Научная статья на тему 'Факторы возрождения традиционных ценностей в российском обществе'

Факторы возрождения традиционных ценностей в российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
580
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / СЕКУЛЯРНО-РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / TRADITIONAL VALUES / SECULAR-RATIONAL VALUES / CIVIL SOCIETY / SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS / RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковалев Валерий Валерьевич

Автором исследуются факторы возрождения традиционных ценностей в российском обществе. Обоснованы базовые параметры трансформации российского гражданского общества в современных социокультурных условиях. Выявлены и проанализированы сущность и ключевые факторы, определяющие развитие отечественных традиционных ценностей. Обоснована целесообразность применения традиционных ценностей как консолидирующей составляющей социальных отношений в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FACTORS OF REVIVAL OF TRADITIONAL VALUES IN RUSSIAN SOCIETY

The author studies the factors of the revival of traditional values in Russian society. The basic parameters of the transformation of Russian civil society in modem social and cultural conditions are substantiated. The essence and key factors that determine the development of domestic traditional values are identified and analyzed. The expediency of applying traditional values as a consolidating component of social relations in modem Russia is substantiated.

Текст научной работы на тему «Факторы возрождения традиционных ценностей в российском обществе»

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

УДК 316.752

DOI 10.23683/2227-8656.2018.5.13

ФАКТОРЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

THE FACTORS OF REVIVAL OF TRADITIONAL VALUES IN RUSSIAN SOCIETY

Ковалев Валерий Валерьевич

Соискатель кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: mr.val.kovalev@yandex.ru

Автором исследуются факторы возрождения традиционных ценностей в российском обществе. Обоснованы базовые параметры трансформации российского гражданского общества в современных социокультурных условиях. Выявлены и проанализированы сущность и ключевые факторы, определяющие развитие отечественных традиционных ценностей.

Обоснована целесообразность применения традиционных ценностей как консолидирующей составляющей социальных отношений в современной России.

Valeriy V. Kovalev

Post-graduate Student, Department of Theoretical Sociology and Methodology of Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-don, Russia, e-mail: mr.val.kovalev@yandex.ru

The author studies the factors of the revival of traditional values in Russian society. The basic parameters of the transformation of Russian civil society in modern social and cultural conditions are substantiated. The essence and key factors that determine the development of domestic traditional values are identified and analyzed.

The expediency of applying traditional values as a consolidating component of social relations in modern Russia is substantiated.

Ключевые слова: традиционные ценно- Keywords: traditional values; secular-rational сти; секулярно-рациональные ценности; values; civil society; social and cultural condi-гражданское общество; социокультурные tions; Russian Federation. условия; Российская Федерация.

Введение

В настоящее время Российская Федерация переживает один из наиболее важных периодов в своей истории. Сегодня можно с уверенностью говорить о невозможности построения в современном российском обществе демократической системы и гражданского общества западного образца.

Стихийная демократизация России в 1990-е гг. привела к значительному ухудшению материального положения россиян и породила феномен социальной незащищенности в нашей стране. Как показывает исторический опыт, в таких условиях развитие гражданского общества на социокультурном, институциональном и ментальном уровнях затрудняется за счет того, что не является базовой потребностью граждан. Ценности, ориентированные на выживание, будут доминировать над ценностями, обеспечивающими самовыражение и самореализацию граждан.

Это позволяет нам рассматривать современную российскую модель трансформации гражданского общества как самодостаточный феномен, во многом отличный от западных параметров, а потому впи-

W W ТЛ

санный в систему возрождающихся традиционных ценностей. В связи с этим следует выдвинуть положение о том, что в данной модели создается такой уровень гражданской культуры, при котором развитие большинства институтов гражданского общества (за исключением церкви) имеет минимальную для российского общества ценность.

Сегодня россияне, как никогда раньше, нуждаются в национальном единстве и общенациональной идее, которые бы выполняли функцию консолидации российского общества, сложносоставного в этническом и конфессиональном плане.

В этих условиях именно возрождение таких традиционных ценностей, как патриотизм, патернализм и соборность, будет способствовать укреплению российского народа перед внешнеполитическими угрозами и успешному развитию страны, что обусловило актуальность заявленной темы.

Проблема возрождения традиционных ценностей в российском обществе в настоящее время активно изучается в науке и носит междисциплинарный характер.

Как показал анализ научной литературы, недостаточно внимания уделяется комплексному исследованию традиционных ценностей в качестве основы для развития гражданского общества в современной России.

По этой причине традиционные ценности в России нам следует рассматривать как определенную систему социальных отношений, которой гражданское общество не может пренебрегать.

Необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент на уровне и гражданского общества, и государственного руководства остро стоит вопрос о необходимости появления в современной России такой консолидирующей социокультурной составляющей. Следует признать, что именно ее поиск во многом и обусловливает факторы развития ценностей традиционализма в российском обществе.

Объектом исследования являются ценности традиционализма в современной России.

Предмет исследования - факторы, обусловливающие процесс возрождения традиционных ценностей в российском обществе.

Цель статьи - обосновать возможности традиционных ценностей для развития гражданского общества в современной России.

Данная цель реализуется в следующих исследовательских задачах:

• определить сущность и ключевые факторы, влияющие на развитие традиционных ценностей в современной России;

• проанализировать процесс развития гражданского общества в социокультурных условиях современной России.

Анализу традиционных ценностей в современной России посвящено большое количество работ. Общие вопросы и многоуровневое их изучение представлены в исследовательских трудах таких авторов, как М.К. Горшков, В.В. Петухов, В.В. Ковалев, И.М. Кузнецов, А.В. Луб-ский и др. (Российское общество и вызовы времени, 2017; Ковалев, 2009; Кузнецов, 2017; Lubsky, 2016)

Факторы возрождения традиционных ценностей в российском обществе

В современной России очевидна тенденция, связанная с построением модели взаимоотношений государственных институтов и граждан на основе традиционных социокультурных ценностей. Это связано в первую со стремлением обеспечить социокультурное единство россиян на основе укрепления институтов государства, армии и церкви, что происходит сегодня в непростой для современной России международной обстановке.

По этой причине основные модели социального поведения и социальной организации россиян выстраиваются таким образом, что процесс трансформации гражданского общества в современной России связан с развитием таких традиционных ценностей, как патернализм, коллективизм, патриотизм и др.

Согласно данным ВЦИОМ, к началу 2018 г. наибольший индекс доверия граждан РФ сегодня имеют президент (62), армия (54), ФСБ и органы государственной безопасности (38). Все эти институты относятся к государственной сфере, а столь высокое доверие к ним в целом демонстрирует патерналистскую модель отношения граждан к государству (Доверие россиян государственным институтам, 2018).

Единственным институтом гражданского общества, пользующимся высоким доверием россиян наравне с государственными институтами, является церковь, имеющая индекс доверия 25 единиц. Органам же местного самоуправления, профсоюзам и политическим партиям население страны в основном не доверяет.

Эти данные доказывают, что в настоящее время процесс трансформации гражданского общества в современной России связан с развитием ценностей не индивидуализма и личного самовыражения, а традиционализма.

На основе результатов анализа ценностных ориентиров россиян, сделанного И.М. Кузнецовым, нам следует выделить следующие факторы, обусловливающие развитие ценностей традиционализма в России (Кузнецов, 2017):

- поиск россиянами новых ценностных ориентиров;

- поиск россиянами новых механизмов для национальной идентичности в условиях потери социокультурного единства после распада СССР;

- поиск общенациональной идеи, которая бы послужила средством консолидации российского общества в современных реалиях.

ТЛ С __С

В данной ситуации развитие традиционных ценностей в современной России ориентировано на поиск консолидирующей социокультурной составляющей. В условиях многонационального и многоконфессионального государства эта составляющая воспринимается населением как необходимая замена коммунистической идеологии.

В настоящее время в России образовался определенный идеологический вакуум, что подтверждается заявлением президента России В.В. Путина от 3 февраля 2016 г.: «У нас нет и не может быть никакой объединяющей идеи, кроме патриотизма». Также глава Российского государства отметил, что эта идея не может носить характер идеоло-

гии, а развитие патриотизма связано с объединяющим началом (Путин, 2016). В современном научном дискурсе, как отмечают исследователи, существуют различные представления о патриотизме в России (Луб-ский, 2017).

Согласно социологическому мониторингу, проводимому «Левада-центром», под понятием «патриотизм» большинство россиян понимают любовь к своей Родине - 68 %, а также осознание того, что твоя страна лучше, чем другие, - 18 % (Общественное мнение, 2017).

При этом эксперты ВЦИОМ отмечают, что за последние годы патриотические настроения в России значительно окрепли. Поэтому в 2018 г. доля респондентов, позиционирующих себя как патриоты своей страны, достигла исторического максимума - 92 % (Что значит быть патриотом, 2018). Это означает, что ценности патриотизма выступают в числе важнейших для современных россиян.

Для доказательства актуальности проблемы поиска национальной идеи в социокультурном пространстве современной России обратимся к аналитическим данным ВЦИОМ 2018 г. (Что значит быть патриотом, 2018). Они подтверждают, что в настоящий момент большинство россиян видят необходимость в создании подобной идеи. При этом в современной России нет единого мнения относительно того, какой именно она должна быть.

