Научная статья на тему 'Освоение информационного моделирования действительности студентами вузов'

Освоение информационного моделирования действительности студентами вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М. Ф.

Выделено фундаментальное значение информационного моделирования действительности в вузовском учебном и научном познании и преобразовании реальности. Определен приоритет изучения естественно-математических и технических наук в освоении студентами вузов приемов системно-структурно-функционального, статистического и синергетического моделирования объектов, процессов и явлений. Показана ведущая роль преподавания социально-гуманитарных дисциплин в овладении обучающимися в высшей школе способами деятельностного, антропологического и аксиологического моделирования элементарных и сложных составляющих человеческого общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSIMILATION OF THE INFORMATION MODELING OF A REALITY BY STUDENTS OF THE HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

It is selected fundamental significance of the information modeling of the actuality in higher educational and scientific knowledge and transformation of the reality. It is defined a priority of the study of natural, mathematical and technical sciences in a assimilation of the ways of systemic-structural-functional, statistical and synergitical modeling of the objects, processes and phenomena. It is showed leading role of teaching of social and humanitarian disciplines in a taking possession of methods of agentive, anthropological and axiological modeling of the elementary and complex parts of the human society by students of the institute of higher education.

Текст научной работы на тему «Освоение информационного моделирования действительности студентами вузов»

УДК 378.14 ББК 74.58

ОСВОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТАМИ ВУЗОВ Каримов М. Ф.

Выделено фундаментальное значение информационного моделирования действительности в вузовском учебном и научном познании и преобразовании реальности. Определен приоритет изучения естественно-математических и технических наук в освоении студентами вузов приемов системно-структурно-функционального, статистического и синергетического моделирования объектов, процессов и явлений. Показана ведущая роль преподавания социально-гуманитарных дисциплин в овладении обучающимися в высшей школе способами деятельностного, антропологического и аксиологического моделирования элементарных и сложных составляющих человеческого общества.

Теоретическое и эмпирическое учебное и научное познание и преобразование природной, технической и социальной действительности в высшей школе осуществляется наиболее эффективно с помощью метода информационного моделирования действительности [1], состоящего из таких этапов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулирование выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи.

В связи с этим возникает дидактическая задача обучения студентов всех специальностей приемам информационного моделирования объектов, процессов и явлений окружающего нас мира в сопровождении персональных компьютеров.

Основными элементами системы подготовки студентов высших учебных заведений к исследовательской и созидательной деятельности служат содержание, формы организации и методы обучения, воспитания и творчества, проектируемых и реализуемых под руководством преподавателей - ученых [2].

На наш взгляд, содержание образования - это система знаний - моделей о природе, технологиях, обществе, человеке и его мышлении, алгоритмов -умений осуществления основных видов, в том числе и творческой, деятельности людей и практических навыков, овладение которыми необходимо для изотропного общего и анизотропного профессионального развития обучающихся в средней и высшей школах.

В связи с тем, что содержание образования должно удовлетворять потребностям развивающихся личности, общества и государства, оно включает в себя не все ценности материальной и духовной культуры человечества, а только ту её часть достижений информационного моделирования действительности, которая способствует научно-

техническому и социально-экономическому прогрессу страны.

В содержание методологической, творческой, теоретической, методической и практической подготовки будущих исследователей и преобразователей природной, технической и социальной действи-

тельности включаются учебные и научные вопросы, связанные с системно-структурно-функциональным, статистическим, синергетическим, деятельностным, антропологическим и аксиологическим моделированием природы, технологий, общества и мышления [3].

Освоение системно-структурно-функционального моделирования действительности предполагает прочное и преимущественно самостоятельное усвоение студентами вузов всего множества современных методов поиска, сбора, анализа, синтеза и обобщения системной, структурной и функциональной информации при исследовании объектов, процессов и явлений природы, технологий, общества и мышления [4].

Системная информация включает в себя описание характеристик и состояний элементов, находящихся в отношениях друг с другом и с внешней средой, объединенных в определенную целостность.

Структурная информация об окружающей нас действительности содержится в закономерных, интегрирующих и устойчивых связях между элементами реальных природных, технических и социальных систем.

