УДК 378.14 ББК 74.58
ОСВОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТАМИ ВУЗОВ Каримов М. Ф.
Выделено фундаментальное значение информационного моделирования действительности в вузовском учебном и научном познании и преобразовании реальности. Определен приоритет изучения естественно-математических и технических наук в освоении студентами вузов приемов системно-структурно-функционального, статистического и синергетического моделирования объектов, процессов и явлений. Показана ведущая роль преподавания социально-гуманитарных дисциплин в овладении обучающимися в высшей школе способами деятельностного, антропологического и аксиологического моделирования элементарных и сложных составляющих человеческого общества.
Теоретическое и эмпирическое учебное и научное познание и преобразование природной, технической и социальной действительности в высшей школе осуществляется наиболее эффективно с помощью метода информационного моделирования действительности [1], состоящего из таких этапов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулирование выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи.
В связи с этим возникает дидактическая задача обучения студентов всех специальностей приемам информационного моделирования объектов, процессов и явлений окружающего нас мира в сопровождении персональных компьютеров.
Основными элементами системы подготовки студентов высших учебных заведений к исследовательской и созидательной деятельности служат содержание, формы организации и методы обучения, воспитания и творчества, проектируемых и реализуемых под руководством преподавателей - ученых [2].
На наш взгляд, содержание образования - это система знаний - моделей о природе, технологиях, обществе, человеке и его мышлении, алгоритмов -умений осуществления основных видов, в том числе и творческой, деятельности людей и практических навыков, овладение которыми необходимо для изотропного общего и анизотропного профессионального развития обучающихся в средней и высшей школах.
В связи с тем, что содержание образования должно удовлетворять потребностям развивающихся личности, общества и государства, оно включает в себя не все ценности материальной и духовной культуры человечества, а только ту её часть достижений информационного моделирования действительности, которая способствует научно-
техническому и социально-экономическому прогрессу страны.
В содержание методологической, творческой, теоретической, методической и практической подготовки будущих исследователей и преобразователей природной, технической и социальной действи-
тельности включаются учебные и научные вопросы, связанные с системно-структурно-функциональным, статистическим, синергетическим, деятельностным, антропологическим и аксиологическим моделированием природы, технологий, общества и мышления [3].
Освоение системно-структурно-функционального моделирования действительности предполагает прочное и преимущественно самостоятельное усвоение студентами вузов всего множества современных методов поиска, сбора, анализа, синтеза и обобщения системной, структурной и функциональной информации при исследовании объектов, процессов и явлений природы, технологий, общества и мышления [4].
Системная информация включает в себя описание характеристик и состояний элементов, находящихся в отношениях друг с другом и с внешней средой, объединенных в определенную целостность.
Структурная информация об окружающей нас действительности содержится в закономерных, интегрирующих и устойчивых связях между элементами реальных природных, технических и социальных систем.
Функциональная информация есть содержание текстового, числового или графического сообщения о поведении или проявлении активности естественных или искусственных систем при различных внутренних или внешних условиях.
На лекционных, практических и лабораторных занятиях преподаватели регулярно напоминают студентам вузов о том, что учебный или научный сбор, накопление и обработка информации, связанной с процессами отражения внешней среды и собственных элементов системы, служит основой достоверного моделирования и эффективного управления реальными техническими и социальными, в том числе и педагогическими, системами.
Педагогический опыт показывает, что уровень освоения студентами вузов системно - структурнофункционального подхода к исследованию действительности повышается значительно после регулярного изучения на занятиях физико-математиче-
178
раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ
ских моделей объектов, процессов и явлений природы [5-7].
Статистическое моделирование действительности, возникшее в XIX веке в связи с изучением молекулярных процессов и явлений, в настоящее время широко используемое при познании и преобразовании различных объектов природной, технической и социальной реальности, включается в содержание большинства естественно-математических, общетехнических и социально-гуманитарных дисциплин.
