Научная статья на тему 'Освоение иноязычной культуры как средство гуманизации образования'

Освоение иноязычной культуры как средство гуманизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНАЯ КУЛЬТУРА / FOREIGN LANGUAGE CULTURE / СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM CRISIS OF EDUCATION / ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ / SPIRITUAL LIFE / HUMAN PERSONALITY / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / КУЛЬТУРА / CULTURE / ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Е.Н., Осипова И.В.

В статье поднимается вопрос о глубоком системном кризисе, проникшем во все аспекты духовной жизни человечества, и ставшим причиной раскола некогда цельного его материально-духовного пространства. Отмечаются различные моменты кризиса образования. Рассматриваются различные цели и задачи для предотвращения этого кризиса, такие как освоение иноязычной культуры. Выделяются важные системы взаимоотношения культуры и образования. Перечисляются преимущества освоения иноязычной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF FOREIGN LANGUAGE CULTURE AS TOOLS OF HUMANIZATION OF EDUCATION

The article raises the question of a deep systemic crisis that has penetrated into all aspects of the spiritual life of mankind, and became the cause of the split of its once integral material and spiritual space. There are different moments of the crisis of education. Various goals and objectives to prevent this crisis, such as the development of foreign language culture are considered. The important systems of interrelations between culture and education are singled out. The advantages of mastering foreign language culture are listed. A stable feature of a multicultural personality and the basis of its life positions is the recognition of the world in its diversity and the willingness to listen patiently to any point of view, showing a sense of empathy. The development of a multicultural personality is based on deepening the sense of patriotism, as the basis of a positive assessment of the individual of his culture, contributing to the strengthening of his ethnic identity and perception of his own culture as an integral ethno-cultural organism.

Текст научной работы на тему «Освоение иноязычной культуры как средство гуманизации образования»

УДК 378

Morozova E.N., candidate of pedagogics, associate Professor of the Department of philological education, Tobolsk pedagogical Institute. D.I. Mendeleev (branch) Tyumen state University in Tobolsk, E-mail: elena.morozova.76@mail.ru Osipova I.V., associate Professor of pedagogy, psychology and social education Tobolsk pedagogical Institute. D.I. Mendeleev (branch) Tyumen state University in Tobolsk, Е-mail: elena.morozova.76@mail.ru

THE DEVELOPMENT OF FOREIGN LANGUAGE CULTURE AS TOOLS OF HUMANIZATION OF EDUCATION. The article raises the question of a deep systemic crisis that has penetrated into all aspects of the spiritual life of mankind, and became the cause of the split of its once integral material and spiritual space. There are different moments of the crisis of education. Various goals and objectives to prevent this crisis, such as the development of foreign language culture are considered. The important systems of interrelations between culture and education are singled out. The advantages of mastering foreign language culture are listed. A stable feature of a multicultural personality and the basis of its life positions is the recognition of the world in its diversity and the willingness to listen patiently to any point of view, showing a sense of empathy. The development of a multicultural personality is based on deepening the sense of patriotism, as the basis of a positive assessment of the individual of his culture, contributing to the strengthening of his ethnic identity and perception of his own culture as an integral ethno-cultural organism.

Key words: foreign language culture, system crisis of education, spiritual life, human personality, education, culture.

Е.Н. Морозова, канд. пед. наук, доц. каф. филологического образования, Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета г. Тобольск, Е-mail: elena.morozova.76@mail.ru

И.В. Осипова, доц. каф. педагогики, психологии и социального образования, Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета, г. Тобольск, Е-mail: elena.morozova.76@mail.ru

ОСВОЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье поднимается вопрос о глубоком системном кризисе, проникшем во все аспекты духовной жизни человечества, и ставшим причиной раскола некогда цельного его материально-духовного пространства. Отмечаются различные моменты кризиса образования. Рассматриваются различные цели и задачи для предотвращения этого кризиса, такие как освоение иноязычной культуры. Выделяются важные системы взаимоотношения культуры и образования. Перечисляются преимущества освоения иноязычной культуры.

Ключевые слова: иноязычная культура, системный кризис образования, духовная жизнь, личность человека, воспитание, культура.

