблем новой географии экономического роста и рынка трудовых ресурсов;
- создание новых и адаптация лучших образцов существующих социальных технологий для достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации.
Механизмом инвестирования социально-гуманитарного знания в развитие регионов является в первую очередь исполнение университетом одной из своих основных функций (основных направлений уставной деятельности) - экспертной деятельности.
В СПбГУ экспертная деятельность активно стала развиваться с 2009 г. Статья 22 устава СПбГУ: «Санкт-Петербургский университет выполняет функции экспертного учреждения для Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации» [6].
Виды экспертной деятельности (в отношении региона - СПб, Ленинградской области, СЗФО).
Нормативная основа: договоры о сотрудничестве и совместной деятельности между СПбГУ и СПб, СПбГУ и Ленобластью.
Экспертиза:
- правовая (юридические документы, акты), культурно-историческая экспертиза (археология), тестирование трудовых мигрантов;
- программы социального экономического развития (Псков);
- программы решения социокультурных проблем, региональные программы правительства СПб по гармонизации межэтнических отношений и формированию толерантного сознания;
- социологические исследования как экспертный инструмент, а их результаты - основа управленческих решений.
В таблице систематизированы формы социально-гуманитарного участия университета в жизни региона.
Формы социально-гуманитарного участия университета
в жизни региона
Формы участия Участники Партнеры Механизмы взаимодействия
Экспертиза социально-экономического развития региона НИИ, научные центры, кафедры Администрация, научные фонды, институты РАН Реализация научно-исследовательских проектов, учитывающих потребности региона
Окончание таблицы
Формы участия Участники Партнеры Механизмы взаимодействия
Взаимодействие с профессиональными общественными организациями Ректоры, общественные связи Союзы ректоров, профессиональные союзы и ассоциации, общественные советы по различным социальным вопросам, студенческие и молодежные организации школы, ассоциации работодателей, гражданские ассамблеи Участие в разработке и влияние на принятие законодательных норм регионального развития, нормотворчество через выпускников, создание ассоциаций, разработка планов и программ развития, создание классов подготовки абитуриентов, организация тренингов и курсов повышения квалификации для занятого и незанятого населения
Взаимодействие в рамках воспитательной и социальной работы Студенческие и профсоюзные комитеты, центры развития карьеры Региональные администрации, областные комитеты профсоюзов, городские советы, областные комитеты по молодежной политике, другие вузы ФО, региональные СМИ, коммерческие структуры города, региональные предприятия Организация акций, развитие волонтер-ства, организация и проведение обучающих семинаров и конференций для студентов, организация и соорганиза-ция конкурсов, фестивалей для студентов, организация студенческих отрядов
Литература
1. Аникеев А.А. Магистерская подготовка гуманитариев в университетах Северного Кавказа // Гуманитарий Юга России. 2014. № 4.
2. Герасимов Г.И., Лубский А.В. Диалог о познавательно-развивающей парадигме высшего образования // Гуманитарий Юга России. 2014. № 2.
3. Морозов А.В., Воденко К.В., Шар-ков И.Г. Взаимодействие образования и религии как фактор формирования духовной безопасности в современном российском обществе // Гуманитарий Юга России. 2015. № 1.
References
1. Anikeev A.A. Magisterskaia podgotovka gumanitariev v universitetakh Severnogo Kavkaza // Gumanitarii Iuga Rossii. 2014. № 4.
2. Gerasimov G.I., Lubskii A.V. Dialog o poznavatel'no-razvivaiushchei paradigme vysshego obrazovaniia // Gumanitarii Iuga Rossii. 2014. № 2.
3. Morozov A.V., Vodenko K.V., Shar-kov I.G. Vzaimodeistvie obrazovaniia i religii kak faktor formirovaniia dukhovnoi bezopas-nosti v sovremennom rossiiskom obshchestve // Gumanitarii Iuga Rossii. 2015. № 1.
4. Осипов А.М. Социология образования в России: «работа над ошибками» в начале XXI века // Высшее образование в России. 2009. № 9.
5. Скворцов Н.Г. Социально-гуманитарные знания и современность // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 3.
6. Скворцов Н.Г. Социология и социологическое образование в Санкт-Петербургском университете: традиции современность // Социс. 2005. № 8.
4. 08\роу А.М. 8о18ю1о§па 0Ьга20уаппа V Rossii: «rabota nad oshibkami» V паЛа1е КЬКЫ уека // УуББЬее 0Ьга20уап1е V ЯОББП. 2009. № 9.
5. Зкуо^оу N.0. 8о1в1а1'по-§ишап11агпуе 2папиа 1 sovгemennost' // Бо1-81а1'по-§ишап11агпуе 2папИа. 2013. № 3.
6. $>куоП8о\ N.0. Sotsio1ogiia 1 sotsio1o-§1еЬеБкое oЬгazovanie V Sankt-
и Peterburgskom univeгsitete: tгaditsii i sovre-шеппоБ^ // Sotsis. 2005. № 8.