Научная статья на тему 'Роль социально-гуманитарного образования в решении проблем социокультурной интеграции в республике Крым'

Роль социально-гуманитарного образования в решении проблем социокультурной интеграции в республике Крым Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / SOCIO-CULTURAL INTEGRATION / СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIAL AND HUMANITARIAN EDUCATION / СОЦИАЛЬНОЕ УЧАСТИЕ УНИВЕРСИТЕТА / SOCIAL PARTICIPATION OF THE UNIVERSITY / ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ / DEVELOPMENT PROGRAMS OF FEDERAL UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скворцов Николай Генрихович

В статье рассматривается миссия университетов Крыма в реализации программы социокультурной интеграции региона. Особое место уделено анализу роли социальногуманитарного знания и образования для решения интеграционных задач. Обосновывается необходимость подготовки в Крымском федеральном округе профессиональных социологов и реализации образовательных программ по социологии на базе Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скворцов Николай Генрихович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SOCIAL AND HUMANITARIAN EDUCATION IN SOLVING THE PROBLEMS OF SOCIO-CULTURAL INTEGRATION IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

The article deals with the mission of the universities of Crimea in the implementation of the program of socio-cultural integration of the region. A special place is given to the analysis of the role of social and humanitarian knowledge and education for solving integration problems. The need for training in the Crimean Federal District of professional sociologists and the implementation of educational programs in sociology in V.I. Vernadsky Crimean Federal University.

Текст научной работы на тему «Роль социально-гуманитарного образования в решении проблем социокультурной интеграции в республике Крым»

УДК 316; 378

DOI 10.23683/2227-8656.2018.4.2

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ

ИНТЕГРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ1

Скворцов Николай Генрихович

Доктор социологических наук, профессор, декан факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: n.skvortsov@spbu.ru

В статье рассматривается миссия университетов Крыма в реализации программы социокультурной интеграции региона. Особое место уделено анализу роли социально-гуманитарного знания и образования для решения интеграционных задач. Обосновывается необходимость подготовки в Крымском федеральном округе профессиональных социологов и реализации образовательных программ по социологии на базе Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского.

THE ROLE OF SOCIAL AND HUMANITARIAN EDUCATION IN SOLVING THE PROBLEMS OF SOCIO-CULTURAL INTEGRATION IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

Nikolay G. Skvortsov

Doctor of Sociological Sciences, Professor, Dean, Faculty of Sociology, St. Petersburg State University, Saint. Petersburg, Russia, email: n.skvortsov@spbu.ru

The article deals with the mission of the universities of Crimea in the implementation of the program of socio-cultural integration of the region. A special place is given to the analysis of the role of social and humanitarian knowledge and education for solving integration problems. The need for training in the Crimean Federal District of professional sociologists and the implementation of educational programs in sociology in V.I. Vernadsky Crimean Federal University.

1 В основе статьи - выступление автора на I Крымском социологическом форуме «Состояние и проблемы социокультурной интеграции Крыма в Россию» (Симферополь, 2729 мая 2018 г.).

Ключевые слова: социокультурная интеграция; социально-гуманитарное образование; социальное участие университета; программы развития федеральных университетов.

Keywords: socio-cultural integration; social and humanitarian education; social participation of the university; development programs of federal universities.

Одним из важнейших факторов социокультурной интеграции Крыма в Россию является развитие социально-гуманитарного образования в высших учебных заведениях республики. Однако это дело не только крымских университетов: это широкомасштабная задача государственного значения. В ее решении должны принимать участие и другие университеты страны. Университет не существует отдельно от социума, он является неотъемлемой частью локальной, национальной и глобальной общественных систем. Сложный региональный социально-экономический и политический контексты, в рамках которых формируется и функционирует университет, обусловливают необходимость вырабатывать стратегии своего развития с учетом решения ключевых задач, стоящих перед регионом и территорией.