Статистическая информация, усваиваемая студентами вузов на лекционных, практических и лабораторных занятиях, представляет собой сведения о состоянии и поведении объектов микромира и макросистем природной, технической и социальной действительности, подвергаемых случайным внутренним и внешним воздействиям.
Совместное построение преподавателями и студентами статистических моделей объектов, процессов и явлений, например, на занятиях по физике магнитных явлений [8,9], приводит, как показывает опыт, к положительному дидактическому эффекту в формировании и развитии у студентов высших учебных заведений статистического подхода к исследованию природной, технической и социальной реальности.
Синергетическое моделирование действительности, являющееся основой постнеклассической науки, возникшей во второй половине двадцатого века, составляет содержание последних разделов естественно-математических, общетехнических и социально-гуманитарных дисциплин, изучаемых в высшей профессиональной школе.
На вузовских лекционных, практических и лабораторных занятиях преподавателями указывается, что предметом изучения постнеклассической науки, основанной на синергетическом подходе к исследованию действительности, являются сложные, открытые, неравновесные, самоорганизующиеся с диссипативными структурами физические, химические, биологические, технические и социальные реальные системы.
В связи с этим в течение учебного процесса по естественно-математическим, общетехническим и социально-гуманитарным дисциплинам, протекающего в высших учебных заведениях, преподаватели раскрывают и добиваются усвоения студентами таких характеристик самоорганизующихся реальных систем, как открытость, нелинейность, дис-сипативность, кооперативность и пороговость возникновения структур.
Деятельностное моделирование социальных объектов, процессов и явлений ориентировано на получение информации о предназначении и структуре человеческой деятельности, условиях и результатах её реализации в материальной и духовных областях.
Для студентов вузов, обучающихся по социально - гуманитарным специальностям и ориенти-
рованных на исследование педагогических объектов, процессов и явлений [10], важно, как показывает опыт, освоение нижеследующих, выделяемых на аудиторных занятиях, основанных на трудах научных школ Л.С. Выготского [11] и С.Л. Рубинштейна
[12] определений, входящих в состав системно-структурно-функциональной модели учебной деятельности, проектируемой и реализуемой в образовательных учреждениях.
Учебно-познавательные потребности объекта обучения и субъекта учения - это желание учащегося заниматься учебной деятельностью и его заинтересованность в приобретении общественно и индивидуально значимых знаний, умений, навыков, познавательных и творческих способностей.
Учение - это процесс усвоения учащимися определенной, выделенной государственным образовательным стандартом, части достижений материальной и духовной культур, созданных в результате многовековой творческой деятельности человечества.
Обучение - это совместная организованная деятельность обучающего и обучаемого по овладению учащимися системой знаний, умений и навыков, включенных в содержание образования, и по приобретению познавательных и творческих способностей с помощью метода информационного моделирования действительности.
По мере формирования учебной деятельности у учащегося ученик последовательно переходит из начального состояния объекта обучения в состояние субъекта учения, затем и в конечное состояние субъекта обучения - самообучения.
Мотивы субъекта учебной деятельности - учащегося с высокоразвитой формой учебной деятельности сводятся к осознанию им общественной и индивидуальной значимости учения и необходимости собственного интеллектуального и творческого роста.
Целью учебной деятельности служит представление её субъекта о результате, удовлетворяющем познавательные и творческие потребности обучающегося в системе непрерывного образования.
Объектом учебной деятельности является часть действительности, представленной в соот-
ветствующих моделях и алгоритмах решения учебных и научных задач, отраженной в содержании образования, и умственное развитие учащегося, происходящее в течение и результате учения.
Предмет учебной деятельности - это конкретизация её объекта с точки зрения принципов и нормативов дидактики и психологии обучения, учитывающих внутренние и внешние отношения и связи в системе образования.
Условия учебной деятельности материального и идеального характера призваны обеспечить успешность и эффективность её выполнения посредством постановки и решения обучающимися учебных и научных задач.