Системный кризис проявил и проявляет своё влияние на состояние и развитие образования XXI века. По мнению таких авторов как Л. Буева, Т. Воронина, М. Мамардашвили, В. Франкл и др., кризис образования, прежде всего, представляет собой кризис «образования человека». Масштабы его весьма велики, и это подводит нас к мысли о его связи с вопросами существования и становления индивида в мгновенно меняющемся современном мире, с проблемой предотвращения приближающейся антропологической катастрофы, а значит с вопросом нахождения в нём гармонии личности с миром смыслов и ценностей. Разруха начинается с разрухи в головах людей. Следующий момент кризиса образования по мнению В.П. Зинченко идёт рука об руку с недостатком, а чаще всего с отсутствием культуры в образовании; а по словам Э.Д. Днепрова, с гуманитарным голоданием и с технократическим перенасыщением образования. Одним их последствий указанных явлений можно считать исчерпавшую себя форму безликой передачи знаний от учителя к ученику, хотя для того, чтобы знания о ком бы то ни было или о чём бы то ни было стали гуманитарными, они должны быть направлены на индивида, иметь личный смысл, а подход к этому процессу технократическими методами омертвляют знания, убивает их гуманитарную суть. По мнению В.П. Зинченко, технократическое мышление опустошающе воздействует на человеческую душу, для него не существует таких категорий, как человеческое достоинство, душевные переживания, нравственность.

В настоящее время первоочередной задачей образования является создание благоприятных условий для самоопределения и самореализации студента в сфере современной культуры, создание в вузах гуманитарного пространства, которое способствовало бы раскрытию творческих задатков личности, формированию нравственных качеств, ценностных ориентаций и ноосферного мышления с дальнейшим их применением в общественной и профессиональной деятельности. Если эти цели не будут достигнуты, то Россия может превратиться в могучую индустриальную, но бездуховную и бездушную страну. Об этом ещё в 1938 году предупреждал русский философ Г.П. Федоров: «Голая бездушная мощь - это самое последовательное выражение каиновой, проклятой Богом цивилизации» [1].

Из всего сказанного следует, что магистральным направлением реформы образования должен стать поворот к самому человеку, борьба с технократическим курсом, со скептицизмом, обращение к духовности человека.

Факт принятия Закона РФ «Об образовании», Национальной Доктрины и др., призванных усилить гуманизацию и демократизацию образования и в которых отмечается важность обращения к обеспечению исторической преемственности поколений; формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения; воспитания в духе высокой духовной нравственности, активной жизненной позиции, воспитания общекультурного интеллекта личности, что свидетельствует об осознании государством значимости высшего образования для будущего страны.

Идея обращенности к человеческой личности в современной научно-педагогической литературе приобретает все более насущное значение. М.А. Ариарский и Г.П. Бутиков акцентируют, что «основой образовательной парадигмы в XXI веке стали человек как высшая ценность, культура как коллективный интеллект и условие самоорганизации и саморазвития личности [1, с. 9]. Гуманитарная мысль - это всегда диалог личностей, эпох и культур. Субъект, по мнению учёного, по своей сути не может изучаться как вещь и восприниматься как вещь, так как, оставаясь субъектом по своей сути, он не может не иметь собственного голоса и мнения и, следовательно, познать его можно только путём диалога с ним [2, с. 363]. Главной составной технологической единицей гуманистически направленного воспитания является диалог, как специфическая форма взаимообмена духовно-личностными ресурсами, как средство взаимосогласованного развития и деятельности участников образовательного процесса. Диалог культур, сотрудничество, взаимопонимание и духовная интеграция должны стать доминирующими в образовательной сфере, задавая направление её развития, определяя главные цели и задачи процесса обучения в целом, а также воспитания и развития обучающихся как единственно возможный способ выжить нашей цивилизации и позитивно развиваться в дальнейшем. «Главная ценность образования - личностная», - считает Б.С. Гершунский [3, с. 38].

Анализируя литературу на заданную тему, мы смогли выделить такие важные системы взаимоотношения культуры и образования:

- восприятие образования в качестве культурообразующей и культуросообразной среды (В.С. Библер, О.С. Газман, В.И. Заг-вязинский и др.);

- восприятие культуры в качестве превалирующей цели и содержания образования; ориентирование на на гармоничное развитие личности в слиянии этнонационального, межкультурного и общечеловеческого элементов (И.В. Бестужев-Лада, Ш.А. Амонашвили,, Б.С. Гершунский, Н.Д. Никандров, А.М. Новиков [3 и др.].