Функциональная информация есть содержание текстового, числового или графического сообщения о поведении или проявлении активности естественных или искусственных систем при различных внутренних или внешних условиях.

На лекционных, практических и лабораторных занятиях преподаватели регулярно напоминают студентам вузов о том, что учебный или научный сбор, накопление и обработка информации, связанной с процессами отражения внешней среды и собственных элементов системы, служит основой достоверного моделирования и эффективного управления реальными техническими и социальными, в том числе и педагогическими, системами.

Педагогический опыт показывает, что уровень освоения студентами вузов системно - структурнофункционального подхода к исследованию действительности повышается значительно после регулярного изучения на занятиях физико-математиче-

178

раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

ских моделей объектов, процессов и явлений природы [5-7].

Статистическое моделирование действительности, возникшее в XIX веке в связи с изучением молекулярных процессов и явлений, в настоящее время широко используемое при познании и преобразовании различных объектов природной, технической и социальной реальности, включается в содержание большинства естественно-математических, общетехнических и социально-гуманитарных дисциплин.

Статистическая информация, усваиваемая студентами вузов на лекционных, практических и лабораторных занятиях, представляет собой сведения о состоянии и поведении объектов микромира и макросистем природной, технической и социальной действительности, подвергаемых случайным внутренним и внешним воздействиям.

Совместное построение преподавателями и студентами статистических моделей объектов, процессов и явлений, например, на занятиях по физике магнитных явлений [8,9], приводит, как показывает опыт, к положительному дидактическому эффекту в формировании и развитии у студентов высших учебных заведений статистического подхода к исследованию природной, технической и социальной реальности.

Синергетическое моделирование действительности, являющееся основой постнеклассической науки, возникшей во второй половине двадцатого века, составляет содержание последних разделов естественно-математических, общетехнических и социально-гуманитарных дисциплин, изучаемых в высшей профессиональной школе.

На вузовских лекционных, практических и лабораторных занятиях преподавателями указывается, что предметом изучения постнеклассической науки, основанной на синергетическом подходе к исследованию действительности, являются сложные, открытые, неравновесные, самоорганизующиеся с диссипативными структурами физические, химические, биологические, технические и социальные реальные системы.

В связи с этим в течение учебного процесса по естественно-математическим, общетехническим и социально-гуманитарным дисциплинам, протекающего в высших учебных заведениях, преподаватели раскрывают и добиваются усвоения студентами таких характеристик самоорганизующихся реальных систем, как открытость, нелинейность, дис-сипативность, кооперативность и пороговость возникновения структур.

Деятельностное моделирование социальных объектов, процессов и явлений ориентировано на получение информации о предназначении и структуре человеческой деятельности, условиях и результатах её реализации в материальной и духовных областях.

Для студентов вузов, обучающихся по социально - гуманитарным специальностям и ориенти-

рованных на исследование педагогических объектов, процессов и явлений [10], важно, как показывает опыт, освоение нижеследующих, выделяемых на аудиторных занятиях, основанных на трудах научных школ Л.С. Выготского [11] и С.Л. Рубинштейна

[12] определений, входящих в состав системно-структурно-функциональной модели учебной деятельности, проектируемой и реализуемой в образовательных учреждениях.

Учебно-познавательные потребности объекта обучения и субъекта учения - это желание учащегося заниматься учебной деятельностью и его заинтересованность в приобретении общественно и индивидуально значимых знаний, умений, навыков, познавательных и творческих способностей.

Учение - это процесс усвоения учащимися определенной, выделенной государственным образовательным стандартом, части достижений материальной и духовной культур, созданных в результате многовековой творческой деятельности человечества.

Обучение - это совместная организованная деятельность обучающего и обучаемого по овладению учащимися системой знаний, умений и навыков, включенных в содержание образования, и по приобретению познавательных и творческих способностей с помощью метода информационного моделирования действительности.

По мере формирования учебной деятельности у учащегося ученик последовательно переходит из начального состояния объекта обучения в состояние субъекта учения, затем и в конечное состояние субъекта обучения - самообучения.

Мотивы субъекта учебной деятельности - учащегося с высокоразвитой формой учебной деятельности сводятся к осознанию им общественной и индивидуальной значимости учения и необходимости собственного интеллектуального и творческого роста.