На университеты, высшие учебные заведения возлагается особая миссия в реализации программ социокультурной интеграции Крыма. Важную роль в осуществлении этой миссии призваны играть социально-гуманитарное образование, социальные и гуманитарные науки.

В настоящее время на территории Республики Крым находится 10 высших учебных заведений, в которых в 2015 г. обучались 48,7 тыс. чел. (Режим доступа: http://crimea.gov.ru/lawmaking-activity/laws).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.08.2014 в Республике Крым создано федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского». В качестве базы для создания и развития Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского был утвержден перечень из 7 государственных образовательных организаций высшего образования, в том числе их структурных подразделений, и 7 научных организаций (Севастопольский государственный университет, также созданный в 2014 г., находится в г. Севастополе, являющемся субъектом Российской Федерации -городом федерального значения).

Роль и значение современного университета не сводятся к выполнению двух своих традиционных функций - образовательной и научно-исследовательской. Университет вовлечен в экономическую, социальную, культурную жизнь своего города, региона - а в случае федераль-

ного университета и всего федерального округа - и в этом качестве выполняет то, что принято называть третьей миссией, социальным участием университета и т.п. (См.: Перфильева, 2011). Иначе говоря, наряду с реализацией образовательных программ и выполнением научно-исследовательской работы университеты призваны выполнять ряд важнейших задач по развитию территории, к которой они принадлежат и на которой находятся.

Участие в жизни региона или округа как функция современного российского университета осуществляется по ряду важнейших направлений. Университеты участвуют в экономическом развитии территории через реализацию своего научного потенциала: инновационные разработки, трансфер технологий, создание и функционирование технопарков, малых инновационных предприятий, бизнес-инкубаторов, организация патентной деятельности, оказание консультационных услуг для бизнеса и т.п. Благодаря этому вносится вклад в решение проблемы занятости населения: появляются новые рабочие места, расширяется спектр возможностей на рынке труда, в первую очередь для молодежи. Университеты способствуют развитию человеческого капитала региона или федерального округа, не только удовлетворяя потребности молодежи в получении высшего образования, но и формируя рынок образовательных услуг в сфере дополнительного и непрерывного образования. Университет благотворно влияет на социальную обстановку (участие научно-педагогических работников и обучающихся в программах здравоохранения, добровольчества, благотворительности и т.п.). Наконец, крупные университеты, как правило, принимают участие в формировании и реализации стратегии развития территории, региона, федерального округа.

Всё это характеризует выполнение университетами, вузами не только образовательных и научно-исследовательских задач, но и своей третьей миссии - социального участия в развитии региона или целого округа. Третья миссия крымских вузов в первую очередь связана с решением проблем социокультурной интеграции Крыма.

Особая роль в решении задач социокультурной интеграции (Попов, 2017; Савченко, 2015) принадлежит социально-гуманитарному знанию. Развитие социально-гуманитарного образования в крымских вузах может и должно способствовать скорейшей интеграции Крыма в единое российское культурное пространство. Что могут инвестировать социально-гуманитарные науки, социально-гуманитарное образование в функционирование интеграционных механизмов?

Флагманом социально-гуманитарного образования в Крыму является Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского. Здесь сосредоточены главные силы гуманитариев и обществоведов. Поэтому, чтобы ответить на поставленные вопросы, следует обратиться к программе развития КФУ, обратив особое внимание на поставленные в ней задачи, связанные с социально-гуманитарными аспектами интегратив-ных процессов.