В трудах указанных авторов говорится о том, что культу-росообразное обучение и воспитание применительно к диалогу культур находит своё проявление не только в передаче иного культурного опыта, но и в его переработке в рефлексивном, внутренне-диалогическом сознании человека, что приводит к межкультурной ориентированности личности, к её новому состоянию.

В условиях культуросообразного образования совершенно новый смысл, по мнению М. Бахтина, получает трактовка понятия диалога, когда в диалоге заключена направленность на «другого», а не столкновение мнений, или рассуждение. В процессе овладения другой культурой появляется рефлексивность, при помощи сравнения происходит поиск сущности и содержания речевого поведения носителей другой культуры, поиск различий и общего. Иной способ достичь гармонизирующее влияние культуры на личность в процессе овладения другой культурой - это осознание ценностей этой иной культуры, формирование умений сопоставлять и сравнивать явления иной и родной культуры (ИК), используя их в своей жизни, в своих знаниях; умение анализировать, оформлять свою эмоциональную реакцию при помощи вербальных и невербальных средств.

Освоение ИК (как одно из средств диалога культур), а в особенности перестроение, совершенствование системы ценностей посредством интеграции унаследованной и новой культуры, обычно связано с изменениями, которые вызывают такую реакцию, как стресс, выход из которого зависит от способности личности мобилизовать свои адаптивные ресурсы. Следовательно, ценностно-воспитательная сторона, основа которой духовное возрастание и совершенствование личности, формирование и дальнейшее развитие поликультурного субъекта, несёт в себе аффективную коннотацию и на протекание этого процесса большое влияние оказывают такие моменты, как особенности личности, оказываемая этой личности социальная поддержка, перемены в жизни (Ward & Kennedy, 1992).

Аналитическая схема, применяемая для преодоления стрессовых ситуаций, обращает своё внимание на характеристики ситуаций, личностные характеристики, при которых идёт освоение ИК, когнитивную оценку подобных изменений, стратегии адаптации, социальную и личную поддержку. Личность, больше знающая о своих достоинствах и недостатках, относящаяся к себе критично, не стремится во всех бедах обвинить окружающих, поэтому необходимо создать условия, способные помочь личности отрефлексировать, как нормы и ценности родной культуры «живут» на уровне ее сознания и как они действуют в глубинах ее психики.

Воспитание позитивного отношения к родной культуре через рефлексацию своего внутреннего потенциала содействует реализации важного условия формирования гуманной личности, а именно за неимением стремления защитить себя, свою идентичность от влияния других культур отсутствует угроза или убежденность, что с ней можно справиться. Личность, знающая свои достоинства и недостатки, менее удовлетворена собой, поэтому она старается адекватно оценивать происходящее вокруг нее и не перекладывает ответственность на других, она несет ее сама. Устойчивой чертой поликультурной личности и одним из главных императивов ее жизненных позиций является признание мира в его разнообразии и готовность терпеливо выслушать любую точку зрения, проявляя чувство эмпатии. В разрешении проблемных ситуаций такая личность «стремится к личной независимости больше, чем к принадлежности к внешним институтам и авторитетам» (Н.М. Лебедева).

Аттитюдами своей деятельности на психологическом уровне поликультурная личность считает реализацию политики «активного мультикультурализма», базирующуюся на двух основных положениях: 1) что члены этнических групп могут сохранять свою этническую уникальность и 2) что они чувствуют

себя в безопасности в поликультурной среде (Moghaddam F., 1993).

Развитием гуманной, поликультурной личности в отношении к ИК является углубление чувства патриотизма, как основы позитивной оценки индивида своей культуры, способствующей укреплению его этнического самосознания и восприятию собственной культуры как целостного этнокультурного организма. Отсюда следует, что воспитание патриотизма невозможно без гуманизма и наоборот. Они являются социально-психологическими механизмами сохранения культур (что содействует обретению личного смысла индивидами) и удержания многообразия культур (что способствует выживанию социальной системы), ибо основа такого выживания - мир и межкультурная терпимость. Тем самым воспитание патриотизма - это укрепление национальной и культурной идентификации людей в системе смыслов, которая «обеспечивает порядок и способствует обретению личного достоинства» (Smith M., 1992). Уменьшению сосредоточения на культурных различиях может содействовать воспитание или наличие такого чувства, как интернационализм (Hett, 1991 [4] и личная настроенность на открытость (Riermann et al, 1993) [5]. А это в свою очередь является благодатной средой для гуманного отношения к иным культурам.