Возникает ситуация, когда население видит проблему поиска национальной идеи, но не стремится решить ее самостоятельно, надеясь на помощь государства в данном вопросе.

В конечном итоге наблюдается социальный заказ на общенациональную идею и национальное единство со стороны россиян, который не находит поддержки на государственном уровне ввиду идеологического плюрализма, заложенного в основу Конституции РФ. Именно в этот момент церковь как институт отечественного гражданского общества переживает трансформацию на современном этапе.

Процесс развития гражданского общества в современной России в условиях социокультурного развития традиционализма

Выявленные и рассмотренные нами выше факторы, обусловливающие процесс возрождения традиционных ценностей в российском обществе, создают специфическую социокультурную среду. В данной среде доминируют ценности, ориентированные на выживание (личная безопасность и безопасность государственных границ, достойный уровень жизни, социальная справедливость и др.).

Исходя из этой ситуации, конфигурация гражданского общества в России выглядит таким образом, что его институты, основанные на ценностях самовыражения (НКО, профсоюзы, местное самоуправление), имеют минимальную социальную поддержку. Это во многом связано с их низким материальным положением и, как следствие, экономической зависимостью от государства.

За последние годы произошло мощное юридическое воздействие государства на данные институты гражданского общества (Российское общество и вызовы времени, 2017):

- были внесены изменения в профсоюзное законодательство, согласно которым уже не требуется согласие профсоюза на принятие руководством решения о массовом увольнении работников;

- были внесены поправки в законодательство о местном самоуправлении, в результате которых в полномочия субъектов РФ было передано право регулирования порядка формирования органов местного самоуправления;

- были внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Подчеркнем, что снижение уровня развития этих институтов гражданского общества не вызвало значительных общественных протестов именно по причине того, что в условиях значительного влияния традиционализма они не являются ценностно значимыми для россиян.

Ключевым социокультурным аспектом традиционалистского вектора развития гражданского общества в современной России является отношение Россиян к церкви. В настоящее время данный гражданский институт все более становится механизмом, обеспечивающим гражданскую идентичность и консолидацию населения страны.

Важным фактором, связанным с церковью, является то, что, почти не используясь в повседневных и еженедельных практиках, религия является сегодня в России институтом гражданского общества, развивающим патерналистскую модель взаимоотношений между государством и гражданином и формирующим новую национальную идею.

Подчеркнем, что эта идея не имеет доктринального обоснования со стороны РПЦ, поэтому находится в скрытой фазе развития. Рассмотрим два базовых основания этой идеи.

Первым является соборность, которая представляет собой консолидацию населения, позиционирующего себя как православные веру-

с __с

ющие, относительно идеалов и ценностей православной веры. В данном случае соборность воплощается как средство развития толерант-

ности и преодоления социокультурного раскола, способное консолидировать граждан и мобилизовать для решения тех или иных общенациональных задач вне зависимости от их национальности и политических взглядов.

Главным средством для этого является высокий процент россиян, позиционирующих себя как лицо, исповедующее православие (71 %), а также то, что 57 % этих граждан связывают свое религиозное мировоззрение с национальной идентичностью (Общественное мнение, 2017).

Вторым основанием для создания национальной идеи в России сегодня является солидарность РПЦ с другими православными конфессиями в различных регионах мира. Православие в данном случае рассматривается россиянами как способ обеспечения народного единства в борьбе за национальные интересы. Это основание позиционируется как защита интересов православного населения за рубежом. По сути, эта идея трактуется как панправославизм.

При этом внешнеполитическое вмешательство России, направленное на защиту данной идеи, приветствуется населением, формируя патриотический подъем. В первую очередь это связано с активной общественной поддержкой возвращения Крыма и Севастополя в состав России. Это позиционируется россиянами как защита православного населения и православных святынь.

Почти аналогичная ситуация происходит и в оценке россиянами событий в Сирии, где, кроме геополитических интересов России, также происходит и защита интересов православных верующих. В этой ситуации вновь стоит обратить внимание на позиционирование этой войны со стороны РПЦ как оборонительной в интересах православного мира, что находит общественную поддержку. Отметим, что защита православных интересов в этом случае трактуется с патерналистской точки зрения, поскольку обеспечивается на государственном уровне со стороны президента РФ как верховного главнокомандующего и армии.

По этой причине сегодня социальная организация российского гражданского общества выстраивается мозаично. На фоне церкви, которая динамично развивается на основе традиционных ценностей и заполняет собой идеологический вакуум, функционируют институты гражданского общества секулярно-рационального характера, развитие которых в настоящее время снижается.