Анализ программ развития федеральных университетов России позволяет определенно сказать, что указанные в них приоритетные направления развития университетов напрямую связаны с актуальными потребностями регионов (округов) и ориентированы на их удовлетворение, в том числе в социальной, культурной и гуманитарной сферах. При этом программа каждого федерального университета отличается своими акцентами, своими особенностями. Так, в программе развития Южного федерального университета в качестве таких приоритетных направлений указаны «гуманитарные технологии и модели развития человеческого капитала и толерантных социоэкономических сообществ в полиэтническом регионе России», в программе развития Сибирского федерального университета - «развитие человеческого капитала, социокультурные исследования проблем сохранения северных этносов». Программа развития Дальневосточного федерального университета отмечает такие направления, как «развитие программ подготовки высококвалифицированных экономистов, менеджеров, юристов, педагогов и формирование центра компетенций по обучению русскому языку, восточным языкам и межкультурным коммуникациям»; в программе СевероКавказского федерального университета в качестве приоритетных направлений названы «конфликтология; кавказоведение, культуры и традиции народов Северного Кавказа; этнодемографические процессы». Направление «сохранение и развитие культуры народов Арктики» (языки и культуры, формирование практики междисциплинарных гуманитарных исследований и создание культурно-образовательной среды для арктических циркумполярных территорий) записано в программе развития Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова, а «изучение социально-гуманитарной сферы Европейского Севера России и Арктики» - в программе Северного (Арктического) федерального университета.

Обращение к программе развития Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского позволяет не только понять, какие задачи в части содействия социокультурной интеграции региона ставит перед собой университет, но и подумать, каким образом представители

социально-гуманитарного профиля из других университетов и регионов страны могли бы участвовать в их решении совместно с крымскими коллегами.

Программа, рассчитанная на период 2015-2024 гг., призвана способствовать решению стоящих перед регионом важнейших задач, среди которых «содействие интеграции населения в единое научно-образовательное и культурное пространство Российской Федерации; создание эффективной системы межкультурного и межконфессионального взаимодействия в регионе» (Режим доступа: http://cfuv.ru/programma-razvitiya-2).

Стратегическая цель развития КФУ определяется как «использование ресурсов и научно-образовательного потенциала университета для формирования единой системы непрерывного образования, интегрированной в общероссийское научно-образовательное пространство и способной решать практические задачи развития региона в стратегическом партнерстве с органами власти регионального и федерального уровней, академическим и бизнес-сообществом» (Там же).

Университет предполагает интеграцию научной и образовательной деятельности в рамках проведения исследований по приоритетным научным направлениям. Отметим, что в число этих направлений входят наряду с другими «гуманитарные, этнокультурные и педагогические исследования».

Программа ставит задачу «формирования активной гражданской позиции у обучающихся в университете, ориентированной на принципы исторической общности, патриотизма, обеспечения прав и свобод граждан, их интересов в условиях исторически сложившегося многообразия культур, равноправного развития государственных языков и других национальных языков в регионе, взаимообогащения и межнационального согласия, обеспечит условия для устойчивого развития региона» (Там же). Это естественно: Республика Крым представляет собой многонациональный и поликонфессиональный социум, проживающий в пределах уникального историко-культурного региона, сформировавшегося в результате длительной и богатой истории. Сочетание данной особенности с глубокой историко-культурной памятью местного населения является основой для сохранения и развития российской и крымской идентичности жителей Крыма.

Следует отметить, что отраженные в программе развития КФУ задачи гармонизации межэтнических отношений соответствуют основополагающим положениям проекта Концепции социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года (утверждена

Законом Республики Крым от 9 января 2017 г.), ставящей задачу разработки эффективных механизмов обеспечения межнационального согласия, сохранения гражданского мира в республике.

Очевидно, что фактически это сформулированные задачи для таких направлений социально-гуманитарного образования, реализуемого в КФУ, как история, лингвистика, археология, этнография, психология, педагогика, а также социология и политология. Подготовка грамотных, квалифицированных специалистов в этих областях, осуществляемая в тесной связи и на материале территории проживания, позволит интенсифицировать процессы социокультурной интеграции Республики Крым в Россию.

Формулируя задачи в области гуманитарных исследований, программа развития университета отмечает: «Комплекс гуманитарных исследований университета обеспечит сохранение и популяризацию истории и культуры всех народов Республики Крым и г. Севастополя. Традиции многообразных форм научных и культурных коммуникаций создадут в университете постоянно действующую площадку для проведения международных выставок, научных съездов, симпозиумов, конференций, научно-практических семинаров и летних школ» (Режим доступа: http://cfuv.ru/programma-razvitiya-2) .