В ходе освоения ИК происходит формирование:

а) бережного отношения к своей культуре и чувства патриотизма (при проведении сравнения и анализе родной и иной культур человек начинает больше понимать родную культуру, при этом понимая, что его собственная культура глубоко содержательна и многогранна, что в ней сокрыт многовековой опыт его предков, их дух и поддержка) посредством:

- максимальной активизации когнитивных явлений, которые оказывают влияние на детальный, глубокий сравнительный анализ человеком своих собственных и иных ценностей, что в конечном счете создаёт благоприятные условия для укрепления самоидентичности (социальной категоризации личности), которая обеспечивает эту личность целостной системой ориентации в мире, определяет место этой личности в социуме, в котором она находится и развивается и в родной культуре;

- создания условий для сравнения методом контраста, который помогает более глубоко осмыслить ценностные ориентиры культур, находящихся во взаимодействии и который создаёт условия для гуманного отношения человека к ИК, так как при этом идёт процесс усовершенствования средств и способов межкультурной интеграции, которой присуще уважительное отношение к собственной культуре, понимание её позитивного и ценностного значения, принятия ИК, с которой человек вступает в определённые отношения;

- уважение к праву представителей других культур быть самим собой, осознавая тот факт, что оно не несет угрозы индивидуальности родной культуры, а напротив, может произвести обогащающий эффект;

б) терпимого отношения (понимаемое нами как признание существования различных культур с их достоинствами и недостатками, и плюрализма мнений как должное и неизбежное в современном мире) к негативным проявлениям (НП) иной культуры за счет:

- признания культурных различий и факта наличия НП в иерархии любой национальной культуры;

- осмысления причин существования НП в иерархии ИК;

- выявления понимания представителями иной культуры наличия НП в собственной иерархии;

- убеждения, что судить о ценностях, обычаях других культур, отталкиваясь от собственных ценностей, не следует;

- осознания того факта, что все существующие религии равноправны;

в) чувства интернационализма и иммунитета к ксенофобии, национализму, расизму и т.д., «играющее» значительную роль в становлении поликультурной личности на основе осознания содержания любой ИК, понимания истинного смысла «плюрализма» и терпимого отношения к НП другой культуры за счет:

- создания условий, способствующих осведомлению личности о своей предубежденности;

- развития мотивации изменить свои убеждения, исходя из ценностей эгалитаризма культур, положительного эффекта от существования принципа разнообразия и т. п.;

- распространения положительных аттитюдов, благоприятствующих использованию информации, не подтверждающей первоначальный стереотип;

- владения своими когнитивными ресурсами;

- обучения индивидов стратегиям борьбы с автоматической реакцией на бессознательно активизирующиеся стереотипы, способствующие развитию «пластичности» даже таких предубеждений, которые с трудом поддаются волевому контролю;

- объединения людей вокруг общих целей, как одного из средств перемещения центра тяжести с этноцетристкой позиции на межличностные отношения;

- создания условий, обеспечивающих уверенность в позитивности своей культуры, которая в свою очередь позволит: а) ослабить влияние действий механизмов психологической защиты на личность, приводящей к ненависти и агрессии против других, а также б) искоренить легитимность действия психологического механизма каузальной атрибуции в отношениях взаимодействующих культур;

- увеличения межличностных контактов с осознанием того, что «свои» и «чужие» имеют много схожих свойств и ценностей, что приводит к изменениям в восприятии значимости социальных категорий для классификации индивидов, а, следовательно, к декатегоризации и персонализации;

Библиографический список

- активизации общественного сознания, направленной на: а) выявление степени валентности сегрегации, как скрытой пассивной формы интолерантности, средства уничтожения контактов с иными культурами и б) обоснованное детальное раскрытие последствий такого варианта «решения» проблемы контакта между культурно-различными народами.