Заключение

Таким образом, проведенный нами анализ факторов, обусловливающих процесс возрождения традиционных ценностей в российском

обществе, позволяет сказать, что факторы эти определены низкой консолидирующей составляющей отечественного социально-политического пространства.

Постоянный поиск механизмов, обеспечивающих общенациональную идею и национальное единство, в настоящее время обеспечивает высокое доверие россиян к государству, армии и церкви. Эти институты выстраиваются на основе таких традиционных ценностей, как патриотизм, патернализм и соборность.

Традиционные ценности сегодня являются базовым вектором развития гражданского общества, так как на основе социокультурного единства они стремятся обеспечить потребности россиян, ориентированные на поддержание их воспроизводства. В настоящий момент эти потребности являются ключевыми.

В данной ситуации гражданское общество в России не может иметь системного характера, так как его традиционные институты (церковь и др.) будут развиваться значительно интенсивнее, чем институты, ориентированные на ценности самовыражения (НКО, профсоюзы, местное самоуправление).

Следует признать, что традиционалистские ценности в России ориентированы на поиск гражданского межэтнического диалога, улучшение уровня жизни россиян и становление России как мировой державы.

Включение традиционных ценностей в институциональную структуру гражданского общества может быть одним из эффективных способов его развития в современной России.

Литература

Доверие россиян государственным институтам в 2018 г. Опрос россиян // Информационный портал ВЦИОМ. Режим доступа: https://wciom.ru/news/ratings/odobrenie_ deyatelnosti_gosudarstvennyx_institutov/.

Ковалев В.В. Трансформация ценностей в российском обществе: новые вызовы и старые стереотипы // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2009. № 1 (149). С. 29-32.

Ковалев В.В., Рачипа А.П., Самыгин С.И. Патриотизм и экстремизм: социальная сущность и происхождение // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 6. С. 61-65.

Кузнецов И.М. Ценностные ориентиры и

References

Confidence of Russians to state institutions in 2018. Survey of Russians. Information-analytical site WCIOM. Available at: https://wciom.ru/index.php?id=236& uid=9156.

Kovalev, V.V. (2009). The transformation of values in Russian Society: new challenges and old stereotypes. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Severo-Kavkazskij region. Obshchestvennye nauki, 1 (149), 2932. (in Russian).

Kovalev, V.V., Rachipa, A.P., Samygin, S.I. (2017). Patriotism and extremism: social identity and the origin. Gumanitarnyie, sot-sialno-ekonomicheskie i obschestvennyie nauki, 6, 61-65. (in Russian).

Kuznetsov, I.M. (2017). Value orienta-

социально-политические установки россиян // СОЦИС. 2017. № 1. С. 47-55.

Лубский А.В. Гражданский патриотизм: о совместимости патриотизма и гражданственности в российском обществе // Гуманитарий Юга России. 2017. Т. 23, № 1. С. 42-59.

Общественное мнение. М. : Левада-центр, 2017.

Путин В.В. Патриотизм - это и есть национальная идея // Информационно-политический сайт TASS.RU. Режим доступа: http://tass.ru/politika/2636647.

Российское общество и вызовы времени. Книга пятая / под ред. М.К. Горшкова и В.В. Петухова. М. : Весь мир, 2017.

Что значит быть патриотом? Опрос россиян // Информационно-аналитический сайт ВЦИОМ. Режим доступа: https://wciom.ru/ index.php?id=236&uid=9156.

Lubsky A.V., Kolesnykova E.Y., Lubsky R.A. Mental Programs and Social Behavior Patterns in Russian Society // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, № 16. P. 9549-9559.

Поступила в редакцию

tions and social-political attitudes of Russians. SOCIS, 1, 47-55. (in Russian).

Lubsky, A.V. (2017). Civil patriotism: on the compatibility of patriotism and citizenship in Russian society. Humanitarianism of the South of Russia, 23, 1, 42-59.

Public opinion (2017). Moscow: Levada Center.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Putin, V.V. Patriotism - this is the national idea. Informacionno-politicheskij sajt TASS.RU. Available at: http://tass.ru/ politi-ka/2636647.

Russian society and the challenges of time (2017). The fifth book. Ed. by Gorshkov, M.K. and Petukhov, V.V. Moscow: The whole world.

What does it mean to be a patriot? Survey of Russians. Informacionno-analiticheskij sajt VCIOM. Available at: https: //wciom.ru/ in-dex.php?id=236&uid=9156.

Lubsky, A.V., Kolesnykova, E.Y., Lubsky, R.A. (2016). Mental Programs and Social Behavior Patterns in Russian Society. International Journal of Environmental and Science Education, 11, 16, 9549-9559.

29 августа 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.