Целью учебной деятельности служит представление её субъекта о результате, удовлетворяющем познавательные и творческие потребности обучающегося в системе непрерывного образования.

Объектом учебной деятельности является часть действительности, представленной в соот-

ветствующих моделях и алгоритмах решения учебных и научных задач, отраженной в содержании образования, и умственное развитие учащегося, происходящее в течение и результате учения.

Предмет учебной деятельности - это конкретизация её объекта с точки зрения принципов и нормативов дидактики и психологии обучения, учитывающих внутренние и внешние отношения и связи в системе образования.

Условия учебной деятельности материального и идеального характера призваны обеспечить успешность и эффективность её выполнения посредством постановки и решения обучающимися учебных и научных задач.

Учебное действие, являющееся структурной единицей деятельности, тоже субъективно, включает мотив, цель, объект, на который оно направлено, и выполняется с помощью учебных операций.

Средствами учебной деятельности служат традиционные и телекоммуникационные источники учебной и научной информации, учебное оборудование, технические и компьютерные средства обучения.

Продукт или результат учебной деятельности относится к области духовной культуры человечества и характеризует уровень обученности, воспитанности и креативности учащегося в виде сформированных у него новообразований посредством информационного моделирования действительности

[13].

Антропологическое моделирование человека и общества основывается на следующих достижениях естественных и социальных наук: 1) генетическая информация, заключенная в структуре молекул дезоксирибонуклеиновой кислоты человека; 2) онтогенетическая и филогенетическая информация о зарождении и развитии человека и человечества; 3) системная информация, извлеченная из собранных в течение многих веков данных о человеческом обществе; 4) структурная информация о личности человека; 5) функциональная информация, возникающая и циркулирующая в ходе деятельности человека.

Необходимым дидактическим условием профессионального становления и развития студентов социально-гуманитарных факультетов вузов является систематическое и регулярное ознакомление их на лекционных, практических и семинарских занятиях, например, по концепциям современного естествознания, с генетической, онтогенетической и филогенетической информацией, полученной в ходе и результате новых исследований по физике, химии, биологии, психологии и социологии.

Системно-структурно-функциональная и антропологическая информация о человеке и человеческом обществе, обладающая свойствами актуальности, достоверности, доступности, полноты и оперативности, сосредоточенная в хранилищах телекоммуникационной службы World Wide Web (Всемирная паутина - сокращенно WWW) глобальной компьютерной сети Internet в виде иллюстрированного, иногда и озвученного, текста, в настоящее время широко используется в преподавании вузовских социально-гуманитарных дисциплин, в постановке и решении научных задач курсовых и дипломных исследований по обществознанию.

Аксиологическое моделирование ценностных значений естественных и искусственных объектов, процессов и явлений окружающего нас мира производится на основе экологических, прагматических, эстетических, этических и нравственных критериев, принятых в материальной и духовной культуре современного общества.

Достоверная аксиологическая информация о природных (солнечное излучение, чистые воздух и

вода, минеральные и органические полезные ископаемые, жизнь и здоровье), материальных (доброкачественные пища и жилье, транспортные и телекоммуникационные средства, технико-технологическое оборудование науки, образования и производства) и духовных (абсолютная и относительная истина, смысл жизни и счастье, любовь и добро, честь и совесть, прекрасное и возвышенное, мир и справедливость) ценностях составляет ядро содержания социально-гуманитарной подготовки, проектируемой и реализуемой в высшей школе.

В связи с этим преподавателям дисциплин всех вузовских специальностей следует систематически и регулярно ориентировать будущих исследователей и преобразователей действительности на поиск и использование аксиологической информации о труде, образовании, науке, технике, других отраслях культуры, индивидуальной и общественной деятельности, семейном воспитании в целях достижения высокого уровня обученности, воспитанности и креативности студентов и выпускников высших учебных заведений.

Дидактический опыт свидетельствует, что высокое аксиологическое значение для вузовской подготовки будущих исследователей природы и создателей новой техники имеет систематическое и регулярное изучение истории развития науки и техники

[14].