Чрезвычайно важно еще раз акцентировать внимание на значимости процесса освоения ИК как одного из средств реализации концепции диалога культур в культуросообразном образовании, заключающегося создании условий для саморефлексации личности, при которых последняя не способна «заглотнуть» безотказно действующую идеологическую «наживку» - самовозвеличивания, национальной амбициозности, веры в собственную исключительность, божественное предназначение и т.п. Резюмировать вышеизложенное хотелось бы изречением П.Ф. Лесгаф-та: мудрость человека должна показать ему узость личной жизни и указать на значение общественного проявления, чтобы подсказать ему, что долг его - содействовать совершенствованию общества, в котором он находится.

1. Ариарский М.А., Бутиков Г.П. Прикладная культурология на службе личности. Педагогика. 2001; 8.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Москва, 1979.

3. Гершунский Б.С. Философия образования. Москва, 1998.

4. Hett J. The Development of an Instrument to Measure Global-Mindedness. Dissertation Abstract International. 52. 2099 A. 1991.

5. Riemann R. et al. Personality and Attitudes toward Current Political Topics. Personality and Individual Differences. 1993; V. 15.

References

1. Ariarskij M.A., Butikov G.P. Prikladnaya kul'turologiya na sluzhbe lichnosti. Pedagogika. 2001; 8.

2. Bahtin M.M. 'Estetika slovesnogo tvorchestva. Moskva, 1979.

3. Gershunskij B.S. Filosofiya obrazovaniya. Moskva, 1998.

4. Hett J. The Development of an Instrument to Measure Global-Mindedness. Dissertation Abstract International. 52. 2099 A. 1991.

5. Riemann R. et al. Personality and Attitudes toward Current Political Topics. Personality and Individual Differences. 1993; V. 15.

Статья поступила в редакцию 12.07.18

УДК [004.94:53]:372.851-053.6

Mokhova L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass State University n.a. N.F Katanov (Abakan, Russia),

E-mail: mla_55@mail.ru

Itpekova G.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass State University n.a. N.F Katanov (Abakan, Russia),

E-mail: itgalina@yandex.ru

TEACHING HIGH SCHOOL STUDENTS MODELING OF PHYSICAL PROCESSES IN THE COURSE OF COMPUTER SCIENCE. In the article the features of educating of senior classes of students of school open up to the computer design on the lessons of informatics. The results of analysis of operating maintenance of educating to the design are presented, the problems of capture are distinguished by abilities of students of construction of computer-mathematical models of the real processes from the different areas of sciences. The necessity of introduction of concept "Computer-mathematical model" is shown, the features of educating to the design of physical processes are educed: implementation of the tasks related to actualization of knowledge on physics, necessary for creation computer models; drawing on the complex of the worked out tasks on the design of physical processes taking into account resistance of environment. The special attention is spared to the algoristic-type model of description of physical process, allowing to see application of Newton's second law of motion in the certain situation of design.

Key words: modeling, mathematical model, computer mathematical model, computational problem, knowledge transfer.

Л.А. Мохова, канд. пед. наук, доц, доц. Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан,

E-mail: mla_55@mail.ru

Г.С. Итпекова, канд. пед. наук, доц, доц. Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан,

E-mail: itgalina@yandex.ru

ОБУЧЕНИЕ СТАРШЕКСЛАССНИКОВ МОДЕЛИРОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

В статье раскрываются особенности обучения учащихся старших классов школы компьютерному моделированию на уроках информатики. Представлены результаты анализа действующего содержания обучения моделированию, выделены проблемы овладения учащимися умениями построения компьютерно-математических моделей реальных процессов из различных областей наук. Показана необходимость введения понятия «компьютерно-математическая модель», выявлены особенности обучения моделированию физических процессов: выполнение заданий, связанных с актуализацией знаний по физике, необходимых для создания компьютерных моделей; использование комплекса разработанных заданий по моделированию физических процессов с учетом сопротивления среды. Особое внимание уделяется формальной модели описания физического процесса, позволяющей увидеть применение второго закона Ньютона в конкретной ситуации моделирования.

Ключевые слова: моделирование, математическая модель, компьютерная математическая модель, вычислительная задача, перенос знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.