Учебное действие, являющееся структурной единицей деятельности, тоже субъективно, включает мотив, цель, объект, на который оно направлено, и выполняется с помощью учебных операций.
Средствами учебной деятельности служат традиционные и телекоммуникационные источники учебной и научной информации, учебное оборудование, технические и компьютерные средства обучения.
Продукт или результат учебной деятельности относится к области духовной культуры человечества и характеризует уровень обученности, воспитанности и креативности учащегося в виде сформированных у него новообразований посредством информационного моделирования действительности
[13].
Антропологическое моделирование человека и общества основывается на следующих достижениях естественных и социальных наук: 1) генетическая информация, заключенная в структуре молекул дезоксирибонуклеиновой кислоты человека; 2) онтогенетическая и филогенетическая информация о зарождении и развитии человека и человечества; 3) системная информация, извлеченная из собранных в течение многих веков данных о человеческом обществе; 4) структурная информация о личности человека; 5) функциональная информация, возникающая и циркулирующая в ходе деятельности человека.
Необходимым дидактическим условием профессионального становления и развития студентов социально-гуманитарных факультетов вузов является систематическое и регулярное ознакомление их на лекционных, практических и семинарских занятиях, например, по концепциям современного естествознания, с генетической, онтогенетической и филогенетической информацией, полученной в ходе и результате новых исследований по физике, химии, биологии, психологии и социологии.
Системно-структурно-функциональная и антропологическая информация о человеке и человеческом обществе, обладающая свойствами актуальности, достоверности, доступности, полноты и оперативности, сосредоточенная в хранилищах телекоммуникационной службы World Wide Web (Всемирная паутина - сокращенно WWW) глобальной компьютерной сети Internet в виде иллюстрированного, иногда и озвученного, текста, в настоящее время широко используется в преподавании вузовских социально-гуманитарных дисциплин, в постановке и решении научных задач курсовых и дипломных исследований по обществознанию.
Аксиологическое моделирование ценностных значений естественных и искусственных объектов, процессов и явлений окружающего нас мира производится на основе экологических, прагматических, эстетических, этических и нравственных критериев, принятых в материальной и духовной культуре современного общества.
Достоверная аксиологическая информация о природных (солнечное излучение, чистые воздух и
вода, минеральные и органические полезные ископаемые, жизнь и здоровье), материальных (доброкачественные пища и жилье, транспортные и телекоммуникационные средства, технико-технологическое оборудование науки, образования и производства) и духовных (абсолютная и относительная истина, смысл жизни и счастье, любовь и добро, честь и совесть, прекрасное и возвышенное, мир и справедливость) ценностях составляет ядро содержания социально-гуманитарной подготовки, проектируемой и реализуемой в высшей школе.
В связи с этим преподавателям дисциплин всех вузовских специальностей следует систематически и регулярно ориентировать будущих исследователей и преобразователей действительности на поиск и использование аксиологической информации о труде, образовании, науке, технике, других отраслях культуры, индивидуальной и общественной деятельности, семейном воспитании в целях достижения высокого уровня обученности, воспитанности и креативности студентов и выпускников высших учебных заведений.
Дидактический опыт свидетельствует, что высокое аксиологическое значение для вузовской подготовки будущих исследователей природы и создателей новой техники имеет систематическое и регулярное изучение истории развития науки и техники
[14].
Итогом анализа и обобщения представленного выше материала относительно освоения универсального метода информационного моделирования действительности студентами высших учебных заведений могут служить следующие выводы:
1. Информационное моделирование действительности, имеющее такие этапы, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулирование выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи, является основным методом учебного и научного познания и преобразования студентами вузов естественных и искусственных объектов, процессов и явлений реальности.
2. Освоение обучающимися в высшей школе положений и приемов системно-структурно-функционального, статистического и синергетического моделирования фрагментов окружающего нас мира происходит наиболее эффективно в учебно-творческом процессе, протекающем на занятиях по естественно-математическим и общетехническим дисциплинам.