Итогом анализа и обобщения представленного выше материала относительно освоения универсального метода информационного моделирования действительности студентами высших учебных заведений могут служить следующие выводы:

1. Информационное моделирование действительности, имеющее такие этапы, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулирование выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи, является основным методом учебного и научного познания и преобразования студентами вузов естественных и искусственных объектов, процессов и явлений реальности.

2. Освоение обучающимися в высшей школе положений и приемов системно-структурно-функционального, статистического и синергетического моделирования фрагментов окружающего нас мира происходит наиболее эффективно в учебно-творческом процессе, протекающем на занятиях по естественно-математическим и общетехническим дисциплинам.

3. Овладение студентами вузов способами деятельностного, антропологического и аксиологического моделирования объектов, процессов и явлений человеческого общества реализуется оптимально в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом на занятиях по социально-гуманитарным дисциплинам, проводимым в аудиторное и внеучеб-ное время.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каримов М.Ф. Информационное моделирование - стержневая составляющая непрерывного образования // Тезисы докладов научно-практической конференции «Научно-методические и организационные вопросы использования ТСО в различных типах образовательных учреждений». - Омск: Изд-во Омского ИПКРО, 1994. - С. 41 - 42.

2. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей - исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - №4. - С. 108 -113.

3. Каримов М.Ф. Методологические основы подготовки будущих учителей-исследователей в информатизируемом обществе // Вестник Башкирского университета. - 2005. - № 3. - С. 122-126.

4. Каримов М.Ф. Компьютерное предоставление научной информации исследователям химической действительности // Башкирский химический журнал.- 2005. - Т. 12. - № 4. - С. 30-35.

5. Харрасов М.Х. Об одномерной модели Хаббарда. - Дубна: Изд-во ОИЯИ, 1975. - 11 с.

6. Каримов М.Ф. Температурная зависимость намагниченности насыщения аморфного магнетика с неод-

нородностью состава в модели кластеров // Физика магнитных пленок. - Иркутск: Изд-во ИрГПИ, 1986.

- С. 8 - 11.

7. Гимаев Р.Н., Спивак С.И., Усманов С.М., Напалков В.В. Математики и интеграция // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы интеграции образования на пороге XXI века». - Бирск: Изд-во БирГПИ, 1999. - Часть I. - С. 148 - 153.

8. Каримов М.Ф. Температурная зависимость намагниченности насыщения аморфного магнетика // Тезисы докладов IX Всесоюзной школы - семинара «Новые магнитные материалы для микроэлектроники».

- Саранск: Изд-во МордГУ, 1984. - С. 20.

9. Каримов М.Ф. Вероятностные характеристики распределения намагниченности в блоховской доменной границе магнетика // Тезисы докладов XVII Всесоюзной конференции по физике магнитных явлений. -

Донецк: Изд-во ДонФТИ АН УССР, 1985. - С. 27 - 28.

10. Чанбарисов Ш.Х. Учить учиться и учить науке // Вестник высшей школы. - 1968. - № 11.- С. 10 - 14.

11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти тт. - М.: Педагогика, 1982 - 1984.

12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.

13. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками дей-

ствительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 38.

14. Каримов М.Ф. Роль истории физики в подготовке будущих исследователей природной и технической действительности // История науки и техники. - 2005. - № 3. - С. 103 - 115.

Поступила в редакцию 20.10.2006 г.

УДК 373.5.047 (571.56) ББК 74.200.52 (2 Рос.Яку)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Солдатова С.Д.

В статье открыта проблема необходимости организации качественной допрофессиональной профориентационной работы в школах, ориентированной на сознательный выбор учащимися профессии педагога.

Региональная система образования - это новый для современной России тип саморазвивающегося социального организма, приоритетной задачей, которого является удовлетворение образовательных потребностей республики.

Управление развитием такой системы относится к компетенции администрации региона, которая принимает и реализует решения, касающиеся адаптации образовательной системы к научнометодическим, экономическим и социокультурным

реалиям региона, выработки конструктивной позиции педагогической общественности по ключевым проблемам регионального образования, а также перехода к целостной, гибкой, соответствующей потребностям региона системы непрерывного педагогического образования.

Постановлением Правительства РС (Я) от 25 августа 1999 года № 423 была утверждена Концепция непрерывного педагогического образования (НПО) в Республике Саха (Якутия) с целью объе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.