Наконец, нельзя не сказать о роли социологического знания и социологического образования в интеграционном процессе. Представляется, что в настоящее время целесообразной и желательной была бы подготовка в КФУ профессиональных социологов. Университет мог бы приложить усилия для открытия программ по социологии и готовить дипломированных специалистов на своей базе. В период решения чрезвычайно сложных проблем интеграции и вопросов социального, экономического и культурного развития республики необходимо опираться на знание, которое может дать именно социологическая наука. Вот только некоторые из задач, сформулированных в Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, требующих участия социологов: анализ демографической ситуации, демографический прогноз, мониторинг мер осуществления политики демографической стабилизации, переход на систему управляемой миграции, поддержка аграрного расселения, обеспечение занятости населения в соответствии с потребностями экономики и личными мотивациями, разработка эффективных механизмов обеспечения межнационального согласия, сохранения гражданского мира в Республике Крым, предупреждение и оперативное урегулирование конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, создание си-

стемы мониторинга состояния межнациональных отношении и раннего предупреждения межнациональных конфликтов, предусматривающей возможность оперативного реагирования на конфликтные и предкон-фликтные ситуации в Республике Крым и т.д. (Режим доступа: http ://crimea. gov. ru/lawmaking-activity/laws).

Уже только перечисленные задачи говорят о необходимости участия социологов в решении программ интеграции, при этом социологов, понимающих специфику региона, живущих и работающих здесь. На самом деле задач, решение которых требует социологической экспертизы, гораздо больше. Это и определяет необходимость подготовки социологов на базе Крымского федерального университета. На сегодняшний день в стране из 10 федеральных университетов 9 занимаются подготовкой социологов, имеют образовательные программы по социологии. Пришло время подумать и о социологическом образовании в стенах КФУ.

Наверное, особенно на первых порах, потребуются методологическая, учебно-методическая и научная помощь и поддержка со стороны крупных центров социологического образования страны - Москвы, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга и др. Такая помощь, безусловно, будет оказана.

Литература

Перфильева О.В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестник международных организаций. 2011. № 1 (32). С. 133-144.

Попов М.Е. Политика социокультурной интеграции: основные теоретические подходы // Полис: Политические исследования. 2017. № 1. С. 99-115.

Программа развития ФГАОУ «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» на 2015-2024 годы. Режим доступа: http://cfuv.ru/programma-razvitiya-2.

Савченко И.А. Интеграция и коммуникация как векторы социокультурной динамики. М. : РИОР, Инфра-М, 2015.

Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года : приложение к Закону Республики Крым от 9 января 2017 г. № 352-ЗРК/2017. Режим доступа: http://crimea.gov.ru/lawmaking-activity/laws.

References

Perfilyeva, O.V. (2011). University and region: on the way to the realization of the third function. Vestnik mezhdunarodnykh organi-zatsiy, 1 (32), 133-144 (in Russian).

Popov, M.E. (2017). The policy of socio-cultural integration: the main theoretical approaches. Polis: Politicheskiye issledovaniya, 1, 99-115 (in Russian).

The program of development of Federal State Unitary Enterprise "Vernadsky Crimean Federal University" for 2015-2024 years (in Russian). Available at: http://cfuv.ru/ pro-gramma-razvitiya-2.

Savchenko, I.A. (2015). Integration and communication as vectors of socio-cultural dynamics. M.: RIOR, Infra-M. (in Russian).

Strategy of social and economic development of the Republic of Crimea until 2030: Annex to the Law of the Republic of Crimea of January 9, 2017 No. 352-ZRK/2017 (in Russian). Available at: http://crimea.gov.ru/ lawmaking-activity/law.

Поступила в редакцию

19 июня 201S г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.