3. Овладение студентами вузов способами деятельностного, антропологического и аксиологического моделирования объектов, процессов и явлений человеческого общества реализуется оптимально в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом на занятиях по социально-гуманитарным дисциплинам, проводимым в аудиторное и внеучеб-ное время.
ЛИТЕРАТУРА
1. Каримов М.Ф. Информационное моделирование - стержневая составляющая непрерывного образования // Тезисы докладов научно-практической конференции «Научно-методические и организационные вопросы использования ТСО в различных типах образовательных учреждений». - Омск: Изд-во Омского ИПКРО, 1994. - С. 41 - 42.
2. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей - исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - №4. - С. 108 -113.
3. Каримов М.Ф. Методологические основы подготовки будущих учителей-исследователей в информатизируемом обществе // Вестник Башкирского университета. - 2005. - № 3. - С. 122-126.
4. Каримов М.Ф. Компьютерное предоставление научной информации исследователям химической действительности // Башкирский химический журнал.- 2005. - Т. 12. - № 4. - С. 30-35.
5. Харрасов М.Х. Об одномерной модели Хаббарда. - Дубна: Изд-во ОИЯИ, 1975. - 11 с.
6. Каримов М.Ф. Температурная зависимость намагниченности насыщения аморфного магнетика с неод-
нородностью состава в модели кластеров // Физика магнитных пленок. - Иркутск: Изд-во ИрГПИ, 1986.
- С. 8 - 11.
7. Гимаев Р.Н., Спивак С.И., Усманов С.М., Напалков В.В. Математики и интеграция // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы интеграции образования на пороге XXI века». - Бирск: Изд-во БирГПИ, 1999. - Часть I. - С. 148 - 153.
8. Каримов М.Ф. Температурная зависимость намагниченности насыщения аморфного магнетика // Тезисы докладов IX Всесоюзной школы - семинара «Новые магнитные материалы для микроэлектроники».
- Саранск: Изд-во МордГУ, 1984. - С. 20.
9. Каримов М.Ф. Вероятностные характеристики распределения намагниченности в блоховской доменной границе магнетика // Тезисы докладов XVII Всесоюзной конференции по физике магнитных явлений. -
Донецк: Изд-во ДонФТИ АН УССР, 1985. - С. 27 - 28.
10. Чанбарисов Ш.Х. Учить учиться и учить науке // Вестник высшей школы. - 1968. - № 11.- С. 10 - 14.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти тт. - М.: Педагогика, 1982 - 1984.
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.
13. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками дей-
ствительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 38.
14. Каримов М.Ф. Роль истории физики в подготовке будущих исследователей природной и технической действительности // История науки и техники. - 2005. - № 3. - С. 103 - 115.
Поступила в редакцию 20.10.2006 г.
УДК 373.5.047 (571.56) ББК 74.200.52 (2 Рос.Яку)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Солдатова С.Д.
В статье открыта проблема необходимости организации качественной допрофессиональной профориентационной работы в школах, ориентированной на сознательный выбор учащимися профессии педагога.
Региональная система образования - это новый для современной России тип саморазвивающегося социального организма, приоритетной задачей, которого является удовлетворение образовательных потребностей республики.
Управление развитием такой системы относится к компетенции администрации региона, которая принимает и реализует решения, касающиеся адаптации образовательной системы к научнометодическим, экономическим и социокультурным
реалиям региона, выработки конструктивной позиции педагогической общественности по ключевым проблемам регионального образования, а также перехода к целостной, гибкой, соответствующей потребностям региона системы непрерывного педагогического образования.
Постановлением Правительства РС (Я) от 25 августа 1999 года № 423 была утверждена Концепция непрерывного педагогического образования (НПО) в Республике Саха (Якутия) с целью объе-